Что такое модерн в архитектуре: Стиль модерн в архитектуре и интерьере
Про модерн. Этапы развития и угасания модерна, архитектура модерна — Дизайн на vc.ru
1838 просмотров
В первой статье мы разобрали: терминологию, идею и особенность стиля модерн.
Во второй статье мы поговорили о: классификации, предмодерне и начальном периоде развития модерна.
Если не успели ознакомиться переходите и читайте. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. Ваши отзывы помогают каналу публиковать новые, качественные материалы.
«Зрелый» модерн
Дальнейшее распространение модерна было вызвано проведением Всемирных архитектурных и художественных выставок, где были продемонстрированы достижения современной науки, техники и прикладного искусства. Наивысшая точка развивающегося стиля стала представление на Всемирной выставке 1900 года в Париже. С начала апреля по конец ноября, на выставку приехали около пятидесяти миллионов человек со всех краёв света, которые увидели архитектуру, дизайн, стеклянную посуду, мебель и декоративные предметы стиля. На выставке можно было заметить работу таких известных художников, как Луис Тиффани, Альфонс Муха, Рене Лалик и Эмиль Галле.
Из Бельгии и Франции модерн стремительно распространялся во все Европейские города, приобретая различные новые названия и характеристики в каждом новом городе и стране. Зачастую появление модерна случалось не только в модных столичных городах, но и в молодых, быстрорастущих поселениях, которые хотели стать самобытными и значительно отличаться от всех остальных. К примеру, в Италии (Палермо, Турин), Шотландский Глазго, Немецкие Мюнхен и Дармштадт. А ещё этот стиль стал популярен в городах и странах, которые боролись за свою независимость: г. Хельсинки в Российской Империи или Барселона в Испании.
Упадок великой эпохи модерна
В период с 1900 по 1914 год, модерн стал центром исследований, дискуссий и объектом особого внимания критиков. Уже в 1900 году большинство искусствоведов сопротивлялись с движением модернистов. К примеру, художественные критики указывали на то, что модерн не соблюдает главный принцип декоративно-прикладного искусства, — а именно то, что орнаменты объектов должны подчиняться его функциям.
В 4—5 годах 20 века ультраправыми ассоциациями Франции был осуждён Гектор Гимар. Ультраправые движения, используют такую же риторику в отношении модерна, как и в отношении евреев, приписывая художнику противопоставление себя всей французской нации.
Кроме того, огромное количество мастеров стиля «застряли» в успехах модерна после Всемирной выставки 1900 года.
Удалённость стиля модерн по отношению к другим стилевым направлениям, также является одной из причин упадка модерна.
Уже в 10-ых годах выставки декоративно-прикладных направлений искусства были переполнены элементами классических направлений искусства, не оставляя при этом места модерна. В 10-ых годах популярность модерна постепенно стало угасать, а уже в 14 году, с началом Первой мировой войны, он практически полностью угас. Но, стоит заметить, что производственные объекты стиля оставались и после Первой мировой войны, причём успешно ещё много лет, но большая часть этих объектов были копиями.
В 20-ых годах модерн перестал доминировать в архитектурно-декоративном стиле. Его сменил сперва Арт-деко, а затем и модернизм.
Только в 1970-м году, на большой выставке произведений, за авторством Гектора Гимара в Музее современного искусства, модерн получил заслуженные положительные отзывы критиков и искусствоведов.
Модерн в произведениях искусства
Архитектурный модерн
Архитектура модерна отличается благодаря своему отказу от прямого угла и линии, а вместо этого использование «природных», естественных линий с использованием металла, бетона и стекла, в качестве новых материалов того времени.
Архитектура модерна отличается ещё и стремлением создать эстетичные и функциональные здания. Вниманием в модерне удостаивается и внешний вид зданий, и интерьер, который прорабатывается максимально тщательно. Все конструкции от лестниц до дверей, от столбов до балконов рассматривались не только с точки зрения функциональности, но и с художественной задумкой.
Виктор Орта – бельгиец, который стал первым известным архитектором, который работал в стиле модерн. В проектах Виктора, можно заметить активное использование новых материалов, в основном металла и стекла. Несущие конструкции, выполненные из металла, складывались в необычные формы, напоминавшие растения из мира грёз. Лестничные перила, светильники, свисавшие с потолков, и даже ручки дверей — всё было спроектировано в одном стиле. Французские архитекторы, такие как Эктор Гимар, развивали эти идеи. Например, Эктор создал входные павильоны в Парижском метро создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Пожалуй, один из самых известных испанских архитекторов модерна стал Антонио Гауди. Многие считают, что именно Гауди определил облик Барселоны на много лет вперёд. Его здания настолько вписывались в пейзаж, что кажутся творением природы. Самые известные работы Гауди:
Дом Висенс
Дом Бальо или «Дом Костей»
Парк Гуэль
Эль-Каприччо
Саграда Фамилия
Подписывайтесь на наш канал. Поддержите публикацию лайком и репостом.
До новых встреч!
Что такое модерн? Терминология, идея, особенности стиля — AMA Light Technologies на vc.ru
2463 просмотров
Часть 1.
Слово МОДЕРН пришло к нам из французского языка (modeme – современность), означающее большое направление в архитектуре, изобразительном искусстве и дизайне, получившее своё распространение в конце 19 начале 20 веков, основную популярность получило прямо перед началом Первой мировой войны. Основной художественной идеей, доминировавшей в то время, являлась преодолением эклектичности прошлых развитий стилей, как найти гармонию в жизни и искусстве в эпоху промышленных революций. Мастер работавший в стиле модерн стремился совместить художественную составляющую произведения с её функциональностью, вовлекая таким образом в сферу искусства каждую сферу деятельности любого человека, в следствие чего была реализована идея «преобразить жизнь по средствам искусства». В этом модернисты были схожи с последователями стилей романтизм и символизм. Особенной чертой периода модерна является особое внимание модернистов к декоративно-прикладному искусству и постепенно растущий интерес новыми технологиями, что в последствии выльется в новый стиль – Хай-тек.
КАК НАЗЫВАЛИ МОДЕРН В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОППЫ
Очень разные интерпретации термина «МОДЕРН» обусловлено его популярностью по всему миру. Многие термины Вы скорее всего уже слышали. И чтобы у Вас сложилась более обширная картина модерна, нужно понять, что все эти термины означают один стиль – МОДЕРН:
Франция — Aр-нуво, что в переводе означает «Новое искусство», ещё во Франции этот стиль называли — «Конец века»
Англия — «Современный стиль»
Германия — «Югенштиль» или «Молодой стиль» — названый так, благодаря иллюстрированному журналу «Юген» (Jugend), который был основан в 1896 году.
Австрия, Чехия и Польша — «Сецессион» или «Отделить», «Обособить»
Шотландия — «Стиль Глазго»
Бельгия — «Стиль двадцати» — по наименованию сообщества бельгийских художников «Общество ХХ».
Италия — «Стиль Либерти» — стиль свободы
Испания — «Модернизмо»
Нидерланды — «Новое искусство»
Швейцария — «Еловый стиль»
Соединённые Штаты Америки — «Стиль Тиффани» — благодаря имени знаменитого американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани.
Россия — «Модерн».
Сам термин «Модерн» первый раз использовал Эдмон Пикар, который опубликовал его в бельгийском журнале «L’Art Modeme», чтобы описать художественное произведение бельгийского художника декоративно-прикладного искусства, живописца и архитектора Анри ван де Велде, который входил в «Общество XX»
Не утихают споры о том, как определить этот феномен. К примеру Дмитрий Владимирович Сарабьянов утверждал, что это художественный стиль, а Михаил Павлович Тубли и Виктор Георгиевич Власов, считают, что этот термин означает эпоху в истории искусства, а стилевых течений в эту эпоху было огромное множество, Григорий Юрьевич Стернин же считает, что модерн — это «историко-культурного понятия, подобного бидермайеру» (бидермайер – это стиль, который зародился в период затишья в Европе после Наполеоновских войн, уникальность этого стиля в том, что у него нет ярко выраженных отличительных особенностей).
Хотя творцы в стиле Модерна и пытались преодолевать эклектику прошлых эпох, в модернистских произведениях сохранились черты историзма художественного мышления.
ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТИ
В середине 19 века в искусстве Западной Европы основным направлением стал историзм. Идеи историзма складывались из повторения и интерпретации стиля древних цивилизаций. Для преодоления эклектизма, который сопутствовал историзму, объединения художников из разных стран начали создавать новые течения и новый стиль.
ИДЕЯ СТИЛЯ МОДЕРН
В первую очередь, основа модерна – это уничтожение границ между прикладным и изобразительным искусством. Наиболее широкое применение можно наблюдать в новых дизайнах интерьера, графиках, мебели, керамике и ювелирных украшениях. Стиль отвечал идее лидеров мнений 19 века, к ним относят французского архитектора Эжен-Эммануэль Виолье-ле-Дюка и британского искусствоведа Джона Рёскина. В Великобритании на Джоне Рёскине сказались идеи Уильяма Морриса и движения «Arts & Crafts». В Германии же немецкие художники, дизайнеры и архитекторы, находились в поисках «Gesamtkunstwerk» (Единство искусств), объединяющего архитектурные особенности, обстановки, дизайны и искусство в интерьере в одной стилистике.
Основной принцип нового движения, одним из первых определил активный теоретик модерна Анри Ван де Вельде. Он считал, что функциональную конструкцию можно сделать красивой и не используя орнамент. Красота уже заложена в форме конструкции. Анри представляет в своих работах «абстрактные» направления нового стиля, а именно вместо стилизованного растительного орнамента, то есть «флореальное» направление он предложил динамические линейные орнаменты, так-как они лучше соответствуют новым техникам в архитектуре и художественной промышленности.
ОСОБЕННЫЙ СТИЛЬ МОДЕРНА
Главная черта модерна — декоративность
Главные мотивы — вьющиеся растения
Главные принципы — уподобить рукотворную форму природе и наоборот.
Заметная особенность модерна – это отсутствие прямых линий и углов, а вместо них плавные, изогнутые линии, как бы отсылающие нас к природной форме растения. Зачастую художник модернист брал, как основу для своего рисунка орнамент из природного мира.
Форма модерна – это преобладание отказа от симметрии и вместо этого: вертикальные стремящиеся в высь доминанты, которые перетекают из одной формы в совершенно другую.
Преобладающие цвета приглушенные оттенки — цвета увядших роз, табака, жемчужно-серый, серо-голубой, пыльно-сиреневый тона. В интерьере характерные сочетания плоскости, изогнутые мебельные композиции.
Отделка в стиле модерн, как правило, сочетает в себе наличие мозаичной композиции, эмаль, золотой фон, чеканка по меди и латуни.
Конструкция в стиле модерн — это каркасная конструкция (несущий элемент является стальной каркас). Окна — прямоугольное, вытянутое кверху, зачастую богатое растительным декором, бывают арочными, использование «магазинных окон» — это широкое окно напоминающее витрину. Дверь в стиле модерн — прямоугольная либо арочная, плоские формы, используется мозаичный орнамент, декорированные.
Благодаря тому, что модерн старался стать единым стилем, объединяющим в себе все элементы жизнедеятельности, которые выполнены в едином стиле и сочетаются друг с другом, стали набирать обороты прикладные искусства, такие как: дизайн, керамика, книжная графика.
Несмотря на изначальное сопротивление, модернисты зачастую прибегали к эклектичности, так как в модерне уже существовало множество направлений. Например, неоромантизм объединял в себе романский стиль, готические мотивы и ренессанс.
Ещё одной характерной особенностью стиля являлись: декор, мифология, театрализация, синестезия, плоскостность, ориентации на органические начала, изменение форм, ритмичность, динамическое равновесие, принцип равноценности изображений и фона, акцент на пятно и силуэты, соединение традиций Восточного и Западного мира.
Фирменный знак модернизма стала вышивка «Удар бича». Термин «Удар бича» появился из-за узора который вышили на портьере в 1895 году. Вышивали этот узор по рисунку Германа Обриста «Альпийские фиалки». В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, которые кто-то из критиков сравнил с «яростными изгибами обрушивающегося бича».
Эта статья выйдет в двух частях, так как тема модерна очень обширна и многогранна.
Подписывайтесь на мой канал и ожидайте новую статью совсем скоро.
В ней мы расскажем про:
1. Классификации модерна
2. Что такое «Предмодерн»
3. Историю развития модерна
4. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве
5. Архитектуру и дизайн модерна
Поддержать канал.
Спасибо за поддержку. Благодаря Вашим донатам канал существует и развивается.
Краткая история, варианты и характеристики
Современная архитектура, или модернистская архитектура, также известная как модернизм, представляет собой стиль, восходящий к 1900-м годам. Это была реакция на широкомасштабное развитие строительных технологий. Основная идея состоит в том, чтобы подчеркнуть функциональность и отказаться от орнамента и декора за счет рационального использования материалов, в частности, стекла, стали и железобетона. Стиль, который охватывает минимализм, современная архитектура оставила значительный след в архитектурной сцене.
Ответ на предшествующие стили
Примерно в конце 19 века немногие архитекторы начали бросать вызов более традиционным стилям изящного искусства и неоклассицизма, которые доминировали в Европе и США. Одним из них был легендарный американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он решительно отказывался ассоциироваться с каким-либо конкретным архитектурным движением, поэтому изобрел свой неповторимый стиль.
Не имея формального академического образования в области архитектуры, он начал работать в чикагском офисе своего наставника Луи Салливана, которого считали «отцом модернизма» и «отцом небоскребов», поскольку он первым популяризировал принцип «форма следует за функцией». принцип в 1896, а также первым, кто построил высотные здания со стальным каркасом в Чикаго. Оба, наряду с Генри Хобсоном Ричардсоном, известным своим стилем возрождения, «ричардсоновским романским стилем», позже были признаны «признанной троицей американской архитектуры».
Райт, ранее известный своими домами в прериях, решил освободиться от всех традиционных предписаний, включая свой прежний фирменный стиль, поэтому он работал над домами, украшенными текстурированными цементными блоками, которые позже были названы « Стиль майя» после архитектуры пирамид древней цивилизации. По этой причине он был признан выдающейся фигурой современной архитектуры, ведь даже несмотря на то, что небоскребы со стальным каркасом стали появляться в США с конца 19 в.го века, эти фасады зданий все еще были богато украшены в архитектурном стиле неоготики, неоренессанса и изящного искусства. Некоторое время до 1922 года он экспериментировал с серийным модульным жильем. Затем он определил эту архитектуру как «усонианскую», которая представляет собой объединение «США», «утопического» и «органического социального порядка».
Остановка в США
В 1929 году началась эпоха Великой депрессии, серьезно повлиявшая на бизнес Райта. Меньше богатых клиентов хотели экспериментировать с его усонским стилем. с 19С 28 по 1935 год он построил всего два здания: отель недалеко от Чандлера, штат Аризона, и, возможно, свою лучшую работу за все время, Fallingwater , дом выходного дня в Пенсильвании, который он спроектировал для пары Лилиан и Эдгара Дж. Кауфманов. Это впечатляющее сооружение, состоящее из бетонных плит, подвешенных над живописным водопадом; живописное слияние природы и архитектуры.
В то время как Fallingwater является одним из самых известных современных архитектурных проектов американского архитектора, первым домом в современном стиле в США будет дом Шиндлера австрийского архитектора Рудольфа Шиндлера, который он построил в 1922. Он также внес свой вклад в американский модернизм своей работой Lovell Beach House в Ньюпорт-Бич. Другой австрийский архитектор Ричард Нойтра, переехавший в США в 1923 году, спроектировал Дом здоровья Ловелла в Лос-Анджелесе для того же клиента, став значительной силой в американской модернистской архитектуре.
Как и Райт, европейские архитекторы экспериментировали с материалами и методами, которые давали им возможность создавать новые формы. Огюст Перре и Анри Соваж первыми применили железобетон для многоквартирных домов еще в 19 веке.03-1904. Ранее использовавшийся только для промышленных конструкций, железобетон предлагает адаптируемость для создания больших пространств без необходимости опорных колонн, становясь эффективной заменой кирпича и камня в качестве основного материала для современной архитектуры.
В следующем году Перре в одиночку спроектировал первый бетонный гараж на 51 Rue de Ponthieu в Париже, где бетон был оставлен голым, что свидетельствует о честном использовании материалов. Он также был автором шедевра железобетонной конструкции — Театра на Елисейских полях (1911-13). С использованием бетона ни одна колонна не закрывала вид на сцену, что максимально увеличивало впечатление зрителей внутри.
Интерьер Театра Елисейских полей | Источник: theatreinparis.comХарактеристики модернистской архитектуры
Довольно легко отличить современную архитектуру от традиционных архитектурных стилей. Простая и прямолинейная современная архитектура отличается чистыми линиями без какого-либо орнамента; охватывая меньше, больше значение глубоко. Акцент делается на горизонтальной массе с широкими свесами крыши и наклонными плоскостями. Стекла используются щедро, чтобы впустить как можно больше естественного света в интерьеры открытой планировки.
Фабрика Fagus Вальтера Гропиуса и Адольфа Мейера в Альфельде | Источник: itinari.
Что касается материалов, современная архитектура включает в себя современные системы, такие как стальные рамы, открытые бетонные блоки, навесные стены, ленточные окна и интерьеры без колонн. При этом натуральные материалы не чужды модернистской архитектуре. Иногда используются дерево, камень и кирпич, хотя и в упрощенном виде.
Дом Роби Фрэнка Ллойда Райта в Чикаго | Источник: franklloydwright.orgСовременная архитектура не легкомысленно отнеслась к структурным инновациям. Асимметричные композиции и геометрические формы равнозначны стилю, определяющему функциональный дизайн архитектуры. В первую очередь это связано с форма следует функции принципу модернизма.
Музей Соломона Гуггенхайма Райта (1946-59) | Источник: britannica.comЭволюция современной архитектуры
С момента своего зарождения модернистская архитектура развивалась в различных вариациях по всему миру. В Германии модернизм был синонимом Баухауса, основанного Вальтером Гропиусом в 1919 году. Приближаясь ко Второй мировой войне, многие известные архитекторы Баухауза мигрировали в США, представив стиль, который позже был переименован в международный стиль. Он развивался в стране дальше, пока его не сменил постмодернизм во главе с Луи Каном и Ээро Саариненом.
В Британии тонкие нотки модернизма появились в начале 20 века на фоне сильного влияния классицизма. Одним из первых современных зданий в Британии было здание Питера Берена, построенное в 1925 году, в годы, когда ар-деко становился популярным. После Второй мировой войны модернизм в Британии превратился в то, что было известно как новый брутализм, вдохновленный работами Ле Корбюзье.
Королевский национальный театр по Denys Lasdun | Источник: crlrestoration.eu.com голландских архитектора восприняли модернизм в форме De Stijl (Стиль) с четкими геометрическими линиями и соединением функциональных элементов. В Италии начало 20-го века было временем, когда фашисты доминировали в правительстве, сдерживая поиски итальянских архитекторов современного языка и идентичности. Тем не менее, наконец, был задуман футуристический стиль, использующий обтекаемые формы с видением динамизма, скорости и безотлагательности.
Медленное зарождение модернизма происходило и в странах Северной Европы. Из господствующего скандинавского классицизма он превратился в функционализм. Интересно, что модернизм в скандинавских странах вышел за рамки эстетики. Это повлияло на городское планирование, строительные нормы, программы общественного строительства и социальные движения.
Аудитория Технологического университета, Хельсинки Алвара Аалто (1964) | Источник: finnisharchitecture.fiСовременная и современная архитектура: в чем разница?
Слова «современный» и «современный» часто используются как синонимы, когда речь идет об архитектуре и дизайне интерьера. Однако, хотя современные и современные дома могут иметь сходство, между этими двумя стилями есть ключевые различия. В этой статье мы разберем основные компоненты современной и современной архитектуры и объясним, как их отличить.
Под влиянием движения современного искусства современная архитектура возникла на рубеже 20-го века и была доминирующим стилем примерно до середины 20-го века. Хотя глобальные интерпретации современной архитектуры различались, каждая из них была ответом на основные технологические достижения, произошедшие в конце 19 века. Железобетон, чугун и листовое стекло были революционными материалами, позволившими архитекторам того времени оторваться от исторических архитектурных прецедентов.
Современные дома характеризуются минималистским дизайном, подчеркивающим функциональность. Они узнаваемы по прямоугольным формам, отсутствию украшений и побелке снаружи. Многие современные дома также были построены с учетом ландшафта. Например, линии крыши или выступа могут отражать линии естественного окружения. Современные дома также включают в себя оценку природы с помощью горизонтальных композиций, построенных низко к земле, и широких стеклянных окон или стен.
Хотя на первый взгляд модернистская архитектура может показаться суровой, она часто включает в себя натуральные материалы, такие как дерево насыщенных теплых тонов, чтобы заземлить пространство. Современные дома также известны своей привлекательной открытой планировкой. Вот некоторые ключевые характеристики, которые следует учитывать при определении современной архитектуры:
- Прямоугольные формы
- Отсутствие украшений
- Низкая горизонтальная композиция
- Элементы асимметрии
- Открытые планы этажей
- Большие стеклянные окна
- Побеленные фасады
- Натуральные материалы, такие как дерево
- Акцент на природу
В отличие от современной архитектуры, современная архитектура не привязана ни к одному периоду времени. То есть современные дома отражают современные архитектурные тенденции — то, что современно сейчас, может быть несовременно через 20 лет. Тем не менее, этот тип архитектуры изменчив по стилю и включает в себя элементы дизайна как прошлого, так и настоящего. По этой причине современные дома часто включают в себя элементы, обычно встречающиеся в современных домах. Вот почему их так часто путают.
Современные дома уникальны тем, что сочетают в себе множество архитектурных стилей. В то время как они отличаются минимальными украшениями, открытыми пространствами и большими окнами современных домов, они также характеризуются композицией свободной формы, которой нет в модернистской архитектуре. Благодаря современным технологиям архитекторы больше не ограничиваются линейными формами. По этой причине современные дома, как правило, имеют драматические изгибы и кажущиеся невозможными пропорции.
Еще одной важной особенностью многих современных домов является экологичный, устойчивый дизайн и технология «умного дома», которая отражает сегодняшнюю чрезвычайную ситуацию, связанную с изменением климата. Например, современные дома часто строятся из натуральных и переработанных материалов.