Архитектор елагина дворца: Елагиноостровский дворец-музей
Елагин (Елагинский) дворец • Архитектура
Елагин (Елагинский) дворецНа Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы.
Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П. Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны.
Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К. Росси создал на нем в 1818—1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма.
Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны. При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.
Елагин (Елагинский) дворецПостепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.
Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г. на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом — «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII — начала XX в. (особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).
Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой. Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в., являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала. В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др. Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.
Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости. На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.
После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759—1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла. После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей. Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти — Николая I) в роли русских императоров. Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка — ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор». Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.
За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер. В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей. У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа — фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758—1839), более того, подружиться с ней.
Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776—1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем). Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла. Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей. После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка — новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы. Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности. Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).
Санкт-Петербург. Архитектура.: Елагин дворец.
В 1818 г. император Александр Первый подарил своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, летний дворец на Елагином острове, что раскинулся между Большой и Средней Невками. Своим названием остров обязан видному екатерининскому вельможе И.П. Елагину, который владел им с 1770-х гг. На ранних картах Петербурга этот остров именовался Мишиным: по легенде, петровские солдаты, впервые попав сюда в 1703 г. , наткнулись на медведя, и название появилось в честь этого происшествия. Поначалу землей, сменяя друг друга, владели петровские и екатерининские сановники, но каменное строительство началось только при Елагине. Тогда здесь были возведены большой дворец, оранжереи, павильоны, беседки, службы.
Создание летней резиденции, сооружение новых корпусов и другие строительные работы Александр Первый поручил придворному архитектору Карлу Росси (1775-1849). Мария Федоровна желала, чтобы ее новый летний дом совмещал пышность российского дворца с милой сердцу немецкой уютностью, и Росси постарался удовлетворить всем запросам заказчицы. Через пять лет напряженного труда на острове поднялся жемчужно-серый, словно мерцающий на фоне зеленой листвы дворец с плоским куполом. В зеркальных стеклах его окон отражался прекрасный парк, созданный придворным садовником Джозефом Бушем.
Западный и восточный фасады дворца имеют торжественно-нарядный вид, подчеркнутый белоснежными коринфскими колоннами. Центральная часть западного фасада выделена шестиколонным портиком — это был излюбленный прием архитектора. Широкая лестница и закругленные пандусы связывают здание с раскинувшимся перед ним Масляным лугом. Восточный фасад со стороны реки украшен шестиколонной полуротондой, углы отмечены четырехколонными портиками со сдвоенными колоннами.
Искусный декоратор, Росси продолжил игру контрастов двух дворцовых фасадов в убранстве внутренних помещений, где большие залы чередуются с малыми покоями, а строгая белизна стен — с яркой и насыщенной отделкой. Центральное положение занимает Овальный, или Танцевальный, зал, обращенный к реке. Его опоясывают ионические колонны с кариатидами, между которыми располагаются изысканные барельефные композиции на античные темы. Зал примыкает к парадному вестибюлю, но их разделяет узкая полутемная галерея. Попадая из нее в просторное светоносное помещение, невозможно сдержать возглас изумления. К Овальному двухсветному залу на первом этаже примыкает Голубая и Малиновая гостиные, которые открывают парадные интерьеры с отделкой, воспроизводящей дух богатых жилищ римских патрициев. Стены гостиных затянуты узорчатой обивкой соответствующих названию цветов.
Елагин дворец называли дворцом дверей — их здесь очень много, но нет двух одинаковых. Создавая определенный ритм и симметрию, Росси иногда использовал фальшивые двери.
У подножия дворца Росси устроил обширную террасу с пологими лестницами и широкими маршами. Одна из них, полукруглая, с вазами из белого каррарского мрамора и ажурными корзинами-цветочницами, вторит плавным линиям купола и полукруглой ротонды, словно подчеркивая ритм движения речных волн. Другая, парадная каменная лестница, украшена чугунными изваяниями львов, повторяющими бронзовые статуи Львиного каскада в Петергофе.
Дворец стал композиционным центром ансамбля, в который вошли Кухонный и Конюшенный корпуса, оранжерея, домик садовника, павильон у пристани, музыкальный павильон, гауптвахта у моста. Эта первая «архитектурная симфония» Карла России принесла тогда молодому зодчему блистательный успех.
В советское время Елагин дворец занимали разные учреждения. Разрушенный во время Великой отечественной войны, он был полностью восстановлен к 1960 г. Сейчас в нем размещается Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца 18 — начала 20 в.
Альбом 352
Сегодня отрываемся от старого альбома
Поделиться этой страницей через: |
Город Архитектора Росси
Чего ожидать?
Маршрут начинается на Сенатской площади, возле зданий Сената и Синода. Арка между ними, по замыслу архитектора, должна была символизировать единство государства и церкви. Сейчас здание Сената занимает Конституционный суд, а здание Синода — Президентская библиотека им. Ельцина.
Ваш путь лежит по Адмиралтейской набережной, парадный пирс со львами — творение Карла Росси. Интересно, что исторически пристань располагалась чуть выше по течению – там, где сегодня Дворцовый мост.
Ансамбль Дворцовой площади — главной парадной площади Санкт-Петербурга — сложился в 1820-е годы, когда по проекту Росси был возведен комплекс зданий Главного штаба. Сегодня в восточном крыле Главного штаба размещаются выставки Государственного Эрмитажа. Два крыла, охватывающих площадь полукругом и соединенных триумфальной аркой, — один из самых известных «открыточных» видов города. Но перейдя реку Мойку и взглянув на восточное крыло здания со стороны Капеллы, вы увидите необычную картину – острый, почти двухмерный угол фасада, напоминающий нос корабля.
Пройдясь по набережной реки Мойки до места ее соединения с каналом Грибоедова, вы увидите Трехмостье — уникальное инженерное сооружение, состоящее из трех частей: Мало-Конюшенного и Театрального мостов, а также Ложный мост-плотину. Автор Трех мостов инженер В.К. фон Треттер, а проект перепланировки этой территории принадлежит Росси, он составлен в рамках строительства Михайловского дворца, которое у вас еще впереди.
А вот классический трехэтажный дом, расположенный рядом с мостами и выполненный в характерных для России желто-белых тонах, построил не Росси, а совсем другой архитектор — Доменико Адамини.
Обойдя Храм Спаса-на-Крови, войдите в Михайловский сад, созданный при Михайловском дворце по замыслу великого зодчего. Прогуливаясь по саду, обратите внимание на павильон Росси с его дорической колоннадой и полуротондой, а также на изящный чугунный мост Росси через канал, соединяющий два пруда.
В Михайловском дворце сегодня находится Государственный Русский музей. И сам дворец, и ансамбль площади Искусств, к которой он обращен главным фасадом, были спроектированы Росси. В едином стиле он составил и проекты всех зданий, выходящих на площадь, и в дальнейшем этому стилю следовали и другие архитекторы, застроившие площадь.
На соседней Манежной площади вы увидите здания Михайловского манежа и конюшни. Они были построены архитектором Винченцо Бренна в составе комплекса зданий Михайловского замка. Молодой Карл Росси, как мы помним, помогал своему учителю в этом проекте и в 1823-1824 годах перестроил манеж и конюшни, связав их фасады в единую композицию.
Малая Садовая улица приведет вас к площади Островского. В XIX веке площадь называлась Александринской по ее доминанте — величественному ампирному зданию Александринского театра.