Прогресс архитектурной мысли: К пониманию архитектурной формы
прогресс без ущерба для истории
В конце июня в Калининграде прошёл IV Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». На его площадках архитекторы и реставраторы обсуждали насущные проблемы сохранения историко-культурного достояния страны.Куратором фестиваля, председателем Совета по наследию Союза архитекторов России Ириной Маркиной, неслучайно была выбрана тема «Историческое наследие и комфортная среда обитания». По мнению Ирины Александровны, современная архитектура и градостроительство должны быть ориентированы в первую очередь на сохранение памятников архитектуры и исторического облика поселений, на создание качественно нового гармоничного и комфортного пространства. В манифесте эта мысль подчёркивается призывом: «Наша цель – двигаться по пути прогресса, не деформируя историческую память места». Озвученная идея легла в основу концепции всей фестивальной программы, проявив себя в каждом из направлений – от конкурсного до делового.
Участие в деловой программе приняли более 75 спикеров – практикующие архитекторы и реставраторы, педагоги, представители научно-исследовательских организаций и члены общественных объединений.
Рассуждения о плюсах и минусах статуса исторического поселения, а также о сложностях его монетизации прозвучали в рамках дискуссии «Исторические поселения: сохранение и/или устойчивое развитие». Эксперты рассмотрели подводные камни этого неоднозначного «статуса», сравнив различные стратегии и механизмы защиты ОКН. Участники деловой программы поделились личным опытом успешной реализации проектов по благоустройству территорий, обладающих редкими архитектурными ценностями, и рассказали о скрытых возможностях для формирования идентичности города и повышения качества среды.
О том, как одни и те же проблемы решаются на территории различных регионов страны, в своих презентациях подробно рассказали представители Московской, Тюменской, Красноярской, Ярославской, Курской, Вологодской, Калининградской, Псковской, Новосибирской и Костромской областей, Приморья, а также Республики Дагестан и живописной Карелии. Спикеры представили подробную информацию о проводимых мероприятиях по сохранению объектов культурного наследия регионального и местного значения, этапах разработки проектной документации, участии в государственных программах и получении грантов.
Одним из главных мероприятий деловой программы «Архитектурного наследия» стала научно-практическая конференция «Историческое наследие и комфортная среда обитания». Она прошла 25 июня в конгресс-холле Музея Мирового океана. Докладчики конференции затронули тему сохранения и поддержания исторической аутентичности города, являющейся ключом к дальнейшему его развитию.
Спикеры круглого стола «Кёнигсберг 1255 – Калининград 2021» провели серьёзную работу по определению основных этапов становления и развития города с многовековой историей и сильной этно-культурной доминантой. Особое внимание специалисты уделили обсуждению процессов архитектурного формирования Калининграда, на которое оказали значительное влияние исторические события. Участники круглого стола сошлись во мнении, что местную реставрационную школу необходимо развивать, взращивая новые профессиональные кадры, которые будут стоять на страже городских архитектурных сокровищ.
Финальной точкой трёхдневного профессионального марафона стало подведение итогов конкурсной программы, которое состоялось 26 июня в Кафедральном соборе Калининграда. Главную награду «Архитектурного наследия» – Гран-при – получил коллектив бюро «Гинзбург Архитектс» за реставрацию одного из наиболее значимых памятников столичного конструктивизма – Дома Наркомфина.
К не менее важным итогам фестиваля будет правильным отнести озвученные в рамках дискуссий и круглых столов перспективные идеи развития объектов культурного наследия, а также обозначенные экспертами новые подходы и уникальные кейсы, направленные на рост не только социокультурного, но и экономического значения территорий исторических поселений. Всё это соответствует главной идее «Архитектурного наследия» – поиску баланса между современной комфортной средой обитания и бережным отношением к искусству минувших эпох.
Организатором фестиваля выступил Союз архитекторов России при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Калининградской области, Министерства по культуре и туризму Калининградской области, Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Прогресс и излишества. Как в Ленинграде появился выразительный квартал
дмитрий гусаровНаследие 21 октября 2022
Эта постройка (Пр. Стачек, 67) удостоилась чести быть упомянутой в постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем, в частности, говорилось: «По проектам архитектора Каменского на проспекте Стачек в г. Ленинграде за последние годы построены дома с архаичным оформлением фасадов, с тяжелой рустовкой, пилястрами и сложными карнизами…».
В этом огромном здании специалисты видят соединение сталинского ампира и элементов архитектуры эпохи Возрождения. /ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
По сути, это даже не дом, а целый квартал, выстроенный полностью в строгих канонах неоклассицизма. Восемь разноэтажных корпусов и 8‑этажная башня, три двора с застройкой по периметру. Весь комплекс имеет единую нумерацию квартир от № 1 до № 717 (из них 287 — это комнаты в общежитии, которое располагается в башне и корпусе вдоль улицы Зайцева).
Совы и саламандры. Где находится дом-старинный замок?Застройка здесь была и до войны. К ее началу вдоль проспекта Стачек стояло три деревянных дома и один каменный, возведенный в 1895 году. Деревянные были разобраны на дрова, а каменный в процессе строительства был очень аккуратно встроен в образуемый комплекс.
Дом-квартал был спроектирован в 1950 году по проекту главного архитектора мастерской института «Ленпроект», застраивавшей юго-западную часть города, — Валентина Каменского и его коллеги Галины Ашрапян. В проекте были заложены и прогрессивные для своего времени технологии. К примеру, все корпуса этого комплекса спроектированы с применением типовых секций, впервые в городе на стройке кирпичного здания использовали готовые лестничные марши из железобетона. Было налажено производство терразитовых плит, которыми облицован фасад. Кирпичные карнизы заменили плитами, изготовленными в мастерских.
Строительство началось в конце 1950 года, а завершилось к концу 1954‑го. На конкурсе лучших зданий, выстроенных в РСФСР в 1952 году, комплекс зданий на проспекте Стачек, 67, был удостоен второй премии. Но самое интересное было еще впереди. Настоящей жемчужиной всего комплекса стал сквер у пересечения улицы Зайцева и проспекта Стачек. В нем много лет спустя, в 2013‑м, установили памятник Герою Советского Союза Александру Маринеско.
Кованые фонари в арках были возрождены реставраторами несколько лет назад. Оригиналы со временем пострадали от коррозии и восстановлению не подлежали. Потребовалось выполнить точные копии. / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Над этим сквером асимметрично (в южном углу) возвышается 9‑этажная башня с весьма монументальным завершением. Оно смотрится очень выразительно, хоть и непонятно, зачем подобные почести обычному жилому дому. Тем не менее башня, безусловно, придала черты индивидуальности всему району Автова.
Прием такого же архитектурного оформления углового здания со сквером и башней можно увидеть и в более ранней работе Каменского — доме № 37 на Московском проспекте. Такой же прием в 1951 – 1952 годах Каменский применил и при проектировании домов № 26 – 28 по проспекту Стачек. Обязательным элементом во всех трех случаях является арка, ведущая во двор в месте изгиба корпуса. И во всех трех постройках ее украшает кованая ограда с ажурным рисунком.
Этот прием, казалось бы, элементарный, но крайне выразительный, архитекторы не применяли ни до революции, ни в межвоенное время. Только Каменскому удалось его реализовать, причем в нашем городе трижды! Сказались, безусловно, его авторитет и чрезвычайная работоспособность, которые помогли ему как стать главным архитектором города, так и оставаться им двадцать лет — дольше, чем все архитекторы в этом звании (или его аналогах в дореволюционное время).
Завершая разговор о башне, стоит также упомянуть тот факт, что за «высоту» и излишества приходилось зачастую расплачиваться внутренней планировкой. Каменский с Ашрапян спроектировали часть здания (по улице Зайцева) и саму башню как общежитие для работников судостроительной верфи им. Жданова (ныне «Северная верфь»).
Весь комплекс богато украшен лепниной. И хотя дворовые фасады не имеют детальной обработки (кроме двухцветного решения), тем не менее все арки комплекса имеют кессонированные своды с розетками — подобно римскому Пантеону. А арка с воротами у башни — даже декоративный чугунный фонарь высокой художественной работы.
Нельзя не отметить северный двор. Там расположена кованая, на кирпичном основании, ограда с растительным рисунком. В ней также устроены ворота с решеткой, увенчанной чугунной композицией, имитирующей фонтанные брызги. И неспроста: именно в этом дворе в 1953 году был устроен благородных пропорций фонтан — с круглой чашей и вазой.
В 1980‑х годах мне довелось жить в здании напротив. Хорошо помню, что детская площадка в центральном дворе дома-квартала была одной из лучших в Автове и представляла собой крепость с каменными и металлическими конструкциями. Настоящая сказка для детей! Она была под стать всему жилому комплексу — замкнутому, с башней, обелисками, арками и воротами…
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
#история #здания #дома
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7281) от 21.10.2022 под заголовком «Прогресс и излишества».
Материалы рубрики
02 июня, 18:33
Росреестр Петербурга: просто о сложном – кадастровая оценка объектов капитального строительства
02 июня, 11:51
К зодчему пришли с ремонтом
24 мая, 13:49
Жестяной бокал с изображением Петра Великого стал одним из сувениров по случаю 200‑летия взятия русскими войсками Риги
23 мая, 14:51
Кованые балконы дома-памятника на Марата восстановят
22 мая, 14:10
Либо диссонанс, либо наследие. Состоялось заседание Совета по культурному наследию Петербурга
Комментарии
Технологии и прогресс в архитектуре
Технологии и прогресс в архитектуре
Автор: Сэм Миллер, старший менеджер проекта в архитектурном отделе 002
В архитектурной практике мы можем прийти к выводу, что каждый новая технология представляет собой улучшение, реальное или воображаемое, по сравнению с работой прошлого. Здравый смысл подсказывает, что это верно без дальнейших исследований, но более детальный взгляд на прошлое и реальную жизнь обнаруживает некоторые интересные оппозиции этому понятию. Одним из противоречий в дизайне является желание экспериментировать с новыми материалами и строительными системами, чтобы расширить художественный и функциональный потенциал нашей работы. Выбор материалов и технологий, используемых с течением времени, является результатом взаимодействия навыков, местоположения, стоимости и творчества. Некоторые технологии утеряны из-за изменений в способах производства строительных материалов.
Ниже приведена фотография фонтана в главном вестибюле Народного ссудно-сберегательного банка Луи Салливана в Сиднее, штат Огайо.
Фото Сэма Миллера
Зеленый материал, образующий верхнюю часть фонтана, — глазурованная терракота, популярная в конце 19 и начале 2004 г. -й Века. Для декоративных деталей этот материал идеально подходил для такого дизайнера, как Салливан. Однако времена изменились. В настоящее время терракота почти не используется, за исключением небольшого количества исторических реставраций в любой данный год, и осталось всего несколько производителей. Материал очень дорогой, дизайнеры используют его экономно, если вообще используют.
Многие древние материалы продолжают использоваться и сегодня и были улучшены с помощью технологий. Примером может служить кирпич: в настоящее время кирпич используется повсеместно в современном строительстве, и этот материал фактически имеет практически неограниченный цвет, текстуру и размер. Кроме того, материалы адаптированы для имитации других и обеспечивают превосходную долговечность при часто более низкой цене. Например, архитектурный сборный железобетон иногда заменяет известняк. Сборный железобетон часто рекламируется за большую долговечность и более низкую цену. Размер необходимых частей, размер структуры, детали и время выполнения также играют роль в выборе команды дизайнеров.
В повседневной практике мы часто задаем себе вопрос: как конкретная технология улучшает то, что мы делаем? Происходит движение по всему спектру строительных материалов, неустанное развитие чего-то большего, нового, лучшего. Это не всегда так. Качественный, прочный материал всегда остается именно таким. И, нравится вам это или нет, почти неизбежно существует тесная корреляция между качеством и стоимостью. Более широкие вопросы заставляют дизайнера задуматься о качестве в широком контексте: что это даст моему клиенту? Как это представляет ее учреждение или бренд? Как выбор материала или системы поддерживает общие цели концепции дизайна, потребности сообщества?
Чаще всего из наших мечтаний о дизайне возникает ни одна тема или организационная идея. Мы обнаруживаем резонанс в идее, которую решили представить клиенту. Вот где резина встречается с дорогой: если клиент доволен, детали начинают вставать на свои места. Процесс редко бывает аккуратным, но постоянный сбор формы и содержания вокруг хорошей темы дизайна с балансом между технологиями, старыми или новыми, и уважением к финансовым границам клиента дает результаты, которые достигаются. Как минимум, мы надеемся, что наши клиенты будут в восторге. В более широком контексте, если наша работа служит нашим клиентам, а широкая общественность начинает ценить ценность качественного дизайна, результаты указывают на продуманное использование различных технологий. Эволюция строительных материалов захватывающая, это непрерывный цикл медленного развития в одних случаях и взрывных инноваций в других.
Крутые цитаты об архитектуре и дизайне
Кредитная карта не требуется. Нет договоров для расторжения. Никаких сборов за установку. Никаких скрытых затрат. Нет загрузок.
Как и нарисованный шедевр, архитектура — это вид искусства, способный восхищать, вдохновлять и преображать.
Любой, кто восхищался сложностью исторической церкви или просто читал в лучах солнечного света через окно, знает, что есть что-то волшебное в красиво оформленных пространствах.
Чтобы по-настоящему проиллюстрировать силу архитектуры, мы собрали 101 цитату людей, которые сказали это лучше всего! Мы надеемся, что эти слова легенд архитектуры и дизайна помогут вам вдохновиться в вашем следующем проекте.
Примечание редактора: эта запись в блоге была обновлена по сравнению с исходной версией 13 марта 2020 г.
1. Солнце не осознает, насколько оно прекрасно, пока не будет сделана комната.
— Луи Кан
2. Чем дольше я живу, тем прекраснее становится жизнь. Если вы глупо игнорируете красоту, вы скоро окажетесь без нее. Ваша жизнь будет обеднена. Но если вы инвестируете в красоту, она останется с вами на всю жизнь.
— Фрэнк Ллойд Райт
3. Дизайн не закончен до тех пор, пока кто-то его не использует.
— Бренда Лорел
4. Дизайнеры думают, что все, что сделано кем-то другим, ужасно, и что они могли бы сделать это лучше сами, что, я полагаю, объясняет, почему я разработал свой собственный ковер для гостиной.
— Крис Бэнгл
5. Мы то, что мы постоянно делаем. Таким образом, совершенство — это не действие, а привычка.
— Аристотель
6. Жизнь дизайнера – это борьба: борьба с уродством.
— Массимо Виньелли
— Луи Кан
8. Архитектор не представляет ни дионисийского, ни аполлонического состояния: здесь могучий акт воли, воля, которая двигает горы, опьянение сильной воли, требующее художественного выражения. Самые могущественные люди всегда вдохновляли архитекторов; архитектор всегда находился под влиянием власти.
— Фридрих Ницше
9. Меньше скучно.
— Роберт Вентури
10. Наша возможность как дизайнеров состоит в том, чтобы научиться справляться со сложностью, а не уклоняться от нее, и понять, что великое искусство дизайна заключается в том, чтобы делать сложные вещи простыми.
— Тим Парси
11. Одна из величайших прелестей архитектуры заключается в том, что жизнь каждый раз начинается заново.
— Ренцо Пиано
12. Все продумано. Мало что сделано хорошо.
— Брайан Рид
13. Создавать осмысленную архитектуру — значит не пародировать историю, а формулировать ее.
— Даниэль Либескинд
14. Практикуйте безопасный дизайн: используйте концепцию.
— Петрула Вронтикис
15. В этом мире нет ничего более простого и дешевого, чем создание городов, которые лучше обеспечивают людей.
— Ян Гейл
16. Люди игнорируют дизайн, который игнорирует людей.
— Фрэнк Чимеро
17. По моему опыту, если вам приходится держать дверь туалета закрытой, вытянув левую ногу, это современная архитектура.
— Нэнси Бэнкс-Смит
18. Я понимаю, что сегодня некоторые застройщики просят архитекторов спроектировать привлекающие внимание знаковые здания. К счастью, у меня еще не было такого клиента.
— Фумихико Маки
19. Архитектура представляет собой опасную смесь силы и важности.
— Рерн Колхас
20. Хороший дизайн заключается в том, чтобы другие дизайнеры чувствовали себя идиотами, потому что идея была не их.
— Фрэнк Чимеро
— Фрэнк Ллойд Райт
22. Дизайн никогда не должен говорить: «Посмотрите на меня!» Он всегда должен говорить: «Посмотрите на это!»
— Дэвид Крейб
23. Если вы построили воздушные замки, ваша работа не должна быть потеряна; вот где они должны быть. Теперь положите под них основы.
— Генри Дэвид Торо
24. Логика приведет вас из пункта А в пункт Б. Воображение приведет вас куда угодно.
— Альберт Эйнштейн
25. Архитектура – воля эпохи, воплощенная в пространстве.
— Мис ван де Роэ
26. Хороший дизайн очевиден. Отличный дизайн прозрачный.
— Джо Спарано
27. Хорошая архитектура подобна хорошему сеансу терапии, хорошему браку, хорошему стихотворению — мягко и почти незаметно позволяя вам быть собой, таким же ущербным и таким же прекрасным, как вы есть.
— Роберт Салливан
28. В чистой архитектуре мельчайшая деталь должна иметь значение или служить цели.
— Август В. Н. Пугин
29. Я просто погружен в работу с пяти утра до одиннадцати вечера; почти нужно несколько выходных, чтобы избежать поломки!
— Ричард Нейтра
30. Самые новаторские дизайнеры сознательно отказываются от стандартных опций и культивируют аппетит к неправильному мышлению.
— Марти Ноймайер
31. Архитектура черпала свою силу не из стабильности культуры, а скорее из выражения тех моментов, когда это чувство стабильности ускользало.
-Марк Вигли
32. Я заметил, что компьютер иногда приводит к довольно мягкому принятию решений; Теперь любой может сделать шаткое, круглое здание.
— Питер Кук
33. Для меня дизайн подобен выбору того, что я буду носить в течение дня, только намного сложнее и совсем не то же самое.
— Робин Рэй
34. Мне нравятся руины, потому что остается не общий замысел, а ясность мысли, обнаженная структура, дух вещи.
— Тадао Андо
35. Врач может похоронить свои ошибки, а архитектор может только посоветовать своим клиентам посадить виноград.
— Фрэнк Ллойд Райт
36. Дайте им видение страны Оз, покажите им направление, убедите их, что вы можете построить дорогу из желтого кирпича; остальное — гражданское строительство.
— Дирк Сушарме
37. В дизайне наука и искусство безубыточны.
— Мике Герритцен
— Томас Эдисон
39. Глубокий процесс проектирования в конечном итоге делает покровителя, архитектора и каждого случайного посетителя в здании немного лучшим человеком.
— Juhani Pallasmaa
40. Архитектура – это искусство тратить пространство попусту.
— Филип Джонсон
41. Я строю не для того, чтобы иметь клиентов. У меня есть клиенты, чтобы строить.
— Айн Рэнд
42. Дизайнер – планировщик с эстетическим чутьем.
— Бруно Мунари
43. Люди, которые строят собственный дом, как правило, очень смелые. Эти люди интересуются жизнью. Они думают о том, что значит жить в доме, а не просто покупать товар и заставлять его работать.
— Том Кундиг
44. Архитектура должна говорить о своем времени и месте, но стремиться к вневременности.
— Фрэнк Гери
45. Быть известным дизайнером все равно, что быть известным дантистом.
— Норин Мориока
46. Свет, старшая дочь Бога, главная красота в здании.
— Томас Фуллер
47. Мы живем во времена ренессанса… города возвращаются к жизни после долгого забвения.
— Даниэль Либескинд
48. Ах, строить, строить!
Это самое благородное из всех искусств.
Живопись и скульптура — всего лишь образы,
Просто тени, отбрасываемые внешними вещами
На камне или холсте, не имеющие в себе
Отдельного существования. Архитектура,
Существующая сама по себе, а не кажущаяся
Чем-то не являющаяся, превосходящая их
Как тень вещества.
— Генри Уодсворт Лонгфелло
49. Архитектура – это научная игра, правильная и великолепная, форм, собранных на свету.
— Ле Корбюзье
— Адольф Лоос
51. Желание дотянуться до неба глубоко сидит в человеческой душе.
— Сезар Пелли
52. Я убежден, что без плохого дизайна мир был бы гораздо менее стимулирующим; нам нечем было бы удивляться и не о чем ностальгировать.
— Кэрри Филлипс
53. Архитектура основана не на бетоне и стали, а на элементах почвы. Он основан на удивлении.
— Даниэль Либескинд
54. Об объекте следует судить по тому, имеет ли он форму, соответствующую его использованию.
— Бруно Мунари
55. Архитектура – это прежде всего благополучие. Я думаю, что люди хотят чувствовать себя хорошо в пространстве… С одной стороны, это убежище, но также и удовольствие.
— Заха Хадид
56. Очень часто мнение клиентов приходится игнорировать в их собственных интересах.
— Джон М. Джонсон
57. Дизайнеров нужно любить, а не понимать.
— Фабьен Барраль
58. Величайшая архитектурная иллюзия – это не вычурность барокко или викторианская пышность, а минимализм.
— Кевин МакКлауд
59. Мы формируем наши здания: поэтому они формируют нас.
— Уинстон Черчилль
60. Архитекторы проводят всю жизнь с этой неразумной идеей, что с гравитацией можно бороться.
— Ренцо Пиано
61. Когда я работаю над проблемой, я никогда не думаю о красоте. Но когда я закончу, если решение не красивое, я пойму, что оно неправильное.
— Бакминстер Фуллер
— Иоганн Вольфганг фон Гёте
63. Любое архитектурное произведение, не выражающее безмятежности, является ошибкой.
— Луис Барраган
64. Вся архитектура — великая архитектура после захода солнца; возможно, архитектура — это действительно ночное искусство, подобное искусству фейерверков.
— Гилберт К. Честертон
65. Архитектор. Тот, кто составляет план вашего дома и планирует проект ваших денег.
— Эмброуз Бирс
66. Верблюд – лошадь, разработанная комитетом.
— Сэр Алек Иссигонис
67. Люди думают, что дизайн — это стиль. Дизайн — это не стиль. Дело не в том, чтобы придать форму оболочке и наплевать на кишки. Хороший дизайн — это отношение эпохи Возрождения, которое сочетает в себе технологии, когнитивную науку, человеческие потребности и красоту для создания чего-то, о чем мир не подозревал.
— Паола Антонелли
68. Дом там, где вы вешаете своего архитектора.
— Чаре Бут Люс
69. Архитектура — это контейнер чего-то. Надеюсь, им понравится не столько чашка чая, сколько чай.
— Ёсио Танигучи
70. Проза – это архитектура, а не интерьер.
— Эрнест Хемингуэй
71. Модернистский дизайн мне кажется скучным, но он намного быстрее!
— Кристин Суэвон Ли
72. Фундаментальный провал большинства графических, товарных, архитектурных и даже городских дизайнов заключается в их настойчивом стремлении служить Богу Хорошо Выглядеть, а не Богу Быть-Добрым.
— Ричард Сол Вурман
73. Вы должны отдать должное люфтваффе: когда оно сносило наши здания, оно не заменяло их ничем более оскорбительным, чем щебень. Мы сделали это.
— Чарльз, принц Уэльский
74. Когда мы строим, давайте думать, что мы строим вечно.
— Джон Раскин
— Нормон Фостер
76. Я не понимаю, почему люди нанимают архитекторов, а потом говорят им, что делать.
— Фрэнк Гери
77. Опасно, когда каждое здание должно выглядеть эффектно; выглядеть так, как будто он меняет мир. Меня не волнует, как выглядит здание, если оно что-то значит не для архитекторов, а для людей, которые им пользуются.
— Дэвид Чипперфилд
78. Вот что я хотел рассказать вам о своей архитектуре. Я создал его с мужеством и идеализмом, но также и с осознанием того факта, что важны жизнь, друзья и попытка сделать этот несправедливый мир лучшим местом для жизни.
— Оскар Нимейер
79. Комната существует для человека, а не человек для комнаты.
— Эль Лисицкого
80. Перед лицом экономической беды наша задача — стать пионерами простоты, то есть найти простую форму для всех жизненных потребностей, которая в то же время респектабельна и подлинна.
— Оскар Шлеммер
81. Делать невозможное весело.
— Уолт Дисней
82. События человеческой жизни, будь то общественные или частные, настолько тесно связаны с архитектурой, что большинство наблюдателей могут реконструировать нации или отдельных лиц во всей истинности их привычек по остаткам их памятников или по их домашним реликвиям.
— Оноре де Бальзак
— Константин Бранкузи
84. Роль архитектора — сделать миф реальным.
— Сотириос Котулас
85. Раньше мы строили цивилизации. Сейчас мы строим торговые центры.
— Билл Брайсон
86. Форма всегда следует за функцией.
— Луи Х. Салливан
87. Архитектура – это торжество человеческого воображения над материалами, методами и людьми, позволяющее человеку завладеть его собственной Землей. Это по крайней мере геометрическая модель вещей, жизни, человеческого и социального мира. В лучшем случае это те волшебные рамки реальности, которых мы иногда касаемся, когда используем порядок слов.
— Фрэнк Ллойд Райт
88. Великие здания, которые двигают духом, всегда были редкостью. В каждом случае они уникальны, поэтичны, продукт сердца.
— Артур Эриксон
89. Архитектура похожа на мифическую фантастику. Это нужно испытать. Это невозможно описать. Мы можем начертить его, мы можем сделать из него модели, но его можно пережить только как полное целое.
— Майя Лин
90. Первый жест архитектора — начертить периметр; иными словами, отделить микроклимат от макропространства снаружи. Это само по себе является священным действием. Архитектура сама по себе передает эту идею ограничения пространства. Это граница между конечным и бесконечным. С этой точки зрения вся архитектура священна.
— Марио Ботта
91. Архитектура – это растительное удобрение нашей жизни; это способ быть большим, вкусным помидором.
— Роберт Салливан
92. Из всех искусств архитектура действует на душу медленнее всего, но вернее всего.
— Эрнест Димнет
93. Таким образом, бесспорно, что части архитектуры произошли от частей тела человека.
— Микеланджело
94. Работая в архитектуре, ты так тесно связан с обществом, с политикой, с бюрократами. Это очень сложный процесс, чтобы делать большие проекты. Вы начинаете видеть общество, как оно функционирует, как оно работает. Тогда у вас будет много критики по поводу того, как это работает.
— Ай Вэйвэй
95. Вы должны смотреть не на красоту здания; это строительство фундамента, который выдержит испытание временем.
— Дэвид Аллан Коу
96. Современный архитектор, вообще говоря, злейший враг искусства.
— Пьер-Огюст Ренуар
97. Я стараюсь дать людям другой взгляд на то, что их окружает. Это искусство для меня.
— Майя Лин
98. Вся архитектура — это убежище, вся великая архитектура — это дизайн пространства, которое содержит, обнимает, возвышает или стимулирует людей в этом пространстве.
— Филип Джонсон
99. Архитектура не может полностью отразить хаос и суматоху, которые являются частью человеческой личности, но вам нужно внести часть этого беспорядка в архитектуру, иначе это нереально.
— Фрэнк Стелла
100. Бог в деталях.
— Людвиг Мис ван дер Роэ
101. Среди планет искусств архитектура — темная сторона луны.
— Бруно Зеви
Воплощение красивого дизайна в жизнь требует эффективного управления заданиями. Универсальное программное обеспечение для управления заданиями WorkflowMax поможет вашей архитектурной или дизайнерской фирме управлять вашими проектами от заявки до предложения, выставления счета и всего, что между ними.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать советы и рекомендации по улучшению бизнес-операций, оптимизации управления проектами и многому другому!
Попробуйте WorkflowMax сегодня с 14-дневной бесплатной пробной версией
Это просто — никаких кредитных карт, никаких контрактов. Начните сегодня.
Начать бесплатную пробную версиюСтефф Грин — один из постоянных мастеров WorkflowMax, пишет все, от страниц веб-сайтов до сообщений в блогах, электронных книг, электронных писем и всего, что между ними.