Архитектор елагина дворца: Елагиноостровский дворец-музей

Елагин (Елагинский) дворец • Архитектура

Елагин (Елагинский) дворец

На Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы.

Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П. Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны.

Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К. Росси создал на нем в 1818—1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма.

Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны. При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.

Елагин (Елагинский) дворец

Постепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.

Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г. на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом — «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII — начала XX в. (особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).

Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой. Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в., являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала. В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др. Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.

Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости. На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.

После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759—1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла. После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей. Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти — Николая I) в роли русских императоров. Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка — ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор». Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.

За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер. В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей. У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа — фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758—1839), более того, подружиться с ней.

Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776—1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем). Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла. Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей. После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка — новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы. Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности. Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).

Санкт-Петербург. Архитектура.: Елагин дворец.


В 1818 г. император Александр Первый подарил своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, летний дворец на Елагином острове, что раскинулся между Большой и Средней Невками. Своим названием остров обязан видному екатерининскому вельможе И.П. Елагину, который владел им с 1770-х гг. На ранних картах Петербурга этот остров именовался Мишиным: по легенде, петровские солдаты, впервые попав сюда в 1703 г. , наткнулись на медведя, и название появилось в честь этого происшествия. Поначалу землей, сменяя друг друга, владели петровские и екатерининские сановники, но каменное строительство началось только при Елагине. Тогда здесь были возведены большой дворец, оранжереи, павильоны, беседки, службы.

Создание летней резиденции, сооружение новых корпусов и другие строительные работы Александр Первый поручил придворному архитектору Карлу Росси (1775-1849). Мария Федоровна желала, чтобы ее новый летний дом совмещал пышность российского дворца с милой сердцу немецкой уютностью, и Росси постарался удовлетворить всем запросам заказчицы. Через пять лет напряженного труда на острове поднялся жемчужно-серый, словно мерцающий на фоне зеленой листвы дворец с плоским куполом. В зеркальных стеклах его окон отражался прекрасный парк, созданный придворным садовником Джозефом Бушем.


Западный и восточный фасады дворца имеют торжественно-нарядный вид, подчеркнутый белоснежными коринфскими колоннами. Центральная часть западного фасада выделена шестиколонным портиком — это был излюбленный прием архитектора. Широкая лестница и закругленные пандусы связывают здание с раскинувшимся перед ним Масляным лугом. Восточный фасад со стороны реки украшен шестиколонной полуротондой, углы отмечены четырехколонными портиками со сдвоенными колоннами.

Искусный декоратор, Росси продолжил игру контрастов двух дворцовых фасадов в убранстве внутренних помещений, где большие залы чередуются с малыми покоями, а строгая белизна стен — с яркой и насыщенной отделкой. Центральное положение занимает Овальный, или Танцевальный, зал, обращенный к реке. Его опоясывают ионические колонны с кариатидами, между которыми располагаются изысканные барельефные композиции на античные темы. Зал примыкает к парадному вестибюлю, но их разделяет узкая полутемная галерея. Попадая из нее в просторное светоносное помещение, невозможно сдержать возглас изумления. К Овальному двухсветному залу на первом этаже примыкает Голубая и Малиновая гостиные, которые открывают парадные интерьеры с отделкой, воспроизводящей дух богатых жилищ римских патрициев. Стены гостиных затянуты узорчатой обивкой соответствующих названию цветов.

Вдоль бокового фасада дворца протянулась изысканно сдержанная по декору столовая, выдержанная в золотисто-желтых тонах. В кабинете не только стены, но и потолок покрывал искусственный мрамор, украшенный полихромной живописью художника Антонио Виги, напоминавшей росписи по фарфору, и потому его нередко называли Фарфоровым. Рядом с кабинетом расположилась пышная и нарядная Опочивальня.

Елагин дворец называли дворцом дверей — их здесь очень много, но нет двух одинаковых. Создавая определенный ритм и симметрию, Росси иногда использовал фальшивые двери.
У подножия дворца Росси устроил обширную террасу с пологими лестницами и широкими маршами. Одна из них, полукруглая, с вазами из белого каррарского мрамора и ажурными корзинами-цветочницами, вторит плавным линиям купола и полукруглой ротонды, словно подчеркивая ритм движения речных волн. Другая, парадная каменная лестница, украшена чугунными изваяниями львов, повторяющими бронзовые статуи Львиного каскада в Петергофе.

Дворец стал композиционным центром ансамбля, в который вошли Кухонный и Конюшенный корпуса, оранжерея, домик садовника, павильон у пристани, музыкальный павильон, гауптвахта у моста. Эта первая «архитектурная симфония» Карла России принесла тогда молодому зодчему блистательный успех.

В советское время Елагин дворец занимали разные учреждения. Разрушенный во время Великой отечественной войны, он был полностью восстановлен к 1960 г. Сейчас в нем размещается Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца 18 — начала 20 в.

Бродячая камера — Заметки о Санкт-Петербурге и его окрестностях

Альбом 352
(Перевод б у Виктора Варганова )

 

Сегодня отрываемся от старого альбома

о Елагином острове и осматриваем интерьеры Елагина дворца.

 

Название Елагина дворца произошло от имени Ивана Елагина, которому этот остров был пожалован Короной в 1777 году. Дом, построенный для господина Елагина в 1785 году, был очень похож на нынешний дворец. В середине 1820-х годов дворец был перестроен известным архитектором-неоклассиком Карло Росси.

Первоначальная Ротонда выглядела несколько иначе и само здание было скромнее: боковые портики и большая часть третьего этажа, примыкавшего к Ротонде, были пристроены в 1820-х годах.

Для сравнения на следующем снимке показан Конюшенный корпус (Конюшенный корпус), спроектированный тем же Карло Росси и расположенный через Масляный луг от главного дворца. Обратите внимание на замечательное единство стиля между двумя зданиями.

Но вернемся в Елагин дворец и осмотрим некоторые интерьеры..

 

Оригинальная спальня
(Поскольку оригинальной кровати не сохранилось, комната обставлена ​​как гостиная).

Прежде всего позвольте мне извиниться за качество некоторых фотографий. Условия освещения были менее чем приемлемыми (это было довольно дипломатическим выражением: к нашему приезду электричество было отключено — сотрудники музея были недовольны нашим требованием включить его. Они ворчали на нас, но вынуждены были подчиниться.

И это несмотря на то, что мы платно платили за фото.

Терпсихора — муза Танца.

В 1870-х годах, через полвека после изготовления этих часов, Елагин дворец был молчаливым свидетелем романтической связи Александра II с княгиней Юрьевской.

Голубая гостиная.
Камин изготовлен из черного итальянского мрамора С. Модерни.
Картины Джованни Скотти.

Угловой кабинет или Фарфоровый кабинет.

Картины Антонио Виджи и Джованни Скотти.

 

Овальный зал

Окна нижнего яруса представляют собой зеркальные панели, предназначенные для визуального расширения зала.

 

Люстра изготовлена ​​Я. Бауманом и С. Пименовым по рисунку Карло Росси.

Барельефы выполнены В. Демут-Малиновским.

 

Вид из окна дворца на ледяную реку

Багровая гостиная.

Мраморный камин работы Ф. Трискорни.

 

Одна из дворцовых дверей с богатой отделкой из красного дерева.

Столовая предназначалась для праздничных трапез.

Без роскошного обеденного стола выглядит несколько уныло, больше похоже на просторный коридор.

Надо сказать, что во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара. Интерьеры воссозданы по фотографиям, а большая часть старинной мебели поступила из других дворцовых коллекций.

 

Крылатые персонажи — амуры.

Весь скульптурный декор зала выполнен В. Демут-Малиновским.

Картины были сделаны Джованни Скотти.

Элегантная ваза, изображающая богатство летних цветов, резко контрастирует с суровым пейзажем за окном.

Вестибюль (дверь справа ведет посетителя в сырые выдающиеся интерьеры).

Верхние части стен украшены росписью на мифологические сюжеты — в основном о Геракле и Клио. Такой стиль живописи, повторяющий объемный барельеф, называется гризайль (от французского слова gris, означающего серый).

 

В нишах вы найдете древнегреческих девушек Кору работы скульптора С. Пименова.

Их довольно загадочное русское имя — «Кора» — имеет свои корни в греческом слове « Коре «, что кстати означает « барышня » 🙂

Потолочные украшения и изысканные люстры в вестибюле

Завершим этот альбом еще одним видом на Елагин дворец, на этот раз со стороны Масляного Луга со стороны парка.

Пополнение в разделе «Жизнь города», Альбом за октябрь 2005 г. рассказывает о посещении аэроклуба «Арго» в Гостилицах за пределами
Санкт-Петербург

Поделиться этой страницей через:

Город Архитектора Росси

Чего ожидать?

Маршрут начинается на Сенатской площади, возле зданий Сената и Синода. Арка между ними, по замыслу архитектора, должна была символизировать единство государства и церкви. Сейчас здание Сената занимает Конституционный суд, а здание Синода — Президентская библиотека им. Ельцина.

Ваш путь лежит по Адмиралтейской набережной, парадный пирс со львами — творение Карла Росси. Интересно, что исторически пристань располагалась чуть выше по течению – там, где сегодня Дворцовый мост.

Ансамбль Дворцовой площади — главной парадной площади Санкт-Петербурга — сложился в 1820-е годы, когда по проекту Росси был возведен комплекс зданий Главного штаба. Сегодня в восточном крыле Главного штаба размещаются выставки Государственного Эрмитажа. Два крыла, охватывающих площадь полукругом и соединенных триумфальной аркой, — один из самых известных «открыточных» видов города. Но перейдя реку Мойку и взглянув на восточное крыло здания со стороны Капеллы, вы увидите необычную картину – острый, почти двухмерный угол фасада, напоминающий нос корабля.

Пройдясь по набережной реки Мойки до места ее соединения с каналом Грибоедова, вы увидите Трехмостье — уникальное инженерное сооружение, состоящее из трех частей: Мало-Конюшенного и Театрального мостов, а также Ложный мост-плотину. Автор Трех мостов инженер В.К. фон Треттер, а проект перепланировки этой территории принадлежит Росси, он составлен в рамках строительства Михайловского дворца, которое у вас еще впереди.

А вот классический трехэтажный дом, расположенный рядом с мостами и выполненный в характерных для России желто-белых тонах, построил не Росси, а совсем другой архитектор — Доменико Адамини.

Обойдя Храм Спаса-на-Крови, войдите в Михайловский сад, созданный при Михайловском дворце по замыслу великого зодчего. Прогуливаясь по саду, обратите внимание на павильон Росси с его дорической колоннадой и полуротондой, а также на изящный чугунный мост Росси через канал, соединяющий два пруда.

В Михайловском дворце сегодня находится Государственный Русский музей. И сам дворец, и ансамбль площади Искусств, к которой он обращен главным фасадом, были спроектированы Росси. В едином стиле он составил и проекты всех зданий, выходящих на площадь, и в дальнейшем этому стилю следовали и другие архитекторы, застроившие площадь.

На соседней Манежной площади вы увидите здания Михайловского манежа и конюшни. Они были построены архитектором Винченцо Бренна в составе комплекса зданий Михайловского замка. Молодой Карл Росси, как мы помним, помогал своему учителю в этом проекте и в 1823-1824 годах перестроил манеж и конюшни, связав их фасады в единую композицию.

Малая Садовая улица приведет вас к площади Островского. В XIX веке площадь называлась Александринской по ее доминанте — величественному ампирному зданию Александринского театра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *