Русская архитектура живопись в конце 18 века начала 19: Русская живопись конца XVIII – первой трети XIX века
Русская живопись XVIII-XIX веков. — Реферат Рефератович
Реферат по учебной дисциплине «Культурология»
на тему: «Русская живопись XVIII – XIX веков».
План
1. Введение.
2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.
3. Живопись в России в XIX веке.
4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Введение.
Русское искусство XVIII – XIX веков – период взлёта русского искусства, на который повлияли реформы Петра Великого. Русская живопись этих столетий приобретает самостоятельность; время ученичества у Европы – это уже пройденный этап. Во второй половине восемнадцатого столетия наступает небывалый расцвет национального искусства. Открытие Академии художеств, рождение крупнейших и оригинальных портретистов, утверждение светскости, – всё это выводит державу на новый культурный уровень.
В XIX веке, уже давно завоевавшего репутацию «золотого века», слава самобытности русского искусства выходит за пределы своего государства. Эволюция живописи интенсивно продвигается вперёд. Оставив позади академизм, искусство проходит через период романтизма, проявляя себя в нём исключительно только с лучшей стороны. Далее наступает период критического реализма, породившего крупнейшую плеяду художников самого широкого дарования. Кроме художников-передвижников появляются другие разнообразные течения.
Активно развиваются жанры: портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры. Тематика художественных произведений варьируется от остро-выраженной социальности до глубокого психологизма и освещению вопросов, связанных с общечеловеческими проблемами. Завершается этот период утверждением индивидуальности в искусстве. В целом, живопись XIX века характеризуется как искусство народное, гуманистическое, стремящееся к демократизму.
2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.
В XVIII веке в русской живописи происходит множество перемен. Начинает приобретать всё большее значение гравюра, в технике которой запечатлевались события из истории, эпизоды дворянской и царской жизни, крупнейшие придворные инициативы. Самым крупным и талантливым гравёром петровского времени был А.Ф. Зубов (1682 – 1744), который своё образование получал у мастеров Оружейной палаты. На тот период она являлась центром культуры и искусства страны. Произведением, наиболее прославившим Зубова-гравёра, является огромная, располагающаяся на восьми листах, панорама Петербурга, на которой изображены дворцы, парки, Нева и другие сооружения, стоящие на её берегах. Кроме того, А.Ф. Зубов в гравёрной технике изобразил городские развлечения и исторические события.
Эволюционировал и портретный жанр. В его развитии отразились коренные переломы в стране, иное восприятие важности личности, а также роли человека в общественных деяниях. Творчество художников-портретистов, выявило и запечатлело лучшие черты деятелей эпохи Петра Великого. Под этими чертами принято понимать твёрдость характера, целеустремлённость, интеллектуальную одарённость и активность. Самыми выдающимися портретистами XVIII века стали выходцы из народа: И.И. Никитин (1690 – 1741) и А. М. Матвеев (1701 – 1789).
Важнейшим созданием зрелого этапа деятельности И.И. Никитина явился портрет Петра I (1721, Русский музей). На этом полотне образ императора чужд ложному пафосу, в нём ощущается непреклонная воля, мудрая решительность в осуществлении преобразований, очевидная способность осуществлять свою политику силой. Живописный язык этого художника отличается лаконичностью и выдержанностью: чёткая композиция, отсутствие второстепенных деталей, сосредоточенное внимание автора на лице и личности своей модели.
Русский музей является обладателем и других портретов кисти Никитина, подтверждающих его дар портретиста: «Напольный гетман» (1720) и «Пётр I на смертном одре» (1725). Последняя работа демонстрирует умение её автора уловить психологию своего героя, передать личностные качества, т.е. те характерные признаки, которые потом станут ведущими в жанре русского портрета в его реалистическом воплощении последующих эпох.
А.М. Матвеев разделяет славу ведущего портретиста восемнадцатого столетия наравне с И. Н. Никитиным. Матвеев являлся также руководителем «живописной команды» Канцелярии строений. Он лично участвовал в работах по росписям храмов, дворцов и всевозможных парковых павильонов. Благодаря тому, что Матвеев являлся одним из авторов этих многочисленных росписей, все эти мероприятия становились знаменательным явлением.
В XVIII веке сформировалась тенденция к усилению социального значения дворянства, что привело к формированию придворного искусства в стиле модных западноевропейских течений, относящихся к позднему барокко. Дарование и умение живописцев реализовывалось в основном для внешнего, декоративного оформления городских объектов.
В середине столетия формируется иное направление, основанием для которого оказывается всеобщий национальный подъём. На трон взошла Елизавета Петровна (1709 – 1752), чьё влияние на умы подданных было существенным. В эти годы улучшаются условия для формирования русской художественной школы, во главе которой стоял М.В. Ломоносов (1711 – 1756), разработавший технику изготовления мозаики, создал совместно с учениками несколько мозаичных картин, что было неожиданным и необычным явлением для русского искусства.
В официальной академической живописи рассматриваемого периода оформляются следующие жанры: монументально-декоративный, исторический, портрет и театрально-декорационное искусство. В Академии художеств рос интерес к историческим полотнам на темы российского прошлого. В этой сфере выделяется имя А.П. Лосенко (1737 – 1773), написавшего значительные исторические картины.
А.П. Антропов (1716 – 1795), И.П. Аргунов (1727 – 1802) – представители реалистического направления. Интересно, что XVIII век второй половины с его подъёмом, расцветом и бурной энергией неодолимо тянуло к юности. Если у Антропова мы встречаем замечательные портреты старух, то у Ф.М. Рокотова, Д.Г. Левицкого (1735 – 1822), В.Л. Боровиковского (1757 – 1825) их очень мало. Это обстоятельство – примета времени.
Далее русский лирический портрет становится всё лиричнее и глубже, это хорошо прослеживается в творчестве Рокотова (1735 – 1808), художника, который с трудом поддаётся определениям, общие дефиниции и рассуждения о нём идут зачастую по касательной к нему, не задевая его.
Вторая половина столетия – заложение основ жанра пейзажа, который зарождается вместо утвердившихся ранее гравюр – как панорамных, так декоративно-видовых. Жанр пейзаж в русской живописи основал С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – автор великолепных видов Петергофа и Гатчины в романтическом исполнении.
Итак, русское искусство данного периода – это трансформация форм средневековья в светские культуру и искусство, которые теперь оно базируется на нормах и ценностях реализма, который сформировался в Европе после эпохи Ренессанса. Все сложившиеся условия подходят для активного развития всех упомянутых жанров. Но этот процесс «обмирщения» искусства совершался не стихийно, а под контролем религиозных регламентаций. Важно, что уже в начале XVIII века искусство России влилось в процесс всеобщего культурно-художественного прогресса. В нём русское искусство встало на ту позицию, которая была логична и справедлива для искусства великой русской нации. Свою роль сыграл и многонациональный характер России, благодаря которому и формировались различные национальные школы.
3. Живопись в России в XIX веке.
В начале XIX века в Россию приходит романтизм, охвативший все сферы искусства и культуры, в том числе, и живопись. Развитие переживает станковая живопись, претерпевающая интерес к героическому прошлому своего народа, что обуславливает главную тему в этом жанре – тему героическую, раскрывающую воинскую доблесть, славу, патриотизм; несущую гуманистический и свободолюбивый пафос.
Романтизм оказал своё воздействие на творчество В.А. Тропинина (1776 – 1857) – крепостного художника, получившего свободу в сорок семь лет. Его лучшие работы 20-х гг. – «Гитарист», «Кружевница», «Мальчик с дудкой». Поздним работам мастера свойственна уравновешенность композиции, простота и естественность.
Продвижение романтизма, а затем и реализма подрывным образом действовала на идейные основы академической живописи, которые всё более устаревали и конфликтовали с действительными проблемами и социальными задачами искусства.
Гениальным художником-классицистом был К.П. Брюллов (1799 – 1852), который своей живописью привнёс в искусство новаторские веяния, окрашенные романтизмом. Исторические полотна Брюллова несли на себе печать трагизма, но этот признак был отличительным для русского романтизма, составлял его национальную специфику. Бесспорный шедевр Брюллова – «Последний день Помпеи». На этой картине зрители увидели идеализированный образ народа, и в этом Брюллов был первопроходцем. Как портретист, Брюллов показал себя большим реалистом, способным отобразить психологические оттенки своих моделей.
А.А. Иванов (1806 – 1858) относится к числу тех художников, создавших базу национальной культуры. Своим творчеством Иванов подытожил достижения эпохи, которая уже заканчивалась и которая раскрыла величайшие перспективы на будущее. Делом жизни художника явилась картина «Явление Христа народу». В ней отобразились самые животрепещущие проблемы русской жизни – от идеи освобождения народа от крепостничества до его социального пробуждения. Искания Иванова – это пути развития и русской и даже мировой живописи.
По содержанию и народному характеру творчества А.Г. Венецианов (1780 – 1847) примыкал к художникам пушкинской поры. Вне стен академического искусства он отобразил жизнь и быт русской деревни, создал галерею правдивых крестьянских образов. Школа реалистической живописи Венецианова – знаменательное явление художественной жизни России.
В творчестве родоначальника критического реализма в живописи А.П. Федотова (1815 – 1852) по существу завершилась эволюция изобразительного искусства России первой половины века. Визитной карточкой Федотова явилась картина «Сватовство майора», в которой осуждается коммерческий подход к личности человека, его жизни.
Созданию подобных полотен способствовала историческая ситуация. Это время было началом царствования Александра II. Тогда и возникло особое направление, которое можно назвать как реально-национальное, получившее активное развитие. Для этого было несколько предпосылок, таких как небывалый подъём общественного сознания, а так же пришедшая внезапно свобода в искусство. Руководство Академии более не подавляло художников. Изменилась и сама организации художественного образования. Теперь, вместо учеников И.И. Бецкого, которые боялись свободы и самовыражения, в Академии собралась активная молодёжь со всей России. Они хорошо знали жизнь народа, у них был высокий уровень национального самосознания. К тому же их не страшила свобода и творческая реализация, даже если она шла вразрез с устоявшимися традициями.
Таким образом, рост и всё увеличившаяся перспектива художественного осознания воссоздаётся через возникновение большого количества художественных сообществ; заведений, где учили живописи и рисованию. Характерно для этого времени открытие музеев и частных галерей, причём не только в Москве и Санкт-Петербурге. Особой приметой времени оказывается введение в школах уроков рисования.
Итак, все эти факторы приводят к блестящим результатам. В России появляется целая плеяда талантливых и оригинальных художников, выросших на национальной почве. Так и русской искусство делается национальным. Его главным отличием от искусства предшествующего периода является воплощение в живописи всех социальных проблем и нравственных язв общества.
Наиболее это очевидно в области бытового жанра. Когда проходит первая когорта художников-жанристов, творивших в 50-х годах XIX века и творивших скорее в сатирико-юмористическом ключе, возникает вторая плеяда. Это происходит уже в следующем десятилетии – в 60-х годах. Это художники-жанристы, работающие в другом направлении – социально-тенденциозном. Теперь художники желали не только изображать, но и направлять, обучать, изобличать.
Своеобразие русской культуры XIX века таится в исторических особенностях этой эпохи. В социально-экономической жизни страны уже во второй четверти столетия всё отчётливее обозначался кризис феодально-крепостнической системы тогдашней России, «быстро развивались буржуазные отношения, углублялась социальная дифференциация населения, шёл процесс формирования новых демократических течений и направлений общественной мысли».
На культурную жизнь России в первые десятилетия XIX века огромное влияние оказали Отечественная война 1812 года и движение декабристов. Освободительная война с французами явилась важным этапом развития русского национального самосознания, вызвала мощный патриотический подъём по всей стране, о чём уже говорилось выше. Так формировалась новая русская культура, подарившая миру такие имена как Иванов, Венецианов, «Товарищество художников-передвижников»: И.Н. Крамской (1837 – 1887), И.Е. Репин (1844 – 1930), В.И. Суриков (1848 – 1916), В.Г. Перов (1833 – 1882), Н.Н. Ге (1831 – 1894), В.Д. Поленов (1844 – 1927), Саврасов (1830 – 1897), И.И. Шишкин (1832 – 1898), В.М. Васнецов (1848 – 1926), А.И. Куинджи (1842 – 1910), И.И. Левитан (1860 – 1900) и др.
Наследие художников-передвижников – это величайший прорыв в отечественном и мировом искусстве. Каждый из них в меру своего самобытного таланта внёс неоценимый вклад в культуру, став событием мирового значения.
Передвижничество явилось одним из немногих существовавших до сих пор способов приблизить искусство к народу. Именно это направление становится ведущим во второй половине столетия. К концу века искусство передвижников отказывается от чётко выраженной социальности, переключается на общечеловеческие проблемы. В 30-е годы выдвигается деятельность объединения «Мир искусства», в которое входят А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский и др. «Мирискуссники» отвергают и академизм и передвижничество. Их творческим девизом становится воплощение индивидуального начала в творчестве.
Таковы разнообразные процессы, проходящие в искусстве XVIII – XIX веков, благодаря которым российское искусство обрело свою неповторимость, яркость и гениальность.
4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.
В величайшее событие для русской культуры превратилось возникновение двух крупнейших музеев – Эрмитажа и Русского музея. Первый их них был основан в 1764 году, второй – в 1898 году.
Эрмитаж вырос в крупнейший музей мира из личной коллекции Екатерины Второй. В 1764 году императрицей было приобретено более двухсот полотен, принадлежащих кисти художников Голландии и Фламандии. Приобретённые картины нашли своё место в отдельной части императорского дворца. Этим расположенным отдалённо апартаментом было дано название «Эрмитаж» (слово французского происхождения), что в переводе и значило «место уединения».
Прошло пять лет, прежде чем Екатерина Вторая приобрела новые полотна. Они были закуплены в Дрездене. Коллекция отличалась высокой художественной ценностью. Среди прочих, в неё входили картины великих мастеров – Б.Ф.П.Э. Беллотто (1721 – 1780) и Тициана (1477 – 1576). Далее, в 1772 году, императрица пополнила свою коллекцию уникальными работами, которые в дальнейшем явились визитной карточкой того Эрмитажа, который сегодня известен всем. Новая коллекция включала в себя картины Рембрандта (1606 – 1669), К. Лоррена (1600 – 1682), Рафаэля (1483 – 1520), Н. Пуссена (1594 – 1665), П.П. Рубенса (1577 – 1640), Тициана (1477 – 1576), А. Ватто (1684 – 1721), А. Ван-Дейка (1599 – 1641).
Уже на этот момент собрание Екатерины можно было смело причислять к уникальным, но она, тем не менее, продолжала его пополнять. Бесценные шедевры Ван-Дейка и Рембрандта появляются в коллекции императрицы в 1779 году. Более того, она обращает своё внимание не только на живопись, но и графику, в результате чего её собрание обогащается графическими работами в количестве не менее пятисот экземпляров. Это же касается и скульптуры. Благодаря Екатерине можно увидеть в Эрмитаже образцы античной скульптуры и даже такого титана, как Микеланджело (1475 – 1564).
Смерть Екатерины Второй не приостановила расширение собрания. Эпохи последующих правителей – Александра I, Николая I приносят новые, не менее ценные экземпляры в эту коллекцию. Решением Николая I музей становится публичным (1852). После 1917 года Эрмитах, подобно другим учреждениям культуры, переходит к государству. Пополнение собрания происходит за счёт конфискованных частных коллекций. В ХХ веке Эрмитаж получает в своё владение полотна В. Ван Гога (1853 – 1890) и импрессионистские шедевры.
Советская эпоха принесла не только увеличение коллекций, но и существенные утраты. Так, Бриллиантовая комната стала собственностью Алмазного Фонда. Немалое количество экземпляров старинной живописи отправилось в другие музеи. Великая Отечественная война, блокада Ленинграда так же не способствовало расцвету музея. Вынужденная эвакуация всех коллекций за Урал, устройство в самом здании музея бомбоубежища – всё это было тяжёлым испытанием. Проведённая после войны реставрация явилась для Эрмитажа открытием второго дыхания. Возвращённые экспонаты заняли свои места в музее. Большая часть коллекция осталась неповреждённой.
Итак, 50-е годы становятся для музея временем обновления и расширения фондов. В 1957 году открывается для экскурсантов третий этаж Зимнего дворца. Сегодня экспозиции Эрмитажа – это собрание колоссальных коллекций, охватывающей практически все эпохи: от каменного века до всего наилучших творений современности. Аналогов коллекциям Эрмитажа в мире больше не существует.
Основание Государственного Русского музея произошло в 1895 году. Доступным для посетителей он стал в 1898 году. Костяком его коллекции сделались живописные и скульптурные произведения русских авторов. Обеспечение музея происходило за счёт фондов Эрмитажа, Академии художеств, а также частных собраний. На начальный период формирования Русского музея его собрание характеризовалось как частичное: не были представлены произведения многих заслуживающих того художников, отсутствовали целые периоды истории искусства России.
Подобно Эрмитажу, после революции 1917 года в Русском музее также произошли изменения. Происходит возрастание коллекций в существенные разы. Сотрудники распределили коллекции по историко-монографическому принципу с соблюдением хронологии, принадлежности к эпохе, школе и направлениям. Теперь Русский музей имеет отделы: древнерусской живописи, искусства, относящегося к XVIII и XIX вв.; отдел искусства советского времени; отдел современного искусства.
В ХХ веке Русский музей окончательно утвердился в статусе одного из самых грандиозных собраний национальных шедевров. Сотни тысяч экспонатов содержатся в его стенах. По картинам, представленным в музее, можно изучать всю историю отечественного искусства в полном объёме.
Музей является обладателем одной из наилучших коллекций отечественной гравюры и скульптуры, а также впечатляющим собранием образцов народного и декоративного творчества. По своему строению он занимает целый комплекс зданий, центральным из которых является Михайловский дворец. Он построен по проекту крупнейшего архитектор XIX века К.И. Росси (1775 – 1849). В Михайловском дворце и корпусе, к нему примыкающему, расположена коллекция дореволюционного искусства.
В 1916 году был достроен новый корпус по проекту Л.Н. Бенуа (1856 – 1928), архитектором которого был С.О. Овсянников (1880 – 1937). Второй этаж этого корпуса будет в дальнейшем отдан для живописных экспонатов, относящихся к периоду второй половины XIX – начала ХХ века, в то время как первый этаж посвящён искусству советскому. Оба корпуса – Михайловский дворец и корпус Бенуа связаны специальным переходом, позволяющий посетителям осматривать экспозиции с максимальным удобством.
Оба музея – Эрмитаж и Государственный Русский музей – относятся к достоянию Россию, активно функционируют и принимают в год не менее полутора миллионов человек.
5. Заключение.
Искусство первой половины XVIII века отразило в себе созидательный характер реформ Петра I, новые представления о ценности человека, победы русского оружия. Со второй половины столетия художественная культура России выходит на ведущее место Европы, благодаря масштабному вкладу в общую сокровищницу и совершенству художественных решений. В области живописи эти решения воплотили идеи высокого нравственного предназначения человека. В портретном жанре реалистическое изображение человека нашло одно из самых выдающихся воплощений.
История русской культуры XIX века является национальным духовным богатством. Живопись, подобно всей художественной культуре, запечатлело в себе народную память о великих свершениях, произошедших в России. Примечательно, что и творческая интеллигенция, и граждане страны к началу ХХ века мыслили совсем иначе, чем россияне 50 – 60-х гг. , что и отразилось в живописи данного периода.
6. Список литературы.
1. Варшавский С.П., Рест Б.И. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа /С.П. Варшавский, Б.И. Рест. – Л.: Искусство, 1939. – 252 с.
2. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.
3. История русского искусства: В 2-х томах. – М.: Белый город, 2007. – 889 с.
4. История русского искусства. В 2-х т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. М.Г. Неклюдовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 634 с.
5. Русский музей. Проспект. Составитель и автор текста А.И. Кий. – Л.: Лениздат, 1982. – 28 с.
6. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций/Д.В. Сарабьянов. — М.: Изд-во МГУ. 1989. – 337 с.
новые стили и жанры, Академия художеств и первые картинные галереи.
Публикации раздела Музеи
После реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура. Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами», иностранцы стали работать при дворе. Новые стили и жанры, Академия художеств и первые картинные галереи — вспоминаем, как развивалась русская живопись в XVIII веке.
Европейские пенсионеры и иностранные учителя
Иван Никитин. Портрет Петра I. 1720-ые гг. Русский музей, Санкт-Петербург
Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 г. Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор. 1750 г. Русский музей, Санкт-Петербург
При Петре I людей разных профессий отправляли учиться за границу, в том числе и художников. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет.
За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Они знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии. На манере их письма отражались популярные в Европе стили: маньеризм, барокко, рококо, классицизм. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Так, до середины XVIII века даже на полотнах в стиле вычурных барокко и рококо были заметны элементы аскетичной парсуны.
В творчестве одного художника часто проявлялись черты разных стилей. Происходило это оттого, что в Европе русские мастера знакомились сразу и с барочными мотивами, и с зарождающимся сентиментализмом.
Пока русские живописцы учились за рубежом, ко двору приглашали иностранных художников. Они писали полотна на заказ и набирали учеников «на местах». Одними из первых прибыли в Россию в начале XVIII века француз Луи Каравак и немец Иоганн Готфрид Таннауэр. Во времена Елизаветы важную роль в искусстве сыграли братья Гроот и итальянец Пьетро Ротари. Для обозначения работ иностранных художников в России XVIII века даже появился специальный термин — россика.
Новые жанры. От портрета — к городскому пейзажу
Неизвестный художник. Парсуна с изображением Евдокии Лопухиной, XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.
Теплов Григорий. Натюрморт. 1737 г. Государственный Эрмитаж, Санкт -Петербург
Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794 г. Третьяковская галерея, Москва
Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Новый жанр был связан с парсунной живописью, которая получила распространение в XVII столетии. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей.
Читайте также:
- Самые дорогие картины русских художников
- Любовь в картинах русских художников
- «Весь смысл картины — в шляпе»
С 1740-х годов стал более популярным скромный камерный портрет. Известными портретистами были Алексей Антропов и Иван Аргунов. Аргунов стал одним из первых крепостных художников, добившихся славы живописца и сумевших основать художественную династию. Его двоюродный брат и оба сына стали архитекторами и художниками.
В XVIII веке развивался не только портретный жанр. Григорий Теплов написал первый натюрморт. Антон Лосенко создал первую картину в историческом жанре. Его начинания продолжили ученики — Петр Соколов, Григорий Угрюмов и Иван Пучинов. Бытовая живопись стала заметным явлением благодаря творчеству бывшего крепостного Михаила Шибанова. Полотна о жизни русских крестьян писал Иван Ерменёв. Он был сыном конюха, окончил Академию художеств, учился в Париже. Кисти Ерменева принадлежала целая серия «Нищие».
Еще одним новшеством для XVIII века стало изображение природы и романтики города. Основоположником пейзажного жанра считается Семен Щедрин, а городского пейзажа — живописец Федор Алексеев.
Академия художеств и первые картинные галереи
Федор Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763 г. Третьяковская галерея, Москва
Владимир Боровиковский. Портрет Елены Александровны Нарышкиной 1799 г. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777 г. Третьяковская галерея, Москва
В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Работа художника становилась профессией. В эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Она была создана по примеру школ, уже существовавших в Болонье, Милане, Париже, Берлине и Вене. Изначально в Академии преподавали лишь иностранцы, поэтому воспитанникам приходилось учить языки своих наставников. Первыми выпускниками учебного заведения стали Федор Рокотов, Антон Лосенко, Василий Баженов, Иван Старов.
При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. И совершенно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. Иностранных мастеров приглашали ко двору, картины скупали через российских дипломатов за рубежом. Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Именно на ее основе к концу века был сформирован один из богатейших фондов живописи в мире — будущий Эрмитаж.
Теги:
ПейзажРомантизмПортретыИнтересные фактыЖивописьПубликации раздела Музеи
Ещё
Ходаковский Е. В. Деревянное церковное зодчество Русского Севера конца XVIII века – Актуальные проблемы истории и теории искусства
Ходаковский, Евгений Васильевич. Деревянное церковное зодчество Русского Севера конца XVIII века
Пожалуйста, используйте этот идентификатор для ссылки на этот элемент: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-27
Название | Деревянное церковное зодчество Русского Севера конца XVIII века | ||||||||
Автор | Ходаковский Евгений Васильевич | электронная почта | Е. Ходаковский@spbu.ru | ||||||
Об авторе | Ходаковский Евгений Валентинович — кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой истории отечественного искусства. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, 199034, Санкт-Петербург, Российская Федерация. | ||||||||
В разделе | Русское искусство XVIII–XIX веков | DOI | 10.18688/aa200-2-27 | ||||||
год | 2020 | Том | 10 | Страницы | 306–314 | ||||
Тип артикула | руб. | Индекс УДК | 72. 035, 726.03, 726.54 | Индекс ББК | 85.113 (2) | ||||
Аннотация | В статье представлена панорама деревянного церковного зодчества Русского Севера в царствование Павла I. На многочисленных примерах исследование доказывает, что в конце XVIII века не было предпосылок для кризисных явлений в этой наиболее традиционной сфере архитектурное сооружение. На рубеже 18‑19века русское деревянное зодчество сохранило приверженность прежней традиции. За короткое царствование Павла I в источниках зафиксировано значительное количество строительных работ различного характера. За четыре летних строительных сезона 1797–1800 гг. были построены десятки новых церквей и колоколен, проведены ремонты и реконструкции старых построек, а некоторые из них перенесены. Исследование показывает, что прежние традиционные строительные обычаи деревянного домостроения на Севере еще сохранялись при Павле I. | ||||||||
Ключевые слова |
| ||||||||
Ссылка | Ходаковский, Евгений В. Деревянное церковное зодчество Русского Севера конца XVIII века. Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сборник статей. Том. 10. Под ред. А.В. Захарова, С.В. Мальцева, Е.Ю. Станюкович-Денисова. — МГУ им. М.В. Ломоносова / СПб: НП-Принт, 2020. С. 306–314. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-27 | ||||||||
Полная текстовая версия статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Библиография |
|
10 причин, по которым Архитекторы должны посетить Россию — RTF
Россия является географически самой большой страной в мире, составляя примерно одну седьмую часть всей суши . Он простирается на 11 часовых поясов и имеет в значительной степени изменчивый климат. Большие просторы России делают ее богато разнообразной в своей культуре, истории, искусстве и архитектуре. Именно это разнообразие и некоторые уникальные особенности интригуют умы путешественников, что делает Россию увлекательным туристическим направлением. Искусство в России варьируется от традиционного балета до изделий из дерева, от византийской архитектуры до округлых луковичных куполов и сказочных дворцов.
The Russian Skyline – смесь древней и современной архитектуры_by bre.acРоссийский горизонт_by tvp.infoМосковское барокко, архитектура эпохи Возрождения и импрессионистское искусство делают Россию творческой столицей для художников и архитекторов, желающих испытать и поэкспериментировать со старым и новые формы в этой вневременной стране. Таким образом, у нас есть 10 причин, по которым Архитекторы должны посетить прекрасную страну Россию:
1. Золотое кольцо РоссииЗолотое кольцо России — популярный туристический маршрут, а точнее, архитектурный маршрут круга городов, лежащих к северу и востоку от Москвы, удаленных друг от друга примерно на час. Города относятся к пяти областям, в Золотое кольцо входят Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир и несколько малых городов.
Эти средневековые города и города, образующие Золотое кольцо, представляют собой искусную русскую архитектуру с 12 по 18 века. Эти живописные средневековые города сохранились в первозданном виде, демонстрируя аутентичную русскую атмосферу средневековья.
Золотое кольцо России от 100igras.ruВладимир , российская столица XII века может похвастаться двумя объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО . Суздаль известен своими старинными церквями и деревянными домами. Новгородский Кремль (известный как Детинец) — шедевр средневековой архитектуры Новгорода. В нем также находится старейший дворец России (1433 год) — Грановитая палата . Он служил главным залом собраний русских архиепископов.
Это также старейшая русская колокольня (середина 15 века), и старейшая русская часовая башня . В этом туре любители искусства и архитектуры познакомятся с духовной историей Православной церкви и древними декоративно-прикладными искусствами.
Русские Православные Соборы Ростовского Кремля, Золотое Кольцо, Россия, es.rbth.com Ярославль, Россия, Золотое Кольцо, rs.rbth. comСв. Собор Василия Блаженного_by pic2.meГорицкий монастырь, Золотое кольцо Россия_by picuki.comПреображенский (Спасо-Преображенский) монастырь, златоглавая Спасо-Преображенская церковь украшена фресками XVI века_by guidesearcher.comТрадиционная деревянная церковь в Суздале, Золотое кольцо Россия_by cutewallpaper.orgСобор Рождества Христова в Суздале, Золотое кольцо Russia_by en.rusunion.comВладимир, Golden Ring Russia_by singleplanet.com 2. Византийская архитектураВизантийская архитектура — это стиль Константинополя (ныне Стамбул) после 330 г. н.э. Он включал элементов римского храма и симметричный центральный план с базиликой, квадратной центральной массой с круглым куполом и четырьмя равными рукавами, выходящими к центральной массе, что делало ее крестообразной. Круглый купол на квадратном основании опирается на одну из двух техник — скручивание или подвеску 9.0160 .
Другие особенности византийской архитектуры включают мраморные инкрустации и мраморные колонны, мозаики на сводах, золотые кессонные потолки и мозаичные тротуары.
Византийская архитектура России – результат движения, связанного как с древнерусскими, так и с византийскими культурными связями. Русский стиль, поэтому вобрала в себя элементы обоих стилей. Примером такой архитектуры в России является Храм Христа Спасителя в Москве.
Храм Христа Спасителя в Москве_by inyourpocket.comХрам Христа Спасителя в Москве Interiors_by orthochristian.comХрам Христа Спасителя в Москве круглый купол на площади центральной массы_by Reddit.com 3. Архитектура в стиле барокко и в европейском стилеНаиболее характерной чертой стиля барокко был сложный орнамент . По мере того, как стиль барокко распространялся по Европе, он достиг России в конце 17 века. Стиль барокко в России возник в виде новаторства в конструкциях, обилия украшений и использования красок.
Церковь Перекрестка в Филях с традиционной планировкой греческого креста и арками в качестве декоративных элементов построена в 169 г.4. Меншикова башня – церковь, также имеющая традиционную крестовую планировку с входами на четырех концах креста. Использование цвета и обилие белого камня усиливают украшения фасада.
Меншиковский дворец (Санкт-Петербург, 1710 г.) строился как резиденция губернатора – фасады кажутся ритмичными за счет использования окон и орнаментированных колонн.
Церковь Перекрестка в Филях_lonelyplanet.comМеньшиковская башня в Санкт-Петербурге_by en.wikipedia.orgМеншиковский дворец в Санкт-Петербурге_by Saint-petersburg.comПейзаж Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге_by Saint-petersburg.com 4. Архитектура коммунизма и советского монументального стиляЭтот стиль архитектуры преобладал в советский период (1917-1991 гг.). В этом архитектурном стиле правительство построило массивные сооружения, которые были символом власти государства и вечным обещанием коммунизма .
Самые монументальные и примечательные сооружения в этом стиле были построены во времена правления Сталина и до сих пор возвышаются над горизонтом Москвы. Некоторые примеры включают Московский государственный университет (1949-1953) и Дворец культуры в Варшаве (1952-1955) — оба по проекту Льва Руднева.
the Moscow State University_by schindler.comThe Moscow State University_by britannica.comДворец культуры в Варшаве_by reddit.comДворец культуры в Варшаве_by flickr.com 5. Московский метрополитен, архитектуры и машиностроения России. Построенное примерно в 1930-е годы, в сталинскую эпоху, метро расположено по адресу 9.0159 метро и имеет некоторые из самых сложных станций метро , которые можно найти на маршруте. Он соединяет центр города с промышленными и жилыми районами России.
Московский метрополитен также известен под названием — Народный дворец. Искусство станции включает в себя барельефы, фризы, мраморные и бронзовые статуи, цветные стеклянные окна и мозаики в византийском стиле. В России много невероятных станций метро, но Комсомольская в Москве — это что-то из ряда вон выходящее, и ее нельзя пропустить.
Станция метро «Комсомольская» в Москве_by pinterest.comСтанция метро «Комсомольская» в Москве_by rbth.comМосковский метрополитен_by youtube. comМосковский метрополитен_by remotegaijin.comМосковский метрополитен_by cnn.comМосковский метрополитен_by rail-technology.com 6. Художественные русские музеиТам в России очень много музеев. Они показывают значение древнего искусства, архитектуры и культуры в ценностях народа России – каждый артефакт, произведение искусства, исторические свидетельства и т. д. бережно сохраняются и выставляются на всеобщее обозрение.
Немногие из музеев, которые помогают познакомиться с Россией, это – Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей Фаберже (Санкт-Петербург), Государственный Русский музей (Москва), Музей Пушкина (Москва), Гараж Музей (Москва), Музей космонавтики (Москва), Московский музей современного искусства и Музей Кремля (Москва).
Русский музей_by russkiymir.comИнтерьеры Русского музея_by 56thparallel.comИнтерьеры Русского музея_by 56thparallel.com 7. Красная площадьСлавная Красная площадь в Москве, пожалуй, самая известная в мире . Здесь находятся самые легендарные здания столицы. Кремль с его красным кирпичом, красочный и уникальный собор Василия Блаженного с луковичными куполами и мавзолей Ленина захватывают дух. Красная площадь является самым узнаваемым символом России в мире и внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Все основные автомагистрали России и основные улицы Москвы восходят к брусчатке Красной площади. Укрепленный комплекс Кремля включает в себя пять дворцов, четыре собора и символические кремлевские башни из красного кирпича. Казанский Кремль является исторической цитаделью и содержит мечеть Кольсариф (16 век).
Кулсариф — самая большая мечеть в России и Европе. Сегодня он служит Музеем Ислама . Обстановка собора Василия Блаженного такова, что кажется, будто попадаешь на съемочную площадку.
Славная Красная площадь Москвы_by bautrip.comКрасная площадь Москвы_by rbth.com 8. Архитектура русского возрожденияПослевоенное время привело к многочисленным движениям экспрессионистов и минималистов в искусстве. Слияние этих движений и последующих стилей вместе известны как архитектурный стиль русского возрождения . Принципы этих движений были применены к архитектуре 20 века.
Этот стиль возник благодаря возрождению интереса художников к национальной архитектуре, интерпретации и стилизации русского наследия. Хотя архитекторы эпохи Возрождения не воспроизводили напрямую архитектуру древнерусского наследия, они сочетали некоторые ее элементы с современным стилем XIX века.
Некоторые примеры: Храм Спаса-на-Крови и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, Государственный исторический музей в Москве, Михайловский собор в Ижевске и др.
Храм Спаса-на-Крови в центре Санкт-Петербурга_by meetrussia.onlineСобор святых Петра и Павла в Петергофе, Санкт-Петербург_by inyourpocket.comСобор святых Петра и Павла в Петергофе, Санкт-Петербург_отholeinthedonut.comГосударственный исторический музей_от отделов.вашингтон.eduГосударственный исторический музей интерьеры_от inyourpocket.com комСт. Михайловский собор в Ижевске_от everypixel.comСв. Михайловский собор в Ижевске_от destimap.com 9. Искусство импрессионистов в РоссииПериод импрессионизма (1930-1980-е) внес важный вклад в эволюцию искусства России. Когда коммунизм закончился, а российская экономика открылась, освободительное движение и Содружество Независимых Государств открыли новых арен и возможностей для процветания и открытого самовыражения произведений искусства.
Импрессионисты изображали простых людей и прославляли их жизнь, надежды, мечты и переживания. Этот стиль искусства был глубоко сосредоточен на земле и ее людях, а не следовал западным художественным инновациям. Импрессионистское искусство должно было обогатить жизнь всех людей.
Музей русского импрессионизма на заводе «Большевик», где представлены все работы импрессионистов. Музей, спроектированный John McAslan + Partners и архитектором Авестой, облицован перфорированным металлическим листом, напоминающим о промышленном прошлом объекта, и представляет собой круглый объем с радиальными выставочными площадями и другими функциональными зонами.