Архитектор мис ван дер роэ: Людвиг Мис ван дер Роэ — гений свободной планировки

«Меньше — значит больше»: что сделал Мис ван дер Роэ для архитектуры | by ArtFragment

17 августа исполнится 52 года со смерти Людвига Мис ван дер Роэ. А 22 августа после реконструкции откроется построенная по его проекту Новая национальная галерея в Берлине. Мы решили, что стоит вспомнить о гении свободной планировки и одном из главных архитекторов XX века.

Но уже с детства он помогал отцу, который был каменщиком. У семьи было небольшое предприятие и магазин в Ахене. Подросток учился обрабатывать камень, а уже в 15 лет делал чертежи штукатурных орнаментов. Но дорогу в профессию Мису ван дер Роэ дала работа в берлинской мастерской Петера Беренса. Там будущий прославленный архитектор познакомился с Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье и стал искать новые архитектурные формы.

Людвиг Мис ван дер Роэ в мастерской Петера Беренса

И тогда же поменял фамилию. По рождению он был Людвигом Михаэлем Мисом — по отцу. Но архитектор решил взять более претенциозную фамилию матери — Роэ, объединив ее с унаследованной от отца с помощью аристократического сочетания «ван дер».

Людвиг Мис ван дер Роэ за работой

Он руководил строительством немецкого посольства на Исаакиевской площади. Оно возводилось по проекту того самого Петера Беренса, у которого работал Роэ. Жители города, правда, постройку не оценили и назвали ее «варварством в своем запоздалом модернистском настроении». А 14 колонн на фасаде Александр Бенуа окрестил «частоколом столбов».

Здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге, 1914

Первый — «Меньше — значит больше». Роэ стал одним из основателей минимализма в архитектуре. Он стремился к максимальной простоте: четкие линии, легкие каркасные конструкции и… свободная планировка. Она стала вторым принципом Роэ. «Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план», — писал архитектор в 1953 году.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Он рассказывал, что первые несколько лет жил в гостинице в Чикаго.

«У меня было только три потребности — мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. При себе я имел три ценности — работу Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее».

Людвиг Мис ван дер Роэ

Самым знаменитым стал нью-йоркский Сигрэм-билдинг. Архитектор предложил сдвинуть строение вглубь квартала, а на освободившемся пространстве расположить фонтан. Роэ возводил небоскребы в десятки этажей, но однажды на вопрос про их строительство ответил, что это не сравнится с созданием хорошего кресла. Мис ван дер Роэ считал, что продумать предмет интерьера сложнее, ведь он должен быть крепким, легким и удобным.

Небоскреб Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке

В 1946–1951 годах в Иллинойсе архитектор возвел «Стеклянный дом» для известной в Чикаго женщины-хирурга Эдит Фарнсуорт, которая стала его возлюбленной. Роэ задумал строение без всего лишнего — чтобы ничто не отвлекало от природы. И возвел неординарную постройку из двух плоскостей и приподнятой террасы. Оправдать ожидания Фарнсуорт архитектор не смог. Отношения закончились разрывом, а владелица дома подала в суд из-за чрезмерного счета.

«Стеклянный дом» Эдит Фарнсуорт

За несколько лет до смерти от сказал, что «архитектура не вечна, она — часть эпохи». При этом добавил, что его архитектура из моды не выйдет.

«Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени».

Мис ван дер Роэ оказался прав.

Павильон Миса ван дер Роэ на выставке в Барселоне

Больше про современное искусство — в telegram-канале ArtFragment.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Немецкий архитектор и дизайнер, один из самых ярких представителей школы Bauhaus.

1896 – посещает приходскую школу в Ахене (Германия)

1899 – 1901 – учится в профессиональном училище Ахена, учиться градостроительству в Ахене.

1901 – 1905 – поступает на вечернее и выходное обучение конструированию и рисунку в Ахене. Работает чертёжником лепного орнамента, а также работает в нескольких архитектурных студиях Ахена.

1907 – 1908 – занимается в Берлине в школе прикладных искусств при музее декоративно-прикладных искусств под руководством Бруно Пола (Bruno Paul)

1908 – первый самостоятельный архитектурный проект. Здание Дом Риль (Haus Reihl) в Потсдаме (Германия).

1908 – 1912 – присоединяется к архитектурному бюро Питера Беренса (Peter Behrens).

C 1912 года Людвиг Мис ван дер Роэ занимается самостоятельными архитектурными проектами. На его счету постройка нескольких вилл.

1921, 1922 – Первые попытки в авангардной архитектуре. Проект небоскреба на Friedrichstraße в Берлине, который не был построен, а также загородный дом, построенный из армированного бетона.

1925 – 1927 – немецкая выставка “Квартира” (Die Wohnung), от немецкого Веркбунда (союз архитекторов, проектировщиков, художников). Людвиг Мис ван дер Роэ был художественным руководителем строительного проекта рабочего поселка Вайсенхоф в Штуттгарте.

1926 – 1932 – вице-президент Немецкого Веркбунда.

1926 – монумент Карлу Либнехту и Розе Люксембург в Берлине.

1927 – патентует модель консольного стула (на весу) из гнутой трубчатой стали. Модель MR10 и MR20 ; работает над архитектурными решениями кафе Café Samt und Seide для выставки “Женская мода” совместно с Лилли Рейх (дизайнер модернист, партнер Людвига Миса на протяжении 10 лет).

1928 – вилла Тугендадт в Чехославакии – знаменитая работа Людвига Миса ван дер Роэ в городе Брно. Считается вехой в развитии архитектуры модернизма. Вилла была построена для Фрица Тугендгата и его жены Греты. Людвиг Мис разработал для виллы мебель – стулья (Brno chairs) и кресла (Tugendadt lounge chairs). Интерьеры виллы были реконструированы, отреставрированы деревянные элементы (двери) и мебель в начале 2010-х.

1929 – Немецкий павильон на всемирной выставке в Барселоне. Barcelona chair.

1930 – 1932 – директор школы Баухаус в Дессау , а после 1932 года в Берлине.

1931 – начинает сотрудничество с фабрикой Thonet на производство мебели из трубчатой стали.

1938 – эмиграция в США ; профессор отделения архитектуры в Armour Institute of Technology, переименованный в 1940-м году в Иллинойсский технологический институт в Чикаго. Проектирует учебные здания и кампус.

1945 – 1951 – знаменитая стеклянная вилла Фарнсворт в штате Иллинойс.

1947 – ретроспективная выставка в MoMA в Нью Йорке.

1948 – 1951 – знаменитые высотные жилые здания в Чикаго на 860-880 Lake Shore Drive. В 2010 году, здания были отреставрированы архитектурным бюро Krueck & Sexton. Реконструкция была бережной, она включала повторное покрытие стальной рамы фасада здания, очистка алюминиевых окон и очистка пескоструйным аппаратом стекол в лобби.

1954 – 1958 – Seagram building в Нью Йорке совместно с Филипом Джонсоном (Philip Johnson).

1962 – 1968 – здание Новой национальной галереи в Берлине. Здание считается иконой классического модернизма.

В коллекции галереи Палисандр легендарная модель кресла Barcelona.

Фото © Werner Blaser http://www.blaserarchitekten.ch/ 

Меньше значит больше: Мис ван дер Роэ, пионер современного движения

Меньше значит больше: Мис ван дер Роэ, пионер современного движения

Первоначально известный как немецкий павильон, барселонский павильон был спроектирован Мис ван дер Роэ в 1929 г. Изображение © Гили Мерин
  • Автор: ArchDaily Team

Людвиг Мис ван дер Роэ — один из самых влиятельных архитекторов 20 века, известный своей ролью в развитии самого стойкого архитектурного стиля эпохи: модернизма. Родившийся в Аахене, Германия, карьера Миса началась в влиятельной студии Питера Беренса, где Мис работал вместе с двумя другими титанами модернизма, Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье. На протяжении почти века минималистский стиль Миса был очень популярен; его знаменитый афоризм « меньше значит больше» до сих пор широко используется даже теми, кто не знает о его происхождении.

+ 3

Мис начал развивать этот стиль в 1920-х годах, сочетая функционалистские промышленные интересы своих современников-модернистов и эстетическое стремление к минимальным пересекающимся плоскостям, отвергая традиционные системы закрытых помещений и в значительной степени полагаясь на стекло, чтобы растворить границу между интерьером здания. и экстерьер. Десятилетие завершилось его предложением о небоскребе на Фридрихштрассе, нереализованной цельностеклянной башне, спроектированной в 1921, которые закрепили его известность в архитектурном авангарде, и его Немецкий павильон 1929 года на выставке в Барселоне (более известный как павильон Барселоны), который остается одной из его самых известных и популярных работ.

В 1930 году Мис сменил Ханнеса Мейера на посту директора Баухауза — школы, основанной и чаще всего связанной с ее основателем Вальтером Гропиусом. В 1932, работа Миса стала краеугольным камнем выставки Музея современного искусства «Международный стиль», курируемой Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком, выставки, которая не только укрепила роль Миса как лидера модернистского движения, но и также представил само движение более широкой международной аудитории.


Связанная статья

Классика нашей эры: Павильон Барселоны / Мис ван дер Роэ


После закрытия Баухауза и продолжающегося подъема нацистов в Германии Мису стало труднее работать на родине. В конце концов он решил эмигрировать в Соединенные Штаты в 1937, где он поселился в Чикаго и стал главой Иллинойского технологического института. За 20 лет работы в IIT Мис разработал то, что стало известно как «вторая чикагская школа архитектуры», стиль упрощенных прямолинейных высотных зданий, примером которого являются такие проекты, как 860-880 Lakeshore Drive и Seagram Building. Наряду с этой новой типологией небоскребов он также продолжал развивать свою типологию павильонов с низкой посадкой, которую он впервые опробовал в таких проектах, как павильон в Барселоне, — с его полностью прозрачным домом Фарнсворта, завершенным в 1951, вероятно, самый устойчивый пример в Соединенных Штатах. Временами Мису также удавалось объединить обе эти типологии в одну композицию, как он это сделал в комплексе из трех зданий Чикагского федерального центра.

Познакомьтесь с некоторыми из самых знаковых проектов Мис ван дер Роэ:

Павильон Барселоны (1929 г.)

Первоначально известный как немецкий павильон, павильон Барселоны был спроектирован Мис ван дер Роэ в 1929 году. Изображение © Gili Merin

Farnsworth House (1951)

Дом Фарнсворта Мис ван дер Роэ, демонстрирующий оригинальную мебель Эдит Фарнсворт. Изображение © Уильям Збарен

Здание Сигрэм (1958 г.)

Здание Сигрэм было спроектировано Людвигом Мис ван дер Роэ. Изображение © ФАДБ | Shutterstock

Парк Лафайет (1959)

Парк Лафайет представляет собой крупнейшую в мире коллекцию зданий, спроектированных Мис ван дер Роэ. Image © Jamie Schafer

Новая национальная галерея (1968)

Новая национальная галерея Миса ван дер Роэ была недавно отремонтирована Дэвидом Чипперфилдом. Изображение предоставлено BBR / Thomas Bruns

IBM Building (330 North Wabash) (1973)

330 North Wabash (в центре), дизайн Миса ван дер Роэ. Изображение © Steven Dahlman, по лицензии CC BY-SA 3. 0

Чикаго

Федеральный центр (Федеральное здание Ключински) (1974) Федеральный центр Чикаго, официально известный как Федеральное здание Ключински, был спроектирован Мисом ван дер Роэ и завершен в 1974 году. через пять лет после смерти архитектора. Изображение © Нина Ализада | Shutterstock

Процитируйте: Команда ArchDaily. «Меньше значит больше: Мис ван дер Роэ, пионер современного движения» 27 марта 2021 г. ArchDaily. Доступ .

Человек — Общество Миса ван дер Роэ

Отрочество и Баухауз

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969), немецкий архитектор и педагог, широко известен как один из величайших архитекторов 20 века. Он помог определить современную архитектуру, подчеркнув открытое пространство и открыв промышленные материалы, используемые в строительстве.

Родившийся в Аахене, Германия, Мис провел первую половину своей карьеры в своей родной стране. Его ранние работы были в основном жилыми, и он получил свой первый независимый заказ, Дом Риля (1907), когда ему было всего 20 лет. Мис быстро стал ведущей фигурой в авангардной жизни Берлина и получил широкое уважение в Европе за свои новаторские постройки, в том числе павильон Барселоны (1929). В 1930 году он был назначен директором Баухауза, известной немецкой школы экспериментального искусства и дизайна, которую он возглавлял до 1933 года, когда он закрыл школу под давлением нацистского режима.

Armor Institute, один из институтов-предшественников Иллинойского технологического института, был основан в 189 г.0 как раз тогда, когда Чикаго становился центром прогрессивной архитектурной мысли. Такие люди, как Бернхем и Рут, Салливан и Адлер, а также Уильям Ле Барон Дженни, трансформировали практику и разработали архитектурный словарь, в котором структура и функциональность ставились выше орнамента.

Это поколение архитекторов основало то, что стало известно как первая Чикагская архитектурная школа, а Мис ван дер Роэ основал следующую. В 1936 году, когда Эрл Рид ушел с поста директора архитектурного факультета Арморного института, школа привлекла архитектурных лидеров Чикаго к поиску нового директора. Поисковый комитет, возглавляемый Джоном Холабердом, завербовал Миса. Первой задачей Миса была «рационализация» учебной программы по архитектуре.

Когда Мис приехал в 1938 году, он настаивал на подходе к обучению, основанном на основах: студенты-архитекторы должны сначала научиться рисовать, затем получить глубокие знания о свойствах и использовании строительных материалов и, наконец, освоить основные принципы построения. проектирование и строительство. В эти ранние годы Мис проводил занятия в космосе, предоставленные Художественным институтом Чикаго. Второй задачей Миса было расширение кампуса на южной стороне. В 1940 году Институт Армора и Институт Льюиса объединились в Технологический институт Иллинойса.

Первоначальные семь акров Armor Insitute не могли вместить объединенные школы, и Мису было предложено разработать план недавно расширенного кампуса площадью 120 акров.

Поездка в Америку

Прочное наследие

Со времен Вирджинского университета Томаса Джефферсона (1819 г.) американский кампус не был работой одного архитектора. Первоначальное предложение Миса предусматривало более традиционную планировку нескольких больших зданий, сгруппированных вокруг открытого пространства, но в своем окончательном генеральном плане он принял прямолинейную сетку улиц Чикаго и спроектировал две симметрично сбалансированные группы зданий. Учебные корпуса Миса резко контрастировали с патрицианскими кампусами прошлого. В них воплощены методы и материалы ХХ века: стальные и бетонные каркасы с навесными стенами из кирпича и стекла.

Элегантный урбанистический кампус Illinois Tech был отражением технологической направленности университета. Генеральный план создал оазис спокойствия, который имитировал открытость прерий Среднего Запада посреди хаотичного окружающего города. Здания Миса величественны и гармоничны, они устанавливают новый эстетический стандарт современной архитектуры. Действительно, проекты Миса настолько проникли в наше определение архитектуры, что трудно представить, насколько революционным был кампус, когда он был впервые построен.

Мис спроектировал некоторые из самых узнаваемых небоскребов страны, в том числе апартаменты Lake Shore Drive в Чикаго и Seagram Building в Нью-Йорке.

Согласны ли вы с утверждением Миса о том, что чем меньше, тем лучше, нельзя недооценивать его вклад в современный городской ландшафт. Архитектура Миса была описана как выражение индустриальной эпохи так же, как готика была выражением эпохи церковности. В 1956 году знаменитый архитектор Ээро Сааринен выступил на открытии шедевра Миса «С. Р. Краун-холл и назвал его третьим великим художником Чикаго, поместив Миса в престижную родословную Луи Салливана и Фрэнка Ллойда Райта. «Великая архитектура одновременно универсальна и индивидуальна, — сказал Сааринен на церемонии открытия. — Универсальность возникает, потому что существует архитектура, выражающая свое время. Но индивидуальность приходит как выражение уникального сочетания веры, честности, преданности и веры в архитектуру одного человека». После 20 лет работы директором по архитектуре в Illinois Tech Мис ушел в отставку в 1958 лет в возрасте 72 лет. В 1959 году Королевский институт британских архитекторов наградил Миса золотой медалью, а в следующем году он получил золотую медаль Американского института архитекторов (AIA) (высшая награда AIA). Президент Линдон Джонсон вручил Мису Президентскую медаль свободы в 1963 году.

Это было в 1966 году, когда Мис заболел раком пищевода. Он умер три года спустя в своем приемном родном городе Чикаго. Семья окружила его у смертного одра, а на поминальной службе в Краун-холле широкая публика стояла рядом с ведущими деятелями архитектуры, чтобы оплакивать архитектора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *