Памятники архитектуры 16 века в россии: Культура России XVI века. Архитектура.

Содержание

Архитектура 16 века в России по истории для подготовки доклада в 7 классе кратко

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 114.

Обновлено 23 Декабря, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 114.

Обновлено 23 Декабря, 2021

Ключевым событием XVI века в истории России стало завершение процесса объединения русских земель и княжеств вокруг Москвы. Стабилизация государства привела к бурному развитию архитектуры даже несмотря на небольшую долю городского населения. XVI век запомнился в русской истории интересными образцами архитектуры, как религиозными постройками, так и укреплениями.

Строительство церквей

Большинство культовых сооружений XVI века были деревянными и не сохранились до настоящего времени.

Рис. 1. Церковь Вознесения в Коломенском.

Среди сохранившихся деревянных построек можно отметить церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района Новгородской области. Она построена в 1539 году и во второй половине XX века была перенесена в музей Витославицы на окраине Великого Новгорода.

Другой образец — Собор Пресвятой Богородицы из села Холм вблизи города Галич Костромской области. Её строительство датируется 1552 годом, и сейчас она находится в Костроме в музее под открытым небом.

Лучше сохранились каменные постройки. Они строились в двух основных стилях: крестово-купольном и шатровом. К последним относится церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году. Помимо неё, шатровые церкви в XVI веке возвели в следующих местах:

  • Муром;
  • Рязань;
  • Спас-на-Угре;
  • Балахна;
  • Александров;
  • Коломна;
  • Суздаль;
  • село Пруссы южнее Москвы;
  • Старица.

К крестово-купольным постройкам относится Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре.

Самым красивым памятником архитектуры XVI века следует считать Храм Василия Блаженного в Москве. Он также известен как Покровский собор и был построен по случаю взятия Казани в 1552 году. Строительство велось с 1554 по 1560 год. Архитектором стал зодчий из Пскова Постник Яковлев.

Сейчас собор входит в список наследия ЮНЕСКО и считается одним из символов Москвы.

Рис. 2. Церковь Ильи Пророка, Пруссы.

Строительство укреплений

В большинстве городов укрепления в XVI веке были деревянными, и они не сохранились. К концу века стали появляться русские остроги и городки за Уралом. Например, Тюмень в 1586 году, Тобольск в 1587 году и Обдорск (современный Салехард) в 1595 году.

В европейской части России каменные крепости строились в основном на южных рубежах для защиты от набегов крымских татар. Они представляли угрозу даже для Москвы. Последний их набег на столицу пришёлся на 1591 год. Реже строились крепости на западных и восточных рубежах. Например, в 1508–1515 годах построен кремль в Нижнем Новгороде.

К 1514 году относится строительство кремля в Туле. В 1525 году кремль появился в Коломне, а в 1531 — в Зарайске. В 1535–1538 годах в Москве итальянский архитектор Петрок Малый возвел Китайгородскую стену. В 1556 году появился кремль в Серпухове.

В 1595 году началось строительство самого большого Кремля в Смоленске, оно завершилось в 1602 году.

Основные образцы архитектуры 16 века в России можно представить в таблице:

Дата

Постройка

1508–1515 годы

Нижегородский Кремль

1525 год

Коломенский Кремль

1531 год

Зарайский Кремль

1532 год

Церковь Вознесения в Коломенском

1535–1538 годы

Китайгородская стена в Москве

1551 год

Крепость Свияжск

1554–1560 годы

Покровский собор в Москве и Кремль в Серпухове

1595–1602 годы

Кремль в Смоленске

Одним из любопытных образцов градостроительства России XVI века является город Свияжск. Он был собран весной 1551 года в Угличе, потом разобран и сплавлен по Волге к Казани, где построен ещё раз, уже как укреплённый пункт перед столицей Казанского ханства.

Рис. 3. Зарайский Кремль.

Что мы узнали?

Кратко русскую культуру XVI века изучают в школьном курсе 7 класса по истории. В докладе можно рассказать, что для царства Русского XVI века были характерны в основном деревянные постройки. Каменных было мало. Строили в основном укрепления, церкви и палаты.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 114.


А какая ваша оценка?

Русская архитектура 16 века [России] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat

Каменные храмы

Пятиглавые соборы

В больших городах и крупнейших монастырях России иногда стро­ились огромные пятиглавые соборы по образцу Успенского собора Московского Кремля. Примером может служить Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный в 1525 г. по распоряжению Василия III. Такие же каменные великаны возводились и при Ива­не Грозном (Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софий­ский собор в Вологде).

Собор Соловецкого монастыря

Неповторимой кра­сотой и своеобразием конструкции отличается собор Соловецкого монастыря на Белом море (1566). Его огромный четверик увенчан высоким пятиглавием. В боковых частях размещены приделы во имя почитаемых святых. При этом своды и главы опираются всего лишь на два монументальных столба. Заказчиком собора был соло­вецкий игумен Филипп — широко одарённый церковный деятель, впоследствии митрополит.

Четырёхстолпные храмы

Однако гораздо чаще встречались более скромные по разме­рам храмы с четырьмя внутренними столбами и одной или тремя главами. Переход от основного четверика к барабану центрального купола у этих храмов обычно выполнялся в виде нескольких яру­сов полукруглых кокошников. До наших дней сохранились многие образцы этого типа — собор Рождественского монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в Ярославле и др.

Загрузка…

Бесстолпные церкви

Ещё один распространённый в России XVI века тип каменных храмов — небольшие бесстолпные церкви с одной главой. Их заказ­чиками обычно выступали жители одной улицы или разбогатевшие купцы. В Москве примером такого типа может служить церковь За­чатия Анны.

Шатровые хра­мы

Среди построек России XVI века особняком стоят шатровые хра­мы. Все они строились как памятники какому-то важному собы­тию. Так, например, прекрасная церковь Вознесения в селе Коло­менском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника. А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. Его центральный объём, увенчанный шатром, окру­жён восемью стройными приделами в виде башен. Посвящения пре­столов храма связаны с памятными датами казанского похода. Тре­тий шедевр шатровой архитектуры — Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Её заказчиком был сам царь Иван Грозный, имевший здесь одну из своих загородных резиденций.

Развитие архитектуры городов

Москва

При Иване IV Москва — столица Русского государства — разрасталась. Мощные стены с бойницами для пушек и пищалей и множество башен окружало Москву.

Кремль

Продолжалось строительство на территории Московского Кре­мля. Он поражал иностранцев белизной соборов, золотом куполов, цветными фресками храмов, росписью царских палат.

При Иване IV внутри Кремля была создана Оружейная палата. Царь очень гордился ею. Там хранилось: дорогое оружие; золотая и серебряная посуда; царские одежды, шитые жемчугом и украшенные драгоценными камня­ми; царские регалии.

Церковь Вознесения

В честь рождения сына Ивана, будущего первого русского царя, его отец — великий князь Василий III — повелел построить в селе Коломенском под Москвой церковь Вознесения. Она ознаменовала появление нового направления в архитек­туре — шатрового стиля. При взгляде на неё кажется, что видишь ги­гантский шатёр.

Знаменитый французский композитор XIX в. Г. Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерус­ского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, но древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который стро­ился веками, я стоял вблизи Миланского собо­ра, но, кроме налепленных украшений, я ниче­го не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты за­конченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».

Храм Василия Блаженного

В честь взятия русскими войсками Казани царь повелел в Москве на Красной площади построить храм Покрова. Он более известен как храм Василия Блаженного, потому что у его стен был погребён известный в те времена в Москве Василий по прозвищу Блаженный. Храм построен в шатровом стиле. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Белокамен­ная стена

Столица разрасталась. Потребовались новые городские укрепления. Белокамен­ная стена, возведённая под руководством русского зодчего Фёдора Коня, опоясала город. Эта новая территория получила название Белый город.

Монастырские укрепления

За столицей шло кольцо мона­стырских укреплений. В Симоновом мо­настыре в Москве до сих пор сохранилась башня «Дуло», что была создана в конце XVI в.

Другие города

Фёдор Конь выстроил стены Смоленского кремля — «ожерелья земли русской». Был обнесён каменными стенами Троице-Сергиев монастырь. В 60-х гг. XVI в. Иван IV повелел основать Тихвинский монастырь.

Устройство дворцов

см. Царский дворец#Помещения дворца

Картинки (фото, рисунки)

  • jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1158/22.jpg»>
    Церковь Вознесения в Коломенском. XVI в.
  • Храм Василия Блаженного в Москве
  • Храм Преображения Господня XVI в. в селе Остров
  • Английское подворье в Москве
  • ru/public/page_images/1158/26.jpg»>
    Башня Симонова монастыря в Москве («Дуло»). XVI в.
  • Стены Смоленского кремля. XVI в.
  • Богоявленская церковь в селе Красном на Волге
  • Соловецкий монастырь. Рисунок XIX в.
Категории:

Россия в XVI веке Архитектура Русского государства

Вопросы к этой статье:

  • Почему в XVI в.

    исчезают многие местные школы архитектуры?
  • Как связаны политиче­ская история XVI в. и развитие архитектуры?

  • Докажите, что для архи­тектуры XVI век был эпохой расцвета.

  • Назовите выдающиеся архитектурные сооружения XVI в.

  • Какие новые здания появились в Москве при Ива­не IV, с чем это было связано?

  • В каком архитектурном стиле постро­ены здания при Ива­не IV?

  • Каковы характерные черты шатрового стиля?

  • Почему Москву называли «бело­каменной» и «златоглавой»?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Белые памятники Владимира и Суздаля

Выдающаяся общечеловеческая ценность

Краткое обобщение

Древние города Владимир и Суздаль, главные города древнерусского княжества в XII-XIII вв., расположены в центре Европейская часть России, около 200 км восточнее Москвы, 30 км друг от друга. В это время в городах сложилась своя индивидуальная архитектурно-художественная школа. Эти белокаменные памятники являются уникальными архитектурными творениями и частью сокровищницы русской культуры.

Объект всемирного наследия «Белые памятники Владимира и Суздаля» является серийным объектом, в состав которого входят памятники во Владимире, Суздале и Кидекше, в 5 км к востоку от Суздаля. Во Владимире находятся Успенский собор, Золотые ворота, собор Рождества Богородицы и Лестничная башня дворца Андрея Богулюбского в Княжеском замке в Богулюбово, церковь Покрова на реке Нерли; Кремль и Рождественский собор и Спасо-Евфимиев монастырь находятся в Суздале; а церковь Бориса и Глеба стоит в Кидекше.

Во Владимире Успенский собор (1158 г.) должен был стать религиозным центром всей Руси. Он был построен в городском Кремле с тремя нефами, увенчанными изящным барабаном и шлемовидным куполом. Фасад, разделенный на пять секций встроенными колоннами, отличается резными рельефами. Большая часть фресок XII века была уничтожена монголами в 1238 году, но новые фрески были добавлены в 1408 году мастерами-живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, в частности знаменитый «Страшный суд». Иконостас — прекрасный образец барокко 1774 года.

Золотые ворота (1164) являются частью оборонительных сооружений 12-го века, ныне снесенных. Это кубическая башня с церковью Ризположения на вершине. Княжеский замок в Боголюбово (1165 г.) содержит остатки Королевского дворца XII века в виде собора Рождества Богородицы и Лестничной башни Андрея Боголюбского. Собор представляет собой здание 17 века на месте первоначальной постройки. Покровская церковь (1165 г.) на Нерли расположена напротив первоначальных речных ворот Владимира. Он имеет один купол на пересечении и рельефы в верхней части наружных стен.

Дмитриевский собор (1194-97 гг.) — царский храм кубической формы с тремя внутренними нефами и шлемовидным куполом. Внешний вид имеет более тысячи каменных резных фигур на общую тему царя Давида. В западной части интерьера сохранились фрески XII века.

В Суздале Кремль (крепость) окружен земляным валом. Внутри, возвышаясь над всем городом, возвышается собор Рождества Христова, построенный в 13 веке и реконструированный в 16 веке, с пятиглавой крышей и золотыми вратами 13 века. Важные памятники 9 в.0019 посад (гражданское поселение) включает в себя несколько кубических церквей XVI и XVII веков, таких как Ризоположенский монастырь и Успенская трапезная церковь, а также несколько монастырей. Самым важным из последних является Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 году, с его Спасо-Преображенским собором 16-го века, построенным в традициях Владимира 12-го века.

На правом берегу Нерли, в Кидекше, находится церковь Бориса и Глеба. Он имеет большое архитектурное значение, так как это была первая церковь в России, построенная из белого известняка, стиль, который стал характеризовать прежде всего архитектуру Владимира XII века. Он небольшой (15,5 м х 15,5 м) с тремя апсидами на восточной стороне. Он простой, с небольшим декором, хотя остатки средневековых фресок были обнаружены в 1947.

Архитектура Владимиро-Суздаля характеризуется каменной кладкой, облицованной правильными блоками белого известняка, изысканными пропорциями, тонкой резьбой по камню, кажущейся легкостью построек, умением древних церковных зодчих гармонировать свои постройки с окружающей природной средой. пейзаж. Памятники уникальны своим возрастом, аутентичностью архитектурной формы и исторической связью с основоположниками российской государственности, такими как Юрий Долгорукий (Юрий Длиннорукий), Андрей Боголюбский (Андрей Боголюбовский), Всеволод Большое Гнездо (Всеволод Великий). Большое гнездо) и Георгий Всеволодович.

Критерий (i) : Белые памятники Владимира и Суздаля являются выдающимися образцами древнерусского зодчества. Эти белокаменные сооружения представляют собой уникальное явление, вобравшее в себя лучшие работы творческих мастеров и представляющее собой удивительный синтез архитектуры и монументального искусства.

Критерий (ii) : Белокаменное зодчество Владимира и Суздаля является выдающимся образцом развития и совершенствования архитектурных форм и приемов белокаменного строительства, сформировавших уникальную школу зодчества. Этот влиятельный стиль зародился и достиг здесь своего наибольшего выражения и иллюстрирует важнейший этап человеческой истории и культуры Северо-Восточной Руси. Широко использовавшиеся в качестве образца для последующего строительства на протяжении всей русской истории, они стали эталоном эталона архитектурной красоты и выразительности русского церковного зодчества.

Критерий (iv) :Белокаменные памятники и ансамбли владимиро-суздальской школы зодчества являются выдающимися образцами архитектурного искусства и совершенными образцами технического и строительного мастерства, полностью гармонирующими с окружающим ландшафтом. Они олицетворяют зарождение и расцвет белокаменного зодчества XII-XIII вв., отличаются выдающейся гармонией и совершенством архитектурных форм.

Целостность

Белые памятники Владимира и Суздаля включают в себя все необходимые атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. С учетом рассредоточенности памятников по территории Владимирской области целостность каждого отдельного компонента объекта Всемирного наследия обеспечивается установленными границами и охранными зонами. Статус объекта культурного наследия народов Российской Федерации, представляющего особый интерес, гарантирует высочайший уровень государственной охраны объектов и обеспечивает их постоянную сохранность и охрану. Памятники находятся под угрозой из-за атмосферного загрязнения и загрязнения транспортными средствами, которые могут повлиять на их белокаменные фасады, а также из-за высотной застройки в непосредственной близости от них, которая может нарушить исторический городской пейзаж.

Подлинность

В течение нескольких десятилетий здания Владимира и Суздаля были объектом значительных усилий по развитию культурного туризма, с последующими реставрационными работами в них, выполненными с должным уважением к традиционным технологиям и материалам. Монастырские памятники сохраняют древнерусские традиции и аутентичные приемы архитектурного декора. Все реставрационные работы, проводившиеся на памятниках в разные периоды, были направлены на сохранение аутентичных построек за счет использования старых строительных методов, технологий и строительных материалов, таких как белый камень, белая известь, крупногабаритный кирпич, дерево и металл. Монастыри сохранили свои исторические планы и обеспечили замену традиционных насаждений.

Требования к охране и управлению

Белые памятники Владимира и Суздаля с 1958 года входят в состав Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1960 году по решению Совета Министров РСФСР памятники были взяты под охрану. С 1995 года памятники отнесены к объектам культурного наследия на федеральном уровне, а в 1998 году Указом Президента Российской Федерации включены в Государственный список объектов культурного наследия народов Российской Федерации, представляющих особую ценность. Музей-заповедник совместно с органами государственной охраны осуществляет эффективную охрану объектов с использованием правовых, финансовых и организационных механизмов на основании Федеральных законов от 25.06.2002 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации , Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (введено в действие Постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г. ) и Закон о передаче религиозным организациям имущества, имеющего религиозное целевое назначение и представляющего государственную или муниципальную собственность (2010).

На сегодняшний день памятники в хорошем состоянии. Музей управляет объектами для обеспечения их сохранности, следит за состоянием памятников и территорий, регулирует туристические услуги. Успенский собор находится в ведении музея совместно с Русской Православной Церковью, а храм Покрова на Нерли во Владимире находится в ведении Русской Православной Церкви. Использование памятников в качестве музейных экспонатов для обеспечения их доступности в сочетании с их использованием церковью усиливает аутентичность и исторический характер зданий. В результате недавних реставрационных работ белокаменные стены и белокаменная резьба соборов защищены от атмосферных воздействий. Для сохранения настенных росписей внутри собора установлены системы климат-контроля. Все работы по памятникам для консервации и защиты белокаменных сооружений, белокаменной резьбы на фасадных стенах и монументальной росписи в интерьере собора выполняются в порядке, утвержденном Министерством культуры Российской Федерации.

План управления разрабатывается. Необходимо создать буферные зоны для всех компонентов объекта.

Архитектура Москвы – Здания и памятники

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Не только Москва, но и вся современная Россия наполнена историческими зданиями и памятниками уникального архитектурного стиля и техники. Каждый из них несет в себе свои истории и легенды, напоминая зрителю о разных славных эпохах. Подчеркивая характеристики всех периодов, через которые прошла Россия, от царской империи и Российской империи до Советского Союза и сегодняшней Российской Федерации, каждое из следующих зданий и памятников является важной частью истории Москвы.

Соборы и музеи

1. Успенский собор

Этот потрясающий Кремлевский собор, посвященный Успению Богородицы, нельзя пропустить во время самостоятельного знакомства с городом или пешеходной экскурсии по Москве. Он относится к раннемосковскому периоду, построен где-то во второй половине 15 века.  Успенский собор (также известный как Успенский собор в Москве) сегодня считается материнской церковью Московской Руси. Его архитектура была создана по образцу Успенского собора во Владимире с использованием крестовых сводов, поперечных арок, коринфских колонн, фресковой живописи и обширного иконостаса — все это создавало ощущение просторного интерьера.

 

2. Иверские ворота и часовня

Иверские ворота и часовня (также известные как Воскресенские ворота и часовня), расположенные между Красной площадью и Манежной площадью, являются прекрасным образцом московской архитектуры XVI века. Разрушенные в советское время и полностью восстановленные в 1990-х годах, сегодня Ворота и Часовня встречают всех, кто входит в самое знаковое место России – Красную площадь. Их архитектурные особенности находятся в строгой связи с эпохой, в которую они были построены. Шатровая крыша, похожая на кремлевские башни, усыпанный звездами купол, икона Воскресения и статуя ангела, несущего крест, — лишь некоторые удивительные элементы, выделяющие Иверские ворота.

 

В Москве немало мест, впитавших богатую русскую культуру с течением времени. Культурные достопримечательности Москвы

 

3. Государственный исторический музей

Основанный в 1872 г. Императорская Россия, в которой по-прежнему преобладали элементы, принадлежащие к роскошному стилю московского барокко. Однако в структуре Государственного исторического музея есть и элементы неорусского дизайна. Самое приятное, что, в отличие от других важных зданий, уникальный архитектурный стиль Музея легко заметить, даже если вы не знакомы с техническими понятиями – его удивительный внешний вид определенно захватывает дух.

Памятники и скульптуры

4. Памятник Императору Александру II, Царю-Освободителю

Расположенный в непосредственной близости от Московского Храма Христа Спасителя, Памятник был создан в 2005 году, но стиль вдохновлен памятником 1898 года, который располагался над Тайницким садом Кремля. Александра II больше всего помнят за его социальные, судебные и военные реформы. Архитектура монумента чрезвычайно завораживает, потому что с одной стороны кажется, что император стоит прямо на земле, а с другой стороны кажется, что он стоит на пьедестале. Правда в том, что никакая картина или фотография не могут заменить ощущение величия, которое предлагает этот памятник.

 

5. Памятник «Покорителям космоса»

110-метровый памятник «Покорителям космоса» был установлен в 1964 году именно с целью отметить успехи Советского Союза в освоении космоса. Памятник напоминает траекторию полета ракеты в космос и содержит титановую ракету наверху и наклонный обелиск, соединяющий ее с землей.

Всемирно известный Музей космонавтики Москва находится под памятником. Если вас интересует освоение космоса, подумайте о том, чтобы посетить музей с опытным англоговорящим гидом во время пешеходной экскурсии по Москве.

 

6. Рабочий и колхозница

Этот памятник, созданный из нержавеющей стали известным советским скульптором Верой Мухиной, стал важной вехой в истории советского российского искусства. Впервые представленный во время Всемирной выставки 1937 года в Париже, памятник представляет собой смесь стилей, сочетающую элементы ар-деко с социалистическим реализмом. Рабочий и колхозница («колхоз» означает колхоз), держащие вместе во славу знаменитый символ серпа и молота, были специально созданы для повышения уверенности и энергии социалистического режима.

 

Если вы хотите ощутить атмосферу и узнать о советских временах в Москве, мы будем рады организовать экскурсию в Сталинский бункер

Здания современной архитектуры

7. Гостиница «Золотое кольцо»

Для обслуживания туристов, прибывающих из коммунистических стран Восточного блока, Golden Ring Hotel сегодня является роскошным пятизвездочным отелем. Несмотря на то, что отель был реконструирован и реабилитирован после падения коммунистической империи, в нем сохранились некоторые первоначальные архитектурные элементы. Вместе с современным небоскребом Министерства иностранных дел, расположенным рядом с ним, эта гостиница, вероятно, является крупным архитектурным образцом последних лет советского периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *