Архитектура 15 16 века на руси: Недопустимое название | Культура и быт России 15-17 веков вики
Русская архитектура 16 века. Что происходило на Руси в 16 веке
В 16 веке русские земли окончательно освобождаются от ига, а Москва укрепляется в статусе лидера. Узнаем, как политические изменения повлияли на архитектуру.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
1. Архангельский собор, Москва, Россия, 1508
2. Колокольня Ивана Великого, Москва, Россия, 1508
3. Башня на погребу, Тула, Россия, начало XVI века
4. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, Москва, Россия, 16 век
6. Церковь Богоявления (Красное-на-Волге), Россия, 1592
Для начала посмотрим, что происходило на Руси в 16 веке и как это влияло на архитектуру.
⚔️ Русь освобождается от ига. Иван III окончательно укрепляет статус Москвы, собирая земли вокруг. Его сын Василий III продолжает эту политику.
⛪️ Вехой для русской архитектуры становится Успенский собор в Москве — крупнейший на тот момент каменный храм. Его построил итальянец Аристотель Фьораванти, которого пригласил Иван III. В 16 веке на Руси побывает много итальянских архитекторов.
👑 Иван Грозный становится царем всея Руси. Он еще больше расширяет территорию Русского царства, захватывает казанское и астраханское ханства.
🧱 Наступает интересное время для архитектуры. Строят еще больше больших каменных соборов — не только в Москве, но и в других землях. Начинаются эксперименты — шатровые храмы, многообъемные силуэты.
Этот период продлится вплоть до Смутного времени.Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1–6. Архангельский собор, Москва, Россия, 1508
1. Сверху: Архангельский собор; снизу: Успенский собор
2. Архангельский собор и Санта Мария деи Мираколи (Венеция, Италия, 15 век)
Архангельский собор в Кремле — это большой важный храм, в котором находились гробницы царей. Его построили при Василии III.
Что в нем особенного👇
⛪️ Пятиглавый собор похож на Успенский по силуэту, но по деталям и эстетике видно, что работала другая рука. Архитектором был итальянец, которого на Руси называли Алевиз Новый (его итальянское имя неизвестно) — поэтому собор имеет ярко выраженные ренессансные черты. Если убрать купола, храм будет органично смотреться в любом итальянском городе.
🏛 Классическая ордерная архитектура. Четверик четко разделен на ярусы. Вертикали — пилястры с коринфскими капителями. Горизонтальные линии — полноценные антаблементы: есть архитрав, фриз, карниз.
〰️ Архитектор интересно использует ренессансный язык в русской архитектуре. В закомары поставлены ракушки. На западом фасаде наверху характерное окошечко из четырех кружочков — явная цитата венецианской ренессансной церкви Санта Мария деи Мираколи.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Архитектура России 16 века
16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики государства в период правления как Василия Третьего, так и Ивана Грозного. Этот период ознаменовался не только строительством новых городов, возведением и укреплением фортификационных сооружений, но и активным разрастанием Москвы, продолжением строительных работ в Московском Кремле, появлением новых монастырей, соборов и храмов.
В 16 веке растет могущество Русского государства, растет и значение Москвы, как центра. В столицу со всей Руси свозят лучших мастеров, которые работают вместе с итальянскими архитекторами и зодчими. С их помощью в России начинается строительство сложных архитектурных объектов из камня, пришедшим на смену традиционному русскому деревянному зодчеству.
В начале века продолжались работы по перестройке Московского кремля, начатые Иваном Третьим еще в конце 15 века. Кремль теперь представлял собой сооружение из кирпича, торжественное и величавое, с более высокими стенами, чем прежде. Самой высокой постройкой кремля стала дозорная башня – колокольня Ивана Великого. Строительство ее было начато в начале века, в 1505-1508 годах, а закончилось лишь в начале следующего столетия. По сей день здание считается одним из шедевров русской архитектуры того периода.
В этот же период, в 1505-1508 годах, по приказу Василия Третьего в Московском Кремле итальянским архитектором Алевизом Новым строится знаменитый Архангельский собор. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.
Начало века продолжаются частые набеги татар. Поэтому Туле по его приказу, по образу Московского кремля ускоренно возводится сначала деревянный, а затем и каменный Тульский Кремль. Идут работы по строительству фортификационных сооружений или укрепляются уже построенные крепости и в других городах.
Москва продолжала активно отстраиваться и во времена детства Ивана Грозного в период формального правления его матери Елены Глинской. В 1535 году был возведен каменный Китай-город. В этот период укреплялись такие города, как Тверь, Ярославль, Владимир, Кострома, Вологда. На южных и восточных границах государства начинали строиться новые города.
В 16 веке в России появляется принципиальной новый тип сооружений – шатровые храмы, не использующие в своей конструкции подпорок, как традиционные древнерусские крестово-купольные храмы. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром. Впоследствии шатровые кровли, своды, навесы, выполненные из древесины, стали появляться на Руси повсюду – над воротами, над крестьянскими избами, над боярскими хоромами и над колодцами, над часовнями и даже над деревянными могильными крестами.
Как было отмечено, этот же отрезок времени характеризуется началом постепенного перехода от деревянной архитектуры к каменной. Так как возведение шатровых сооружений, особенно в камне, требовало высокой точности инженерных расчетов, можно с уверенностью сказать, что к тому времени русские зодчие уже научились справляться и со столь трудными задачами.
Еще одним технологическим новшеством, свойственным этому периоду, стало использование наравне с белым камнем и красного кирпича. При строительстве объектов вместо деревянных начинают использовать металлические крепления, работы осуществляют с помощью подъемных механизмов.
Самыми яркими примерами шатровых храмов являются дошедшие до нас уникальные и неповторимые памятники русского зодчества 16 века — церковь Вознесенья в Коломенском, построенная в начале века в честь рождения Ивана Четвертого (будущего Грозного), и уникальное сооружение, настоящее чудо света – Храм Покрова на рву, более известный, как Храм Василия Блаженного, построенный на Красной площади в середине 16 века в честь взятия Казани. Согласно легенде, Иван Грозный приказал ослепить русских зодчих, трудившихся над его созданием, чтобы они не смогли вновь воспроизвести такую красоту.
Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Фундамент и цоколь храма, как и некоторые декоративные элементы, выполнили из более традиционного материала — белого камня. Особенно интересно внешнее декоративное оформление собора. Храм и в наше время привлекает внимание сложностью конструкции и разноцветными затейливыми маковками. В оформление храма зодчие вложили всю свою фантазию, и результат превзошел самые смелые ожидания. Желая подчеркнуть красоту основного материала строения, кирпича, зодчие еще и расписали его «под кирпич».
Параллельно со строительством шатровых храмов и в Москве, и в провинции продолжается активное строительство пятиглавых крестово-купольных. Среди них можно особенно выделить строительство Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, а также Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
Стоит отметить, что период правления Ивана Грозного особо отмечен появлением множества новых храмов и монастырей. Ведь с падением Византии и Римской империи, именно Россия, согласно дальновидному замыслу правителей, стала новым оплотом христианства для всего православного мира.
В середине 16 века в Москве уже активно развивается каменное гражданское строительство. И в самой Москве, и в ее ближних и отдаленных окрестностях было построено множество каменных зданий. Среди них можно выделить знаменитую Алксандровскую слободу и другие царские резиденции, а также грандиозный Опричный двор.
Из крупных российских городов только в Новгороде и Пскове в 16 веке еще остаются заметными характерные местные особенности. Новгород в эти годы был оплотом государства на северо-западе, поэтому здесь были заняты военно-оборонительным строительством. Новгородский кремль, перестроенный в кирпиче, имеет в своей архитектуре элементы Московского кремля. К концу века и гражданские сооружения Новгорода стали претерпевать изменения в архитектурном облике, приобретая черты московского зодчества.
Другая ситуация сложилась в Пскове. Архитектурное развитие города продолжало идти своим путем, причем именно в 16 веке здесь расцветает собственная псковская школа зодчества. Так как город являлся опорой государства на западе, в 16 веке его укрепления были кардинально перестроены, От каменных сооружений той эпохи до наших дней дошла Покровская башня. Позднее, конечно же, и здесь стало ощущаться влияние московского зодчества, проявившееся в появлении пятиглавых храмов с подклетами и прочих архитектурных приемов, не свойственных ранее данной местности.
Слава о псковских зодчих еще в 15 веке распространилась далеко за пределами их города, в итоге их стали специально приглашать на строительство объектов в другие города. В начале века они уже работали в Москве. Позднее в 1560 году под Казанью в Свияжске был возведен собор Успенского монастыря, работы псковских мастеров, в котором откровенно просматриваются характерные особенности псковского зодчества.
Русское зодчество XVI века
Московская архитектура восприняла традиции владимирского, суздальского, псковского и новгородского зодчества. Новый статус города потребовал строительства больших общественных зданий.
Московский Кремль стал архитектурным символом государственной власти, стены которого начали заново возводиться при Иване III в конце XV века. Для реконструкции Московского Кремля были приглашены миланские инженеры. Они возглавили строительство Тайницкой, Водовзводной, Спасской и Боровицкой башен в составе Кремля. Приглашая иностранных мастеров, Иван III хотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства и в то же время сохранить национальные традиции. Поэтому зодчие почти полностью сохранили старую планировку стен Кремня, сделав их еще более величественными и высокими. Кирпичные стены с 18 башнями и общей протяженностью более 2 км стали не только грозной крепостью, но и замечательным произведением архитектуры. После достройки его стен и башен в 1515 году Кремль стал одной из лучших крепостей Европы. Кремль почти полностью следовал проекту «Крепости Дмитрия Донского».
Архангельский собор был возведен на центральной площади Московского Кремля и стал усыпальницей московских царей. Возглавил его строительство итальянский зодчий Алоизио Новый, сохранивший традиционные формы и планировку русской пятиглавой церкви с хорами и дополнивший ее пышными архитектурными деталями венецианского чинквеченто. Они органично сочетались с русскими архитектурными традициями и вписывались в традиционный мировоззрение православной церкви.
Благовещенский собор Московского Кремля был построен русскими мастерами и служил домовым храмом для великих князей и императорской семьи и, таким образом, был непосредственно связан с дворцовыми помещениями. Здание собора было полностью совместимо с русскими архитектурными традициями и в нем переплелись характерные черты разных архитектурных школ: от туманной лепнины, как в Пскове, до слепых аркад на апсидах, как во Владимире и Суздале, и кокошниковых килевых арок московской архитектурной школы.
Столкнувшись с западноевропейским искусством, русские мастера отошли от него на самостоятельный путь в ответ на столкновение новых идей со старыми канонами, в которых укоренилась русская культура. Этот период в русской культуре называется Предренессансным, но XVI век отмечен ее видоизменением, проявившимся, в частности, в новых типах церквей, которые стали строиться на Руси. Так появились шатровые церкви (с шатровым верхом) и столпные церкви.
Вознесенская церковь в усадьбе Коломенское — самая известная шпильчатая церковь. Это подлинно русское сооружение, вырвавшееся из привычного образа византийского крестово-купольного храма. Устройство церкви состоит из четырех основных элементов: цоколя, массивного четырехугольного каркаса с притворами, образующими крестообразный план, восьмиугольного строения и шатровой крыши. Устремленное к небу светлое здание Вознесенской церкви в то же время торжественно-монументально. Помимо оригинального архитектурного замысла, здание поражало современников архитектурным декором: капителями колонн, карнизами, орнаментальным рисунком кирпичной кладки шатра.
Покровская церковь, более известная всему миру как Собор Василия Блаженного , не менее замечательный памятник русской архитектуры XVI века. Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником в честь завоевания Казанского ханства. Архитектурный комплекс собора сложной звездообразной планировки состоит из девяти столпных церквей разной высоты: центральный шатровый храм окружен восемью другими. Все его части поднимаются с единого тяжелого каменного леса и соединяются с прогулочной галереей. Первоначальная цветовая палитра здания состояла из сочетания красного кирпича и белого резного декоративного камня, подчеркнутого сверкающими белыми железными обшивками куполов и покрытых ими голов, и цветными майоликовыми украшениями центрального шатра. Изящные луковичные купола собора выполнены в конце 16 века, а витиеватая роспись появилась в 17-18 веках.
Читайте также: Русская культура XVI в. Автор: Вера Иванова | ||
Теги: Культура России Архитектура России История России | ||
Следующий | Предыдущий |
Западная архитектура | История, стили, примеры и факты
Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон Холл
Просмотреть все медиа
- Связанные темы:
- заказ Классическая архитектура Архитектура эпохи Возрождения живописный Неоклассическая архитектура
Просмотреть весь связанный контент →
Западная архитектура , история западной архитектуры от доисторических культур Средиземноморья до 21 века.
История западной архитектуры отмечена рядом новых решений структурных проблем. В период от зарождения цивилизации до древнегреческой культуры методы строительства прогрессировали от односкатной крыши и простых ферм к вертикальным стойкам, или колоннам, поддерживающим горизонтальные балки, или перемычки ( см. стоечно-перемычная система). Греческая архитектура также формализовала многие структурные и декоративные элементы в три классических ордера — ионический, дорический и коринфский, — которые в большей или меньшей степени повлияли на архитектуру с того времени. Римляне эксплуатировали арку, свод и купол и шире использовали несущую каменную стену. В период позднего средневековья постепенно появились стрельчатые арочные, ребристые и опорные системы. К этому моменту многие проблемы кирпичной и каменной кладки были решены, и до промышленной революции, помимо декоративных достижений, было достигнуто мало инноваций. Не раньше 1920-го века, с появлением чугунных и стальных конструкций, наступила новая архитектурная эпоха, и стали возможными более высокие, широкие и легкие здания. С развитием технологий 20-го века новые структурные методы, такие как консольные, получили более широкое распространение. На рубеже 21 века компьютеры еще больше расширили возможности архитекторов по осмыслению и созданию новых форм.
Для целей данной статьи «западная архитектура» означает архитектуру в Европе, а также в регионах, которые разделяют европейские культурные традиции. Например, в этой статье рассматриваются ранние архитектурные традиции в таких областях, как Египет, Сирия, Малая Азия, Северная Африка и Иерусалим, которые, начиная с эллинистического и римского периодов и продолжаясь в период Византийской империи, были тесно связаны с архитектурой. развития в Европе. К концу 15 века европейские архитектурные стили распространились на Америку. В этой статье также рассматривается североамериканская архитектура; для обработки латиноамериканской архитектуры, см. Латиноамериканская архитектура. (Архитектурные традиции коренных американцев, как правило, не подвергались влиянию европейцев; об этой истории см. , см. Искусство коренных американцев.) см. архитектуру .
Викторина «Британника»
Викторина по истории архитектуры
Уильям ФлемингДэвид Джон УоткинРедакция Британской энциклопедии
Европейские культуры эпохи металла
Эгейское море и восточное Средиземноморье
Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественную связь между массивами суши Ближнего Востока и Европы. Экспансия цивилизаций Западной Азии и Египта на запад началась около 3000 г. до н. э. и привела к появлению поселений на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, заключается в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее и бронзовыми. Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до н.
Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники были адаптированы для формирования оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Минойский Крит
Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как Кносс, Фест, Айя-Триада, Маллия и Тилисос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого является блестящая демонстрация строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжавшийся до нашествия ахейцев в XII в. Однако дворец, по сути, является сооружением двух последних среднеминойских периодов (1800–1580 гг. до н. э.). По своей монументальности он, несомненно, соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких построек, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северной части, обращенной к морю, большой портик из 12 пилястр давал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадь, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений. Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые помещения, искусно снабженные сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и складскими помещениями. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим с севера на юг. За этим коридором, вдоль западной стороны, был обнаружен ряд длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или сосудов для хранения масла в человеческий рост. На другой стороне коридора, обращенной к центральному двору, расположены парадные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с изображением грифона. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет поступал сверху с помощью хитроумной системы световых колодцев, а несколько портиков с колоннадами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.
Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллия, Айя-Триада, Тилисос) примерно соответствует развитию Кносса. Каждый из них примечателен, а Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским царям построить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, бросается в глаза отсутствие крепостных стен по сравнению с большими стенами месопотамских дворцов. Поскольку критские богослужения, по-видимому, проводились в основном под открытым небом, здесь нет настоящих храмов, как на Ближнем Востоке. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное избегание внешних окон являются характеристиками, которые, по-видимому, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Вкус к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также был унаследован от более древних цивилизаций на востоке. Колонна впервые появилась в Европе в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.
Развитие погребальной архитектуры на Крите происходит от старых камерных оссуариев раннеминойского периода (2750–2000 гг. конец среднеминойского периода.
На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н. э. разрушило дворцы и привело к отстранению власти от микенской Греции. Архитектурные остатки на Крите сооружений догреческого дизайна, но построенных после этой катастрофы, очень редки. Несколько загородных святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 г.