Екатерининский классицизм в архитектуре: Екатерининский классицизм. Эпоха строгого классицизма (1780 — 1800) | Архитектура и Проектирование

Екатерининский классицизм

Благодаря Екатерине II в России во второй половине 18 века в моду вошел классицизм.

Зубовский корпус построен в стиле классицизм по проекту Ю. Фельтена (1779-1785 гг.).

Во второй половине 18 века декоративное и роскошное барокко в России уступило место классицизму. Этот стиль получил признание сначала в Петербурге и Москве, а затем распространилось по всей стране.

Развитие этого стиля в архитектуре России было обусловлено во многом экономикой страны. Это был период расцвета помещичьих хозяйств, роста промышленного производства, расширения внутреннего рынка, активизации внешней торговли. Возникла необходимость в строительстве большого количества общественных и государственных строений: гостиные дворы, рынки, ярмарки, склады, биржи, банки. Появились административные здания: дома губернаторов, учебные заведения (школы, академии, институты), библиотеки, театры.

Бурное строительство в городах и усадьбах требовало смены архитектурных приемов и сложных форм барокко, трудоемких, требующих материальных затрат и большого количества мастеров-профессионалов. На волне проводящихся реформ в стране классицизм, во многом соответствующий возрастающим потребностям разворачивающегося в стране строительства, и получил быстрое развитие.

Екатерининский классицизм предшествовал александровскому классицизму, оба этих направление сформировали внешний облик многих российских городов, но особенно повлияли на Петербург и Москву. Популярная в Европе, выразительная и целесообразная архитектура, заимствующая простые формы, стала основой формирующегося в России классицизма.

Екатерининский классицизм, проявившийся в разных областях искусства, делится на «ранний» и «строгий». Оба этих периода приходятся на время правления Екатерины Великой (1762-1796 гг.). Екатерина, будучи императрицей честолюбивой и просвещенной, и состоявшей в переписке с известными европейскими деятелями (Вольтером, бароном Гриммом и многими другими), переняла моду на античность и классицизм, которые были модными в Европе.

Один из французских послов писал, что до царствования Екатерины российские города были больше похожи на азиатские, чем не европейские. И именно в ее царствование Россия стала одной из европейских держав, и российское искусство, в том числе зодчество, преодолело отставание от Европы.

Ранний екатерининский классицизм

Ранний екатерининский классицизм относится к периоду 1762-1780 гг. В 1760-70-ее гг. известность получили архитекторы Ж.Валлен-Деламот, А. Кокоринов, Ю.Фельтен, К. Бланк, А. Ринальди.

Одни из лучших и выдающихся строений эпохи раннего классицизма — это Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии (Ж.Валлен-Деламот), Академия художеств (А.Коридоров и Ж. Валлен-Деламот), Мраморный дворец (А.Ринальди) и др.

Одним из первых зданий, построенных в стиле раннего классицизма, стал дворец графа К. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко.

Дворец графа Разумовского. Ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом.

Императорская академия художеств на Васильевском острове (1764-1788 гг.), ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17; корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 гг.), ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9; Малый Эрмитаж (1764-1775 гг.), Дворцовая наб., 34; дворец графа А. Шувалова (1770-е гг.) ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94 – все эти сооружения выполнены А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом в стиле раннего екатериниского классицизма.

Много проектов принадлежит Ю. Фельтену, например, корпус «училища для мещанских девиц» Александровского женского института (1765-1775 гг.) ныне принадлежит Правительству Ленинградской области, ул. Смольного, 3;. Архитектура здания выглядит строго и просто, фасад, выходящий к Неве украшен портиками ионического ордера.

По проекту Фельтена построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 гг.), Дворцовая наб., 34. В некоторых его работах ещё чувствуется влияние барокко, например, Армянская церковь (1771-1776 гг.) Невский пр., 40-42; лютеранские церкви святой Екатерины (1768-1771 гг.), святой Анны (1775-1779 гг.), ул. Кирочная, 8.

Лютеранская церковь святой Екатерины Александрийской на Васильевском острове. С-Петербург.

С 1762 года ответственным за строительство церкви был назначен зодчий Ж.-Б. Валлен-Деламот. Костел достраивался архитектор А. Ринальди, а на последнем этапе строительства его сменил зодчий Минчиачи.

Храм был достроен в 1782 г. А. Ринальди много работал над строительством сооружений в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге по его проекту создан Мраморный дворец (1768-1785 гг.) ул. Миллионная, 5; филиал Русского музея, складской комплекс Тучков буян (1763-1772 гг.), ныне Военно-Космический кадетский корпус, Большой пр. Петроградской стороны, 1а.

Мраморный дворец. Петербург. 1768-1785 гг., арх. А.Ринальди.

Эпоха строгого екатерининского классицизма

Справка Палладио Андреа (Palladio Andrea) (1508-1580). Итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник классицизма. Андреа Палладио оказал большое влияние на развитие классицистического направления в архитектуре 17-18 веков, получившего название палладианства.

1760 – 1800 гг. стали эпохой строгого екатерининского классицизма. Для этого направления характерно копирование классических архитектурных ордеров, которые пропагандировал Витрувий, а затем Палладио.

Вилла Ротонда. Арх. А.Палладио. 1508-1580гг. Под Виченцой. Построена для Паоло Альмерико — вышедшего в отставку чиновника из Ватикана.

Строгий екатерининский классицизм основывался на симметрии, ровных линиях, простоте форм. В украшении фасадов зданий широко использовались колонны, портики, аркады, фронтоны, античные скульптуры.

Марк Витрувий Поллион ( Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, второй половины I века до н. э. (эпоха Цезаря и Августа).

Витрувий известен как автор “Десяти книг об архитектуре». Русские издания его книги: «Архитектура в десяти книгах», перевод В. Баженова и Ф. Каржавина, С-Петербург, 1790–1797гг.; «Десять книг об архитектуре», перевод Ф.А.Петровского, т. 1, М., 1936.

Эти теоретические работы – единственный сохранившийся античный архитектурный трактат, в котором автор рассматривает различные аспекты зодчества: градостроительные, инженерно-технические и художественные, а также описываются приемы, характерные для архитектуры эллинистической Греции и Рима.

Этот период характеризовался полным отказом от барокко. Архитектура стала более демократичной, позволила нарождавшейся буржуазии сблизиться с дворянством: теперь усадьбы и городские дома, напоминающие своими фасадами дворцовые здания, могли построить и представители среднего класса. Архитектура фасадов, украшенных портиками и фронтонами стала олицетворением социального статуса.

 

Наиболее известные архитекторы, создавшие свои творения в эпоху строгого екатерининского классицизма И. Старов, Д. Кваренги, В. Баженов. Среди мастеров строго екатерининского классицизма такие зодчие как Н. Львов, Е. Соколов, М. Казаков, Ф. Демерцов.

Сооружения Кварнеги доминируют в композиции центральных районах Петербурга. По проектам этого зодчего с 1782 по 1814 гг. были построены: здание Академии наук – один из основных архитектурных акцентов Стрелки Васильевского острова и правобережья Невы; корпуса Кабинета, Екатерининский институт.

На левом берегу Невы он построил Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж, здания Иностранной коллегии, Английской церкви, дворец Юсуповых на Фонтанке, Главную аптеку, Мариинскую больницу, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота.

Южный корпус Кабинета Его Императорского Величества. 1803-1805 гг. Д. Кварнеги.

В стиле строгого екатерининского классицизма в работах Баженова относится Дом Пашкова (1784 -1786 гг.), старое здание Библиотеки им. Ленина, загородная царская дворцово-парковая резиденция в подмосковном Царицыно.

В. Баженовым и В.Бренном выстроен Михайловский (Инженерный) замок (1797-1809 гг.) (замок был построен без участия Баженова управляющим строительством В.Ф. Бренном, внесшим существенные изменения в проект фасада, созданный Баженовым). Это строение имеет черты не только классицизма, но и романтизма – стиля, который наряду с классицизмом тоже интересовал Баженова.

Михайловский (инженерный) замок. В. Баженов и В.Бренн.

При Екатерине в обществе возросли национальные настроения, которые нашли отражение и в архитектуре. Зодчий М. Казаков создал Петровский дворец в стиле екатерининского классицизма, и этот дворцовый ансамбль стал образцом синтеза европейского классицизма и русского национального искусства.

Петровский дворец. 1776—1780 гг. М. Казаков.

К работам Казакова относится ротонда Сената в Москве, православный храм – церковь Филиппа Митрополита (1777-1788гг.), Голицынская больница (ныне больница Пирогова), здание Московского Университета (1786-1793гг) пострадало от пожаров в 1812 г. и было восстановлено с изменениями в фасаде.

И. Старов по образцу палладианских вилл создал Таврический дворец (1783-1789гг.) Фасад здания лишен мелкого рельефа и лепнины, характерной для архитектуры барокко. Гладкие белые колонны выступающих дорических портиков несут антаблементы. Кирпичные стены фасада оштукатурены.

Таврический дворец. И. Старов


автор текста: Марина Калабухова

Русский классицизм в архитектуре

Русский классицизм — направление в русской светской и православной архитектуре, бывшее крайне востребованным в Российской империи в период с 1760-х годов и, почти до середины 1800-х.
Классицизм как архитектурный стиль, существовавший в Российской империи, разделяют на два основных подтипа — это Екатерининский классицизм и Александровский классицизм (Высокий классицизм), прозванные в честь императрицы Екатерины II и императора Александра I, при которых особенности соответствующих подтипов классицизма были актуальны. Так же можно выделить и последнюю фазу развития русского классицизма – Николаевский классицизм. Этот период ознаменовался упадком, вырождением стиля и переходом к эклектике, а так же поиском «национальных черт» в архитектуре.
Развитие Екатерининского классицизма датируется периодом 1762-1800 годов, а Александровский классицизм — 1800-1825 гг. Александровский классицизм от Екатерининского отличался большими размерами сооружений, а также большей роскошью в оформлении внешней стороны здания. Так же Александровская эпоха характерна появлением ампира – особого направления в классицизме.

Популярность и успех русского классицизма, имевшего наибольшее распространение в крупнейших городах Российской империи, в значительной мере были обусловлены имперскими амбициями государства, нуждавшегося в достаточно изящной, но при этом строгой архитектурной манере, нужной для успешной культурной экспансии в Европу.
Русский и европейский классицизм были визуально схожи, поскольку были основаны на зарекомендовавших себя архитектурных традициях Древнего Рима со всеми сопутствующими узнаваемыми декоративными и архитектурными элементами.
У русского классицизма было несколько ключевых особенностей, которым архитекторы-классицисты старались следовать в своих трудах:
Использование простых и геометрических форм и объёмов при проектировании;
Применение монументальных арочных и прямоугольных форм в конструкции;
Сбалансированная планировка всех помещений;
Сдержанные пропорции в форме и очертаниях здания;
Симметрия в форме и оформлении;
Чередование горизонтальных и вертикальных линий в оформлении;
Наиболее знаменательным примером Александровского классицизма считается Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) в Санкт-Петербурге, возведённый в период с 1801 по 1811 год по проекту архитекторов Воронихина Андрея Никифоровича и Колодина Ивана Фёдоровича.
А характерным примером Екатерининского классицизма в православной архитектуре является Троицкий собор Александро-Невской лавры (строился в период 1776-1790 гг.) в Санкт-Петербурге.
Конечной точкой – венцом развития русского классицизма принято считать Ампир (Поздний классицизм), произошедший из Александровского классицизма и обычно выделяемый историками и искусствоведами в отдельное направление русской архитектуры.

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ © ARH-MASTER.RU 2004-2022

Наши услуги: Проектирование храмов. Строительство храмов.

Мобильная версия

Загрузка страницы: …

Архитектурные жемчужины Петербурга: классицизм

Конец 18 века ознаменовался упадком архитектуры барокко и появлением нового стиля — классицизма. Яркие свадебные торты в старинном стиле были заменены изысканными конструкциями, вдохновленными элегантностью и уравновешенностью классической античности.

Санкт-Петербург тоже был охвачен этой общеевропейской архитектурной модой, что привело к появлению множества архитектурных шедевров.

В 1762 году, вместе с кончиной императрицы Елизаветы, закончилась эра роскошных дворцов и пышных соборов. Всего через семь лет после того, как его главный шедевр, Екатерининский дворец, был закончен, Франческо Бартоломео Растрелли было приказано уйти в отставку. Один из крупнейших архитекторов барокко Петербурга, всю свою жизнь посвятивший городу, умер в Италии бедным и почти забытым. Он просил новую администрацию хотя бы вернуть его архитектурные чертежи, но его просьба осталась невыполненной.

Новая императрица Екатерина II не любила роскошные «взбитые сливки». Покровительница искусств, Екатерина Великая руководила эпохой русского Просвещения, периодом, когда правительство начало активно поощрять распространение искусств и наук, что оказало глубокое влияние на русскую культуру. Архитектура не стала исключением. Классицизм, новый архитектурный стиль, должен был воплотить идеал гармоничного общества, построенного на рационализме и вере в прогресс, и восславить элегантность и славу самой большой европейской страны.

На русскую классическую архитектуру большое влияние оказала европейская, которая, в свою очередь, черпала вдохновение в античности с ее классическими ордерами, симметричными планами и фасадами и использованием других традиционных элементов, таких как фронтоны, портики, пилястры и т.д. на. Среди первых приверженцев этого нового стиля в России был французский архитектор Жан-Батист Мишель Валлен де ла Мот . Его самая известная работа — здание, которое сейчас называют .Малый Эрмитаж , по заказу не кого иного, как самой императрицы. Екатерина Великая, возмущавшаяся величием и необъятностью барочного Зимнего дворца, называла это правильное мятно-зеленое здание, обращенное к Неве, скитом (от фр. место» (маленькое, да?). Именно здесь она поместила свое самое большое сокровище, свою коллекцию произведений искусства, которая впоследствии сформировала один из крупнейших художественных музеев мира — Государственный Эрмитаж.

Другие работы Валлена де ла Мота в Северной Венеции включают старейшую католическую церковь в России, католическую церковь Святой Екатерины , Мойский дворец , известный тем, что он был местом, где Григорий Распутин был убит в 1916 году, и Большой Гостиный Двор и др. Гостиный двор, растянувшийся на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы более чем на километр, является не только старейшим торговым центром города, но и одним из первых торговых пассажей в мире.

За более чем 30 лет царствования Екатерины барочные постройки в Петербурге полностью затмили классические. Придя к власти в 1801 году, Александр I не только поддержал архитектурное видение своей бабушки, но и вывел его на новый уровень. Начало XIX века в России было отмечено патриотическим подъемом, поскольку страна приближалась к войне с Наполеоном, и все виды искусства, в том числе и архитектура, были призваны воспевать могущество и славу Империи. В этот период правильный и уравновешенный классицизм превратился в гораздо более тяжеловесный и торжествующий

Ампир , характеризующийся синтезом классической ордерной системы и монументальной скульптуры.

Среди наиболее выдающихся творцов этого периода был русский архитектор Андрей Воронихин , наиболее известный своей работой над Казанским собором , созданным по образцу собора Святого Петра в Риме.

Прогуляйтесь по Невскому проспекту и полюбуйтесь его поистине великолепной колоннадой, состоящей из 94 колонн. Кстати, такую ​​же колоннаду Воронихин хотел сделать и с другой стороны собора, но судьба распорядилась иначе.

Жан-Франсуа Тома де Томон — еще один знаменитый архитектор эпохи Александра. Именно он спроектировал один из главных и интереснейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга — Стрелку Васильевского острова . Когда-то здесь, в месте разветвления Невы на две части, располагался главный порт. Вдохновленное греческим храмом Геры, здание Старой фондовой биржи имеет перистиль из 44 дорических колонн, покоящихся на массивном стилобате из красного гранита. Коса просто невообразима без Ростральные колонны , расположенные по обеим сторонам Биржи. Эти массивные дорические колонны высотой 32 метра покрыты лепниной глубокого терракотово-красного цвета и украшены скульптурами наяд, морских существ, якорей и бронзовых носов кораблей (ростры).

В основании каждой колонны помещены мраморные фигуры, изображающие крупные реки России: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Обратите внимание, что колонны особенно впечатляют в дни крупных государственных праздников, когда на них зажигают факелы.

Говоря о классической архитектуре Петербурга, нельзя не упомянуть имя Карло Росси , одного из самых плодовитых архитекторов своего времени. Его многочисленные работы включают в себя Михайловский дворец , в котором сейчас находится Русский музей, здание Главного штаба , расположенное на Дворцовой площади перед Зимним дворцом, Елагин дворец и многие другие великолепные здания. Однако моя любимая его работа — Александринский театр . Мне очень нравится проходить мимо этого монументального, но элегантного здания вечером, когда оно подсвечивается и мягко светится так, как ни одна фотография никогда не передаст. Это может показаться странным, но каждый раз, когда я смотрю на это сооружение в темноте, я думаю о белоснежных кружевах.

Если вам случится прогуляться туда, я очень рекомендую заглянуть с другой стороны театра и прогуляться по Rossi Street , самой пропорциональной улице в городе. Она прекрасна с любой стороны: ширина равна высоте зданий с обеих сторон — это будет 22 метра, а длина улицы — 220 метров: в десять раз больше ширины!

В середине 19 века ампир достиг своего наивысшего расцвета, который оформился в Исаакиевский собор , крупнейшая православная базилика в городе и четвертый по величине (по объему под куполом) собор в мир. Здание, спроектированное французским архитектором

Огюстом де Монферраном , строилось 40 лет! Огромный, монументальный и несколько непропорциональный, этот собор ознаменовал закат стиля классицизма в Санкт-Петербурге и открыл двери для следующей архитектурной эпохи, Эклектика .

Вернуться к началу

Чарльз Камерон, архитектор Екатерины Великой, императрицы России, онлайн-книга

Русское искусство 18-го и 19-го веков часто отмечается уникальным сочетанием западных художественных идиом с русским стилем. Уникально русские аспекты можно увидеть в определенном изобилии, использовании роскошных материалов и любви к насыщенным цветам. Кроме того, масштаб часто отличает русский дизайн, поскольку большинство крупных художественных и строительных заказов были пропагандистскими произведениями Империи, предназначенными для выражения силы и культуры российского государства во дворцах, улицах и церквях, где разыгрывалась придворная церемония.

Екатерина Вторая, в царствование которой Камерон работал в России, приехала в Россию ребенком-невестой за наследником Романовых, остававшимся там на протяжении всей жизни, — в конце концов устранив мужа и воцарившись одна. Хотя она родилась за границей и ее юность была отмечена неизгладимой печатью мировоззрения и культуры ее немецкой родины, с годами Екатерина становилась все более и более русской. Гордая, раздутая в своих мечтах и ​​пышно чувственная, Екатерина заслужила титул «Великая» как за русские черты своей личности, так и за достижения своего царствования. 0003

До нее русские правители импортировали искусство и культуру оптом, иногда с ограниченной способностью различать, что представляет собой прекрасный дизайн и качество исполнения. В этом отношении Екатерина была совершенно непохожа на своих предшественниц. Она была чрезвычайно начитана, особенно классиков. Из массивных роскошных портфелей, наполненных изысканными гравюрами, она изучала дизайн и архитектурные стили. У нее было отличное образование в области классических ордеров, и она могла с первого взгляда определить коринфскую или ионическую капитель, которая была «не в масштабе» или в деталях.

Изучив классическую архитектуру по гравюрам, а не увидев памятники из первых рук, она приобрела вкус к архитектуре, которая была четко и точно нарисована. О мастерстве архитектора она судила по его умению хорошо рисовать. Большой, четкий и нежно окрашенный проект здания был восхищением для Екатерины, покровительницы, для которой планирование строительного проекта было чуть ли не более приятным, чем наблюдение за его строительством. Особой популярностью у нее пользовались такие архитекторы, как Кэмерон и особенно Кваренги, которые реалистично населяли свои проекты миниатюрными людьми.

В то время как иностранцы считали Екатерину обладательницей неограниченных денег и ресурсов, позволяющих строить все, что она хотела, на самом деле ей часто не хватало средств. Во время ее правления страна росла и была вовлечена в дорогостоящие войны, истощавшие казну. Многие из проектов, задуманных Кэтрин со своими архитекторами на бумаге, пришлось сократить, когда они были фактически построены.

Иногда, особенно в конце ее правления, здание возводилось только для того, чтобы обнаружить, что не хватает денег, чтобы закончить его внутреннюю отделку в соответствии с планом, а завершение интерьеров некоторых дворцов и общественных зданий могло занять несколько годы.

Однако Екатерина была несдержанна (в пределах разумного и приличия), когда дело касалось ее личных потребностей. Ей нужно было определенное жилое пространство и круг друзей, которые помогли бы ей вынести стресс и бремя государственной и личной жизни. В мире Екатерины общественные и частные аспекты ее жизни были размыты и наложены друг на друга. От тронного зала до частного будуара она жила на глазах своих подданных, иностранцев и любовников. Екатерина сделала все возможное, чтобы продвигать миф и реальность своего величия, поскольку она прекрасно осознавала высокий уровень своей собственной культуры и недостатки в своей личной жизни, которые подвергались резкой критике дома и за границей. Желая, так сказать, «подняться над всем этим», Екатерина использовала впечатляющие здания и интерьеры, которые отражали ее собственную славу и своими размерами и богатством заставляли ее недостатки казаться тривиальными по сравнению с такими достижениями ума и власти. Также ее целью было создать постоянное наследие на русском пейзаже, которое никто не сможет уничтожить.

Будучи чувственной личностью, тонко чувствующей непосредственное физическое восприятие красоты, цвета и вкуса, Кэтрин имела естественное желание создавать здания и интерьеры, которые обращались бы как к чувствам, так и к интеллекту. В этом стремлении ей повезло заручиться услугами Скотта Чарльза Камерона (1740-1812), который смог воплотить идеи Екатерины в жизнь.

Эта книга о Чарльзе Кэмероне была опубликована в Англии в 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны. Описываемые здесь дворцы находились в тылу врага и находились в руках нацистов и их испанских союзников. Тогда ходили сообщения о разрушении Павловска и Царского Села, и выживание работ Кэмерона вызывало сомнения. Книга была почти молитвой за выживание шедевров Чарльза Камерона в России.

Георгий Лукомский оказался в исключительном положении для описания памятников и их истории, так как знал их не понаслышке, будучи первым хранителем Александровского дворца в 1918 году, устроившись на работу сразу после ссылки Романовых в Тобольск. Его героические усилия, а также усилия десятков интеллигенции и дворцовых рабочих спасли эти памятники от возможного разрушения большевиками. Когда дворцы оказались в руках их хранителей и рабочих, они решительно их защищали, иначе большевики уничтожили бы их как бесполезные реликты старого порядка. Историю этой борьбы, судьбу дворцов советской власти и результаты немецкой оккупации блестяще рассказала Сюзанна Масси в своей книге «Павловск, жизнь русского дворца».

Мы хотели представить эту книгу в Интернете, потому что она практически недоступна широкой публике, а несколько доступных экземпляров продаются на книжном рынке по цене до нескольких сотен долларов за штуку. Это замечательная монография об одном из величайших авторов неоклассической архитектуры и декора. Творчество Кэмерона сильно повлияло на Кваренги. Это можно увидеть в его проекте Александровского дворца, лучшего образца неоклассической архитектуры в России и квинтэссенции екатерининского интеллектуализма, выраженного в кирпиче, растворе и расписной лепнине.

Когда вы закончите читать эту онлайн-книгу, мы надеемся, что вы посетите другие сайты, спонсируемые Alexander Palace Associated и построенные Pallasart, перечисленные ниже. Мы рекомендуем вам заполнить форму на сайте APA для уведомления о нашей деятельности и обновлений на наших сайтах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *