Архитектура 18 19 века в россии – больница имени Пирогова, Александровский институт, Лефортовский госпиталь и другие.

Содержание

Архитектура России XVIII – XIX в.: стили, имена, примеры.

 

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург («крепость Святого Петра»). 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай. Петропавловский собор в стиле барокко!

По проекту французского архитектора Жана Батиста Александра Леблона

(1679—1719) Васильевский остров предполагалось сделать центром будущего города. Однако вопреки планам быстрее заселялись не острова, а левый берег Невы, так называемая Адмиралтейская сторона. Само Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады — всё необходимое для строительства кораблей) было основано в 1704 г. Стиль ампир.

Во времена Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл стиль барокко. Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич.

В 1754—1762 гг. Растрелли возвёл новый Зимний дворец. Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более лёгкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба. Стиль барокко.

Растрелли работал и в окрестностях Петербурга. Им был построен и расширен Большой дворец в Петергофе (1747—1752 гг.), а также Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (1752—1757 гг.) — загородной резиденции Елизаветы. Оба фасада этого дворца (один обращен к регулярному парку, а другой — к обширному двору) щедро украшены объёмными архитектурными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяжённость здания длиной триста шесть метров. Возможно, образцом для Растрелли послужил королевский дворец в Версале. Тоже барокко.

Великолепные церкви и соборы Растрелли соединяют традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко. Центральная часть ансамбля

Смольного монастыря — грандиозный собор Воскресения (1748—1757 гг.) — играет важную роль в облике Петербурга. Он виден издали с обоих берегов Невы. Здание, подобно древнерусским храмам, увенчано пятиглавием с луковичными куполами.

 

Русское искусство во второй половине XVIII в. развивалось уже параллельно европейскому, в котором к тому времени утвердился новый стиль — неоклассицизм. Но поскольку в отличие от стран Западной Европы Россия обратилась к культурному наследию античности и эпохи Возрождения впервые, русский неоклассицизм XVIII в. обычно называют просто классицизмом.

Один из первых образцов этого стиля — огромное здание Академии художеств, возводившееся на протяжении почти четверти века (1763— 1788 гг.). Авторами проекта были вице-президент, а позднее ректор академии Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) и француз Жан Батист Мишель

Валлен-Деламот (1729—1800), работавший в России с 1759 по 1775 г. Чистота классицистических пропорций, одноцветный фасад, на котором игра цветов заменена игрой светотени, существенно отличали это сооружение от построек барокко. Уникально оно и среди других сооружений русского классицизма с их цветными — зелёными или жёлтыми — стенами и белыми колоннами. План здания академии строго симметричен, составлен из простейших геометрических фигур: корпуса постройки образуют квадрат, а огромный внутренний двор — круг. Простота и чёткость планов стала характерной особенностью классицистической архитектуры.

Совмещал в своём творчестве разные стили и Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен (1730 или 1732— 1801). По его проектам в псевдоготическом стиле были выстроены на подъезде к Петербургу Чесменский дворец (1774—1777 гг.) и Чесменская церковь(1777—1780 гг.), названные так в честь победы русского флота над турками в 1770 г. в бухте Чесма. Похожий на массивную средневековую крепость с башнями, треугольный в плане дворец словно врос в землю. Тонкие белые колонки на красных стенах церкви

напоминают конструкции готических соборов. Несколькими годами позже, в 1783— 1784 гг., Фельтен выполнил классицистический проект решётки Летнего сада — признанный шедевр петербургской архитектуры.

Шотландец Чарлз Камерон (40-е гг. XVIII в. — 1812) — представитель классицизма Он был страстным поклонником античности и творчества Андреа Палладио. Участвуя в перестройке Екатерининского дворца в Царском Селе, Камерон в 1783—1786 гг. создал новый ансамбль, который оказал на русскую архитектуру конца XVIII — начала XIX в. огромное влияние. Это так называемая «Камеронова галерея», окружённая колоннадой. С одной стороны галереи расположена лестница, ведущая к пруду, а с другой — висячий сад и павильон «Агатовых комнат» (1780—1785 гг.). Попав сюда прямо из дворца, посетитель не сразу понимает, что он находится на верхнем уровне постройки. Лишь спустившись вниз по лестнице или по пристроенному позже, в 1793 г., специальному пандусу (наклонной площадке), он может увидеть суровое, сложенное из неотёсанного камня здание «Холодных бань» (купален), служащее фундаментом лёгких и воздушных «Агатовых комнат».

В 1782—1786 гг. Камерон построил в Павловске резиденцию великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Фёдоровны — дворец, некоторые его интерьеры и несколько изящных парковых павильонов.

 

Особенностью художественного творчества в пер. пол. 19 в. была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

Господствующим направлением в русском искусстве начала 19в. оставался, как и ранее классицизм (симметрия в формах, четкие прямые линии, отсутствие пышного декора, простота и спокойствие). Его вершиной в начале 19 века являлся стиль

Ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий. Важным элементом ампира были скульптуры, украшавшие здания.

1.Начало 19 в. было временем быстрой застройки столиц: Москвы и Петербурга.

Центром классической архитектуры стал Петербург — северная столица Российской империи.

Одной из главных достопримечательностей Петербурга стало здание Адмиралтейства, созданное по указу Петра I и реконструированное архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым. Архитектор разработал и привел архитектурный комплекс к единому внешнему оформлению: арки, колоннада, портики, башня с золотой адмиралтейской иглой.

2. В 1799 г. по указу Павла I , был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин. Строительство Казанского собора затянулось на целых 10 лет. Собор вытянулся вдоль Невского проспекта, но удален от него. Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в 4 ряда. Вход выполнен в виде шестиколонного портика с треугольным фронтоном. Над портиком возвышается купол, в перекрытии которого Воронихин впервые в России использовал чугун и железо. Позже в композицию площади был включен памятник М. И. Кутузову скульптора Орловского.

3. После Отечественной войны 1812 развертываются большие строительные работы в Москве. Активное участие в них принимает Осип Иванович Бове. По его проекту была проведена реконструкция кварталов вокруг Кремля и восстановлено после пожара здание Большого театра. Здание выполнено в стиле ампир. Фасад с колоннадой портика обращен к площади. Известными творениями Бове являются Александровский сад и Триумфальная арка в Москве в честь победы России над Наполеоном.

С классической архитектурой Москвы прочно связано творчество Матвея Федоровича Казакова.

За 50 лет своей деятельности он значительно изменил облик древней столицы.

К величайшим творениям Казакова принадлежат здание Московского университета, Голицинская больница.

В начале XIX в. господствующим стилем стал ампир — поздняя стадия неоклассицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Здание подчинялось городскому ансамблю — улице, площади или набережной, и, следовательно, укрупнялись архитектурные формы. Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру. Некоторые архитекторы пытались осваивать мотивы древнерусского зодчества.

 

Карл Иванович Росси был сыном итальянской балерины, приехавшей в 80-е гг. XVIII в. в Россию. Он обучался в мастерской Винченцо Бренны, любимого зодчего Павла I. В 1802 г., вместе с получившим отставку Бренной, он совершил поездку за границу.

Одновременно Росси начал заниматься ещё одним императорским заказом — перестройкой здании, стоящих на Дворцовой площади, для нужд государственных учреждений. Напротив пышного Зимнего дворца Росси возвёл два монументальных симметричных строения — Министерство финансов и Министерство иностранных дел, расположив линию их фасадов по дуге. В высшей точке этой дуги, подчёркивая парадный выход на площадь, он поставил арку Главного штаба, которая соединила корпуса министерств в единую композицию (1819—1829 гг.). Могучие колонны стоят на рустованном цоколе; на светлом фоне стены выделяются круглая скульптура и рельефы, отлитые из чугуна. Скульптурное убранство посвящено Отечественной войне 1812 г. На пьедесталах лежат воинские доспехи, они же украшают стены. Воины сторожат въезд под арку, над ними летят Славы с лавровыми венками в руках, и, наконец, над карнизом на фоне неба триумфально движется колесница крылатой богини Победы.

Ансамбль Дворцовой площади был завершён в 1834 г., когда в центре её возвели по проекту архитектора Огюста де Монферрана Александровскую колонну в честь победы в войне 1812 г. Это самая высокая триумфальная колонна в мире, её высота сорок семь с половиной метров.

В конце 20-х гг. Карл Росси выиграл конкурс на перестройку старого здания Сената и тем самым — на завершение всего архитектурного ансамбля Сенатской площади. Росси перестроил одну из сторон площади. Напротив Адмиралтейства он расположил симметричную композицию из двух одинаковых зданий — Сената и Синода (1829— 1834 гг.), которые соединяет арка, устроенная над Галерной улицей. Сенатская площадь приобрела парадный вид и единый стиль благодаря тому, что разные зодчие использовали общие архитектурные приёмы классицизма.

Первая российская биржа — госу­дарственное учреждение, где совер­шались всевозможные торговые и финансовые сделки, — была заве­дена Петром I в Санкт-Петербурге в начале XVIII в. В те времена сдел­ки заключались прямо на торговой площади у стрелки Васильевского острова.

В 1800 г. проект достройки Бир­жи заказали архитектору из Швей­царии Жану Франсуа Тома де Томону (1760—1813). Он закончил Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже и некоторое время обучался в Риме. Его прекло­нение перед античностью и стрем­ление создавать гармоничные город­ские ансамбли воплотились в проекте Биржи.

Проект создавался четыре года, с 1805 по 1810 г. шло строительст­во. И вот над рекой выросло вели­чественное здание. Оно стоит в глу­бине площади на высоком цоколе, окружённое сорока четырьмя ко­лоннами. В торцевых стенах над колоннадой прорезаны огромные окна, подчёркивающие монумен­тальность постройки.

Если взглянуть на Петербург сверху, станет понятной основная идея архитектора: стрелка Василь­евского острова находится в цент­ре столицы, и ансамбль города, раскинувшийся вокруг Невы, требо­вал в этом месте яркого и запоми­нающегося здания.

Особую роль в архитектурном решении Биржи играет скульптура, напоминая о назначении соору­жения. На главном (восточном) фасаде навстречу течению реки возносит руку бог морей Нептун, приветствуя и усмиряя её. Он мчит­ся на колеснице, запряжённой мор­скими конями. Стихия воды пред­ставлена скульптурными образами двух российских рек — Невы и Вол­хова. На противоположном фасаде величаво сидит женщина в ан­тичных одеждах — это аллегория Навигации. Она беседует с богом торговли Меркурием. Создатели этих скульптурных композиций остались неизвестными.

Тома де Томон полностью пре­образовал весь участок стрелки Ва­сильевского острова. Перед Биржей разбита полукруглая площадь, граница которой проходит по восточ­ной оконечности острова. Площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и огромными ка­менными шарами, застывшими у самой воды. Композицию заверша­ют две кирпично-красные колонны, расположенные между дугой пара­пета и фасадом Биржи. Стволы колонн украшены скульптурными изображениями носовых частей ко­раблей — рострами. У подножия сидят невозмутимые и мудрые бо­ги рек — Волги, Днепра, Невы и Волхова. Вся скульптура выполнена из камня и подчинена общему за­мыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и рат­ных делах. Колонны, первоначально выполнявшие роль маяков (на их вершинах в треножниках зажигали огонь, указывая путь кораблям), связывают здание и площадь в еди­ный ансамбль.

Здание Биржи — самая значи­тельная постройка Тома де Томона в России и первое сооружение в стиле ампир в Петербурге.

 

 

 

 



Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 3282;


Похожие статьи:

Классицизм в архитектуре России

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания — на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова — сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.

Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков — яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм — здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе — не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

Таврический дворец.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги — представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

— Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

— Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.

Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.

Смольный институт.

— В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

— Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

— Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Большой Гатчинский дворец.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

Камероновая галерея.

Другая работа Камерона — Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

автор: Марина Калабухова

Архитектура 18 века в России [Российской империи]

Основная статья: Культура России в 18 веке

Содержание (план)

Архитектура при Петре I (до 1725 года)

см. Русское искусство начала 18 века#Русская архитектура начала 18 века

Архитектура середины 18 века (1725-1762)

В середине 18 века в архитектуре наибольшее воплощение нашло барокко. Высший расцвет русского и европейско­го барокко связан с творчеством архитекто­ра Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).

Зданиям, построенным в этом стиле, присущи необычайная пышность и нарядность. Стены дворцов и храмов богато украшены причудливой лепниной, скульптурами, колоннами, которые ничего не поддержи­вают. В архитектуре практически отсут­ствуют горизонтальные линии. Идеал ба­рокко — плавно изогнутая кривая. Линия фасада динамична: выступы зданий то и дело сменяются углублениями. Неповто­римую прелесть барочным постройкам придавала многоцветная окраска: позоло­той сияли завершения колонн и скульпту­ра, а белоснежные колонны чётко выделя­лись на голубой, бирюзовой, жёлтой или розовой поверхности стен.

Особой пышностью отличались ин­терьеры барочных дворцов. Стены залов обтягивались шёлковой тканью, украша­лись зеркалами, резной позолоченной лепниной. Полы отделывали паркетом со сложным рисунком. Потолки расписыва­лись искусными живописцами. Хрусталь­ные люстры, изысканные дверные руч­ки, замысловатые камины, часы, вазы, роскошная мебель дополняли все это ве­ликолепие. Дворцовые помещения вы­страивались в длинный ряд проходных комнат и залов так, чтобы дверные про­ёмы были расположены по одной оси. Подобная планировка отвечала теме па­радных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых «вы­ходах монарха», но и во всех ритуалах, даже танцах.

Архитектура при Екатерине II (вторая половина XVIII века)

Градостроительство

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градо­строительная программа. Строились новые и перестраивались ста­рые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались посе­ления. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.

В 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она должна была не только заниматься гра­достроительными проблемами двух российских столиц, но и разраба­тывать генеральные планы губернских и уездных городов. К 1775 г. Комиссия о каменном строении утвердила планы 216 городов. Сле­дует отметить, что, перестраивая старые города, архитекторы старались сохранить памятники древнерусского зодчества: храмы, ко­локольни, крепостные сооружения.

Во второй половине XVIII в. значительно возросло количество общественных (нежилых) сооружений, возводимых в городах. Строятся здания для учреждений городского самоуправления (го­родские думы, дворянские собрания и т. д.), больницы, школы, го­стиные дворы, общественные бани, складские помещения. В круп­ных городах, помимо дворцов и особняков, появляются первые до­ходные дома, в которых квартиры сдаются в наем.

Классицизм

Изменяется архитектурный стиль: на смену пышному барокко приходит классицизм. «Благородная простота и спокойное вели­чие» — так характеризуют новый стиль, утвердившийся в России в конце XVIII столетия. В нем преобладают прямые горизонталь­ные и вертикальные линии. Все части зданий симметричны, про­порциональны, уравновешены. Колонны не только служат украше­нием, но и имеют конструктивное предназначение — поддержива­ют перекрытия. Крыши делаются пологими. Фасады зданий архитекторы предпочитают окрашивать в сдержанные цвета — жёл­тый, кофейный, серый, палевый… Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Представители в Санкт-Петербурге

Крупнейшими зодчими классицизма в Петербурге являлись Жан-Батист Валлен-Деламот (Академия художеств, Гостиный двор на Невском проспекте), Иван Егорович Старое (Троицкий со­бор Александро-Невской лавры, Таврический дворец), Чарльз Камерон (Павловский дворец, Камеронова галерея Царского Села), Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, Ассигнационный банк), Николай Александрович Львов (Петербургский почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, церковь «Кулич и Пасха»).

Н. А. Львов (1751 — 1803) был известен не только как талантливый ар­хитектор, но и как выдающийся учёный, писатель, график, музыковед. Он создал первый художественный салон (кружок), в который входили вы­дающиеся литераторы, композиторы, художники. Львова почитали гени­ем вкуса.

Представители в Москве

В Москве творили Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799) (дом Пашкова, дворцовый комплекс Царицыно) и Матвей Федорович Казаков (1738-1812/1813) (здания Сената в Кремле, Благородного собрания — ныне Колонный зал Дома союзов, Голицынской больницы — ныне 1-я Градская).

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Реалистическая живопись голландии

  • . русская архитектура 18 века. фото

  • Памятники архитектуры россии в 16. 18 веках

  • Архитектура 18 века в россии кратко

  • Архитектура российской империи в 18 веке

Вопросы к этой статье:
  • Назовите основные признаки классицизма в архитектуре.

  • Что нового появи­лось в архитектуре во второй половине XVIII в.?

  • Назовите русских представителей классицизма в архитектуре.

больница имени Пирогова, Александровский институт, Лефортовский госпиталь и другие.

В XIX веке начали появляться первые общественные здания: воспитательные дома, институты и больницы, куда могли обращаться все — вне зависимости от сословия. Многие сооружения возводились в популярном тогда стиле классицизм.

В нашей подборке — строгие монументальные здания Москвы и Петербурга.

Городская клиническая больница имени Пирогова

Городская клиническая больница имени Пирогова, Москва

Городская клиническая больница имени Пирогова — это три старинные лечебницы XIX века, объединенные в 1959 году. Сегодня их здания представляют собой единый архитектурный ансамбль.

Самый старый больничный корпус — Голицынский — построен в 1802 году. Деньги на «учреждение Богу угодное и людям полезное» пожертвовал князь Дмитрий Голицын. Автор проекта Матвей Казаков спроектировал строгое и лаконичное здание. Внутри были отделения для мужчин и женщин, церковный зал, аптека и квартиры для врачей.

Спустя 30 лет рядом с Голицынской лечебницей построили Первую градскую больницу. Здание с величественным фасадом и куполом церкви Марии Магдалины возвели на деньги московского правительства. Проект разработал архитектор Осип Бове. На тот момент больница была самой крупной в городе, здесь могли одновременно находиться 400 пациентов. Вторую градскую больницу (позже — Щербатовскую) построили здесь в 1866 году, в ней размещали больных тифом.


Александровский институт

Александровский институт, Москва

Александровский институт был создан как отделение Московского Екатерининского института. Здесь учились девушки недворянского происхождения. Здание для учебного заведения построили по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1811 году. Оно напоминало типичную городскую усадьбу с коринфским портиком и парадным двором.

Сейчас здесь находится Институт туберкулеза. В здании сохранились интерьеры актового зала, церкви и отделка вестибюля.


Горный институт

Горный институт, Санкт-Петербург

Горный институт был основан Екатериной II еще в 1773 году. Но современные корпуса построили лишь через 35 лет, проект создал Андрей Воронихин. Главный фасад выполнен в стиле ампир (поздний классицизм). Портик стоит на 12 колоннах, по бокам от входа расположились скульптурные композиции — «Похищение Прозерпины Плутоном» (Василий Демут-Малиновский) и «Геркулес, удушающий Антея» (Степан Пименов). Фасад горного института украшен барельефами Василия Демут-Малиновского.


Опекунский совет на Солянке

Опекунский совет на Солянке (ныне Президиум Академии медицинских наук), Москва

Изначально здание Опекунского совета возвели в 1826 году по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева. Его центральный корпус был украшен куполом, по бокам располагались флигели для преподавателей. Архитектурную композицию дополняла каменная ограда — она связывала все три здания между собой. Фасад был декорирован скульптурным фризом с изображением играющих детей (скульптор Иван Витали). Спустя 20 лет архитектор Михаил Быковский объединил главный корпус и флигели встройками. Сегодня здание принадлежит Российской академии медицинских наук.


Военный госпиталь в Лефортово

Военный госпиталь в Лефортово, Москва

Лефортовский госпиталь был первым в России лечебным учреждением, позже именно здесь открылась Школа лекарей. В XVIII веке это было небольшое каменное строение с церковью, рядом с ним размещались деревянные постройки с ботаническим садом. Современный архитектурный ансамбль построил Иван Еготов в 1802 году. Лефортовский госпиталь включал главное здание, церковь Петра и Павла, жилые дома для сотрудников. Сегодня постройки выглядят как в начале XIX века, лишь деревянные корпуса и часовня были перестроены в камне.


Воспитательный дом

Воспитательный дом, Москва

Воспитательный дом для сирот и беспризорников начали строить в 1764 году. Идея его создания принадлежала личному секретарю Екатерины II Ивану Бецкому. Строительством руководил архитектор Карл Бланк.

По проекту архитектурный ансамбль состоял из трех замкнутых корпусов-каре: западного для мальчиков, восточного для девочек и центрального — административного. В каждом каре предполагался свой внутренний двор. Карл Бланк возвел только два корпуса, но даже недостроенное здание было самым протяженным в дореволюционной Москве. Длина его главного фасада составляла 379 метров. В 1950-х годах длина увеличилась: архитектор Иосиф Ломейко достроил помещения для девочек по первоначальному плану.


Странноприимный дом

Странноприимный дом, Москва

Странноприимный дом граф Николай Шереметев начал строить в начале 1790-х годов. Об этом его просила супруга, бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова. Первый проект приюта разработал ученик Василия Баженова — крепостной архитектор Елизвой Назаров. Он предложил построить здание в стиле типичной городской усадьбы с парком. Домовая церковь делила его на два крыла — в одном была больница, в другом — приют.

В 1803 году Прасковьи Жемчуговой не стало, и граф Шереметев попросил Джакомо Кваренги перестроить здание. Оно должно было стать мемориалом его супруге. Архитектор заменил скромный портик величественной полукруглой колоннадой, добавил скульптурные акценты на фасады и посоветовал пристроить флигели. Второе открытие Странноприимного дома состоялось в 1810 году, уже после смерти графа Шереметева. Его первыми жителями стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане. Сегодня в здании размещается НИИ имени Склифосовского.

Архитектура Санкт-Петербурга — Википедия

Архитектура Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного склада ума, вовлечение пригородов в единую агломерацию.

Основные этапы застройки города Санкт-Петербург[править | править код]

Предпосылки строительства[править | править код]

Геологические условия[править | править код]

В целом, место, выбранное Петром, трудно назвать удобным для строительства. На территории Санкт-Петербурга скальные породы залегают примерно на глубине до 200—300 м и даже сейчас не могут быть использованы для строительства. К тому же чуть севернее города проходит стык Русской плиты и Скандинавского кристаллического щита, что делает территорию сейсмоопасной. Имеются геологические разломы и под самим городом[1].

Древние достаточно прочные осадочные и моренные грунты залегают на глубине 20-30 м. В них, например, проходит значительная часть тоннелей петербургского метро. Эти слои почти везде покрыты слабыми и неоднородными водонасыщенными пылевато-глинистыми грунтами прочностью не выше 0,15 МПа, что затрудняет наземное строительство[2]. Для таких грунтов характерны значительные и неравномерные осадки зданий, продолжающиеся в течение десятков и даже сотен лет. Для уплотнения основания применялись деревянные сваи длиной 6-8 м, что несколько снижало деформации зданий. Однако в тяжелых случаях не помогали и сваи, которые «засасывало». Значительная часть территории города образована наносами дельты Невы, встречаются плывуны и подземные водотоки.

В петровские времена глубокий анализ несущей способности оснований был невозможен. Технология того времени не позволяла также забивать длинные сваи, намывать или заменять большие массивы грунта. Часть построенных зданий и сооружений получили из-за этого деформации, крен, трещины. Например, наклонился и осел на несколько десятков сантиметров Исаакиевский собор, пришлось исправлять фундаменты Ростральных колонн и т. д.

Гидрологические условия[править | править код]

Территория города до недавнего времени подвергалась опасности значительных наводнений, превышающих 4 м, а по древним летописям — более 7 м. Шведы, владевшие Ингерманландией в XVII веке, знали о наводнениях на Неве и не застраивали низкую дельту Невы: крепость Ниеншанц стояла на сравнительно высоком месте в устье Охты при впадении в Неву (напротив нынешнего Смольного; на этом месте собирались возводить «Охта-центр»). Согласно шведским летописям[3][4], в 1691 году произошло грандиозное наводнение, в котором погибли жители поселения на острове Енисаари.

Однако наводнения в Санкт-Петербурге бывают обычно по осени, а место для крепости выбиралось в мае. Возможно, Пётр не принял во внимание опасность наводнений, хотя уже в августе 1703 года вода поднялась на 2 метра. Свою роль сыграл положительный опыт защиты дамбами низменностей в Голландии, откуда царь недавно вернулся, а также опыт застройки низменных берегов Азова[5].

Геополитические предпосылки[править | править код]
План местности, занятой впоследствии Петербургом. Составлен в 1698 комендантом крепости Ниеншанц Авраамом Крониортом, перевод Ц. И. Шварца, 1737 г.[6]

Археологические изыскания на территории Санкт-Петербурга открывают стоянки человека эпох каменного и железного века, поселения ижоры, карелов, варягов, новгородцев, финнов, шведов. Возраст некоторых стоянок на территории Ленинградской области превышает 8 тысяч лет.

Историческая область Ижора, расположенная по берегам Невы, на протяжении веков имела стратегическое значение. Для России это был кратчайший выход на Балтику, в Западную Европу. Поэтому в августе 1700 года Пётр, нарушив шаткое перемирие, объявил войну Швеции. Для обеспечения пути в Западную Европу необходимы были морской порт, верфь, крепости — то есть город на Неве. Другого варианта у Петра не было.

Основание Санкт-Петербурга[править | править код]

Начало основания[править | править код]

В 1701 году в Москве была основана инженерная школа, выпускавшая военных инженеров и сапёров, многие из которых впоследствии участвовали в строительстве фортификационных сооружений на Неве. За фортификацию в петровской армии отвечали Ламбер и В. Д. Корчмин, впоследствии руководивший фортификационным устройством Петропавловской крепости[7].

Однако первые укрепления на Неве Петр I не построил, а захватил: это были Нотебург (октябрь 1702 г.) и Ниеншанц (1 (12) мая 1703). В боях участвовал сам тридцатилетний царь вместе с Меншиковым. Сразу же Нотебург был переименован в Шлиссельбург, а Ниеншанц — в Шлотбург. А через неделю Петр с Ламбером уже выбирали место для крепости на острове Заячий (он же Енисаари) в дельте Невы. Ламбер и начертил знаменитый неправильный шестиугольник с выступающими бастионами, занимающий почти весь остров. Первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга и по совместительству Ингерманландской губернии был назначен вездесущий Меншиков.

Первые здания[править | править код]
Петропавловская крепость (современный вид)

Первым сооружением города считается дерево-земляная Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города; в 1706 году он заменён свайным. В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного — северного — направления основная крепость была защищена вспомогательной — Кронверком, за которым был оставлен гласис — на его месте сейчас разбит Александровский парк[8]. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы.

Однако первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове (от финского Койвусаари — Берёзовый остров), который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена вторая «фортеция» — верфь-крепость «Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад.

Таким образом, в 1703—1711 годах основными градообразующими функциями города были фортификация и судостроение, им было подчинено создание административных, жилых, торговых, транспортных объектов. Единого проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно-европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков[9]. В дальнейшем это послужило одной из основ своеобразия архитектуры Санкт-Петербурга.

Однако к концу десятилетия театр военных действий сместился в Центральную Европу. Атаки Швеции на петербургские укрепления продолжались до 1708 года, но до крепости они не докатились. Наступала пора развития города в новом качестве.

Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века[править | править код]

Столица России[править | править код]

После Полтавской битвы, занятия Эстляндии и Курляндии, взятия Выборга и Кексгольма строящийся Санкт-Петербург уже не был пограничным форпостом. Примерно с 1710 года начинается регулярная застройка города. Вначале Петром предполагалась традиционная русская планировка: на Городском острове (первоначально Берёзовом, позже Троицком, Петербургском, ныне — Петроградском) предусматривались царские слободы, огороженные палисадным укреплением, вокруг должны были располагаться царские, вельможные и прочие усадьбы. Для застройки были разработаны «образцовые проекты». Петр I издает указы о принудительном переселении тысяч семей дворян и купцов на остров Котлин и в Петербург[10].

Центр города первоначально формировался не на привычном нам левом берегу Невы, а на Городском острове. Первой площадью города стала Троицкая площадь, по имени деревянной церкви «Во Имя Святой Троицы» (не сохранилась). Активно застраивался район вокруг Адмиралтейства и вдоль Большой Невы, редкая застройка тянулась вдоль стрелки Васильевского острова, по берегу Большой Невки на Выборгской стороне.

Преобладающим строительным материалом на Руси было дерево, из которого делались и стены, и кровли, и сваи. Деревянное строительство было запрещено в 1712 году, однако камень оставался дорогим и редким материалом, а технология производства обожжённого кирпича была несовершенной. Чтобы ускорить в Санкт-Петербурге каменное строительство и уберечь столицу от пожаров, Пётр в 1714 году издает указ о повсеместном (кроме Санкт-Петербурга) запрете каменного строительства (указ продержался до 1728 года). Вводятся противопожарные разрывы, сносятся деревянные строения, хотя они ещё преобладают.

В 1712 году Пётр I переводит столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Размеры города достигают 12 км², население оценивается в 8000 человек[10], однако на столицу он совершенно не похож. Необходимо было выбрать стратегию застройки, исходя из новых градостроительных задач.

Первые генеральные планы[править | править код]

Пётр рассматривает несколько противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную проектную работу проводит Доменико Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.

  • По первому варианту (январь 1712 года) столица располагается вовсе не в Санкт-Петербурге, а на острове Котлин (финск. Ретусаари), где уже с 1704 года строился Кронштадт. На острове должна быть разбита прямоугольная сеть улиц и каналов, образующая жилые и общественные кварталы.
  • Второй вариант (1712 год) предусматривал также прямоугольную сеть улиц, но на левом берегу Невы (впоследствии Московская сторона, примерно от Литейного проспекта до Таврического сада). Строительство было начато и продолжалось до 1714 года, а затем было остановлено, хотя прямоугольная планировка первого регулярного района города прослеживается до сих пор.
  • По третьему варианту (1714 год), не осуществлённому, город располагался на окраинной Выборгской стороне.
  • Четвёртый вариант (1715 год) создаёт прямоугольную разбивку кварталов на Васильевском острове[11].

В 1716—1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план — нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе[12]. Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.

Топографический план Санкт-Петербурга, ок. 1720 г. Часть объектов (напр., Васильевский о-в) показаны по проекту Д. Трезини

Застройка Васильевского острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей («першпектив») Н. Ф. Гербеля — это современные Галерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.

В этот же период активно осваивается пригородная территория. В 1714 году начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 году — Константиновского дворца в Стрельне, строятся дороги и каналы. С 1712 года прокладывается тракт Москва — Санкт-Петербург, с 1719 года — обводной канал вокруг Ладоги.

Столица империи[править | править код]

После окончания Северной войны в 1721 году Ингерманландия официально отошла к России, а Пётр I провозгласил создание Российской империи. Санкт-Петербург стал столицей империи, что ещё более повысило требования к градостроительной стратегии. Были пересмотрены планы развития частей города, однако композиционная раздробленность застройки сохранялась.

Не самым удачным начинанием Петра была попытка расселения жителей города по профессиональному признаку. Так, на Адмиралтейском острове должны быть расселены работники верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати. В 1720—1721 годах были изданы указы о переселении жителей, уже построивших дома, однако они плохо исполнялись. Эти указы формально были отменены только в 1761 году[10].

С 1722 года активизировались работы на Стрелке Васильевского острова, причём уничтожались уже созданные жилые здания. Продолжалось каменное строительство, создавались Немецкая, Греческая, Финская и другие иноземные слободы. Население города достигло 40 тысяч человек[13]. Иностранные архитекторы, работавшие с Петром I, получали возможность воплотить смелые замыслы, хотя, возможно, не всегда соответствовали уровню поставленных задач.

Развитие города в 1725—1736 годах[править | править код]

Со смертью Петра I в 1725 году и его вдовы Императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году развитие Санкт-Петербурга не остановилось, но существенно замедлилось. Продолжалось строительство Петропавловского собора (1712—1733), Летнего сада, других объектов, велись работы в Петергофе, Кронштадте, Стрельне. Однако в 1728 году Императорский двор вернулся в Москву. Император Пётр II не интересовался государственными делами, а тем более строительством Санкт-Петербурга.

Положение спас Бурхард Миних, генерал-губернатор в 1728-1734 годах. Он не допустил упадка северной столицы: проводил осушение болот юго-восточнее Лиговского канала, прокладывал дороги на Московской стороне, создавал набережные Невы и Мойки. Южная граница города дошла до Фонтанки. Однако главное нововведение Б.Миниха — фактический перевод центра города на Адмиралтейский остров, хотя, не отступая от набросков Петра I, он продолжает строительство общегородского комплекса на Васильевском острове. Возводятся каменные стены Петропавловской крепости. Б.Миних продолжил устройство дорог на Выборг, Архангельск, Москву. При Анне Иоанновне Б.Миних вернулся к военной карьере.

Единая градостроительная политика[править | править код]
План А. Ф. Трускота, 1753

В 1736 и в 1737 году по Петербургу прокатились опустошительные пожары, причиной которых были поджоги. Сгорело большинство деревянных строений. Новым градоначальником В. Ф. Салтыковым учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» (1737—1746), которая разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Главным архитектором комиссии стал П. М. Еропкин.[14] В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейства. В 1738 году по указу Анны Иоанновны была углублена Мойка, набережные укреплены сваями[15].

В 1737 году в состав города вошла Литейная часть и Охтинские слободы. Комиссия разработала планы застройки Охтинской слободы и Выборгской стороны. На Московской стороне выделялись участки для расположения полков (Фурштатская, Моховая и др.). В создании проектов и карт города принимала участие Петербургская академия наук. Одновременно с созданием архитектурных ансамблей, дворцов и храмов строились скромные деревянные здания, расширялись пригородные дачные зоны. Численность населения столицы достигла 70 тысяч — по европейским меркам ещё очень скромно.

В 1749 году под руководством адъюнкта императорской Академии наук И. Ф. Трускота выполнен второй единый проектный генеральный план Санкт-Петербурга; иногда назывался «План М. И. Махаева», так как подмастерье Михаил Махаев выполнял гравюры к изданию 1753 года. Это было парадное проектное изображение столицы при Елизавете Петровне[16].

Вторая половина XVIII века — начало XIX века[править | править код]

1762—1780. Компактное градостроительство[править | править код]

В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», получившая затем название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссией к 1769 году выполнены градостроительные проекты всех частей города, установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель (последние застраивать запрещалось). Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Напротив, в 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась. Ряд городских территорий был объявлен предместьями: Петербургская сторона за Кронверком, Васильевский остров за Малым проспектом, левобережье реки Фонтанной (Александро-Невское, Лифляндское, Московское предместья).

«Новый» план Санкт-Петербурга 1776 года

В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санкт-Петербурга, итоги которого остались неизвестны. В 1765 году введены ограничения на высоту зданий (10 сажен), на размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты зданий. Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные здания. К 1769 году комиссией закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769-1776 годах выполнен новый сводный генеральный план. Большая роль в создании градостроительного облика той эпохи принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года; он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др. Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана: известны варианты 1769, 1776, 1792, 1796 годов.

Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий, в частности, был насыпан остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777-1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений[11].

1780—1795. Управы и комиссии[править | править код]

В 1780-1790-х годах упомянутая комиссия носила название «Комиссия о каменном строении Санкт — петербурга и Москвы». Комиссию в этот период возглавляли видный архитектор, академик И. Е. Старов и автор многих научных трудов о градостроительстве Иоганн Лем. Она сосредоточилась на разработке градостроительной планировки, а контроль за проектной деятельностью и градостроительством осуществляли штатные архитекторы Управы Благочиния. Расширялось каменное строительство, создавались ансамбли на площадях и главных улицах города. В полковых слободах строились казармы. Общее количество жителей за полвека выросло втрое и к концу XVIII века составило 220 тысяч человек[13] — пока втрое меньше Парижа и вчетверо меньше Лондона, но уже больше Рима.

Примерно к этому времени относится углубление специализации деятельности архитекторов и строителей. Стала чётче выделяться стадия проекта с вычерчиванием не только фасадов и планов, но и всех основных архитектурно-строительных решений. Архитекторы сосредотачивались на выполнении проектов, а при строительстве они выполняли больше надзорные функции.

1796—1815. Экстенсивное развитие[править | править код]

Краткое царствование Павла I (1796—1801) отмечено присоединением полковых слобод к городским территориям, ликвидацией Комиссии о каменном строении, созданием «Конторы городских строений», которая выполняла проектные и строительные работы, финансировавшиеся из казны. В 1798 году разработан план ремонта и реконструкции дорог общей длиной 1140 верст вокруг северной столицы.

В начале правления Александра I (1801-1825) вновь проявились процессы расширения города. В 1802 году в границы городской застройки включились новые зоны, для которых разрабатывались генеральные планы. На западной стороне Васильевского острова планировалось развернуть строительство морского порта (замысел осуществлен только в 2008 году). В местах парадных въездов в город устраивались бульвары. В 1808-1809 годах подготовлено новое собрание «образцовых проектов», учреждён «Комитет для городских строений».

1816—1835. Уникальные ансамбли[править | править код]

Отечественная война 1812 года ненадолго прервала застройку столицы. На архитектуру Санкт-Петербурга того времени значительное влияние оказало не столько знакомство с европейской архитектурой, сколько победоносное завершение войны. Уже в 1816 году создан «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному мест», председателем которого назначен архитектор и инженер А. А. Бетанкур. Комитет должен был способствовать превращению Санкт-Петербурга в один из красивейших городов Европы.

В послевоенное время создаются замечательные ансамбли Дворцовой площади, Адмиралтейства, Исаакиевской площади, стрелки Васильевского острова. Более чётко выявилась рекреационная роль загородных резиденций и предместий: Екатерингофа, Стрельны, Елагина острова, Каменного острова и др. Были обновлены правила градостроительного зонирования и высотные ограничения застройки. В 1830 году запрет на деревянное строительство распространяется на всю территорию города. В 1832 году приняты правила устройства мостовых и тротуаров, в 1833 году — правила размещения промышленности. Центр тяжести промышленного строительства перемещается на Выборгскую сторону, на западную часть Васильевского острова, за Обводный канал[11].

Вторая половина XIX века — начало XX века[править | править код]

1836—1880 годы[править | править код]

В середине XIX века в связи с развитием новых экономических и социальных отношений единообразие и приказные порядки в архитектуре перестают быть главенствующими принципами. С середины 1840-х годов снимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие историзма (эклектики). С 1860-х годов расширяется строительство зданий из кирпича, металлических конструкций. В это время сложилась достаточно эффективная система управления градостроительством, позволившая к концу XIX века увеличить объёмы строительства в Петербурге более, чем в 20 раз[11].

С 1860-х годов производится создание системы дождевой канализации под главными улицами города, начиная с Гороховой улицы и Каменноостровского проспекта, делаются попытки улучшить городскую канализацию (повсеместно применялась ассенизация, а также сброс сточных вод без очистки в дождевые трубы)[17]. Открытые каналы и мелкие реки забирались в подземные трубы. В 1861 году строится Главная водопроводная станция (Шпалерная ул., 56) и трубопроводная система водоснабжения.

Промышленные объекты возводились большей частью в периферийной зоне города: на Выборгской стороне, на Обводном канале. Появились железные дороги, а с ними Царскосельский (1837), Николаевский (1851), Варшавский и Петергофский (1853), Финляндский (1870) вокзалы. Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова.

1881—1900 годы[править | править код]
План Санкт-Петербурга около 1885—1887 гг.

В конце XIX века на волне капиталистической индустриализации промышленная застройка городских окраин только усилилась. Петербург становится мощным транспортным узлом, формируются левобережная и правобережная железнодорожные транспортные системы, построены Морской канал и Морской порт на Гутуевском острове (1878—1885).

Развивалось жилищное строительство. К 1900 году в городе проживало 1248 тыс. чел., с пригородами 1439 тыс. чел., (больше, чем в Москве, но меньше, чем в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Вене). В конце века население города увеличивалось примерно на 40 тыс. человек за год, в основном за счёт приезжавших на заработки крестьян, а также учащихся. В год строилось до 500 каменных домов, разрешалось строить дома высотой 11 сажен (5-6 этажей), однако этого не хватало. Прибывающее население поселялось на рабочих окраинах в домах-казармах, деревянных заводских постройках. Вокруг Петербурга и даже в Финляндии создавались десятки дачных поселений[18].

1901—1916 годы[править | править код]

С началом XX века рост города ещё более ускорился. Население увеличивалось более, чем на 60 тыс. чел. в год и к 1917 году выросло до 2,4 млн человек. Площадь центральной части города составила около 150 км². Из сохранившихся на сегодня зданий дореволюционного периода примерно 10 % было построено до 1830 года, 30 % в 1830—1900 годах и около 60 % после 1900 года[18].

В 1901-1910 годах было создано несколько вариантов «Проектного плана на урегулирование города С.Петербурга». В целом планы остались неосуществленными, но отдельные градостроительные программы выполнялись. Разрабатывались проекты метрополитена, мостовых и дорожных сооружений. Продолжилось строительство доходных домов, особняков, дачных посёлков.

Советский период[править | править код]

Петроград и предвоенный Ленинград[править | править код]
Генеральный план Ленинграда 1929 г.

Русская архитектура XVIII века

В северо-восточной части Зимнего дворца находится Иорданская лестница. Своё название она получила потому, что во время праздника Крещения Господня по ней спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань. 

В ходе урока вы узнаете о деятельности русских архитекторов и работах иностранных мастеров.

В XVIII веке появилось много замечательных архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века в России господствовал стиль барокко. Его характерными чертами были пышность, торжественность и обилие декоративных элементов.

Для архитектуры второй половины XVIII века характерен классицизм, отличавшийся простотой и гармонией.

Познакомимся с самыми выдающимися архитекторами XVIII века.

Бартоломео Растрелли был сыном итальянского скульптора и архитектора Карло Растрелли, который работал при дворе Людовика XIV. В 1715 году Карло Растрелли приехал в Петербург по приглашению Петра I.

С детства Бартоломео Растрелли помогал отцу в создании проектов. Позже его отправили учиться в Европу.

Первым самостоятельным творением Растрелли стал дворец Дмитрия Кантемира, построенный в стиле барокко.

Работал Растрелли и в Курляндии. Для герцога Бирона он построил Рундальский дворец и дворец в Митаве.

Бирон был доволен работой Растрелли и способствовал его назначению обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны.

Первым крупным заказом Растрелли стало строительство Летнего дворца. Елизавета Петровна хотела разместить его в одном из парков Петербурга. Позже на этом месте был построен Михайловский дворец.

Также Елизавета Петровна поручила Растрелли строительство Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве и перестройку Большого Екатерининского дворца в Царском Селе.

Помимо государственных заказов Растрелли создавал проекты для вельмож и частных лиц. Например, всего за год был построен Строгановский дворец. Из интерьеров, разработанных Растрелли, здесь сохранились Большой зал и Парадный вестибюль.

Следующими крупными заказами Растрелли были достройка дворца в Стрельне и реконструкция Зимнего дворца.

В Зимнем дворце была построена знаменитая Иорданская лестница.

Одним из последних проектов Растрелли стал ансамбль Смольного монастыря. Сюда Елизавета Петровна планировала уехать на склоне лет.

Познакомимся с ещё одним архитектором – Василием Ивановичем Баженовым. Он учился у главного архитектора Москвы Дмитрия Васильевича Ухтомского. Затем поступил в Академию художеств в Петербурге. Во время обучения Баженов участвовал в постройке Никольского морского собора. Вскоре его направили в Париж для совершенствования таланта.

Вернувшись в Москву, Баженов узнал, что Екатерина II планирует перестроить Кремль. Архитектор предложил превратить его в подобие древнеримского Форума. Кремль должен был стать грандиозным общественным центром с театром и площадью для народных собраний. Основой проекта являлся Большой Кремлёвский дворец.

Однако после того, как стали рыть котлован, по стенам кремлёвских соборов пошли трещины. Строительство было отложено. А с началом восстания Пугачёва про проект вовсе забыли.

Самое известное сооружение Баженова – дом Пашкова. На протяжении долгих лет это здание считалось красивейшим в Москве.

В 1775 году Екатерина II дала Баженову задание разработать проект её подмосковной резиденции. Царицыно стало самой крупной в Европе псевдоготической постройкой XVIII века.

Баженов отказался от идеи единого дворца. Он планировал построить пять дворцов для императорской семьи, а вокруг них возвести небольшие постройки для придворных.

Однако, когда в 1785 году Екатерина II приехала в Царицыно, она осталась недовольна. По мнению императрицы лестницы были слишком узкими, комнаты тесными, а залы тёмными. Баженова отстранили от строительства. На его место назначили Матвея Казакова.

Баженов перешёл к более мелким проектам. Он занимался строительством дома Юшкова в Москве.

После воцарения Павла I Баженова назначили вице-президентом Академии художеств.  В 1797 году Баженов вместе с Винченцо Бренна начал работу над возведением Михайловского дворца для Павла Петровича.

Помощником Баженова долгие годы был Матвей Фёдорович Казаков. Он принимал активное участие в разработке проекта Большого Кремлёвского дворца.

В 1787 году Казаков завершил строительство здания Сената в Московском Кремле. По задумке архитектора здание символизировало правосудие, законность и гражданские идеалы. Они воплотились в классических формах постройки. Композиционным центром здания Сената стал купольный зал. Он предназначался для дворянских собраний и получил название «Екатерининский».

Образцом русской неоготики является Петровский подъездной дворец, который находился на въезде в Москву со стороны Петербурга. Екатерина II отдала приказ о его строительстве после успешного завершения Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Изначально разработка проекта дворца была поручена Баженову, но позже этим занялся Казаков.

Одним из шедевров московского классицизма считается дом Демидова, построенный Матвеем Казаковым в 1791 году.

В 1793 году произошло торжественное открытие главного корпуса Московского университета, спроектированного Казаковым.

В 1802 году Казаков завершил строительство Голицынской больницы «для бедных». Средства на её возведение были выделены князем Голицыным. В больнице бесплатно лечились представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян.

В 1803 году Казаков построил каменное здание Павловской больницы. Она была учреждена в честь выздоровления наследника престола Павла Петровича. Но деревянные постройки сгорели в пожаре и на их месте возвели новое здание.

Казаков проявил и педагогический талант. Он основал архитектурную школу, которая в 1805 году стала Архитектурным училищем.

Ещё один известный русский архитектор XVIII века – Иван Егорович Старов. После обучения в Италии и Франции он разработал проект здания Шляхетского корпуса в Петербурге. За эту работу Старов удостоился звания академика.

В 1774 году его назначили главным архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

Иван Старов руководил строительством Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Самым известным проектом Старова стал Таврический дворец, построенный как петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического.

Старов участвовал и в строительстве городов Новороссии. Он спроектировал Свято-Екатерининский собор в Херсоне.

В XVIII веке в России работали не только русские архитекторы. Традицией всех европейских дворов было приглашение иностранных мастеров.

В 1780 году в Петербург прибыл венецианец Джакомо Кваренги. К этому времени он был известным европейским архитектором.

В 1787 году Кваренги завершил строительство Английского дворца в Петергофе.

В Петербурге он построил здания Эрмитажного театра и Академии наук.

Свадебным подарком внуку Екатерины II Александру Павловичу стал Александровский дворец, спроектированный Кваренги.

Кваренги строил особняки для дворян. Наиболее известны из них дом Салтыкова и Юсуповский дворец в Петербруге.

В 1783 году Павел Петрович пригласил в Россию итальянца Винченцо Бренна. Ему было поручено декорирование дворца в Павловске. Здесь же по инициативе Марии Фёдоровны Бренна построил Светлую столовую.

Винченцо Бренна участвовал в строительстве Каменноостровского дворца в Петербурге.

В 1779 году в Петербург приехал шотландец Чарлз Камерон. Он должен был украсить новыми строениями императорскую резиденцию в Царском Селе. Камерон построил двухэтажный корпус, названный Холодная баня с Агатовыми комнатами. На первом этаже находились бассейны, а второй этаж служил местом отдыха после купания. Комнаты здесь были отделаны агатом и яшмой. Через лоджию Агатовых комнат можно было выйти к Висячему саду и галерее.

Также Камерон занимался строительством дворца в Павловске.

До 1790 года придворным архитектором был итальянец Антонио Ринальди.

Он построил дворец Петра III и Китайский дворец в Ораниенбауме.

В Гатчине Ринальди занимался возведением Большого дворца для Григория Орлова.

Давайте подведём итоги.

В первой половине XVIII века в России господствовал стиль барокко.

Для архитектуры второй половины XVIII века характерен классицизм.

Наиболее известными русскими архитекторами были Бартоломео Растрелли, Василий Баженов, Матвей Казаков, Иван Старов.

В России работали и иностранные архитекторы. Такие как Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Чарлз Камерон и Антонио Ринальди.

Архитектура в России

Екатерининский дворец в Царском Селе

В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.

Михайловский замок

В архитектуре России классицизм проявил себя в период, начиная с конца 18 века и, наиболее ярко, в веке 19-м. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь …

Большой собор Донского монастыря

Московское нарышкинское барокко

Само понятие «нарышкинское или московское барокко» довольно условно. Не смотря на то, что общепризнанного архитектурного стиля с таким названием не существует, знатоки …

Большой собор Донского монастыря

Архитектура Великого Новгорода

Архитектура Великого Новгорода неразрывно связана с историей города и историей страны в целом.  Жители города издревле считались искусными плотниками, возводившими шедевры архитектуры …

Большой собор Донского монастыря

Архитектура Ижевска

Город Ижевск создавался на основе поселений вокруг Ижевского завода в конце 18 века и большинство архитектурных достопримечательностей относится к периоду 19 века, …

Крутицкий теремок

Архитектура России 17 века

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение …

Крутицкий теремок

Архитектура Ростова-на-Дону

Развитие архитектуры Ростова-на-Дону начинается с момента возникновения города. В современном городе можно четко отследить все архитектурные стили, которые были свойственны периоду, начиная …

Крутицкий теремок

Архитектура России 16 века

16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики …

Крутицкий теремок

Архитектура Тулы

Тула – типичный провинциальный город, интересный своей прекрасно сохранившейся архитектурой, относящейся к различным эпохам. Самой древней и известной постройкой города, дошедшей до …

Лефортово, дворец

Архитектура 18 века в России

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *