Романтизм архитектура: Архитектура романтизма — Лабодина Валентина
Романтизм как направление в архитектуре • Architectural Idea
Романтизм в архитектуреРомантизм — архитектурный стиль, возникший в XIX веке и являющийся ярким примером эклектизма — характерного для романтизма смешения различных стилей, не только из настоящего, но и прошлого. При проектировании зданий в стиле романтизма, архитекторы обращались к богатому опыту Древней Греции и Рима, средневековой готики. Но особенно ярко выражались в романтизме особенности восточной архитектуры, к тому времени ещё недостаточно изученной. В романтизме не было строгих стандартов, аскетизма, характерных для архитектуры того времени. Его отличительной чертой стали свобода творческой мысли и разнообразие форм и силуэтов перенятое у восточной архитектуры.
Возникновение и развитие стиля
В XIX веке, благодаря развитию науки и прогресса, было создано множество новых технологий и материалов для строительства, что существенно повлияло на внешний облик всей тогдашней архитектуры. Резко подешевели сталь и чугун. Это позволило создавать большие и красивые сооружения, не затрачивая на это много средств.
На этот век и пришёлся расцвет романтизма. Усовершенствованные технологии позволяли создавать здания нового типа, более изящные и лёгкие, разнообразные по форме и размерам. На этих моментах архитектура европейская во многом перекликалась с архитектурой восточной.
Особенно популярен романтизм был в архитектуре садов и парков. Они создавались более элегантными, естественными, в них живое крепко сплеталось с неживым, образуя одно целое. В этом заключалась прелесть романтизма.
Такие парки назывались пейзажными и были довольно распространены в России, особенно в Санкт-Петербурге. Однако в настоящее время они больше известны под именем “английских”.
Эпохе романтизма свойственен высокий рост национального самосознания, который и наступил в XIX веке. В результате этого возникла новая, так называемая “национально-романтическая” ветвь в этом направлении. К привычным чертам романтизма примешивались элементы национальной культуры. Архитекторы, творившие в этом направлении, всё чаще обращались к истокам истории, заимствуя стиль и технологии из мира античности и средневековья.
Джозеф Пэкстон
Джозеф ПэкстонВ истории ландшафтного дизайна Джозеф Пэкстон выступает как великий революционер в сфере архитектуры, принёсший миру, можно сказать, новое видение прекрасного. А ведь он был простым садовником.
Родился Пэкстон в 1801 году в семье фермера и после окончания школы пошёл работать садовником. Начиналась его карьера с того, что он подстригал кусты в садах Королевского Садоводческого общества, находящихся в Чизвике. За относительно короткое время Джозефу удалось серьёзно подняться по карьерной лестнице, став партнёром герцога Девонширского, в имении которого и были спроектированы первые шедевры Пэкстона.
За свою жизнь Джозеф создал два фонтана, две оранжереи и несколько зданий и садов, однако многие его идеи так и остались на бумаге. Интеллигенция того времени была глубоко возмущена тем, что “садовник-недоучка” имеет право творить такие серьёзные сооружения, но его шедевры проникли в сердца и умы людей и остались там навсегда.
Заключение
Джозеф Пэкстон, ставший лицом романтизма и принёсший миру шедевры архитектуры, скончался в 1865 году, не успев реализовать свой проект “Викторианский путь”. Однако его влияние на развитие романтизма и архитектуру в целом и так было достаточно велико. Имя великого творца навсегда запечатлено в истории ландшафтной архитектуры, а шедевры до сих пор не покидают сердца людей.
Романтизм в архитектуреРомантизм в архитектуре
Романтический стиль в архитектуре дворца Шенборнов отражен в объединении нео-готики и национального стилей. с. Чинадиево в Закарпатье.
Романтический стиль в архитектуре исследователи связывают с изменением мировоззрения европейского человека, произошедшим после Французской революции. Старые идеалы, четко разделяющие общество по социальному признаку, рухнули. Последствия революции не вдохновляли людей, показав ошибки теоретиков эпохи Просвещения. Идеалистические воззрения больше не соответствовали реальной жизни. В этой ситуации общество стало искать истину в древности, в устоях Средних веков, восточных философиях, этносах, легендах и сказаниях. Романтизм в архитектуре означал переосмысление средневековых и античных стилей и их выражение в новых формах. В результате появились направления в зодчестве, получившие приставку «нео». Особенно популярным среди направлений романтического стиля в архитектуре стал стиль нео-готика, который реализовывали с использованием существующих технологий (например, широко использовались металлоконструкции). Ярким представителем романтизма в архитектуре стало здание Парламента в Лондоне (архитекторы Чарла Бэрри и Огастес Пьюджин. 1836-1865 гг.) Готический стиль, несмотря на то, что он возник во Франции в середине 12 в., в Англии считался национальным. Кроме того, неоготический романтизм, воплощенный в здании английского парламента, был связан с тем, что архитектор был новообращенным католиком и видел в готике отражение истиной веры. Именно поэтому на месте сгоревшего в 1834 г. здания было возведено сооружение в неоготическом стиле. После этого сооружения романтизм в архитектуре соборов, замков, особняков, театров и мостов распространился по всей Англии и в других странах: во Франции, Баварии, странах северной Европы, Австралии, Южной Африке, Америке, а также в России. Кроме того, в Англии развивался и стиль плотницкой готики, в котором строили преимущественно за городом церкви и жилые дома. В дальнейшем этот стиль распространился в страны-колонии.
Лондонский парламент построен в неоготическом стиле, он положил начало этому направлению романтизма в архитектуре.
Современное стремление застройщика воссоздать романтизм в архитектуре собственных домов обычно не основывается на политических, религиозных или философских идеях. Чаще всего те, кто хочет жить в доме, напоминающем, например, английские родовые замки 19 вв., реализовывает свои мечты, основанные на прочитанных книгах и кинофильмах. Романтика, окружающая сооружения в стиле нео-готика, порождает в нашем воображении ощущения присутствия в ином историческом периоде — это своего рода уход от непростой реальности. Несмотря на то, что романтический стиль в архитектуре 19 в. уже использовал новые технологии относительно истиной готики, если возводить таким же способом современные дома, то на подобное строительство ушло бы очень много времени и средств. Такого рода здания требовали основательных мощных фундаментов, скрупулезных расчетов и большое количество декора, сделанного вручную. Современные технологии позволяют возводить дома в романтическом стиле в десятки раз быстрее. Из материалов отделки выбирают плитки из натурального или искусственного камня, отделочного кирпича или изделия из полиуретана, сделанные и окрашенные под руст. При выборе отделки стоит обратить внимание на то, что покрытия из искусственных материалов намного легче натурального. Для покрытия кровли подойдет черепица, сланцевые плитки. Нео-готика славилась обильным лепным декором, который украшал кровлю, фасады, оконные и дверные проемы. В современном варианте романтизма в архитектуре дома можно использовать изделия из полиуретана. Благодаря пластичности материала и новым технологиям получают лепные изделия с высокой деталировкой. При помощи окраски можно имитировать практически любой натуральный камень, гипс, алебастр. Высокая прочность, влагоустойчивость создают условия для долгой службы такой лепнины без ремонта и реставрации. Легкость такого декора практически не утяжелит фасад и не усилит давление на фундамент. Для украшения дома в романтическом архитектурном стиле можно использовать изделия из каталога или заказать лепнину по индивидуальным эскизам, созданным по подобию известных произведений нео-готики, либо оригинальным, по собственным эскизам. Романтизм в архитектуре современных домов может выражаться в создании окон стрельчатой формы или в виде арки одиночной или многоярусной. Двери утапливаются в порталы из стрельчатых или полукруглых арок из традиционных или искусственных материалов. Желательно, чтобы к центральным дверям вела парадная лестница с резными перилами. Само здание может состоять из нескольких частей разного уровня с центральной башней с высоким шпилем и окружающими ее башенками разного размера. Балконы, выступающие эркеры, галереи, ассиметричные фасады, многоскатная кровля — все эти элементы передадут мотивы романтического стиля в архитектуре. Усилить впечатление можно при помощи кованых решеток на окнах, обитыми металлическими листами дверями, специфическому освещению, витражному стеклу в розетках над входом. Такие строения обычно имеют 3-4 наземных этажа. Подвальный этаж может использоваться для гаража или домашних мастерских.
Пример романтизма в архитектуре.
Романтический стиль в архитектуре в современном воплощении создает атмосферу сказки. Такой стиль подойдет людям творческим, тем, кто любит проводить время дома, приглашать гостей. Новые материалы помогут воплотить в жизнь практически любые задумки и дизайнерские идеи.
Автор текста: Марина Калабухова
Вызов романтизма: искусство и архитектура
Источники
Художники и экономическая конкуренция. В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков действовали социальные и экономические силы, которые в конечном итоге изменили условия, в которых художники работали и выражали себя. Появление рыночной экономики, ориентированной на потребителя, в сочетании с индустриализацией создало все более плюралистическое общество с новыми источниками богатства и ускоряющимся разделением труда. В это общество вошли новые потребители (все больше и больше женщин) с новыми вкусами и деньгами, которые можно было инвестировать в искусство, включая книги, музыкальные концерты, картины и здания. Среди художников, большинство из которых были мужчины, эти новые условия привели к росту специализация, усиление конкуренции за потребителей и большую свободу создавать оригинальные или уникальные произведения искусства. К концу восемнадцатого века европейские города, особенно Рим, Париж и Лондон, страдали от избытка художников, особенно живописцев. Художественные школы, такие как Британская Королевская академия, выпускали больше художников, чем рынок мог поглотить, и у многих из них было мало шансов найти работу.
Культ индивидуального гения. Хотя эти конкурентные условия оставили многих художников в затруднительном экономическом положении, они также заставили художников искать средства, чтобы выделиться среди других. Одним из способов выделиться среди других было изображать из себя изолированного, даже отчужденного, эксцентричного гения — роль, до сих пор распространенная среди художников. Идеология самовыражения служила потребности дифференцировать себя, и стремление наполнить содержанием индивидуальное воображение стало отличительной чертой романтизма. Это имело и другие последствия. Культ индивидуальной гениальности породил элитарность среди некоторых художников, которые считали, что
их работа должна быть отделена от грубого популяризма. Схожим образом это породило художников, таких как английский художник Джеймс Барри (1741–1806), который отвергал заказы на портреты от богатых потребителей, потому что он отказывался удовлетворять тщеславие недавно разбогатевших. Еще одним результатом этого индивидуализма было возникновение идеи свободы как личности, так и общества. Французская революция первоначально отстаивала эту идею, и многие романтики, в том числе художник Эжен Делакруа (179 г. 8–1863) в его «Свобода, ведущая народ » (1831 г.), выразили это в своем искусстве. Некоторые художники, такие как Уильям Блейк (1757–1827), преследовали личное видение вплоть до экономической неконкурентоспособности и, следовательно, до финансового краха. Часто художники-романтики — от французского художника Теодора Жерико (1791–1824) до немецкого музыканта Людвига ван Бетховен (1770–1827) — в своих произведениях охватили тему героического самопожертвования, понятие, которое соответствовало взгляду художника на собственную деятельность как на героическую борьбу, часто не оцененную обычным потребителем.
Настроение. Основа культа индивидуальной гениальности была заложена в XVIII веке новой психологией ощущений, или, как ее тогда называли, «чувственностью». Преимущество чувств и эмоций над разумом возникло в эпоху Просвещения точно так же, как и вера в рациональность. Оба, в конце концов, произошли от природы. К середине восемнадцатого века эта психология все больше проникала в новую публику, и многие художники стали ценить чувство более высоко, чем «холодный» разум, как признак истинного искусства. Во второй половине XVIII века «бунт против разума» стал еще одной отличительной чертой романтизма.
Живопись и бунт против разума. Немецкий художник Каспар Давид Фридрих (1774–1840) обозначил господствующие ценности романтизма — индивидуализм и сентиментальность, — когда кратко заявил, что «чувство художника — закон». Он запечатлел в своих пейзажных картинах реальность за пределами разума, безграничность и неизмеримое чувство бесконечности, заключенное в сцене, где господствуют тишина и тишина. В этой обстановке индивидуумы, если они вообще есть на картине, стоят изолированно и даже уязвимы, как у Фридриха 9.0011 Монах-капуцин у моря (1808–1809). Мир этой картины нельзя познать рационально; его смысл можно только почувствовать. Восстание против разума было зафиксировано и другими способами, например, в рисунках, гравюрах и картинах испанца Франсиско Гойи (1746–1828). Гойя по-прежнему питал надежду на человеческий прогресс, но он также видел демоническую иррациональную сторону человеческой природы, ярко выраженную им в « Уснувший разум» (1796–1798) и в серии офортов «Ужасы войны» 9. 0012 (1810–1813).
Живопись, национализм и национальное самосознание. Романтическое чувство бросило вызов просветительской рациональности. Точно так же просветительский универсализм, коренящийся в авторитете античности и стиле классицизма, столкнулся с национализмом, который также выражался в романтическом стиле. Такие писатели, как Иоганн Готфрид фон Гердер (1744–1803), отвергли вневременной авторитет древних и возразили, что культуры являются продуктом конкретной истории и выражают себя различными способами. Этот культурный плюрализм стал краеугольным камнем национализма, и художники приняли его. Культурно-исторический плюрализм Гердера позволял рассматривать культуры как организмы; то есть, как естественные живые существа, они проходят стадии юности, зрелости и распада. Считалось, что идентичность нации присуща ее артефактам и ее людям (или «народу»). Художники часто ухватывались за изображение руин как за способ передать национальное самосознание, унаследованное от прошлого, а иногда изображали его как тоску по утраченным жизненным силам, как в Горец-ветеран (1819) работы шотландского художника Дэвида Уилки (1785–1841).
Садовый дизайн и настроение. Новая психология ощущения нашла свое выражение и в ландшафтной архитектуре. В восемнадцатом веке радикально новый дизайн сада, выглядящий естественным, вытеснил геометрический и упорядоченный дизайн предыдущего века. В оба века «сады» были похожи на парки, занимавшие иногда сотни акров. Семь садов девятнадцатого века, такие как сады в королевском дворце Версаля или в Во-ле-Виконт во Франции, в следующем столетии высмеивались как надуманные и неестественные искусственные (и, таким образом, не связанные с первобытным порядком 9-го века).0003
природа). Новый «живописный сад» стал популярным. Живописные сады, которые впервые появились в Англии и поэтому стали называться «английскими» садами, были разбиты, чтобы создать у зрителя впечатление пейзажной живописи, отсюда и название живописный. Эти новые сады также были спроектированы таким образом, чтобы прогулка по парку была эмоциональным и, как говорили в то время, «сенсационным» опытом. Английский сад в Стоурхеде — прекрасный пример ландшафтного архитектурного дизайна в соответствии с этими принципами; когда кто-то двигался по парку, он сталкивался с удивительными перспективами, скрытыми от глаз, пока не достигал вершины холма, не выходил из рощицы или не сворачивал за поворот. Таким образом, наши чувства постоянно возбуждались неожиданными новыми пейзажами или «картинками», которые вызывали различные настроения. Такие садовые замыслы полностью соответствовали новой сенсационной психологии, которая считала, что естественная, человеческая реакция удивления усиливает деятельность души.
Возрождение готики и монументальная реставрация в архитектуре. В архитектуре не меньше, чем в живописи, воспринималась печать национальной идентичности, и — как и в живописи — архитектурный стиль XIX века противопоставлял универсализму классицизма партикуляристский национализм. Эта тенденция, связывающая здания со славой национального прошлого, проявляется в росте популярности готического стиля для новых зданий и в реставрации старых. Возрождение готики было наиболее заметно в Англии и Германии, странах, которые все больше воспринимали свой характер как уходящий корнями в германское или готическое (в отличие от римского и, следовательно, классического) прошлое. Новые здания, такие как здание парламента в Англии, строительство которых началось в 1840 году после пожара, были спроектированы как сознательное обращение к органичному и единому прошлому. Архитектор, ответственный за декоративные элементы и мебель в новых зданиях, А. В. Н. Пугин (1812–1852), задумал их как средство национального единства, с помощью которого страна, социальная и моральная ткань которой была разорвана индустриализацией, могла исцелить себя. . Реставрационное движение, вдохновленное готикой, наиболее отчетливо проявилось во Франции и связано с работами Эжена-Эммануэля Виоллетле-Дюка (1814–1879).). Разделяя распространенное убеждение, что душа нации воплощена в ее великих архитектурных памятниках прошлого, он приступил к восстановлению их первоначального великолепия. Его первым проектом была средневековая церковь Мадлен в Везеле, небольшом городке на вершине холма в Бургундии. Руководящим принципом его чрезвычайно влиятельного и широко читаемого десятитомника Dictionnaire raisonné de I’architecture françalse du Xle au XVIe siècle (Словарь французской архитектуры с одиннадцатого по шестнадцатый век, 1854-1868) был готический стиль. Как он писал в своем словаре, он видел в готической архитектуре совершенную «структурную систему, в которой каждый элемент способствовал динамическому равновесию целого и в которой материал был сведен к смелому, но разумному минимуму».
Барри Бергдолл, Европейская архитектура, 1750-1890 (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2000).
Мэтью Кнске, Арф в Европе, 1700-1830: История изобразительного искусства в эпоху беспрецедентного экономического роста городов (Оксфорд: Oxford University Press, 1997).
Арнольд Хаузер, Социальная история искусства, том 2 (Нью-Йорк: Кнопф, 1952).
Франсуа Лойе, Архитектура индустриальной эпохи, 1789-1914 гг., в переводе Р.Ф.М.Декстера (Женева: Skira, 1983).
Робин Миддлтон и Дэвид Уоткин, Архитектура неоклассицизма и девятнадцатого века (Нью-Йорк: Абрамс, 1981).
Фриц Новотны, Живопись и скульптура в Европе, 1780–1880 (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1978).
Роберт Розенблюм, Искусство девятнадцатого века (Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall/New York: Abrams, 1984).
Уильям Воан, Романтическое искусство Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1978).
Топ-8 известных романтических зданий
Романтизм был преобладающим направлением в искусстве первой половины 19-го века. Он возник в Европе как ответ на промышленную революцию и эпоху Просвещения.
Рациональность была заменена акцентом на индивидуальности и человеческих эмоциях. Движение оказало глубокое влияние на культуру западного мира и отразилось в изобразительном искусстве, музыке и литературе.
Романтическая архитектура, призванная возродить стили прошлого как реакция на Неоклассическая архитектура , возникшая в 18 веке. Средневековая архитектура была романтизирована, и это привело к готическому стилю возрождения.
В этой статье мы более подробно рассмотрим некоторые из самых известных романтических зданий года, построек, построенных в эпоху романтизма 19 века.
1. Замок Нойшванштайн
2. Сакре-Кер
3. Дворец Гарнье
4. Кёльнский собор
5. Дворец Пена
6. Замок Болдт
7. Амо де ла Рейн
8. Королевский павильон в Брайтоне
1. Замок Нойшванштайн
Замок Нойшванштайн можно смело назвать воплощением знаменитых романтических зданий. Величественно построенный на вершине холма в Южной Баварии, Германия, он выходит на равнины к северу от горного хребта Альп.
Замок был построен по заказу короля Баварии Людвига II и посвящен его кумиру, немецкому композитору Рихарду Вагнеру. Его архитектурный дизайн особенно живописен, что делает его одним из самых знаменитых замка Европы .
Замок Нойшванштайн / Softeis / Wiki Commons2. Сакре-Кер
Сакре-Кер официально известен как «Базилика Святого Сердца Парижа». Расположенная на вершине холма Монмартр , это одна из самых удивительных церквей , которые вы когда-либо встречали, и одно из самых поразительных зданий в Париже .
Потребовалось время, чтобы построить это великолепное сооружение, так как оно было завершено между 1875 и 19 годами.14. Он включает в себя сочетание романского и византийского архитектурных стилей и всемирно известен своими удлиненными белыми куполами , возвышающимися над Ла Вилль Люмьер.
3. Дворец Гарнье
Дворец Гарнье — одно из самых роскошных зданий, когда-либо построенных. Этот удивительный оперный театр выполнен в самых разных архитектурных стилях и был построен между 1861 и 1875 годами, чтобы служить главным залом Парижской оперы.
Архитектор здания Шарль Гарнье (1825-1898), в честь которого названо здание, называл свой архитектурный стиль «стилем Наполеона III». Это была отсылка к человеку, который его заказал. В интерьере доминирует Парадная лестница, шедевр эпохи романтизма.
Парадная лестница / Isogood / Wiki Commons4. Кельнский собор
Кельнский собор — удивительное сооружение по нескольким причинам. Его строительство началось еще в 1248 году, но так и не было завершено до заключительного этапа, который пришелся на эпоху романтизма между 1842 и 1880 годами.0003
В этот период были найдены первоначальные планы средневекового готического собора , что активизировало планы по окончательному завершению строительства. Это шло рука об руку с повышенным романтическим интересом к средневековью, что привело к появлению элементов готического возрождения, которые мы можем видеть сегодня.
Вид с воздуха на Кельнский собор / Dronepicr / Wiki Commons5.
Дворец ПенаДворец Пена — одна из самых известных достопримечательностей Португалии, так как красочное сооружение возвышается над пейзажем к западу от Лиссабона. Он был построен на вершине холма недалеко от города Синтра, расположенного в горах Синтры.
Это еще одно эклектичное здание, поскольку оно включает в себя самые разные архитектурные стили. К ним относятся неоготический, неомануэлинский, неоисламский и неоренессансный стили. Он считается одним из самых заметных выражений романтической архитектуры в Европе.
Дворец Пена / Сергей Пестерев / Wiki Commons6. Замок Болдт
Замок Болдт является одним из самых известных образцов романтической архитектуры в Соединенных Штатах. Это знаковое сооружение расположено на острове Харт на реке Святого Лаврентия в городе Александрия в штате Нью-Йорк. Это часть архипелага Тысяча островов.
Здание было построено по заказу Джорджа Болдта, управляющего всемирно известным отелем Waldorf-Astoria в Нью-Йорке , и завершено между 1900 и 1904 годами. «Замки» и здания эпохи Возрождения построены во Франции.
Замок Больдт / Г. Ламар / Wiki Commons7. Hameau de la Reine
Hameau de la Reine переводится как «Гамлет королевы» и был одним из первых выражений романтической архитектуры в Европе. Он был построен по заказу королевы Марии-Антуанетты в 1783 году и расположен в огромном владении 9-го века.0093 Версальский дворец недалеко от Парижа.
Он был построен как убежище для королевы и ее ближайших соратников и был попыткой воссоздать сельскую жизнь вдали от роскошной атмосферы самого дворца. В нем была настоящая ферма, производившая молоко и масло, хотя она была задумана как безумие для самой королевы.
Часть Hameau de la Reine / Zairon / Wiki Commons8. Королевский павильон в Брайтоне
Королевский павильон также упоминается как «Брайтонский павильон» и представляет собой бывшую королевскую резиденцию, расположенную в городе Брайтон. Этот морской курорт расположен на южном побережье Англии, а это означает, что павильон был построен как убежище на берегу моря для человека, который его заказал, Георга IV (1762-1830).