Архитектор растрелли работы: Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Биография

Работы Растрелли: достопримечательности СПб

История творится человеческими руками, и своему прекрасному современному облику Северная столица обязана таланту выдающихся мастеров прошлых столетий. Франческо Бартоломео Растрелли — архитектор, создавший многие достопримечательности Санкт-Петербурга, подчеркнувшие строгую красоту этого города.

Л.К. Пфандцельт, портрет Растрелли

Растрелли: выдающийся архитектор и его работы в СПб

Русский итальянец, выходец из итальянской семьи, перебравшейся в Петербург, учился у своего отца архитектора и не забывал ездить во Францию и Италию с целью повышения уровня своего мастерства. Одна из прекрасных работ отца — бюст Петра I. Растрелли смог добиться высокой схожести с ликом императора, используя восковой слепок, снятый с лица Петра I в 1719 году. Увидеть эту работу сейчас можно в Русском музее.

При дворе Анны Иоанновны Франческо Бартоломео Растрелли получил должность обер-архитектора, и продолжил свою карьеру при следующей императрице — Елизавете.

Для нее он построил деревянный летний дворец, не сохранившийся до наших времен. Находясь на пике славы, Франческо Бартоломео Растрелли курировал сразу несколько грандиозных проектов: Большой дворец в Петергофе, Андреевский собор в Киеве и перестройку Екатерининского дворца в Царском Селе. Обычно он разрабатывал проект, а за ходом работ следили другие мастера. Так, принадлежит руке Растрелли и Зимний дворец — архитектор проектировал трехчастную сквозную арку со стороны фасада и грандиозную Иорданскую лестницу.

Парадные ворота Зимнего дворца

Смольный собор Франческо Растрелли проектировал по приказу императрицы Елизаветы Петровны — именно туда она планировала удалиться на закате лет. После смерти императрицы, любимый стиль Растрелли — барокко, вышел из моды. Новая императрица — Екатерина II была расположена к Антонио Ринальди, прекрасно знакомому с новейшими модными течениями, благодаря связям в Европе.

Лишившись работы, Растрелли, привыкший жить на широкую ногу, испытывал финансовые трудности, несмотря на неплохую пенсию, назначенную ему императрицей.

Архитектор умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией, ушедшей ранее. Полное собрание его чертежей выкупил польский граф, и сейчас их можно увидеть в Национальной библиотеке Варшавы. А Петербургу Франческо Растрелли оставил достопримечательности, любоваться изысканными линиями которых будут еще многие поколения жителей и гостей Северной столицы.

Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге

С 1929 года участок между Смольным собором и сквером Кикины палаты носит имя великого мастера, подарившего сокровищнице Северной столице несколько жемчужин архитектуры. Туристы могут запланировать насыщенную прогулку, чтобы осмотреть Смольный собор и площадь Растрелли в Санкт-Петербурге, заглянув по пути в Таврический сад и навестив памятник Фонарщику.

Отзывы

Отзывы к данной экскурсии пока отсутствуют. Если вы счастливчик, который уже побывал — поделитесь!

Оставь первый отзыв

Рейтинг

0

Похожих нет Просмотренных

Ф. Растрелли | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Екатерининский дворец

Фридрих Гартман Баризьен. Вид Большого Царскосельского дворца. 1760

Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева

Павильон «Эрмитаж». Екатерининский парк

Павильон «Эрмитаж». Екатерининский парк

Янтарная комната. Екатерининский дворец

Большой зал. Екатерининский дворец

Золотая анфилада. Екатерининский дворец

ЛуиджиПремацци. Картинный зал, 1870

Эдуард Гау. Церковь в Большом Царскосельском дворце. 1860-е

Екатерининский дворец

Павильон «Грот». Екатерининский парк

Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли
(1700 — 1771)

Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын архитектора и скульптора Карла-Бартоломео Растрелли учился у отца. В 1716 году приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. С 1722 года начал работать самостоятельно как архитектор. В период с 1722 по 1730 годы дважды ездил в Италию и Францию совершенствоваться в архитектурном деле (один раз на 5 лет). Выполнял частные заказы в Санкт-Петербурге и Москве. С воцарением императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году стал ее любимым придворным архитектором. Генерал — майор, кавалер ордена Святой Анны, академик архитектуры (1770). Имел учеников и последователей. С воцарением императрицы Екатерины II в 1762 году Ф. -Б. Растрелли временно вышел в отставку, в 1763 году был уволен окончательно и уехал в Швейцарию.
 
Архитектора часто называют мастером «елизаветинского барокко». Основные его работы в Санкт-Петербурге: Смольный монастырь, дворец М. И. Воронцова, дворец А. С. Строганова, Летний дворец Елизаветы Петровны (находился на месте Михайловского (Инженерного) замка), Большой Петергофский дворец, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара).

С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. Растрелли возглавлял строительство царскосельской резиденции. В этот период он заново перестроил весь Большой (Екатерининский) дворец. По его проекту в регулярной части Екатерининского парка были воздвигнуты павильоны «Эрмитаж» (1746-1752) и «Грот» (1755-1756). В 1754-1757 годах по чертежам и модели Ф. Растрелли в Екатерининском парке была построена Катальная горка, разобранная в 1792-1795 годах. На ее месте по проекту архитектора Л. Руска была построена Гранитная терраса, сохранившаяся и поныне.

В 1750-1752 годах в центре Зверинца, на месте которого была разбита пейзажная часть Александровского парка, по проекту Ф. Растрелли был построен павильон «Монбижу», на месте которого в начале XIX века по проекту А. Менеласа был сооружен Арсенал.

Бартоломео Франческо Растрелли | архитектор

Смольный собор

Смотреть все СМИ

Год рождения:
1700 Париж Франция
Умер:
апрель 1771 г. (71 год) Санкт-Петербург Россия
Механизм/стиль:
Искусство и архитектура барокко

Просмотреть весь связанный контент →

Бартоломео Франческо Растрелли (родился в 1700 г., Париж, Франция — умер в апреле 1771 г., Санкт-Петербург, Россия), французский изобретатель богатой архитектуры русского барокко, сочетавшей элементы рококо с традиционными элементами русской архитектуры, создавая многоцветный и декоративный орнамент на всех фасадах.

Итальянец по происхождению, Растрелли переехал в Санкт-Петербург в 1716 году вместе со своим отцом, скульптором Бартоломео Карло Растрелли. В течение первых пяти лет своего пребывания в России он вместе с отцом работал над украшением интерьеров дворцов русской аристократии. С 1721 года он работал самостоятельно как архитектор и сразу же сделал себе имя как мастер с богатым воображением.

За 50 лет Растрелли построил множество дворцов для правителей России и членов императорского двора. Он был в особой милости у императриц Анны I и Елизаветы I, неравнодушных к пышной роскоши. Для Анны он построил два дворца в Москве (Зимний и Летний Анненгофские дворцы; ни один из них не сохранился), Зимний дворец в Санкт-Петербурге (впоследствии уничтоженный пожаром, но позже восстановленный другим архитектором), а для ее любимца — Граф Эрнст Иоганн Бирон, два дворца в Латвии. Императрица, довольная работой Растрелли, пожаловала ему звание обер-придворного архитектора.

За 20-летнее царствование Елизаветы (1741–1761) Растрелли построил для нее 12 дворцов и ряд соборов. С ее разрешения он также построил изысканные дома для ее придворных. (В Петербурге сохранились Строгановский и Воронцовский дворцы.)

С 1747 по 1752 год Растрелли работал над реконструкцией Петергофского дворца. Трехэтажное здание простирается почти на 1000 футов (около 300 метров). Расположенный на берегу моря и окруженный множеством фонтанов, дворец, по словам режиссера и художника Александра Бенуа, производил впечатление «резиденции морского царя».

С 1749 по 1756 год Растрелли перестроил Большой Дворец в Царском Селе (ныне Пушкин) и воздвиг ряд павильонов в его парке. Царскосельский дворец (ныне Пушкинский дворец) имеет длину около 1000 футов и примечателен орнаментом фасадов и интерьеров, богатством пластики и цвета. Французский посол, осматривая дворец в день его открытия, заметил: «Здесь не хватает только одного: подходящего футляра для такой великолепной драгоценности».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

В 1748 году по велению императрицы, которая, хотя и была неравнодушна к радостям жизни, но также была очень религиозной, хотела в старости стать монахиней, Растрелли начал строительство Смольного монастыря на окраине Санкт-Петербурга. Петербург. Большой двухэтажный квадрат монастырских келий окружает массивный внутренний двор, в центре которого возвышается грандиозный пятиглавый собор. Из-за богатого орнамента структура кажется высеченной из цельного куска камня.

Зимний дворец в Петербурге (1754–1762) – вершина творчества Растрелли. Трехэтажное здание имеет форму четырехугольника: мощные квадратные пространства соединены друг с другом в своих углах широкими трехэтажными галереями, в которых располагались вестибюли и жилые помещения. Обилие орнамента придает фасадам ощущение прилива внутренней силы. Дворец является вершиной русского архитектурного барокко и началом его конца.

Екатерина Великая считала стиль барокко грубым, отдавала предпочтение неоклассицизму и уволила Растрелли со службы. Незадолго до смерти Российская академия художеств присвоила ему почетное членство.

Андрей Д. Сарабьянов

Биография Франческо Бартоломео Растрелли, архитектора в Санкт-Петербурге

Франческо Бартоломео Растрелли был последним великим архитектором эпохи барокко, работавшим в Санкт-Петербурге, и он дожил до того времени, когда увидел пышно-витиеватый стиль, который отстаивал осенью в фаворе у городской элиты.

Тем не менее, как создатель Зимнего дворца и Екатерининского дворца в Царском Селе, его имя является синонимом необычайной, порой чрезмерной роскоши, которой наслаждались и демонстрировали российские правители Романовы в 18 веке, возможно, наиболее ярким аспектом Санкт-Петербурга. .Архитектура Петербурга для посетителей.

Родившийся в Париже, он был сыном Карло Растрелли, скульптора, приехавшего в Санкт-Петербург в 1716 году, чтобы работать на Петра Великого. Он начал свое профессиональное образование под руководством своего отца (также получившего образование архитектора) и, как предполагается, учился в Европе в какой-то момент в 1720-х годах. Его первым заказом в 1721 году было строительство дома в Санкт-Петербурге для князя Дмитрия Кантемира, бывшего правителя Молдовы, на Миллионной улице, но его карьера пошла в гору в конце 1730-х годов, когда он начал работать на Эрнста Иоганна фон Бирона, фаворит императрицы Анны Иоанновны. Первым его проектом для нового покровителя стала школа верховой езды на Невском проспекте (1730 г.

, снесена). Затем его отправили в Курляндское и Земгальское герцогство на территории современной Латвии, где фон Бирон стал герцогом в 1737 году. Там Растрелли построил для фон Бирона два дворца — в Рундале (1736-1740) и Елгаве (1738-1740). Он также стал главным архитектором императорского двора.

Когда фон Бирон отошел от власти в 1740 г., Растрелли был отозван в Санкт-Петербург и ему было поручено спроектировать Летний дворец (1741-1744 гг., снесен в 1793 г.) в Летнем саду для Анны Леопольдовны, матери и регентши Ивана VI. После очередного дворцового переворота в феврале 1741 г., приведшего к власти императрицу Елизавету, Растрелли сохранил свой пост главного архитектора, но новых заказов от императрицы не получал до 1744 г., когда она приказала ему построить Мариинский дворец как свою летнюю резиденцию в Киеве. (1744-1755). В следующем году он начал работы по реконструкции и косметическому ремонту Большого дворца в Петергофе (официально открыт в 1755 году).

Следующим проектом Растрелли был Смольный монастырь (1748-1764), где сама Елизавета подумывала стать монахиней. Собор является бесспорным шедевром архитектуры позднего барокко, хотя он еще строился, когда Растрелли впал в немилость, и только в 1835 году Василий Стасов завершил строительство. В том же 1748 году Растрелли использовал почти идентичный проект Андреевского собора в Киеве (1748-1767). В том же году Растрелли начал работу в Царском Селе, завершив в 1749 году павильон Эрмитаж.. В 1752 году началось строительство Екатерининского дворца, который благодаря своим богато украшенным фасадам и роскошным интерьерам стал одним из самых известных экстравагантных дворцов в мире, выходящим далеко за рамки часто заявляемой цели создания «русского Версаля».

Только реконструкция Зимнего дворца Растрелли (1754-1762) может сравниться с Екатерининским дворцом по величию и роскоши, и эти два огромных сооружения, возможно, не имеют себе равных в Европе по декоративной роскоши. Однако с точки зрения архитектурной ценности, возможно, что (незначительно) более скромные дворцы, созданные Растрелли для графа Михаила Воронцова (на Садовой улице, 1749 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *