Архитектура функционализма: Функционализм | Архитектура и Проектирование
Функционализм (архитектура) | это… Что такое Функционализм (архитектура)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Функционализм.
Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки, 1934-38)
Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934.
Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934.
Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Я. Й. П. Оуд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).
Содержание
|
Основные черты
Основная статья: Пять отправных точек современной архитектуры
«Пять признаков функционализма»:
- Использование лапидарных прямоугольных форм.
- Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и лишних деталей, лишённых функционального назначения.
- «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.
- Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.
- Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.
Идеология и критика функционализма
Основная статья: Интернациональный стиль
Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией». В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».
Критики концепции функционализма характеризуют её негативную составляющую следующим набором эпитетов: «Безликость „серийности“, бездуховность, серость и искусственность бетона, угловатость параллелепипеда, грубость и минимализм внешней отделки, стерильность и кольчужная враждебность кафельной плиточности. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами, что делает дома этого стиля похожими на ульи».
Функционализм и другие стили
- В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
- В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
- В отличие от неоготики — дешёвый искусственный материал и видимое отсутствие крыши.
- В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.
См. также
Функциональный метод в советском конструктивизме 20-х — 30-х гг.
Ссылки
Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии
- Form follows WHAT? The modernist notion of function as a carte blanche
Функционализм (архитектура) | это… Что такое Функционализм (архитектура)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Функционализм.
Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки, 1934-38)
Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934.
Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934.
Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Я. Й. П. Оуд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).
Содержание
|
Основные черты
Основная статья: Пять отправных точек современной архитектуры
«Пять признаков функционализма»:
- Использование лапидарных прямоугольных форм.
- Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и лишних деталей, лишённых функционального назначения.
- «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.
- Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.
- Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.
Идеология и критика функционализма
Основная статья: Интернациональный стиль
Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией». В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».
Критики концепции функционализма характеризуют её негативную составляющую следующим набором эпитетов: «Безликость „серийности“, бездуховность, серость и искусственность бетона, угловатость параллелепипеда, грубость и минимализм внешней отделки, стерильность и кольчужная враждебность кафельной плиточности. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами, что делает дома этого стиля похожими на ульи».
Функционализм и другие стили
- В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
- В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
- В отличие от неоготики — дешёвый искусственный материал и видимое отсутствие крыши.
- В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.
См. также
Функциональный метод в советском конструктивизме 20-х — 30-х гг.
Ссылки
Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии
- Form follows WHAT? The modernist notion of function as a carte blanche (1995)
Функционализм | архитектура | Britannica
- Ключевые люди:
- Ле Корбюзье Горацио Гриноу
- Похожие темы:
- архитектура
См. весь соответствующий контент →
Функционализм , в архитектуре учение о том, что форма здания должна определяться практическими соображениями, такими как использование, материал и структура, в отличие от отношения, согласно которому план и структура должны соответствовать предвзятая картина в голове дизайнера.
Хотя функционализм наиболее тесно связан с современной архитектурой (и в некоторой степени с современной мебелью), он ни в коем случае не является исключительно современной концепцией. Помимо того факта, что даже самая причудливая архитектура должна выполнять практические функции, в прошлом были времена, когда функциональные соображения были необычайно доминирующими, и художественный характер зданий таких времен был непосредственно выведен из того, как решалась задача. функции было выполнено. Исторические европейские примеры включают военную архитектуру раннего Средневековья, определенные периоды готической церковной архитектуры и большую часть промышленной и коммерческой архитектуры XIX века.
Еще из Britannica
Архитектура: функционализм
Функционалистское кредо, однако, особенно связано с современным стилем архитектуры, который развился во второй четверти 20 века в результате изменений в технике строительства, необходимости новых типов зданий и изменения культурных и эстетических идеалов. Фактически, по мере того как архитекторы начали проявлять недовольство историческим возрождением, которое имело первостепенное значение в XIX в.В 19-м и начале 20-го века должен был сложиться тип архитектуры, основанный на ясном внешнем выражении функции здания. Лозунг «форма следует за функцией», придуманный в 1880-х годах одним из пионеров современного архитектурного дизайна Луи Салливаном, и изречение архитектора Ле Корбюзье «дом — это машина для жизни», датируемое 1920 годом, оба утверждают идея бескомпромиссно.
Последнее утверждение, однако, хотя и типично для полемических заявлений, сделанных в XIX в.20-е годы, когда борьба за более функциональный подход к архитектуре велась наиболее напряженно, не понималась буквально, как указывают другие высказывания Ле Корбюзье. Сторонники функционализма в архитектуре иногда утверждали, что хорошая архитектура автоматически создается удовлетворением практических потребностей; тем не менее в этом исполнении остается много альтернатив, среди которых должен выбирать архитектор, и такой выбор может определить разницу между хорошей и плохой архитектурой.Ле Корбюзье и подобные заявления, тем не менее, отражают настойчивое требование современного архитектора о том, что процесс проектирования начинается с анализа функции здания и наилучших технических средств ее выполнения, а эстетический характер не накладывается, возникает как часть одного и того же процесса. По этой причине акцент на функционализме в современной архитектуре подразумевает воссоединение архитектуры и инженерии, которые были разделены в 19 веке.
Ле Корбюзье | Биография, архитектура, здания, живопись, мебель, книги и факты
Ле Корбюзье
Смотреть все СМИ
- Родился:
- 6 октября 1887 г. Ла-Шо-де-Фон Швейцария
- Умер:
- 27 августа 1965 г. (77 лет) Франция
- Механизм/стиль:
- Кубизм Международный стиль Новый брутализм Пуризм
- Предметы изучения:
- Функционализм Пуризм Модульор архитектура городское планирование
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем важен Ле Корбюзье?
Ле Корбюзье был влиятельным архитектором и градостроителем, чьи проекты сочетали функционализм со смелым скульптурным экспрессионизмом. Он принадлежал к первому поколению так называемой Международной школы архитектуры, которая продвигала такие характеристики, как чистые геометрические формы и открытые эффективные пространства. Ле Корбюзье был также признанным писателем и художником.
Чем знаменит Ле Корбюзье?
Одними из самых известных проектов Ле Корбюзье были здания Villa Savoye, Colline Notre Dame du Haut и Unité d’Habitation в Марселе, Франция; недостроенный прототип массового жилья Maison Dom-Ino; генеральный план Чандигарха, Индия; и книга «На пути к новой архитектуре » (1923 г.), в которой он классно заявил, что «дом — это машина, в которой можно жить».
Какой была семья Ле Корбюзье?
Ле Корбюзье родился Шарлем-Эдуаром Жаннере-Гри в семье часовщиков. Позже он женился на фотомодели Ивонн Галлис, но детей у них не было.
Какое образование получил Ле Корбюзье?
У Ле Корбюзье не было формального образования архитектора. В 13 лет он бросил начальную школу, чтобы научиться эмалированию и гравировке циферблатов в Школе декоративного искусства в Ла-Шо-де-Фон. Там его учитель Шарль Л’Эплаттенье решил, что Ле Корбюзье должен стать архитектором, и дал ему первую практику в местных проектах.
Как умер Ле Корбюзье?
В возрасте 77 лет Ле Корбюзье умер от сердечного приступа во время купания у берегов Французской Ривьеры.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Ле Корбюзье , по имени Шарль-Эдуар Жаннере , (родился 6 октября 1887 года, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария — умер 27 августа 1965 года, Кап-Мартен, Франция), всемирно влиятельный швейцарский архитектор и город планировщик, чьи проекты сочетают в себе функционализм современного движения со смелым скульптурным экспрессионизмом. Он принадлежал к первому поколению так называемой Интернациональной архитектурной школы и был их самым способным пропагандистом в своих многочисленных трудах. В своей архитектуре он объединил функционалистские устремления своего поколения с сильным чувством экспрессионизма. Он был первым архитектором, который тщательно использовал грубый бетон, технику, которая удовлетворила его вкус к аскетизму и скульптурным формам. В 2016 году 17 его архитектурных работ были названы объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).
Ле Корбюзье родился в маленьком городке в гористой швейцарской области Юра, с 18 века ставшей мировым центром точного часового дела. Всю свою жизнь он был отмечен суровостью этого окружения и пуританством протестантской среды. В 13 лет Ле Корбюзье бросил начальную школу, чтобы научиться эмалированию и гравировке циферблатов, ремеслу своего отца, в Школе декоративного искусства в Ла-Шо-де-Фон. Там Шарль Л’Эплаттенье, которого Ле Корбюзье позже назвал своим единственным учителем, преподавал ему историю искусств, рисование и натуралистическую эстетику модерна.
Именно Л’Эплаттенье решил, что Ле Корбюзье, проучившись три года, должен стать архитектором, и дал ему первую практику на местных проектах. С 1907 по 1911 год по его совету Ле Корбюзье предпринял серию поездок, сыгравших решающую роль в воспитании этого архитектора-самоучки. За эти годы путешествий по Центральной Европе и Средиземноморью он сделал три крупных архитектурных открытия. Чартерный дом Эмы в Галлуццо в Тоскане представлял собой контраст между обширными коллективными пространствами и «индивидуальными жилыми ячейками», которые легли в основу его концепции жилых зданий. Благодаря архитектуре позднего ренессанса 16-го века Андреа Палладио в регионе Венето в Италии и древним памятникам Греции он обнаружил классические пропорции. Наконец, популярная архитектура Средиземноморья и Балканского полуострова дала ему набор геометрических форм, а также научила обращаться со светом и использовать ландшафт в качестве архитектурного фона.
В возрасте 30 лет он вернулся в Париж, где его формирование завершилось год спустя, когда он встретил художника и дизайнера Амеде Озенфан, которая познакомила его с утонченным современным искусством. Озанфан посвятил Ле Корбюзье в пуризм, его новую живописную эстетику, которая отвергла сложные абстракции кубизма и вернулась к чистым, простым геометрическим формам повседневных предметов. В 1918 году они вместе написали и опубликовали манифест пуристов Après le cubisme (1918; «После кубизма»). В 1920 году вместе с поэтом Полем Дерме они основали полемическое авангардное обозрение L’Esprit Nouveau. Открытый для искусства и гуманитарных наук, с блестящими сотрудниками, он представил идеи в архитектуре и городском планировании, уже высказанные Адольфом Лоосом и Анри ван де Вельде, боролся против «стилей» прошлого и против сложной неструктурной отделки и защищал функционализм.
Викторина «Британника»
Художники, живописцы и архитекторы
Связь с Озенфаном положила начало карьере Ле Корбюзье как художника и писателя. Озенфан и Ле Корбюзье (тогда еще известный как Жаннере) вместе написали серию статей для L’Esprit Nouveau , которые должны были быть подписаны псевдонимами. Озанфан выбрал Сонье, имя своей бабушки, и предложил для Жаннерет имя Ле Корбюзье, имя предка по отцовской линии. Статьи, написанные Ле Корбюзье, были собраны и опубликованы под номером Vers une Architecture 9.