Аалто алвар органическая архитектура: Аалто, Алвар — Википедия – Алвар Аалто: биография и лучшие работы архитектора

Стиль архитектуры Алвара Аалто |

Выдающийся представитель функционализма в архитектуре, финский архитектор Хуго Алвар Хенрик Аалто по-новому применил принципы функционализма и выработал свой особый архитектурный стиль. Алвар Аалто заложил в качестве ведущего принципа проектирования своих сооружений органичное единство постройки и окружающей природы. Он использовал условия местности, подчиняя формы здания особенностям ландшафта.

Аалто говорил: «Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.»

Строгость линий и пространственных композиций соединилась в его постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Одним из таких образных акцентов стал волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки. Волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, с годами превратилась в характерную примету фирменного стиля Аалто.


Рис. 1.Алвар Аалто.

Другими приметами стали:

  • свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости;
  • постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом.

При этом Аалто пришел к важному выводу, что каждому строительному материалу присуща своя определенная область применения.

Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой сдержанный европейский аналог творчества Фрэнка Ллойда Райта. Первичные замыслы мастера, пронизанные внутренним романтизмом, рождались часто не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций.

Для нас основной интерес представляют спроектированные Аалто загородные виллы, самой знаменитой из которых является Mairea (Нормарку, 1938-1939). В проекте Mairea ярко проявляется талант Аалто в использовании единства естественных материалов, в том числе и в интерьере: потолок большой гостиной подшит сосновыми рейками, колонна из стальной трубы отделана берестой. Гостиная (как и у Райта) разделена на отдельные, независимые друг от друга части различного назначения.


Рис. 2. Вилла Mairea. Общий вид.


Рис. 3. Вилла Mairea. Интерьер гостиной.


Рис. 4. Вилла Mairea. План 1-го этажа.


Рис. 5. Вилла Mairea. План 2-го этажа.

Архитектурные интересы Алвара Аалто охватывали широкий спектр от регионального планирования, до планировки церквей, общественных зданий и жилых домов для одной семьи.

Алвар Аалто являлся пионером в области исследования возможностей использования слоистой древесины в архитектурных и мебельных конструкциях.

Алвар Аалто и кирпич: 5 зданий финского архитектора

Архитектор и дизайнер Алвар Аалто мастерски работал с кирпичом и создавал из него образцы человечной архитектуры. Небольшой уютный дом или вилла для коллекционеров искусства, кампус университета или экспериментальный проект в глуши для самого себя — главное здесь красота и комфорт.

Дом Аалто в Хельсинки (1936)

Если дом, построенный великим архитектором, это интересно, то дом, построенный великим архитектором для самого себя, интересен вдвойне. Этот проект — пример «человечной» архитектуры, образец модернизма и метафора финской природы. Благодаря натуральным отделочным материалам дом гармонично «встроен» в ландшафт. Большие окна и открытые террасы пускают внутрь много солнечного света, свежего воздуха и зелени. При этом предусмотрена отличная теплоизоляция, чтобы комфортно жить здесь круглый год.

Вилла Майреа (1939)

Особняк для коллекционеров искусства во многом похож на собственный дом Аалто — тот же беленый кирпич, отделка деревянными рейками и зелень на стенах дома. Но есть одно существенное отличие: разная высота колон и многоуровневость плоских архитектурных объемов напоминает знаменитый «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта. Обе работы построены примерно в одно и то же время, и обе долгое время считались шедеврами органической архитектуры, пиком модернистской мысли. Если отойти от глобального вклада проекта, «Вилла Майреа» остается очень скандинавским домом с характерным L-образным планом, цветовой палитрой и выбором материалов.

Кампус университета MIT в Массачусетсе (1948)

Одно из любимых сочетаний архитектора — красный кирпич и стекло. Алвар Аалто как раз преподавал в MIT, когда ему предложили создать проект кампуса. Здание получило узнаваемые плавные формы, повторяющие форму реки, и плотные ряды окон, чтобы у всех студентов был вид на водные пейзажи.

Экспериментальный дом в Мууратсало (1952)

Еще один дом, который Алвар Аалто спроектировал для себя. Это летняя резиденция построена из более чем 50 видов кирпича, выложенных самыми разными кладками. Кажется, что кто-то долгие годы бесконечно достраивал дом из подвернувшихся под руку материалов. В действительности — дом возведен по канонам органической архитектуры и неуловимо растворяется в деревьях и видах холодного финского озера.

Университет Алвара Аалто в Эспоо (1974)

Хельсинкский политехнический институт был альма-матер архитектора, для него он создал новый кампус, а спустя годы сразу три высшие школы объединились здесь в одну, названную именем Аалто. В 2015 году здания отреставрировали, существенно переделав внутренние помещения. Из открытых пространств они превратились в обособленные аудитории, более подходящие для занятий многочисленных групп студентов.

Музыка в камне: Алваро Аалто. Часть III

  • Литература
    • Весь мир — театр Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Слова, слова, слова… Слова, слова, слова… Слова, слова, слова… Слова, слова, слова…
  • Общество
  • На сцене
  • На экране
  • Архитектура
  • Вебинары
  • Беседка
  • Вход

Литературное обозрение

  • Литература
    • Весь мир — театр Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Слова, слова, слова… Слова, слова, слова… Слова, слова, слова… Слова, слова, слова…
  • Общество
  • На сцене

ААЛТО, АЛВАР | Энциклопедия Кругосвет

ААЛТО, АЛВАР (Aalto, Alvar) (1898–1976), финский архитектор, представитель функционализма, близкого органической архитектуре.

Родился в Куортане (центральная Финляндия) 3 февраля 1898 в семье инженера-геодезиста. Занятия в Политехническом институте Хельсинки были в 1918 прерваны войной за независимость страны (или «финской гражданской войной»), в которой Аалто принял активное участие на стороне «белофиннов». Получив диплом архитектора (1921), работал в Ювяскюля и Турку. Переехав в 1933 в Хельсинки, организовал свою собственную фирму «Артек» (1935). В 1924 женился на Айно Марсио, тоже архитекторе по профессии, которая была его постоянным соавтором вплоть до своей кончины в 1949.

Элегантная чистота его функционалистской манеры четко определилась в зданиях редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927–1929), туберкулезного санатория в Паймио (1928–1933) и городской библиотеки в Вийпури (ныне Выборг; 1930–1935). Аалто ввел в зодчество Финляндии авангардный стиль, утвердившийся на фоне господствовавших здесь до сих пор модерна и классицизма (последнему он отдал дань в ранних своих вещах). Строгость линий и пространственных композиций соединилась в этих трех этапных постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Одним из таких образных акцентов стал волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки; волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, с годами превратилась в характерную примету «фирменного стиля» Аалто. Другими приметами стали свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости, и постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами типа дерева, камня и кирпича. Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой европейский (и более сдержанный) аналог творчеству Ф.Л.Райта. Знаменательно, что и первичные замыслы мастера, пронизанные внутренним романтизмом, рождались не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций.

Упрочил свою репутацию, спроектировав финские павильоны для всемирных выставок в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939–1940). Получив звание профессора Массачусетского технологического института (Кембридж, США), в 1940–1947 работал в основном в США. Среди его послевоенных чрезвычайно многочисленных построек выделяются Общественный центр в Сяюнатсало (1950–1952), Педагогический институт в Ювяскюля (1952–1957), комплекс Политехнического института в Отаниеми (1954–1969) и дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967–1971). Строил также в США, ФРГ, Франции, Италии, Иране и других странах. Проявил себя и как замечательный, экологически чуткий градостроитель: особенно при возведении целлюлозного комбината в Суниле и прилегающего рабочего поселка (1936–1939; 2-я очередь 1951–1954). Радикально модернизировал облик церковного здания, пространственно раскрыв его к природе (церковь в Вуоксенниске, 1956–1958; и др.). По-своему архетипическими для скандинавского образа жизни стали спроектированные им загородные виллы (вилла «Майреа» в Нормарку, 1938–1939; и др.). Аалто (начиная с работ по меблировке санатория в Паймио) стоял и у истоков современного финского дизайна.

Занимал посты президента Союза финских архитекторов (1943–1958) и президента Академии Финляндии (1963–1968).

Умер Аалто в Хельсинки 11 мая 1976. Спроектированный Аалто Художественный музей в Ювяскюле (выстроенный в 1973) позднее был посвящен памяти зодчего.

См. также АРХИТЕКТУРА.

 Mary Ann Sullivan, www.bluffton.edu~sullivan     КАМПУС МАССАЧУСЕТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (Кембридж, США) © DeA Picture Library/S. Spini     АЛВАР ААЛТО. Церковь. Риола, Италия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *