Ансамбль в архитектуре: Что такое ансамбль в архитектуре
Что такое ансамбль в архитектуре
Сущность ансамбля в архитектуре
Определение 1
Архитектурным ансамблем называют единство и гармонию пространственного композиционного решения комплекса зданий или сооружений.
Ансамблем может являться как общая композиция мостов или набережных, так и произведений монументального искусства, например, живописи или скульптуры, а также садово-паркового оформления.
Примечательно, что восприятие архитектурного ансамбля напрямую коррелирует со сменой освещения, времени года или присутствием людей. Одной из важнейших деталей архитектурного ансамбля можно назвать ландшафт. Зачастую с использованием рельефа местности можно добиться весьма оригинального эффекта. Например, довольно оригинальным архитектурным ансамблем можно назвать расположение церквей на высоком берегу реки Волги, ведь нередко в архитектурные ансамбли сознательно включают водоемы.
Архитектурный ансамбль возможно сформировать только при условии единого пространственного решения всего комплекса сооружений.
В композицию архитектурного ансамбля часто включаются не только сооружения и элементы ландшафта, но и скульптуры и памятники. Примером таких ансамблей могут послужить:
- Сенатская площадь, содержащая фигуру Медного всадника, Санкт-Петербург;
- Исаакиевская площадь с памятником Николаю I в Санкт-Петербурге.
Рисунок 1. Версаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дворцово-парковый ансамбль
Одним из основных разделов архитектурного ансамбля можно назвать дворцово-парковый ансамбль. В общем виде он представляет собой произведение садово-паркового искусства с элементами архитектуры. Обычно это масштабная архитектурная композиция, включающая переработку естественного рельефа какой-либо загородной резиденции, в которой все детали подчиняются единой концепции. Такое направление в архитектурном ансамбле, разумеется, может включать в себя искусственные или естественные водоемы. Примечательно, что дворцово-парковых ансамблей на сегодняшний день сохранилось мало, они, как правило, являются культурно-историческими или архитектурными памятниками.
Многие известные дворцово-парковые архитектурные ансамбли формировались на протяжении многих десятилетий или даже столетий. В таких композициях участвует несколько поколений архитекторов. В этой связи обычно в архитектуре подобных композиций отчетливо прослеживается влияние различных культурных эпох, архитектурных стилей и школ.
Наиболее известным садово-парковым ансамблем является Версаль во Франции. Подход к композиции ансамбля вызывал множество подражаний при устройстве загородных дворцов многих европейских правителей и стал переломным пунктом в истории садово-паркового искусства.
Этот дворцово-парковый ансамбль является бывшей резиденцией французских правителей в городе Версале. Данный ансамбль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным выражением идей абсолютизма. Ансамбль Версаля является крупнейшим в Европе, имеет целостный замысел и аккуратно гармонирует своими архитектурными формами с преобразованным ландшафтом. К концу XVII века Версаль стал образцом для всех парадных резиденций европейских правителей и аристократического слоя, однако прямых подражаний Версалю не наблюдается ни в одном европейском ансамбле.
Рисунок 2. Дворцовая Площадь в Санкт-Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Городской ансамбль и природа
На композицию архитектурного ансамбля города существенное влияние может оказывать природные условия. Например, рельеф с преобладанием равнин дает возможность проектировать прямые дороги, проспекты и улицы. В то же время рельеф холмистый, высокий вынуждает проводить криволинейные участки улиц, а также конструировать виадуки и мосты для преодоления низин.
Важным значением в проектировании архитектурной концепции городских территорий является наличие водоемов и их характер. Чем больший размер имеет водоем, тем в большей мере на него будет ориентироваться архитектурный ансамбль: устраиваются набережные, парки и прибрежные скверы. Дома, расположенные в непосредственной близости от воды, обращаются к водоему. В сторону водных объектов раскрываются ансамбли и площади. Именной этой особенности в проектировании ансамблей обязано появление «фасадов городов», которые характеризуются выходом на берега рек или морей.
В строительстве парков, скверов, организации прудов и прочих архитектурных ансамблей отражается связь облика города с природой. В градостроительном проектировании сложились определенные принципы, которые являются основой для складывающихся ансамблей.
В пространственном решении архитектурных ансамблей различают наиболее распространенные построения:
- глубинно-пространственная перспектива, раскрывающаяся вдоль вытянутой улицы или площади.
Такое решение принимается благодаря господствующей композиции главного элемента, либо наоборот, приводить к нему. Возможен альтернативный вариант такой перспективы – всему пространству, принимающему участие в перспективе, присваивается главенствующее значение по отношению к окружающему пространству;
- замкнутое пространство, ограничиваемое зданиями или массивами зелени. К такому принципу композиции может относиться парковая или городская площадь, а также внутриквартальные пространства.
- свободное пространство, характеризующееся расположением зданий таким образом, чтобы они образовывали строго определенные линейные границы улицы или площади. В таком случае пространственную среду будет определять элемент, служащий природной границей или сооружения, располагающиеся по периметру.
Архитектурные ансамбли в Европе
Архитектурный ансамбль
Определение 1
Архитектурный ансамбль – совокупность сооружений, образующих композиционное целое. Здания в нем подчиняются единому ритму и размещаются с учетом определенных принципов человеческого зрительного восприятия.
Основные составляющие архитектурного ансамбля, как правило, масштабно и пропорционально соотносятся друг с другом и образуют весьма уравновешенную композицию. Главный принцип построения архитектурных ансамблей может быть как симметричным, так и асимметричным. Ансамбль может объединять здания единого архитектурного стиля, т.е. включать в себя здания одной эпохи или быть разностильным. Примеры различных видов архитектурных ансамблей:
- Версаль, Франция, XVII-XVIII вв. Данный архитектурный ансамбль построен на принципе симметрии;
- афинский Акрополь, V век до нашей эры — комплекс сооружений одного стиля по принципу асимметрии;
- Смольный монастырь, Санкт-Петербург, 1748-1754 гг. Архитектурный ансамбль, характеризующийся объединением зданий одной эпохи и стиля;
- Новодевичий монастырь, Москва, XVI-XVII вв. – сочетает в себе разные стили сооружений.
Примечательно, что иногда в композицию архитектурных ансамблей помимо зданий и различных ландшафтных элементов включают памятники и скульптуры.
Площадь Святого Марка
Этот архитектурный ансамбль представляет одну из категорий – ансамбль площади. Площадь Святого Марка является главной городской площадью Венеции в Италии.
Площадь была образована в IX веке и представляла собой небольшое пространство перед собором Святого Марка. Площадь была расширена до нынешних размеров в 1177 году по случаю встречи Фридриха Барбароссы и папы Александра III.
Доминирует в данной архитектурной композиции площади Святого Марка Дворец дожей и находящаяся на некотором удалении от него колокольня базилики Святого Марка с лоджеттой. Комплекс сооружений площади Святого Марка содержит такие здания, как:
- колонны Святого Марка и Святого Теодора;
- Дворец дожей;
- Собор Святого Марка;
- Часовая башня Святого Марка;
- Старые и Новые прокурации;
- Ала Наполеоника;
- Библиотека Сан-Марко.
Мостовая данной площади вымощена специальным кирпичом по принципу «елки». Полосы светлого камня укладывались вдоль длинной оси площади, а полосы темного – вдоль короткой стороны.
Дворец дожей на площади Святого Марка был задуман как первостепенное сооружение площади. На сегодняшний день дворец является великим памятником итальянской архитектуры и одной из главных достопримечательностей в готическом стиле. Первое здание, располагающееся на этом месте, было построено в XI веке, однако до наших дней дошел уже реконструированный вариант 1424 года. Предположительно, главным архитектором данного проекта был венецианский специалист Филиппо Календарио.
Рисунок 1. Площадь Святого Марка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данное сооружение задумывалось как резиденция дожей республики. Изначально во дворце заседали Большой совет и сенат, а также работал Верховный суд и тайная полиция. Помещения дворца предполагали размещение контор юристов, канцелярии, службы цензоров и морского ведомства.
На первый взгляд кажется, что все архитектурные элементы архитектурного ансамбля сочетаются друг с другом как-то нелогично и случайно. Однако, при более детальном взгляде можно отметить, что все формы имеют очень привлекательный вид, полны жизни и радости. Художественное наполнение сооружений Площади Святого Марка весьма насыщенно и разумно.
Дрезденский Цвингер
Данный архитектурный ансамбль расположен в Германии, в городе Дрезден и запроектирован в стиле позднего барокко и неоренессанса. Название ансамбля происходит от места его расположения, в средние века цвингером называли часть крепости между наружными и внутренними стенами. Первое здание архитектурного ансамбля было построено между крепостными стенами города. Изначально назначением комплекса сооружений было выращивание апельсиновых деревьев. Сегодня он вмещает в себя ряд уникальных музеев, таких как Физико-математический салон, Дрезденская картинная галерея и т.д.
Начало строительства архитектурного ансамбля было положено в 1709 году, когда правитель Саксонии Август Сильный издал приказ о возведении деревянного сооружения для оранжереи. Данное сооружение впоследствии стало декорацией для праздников и турниров местного дворянства. В стиле барокко из камня были выложены три стороны Цвингера в 1732 году. Работами руководил немецкий архитектор Маттеус Даниэль Пёппельман. Четвертая сторона архитектурного ансамбля была выстроена в стиле неоренессанса в 1855 году под руководством Готфрида Земпера и предназначалась для картинной галереи и собрания скульптуры.
Одним из главных украшений строения являются оригинальные фонтаны и Нимфенбад (Купальня нимф). Восточный павильон ансамбля характеризуется часами с мелодичным перезвоном фарфоровых колокольчиков. Примечательны и многочисленные статуи Геракла на территории комплекса.
Рисунок 2. Дрезденский Цвингер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурному ансамблю в Дрездене неоднократно наносился серьезный урон в результате военных действий. Первые серьезные разрушения он потерпел при атаках прусской армии во время Семилетней войны. В результате революционных потрясений 1849 года сгорела почти вся восточная часть Цвингера. К концу 50-х годов часть сооружений комплекса была восстановлена, а полная реставрация завершилась в 1936 году.
Замечание 1
Во времена Второй мировой войны Цвингер пострадал в результате военных атак британской авиации, которая разбомбила центр Дрездена. Последняя реставрация архитектурного ансамбля продлилась до 1964 года.
ensable studio о
МАНИФЕСТ
1. Думаем руками, переживаем. Мы стремимся более точно контролировать процессы, чем результаты. Потому что поиск логики в развитии затрудняет ошибку.
2. Идем к истокам процессов, к сырью, пытаемся прийти к сущности элементов и систем построения. И это научное понимание дает крайнюю свободу действовать вне предвзятых процессов. Мы используем промышленность на службе архитектуры, а не наоборот.
3. Мы мечтаем о пространствах и проектируем их, используя взрывоопасную смесь воображения и реальности, стремясь взволновать места и людей, создать прочные связи, которые улучшат качество жизни в них и вокруг них.
4. В нашей работе нет классификаций, нет барьеров. Мы проектируем тень, чтобы получить пространство света, и мы можем строить из тяжелых элементов, чтобы получить невесомое и прозрачное пространство. Мы переходим от нагруженных структур к плотным конструкциям, от небольшого дома к более крупному масштабу города, от переупорядоченной природы к сборным системам.
5. Мы не игнорируем историю, мы ее изучали и перечитываем с каждым проектом. Но мы используем настоящие технологии и сталкиваемся с проблемами нашего времени.
6. Структура – это архитектура, на которую не только возложена важная задача борьбы с гравитацией, но и прочерчено пространство, обрамлено ландшафт, устроена программа, выражена; и так, определяет архитектуру. Без переодевания и маскировки, с конструктивной экономией и честностью.
7. И самое главное, мы это делаем. И если мы делаем ошибки, мы учимся. Но настойчивость в делах поддерживает нам жизнь. Если у нас нет работы, мы ее изобретаем.
КОМАНДА
Ensamble Studio — многофункциональная команда, основанная в 2000 году и возглавляемая архитекторами Антоном Гарсия-Абрилем и Деборой Меса. Уравновешивая воображение и реальность, искусство и науку, их работа обновляет типологии, технологии и методологии для решения таких разнообразных задач, как создание ландшафта или сборка дома. От их ранних работ – SGAE Headquarters, Hemeroscopium House или The Truffle в Испании – до самых последних – Ensamble Fabrica в Мадриде и Ca’n Terra на Менорке, Испания – каждый проект дает пространство для экспериментов, направленных на развитие своей области. В настоящее время через свой стартап WoHo они инвестируют в повышение качества архитектуры, делая ее более доступной за счет интеграции внешних технологий. Их новое исследовательское и производственное предприятие Ensamble Fabrica в Мадриде было построено для поддержки этого начинания.
Антон и Дебора стремятся делиться идеями и развивать синергию между профессиональным и академическим миром посредством преподавания, чтения лекций и исследований: она является критиком дизайна в области архитектуры в Гарвардском GSD, а он является профессором Массачусетского технологического института, где они стали соучредителями POPlab –Prototypes of Prefabrication Laboratory– в 2012 году.
Их вклад в теорию и практику архитектуры получил многочисленные международные признания, последние из которых: премия Американской академии искусств и литературы 2022 года, премия Маркуса 2021 года и 2019Премия RIBA Чарльза Дженкса.
Антон Гарсия-Абриль является архитектором с европейской лицензией и зарегистрированным архитектором в штате Массачусетс. Он основал Ensamble Studio в 2000 году и стал соучредителем WoHo в 2020 году. Он посвятил свою карьеру инновациям в типологиях, технологиях и методологиях, продвигая области архитектуры и строительства посредством работ, получивших международное признание. Вместе со своим партнером Деборой Меса он постепенно переосмыслил роль архитектора, добавив к своим компетенциям в области дизайна компетенции разработчика, подрядчика, производителя и изобретателя. Гарсия-Абриль является профессором Школы архитектуры и планирования Массачусетского технологического института (MIT) с 2012 года, где в том же году он стал соучредителем POPlab. Он получил премию Испанской академии исследований в Риме в 1996 имеет докторскую степень Мадридского политехнического университета.
Дебора Меса — европейский лицензированный архитектор, руководитель Ensamble Studio и соучредитель WoHo. Она освоила профессию, сочетая дизайн с практическим опытом работы в карьерах, на фабриках и стройках, куда она прибыла, чтобы воплотить инновационные идеи в жизнь вместе со своими партнерами Антоном Гарсия-Абрилем и Хавьером Куэста. Меса сыграла ключевую роль в расширении фирмы в США и внедрении междисциплинарного подхода к архитектуре. Она является критиком дизайна в области архитектуры в Гарвардском GSD и ранее работала критиком в целом в Pratt GAUD в 2021/22 году, председателем Вентулетта по архитектурному дизайну в Технологическом институте Джорджии в 2018/22 году и научным сотрудником в Массачусетском технологическом институте в 2013/18 году. в 2012 году основала POPlab –Prototypes of Prefabrication–. Меса имеет степень магистра Политехнического университета Мадрида, где она также защитила докторскую диссертацию.
Хавьер Куэста (Javier Cuesta) работает инженером-строителем в Ensamble Studio, к которой он присоединился с момента ее создания в 2000 году. Он является важной частью команды, активно участвующей в проектировании строительства каждого проекта, производимого офисом. Он руководит Ensamble Fabrica, собственной производственной мастерской, которая занимается созданием прототипов, сборкой строительных деталей и контролем строительных проектов фирмы на месте. Его опыт работы в качестве технического директора, сметчика, менеджера по строительству и развитию и координатора по охране труда и технике безопасности способствует очень прагматичному, но творческому видению работы офиса. Хавьер получил степень в Школе строительства Политехнического университета Мадрида. Хавьер является партнером WoHo и руководит процессами изготовления и сборки научно-исследовательских проектов WoHo.
Борха Сориано – помощник архитектора в Ensamble Studio, к которой он присоединился в 2013 году. Он руководит проектами на объекте, управляет строительством и обеспечивает интеграцию BIM. Он работает рука об руку с руководителями и другими членами команды, гарантируя надлежащую координацию обмена информацией между всеми сторонами. Он занимается проектами в Соединенных Штатах Америки, работая на всех этапах проекта: от проектирования до строительства. Борха является европейским лицензированным архитектором Университета Сан-Хорхе в Сарагосе и имеет степень бакалавра архитектуры Дублинского университетского колледжа. Он является партнером WoHo и руководит стратегией BIM и разработки продуктов научно-исследовательских проектов WoHo.
ENSAMBLE STUDIO
Часть ансамбля
Дом Пальмы в Окуилане, Мексика. Кредит: Луис Янг
В последние несколько лет Окуилан, небольшой город, расположенный к югу от Мехико, стал центром масштабной инициативы, направленной на улучшение жизни обездоленных жителей. В рамках этой программы ряду архитектурных фирм было предложено спроектировать индивидуальные дома для нуждающихся семей.
Получив заказ на создание дома для 8-летнего мальчика, его бабушки и дедушки, Пальма, практика, базирующаяся в Мехико и прибрежном городе Саюлита, работала, чтобы узнать о потребностях семьи в жилье, опираясь на обширную социальную работу, проводимую в рамках больших усилий. Алисия Ботеро и Сара Весселер из Лиги поговорили с партнерами Ильсе Карденас, Рехиной де Ойос и Диего Эскамильей о проекте.
*
Сара Весселер: Как возник этот проект?
Диего Эскамилья: Это началось с землетрясений 2017 года.
Мехико сильно разрушен в результате землетрясения 2017 года. Предоставлено: ProtoplasmaKid через CC SA 4.0
Усилия начали направляться в Окуилан, муниципалитет в двух часах езды от города, чтобы спроектировать новые дома для людей, которые в них нуждаются. Некоммерческая организация PienZa Sostenible, которая руководила проектом, пригласила к участию около 50 архитектурных фирм; большинство были мексиканцами.
Так мы связались с Акселем, его бабушкой и дедушкой. Они не пострадали от землетрясений напрямую, но были выбраны для участия в программе исходя из необходимости.
Наш проект имел те же характеристики, что и все остальные проекты PienZa Sostenibile в этом районе. Бюджет составлял около 240 000 песо или 12 000 долларов. Дом должен был быть 45 квадратных метров: ни на метр больше, ни на метр меньше. Что касается материала, то он должен был быть построен из бетонных блоков.
Ильзе Карденас: До прибытия архитекторов в этом районе уже было проделано много работы. Организация под названием Fundación Origen почти год работала с разными семьями. В рамках этих усилий были отобраны семьи с определенными характеристиками для получения новых домов: например, женщины, ставшие жертвами насилия, или семьи, у которых не было возможности восстановить свои дома после стихийного бедствия.
Я говорю это, потому что важно понимать, что это не было так, что кто-то вызвал каких-то архитекторов, а потом все было просто и произошло волшебно. Наоборот, уже проведена большая социальная работа по подготовке семей к решению жилищных вопросов.
Часто существует тенденция создавать впечатление, что архитектор проделал всю работу с сообществом и все исследования вместе с семьей. И в некоторых случаях это так, но для этого проекта эту работу проделал Fundación Origen.
Регина де Ойос: Хотя когда-то мы были назначены в семью, мы работали с ними, чтобы лучше понять, как они живут в настоящее время и какие пространства им нужны.
Участок дома перед строительством. Кредит: Пальма
Мы обнаружили, что их участок узкий, но очень длинный и немного поднимается к холму. Семья освоила различные участки этой земли; в одном районе держат животных, в другом строят дом для тети Акселя и так далее. Поэтому мы провели время с Акселем и его бабушкой и дедушкой, чтобы понять, что им нужно для этой последней части сайта, на которой мы собирались разместить их дом.
Карденас: У семьи уже были очень близкие отношения с этим участком земли; бабушка и дедушка купили его много лет назад. У них уже были семейные дома в собственности, некоторые в плохом состоянии, другие нет. У них была открытая кухня, которой они часто пользовались. У них был участок, где они выращивали кактусы, с которыми работали.
de Hoyos: Да, было важно понять их средства к существованию и то, как они повлияли на необходимые им помещения. Дедушка работает таксистом, а бабушка чистит кактусы опунции, чтобы продать их на рынке. Это отражено в том, как они обустроили свое пространство: у них есть кухня, а рядом с ней открытая площадка, которую они приспособили для уборки кактусов и так далее. Поэтому наша задача заключалась в том, чтобы понять, что им нужно в пространственном отношении помимо того, что у них есть в настоящее время.
Кроме того, важным соображением при проектировании было уединение, потому что этим имуществом занимаются три семьи, и, как и во всех семьях, отношения иногда бывают непростыми. Поэтому мы хотели дать Акселю и его бабушке и дедушке ощущение уединения, не заставляя их чувствовать себя оторванными от всего остального, что уже было на сайте.
Контекст сайта проекта (в центре). Фото: Луис Янг
Наша работа также заключалась в том, чтобы попытаться распознать ситуацию Акселя, которая усложнялась в ходе проекта, потому что изначально дом должен был принадлежать его матери, но она, к сожалению, умерла. Таким образом, бенефициаром оказался Аксель, а его бабушка и дедушка были опекунами. Мы работали над тем, чтобы понять эти семейные отношения и то, какой будет конфигурация в этом новом пространстве, которое будет представлять для них многое.
Карденас: Это было сложно, потому что в конце концов клиентом оказался 8-летний мальчик. Когда мы приехали навестить семью, он очень увлекся боксом, и больше всего его интересовало все, что связано с боксом — где он собирался повесить мешок и тому подобное. И это было немного деликатно, потому что да, он был бенефициаром этого проекта; да, дом будет для него в будущем. Но пока это должно было работать на бабушку и дедушку. Таким образом, должна была быть некоторая конфиденциальность и гибкость.
Слева: Аксель на сайте проекта. Справа: Пальма представляет свой дизайн бабушке и дедушке Акселя. Предоставлено: Palma
Вместо основного дома проект стал скорее своего рода коттеджем, призванным дополнить то, что семья уже годами строила на своей земле. Для нас было очень важно иметь в виду, что проект должен был стать еще одной частью этого ансамбля, и что мы здесь не для создания архитектурного шедевра или собственного дома.
Эскамилья: При проектировании главной задачей было обработать всего 45 квадратных метров и создать дом, в котором могли бы комфортно разместиться четыре человека. Сорок пять квадратных метров для дома с тремя спальнями действительно мало.
Мы придумали две стратегии. Один из них заключался в том, чтобы создать внутренний дворик в центре, который не считался с нами квадратными метрами — это был просто воздух. Патио также удовлетворило потребность в открытой кухне для бабушки Акселя и функционировало как пространство, где она могла чистить кактусы.
Другая стратегия заключалась в том, чтобы использовать вертикальные плоскости, чтобы играть с конфиденциальностью и позволить вам медленно открывать пространства. Вы приходите и снаружи видите блок, довольно твердый и плоский. Но по мере приближения начинают появляться вертикальные плоскости, которые создают или скрывают определенные виды. Они фокусируются на определенных деревьях; они блокируют ваш обзор, так что вы не видите спальни. Это дает ощущение простора; вы чувствуете, что проект намного больше, чем он есть на самом деле.
Кредит: Луис Янг
Алисия Ботеро: Вы реализовали ряд жилых проектов, многие из которых представляют собой элитные дома для отдыха. Как этот проект связан с этой работой?
de Hoyos: Что ж, мы играем по одним и тем же правилам для всех. Наша цель — максимально увеличить площадь и создать приятные, хорошо освещенные и вентилируемые пространства. Эти вещи не меняются от проекта к проекту.
Cárdenas: В этом проекте мы поняли одну вещь: как хорошо, когда два или более актера со схожими намерениями собираются вместе, а затем дизайнеры вносят свой вклад в достижение этих целей. В этом сценарии жилье получается из работы, которая уже была проделана с сообществами — серьезной работы. Дело не в том, чтобы просто попытаться разобраться во всем самостоятельно, а затем навязать жилье, которое, по вашему мнению, подойдет для определенных сообществ. Благодаря этому проекту взаимодействие с этими сообществами продолжалось долгое время — дольше, чем наш проект. И мы были как один винтик в этом механизме; мы вовсе не были главными героями.
Весселер: За последние несколько лет мы опросили несколько фирм, занимавшихся ликвидацией последствий землетрясения в Мексике. Не могли бы вы рассказать о роли этих инициатив в мексиканском архитектурном сообществе? Продолжаются ли эти или подобные инициативы сегодня?
Карденас: Землетрясение было переломным моментом для многих вещей. Он оказал глубокое влияние на разные поколения архитекторов, как на наше, так и на два последующих. С тех пор состоялось много встреч; было обнаружено много синергий между определенными фирмами и определенными организациями.