Особенности стилей романского и готического: Как отличить два популярных архитектурных стиля прошлого

Содержание

Как отличить два популярных архитектурных стиля прошлого



В средневековой Европе зародились два основных стиля архитектуры: романский и готический. В чем их происхождение? Каковы отличительные черты и сходства двух направлений? Какую функцию несли здания этих стилей?

Несмотря на то, что многие архитектурные творения готики и романики были разрушены в результаты междоусобных войн, эти два стиля используются и популярны по сей день. Романский стиль предшествовал готическому и был его родоначальником.

Романская архитектура


Первые романские произведения искусства возникли между 800 и 1120 годами благодаря движению правителей, ремесленников и крестьян. В происхождении романики имеют место римский и византийский стили. Именно благодаря связи с римскими архитектурными элементами и зародилось название стиля — это округленная римская арка, которая является основой романских сооружений. В романике есть и элементы исламской архитектуры, что связано с крестовыми походами и войнами на ближнем востоке.
Романскую эпоху представляют три основных типа строений: соборы, замки и монастыри. Это большие и внушительные сооружения, воздвигнутые для обороны и отчасти для движения монахов, в котором члены религиозных групп жили и поклонялись отдельно от населения. В то же время Европа все еще сталкивалась с внешними угрозами, поэтому монастыри имели и защитную функцию.
Романская архитектура известна своими массивными основаниями, толстыми стенами, множеством арок, крепкими колоннами, мощными сводами, большими башнями и незначительными декоративными аркадами. Каждое здание имеет четко определенные формы, основная черта которых — простота.



Готическая архитектура


Готический архитектурный стиль (или перпендикулярный стиль) зародился во Франции в XII веке и распространился на другие регионы до XVI века. Развитие готики можно разделить на три основных этапа:
— 1200 — 1300 годы = период Ланцета (готический стиль только зародился и стремился сместить консервативные тенденции романского стиля к реализму),
— 1300 — 1400 годы = утвердившийся готический стиль (сопровождался развитием эстетических декоративных украшений и внедрением скульптур),
— 1400 — 1500 годы = перпендикулярный период (были введены в архитектуру заостренные арки и тонкие стены).
Готическая архитектура первоначально использовалась для соединения романской и ренессансной стилей. Главная функция готических строений — религиозная, они были центрами паломничества. Готика произошла из романского архитектурного стиля. Самым фундаментальным элементом готического стиля является остроконечная арка. Ребристый свод арки — еще одна отличительная черта готической архитектуры (следует отметить, что прототипы для заостренных арок и ребристого свода были впервые обнаружены на поздних романских зданиях). Готическая архитектура придала церквям яркость, красочность, воздушность.


Сходства

— Главное сходство двух стилей — их назначение. Оба служили религиозным целям. В эти архитектурные строения монахи и простые люди отправлялись на молитвы.
— Кроме того, здания обоих стилей были построены с использованием каменных материалов.
— Некоторые элементы едины в обоих стилях: хранилища, апсида, ниши, часовни.
— Строения обоих стилей имеют арочные проемы — романский с кривой в одну точку (традиционная арка), готический с кривой в две точки (остроконечная арка).

Различия

— Романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений).
— Одно из главных различий между двумя стилями заключается в использовании опоры, которая была использована в готических зданиях.
— Здания романского периода были прочными и тяжелыми и имели толстые стены, в то время, как готические строения имеют стены более тонкие и легкие.
— В романских зданиях были небольшие окна, и поэтому пространство внутри было слабо освещено. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые пропускали больше света в пространства.
— Еще одно отличие, которое можно увидеть, состоит в том, что готические сооружения были очень высокими и обращены к небу. У романских зданий были тупые и низкие башни.
В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами».
Ниже предложена инфографика о различиях двух направлений:







Заключение

Романская и готическая стили архитектуры зародились во Франции. Романика предшествовала готике. Стили имеют разные характеристики, но готический стиль заимствовал большинство своих черт из романского стиля и ввел свои изменения. Архитектура обоих стилей подарили народу ощущение божественности и путь постижения Бога, используется главным образом в религиозных целях. Основными отличиями являются вид используемых арок, толщина стен и опорных точек. Готический стиль имеет больше украшений и скульптур.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Отличие романского стиля от готического, сравнение стилей


  • ПОСЛЕДНИЕ ЗАПИСИ
  • Как установить входную металлическую дверь своими руками Бани – основные виды, характеристики Обувница своими руками: как сделать, чертежи, схемы, фото Засор канализации в многоквартирном доме, кто виноват?

  • РУБРИКИ
    • Автоматическое открывание, проветривание и полив теплиц
    • Акриловые краски
    • Балкон
    • Блоки арболитовые
    • Бурение скважин на воду
    • Вода из скважины
    • Водосток кровельный
    • Воздух в квартире
    • Выращивание дома
    • Гидроизоляция
    • Гидрофобизация материалов
    • Дорожки садовые
    • Камин своими руками
    • Каркасный дом
    • Кладка печи своими руками
    • Крыша из металлочерепицы
    • МДФ
    • Монтаж кровли
    • Монтаж ламината
    • Монтаж линолеума
    • Монтаж подложки под ламинат
    • Натяжные потолки
    • Опилкобетон
    • ОСБ плита
    • Отделка откосов
    • Оштукатуривание
    • Полипропиленовые трубы
    • Расход материалов
    • Тротуарная плитка
    • Устройство отмостки
    • Утепление
    • Утепляем баню самостоятельно
    • Фасад
    • Фундамент из свай
    • Шлакоблок
    • Эмаль для ванны

Особенности романского стиля

Романский стиль охватывает период с X по XII века. Термин происходит от слова «рома» то есть римский. Предпосылкой появления романского стиля архитектуры стала разобщенность феодализма на территории Западной Европы, когда феодалы старались присвоить себе чужие земли, и власть была децентрализована. Возникла необходимость в определенного рода постройках, которые могли бы выполнять оборонительную функцию при нападении соседних князей-феодалов. Романский стиль признан общеевропейским благодаря массивности и основательности при строительстве архитектурных построек.

Монументальность романского стиля

При сооружении замка в романском стиле руководствовались прежде всего соображениями прочности и мощности построек при набегах и нападениях, внешняя неприглядность при этом роли особой не играла.

Замок в романском стиле создавался как подобие крепости, оттого и преобладание в архитектуре масштабности и основательности. Лаконичность, незамысловатость форм, массивные размеры, преобладание горизонтальных линий над вертикальными все это является составными частями романского стиля в архитектуре.

Романскому стилю также присвоено другое название «стиль полукруглой арки», так как для построек данного стиля характерны арочные своды потолков, опирающихся на ровные ряды прочных столбов. Толстая стена с небольшими оконцами без какого-либо декора в сооружениях раннего романского стиля внушала мысли о неприступности . Но с развитием романского стиля на стенах стали появляться мозаика, скульптура, каменный декор. Над горизонтальными постройками романских замков возвышалась круглая башня с конусообразной вершиной. Входом в такого рода сооружениях, как например в храмах, зачастую служил портал.

Неприступные крепости в романском стиле

Наиболее яркое выражение романский стиль получил в соборах и монастырях, в сооружениях светского характера данный стиль практически не встречается.
В центральной части крепости романской эпохи располагался донжон или дом-башня феодала. На первом этаже донжона находились хозяйственные помещения, на втором-парадные помещения, на третьем-спальни хозяев. Четвертый этаж обычно занимала прислуга и охрана замка.

Замки старались сооружать в малодоступном месте,допустим, на склоне горы. Для защиты и безопасности крепость была ограждена высокой каменной стеной и рвом. Для коммуникации с внешним миром жителями использовался подъемный мост.

Наследие романского стиля в архитектуре Европы

В современное время мы можем созерцать романский стиль в облике соборов и храмов. В эпоху Возрождения дворцы и замки утратили свой первозданный вид. Часть из них реконструировали, возвращали им прежний вид замка, ряд из них существует и по сей день, но все таки многие архитектурные сооружения со временем утрачены. Наиболее известными архитектурными сооружениями романского стиля являются церковь Сен-Сернен, Храм аббатства Клюни III, Нотр-Дам в Пуатье, Пизанская башня, Лондонский Тауэр.

Особенности готического стиля

На смену романскому в средневековую архитектуру пришел готический стиль и со временем вытеснил его. «Устрашающе величественный», такое определение наиболее точно характеризует готический стиль архитектурных сооружений. Однако готический стиль пронизывает к тому же и другие разновидности изобразительного искусства, такие как скульптура, живопись, витражи и другие.

Готический стиль просуществовал с XII по XIV век. В отличие от романского стиля готический имеет более светский характер, тогда как романский стиль скорее религиозной направленности. Готический стиль нашел отражение в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей и основан на бургундской архитектуре.

Эстетическая направленность в готическом стиле

В сравнении с романским стилем с его толстыми стенами, небольшими окнами и круглыми арками готический значительно выигрывает. Ведь недаром готический стиль придает величие с его заостренными арками, узкими, высокими башнями и богато украшенным декором каменных кружев, многоцветьем витражей в окнах. Особенности стиля ставят акцент на вертикаль, все архитектурные сооружения устремлены вверх. В готическом стиле в отличие от романского важна эстетичность, церкви и соборы приобрели грациозный облик.

Каркасная система в готическом стиле

В архитектуре готических соборов появляется новшество: теперь свод сооружений имеет крестовую форму и опирается на прочный «скелет»— прочный легкий каркас, каркасная конструкция является визитной карточкой готического стиля архитектуры. Тогда как в романских храмах был свод цилиндрической формы, опиравшийся на основательные толстые стены, и, как следствие, лаконичность, простота, аскетичность, отсутствие света из-за маленьких окон.
Так называемые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод и особая система колонн создавали ажурные каменные кружева в облике соборов и церквей, придавали им потрясающий фантастический вид. Каркасная конструкция была устроена так, что основной упор был не на стены, как в романском стиле, а всю тяжесть несли на себе эти самые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод в свою очередь опирался на колонны. Это изобретение делало легкой всю конструкцию посредством распределения тяжести, стены стали невесомыми, их размеры и толщина не играли роли в несущей способности сооружения. Это и послужило появлению многочисленных окон, исчезла роспись на стенах, появились витражи и скульптура.

Стрельчатые своды в готическом стиле

Стрельчатая форма свода, применяемая в готическом стиле, уменьшала боковой распор, большую часть давления свода принимала на себя опора.
Вытянутость и острие стрельчатых арок сооружений выполняли основную функцию готической архитектуры — возвеличивали храм, устремляли вверх, подчеркивали ничтожность человека перед божественным сооружением.

Зачастую там, где аркбутан опирался на контрфорс устанавливался пинакль, так назывались башни с остроконечными шпилями и имели зачастую конструктивное значение. Пинакли использовались и как декоративные элементы для украшения при создании эстетического образа собора. В большинстве случаев аркбутаны создавались в два уровня. Верхний уровень служил для поддержания крыши, которые становились по прошествии времени очень крутыми и, как следствие, громоздкими. Второй уровень аркбутанов в свою очередь создавал противодействие ветру, создававшему давление на крышу. Наиболее известные сооружения готического стиля: Реймский Собор, Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор,, Миланский Собор, Ка-д”Оро, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.

Существенные отличия готического и романского стилей

Несмотря на то, что готический стиль основан на романском, а точнее на бургундской школе, между ними существуют значительные различия, которые не позволят их перепутать. Сравнительный анализ этим двум стилям можно провести на примерах архитектуры соборов.

Отличия:

  • Заостренность башен, арок соборов готического стиля отличает романские соборы с их круглыми цилиндрическими сводами и башенками;
  • Романскому стилю свойственна прочность, основательность, громоздкость, а готическому стилю грациозность, эстетизм;
  • Окна храмов романского стиля небольшие, а в готическом стиле окна больших размеров, что позволяет проникать большому количеству света;
  • Соборы в романском стиле более приземленные, тяготеют к горизонтали. Соборы готического стиля поражают величием, высотой, тянутся ввысь.
  • В бургундской школе или романском стиле декор отсутствует или минимален. Своеобразие готического стиля в вычурности фасадов, внешний облик которых пестрит резьбой, витражами и узорами. Сооружения романского стиля аскетичны, просты, лаконичны. Все свободное пространство готических сооружений используется для украшения и декора.

Романская и готическая архитектура: в чем разница?

Познакомьтесь с архитектурой поздней античности и средневековья и узнайте о контрасте между римскими и готическими влияниями.

Романская архитектура Определение

Эксперты спорят о дате начала появления романской архитектуры, но существует значительное согласие в том, что 11-й век является высшей точкой, когда она процветала в Европе.

Что определяет романскую архитектуру?

Романская архитектура сочетает в себе черты римских и византийских построек с другими местными традициями и в основном узнаваема по полукруглым аркам, толстым стенам, массивным башням и цилиндрическим сводам.

Аркады также являются обычным элементом романского стиля, служащим как структурным, так и декоративным целям.

Несмотря на то, что круглая арка была перенесена из классической архитектуры, большинству средневековых строителей не хватало навыков для строительства широких куполов, поэтому их конструкции кажутся плотными, полагаясь на толстые стены, чтобы выдержать вес здания.

Как определили друг друга два периода романской архитектуры?

Первая романская эпоха (около 800-900 гг.) использовала стены из бутового камня, окна меньшего размера и сводчатые крыши, в то время как 2-й период (1000-е годы) демонстрирует большую изысканность с более широкими сводами, большими окнами и обработанным камнем.

В некоторых церквях 2-го периода окна были на колесиках или в виде розеток, что предшествовало их популярности в готический период.

Обзор романской архитектуры

Во времена Римской империи архитектура процветала, и строители освоили технику арок и куполов с широкими сводами, создавая большие внутренние пространства.

В конце Империи такие методы строительства, как закругленная арка, сохранились в Западной Европе и продолжали появляться в церквях, монастырях и дворцах; однако другие методы, такие как смещение веса для поддержки обширных куполов, были утеряны.

Когда начал зарождаться романский стиль в архитектуре?

Примерно в начале 6-го века романский стиль начал зарождаться, опираясь на римскую арку и архитектурные возможности, которые она открывала.

В течение следующих столетий крестовые походы открыли европейцам доступ к церквям Константинополя, где строительство куполов не прекращалось со времен Римской империи.

Эта эпоха потрясений привела к строительству крепостей и укреплению городов с использованием романских методов. Возможно, самым известным романским сооружением является Лондонский Тауэр, построенный Норманом Завоевателем в 11 веке.

Определение готической архитектуры

Готическая архитектура возникла в 12 веке, опираясь на лучшие черты романского стиля.

В чем сходство и различие романской и готической архитектуры?

Если вы хотите дать определение готической архитектуре, вы должны заметить разницу между романскими и готическими зданиями. Там, где романские здания кажутся массивными, готические постройки изящны и, кажется, бросают вызов гравитации.

В то время как романская и готическая архитектура использовали арки, контрфорсы и своды в своей архитектуре, то, как эти элементы были включены в здания, поразительно отличалось.

Например, в романских церквях предпочитали круглые арки, а в готических зданиях — стрельчатые.

Каковы характеристики готической архитектуры?

Наиболее характерной чертой готической архитектуры, заимствованной из исламского дизайна, является высокая, тонкая, заостренная арка, притягивающая взгляд вверх и подчеркивающая высоту собора.

Витражи особенно эффектны в готических церквях, обеспечивая детальное изображение библейских историй. Окно-роза, также встречающееся в романских церквях, было значительно усовершенствовано в готических постройках.

Пересекающиеся цилиндрические своды добавляют красоты готическим потолкам, но они также поддерживают более высокие и воздушные конструкции.

Ключевым структурным элементом готической архитектуры является контрфорс, выступающая каменная конструкция, которая перераспределяет вес крыши и позволяет использовать тонкие стены и большие окна. Ряд декоративных украшений, таких как горгульи, вершины и шпили, также отличают готическую архитектуру от других стилей.

Обзор готической архитектуры

Романская архитектура доминировала в Западной Европе на протяжении 11 века. Но в 1095 году начались крестовые походы, привлекшие все большее число дворян и солдат в Константинополь, где они познакомились с исламской архитектурой, которая развивалась в разных эстетических направлениях, хотя и с использованием многих романских техник. В частности, исламские постройки включали стрельчатые арки и большие купола.

Крестовые походы вызвали религиозный пыл, и уцелевшие дворяне построили церкви в ознаменование своего благополучного возвращения. Новые элементы, увиденные в Константинополе, вдохновили нововведения в романских стилях, что постепенно привело к появлению готики.

Во Франции готическая архитектура была известна как «французская работа», а аббатство Сен-Дени, построенное в 1134–1144 годах, является первым полностью готическим сооружением с ребристыми сводами, контрфорсами и стрельчатыми арками.

Шартрский собор — первый образец Высокой готики. Никогда широко не использовавшаяся в Италии готическая архитектура начала приходить в упадок и потеряла господство в середине 15 века с приходом итальянского Возрождения.

Контрастные элементы: дуги

На что похожи романские арки?

Романские арки обычно встречаются в аркадах, дверях и окнах, а меньшие арки, примыкающие к большой арке, характерны для романского дизайна.

Круглые арки часто поддерживаются колоннами, вырезанными из цельного куска камня. Поскольку после падения Рима технологии были утеряны, романские строители не могли решить проблему распора наружу несущих арок, поэтому своды были узкими, а здания — относительно короткими.

На что похожи готические арки?

Готические арки возникли в доисламские времена и использовались на Ближнем Востоке на протяжении всего романского периода.

Первоначально использовавшиеся для стрельчатых окон, которые были высокими и чрезвычайно узкими, стрельчатые арки вскоре стали использоваться во всем строительстве и являются наиболее заметным элементом готических сооружений, придавая соборам большую вертикальность как по высоте, так и в перспективе.

С религиозной точки зрения готические арки были популярны, потому что они привлекали внимание к небу.

Соборы отличались роскошными остроконечными деталями со стрельчатой ​​аркой над дверным проемом, увенчанной остроконечным скульптурным элементом и остроконечными шпилями по обеим сторонам. Пересекающиеся готические арки создали ребристые своды, которые помогли решить проблему тяги наружу, сделав возможными большую высоту и ширину конструкций.

Контрастные элементы: контрфорсы

Одна из проблем средневековой архитектуры, особенно соборов, заключалась в том, как выдержать вес крыши и при этом оставить под ней достаточно широкое пространство для большого количества людей.

Одно из решений, принятых романскими архитекторами, состояло в том, чтобы построить толстые, прочные стены, но они также должны были добавить контрфорсы для дополнительной поддержки.

Контрфорсы представляют собой конструктивные элементы, выступающие из стены для ее усиления и переноса части веса свода на землю. Романские контрфорсы представляли собой сплошную массу, ярусами выступавшую из подпираемой стены.

Контрфорсы также смещают вес свода, но они состоят из арки, идущей от вершины стены к массивному пирсу.

Решая проблему смещения веса, аркбутаны были структурной необходимостью, но они также улучшали эстетику готических соборов, становясь высокодекоративными внешними элементами, которые еще больше направляют взгляды зрителей к небу.

Контрастные элементы: своды 

Романский бочкообразный свод представляет собой ряд круглых арок, расположенных рядом друг с другом, образуя полуцилиндрический дизайн. Поскольку арки создают внешнюю тягу к стенам, которые их поддерживают, романские архитекторы сделали свои стены толстыми и прочными с небольшим количеством маленьких окон.

Иногда они размещали несколько сводов параллельно друг другу, чтобы направленный наружу толчок от одного противодействовал удару от другого. Однако стены самого внешнего свода обычно требовали укрепления.

Готические архитекторы использовали ребристые своды, чтобы решить проблему тяги наружу, поместив готические арки в диагональный каркас, который равномерно распределял вес,  позволяя зданиям быть выше и тоньше и делая ненужными толстые стены.

Стрельчатые арки можно было поднимать как в узком, так и в широком пролете, поэтому церкви могли быть выше и иметь больше окон. Арки расположены на стыках свода и несут вес потолка.

Key Location, Romanesque: Пизанский собор и башня

Пизанский собор и башня являются одними из самых впечатляющих образцов романской архитектуры в мире.

Построенный в начале 11 века, этот комплекс сочетает в себе элементы восточной и византийской архитектуры с ломбардским романским стилем — ранней итерацией романской архитектуры с толстыми стенами и декоративными глухими арками — для создания пизанского романского стиля.

Внешний вид выполнен из мрамора, имеет симметричный дизайн с арочными дверными проемами и скульптурными дверями, добавленными в эпоху Возрождения. Хотя изначально собор был задуман по образцу греческого креста с 4 равными плечами, позже он был модифицирован в виде латинского креста.

Фасад здания украшают более 40 круглых арок, являющихся прекрасным образцом романского стиля.

Что отличает Пизанскую башню?

Колокольня собора, известная как Пизанская башня, представляет собой выдающийся образец романского стиля с 8 этажами круглых арок.

Возведение башни началось спустя столетие после собора и заняло 226 лет.

Эта башня в настоящее время «наклонена» под углом 4 градуса. Здание начало смещаться во время строительства из-за слабого фундамента и мягкого грунта. Однако из-за политических волнений строительство было остановлено почти на столетие, что дало время осесть земле и ограничило количество перемещений.

Однако со временем башня продолжала медленно наклоняться, и в худшем случае она составляла угол 5,5 градуса. Реконструкция, проведенная в 1990 и 2013 годах, помогла стабилизировать здание и вернуть ему наклон в 4 градуса.

Key Location, Gothic: Cathédral Notre-Dame

Собор Парижской Богоматери, построенный между 1163 и 1260 годами, является одним из лучших готических соборов с ребристыми сводами, контрфорсами, замысловатыми и красочными окнами-розетками и скульптурным декором.

В начале 1200-х годов к хорам были добавлены трансепты, чтобы обеспечить больше света. Ребра из 4 частей сделали крышу более прочной, чтобы она могла быть выше. В конце 1240-х годов к северному трансепту был добавлен остроконечный портал, дополненный эффектным окном-розеткой.

В 1258 году такая же пристройка была сделана к южному трансепту, создав знакомый фасад собора.

В 13 веке были добавлены аркбутаны, что позволило сделать стены выше и тоньше. Собор строился, реконструировался или ремонтировался на протяжении всей своей 850-летней истории, последний раз он серьезно пострадал во время катастрофического пожара в 2019 году. 

Несмотря на изменения и повреждения, Нотр-Дам остается культовым образцом французской готики.

Характеристики готической архитектуры, определяющие готический стиль

Эстетически богато украшенный и концептуально трансцендентный готический стиль стал одним из самых характерных архитектурных движений в мире. Хотя он зародился в средние века, единственный в своем роде жанр продолжает очаровывать и сегодня, о чем свидетельствуют некоторые из самых красивых зданий Европы.

Хотя готический подход кажется новой формой архитектуры, его фирменный стиль сформировался под разными влияниями. Здесь мы изучаем жанр, внимательно изучая его богатую историю, определяющие черты и наиболее известные примеры.

 

Что такое готическая архитектура?

Готическая архитектура — это европейский архитектурный стиль, который ценит высоту и демонстрирует сложную и тонкую эстетику. Хотя его корни французские, готический подход можно найти в церквях, соборах и других подобных зданиях в Европе и за ее пределами.

 

История

В средние века в Европе возник новый архитектурный стиль. Первоначально назывался

9.0003 Opus Francigenum , или «Французская работа», этот архитектурный жанр доминировал в европейских вкусах, а именно Римско-католическая церковь , до 16 века, когда он стал известен как «готика».

Готический стиль произошел от романской архитектуры, средневековой эстетики, характеризующейся арками, сводчатыми потолками и небольшими витражами.

Романское аббатство (Фото: Goldi64 через Wikimedia Commons, GFDL или CC-BY-SA-3. 0)

Готическая архитектура приняла и адаптировала эти романские элементы для создания нового стиля здания, в котором были преувеличены арки, увеличены своды и увеличены окна. Однако в дополнение к переосмыслению этих характеристик готическая архитектура также отказалась от одной ключевой особенности романской архитектуры: толстых стен. Чтобы построить более высокие, изящные здания с более тонкими стенами, готические архитекторы использовали контрфорсы для поддержки. Эти каменные сооружения позволили архитекторам возводить соборы и церкви высотой до неба, которые напоминали неземную реальность и устремлялись к небесам.

 

Классические элементы

Собор Леона (Фото: Адриан Фарвелл через Wikimedia Commons, CC BY 3.0)

Хотя готический стиль может варьироваться в зависимости от местоположения, возраста и типа здания, он часто характеризуется пятью ключевыми архитектурными элементами: большими витражами, остроконечными арками, ребристыми сводами, контрфорсами и декоративным декором.

 

Большие витражи

Пока витражи встречаются во многих культовых сооружениях, особенно они распространены в готических соборах. Эти калейдоскопические окна с тщательно вырезанным цветным стеклом, которые обычно представляют собой либо высокие и арочные «стрельчатые» окна, либо круглые окна «розы», больше, чем те, которые можно найти в других типах церквей. Это позволяло им пропускать более ослепительный свет.

Интерьер Сент-Шапель, Париж (Фото: Жан-Кристоф БЕНУА (собственная работа) через Wikimedia Commons, CC BY 3.0)

Готические витражи также часто имеют узор , декоративный тип каменной опоры и детализированные сцены из библейских историй.

Фото: WikiImages

 

Стрельчатые арки

В большинстве готических церквей и соборов можно найти широкие арочные проходы, характерные для многих религиозных сооружений. Однако вместо широких закругленных арок, характерных для романских зданий, архитекторы, работающие в готическом стиле, адаптировали высокие тонкие остроконечные арки , встречающиеся в исламской архитектуре.

Фото: WikiImages

Этот силуэт подчеркивал высоту каждого собора, символически устремлялся к небу и вмещал своды аналогичной формы.

 

Реберные своды

Чтобы включить в свои проекты более высокие потолки и более высокие окна, готические архитекторы использовали новый метод структурной поддержки, называемый ребристым сводом . Ребристый свод предполагает использование пересекающихся бочкообразных сводов — арок, расположенных параллельно друг другу для поддержки закругленной крыши.

Фото: НакНакНак

В дополнение к более декоративной эстетике, чем традиционные цилиндрические своды, эти крестообразные конструкции обеспечивают повышенную поддержку небоскребов.

 

Контрфорсы

В дополнение к этим передовым методам сводчатых ворот готические архитекторы использовали еще один уникальный метод структурной поддержки: контрфорсы .

Эти выступающие каменные конструкции укрепляли здания, перераспределяя вес тяжелой крыши на более низкий, более прочный уровень.

Фото: Родни Бэмфорд

Контрфорсы обеспечивали целостность соборов, поэтому архитекторам не нужно было жертвовать тонкими стенами и большими окнами, характерными для готического стиля.

 

Декоративное украшение

Последней особенностью готической архитектуры является наличие богато украшенных декоративных элементов. К ним относятся украшенные колоннады и колонеты, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, вершины и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно служат водосточными трубами.

Фото: pixajopari

 

Известные здания, построенные в готическом стиле

готических здания можно найти в городах по всей Франции и по всей Европе. Известными достопримечательностями во Франции являются парижский собор Нотр-Дам, Шартрский собор, базилика Сен-Дени, Амьенский собор и Реймский собор.

 

Базилика Сен-Дени

Фото: Томас Клуэ через Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Эта средневековая церковь аббатства претерпела драматические преобразования, которые помогли определить готическую архитектуру. Под бдительным оком аббата Сугерия части церкви были перестроены в середине 12 века. Это включало западный фасад, где старое здание было снесено, чтобы освободить место для новой, инновационной архитектуры, в которой использовались передовые технологии.

Вертикальные контрфорсы разделили фасад, а большие оконные арки позволили создать богато украшенный скульптурный декор. Это был огромный отход от романских фасадов, и именно поэтому Сен-Дени известен как первое готическое здание.

 

Нотр-Дам де Пари

Фото: Питер Хаас из Викисклада (CC BY-SA 3.0)

Когда большинство людей думают о готической архитектуре, Нотр-Дам — это первая церковь, которая приходит на ум. От огромных окон-розеток до аркбутанов и горгулий — собор олицетворяет готический стиль во всей его красе. Строительство церкви началось в 1163 году, и на ее планы повлияла новая революционная архитектура Сен-Дени.

Он был в основном завершен к 1260 году после того, как были добавлены контрфорсы для поддержки веса крыши. Ремонт и реконструкция продолжались на протяжении всей истории церкви, которая является одним из самых посещаемых мест Парижа. Несчастный пожар 2019 года уничтожил шпиль и большую часть крыши. Реконструкция продолжается, сейчас здание находится под охраной. Чиновники пообещали, что здание будет полностью восстановлено к Олимпийским играм 2024 года в Париже.

 

Шартрский собор

Фото: guy_dugas

Из-за многочисленных пожаров, уничтоживших здание, Шартрский собор представляет собой интересное сочетание ранней и поздней готики. Например, на северном фасаде правый шпиль выполнен в более простом стиле ранней готики, который сильно контрастирует с левым шпилем, построенным в 16 веке. Этот шпиль был создан в ярком стиле с богато украшенным барным узором и дополнительной скульптурой. У Шартра на самом деле есть три фасада, которые заполнены сотнями скульптур, рассказывающих библейские повествования.

Собор был спасен как во время Французской революции, так и во время Второй мировой войны благодаря вмешательству горожан и американского полковника, который сопротивлялся приказу разрушить его.

 

Реймский собор

Фото: bodoklecksel (собственная работа) через Wikimedia Commons (GFDL или CC-BY-SA-3.0)

Прекрасный образец Высокой готики, текущая версия Реймского собора был построен, когда пожар уничтожил раннеготическое строение. На ее место пришла церковь, которая довела готику до предела. Западный фасад имеет невероятно глубокие порталы, позволяющие реализовать сложную скульптурную программу. Эта скульптура позволила бы неграмотным прихожанам визуально увидеть то, что они не могли прочитать. Над центральным порталом большое окно-розетка с тонким узором. Уровень над окном-розеткой отведен для галереи королей, состоящей из 56 статуй высотой 15 футов. Интерьер имеет инновационные ребристые своды из четырех частей, которые обеспечивают более однородный внешний вид при увеличении высоты.

Несмотря на то, что во время Французской революции Реймский собор почти не пострадал, он сильно пострадал во время Первой мировой войны после того, как немецкие оккупационные войска использовали его для размещения своих раненых солдат. Дорогостоящая реконструкция в 20 веке вернула ему былую славу.

 

Амьенский собор

Фото: Жан-Поль ГРАНДМОНТ через Wikimedia Commons (CC BY 3.0)

Построенный всего за 50 лет — относительно короткий срок для готической архитектуры — Амьенский собор — прекрасный образец Высокой готики. Он представляет собой вершину попытки достичь небес и является крупнейшим собором Франции. Для сравнения: внутри Амьена могли бы поместиться два Собора Парижской Богоматери.

Строительство началось в 1220 году после того, как пожар уничтожил более ранний романский собор. Церковь особенно известна качеством своей скульптуры на главном фасаде.

 

Готическая архитектура в Европе

Готический стиль не ограничивался только Францией. Этот тип богато украшенной архитектуры распространился по Европе, закрепившись в Италии, Германии, Испании и Англии. Хотя каждая страна придавала этому стилю свой собственный оттенок, International Gothic по-прежнему сохраняет основные элементы, найденные во Франции.

 

Миланский собор

Фото: Марко Нюрнбергер через Wikimedia Commons (CC BY 2.0)

Долгая история Миланского собора насчитывает почти 600 лет, строительство началось в 1386 году и закончилось в 1965. Это прекрасный пример того, как готическая архитектура трансформировалась за пределами Франции. Здание наиболее известно своим фасадом, на котором более 90 горгулий, 135 шпилей и около 3400 скульптур.

 

Вестминстерское аббатство

Фото: Jdforrester  с Wikimedia Commons (GFDL, CC-BY-SA-3.0 или CC BY 1.0)

Культовое лондонское Вестминстерское аббатство приняло свой нынешний вид под присмотром Генриха III. Он начал строительство в 1245 году и приказал построить церковь аббатства в англо-французском готическом стиле. Он включает в себя все классические готические черты, включая контрфорсы, ребристые своды, окна-розетки и стрельчатые арки.

Церковь, которая была домом для каждого английского и британского монарха с 1066 года, продолжает играть важную роль в британской культуре.

 

Собор Святого Стефана

Фото: Bwag (собственная работа) через Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Расположенный в Вене, Собор Святого Стефана представляет собой сочетание романского и готического стилей. Он имеет впечатляющий шпиль, возвышающийся над горизонтом, но наиболее известен своей красочной крышей. Покрытая 230 000 глазурованной черепицей крыша имеет зигзагообразный узор и мозаичное изображение двуглавого орла. В соборе также есть 22 колокола, 18 алтарей и массивная каменная кафедра, которая является прекрасным образцом готической скульптуры.

 

Севильский собор

Фото: Dubaduba~commonswiki  через Wikimedia Commons ( Лицензия на бесплатную документацию GNU)

Испания  Севильский собор  – не только самая большая готическая церковь в мире, но и самый большой собор в мире. Построенный в начале 16 века, он известен своими огромными размерами, богато украшенной ажурной каменной кладкой и использованием минарета бывшей мечети в качестве колокольни.

 

Наследие

Как прекрасные образцы старинной архитектуры, так и места отправления культа, многие готические соборы остаются популярными местами для туристов и паломников.

Фото: 3dman_eu

Кроме того, учитывая простор и завораживающую эстетику этих зданий, многие современные художники используют готические соборы в качестве площадок для своей работы, включая проекционное искусство, мультимедийные инсталляции и интерактивные световые шоу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *