Архитектура 16 век: Архитектура России 16 века
Архитектура России 16 века
16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики государства в период правления как Василия Третьего, так и Ивана Грозного. Этот период ознаменовался не только строительством новых городов, возведением и укреплением фортификационных сооружений, но и активным разрастанием Москвы, продолжением строительных работ в Московском Кремле, появлением новых монастырей, соборов и храмов.
В 16 веке растет могущество Русского государства, растет и значение Москвы, как центра. В столицу со всей Руси свозят лучших мастеров, которые работают вместе с итальянскими архитекторами и зодчими. С их помощью в России начинается строительство сложных архитектурных объектов из камня, пришедшим на смену традиционному русскому деревянному зодчеству.
В начале века продолжались работы по перестройке Московского кремля, начатые Иваном Третьим еще в конце 15 века. Кремль теперь представлял собой сооружение из кирпича, торжественное и величавое, с более высокими стенами, чем прежде. Самой высокой постройкой кремля стала дозорная башня – колокольня Ивана Великого. Строительство ее было начато в начале века, в 1505-1508 годах, а закончилось лишь в начале следующего столетия. По сей день здание считается одним из шедевров русской архитектуры того периода.
В этот же период, в 1505-1508 годах, по приказу Василия Третьего в Московском Кремле итальянским архитектором Алевизом Новым строится знаменитый Архангельский собор. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.
Начало века продолжаются частые набеги татар. Поэтому Туле по его приказу, по образу Московского кремля ускоренно возводится сначала деревянный, а затем и каменный Тульский Кремль. Идут работы по строительству фортификационных сооружений или укрепляются уже построенные крепости и в других городах.
Москва продолжала активно отстраиваться и во времена детства Ивана Грозного в период формального правления его матери Елены Глинской. В 1535 году был возведен каменный Китай-город. В этот период укреплялись такие города, как Тверь, Ярославль, Владимир, Кострома, Вологда. На южных и восточных границах государства начинали строиться новые города.
В 16 веке в России появляется принципиальной новый тип сооружений – шатровые храмы, не использующие в своей конструкции подпорок, как традиционные древнерусские крестово-купольные храмы. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром. Впоследствии шатровые кровли, своды, навесы, выполненные из древесины, стали появляться на Руси повсюду – над воротами, над крестьянскими избами, над боярскими хоромами и над колодцами, над часовнями и даже над деревянными могильными крестами.
Как было отмечено, этот же отрезок времени характеризуется началом постепенного перехода от деревянной архитектуры к каменной. Так как возведение шатровых сооружений, особенно в камне, требовало высокой точности инженерных расчетов, можно с уверенностью сказать, что к тому времени русские зодчие уже научились справляться и со столь трудными задачами.
Еще одним технологическим новшеством, свойственным этому периоду, стало использование наравне с белым камнем и красного кирпича. При строительстве объектов вместо деревянных начинают использовать металлические крепления, работы осуществляют с помощью подъемных механизмов.
Самыми яркими примерами шатровых храмов являются дошедшие до нас уникальные и неповторимые памятники русского зодчества 16 века — церковь Вознесенья в Коломенском, построенная в начале века в честь рождения Ивана Четвертого (будущего Грозного), и уникальное сооружение, настоящее чудо света – Храм Покрова на рву, более известный, как Храм Василия Блаженного, построенный на Красной площади в середине 16 века в честь взятия Казани. Согласно легенде, Иван Грозный приказал ослепить русских зодчих, трудившихся над его созданием, чтобы они не смогли вновь воспроизвести такую красоту.
Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Фундамент и цоколь храма, как и некоторые декоративные элементы, выполнили из более традиционного материала — белого камня. Особенно интересно внешнее декоративное оформление собора. Храм и в наше время привлекает внимание сложностью конструкции и разноцветными затейливыми маковками. В оформление храма зодчие вложили всю свою фантазию, и результат превзошел самые смелые ожидания. Желая подчеркнуть красоту основного материала строения, кирпича, зодчие еще и расписали его «под кирпич».
Параллельно со строительством шатровых храмов и в Москве, и в провинции продолжается активное строительство пятиглавых крестово-купольных. Среди них можно особенно выделить строительство Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, а также Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
Стоит отметить, что период правления Ивана Грозного особо отмечен появлением множества новых храмов и монастырей. Ведь с падением Византии и Римской империи, именно Россия, согласно дальновидному замыслу правителей, стала новым оплотом христианства для всего православного мира.
В середине 16 века в Москве уже активно развивается каменное гражданское строительство. И в самой Москве, и в ее ближних и отдаленных окрестностях было построено множество каменных зданий. Среди них можно выделить знаменитую Алксандровскую слободу и другие царские резиденции, а также грандиозный Опричный двор.
Из крупных российских городов только в Новгороде и Пскове в 16 веке еще остаются заметными характерные местные особенности. Новгород в эти годы был оплотом государства на северо-западе, поэтому здесь были заняты военно-оборонительным строительством. Новгородский кремль, перестроенный в кирпиче, имеет в своей архитектуре элементы Московского кремля. К концу века и гражданские сооружения Новгорода стали претерпевать изменения в архитектурном облике, приобретая черты московского зодчества.
Другая ситуация сложилась в Пскове. Архитектурное развитие города продолжало идти своим путем, причем именно в 16 веке здесь расцветает собственная псковская школа зодчества. Так как город являлся опорой государства на западе, в 16 веке его укрепления были кардинально перестроены, От каменных сооружений той эпохи до наших дней дошла Покровская башня. Позднее, конечно же, и здесь стало ощущаться влияние московского зодчества, проявившееся в появлении пятиглавых храмов с подклетами и прочих архитектурных приемов, не свойственных ранее данной местности.
Слава о псковских зодчих еще в 15 веке распространилась далеко за пределами их города, в итоге их стали специально приглашать на строительство объектов в другие города. В начале века они уже работали в Москве. Позднее в 1560 году под Казанью в Свияжске был возведен собор Успенского монастыря, работы псковских мастеров, в котором откровенно просматриваются характерные особенности псковского зодчества.
Архитектура России 16 века – основные черты и тенденции
Архитектура в России 16 века – это один из главных этапов истории архитектуры. Именно в этот период активно формировалась новая зодческая традиция России, а также переосмыслялась более древняя. Не менее значительным фактором, отразившимся на формировании российской архитектуры того времени можно назвать и объединение мелких княжеств, создание единой страны.
Представлено российское зодчество того времени в основном храмовыми постройками. Тогда было возведено огромное количество церквей и соборов, многие из которых уникальны, и большинство из построенных религиозных зданий не только дошли до нашего времени, но и поражают современных архитекторов своими изящностью и великолепием.
Одним из самых значимых архитектурных сооружений этой эпохи считается храм Вознесения в Коломенском. Современники описывали его как необычайно красивое и высокое строение, также отмечали, что храм светлый и сам по себе необычный по своему внешнему виду для храмовых построек 16 века. Привлекает внимание этот храм и тем, что его конструкция шатрового типа, что, как уже было отмечено, не было характерно в то время. Также можно смело назвать это здание уникальным, а для современников еще и непомерно дорогим по сравнению с другими сооружениями.
При Иване Грозном строительству храмов уделяли огромное внимание. Их застраивали на захваченных территориях, где принуждали иные народы к крещению. Там нужны были церкви и соборы, поскольку любой верующий 16 века обязан был посещать религиозные заведения. Но не только в новых землях возводили храмовые постройки, в Москве тоже появлялись подобные здание. Самое известное из них – Собор Василия Блаженного, находящийся в центре Москвы.
Этот собор ранее назывался Собором Троицы, позже был несколько раз переименован. Он шатрового типа, не встречающегося часто до 16 века. Каждому сейчас этот памятник архитектуры хорошо известен, ведь это один из главных символов города Москвы. Внутри собор крайне мал, но снаружи выглядит он неповторимо: ярко, богато, узнаваемо.
Это были основные храмы, относящиеся к шатровому типу по своей конструкции. Такие строения ранее на Руси не возводились, ведь сам принцип шатра в архитектуре был заимствован. До этого момента популярностью пользовались другие по своему устройству храмы, а именно Владимиро-Суздальского типа. Ранее они уже были представлены на территории России, а конкретно в 16 веке этот тип был очень популярен, но в то же время сам внешний вид несколько переосмыслен.
К храмам Владимиро-Суздальского типа можно отнести соборы в Новодевичьем монастырском комплексе и в Троице-Сергиевой лавре. Если конкретнее, то это Смоленский и Успенский соборы, а также храм в Вяземах, который, согласно некоторым источникам, строил сам Борис Годунов.
Известным двухстолпным храмом можно назвать Соловычегодский собор, он был возведен уже ближе к концу 16 века, а еще храм, построенный царем Иваном Грозным, собор Никитского монастыря. Оба эти соборы пятиглавые, что тоже характерно для храмового зодчества того времени.
Особым образом была спроектирована и выстроена Духовская церковь, находящаяся на территории Троицко-Сергиевой лавры. В ней сочетаются московский тип строения церкви с организацией звонницы согласно башенному типу. Задумали и воплотили в жизнь этот проект мастера из города Пскова.
Строения московских трапезных по типу одностолпных палат – это тоже довольно популярные в то время строения. Самым известным образцом является Грановитая палата, располагающаяся в Кремле города Москвы. Построена она была еще в конце пятнадцатого столетия, но именно по этой же схеме стали возводить подобные здания. Второй прототип – палата Новгородского Кремля.
Подводя итог, можно смело назвать 16 век одним из самых значимых в российской архитектуре. Это новаторский период, основными объектами в нем были религиозные здания, которым придавалось очень большое значение – к святыням Руси относился с трепетом сам Иван Грозный, да и другие цари, правившие в этот период. Поскольку религия зачастую ставилась даже выше государственной власти, храмовых сооружений возводилось очень много, и все они были оригинальны, несмотря на довольно строгий канон, которому следовали при их строительстве. Застраивались и древние комплексы новыми зданиями, но уделялось не меньшее внимание одиночным храмовым постройкам. Осваивались новые территории, а на них довольно быстро возводились церкви и соборы.
Добавить комментарий
Архитектура эпохи Возрождения в Испании 16 века.
Архитектура эпохи Возрождения в Испании 16 — века.
Введение.
Архитектура эпохи Возрождения зародилась в Италии в начале 15 го века и была частью гораздо более широкого культурного феномена, в котором светский гуманизм бросил вызов средневековому мировоззрению, в котором долгое время доминировала католическая церковь. Повторное открытие классической языческой культуры — греческой и особенно римской — открыло новые горизонты, в значительной степени забытые в Средние века. В литературе, например, римский поэт Овидий оживил мир мифологии в своих Метаморфозы , эпос Вергилия, Энеида , отражает героический дух человеческих усилий в путешествии Энея к основанию Рима, а лирический стих Горация передает общие события и темы — любовь, радости дружбы и скромная жизнь — с обманчивой простотой.
В архитектуре импульс был дан повторным открытием в 1414 г. документа De Architectura римским архитектором и инженером Марком Витрувием Поллионом (ок. 70 г. до н.э. – 15 г. до н.э.). Это вдохновило на создание первого ренессансного трактата по архитектуре, De re aedificatoria (На тему строительства) Леона Баттиста Альберти в 1450 г. В то же время возрождению классической архитектуры античности способствовало то, что ее остатки повсеместно встречались в Италии и можно было изучить из первых рук.
Результатом стало применение общих принципов классической архитектуры, адаптированных к условиям Италии 15 го века. Эти принципы, в свою очередь, были адаптированы к местным условиям, поскольку итальянское влияние распространилось по остальной Европе. В Испании, например, популярность платерескного орнамента поверхности в мавританском стиле и восхищение пышностью поздней готики часто приводили к созданию зданий, которые были структурно ренессансными, но украшены сочетанием платерескного и готического декора.
Архитектура готики и ренессанса.
В то время, когда впервые появилась архитектура эпохи Возрождения, в большей части Европы все еще преобладала готическая архитектура, которая во Франции и Испании вступила в стадию, называемую «яркой». Это включало множество декоративных и замысловатых деталей, таких как замысловатый оконный узор из изогнутых линий, имитирующих пламя (от французского flambe ), перфорированные декоративные вершины, горгульи, арки, сложные ребристые своды и т. д. Почти все поверхности покрыты каким-то замысловатым орнаментом. украшение, создается впечатление яркости или оживления.
Контраст между двумя архитектурными стилями был немедленным. На самом деле термин «готика» был придуман в эпоху Возрождения итальянскими гуманистами, которые считали готов варварами, ответственными за разрушение классической культуры Рима и его империи. Таким образом, готика стала уничижительным термином для дурного вкуса и декаданса по сравнению с утонченностью классической архитектуры.
Знаменитая готическая стрельчатая арка для дверных и оконных проемов теперь уступила место прямоугольникам с рамой или квадратам , часто увенчанным антаблементами (горизонтальные балки, опирающиеся на колонны и состоящие из архитрава, фриза и карниза) и/или треугольной или изогнутые фронтоны (см. раздел 3г). Арки были полукруглыми , и широко использовались классические колонны (например, дорические и ионические) и пилястры (неглубокие прямоугольные колонны, выступающие из стены), которые часто делили стены на сбалансированные секции. Скульптурные фигуры устанавливали в нишах или ставили на постаменты.
В Испании дворцы, усадьбы или виллы часто украшали геральдические знаки, такие как гербы/щиты или круглые медальоны, размещенные на видных местах в качестве свидетельства благородного происхождения или недавно полученных титулов. Как и ожидалось, они появились в основном над главным входом, где их было трудно не заметить. Они также часто располагались по углам фасадов и прилегающих боковых стен, где их можно было рассматривать более чем под одним углом.
Архитектура эпохи Возрождения проникла в Испанию в конце 15 го века и какое-то время сосуществовала в Испании с готикой. Однако по мере развития 16 -го -го века стиль Возрождения стал более доминирующим, особенно в крупных городах.
В некоторых случаях изменение вкуса может привести к тому, что здание, изначально спроектированное или даже изначально построенное как готическое, позже будет модифицировано в формах эпохи Возрождения. Одним из таких примеров является Gothic Palacio del Infantado 9.0007, Гвадалахара, к северо-востоку от Мадрида.
Дворец был построен примерно с 1480 по 1500 год для члена могущественной семьи Мендоса . Его яркий фасад сочетает в себе готические архитектурные детали с декоративными элементами в стиле платеризма. Примечателен готический дверной проем с тарельчатым орнаментом. Над ним возвышается герб Мендосы. Фасад покрыт алмазной каменной кладкой, которую практикуют мастера мудехар (мудехар: мавр, живущий под христианским правлением в Испании). Тем не менее, наиболее впечатляющей особенностью является красивая галерея парных готических окон с вкраплениями соответствующих эркеров (эркеров: своего рода эркеров), идущих вдоль верхней части здания. Но изменения около 1570 года привели к удалению готических башен, которые первоначально венчали фасад. В то же время готические окна были заменены прямоугольными окнами эпохи Возрождения, каждое с треугольным фронтоном над ним.
Colegio был заказан кардиналом Педро Гонсалесом де Мендосой, Palace — Луисом де Серда, первым герцогом могущественной семьи Мединасели. Оба здания были спроектированы одним и тем же архитектором Лоренцо Васкесом де Сеговией (ок. 1450–ок. 1517), которого многие считают первым испанским архитектором эпохи Возрождения, хотя неясно, учился ли он сам в Италии. Однако и Мендосы, и Мединасели (фактически связанные браком) были высококультурными и имели в своих семьях послов, кардиналов, поэтов, которые были знакомы с Италией и последними тенденциями, исходящими из этой страны. Через них Васкес мог получить эскизы или трактаты по архитектуре из Италии.
Оба здания намекают на непреходящее влияние готики и платереско. Оба имеют изящно обработанные балюстрады и башни, которые проходят вдоль верхней части здания, а Дворец имеет красиво украшенные окна на верхнем уровне. В обоих случаях внимание, уделяемое окнам на верхнем этаже, указывает на расположение самых больших комнат.
Дворец герцогов Мединасели, Коголлудо.Важно отметить, что для обеих семей эти произведения раннего Возрождения были индикаторами не только их богатства, влияния и власти, но и сделали их первопроходцами художественного вкуса и престижа эпохи Возрождения, которые сопровождались достижениями итальянской культуры.
Роль, которую сыграли семьи Мендоса и Мединасели в распространении архитектуры эпохи Возрождения в Испании, свидетельствует о влиянии дворянства на формирование вкусов страны в то время. В то время как церковь была в авангарде расширения романской и готической архитектуры, строительство в стиле ренессанс было во главе дворянства, королевской семьи и новых богатых в Испании.
Например, дворяне, такие как Франсиско де лос Кобос и Хуан Васкес де Молина, оба секретари Карла V (годы правления 1516–1556), превратили небольшой андалузский городок Убеда в жемчужину архитектуры эпохи Возрождения.
Убеда. Паласио дель Дин Ортега. Убеда. Паласио де лас Каденас. Убеда. Капилья-дель-Сальвадор. Паласио дель Дин Ортега слева.Расположенный к западу и в пределах видимости от Убеды, Баэса в то же время претерпел аналогичную трансформацию и может похвастаться множеством классических дворцов. В 2003 году города были совместно объявлены ЮНЕСКО важными в культурном и архитектурном отношении объектами Всемирного наследия, а центр Убеды был признан « величайшим архитектурным ансамблем эпохи Возрождения в Испании и одним из самых важных в Европе».0015 ».
Баеза. Casa del Populo, 1530 г., с верхними окнами, обрамленными платереско. Баэса, Ратуша 1559 г. Баеза. Паласио-де-Хабалькинто с платересковым орнаментом. новых богатых были людьми, добившимися собственного успеха, включая тех, кто заработал свои деньги в недавно завоеванной Америке (или Лас-Индиасе) и которые, вернувшись, продемонстрировали свое богатство, сдав в эксплуатацию большие внушительные дворцы в e. грамм. в Трухильо, Эстремадура, Дворец герцогов Сан-Карлос, Дворец Конкисты и Дворец Хуана Писарро де Орельяна.
Новая архитектура и связанный с ней престиж также распространились на
Что может удивить, так это относительно небольшое количество соборов и церквей эпохи Возрождения, особенно учитывая ведущую роль церкви в распространении романской и готической архитектуры. Большинство ренессансных церквей мы находим в Андалусии, и для этого есть историческая причина: присутствие королевства Насридов в Гранаде, последнего анклава некогда могущественного мусульманского аль-Андалуса.
Гранада оставалась политическим фактором в Испании, контролировавшим территорию, составлявшую большую часть современной Андалусии, с середины 13 го века до ее падения перед войсками Фердинанда и Изабеллы (знаменитых католических монархов) в 1492 году. невозможно строить церкви на территории, контролируемой исламом, тем более что Гранада чувствовала угрозу из-за близкого присутствия своих экспансионистских христианских соседей. Как и ожидалось, когда завоевание закончилось, христиане приступили к закреплению своего присутствия, построив то, что больше всего отличало их от мусульман: свои церкви (хотя они также модифицировали мечети).
Вскоре новые соборы или церкви эпохи Возрождения были возведены в Антекере (1514 г.), хоре Кордовы посреди мечети (1523 г. ), Альмерии (1524 г.), Хаэне (1525 г.), Гранаде (1528 г.), Малаге (1528 г.), Осуне ( 1534 г.), Гуадикс (1549 г.).
В других местах в Испании уже существовало множество церквей, особенно романских и готических, а там, где возникали церкви эпохи Возрождения, это обычно происходило из-за меняющихся обстоятельств, например. грамм. в 16 -го -го века, Вальядолид 13 -го -го века Готический colegiata был возведен в епископство, что означало потребность в соборе, соответствующем статусу города. В Трухильо 15 век Иглесия-де-Сан-Мартин был изменен в 16 веке, чтобы дополнить многочисленные ренессансные особняки или дворцы, возведенные вернувшимися «конкистадорами» Америки.
Несмотря на многочисленные светские классические дворцы и т. д., построенные в Испании, и несколько впечатляющих соборов/церквей эпохи Возрождения в Андалусии, есть два здания, которые, возможно, лучше всего определяют архитектуру эпохи Возрождения в 16 9 г. 0004-й -й век Испания, один в первой половине века, другой во второй половине. Оба были инициированы монархами, первый — королевский дворец Карла V, встроенный в Альгамбру, Гранада и начатый в 1526 году, второй — Эль-Эскориал, дворец-монастырь-мавзолей, построенный по заказу Филиппа II в 1563 году.
Изображения.
Гвадалахара: Дворец Инфантадо: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21646728
Вальядолид: Colegio de Sta.Cruz: Хосе Луис Филпо Кабана — собственная работа, CC BY 3.0, https ://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=32280030
Cogolludo: Palacio de los Duques de Medinaceli: By Borjaanimal — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48837710
Ubeda: San Salvador: By Heparina1985 — Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=71236067
Ubeda: Palacio del Dean Ortega: By José Luis Filpo Cabana — Собственная работа, CC BY 3.0, https ://commons. wikimedia.org/w/index.php?curid=31515555
Убеда: Паласио-де-лас-Каденас: Даниэль Вильяфруэла, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index. php?curid=17157531
Baeza: Palacio de Jabalquinto: De Michal Osmenda из Брюсселя, Бельгия CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24415616
Baeza: Town Hall: By Elisa.rolle — собственная работа , CC BY-SA 3.0 es, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28047743
Baeza: Casa del Populo: Хосе Луис Филпо Кабана — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https ://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=71193317
Trujillo: Palacio de la Conquista: De Elemaki – Trabajo propio, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index. php?curid=15826495
Трухильо: Паласио-де-лос-Дукес-де-Сан-Карлос: Де Хосе Луис Филпо Кабана – Trabajo propio, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9574843
Трухильо: Паласио Хуан Писарро де Орельяна: Алонсо де Мендоса – https://es.wikipedia.org/wiki/Archivo:Palacio_Juan_Pizarro_de_Orellana,_Trujillo,_C%C3%A1ceres. jpg
Толедо: Госпиталь де Тавера: https://commons.wikimedia.org /wiki/File:Toledo_Capital_-_194_(37538222744).jpg
Алькала-де-Энарес: Университет: М.Пейнадо из Алькала-де-Энарес, Испания – 007194 CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26523361
Seville: Town Hall: By Anual — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia. org/w/index.php?curid=64518307
Jaen: Cathedral: By PMRMaeyaert – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47975266
Guadix: Собор: Автор Samu73 – Flickr (https://www.flickr.com/photos/samualpedrete/2692673885/), CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4482248
Альмерия : Собор: Елена Мартинес Чакон — собственная работа, CC BY-SA 3.0 es, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35251829
Английский Здания: …c 1500-1700
Это вторая страница из серии кратких вступлений в историю английской архитектуры, иллюстрированных ссылками на сообщения в этом блоге. Эта страница посвящена периодам Тюдоров и Стюартов — в широком смысле, 16 и 17 векам.
Архитектура Тюдоров
В 1485 году в Англии взошел на престол первый тюдоровский монарх Генрих VII. Пятьдесят лет спустя его сын, Генрих VIII, порвал с Римом, стал главой церкви в Англии и начал процесс, который привел к роспуску монастырей в его королевстве. В этом новом политическом и религиозном климате строительство церквей замедлилось. С другой стороны, в этот период было построено много домов — возросшее богатство короны, и особенно высших классов, сделало 16 век великим веком отечественной архитектуры.
В 16-м и 17-м веках произошли радикальные изменения в английской архитектуре, вызванные главным образом двумя факторами: во-первых, влиянием эпохи Возрождения, принесшего в Британию влияние классического искусства и дизайна; во-вторых, тот факт, что в этот период было перестроено так много зданий, что историки говорят о «великой перестройке» или «великих перестройках», преобразивших страну.
Великие перестройки
В течение примерно 70 лет между 1570 и 1640 годами улучшение экономических условий привело к перестройке тысяч домов, особенно в южной Англии, начиная с юго-востока и распространяясь на юго-запад во второй половине периода. После того, как потрясения Гражданской войны в Англии приостановили строительство во многих местах, восстановление, похоже, продолжалось в северной Англии и Уэльсе после 1670 года. Эти даты приблизительны и являются предметом научных дискуссий, но указывают на общую закономерность.
Великие перестройки дали многим людям более крупные и прочные дома. Одноэтажные дома (или один этаж плюс мансарда со слуховыми окнами) нередко приобретали полноценный верхний этаж. Часто дополнительный уровень достигался за счет надстройки нового этажа в одноэтажном холле дома, чтобы разделить его надвое по горизонтали. В каменных районах дома с деревянным каркасом часто перестраивали из камня; в других местах деревянные каркасы были обновлены. Хорошо сделанный деревянный каркас с тесными шипами, который можно увидеть в Голове Сарацина, Кингс Нортон, построенный в конце 15-го и начале 16-го веков, является хорошим примером такого рода деревянного каркаса эпохи Тюдоров. Прекрасный Пейкок, Коггесхолл, также начало 16 века, является, во всяком случае, еще более великолепным примером. Стекло стало более доступным, а окна в домах стали больше. В домах, состоявших в основном из одной большой комнаты с центральным очагом и дымоходом в крыше, появились более мелкие, более удобные комнаты с настоящими каминами.
Сохранилось много домов эпохи Тюдоров, и многие из них представляют собой скромные народные постройки. Другими словами, они построены в соответствии с местной модой, местными жителями, с использованием местных материалов – известняка в Котсуолдсе, мела в Чилтерне, деревянного каркаса в Уэльсе, местной глины в Девоне и так далее. Кроме того, в некоторых районах, где не было хорошего строительного камня, применялся новый материал, мало использовавшийся в средние века: кирпич. Хотя они выглядели скромно снаружи, эти здания, вероятно, были ярко украшены внутри. В то время как стены домов богатых людей были покрыты деревянными панелями и богатыми гобеленами, некоторые люди обходились расписными украшениями, как это видно в редкой сохранившейся расписной комнате в Ледбери, Херефордшир (рисунок выше).
Эта местная мода и способы строительства до сих пор сохранились в местах, которые мы теперь считаем «нетронутыми» современными материалами и строительными технологиями. Они являются частью того, что придает регионам страны их местную самобытность. Народная архитектура также была выбрана строителями первых нонконформистских часовен и молитвенных домов, самые ранние из которых относятся к периоду Тюдоров. Некоторые, как тот, что в Хорнингшеме, с соломенной крышей и простыми окнами, с первого взгляда легко принять за дома.
Это был также знаменательный период для школьных фондов – отчасти для того, чтобы компенсировать пробел в образовании, оставшийся после роспуска монастырей, и заложить основы образования в протестантской традиции. Елизаветинские гимназии, такие как школа в Берфорде, также часто строились на местном языке.
Стиль Тюдор
Более величественные здания — например, дворянские и аристократические дома — строились более тщательно. Хотя их фасады могли быть довольно простыми, с рядами окон со стойками и, возможно, с некоторым украшением вокруг дверного проема, как в Canons Ashby (рисунок выше), их экстерьер часто строился для показа, с действительно большими окнами со стойками, выступающими нишами и эркерами. высокие, богато украшенные дымоходы и выступающие фронтоны, иногда изогнутые в голландском стиле. Хотя большие окна и декоративные элементы резко отличают эти дома от построек прошлого века, в них часто сохраняются элементы позднего готического стиля того века — арки и дверные проемы обычно имеют уплощенную форму с четырьмя центрами, часто встречающуюся в 15 веке. церкви века, например. Этот тип архитектуры доведен до совершенства в загородных домах, таких как замок Бротон в Оксфордшире и богато украшенная сторожка в Коутон-Корт в Уорикшире, а также многооконные фасады Стэнвей-Хауса в Глостершире (рисунок вверху).
Местное Возрождение
Было еще одно жизненно важное влияние на архитектуру периода Тюдоров, особенно на большие дома: искусство эпохи Возрождения и его возрождение классического искусства, которое началось в Италии и распространилось на север по всей континентальной Европе. В архитектуре это означало, прежде всего, копирование ордеров — «модусов» классической архитектуры с их отличительными визуальными идентичностями: дорическим, ионическим, коринфским и т. д.
Но строители Тюдоров не ездили в Грецию и не копировали храмы; в основном они даже не добирались до Рима. Они переняли свой классицизм из вторых или третьих рук — из книг, из французских зданий, из намеков из Нидерландов — и добавили собственные эксцентричные местные штрихи.
Это придает английскому классицизму 16-го века уникальный и иногда эксцентричный характер. Он полон любопытных резных завитушек и причудливых узоров. Его ордера часто не имеют «правильных» классических пропорций. Иногда он сочетается с готическими элементами (готика как стиль церковного строительства сохранилась в 16-м и 17-м веках), как в необычном церковном крыльце в Саннингуэлле (рисунок выше). Но это живо, и часто на него интересно смотреть. Одно из лучших мест, где его можно найти, — это величественные дома и величественные памятники в церквях. Некоторые из этих памятников представляют собой большие конструкции с навесами, сами по себе похожие на маленькие здания. Другие демонстрируют восхитительную резьбу, намекая своим предметом на расширяющиеся перспективы английской культуры по мере того, как исследователи плыли все дальше и дальше по всему миру.
Большие дома, дома-вундеркинды
Большие дома с этим эксцентричным классическим орнаментом включают в себя некоторые из наших самых удивительных зданий. Хардвик-холл в Дербишире с его огромными окнами и очаровательными интерьерами, Берли-Хаус с его горизонтом из вершин и башен и сложные здания, такие как Кирби-холл, представляют собой ошеломляющие сооружения, большие, сложные и богато украшенные. В них сочетаются классические детали дорического, ионического и коринфского ордеров с огромными окнами и, как правило, симметричная планировка, далекая от архитектурного беспорядка средневековой жилой застройки. Внутри у них деревянные панели, изысканные камины и роскошные гипсовые потолки, украшающие великолепные комнаты, включая просторные гостиные и длинные галереи. Эти огромные, сложные и богато украшенные дома по праву заслужили прозвище «дома вундеркиндов». У них есть и более скромные родственники: усадьбы, которые имеют некоторые черты архитектуры Тюдоров, но иногда с более богато украшенными фронтонами и небольшим количеством классических деталей, которые, кажется, напоминают их более роскошные аналоги.
Архитектура Стюарта
Когда в 1603 году Яков I взошел на престол в качестве первого короля Англии Стюартов, разнообразные традиции архитектуры Тюдоров продолжились. Деревянно-каркасная конструкция по-прежнему часто использовалась для небольших зданий. В некоторых престижных домах деревянные конструкции могли быть очень сложными и богато украшенными, как в доме, который сейчас является отелем Feathers в Ладлоу, Шропшир. Большие загородные дома с симметричными рядами больших окон со стойками, нишами и богато украшенными интерьерами все еще строились — одним из примеров является Частлтон в Оксфордшире; Рушам в том же округе, хотя и измененный, является другим. Naas House в Глостершире, третий, оживляет этот архитектурный стиль с восхитительным куполом в форме ogee и смотровой площадкой на крыше. В Стэнуэе, Глостершир, выдающаяся сторожка построена в этом стиле, но с различными классическими элементами, такими как колонны по обе стороны от входа. Подобные здания могли иметь интерьеры, обшитые деревянными панелями и украшенные буйной резьбой, очень заимствованной из стиля Тюдоров, как в необыкновенной каминной полке в солярии в замке Стоксей. Городские здания все еще могли отображать деревенскую версию классицизма и мифологии в своем убранстве или ряды простых, смутно классических арок в своей структуре.
Народная традиция продолжалась, когда дело касалось небольших домов и зданий, таких как школы. И готика все еще иногда использовалась для церквей.
Но в Лондоне дул новый стилистический ветер, принесший более научную, правильную форму классицизма. Главным представителем этого нового классицизма был Иниго Джонс, проектировавший здания для королевского двора. Джонс посетил Италию, изучал там архитектуру и прочитал великий учебник по архитектуре Андреа Палладио, I Quattro Libra dell’architettura . Он стал одним из самых влиятельных из всех английских архитекторов.
Здания Джонса в результате являются гораздо более правильно классическими, чем все, что производилось в Англии раньше. У них правильный порядок и идеальные пропорции — например, комнаты часто имеют форму идеальных кубов или двойных кубов. Лишь несколько его зданий сохранились, но они оказали большое влияние. Банкетный зал в Уайтхолле, Дом королевы в Гринвиче и церковь Святого Павла в Ковент-Гардене познакомили британцев с портиками, правильно спроектированными ордерами и классическими пропорциями и помогли установить стиль на десятилетия, даже столетия вперед.
За ним последовали и другие классики, один из которых спроектировал дразнящие ворота возле церкви в Грейт-Тью, Оксфордшир. Одним из этих классиков 17-го века был соратник Джонса Николас Стоун, дизайнер, среди прочего, старых водяных ворот (изображение выше), которые сейчас находятся в Садах на набережной в Лондоне. Стоун развил мускулистый классицизм, типичный для этого маленького здания, в нечто более пышное и подлинно барочное в одном здании, необычном крыльце церкви Святой Марии в Оксфорде; этот стиль барокко был тесно связан с высокоцерковными верованиями архиепископа Лауда и его последователей, и его развитие было прервано Гражданской войной. Уникальная классическая ветряная мельница в Честертоне, Уорикшир, является еще одним примером необычных способов применения новой архитектуры. Уже в подобных зданиях начала XVII века из целомудренного и чистого стиля Иниго Джонса развивался более энергичный, эксцентричный вид классицизма. Влияние такой энергичной, протобарочной работы можно увидеть и в более скромных фахверковых домах с их причудливыми фронтонами, рядами эркеров и лепным декором – пример этого на доме 1650 г. Банбери.
Архитектура Позднего Стюарта
Вслед за Джонсом появилось несколько архитекторов, которые развили его идеи и преследовали собственные. Некоторые из них, например Джон Уэбб, подхватили классическую нить там, где ее оставил Джонс. Другие развили тип дома, который стал особенно влиятельным и считается типично английским. Такие дома имели симметричные фасады с рядами одинаковых окон, центральный дверной проем, шатровую крышу со слуховыми окнами и высокие дымоходы. Прекрасным ранним примером кирпичной кладки является Старый дом в Кибворт-Харкорте, Лестершир. Другой, каменный и довольно величественный, — это поместье Нижнего Липиата в Глостершире. Подоконники более крупные и известные примеры, такие как влиятельный дом Колсхилл (больше не существующий), помогли широко распространить моду на дома такого типа.
Обе эти нити сошлись в творчестве самого известного из всех английских архитекторов Кристофера Рена. Рен, ученый и математик, а также архитектор, по-новому объединил архитектурные идеи — идеи пространства, формы и декора. Он хорошо известен как архитектор собора Святого Павла с его гениально спроектированным куполом, но также создал множество небольших церквей в лондонском Сити. Многие из них объединяют классические пропорции с готической идеей шпиля, чтобы сделать структуры непохожими ни на что другое до них. Рен мог также спроектировать более чисто готические сооружения, как показывает его церковь Святой Марии Олдермари. Однако не каждая церковь находилась под влиянием Рена, как показывает экстраординарное украшение народного искусства в Бромфилде, Шропшир.
Но влияние Рена на классические здания было глубоким и устойчивым — он, вероятно, консультировал каменщика Кристофера Кемпстера по поводу одной из самых великолепных ратушей Англии, той, которая возвышается над центром Абингдона (рисунок выше) — и Рен также был известен своими большими домами. построенный из кирпича с каменной отделкой, стойкий английский стиль, который можно увидеть во дворце Хэмптон-Корт, а также в лондонском Мальборо-Хаусе, построенный в начале 18 века.
Лучшим учеником и когда-то соавтором Рена был Николас Хоксмур, который работал с мастером над собором Святого Павла, а затем самостоятельно проектировал выдающиеся здания — как церкви, так и загородные дома. Здания Хоксмура более громоздки по своему характеру, чем дома Рена, и более оригинальны. Ему нравятся большие массивы каменной кладки, башни и шпили необычной формы, окна в форме кругов или полукругов. Его здания, такие как большие лондонские церкви Крайст-Черч-Спиталфилдс, Сент-Энн-Лаймхаус и Сент-Джордж на Востоке, большие, задумчивые и довольно странные.
Хоксмур передал эстафету третьему великому архитектору эпохи поздних Стюартов, сэру Джону Ванбру, который преуспел в огромных массивных загородных домах, как Хоксмур преуспел в церквях. У Ванбру не было формального образования архитектора, он был солдатом и драматургом, прежде чем приступить к строительству своего первого здания, огромного замка Ховард. Он работал с Хоксмуром и, должно быть, с самого начала во многом на него полагался. И Ванбру, должно быть, быстро научился. Такие здания, как замок Ховард, дворец Бленхейм и Ситон Делаваль, имеют ярко выраженный архитектурный характер. Их тщательно продуманные фасады и обширные, внушающие благоговение интерьеры далеки от суровости зданий, которые Иниго Джонс проектировал столетие назад. Замок, построенный Ванбру для собственных нужд, хотя и меньше по размеру, разделял монументальность его величественных загородных домов.
Хотя Ванбру известен загородными домами, спланированными в огромных масштабах, его влияние ощущалось и на гораздо более мелких постройках. Иногда в городе недалеко от крупного дома Ванбру можно найти небольшой дом с характерными для него массами и круглыми окнами. Пример в Оксфорде служит напоминанием о влиянии стиля Ванбру.
Тем временем в сельской местности продолжалось строительство многих проектов, которые не проявляли особого интереса к изощренным идеям этих передовых архитекторов. Молитвенные дома, например, продолжали строиться на преобладающем домашнем языке, например, каменный молитвенный дом конца 17-го века, ныне ратуша, в Южном Ньюингтоне.