Архитектура функционализма: Функционализм | Архитектура и Проектирование

Функционализм (архитектура) | это… Что такое Функционализм (архитектура)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Функционализм.

Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки, 1934-38)

Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934.

Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934.

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Я. Й. П. Оуд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Содержание

  • 1 Основные черты
  • 2 Идеология и критика функционализма
    • 2.1 Функционализм и другие стили
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки

Основные черты

Основная статья: Пять отправных точек современной архитектуры

«Пять признаков функционализма»:

  • Использование лапидарных прямоугольных форм.
  • Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и лишних деталей, лишённых функционального назначения.
  • «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.
  • Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.
  • Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Идеология и критика функционализма

Основная статья: Интернациональный стиль

Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией». В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Критики концепции функционализма характеризуют её негативную составляющую следующим набором эпитетов: «Безликость „серийности“, бездуховность, серость и искусственность бетона, угловатость параллелепипеда, грубость и минимализм внешней отделки, стерильность и кольчужная враждебность кафельной плиточности. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами, что делает дома этого стиля похожими на ульи».

Функционализм и другие стили

  • В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
  • В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
  • В отличие от неоготики — дешёвый искусственный материал и видимое отсутствие крыши.
  • В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

См. также

Функциональный метод в советском конструктивизме 20-х — 30-х гг.

Ссылки

Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии

  • Form follows WHAT? The modernist notion of function as a carte blanche
    (1995)

Функционализм (архитектура) | это… Что такое Функционализм (архитектура)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Функционализм.

Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки, 1934-38)

Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934.

Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934.

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Я. Й. П. Оуд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Содержание

  • 1 Основные черты
  • 2 Идеология и критика функционализма
    • 2.1 Функционализм и другие стили
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки

Основные черты

Основная статья: Пять отправных точек современной архитектуры

«Пять признаков функционализма»:

  • Использование лапидарных прямоугольных форм.
  • Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и лишних деталей, лишённых функционального назначения.
  • «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.
  • Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.
  • Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Идеология и критика функционализма

Основная статья: Интернациональный стиль

Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией». В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Критики концепции функционализма характеризуют её негативную составляющую следующим набором эпитетов: «Безликость „серийности“, бездуховность, серость и искусственность бетона, угловатость параллелепипеда, грубость и минимализм внешней отделки, стерильность и кольчужная враждебность кафельной плиточности. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами, что делает дома этого стиля похожими на ульи».

Функционализм и другие стили

  • В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.
  • В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами.
  • В отличие от неоготики — дешёвый искусственный материал и видимое отсутствие крыши.
  • В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

См. также

Функциональный метод в советском конструктивизме 20-х — 30-х гг.

Ссылки

Функционализм — статья из Большой советской энциклопедии

  • Form follows WHAT? The modernist notion of function as a
    carte blanche
    (1995)

Функционализм | архитектура | Britannica

Ключевые люди:
Ле Корбюзье Горацио Гриноу
Похожие темы:
архитектура

См. весь соответствующий контент →

Функционализм , в архитектуре учение о том, что форма здания должна определяться практическими соображениями, такими как использование, материал и структура, в отличие от отношения, согласно которому план и структура должны соответствовать предвзятая картина в голове дизайнера.

Хотя функционализм наиболее тесно связан с современной архитектурой (и в некоторой степени с современной мебелью), он ни в коем случае не является исключительно современной концепцией. Помимо того факта, что даже самая причудливая архитектура должна выполнять практические функции, в прошлом были времена, когда функциональные соображения были необычайно доминирующими, и художественный характер зданий таких времен был непосредственно выведен из того, как решалась задача. функции было выполнено. Исторические европейские примеры включают военную архитектуру раннего Средневековья, определенные периоды готической церковной архитектуры и большую часть промышленной и коммерческой архитектуры XIX века.

век. Выражение «функциональная традиция» применяется к этому акценту на функционализме, который появляется и снова появляется на протяжении всей истории архитектуры независимо от изменений в стиле.

Еще из Britannica

Архитектура: функционализм

Функционалистское кредо, однако, особенно связано с современным стилем архитектуры, который развился во второй четверти 20 века в результате изменений в технике строительства, необходимости новых типов зданий и изменения культурных и эстетических идеалов. Фактически, по мере того как архитекторы начали проявлять недовольство историческим возрождением, которое имело первостепенное значение в XIX в.В 19-м и начале 20-го века должен был сложиться тип архитектуры, основанный на ясном внешнем выражении функции здания. Лозунг «форма следует за функцией», придуманный в 1880-х годах одним из пионеров современного архитектурного дизайна Луи Салливаном, и изречение архитектора Ле Корбюзье «дом — это машина для жизни», датируемое 1920 годом, оба утверждают идея бескомпромиссно.

Последнее утверждение, однако, хотя и типично для полемических заявлений, сделанных в XIX в.20-е годы, когда борьба за более функциональный подход к архитектуре велась наиболее напряженно, не понималась буквально, как указывают другие высказывания Ле Корбюзье. Сторонники функционализма в архитектуре иногда утверждали, что хорошая архитектура автоматически создается удовлетворением практических потребностей; тем не менее в этом исполнении остается много альтернатив, среди которых должен выбирать архитектор, и такой выбор может определить разницу между хорошей и плохой архитектурой.

Ле Корбюзье и подобные заявления, тем не менее, отражают настойчивое требование современного архитектора о том, что процесс проектирования начинается с анализа функции здания и наилучших технических средств ее выполнения, а эстетический характер не накладывается, возникает как часть одного и того же процесса. По этой причине акцент на функционализме в современной архитектуре подразумевает воссоединение архитектуры и инженерии, которые были разделены в 19 веке.

Ле Корбюзье | Биография, архитектура, здания, живопись, мебель, книги и факты

Ле Корбюзье

Смотреть все СМИ

Родился:
6 октября 1887 г. Ла-Шо-де-Фон Швейцария
Умер:
27 августа 1965 г. (77 лет) Франция
Механизм/стиль:
Кубизм Международный стиль Новый брутализм Пуризм
Предметы изучения:
Функционализм Пуризм Модульор архитектура городское планирование

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем важен Ле Корбюзье?

Ле Корбюзье был влиятельным архитектором и градостроителем, чьи проекты сочетали функционализм со смелым скульптурным экспрессионизмом. Он принадлежал к первому поколению так называемой Международной школы архитектуры, которая продвигала такие характеристики, как чистые геометрические формы и открытые эффективные пространства. Ле Корбюзье был также признанным писателем и художником.

Чем знаменит Ле Корбюзье?

Одними из самых известных проектов Ле Корбюзье были здания Villa Savoye, Colline Notre Dame du Haut и Unité d’Habitation в Марселе, Франция; недостроенный прототип массового жилья Maison Dom-Ino; генеральный план Чандигарха, Индия; и книга «На пути к новой архитектуре » (1923 г.), в которой он классно заявил, что «дом — это машина, в которой можно жить».

Какой была семья Ле Корбюзье?

Ле Корбюзье родился Шарлем-Эдуаром Жаннере-Гри в семье часовщиков. Позже он женился на фотомодели Ивонн Галлис, но детей у них не было.

Какое образование получил Ле Корбюзье?

У Ле Корбюзье не было формального образования архитектора. В 13 лет он бросил начальную школу, чтобы научиться эмалированию и гравировке циферблатов в Школе декоративного искусства в Ла-Шо-де-Фон. Там его учитель Шарль Л’Эплаттенье решил, что Ле Корбюзье должен стать архитектором, и дал ему первую практику в местных проектах.

Как умер Ле Корбюзье?

В возрасте 77 лет Ле Корбюзье умер от сердечного приступа во время купания у берегов Французской Ривьеры.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Ле Корбюзье , по имени Шарль-Эдуар Жаннере , (родился 6 октября 1887 года, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария — умер 27 августа 1965 года, Кап-Мартен, Франция), всемирно влиятельный швейцарский архитектор и город планировщик, чьи проекты сочетают в себе функционализм современного движения со смелым скульптурным экспрессионизмом. Он принадлежал к первому поколению так называемой Интернациональной архитектурной школы и был их самым способным пропагандистом в своих многочисленных трудах. В своей архитектуре он объединил функционалистские устремления своего поколения с сильным чувством экспрессионизма. Он был первым архитектором, который тщательно использовал грубый бетон, технику, которая удовлетворила его вкус к аскетизму и скульптурным формам. В 2016 году 17 его архитектурных работ были названы объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Ле Корбюзье родился в маленьком городке в гористой швейцарской области Юра, с 18 века ставшей мировым центром точного часового дела. Всю свою жизнь он был отмечен суровостью этого окружения и пуританством протестантской среды. В 13 лет Ле Корбюзье бросил начальную школу, чтобы научиться эмалированию и гравировке циферблатов, ремеслу своего отца, в Школе декоративного искусства в Ла-Шо-де-Фон. Там Шарль Л’Эплаттенье, которого Ле Корбюзье позже назвал своим единственным учителем, преподавал ему историю искусств, рисование и натуралистическую эстетику модерна.

Именно Л’Эплаттенье решил, что Ле Корбюзье, проучившись три года, должен стать архитектором, и дал ему первую практику на местных проектах. С 1907 по 1911 год по его совету Ле Корбюзье предпринял серию поездок, сыгравших решающую роль в воспитании этого архитектора-самоучки. За эти годы путешествий по Центральной Европе и Средиземноморью он сделал три крупных архитектурных открытия. Чартерный дом Эмы в Галлуццо в Тоскане представлял собой контраст между обширными коллективными пространствами и «индивидуальными жилыми ячейками», которые легли в основу его концепции жилых зданий. Благодаря архитектуре позднего ренессанса 16-го века Андреа Палладио в регионе Венето в Италии и древним памятникам Греции он обнаружил классические пропорции. Наконец, популярная архитектура Средиземноморья и Балканского полуострова дала ему набор геометрических форм, а также научила обращаться со светом и использовать ландшафт в качестве архитектурного фона.

В возрасте 30 лет он вернулся в Париж, где его формирование завершилось год спустя, когда он встретил художника и дизайнера Амеде Озенфан, которая познакомила его с утонченным современным искусством. Озанфан посвятил Ле Корбюзье в пуризм, его новую живописную эстетику, которая отвергла сложные абстракции кубизма и вернулась к чистым, простым геометрическим формам повседневных предметов. В 1918 году они вместе написали и опубликовали манифест пуристов Après le cubisme (1918; «После кубизма»). В 1920 году вместе с поэтом Полем Дерме они основали полемическое авангардное обозрение L’Esprit Nouveau. Открытый для искусства и гуманитарных наук, с блестящими сотрудниками, он представил идеи в архитектуре и городском планировании, уже высказанные Адольфом Лоосом и Анри ван де Вельде, боролся против «стилей» прошлого и против сложной неструктурной отделки и защищал функционализм.

Викторина «Британника»

Художники, живописцы и архитекторы

Связь с Озенфаном положила начало карьере Ле Корбюзье как художника и писателя. Озенфан и Ле Корбюзье (тогда еще известный как Жаннере) вместе написали серию статей для L’Esprit Nouveau , которые должны были быть подписаны псевдонимами. Озанфан выбрал Сонье, имя своей бабушки, и предложил для Жаннерет имя Ле Корбюзье, имя предка по отцовской линии. Статьи, написанные Ле Корбюзье, были собраны и опубликованы под номером Vers une Architecture 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *