Архитектура историческая: История архитектуры — Википедия – История архитектуры

Содержание

История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Cамая краткая история современной архитектуры в 36 схемах :: Статьи

«Золотого льва» Венецианской биеннале 2018 года присудили британцу Кеннету Фремптону. Прежде всего он известен как преподаватель и автор книги  «Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития», которая только в России переиздавалась три раза.

Из-за названия может сложиться впечатление, что Фрэмптон пишет о зданиях и архитекторах XX века. Однако он берет куда более широкий пласт и утверждает, что современная архитектура начиналась во Франции в XVIII веке. Мы выбрали по одной иллюстрации из каждой главы — получилась краткая история архитектуры в 36 схемах:

Кеннет Фремптон1804 год. Французский архитектор Клод-Никола Леду создает проект Идеального города Шо на месте соляных разработок в Арк-э-Сенане. Это один первых прообразов современной промышленной архитектуры.

 

Кеннет Фремптон1853 год. Барон Осман проводит «регуляризацию» Парижа: на смену средневековому городу приходит система улиц (выделены черным), связывающих ключевые точки и районы.

 

Кеннет Фремптон1859 год. В Англии появляется движение за свободную архитектуру. Архитектор Филипп Уэбб проектирует для художника Уильяма Морриса «Красный дом» и проявляет особое внимание к планировке участка и использованию местных материалов.

 

Кеннет Фремптон1887-1889 гг. В Чикаго появляется «Аудиториум» Данкмара Адлера и Луиса Салливена. В проекте много новаторских деталей: например, кухни отеля и обеденные залы размещены на крыше, чтобы запахи еды не мешали жильцам.

 

Кеннет Фремптон1892 год. Французский строитель-самоучка Франсуа Геннебик в 1892 г. патентует технологию использования железобетона, которую применяют и сегодня. Менее чем через 10 лет партнер Геннебика строит первый бетонный дорожный мост в Англии.

 

Кеннет Фремптон1893 год. Закончен дом Уинслоу — первая постройка Фрэнка Ллойда Райта, в которой видны черты будущего «стиля прерий».

 

Кеннет Фремптон1896-1909 г. В Глазго реализуют проект Школы искусств авторства Чарлза Рени Макинтоша. Архитектор выступал за возрождение традиций готики (что проявилось в формах), но старался оснастить здание самыми совершенными системами микроклимата: еще в процессе строительства в ней установили системы воздушного отопления и вентиляции.

 

Кеннет ФремптонПервые годы XX века. Рождение французского модерна. Француз Пьер Гимар пытается выработать архитектуру, в которой климат и национальный дух сообразны «прогрессу, достигнутому в науке и практике». Так возникают знаменитые литые входы в Парижский метрополитен.

 

Кеннет Фремптон1904 год. Француз Тони Гарнье придумал «Промышленный город» — проект, над которым он будет работать до конца жизни. Архитектор проектирует среду без заборов, частной собственности, церквей, казарм, полицейских участков и судов. Наряду с проектом Барселоны авторства Жоссели (1904), «Промышленный город» был одним из образцов планировки, к которому обращались в первое десятилетие после Революции в СССР.

 

Кеннет Фремптон
1904-1906 год. В Вене появилось здание Имперской почтово-сберегательной кассы Отто Вагнера. Как и многие произведения модерна, здание использует новейшие технологические решения и детали своего времени: стеклянный купол на алюминиевом каркасе, пол из литого бетона, алюминиевые отопительные колпаки.

 

Кеннет Фремптон1908 год. Архитектор Адольф Лоос пишет работу «Орнамент и преступление», в которой диктует отказ от декораций и безыскусность архитектурного оформления. Позже эта книга окажет большое влияние на конструктивистов и функционалистов.

 

 

Кеннет Фремптон1908-1909 г. На заводе AEG строят турбинный цех немецкого архитектора Петера Беренса. Основная идея здания — показать силу, которая возникает при взаимодействии человека и машины.

 

Кеннет Фремптон1913 год. Огюст Перре и его брат Гюстав берутся за строительство Театра Елисейских полей. Это здание становится одним из первых в Париже, построенных из железобетона повышенной прочности.

 

Кеннет Фремптон1913 год. Фрэнк Ллойд Райт предлагает свое видение идеального города — «Города широкого простора». В нем нет крупных урбанизированных центров, и все пространство, где обитают люди, рассредоточено по сельскохозяйственным участкам. Грань между городом и деревней стерта, а население более равномерно распределено по стране.

 

Кеннет Фремптон1914 год. Итальянец Антонио Сант-Элиа делает наброски «Нового города». В них верно предугаданы многие черты больших городов XX века.

 

Кеннет Фремптон1914 год. Идейный противник Лооса, бельгиец Хенри ван де Вельде, проектирует театр в Кёльне. Это здание становится главным в его предвоенном творчестве. Его коллега, архитектор Эрих Мендельсон, отмечает: «Только ван де Вельде по-настоящему ищет новые формы». Позднее он использует черты здания для «Башни Эйнштейна» в Потсдаме в 1919 году.

 

Кеннет Фремптон1914 год. На Кельнской выставке Веркбунда демонстрируют Стеклянный павильон Бруно Таута. Сооружение становится оппозицией к фабрике Гропиуса и Мейера. В европейской архитектуре все сильнее заметен раскол: одни стремятся к нормам и рациональности, другие — выражают «волю к искусству» и «волю созидать».

 

Кеннет Фремптон1917 год. В Голландии возникает движение «Де Стейл». Его участники призывают к радикальному обновлению мира, которое в архитектуре выражается в создании единых незамкнутых объемов. Здания находятся в непрерывном диалоге с окружающим миром, но не растворяются в нем. Все эти принципы воплотились в Доме Шредера в Утрехте.

 

Кеннет Фремптон1918-1932 гг. В Советском Союзе развивается направление архитектурного авангарда, провозгласившее полный отказ от прошлого. Однако взлет продолжается недолго. Как отмечает Бертольд Любеткин, цитату которого приводит Фрэмптон, «обезоружив себя отказом от всей архитектурной традиции в целом, профессия постепенно потеряла всякую уверенность в себе и в своей социальной цели».

 

Кеннет Фремптон1922 год. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере проектируют «Современный город» — мегаполис, «сплетенный» на манер восточного ковра и равный по площади четырем Манхэттенам. Жилые районы состоят из двух типов зданий: периметральных блоков и отдельно стоящих домов. Концепция Корбюзье была признана несостоятельной, но частично легла в основу спальных районов в советских городах.

 

Кеннет ФремптонСередина 1920-х годов XX века. Расцвет Баухауза. Под руководством Вальтера Гропиуса ученики ставят под сомнение использование классических ордеров и начинают разрабатывать принципиально новую архитектуру и предметы интерьера: функциональные, простые, переломившие вековую традицию.

 

Кеннет Фремптон1927 год. Вальтер Гропиус уходит из Баухауза и всерьез берется за проблему жилищного строительства. По его схемам реализуют чрезвычайно дешевые проекты в Дессау, Карлсруэ и Берлине. В 1930-е он разрабатывает теоретические стандарты жилья, в том числе план жилых домов повышенной этажности для среднего класса в Ванзее. Этот проект был первой в мире попыткой создать замкнутый дом-коммуну.

 

Кеннет ФремптонКонец 1920-х — начало 1930-х. В Финляндии, как и в других европейских странах, вновь просыпается тяга к неоклассицизму. Появляется здание нового парламента в Хельсинки, спроектированное Юханом Сиреном.

 

Кеннет Фремптон
1930 год. Мис ван дер Роэ переносит пространственную структуру своего барселонского павильона на жилое здание. Так появляется Вилла Тугендхат в Брно.

 

Кеннет Фремптон1931 год. За иерархическим «Современным городом» следует еще один градостроительный проект Корбюзье и Жаннере — бесклассовый «Лучезарный город». Корбюзье отходит от модели централизованного мегаполиса и говорит о теоретически бесконечном зонированном городе.

 

Кеннет Фремптон1932-1936 г. Итальянец Джузеппе Терраньи создает «Дом фашистской организации» (сейчас — «Народный дом») в Комо.

 

Кеннет Фремптон1938 год. Финн Алвар Аалто создает свой довоенный шедевр — летнюю виллу Майреа. В здании объединены новые архитектурные приемы, привнесенные конструктивистами и Баухазом, и национально-романтические мотивы. План здания напоминает своими неправильными чертами типичное финское озеро.

 

Кеннет Фремптон1939 год. Мис ван дер Роэ проектирует предварительный план студенческого городка Иллинойского технологического института. План построен вокруг единой оси и близок к супрематической эстетике Ивана Леонидова — особенно к его проекту парка культуры 1930 года.

 

Кеннет Фремптон1949 год. Филип Джонсон проектирует «Стеклянный дом». Здание вдохновлено Виллой Фарнсуорт авторства Миса ван дер Роэ.

 

Кеннет Фремптон1950-1955 гг. Корбюзье работает над паломнической капеллой в Роншане. Для него это одновременно шаг и вперед, и назад — только после войны он начал заниматься сакральными сооружениями, но заимствовал для них свои довоенные приемы. Прототипом капеллы стала форма павильона Тан Нуво на Всемирной выставке.

 

Кеннет Фремптон1949-1953 гг. Элисон и Питер Смитсоны проектируют университет в Шеффилде, начальную школу в Ханстентоне и другие постройки. Возникает направление брутализма.

 

Кеннет Фремптон1956-1963 гг. В Бразилиа строят новый город по генеральному плану Оскара Нимейера и Лусио Косты.

 

Кеннет Фремптон1960-е. Расцвет «Группы десяти», бросившей вызов западному модернизму. В нее входят Элисон и Питер Смитсоны, Йоханесс Хендрик ван дер Брук, Якоб Беренд Бакема и другие молодые архитекторы. Среди значимых, но не реализованных проектов — мегаструктурные блоки Иерусалима.

 

Кеннет Фремптон1960-70-е. Развиваются авангардные модернистские течения: японский метаболизм, британский «Аркигрэм», Бакминстер Фуллер предлагает проект геодезического купола над Манхэттеном, Пиано и Роджерс проектируют Центр Помпиду.

 

Кеннет Фремптон1950-70-е. В модернизме возникает то, что Фремптон называет «критическим регионализмом»: развиваются местные архитектурные школы, главной задачей которых становится отражение или обслуживание того или иного ограниченного региона. Йорн Утзон строит церковь Багсверд близ Копенгагена.

***

1980-90-е. Тадао Андо проектирует на острове Хоккайдо «Храм на воде», где основным архитектурным инструментом становится не само здание, а окружающая природа.Кеннет Фремптон

  

  

Историческая архитектура городов России

 

Солигалич, Костромская область

Галичский князь Фёдор Семёнович основал в 1335 г. Соль Галичскую, а пять лет спустя Иван Калита купил это селение вместе с Галичем и присоединил к территории Московского княжества. Солеварный промысел шесть столетий обеспечивал экономическое благополучие этого города. С начала XIX в. до 1961 г. в Солигаличе не было значительных предприятий. В 1961–1967 гг. был построен известковый комбинат. В городе можно увидеть старинную жилую деревянную застройку. Солигаличане сохраняют традицию украшения домов причудливой резьбой. Часть старинных храмов города — собор Рождества Пресвятой Богородицы (XVII–XIX вв.), церковь Спаса Преображения и Петропавловская церковь (1810-е гг.) — восстановлены и действуют. Собор Воскресения Христова (1660-е гг.) сегодня нуждается в реставрации.

 

Лебедянь, Липецкая область

Лебедянь основали в конце XVI в. При царе Михаиле Фёдоровиче Лебедянь стал укрепленным городом, коим он и оставался до 1703 г., пока крепость не сгорела. Поскольку в ту пору он уже находился далеко от каких бы то ни было горячих точек, восстанавливать крепость не стали. Лебедянь зажила тихой провинциальной жизнью. К счастью, жилые и общественные здания в центре города, пять храмов начала XVIII — середины XIX вв. и монастырь XVII в. сохранились в Лебедяни до нашего времени. Памятники архитектуры последовательно восстанавливаются. Жемчужиной городской архитектуры является основанный в 1621 г. Троицкий монастырь (возрожденный в 2000-х гг.), на территории которого сохранились Успенская и Ильинская церкви — первые постройки монастыря.

 

Вологда, Вологодская область

Время основания Вологды является предметом споров историков. Без сомнения, этот город, расположенный на востоке новгородских владений, существовал в середине XIII в. До середины XV в., когда город присоединили к Московскому княжеству, он был объектом междоусобной борьбы. История Вологды многогранна. В XVI–XVII вв. через нее проходил речной торговый путь от Москвы к Архангельску. С XIX в. общероссийскую известность приобрели вологодские кружева и вологодское масло. Кроме того, в дореволюционные времена Вологда была местом ссылки. Исторический центр оригинален — осталось очень много одноэтажных деревянных особняков XIX в. Каменное строительство в городе велось со времен Ивана IV. Древнейшее сооружение — возведенный по приказу царя Софийский собор (1568–1570 гг.), где сохранились фрески XVII в.

 

Верхнеуральск, Челябинская область

Верхнеуральск (первоначально — Верхояицк) основан в 1734 г. в качестве одной из крепостей Южного Урала, в царствование Екатерины II стал уездным городом. В конце XIX в. здесь существовало полтора десятка небольших фабрик, была развита торговля. Многие жители занимались сельским хозяйством. В целом жизнь в Верхнеуральске в XX в. была относительно благополучной. Горожане строили для себя деревянные и каменные дома. Из пяти церквей, существовавших до революции, сейчас в городе действует только Никольский собор, построенный на средства верхнеуральских купцов в конце XIX в. Храм, несомненно, принадлежит к красивейшим архитектурным сооружениям своего времени.

 

Камышлов, Свердловская область

Город Камышлов образован в 1771 г. Еще в 1667 г. была основана слобода, получившая первоначальное имя Камышовая, которая в середине XVIII в. стала одним из пунктов на Сибирском тракте, связывавшем Москву с Кяхтой, городом на русско-китайской границе. До начала XX в. Камышлов был крупным торговым уральским городом. В современном Камышлове сохранилось много одно- и двухэтажных домов, построенных еще до революции. Именно такие дома могли построить состоятельные купцы и крестьяне во времена Российской империи. Также здесь действует Покровский собор (1810 е гг.), красивый храм оригинальной архитектуры. С 1998 г. храм является частью Свято-Покровского женского монастыря.

Хотите сделать свой дом современным и комфортным для проживания? Обратите внимание на вытяжки кухонные на Palladium.ua. Необходимый элемент для вашей кухни.

Всеобщая история архитектуры и строительной техники. Часть 1. История архитектуры и строительной техники Древнего и античного мира

Раздел 1. Строительство и архитектура в первобытном обществе

Глава 1. Строительство и архитектура эпохи верхнего палеолита, неолита и начала бронзового века

Уже на заре человеческой истории в 50–70 тыс. до н. э. перед людьми встали весьма простые, но жизненно важные задачи: где и как укрыться от непогоды или из каких незамысловатых подручных материалов создать защитные заграждения от диких зверей. В ту эпоху, которую ученые назвали палеолитом, это было самым насущным делом после добычи пищи. Пройдут тысячелетия, человек начнет иначе воспринимать окружающий его мир. Однако проблемы обустройства жизни будут актуальны всегда. Решение их возьмет на себя прекрасная сфера человеческой деятельности под названием «архитектура» (от греч. «архитектон» – главный строитель). Основной «заботой» архитектуры так и останется организация среды обитания человека во всех ее многообразных формах.

В эпоху палеолита, вплоть до 12–10 тыс. до н. э., человек формировался как разумное существо, способное общаться посредством речи. Люди объединялись в родовые общины (до 100 человек) под главенством женщин, создавали орудия труда и с их помощью добывали пищу и обустраивали свою жизнь. Эта эпоха родового строя называется матриархатом и характеризуется начальными – присваивающими – формами хозяйствования, такими как собирательство ягод, кореньев, грибов и, конечно, охота и рыболовство. Орудия труда были еще очень примитивны и грубы. Они изготавливались исключительно из твердых пород дерева или камня. Существование и выживание зависело главным образом от природных факторов, и сообщество людей перемещалось по территории обитания в зависимости от жизненных условий. Человек не был скован ни земледелием, ни тем более прирученными животными. А потому и жилище выбирается на непродолжительное время – это были либо пещера, либо вырытая яма, либо шалаш. В начале данного периода люди часто создавали временные стоянки с очагом в центре, которые огораживались специально собранными большими камнями или ветвистыми рогами животных. Бывало, что люди просто занимали пещеру, в которой было легче укрыться от непогоды и диких зверей. В дальнейшем ситуация существенно изменилась.

Наибольший интерес представляет эпоха верхнего палеолита, охватывающая период с 40–30 тыс. до н. э. до 12–10 тыс. до н. э.

Самые древние в Европе остатки жилища этой эпохи открыл де Люмлей на французской Ривьере близ Ниццы. Стоянка называется Терра Амата, а неподалеку от нее, в пещере Грот дю Лазарет, был обнаружен особый тип жилья. Внутри большой пещеры обнаружили остатки хижины (рис. 1.1). Изучение находки показало, что площадь пещеры занималась под жилище не полностью. Кучки камней удерживали вертикальные стойки. Горизонтальные балки перекрытия одним концом укладывались на эти стойки с вилкообразным верхним разветвлением, а другим опирались на выступ в стене пещеры. Конструкция хижины не примыкала вплотную к стене, что спасало ее от просачивающейся по стенам пещеры воды. Остов обтягивался шкурами животных, которые хорошо удерживали тепло и предохраняли людей от постоянно капающей сверху воды. Так внутри пещеры возникли первые «помещения», отделяющие жилую часть от остального пространства. Причем пространство самой хижины также расчленялось на самостоятельные отсеки. Внутри хижины выделена небольшая входная часть – сени или тамбур, а за перегородкой из шкур находилось собственно жилое помещение. Очаг размещался в пещере за пределами хижины. Таким образом, налицо зарождение первого функционального разделения жилого пространства, а конструкции простейших опор и балок дают первичные представления о стоечно-балочной системе, которая будет развита и переработана впоследствии. Эта конструктивная система существует как одна из основополагающих в строительстве и по сей день.


Рис. 1.1. Реконструкция внутреннего помещения хижины в Гроте дю Лазарет (по Люмлею)

Погодные условия вынуждали использовать подобные жилища в зимнее время, летом же люди покидали их, отправляясь на поиски новых территорий для охоты и рыболовства.

В зависимости от климатических условий менялась как форма жилища, так и материал конструкции. В 1950 г. Б. Клима открыл на территории Чехословакии в Долни Вестонице остатки отдельно стоящих хижин. В одной из них для создания ровного пола древним строителям пришлось левой стороной площадки углубиться на 80 см в склон холма, а правую приподнять с помощью искусственно созданной насыпи из камней. Перед нами первые попытки вертикальной планировки – будущего базового раздела строительства. Хижина с очагом в центре имеет овальную форму. Исследования показали, что ее конструкция состояла из опор для поддержания покрытия. Опоры располагались только с одной стороны. Кровля укладывалась на столбы, а другой стороной упиралась в землю, образуя наклонную крышу. В хижине найдено множество глины со следами лепки. Археологи доказали: это была мастерская первобытного скульптора, что и делает данную находку особенно ценной (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Реконструкция круговой хижины в Долни Вестонице, общий вид

На территории современной Украины и Сибири широко использовались конструкции жилища с применением рогов, бивней и остовов животных. Фундамент в таких жилищах складывался из длинных костей и черепов мамонтов. Вход с двух сторон отмечался также мамонтовыми черепами, перевернутыми альвеолами (носовыми отверстиями) вверх. В них вставляли длинные бивни и сверху соединяли третьей костью (рис. 1.3). Таким образом создавалась арка входа, которая служила основной прочностной конструкцией (рис. 1.4). Купол складывался из оленьих рогов. Круговое шалашеобразное жилище со стоянки Мальта в Сибири в бассейне Ангары, открытое М. И. Герасимовым и им же исследованное и реконструированное, представляет именно такой пример (рис. 1.5, вкл.[5] рис. 1). Конструкции основного остова шалаша выполнены в таких жилищах из деревянных жердей. В Сибири было много леса, а примитивные орудия труда давали возможность грубо его обработать.

Чем южнее находились территории обитания первобытного человека, тем легче становились конструкции жилища. Они служили скорее навесами, спасающими от солнечных лучей, чем заслонами, ограждающими от непогоды (рис. 1.6–1.9).

В целях лучшей защиты от диких зверей поселения возводились также на сваях. Такие постройки часто сооружались над водой (рис. 1.10).


Рис. 1.3. Мезинское жилище (Украина). Для большей наглядности в вертикально поставленные челюсти мамонта были воткнуты бивни (по Шовкоплясу)


Рис. 1.4. Реконструкция позднепалеолитических жилищ (Мезин, Украина)


Рис. 1.5. Реконструкция шалашеобразного кругового жилища (Мальта, Россия)

В заключение можно сказать, что человек эпохи палеолита, владея грубыми орудиями труда, научился организовывать среду своего обитания с целью удовлетворения первичных потребностей в безопасности и тепле в зимнее время года, а на юге в целях защиты от жарких солнечных лучей. Он предпринял первые попытки функциональной организации пространства, научился выбирать строительный материал и с помощью конструкций из камня, костей и шкур животных, дерева сооружать достаточно прочные жилища, применяя даже подпорные стенки или сваи и при необходимости осуществляя мероприятия по подготовке и выравниванию площадки под будущее строительство.

Эпоха неолита (IX – середина VI тыс. до н. э.) коренным образом изменила жизненные условия. Повсеместное потепление климата вынудило многих животных переместиться в более северные районы, и охота уже не могла прокормить человеческие сообщества. Люди постепенно переходили к освоению степных территорий под земледелие и приручению животных с целью получения молока и шерсти, а также к использованию животных как тягловой силы. На фоне начавшегося производства материальных благ в результате успешного хозяйствования произошло накопление избыточного продукта в отдельных руках или семьях. Наступил период разделения родового сообщества на семейные кланы, что в свою очередь повлекло за собой и существенные изменения в планировке жилища.

Жилище земледельца должно было стать максимально стационарным, а жилище кочевника-скотовода приобрело качества сборных облегченных конструкций.


Рис. 1.6. Сферическое жилище южноафриканских бушменов. Шалаш сложен из ветвей (по Б. Аллчину)


Рис. 1.7. Легкая хижина из листьев пандана (Северная Австралия)


Рис. 1.8. Легкий шалаш из коры эвкалипта (Центральная Австралия)


Рис. 1.9. Остов сферической хижины аборигенов Центральной Австралии


Рис. 1.10. Реконструкция первобытного свайного поселения


Рис. 1.11. Планировка длинного многоочажного жилища, в центре протянулся ряд очагов (Костенки IV)

В 1937 г. археологами П. П. Ефименко и А. Н. Рогачевым около села Костенки на Украине были раскопаны интереснейшие стоянки с просторными удлиненной формы жилищами. Размер самого большого достигал 33,5 × 5,5 м. Жилище было заглублено на 40 см и располагалось своей длинной осью вдоль склона, это снижало опасность его затопления весенними талыми водами. Большое количество очагов размещалось по продольной оси сооружения, что говорит о наличии двускатной крыши, самым высоким местом которой является средняя линия (рис. 1.11, 1.12). Такое жилище, скорее всего, разделялось по количеству проживающих в нем семей, чему соответствует количество очагов. В более позднем строительстве удалось дифференцировать общую скатную конструкцию покрытия на отдельные крышу и стену, применить каркасные решения. Последние были достаточно просты, хотя в сельской местности их можно встретить и сегодня. Речь идет о конструкциях из жердей и плетняка из гибких веток деревьев. Они могли служить ограждением, а если их обмазывали глиной и высушивали, становились надежными стенами домов. Неолит VII – VI тыс. до н. э. представлен первым сырцовым кирпичом и каменными фундаментами. В архитектуре применялась окраска полов и стен белой или красной охрой.


Рис. 1.12. Реконструкция двух длинных жилых объектов (Костенки IV, Александровка) (по Ефименко)

Однако человек не ограничивался решением чисто утилитарных задач. Разрушительные природные явления приводили его в трепет. Появилась потребность представить силы природы в образах божеств и постараться их умилостивить. Так возникли первые мегалитические сооружения, посвященные божествам, погребальным обрядам, ибо смерть была за гранью понимания, или, наконец, просто ярким памятным событиям. Мегалитические сооружения – постройки из каменных глыб или вертикальных камней – поражают своими размерами. Трудно себе даже представить, каким образом они могли быть созданы. К мегалитическим сооружениям относятся:



– менгиры – каменные столбы высотой от 1 м и более (рис. 1.13), которые могут стоять по отдельности или группами, отмечая место стоянки или место захоронения тотемных предков;

– дольмены – столовидные комбинации из больших каменных глыб (вкл., рис. 2), которые, скорее всего, представляют собой остатки наземных погребальных сооружений;

– кромлехи – сложные сооружения, имеющие округлую форму и составленные из грубо отесанных каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их плоские каменные плиты.

Менгиры и дольмены появились во времена неолита и получили широкое распространение в следующую эпоху бронзового века. Особенно большое количество менгиров находится на территории Европы, а именно во французской Бретани. Слово «менгир» кельтского происхождения и в употребление вошло только в XIX в. Во Франции насчитывается около 6000 менгиров. Самый большой имеет высоту 20,5 м. Он выше колонн Большого театра в Москве (14 м) и даже для современного человека выглядит огромным. На древних людей такой менгир оказывал ошеломляющее воздействие. Особенно впечатляла смелость замысла и сложность исполнения. Были менгиры и поменьше – в 11, 10 и даже в 1 м. Абсолютно точно сказать, чему посвящались эти огромные каменные столбы, невозможно. Однако иногда под ними находили захоронения людей, по-видимому, знатных или выдающихся членов сообщества. Установку менгиров связывают с распадом родового строя. Первые камни были небольшими и относились к периоду, когда родовой строй находился в апогее своего развития. Чем дальше шли процессы его разложения, тем выше становились менгиры. Очевидно, что появилась необходимость сплотить род вокруг символа его единства, ибо менгир ставился над могилой, скорее всего, старейшины рода. Власть же передавалась по наследству живущему старейшине.

Для создания менгира сначала находили камень, затем обрабатывали его каменными орудиями более твердых пород, перекатывали на нужное место и, наконец, переводили в вертикальное положение. Раньше камни выглядели грубо обработанными, сегодня они имеют гладкую поверхность за счет атмосферных воздействий. От места его находки до места установки камень катили в горизонтальном положении, прилагая огромные усилия большого числа людей. Чтобы повернуть его в вертикальное положение, на выбранном месте выкапывалась яма, один конец камня с помощью бревен (аналог первого рычага) приподнимался. Под этим концом создавали насыпь. Когда камень соскальзывал в яму, его основание засыпали, чтобы он стоял прочно. Такое развитие событий представляется достаточно вероятным, однако это только гипотеза.

Велико значение первого памятника, который несет в себе не столько практический, сколько идейно-художественный смысл. Человек выбирает камень необходимой сигаровидной формы, обрабатывает его и, наконец, поворачивает в вертикальное положение, делая знаковым явлением. Можно увидеть в этом некоторый образ вертикали, которая является основным отличительным признаком прямоходящего человека.

Размеры менгира указывали на то, что под ним покоится важный, выдающийся для рода человек. Одновременно с этим менгир являлся композиционной вехой, пространственной осью, которая парила над окружающей местностью, так как менгир обычно устанавливался на возвышенности. У его подножия хаотично размещались жилые постройки. В противовес недолговечности их строительных материалов сделанный из прочного камня грандиозный менгир выглядел как символ вечности, о который разбивается повседневная жизнь. Так, последовательно выбирая и превращая камень в древний памятник, отыскивая для него пространственно значимое местоположение, человек впервые пошел по пути художественного творчества, по пути создания архитектурно-художественной композиции.

Второй тип мегалитического сооружения эпохи каменного века – дольмен. Археологи доказали, что дольмены были усыпальницами, причем привилегированной части рода. Основной целью возведения этих сооружений было создание для усопших вечного жилища. Дольмен сформировался из менгиров. Группа менгиров ставилась рядом и покрывалась сначала одной плитой (рис. 1.14), а затем двумя и даже тремя. Опоры сдвигались, и создавалось замкнутое внутреннее пространство (см. вкл., рис. 2). Вверху оставляли отверстие «для души». Через него, по представлениям первобытных людей, душа усопшего сообщалась с внешним миром. Археологами был раскопан один дольмен, в котором вход мог закрываться только изнутри. Это навело на мысль о том, что первоначально дольмены могли быть «дворцами» знати. Отверстие для удаления дыма из жилища стало аналогом для отверстия «для души». Впоследствии дольмены засыпались землей, и над ними образовывались большие курганы. В одних случаях в курганы вели входы (рис. 1.15), в других – курган засыпался полностью. Так же, как и менгиры, дольмены обрабатывались очень грубо. И если менгир был памятником, то дольмен стал первым монументальным зданием.

Бронзовый век датируется началом Iv – I тыс. до н. э. Этот период характеризуется общественным разделением труда на земледелие и скотоводство. Земледелие распространилось на лесостепных территориях в зоне умеренного климата, а скотоводство было вытеснено в степи и полупустыни. В общественной жизни матриархат сменяется патриархатом. Изменения в социальных отношениях ведут к образованию первых государств: Египта в долине Нила, государств Месопотамии в долине Тигра и Евфрата, а также Индии и Китая. Бронзовые орудия труда в корне изменили строительные технологии, а социальные отношения – принципы формирования жилища. Начинается строительство городов с их укреплениями. О том, каким образом развивалась архитектура и строительство этих государств в эпоху бронзового века, речь пойдет во второй главе.


Рис. 1.13. Менгир


Рис. 1.14. Дольмен (Бретань, Франция)


Рис. 1.15. Дольмен (Бретань, Франция)

Мегалитические сооружения продолжали возводиться и в течение бронзового века. Особенно они были распространены, как уже упоминалось, на территории Европы. Здесь образование государств сдерживали более суровые климатические условия. Самое крупное мегалитическое сооружение типа кромлех – Стоунхендж (Англия) – имеет 90 м в диаметре и состоит из 125 каменных глыб весом до 25 т (вкл., рис. 3). Причем горы, откуда были доставлены эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Кромлех датируется началом II тыс. до н. э.

Сравнительно однотипный характер этих древнейших сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, их огромное количество и невероятно широкое распространение свидетельствуют о существовании однотипных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии до Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. В пользу гипотезы о некой неизвестной единой культурной традиции говорит также то, что распространение получает не только сама идея таких сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки[6].


Рис. 1.16. Курган Аржан. План вскрытых погребальных клетей (Тува, Россия)

На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает и то, что такие сооружения, как Стоунхендж, ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния. Существуют предположения, что кромлех мог использоваться как первая астрономическая обсерватория.

Элементы кромлеха в Стоунхендже представляют собой каменные параллелепипеды устоев, на которых лежат каменные балки. Все они, благодаря металлическим орудиям бронзового века, отесаны значительно лучше, чем глыбы в дольменах периода неолита. Все элементы имеют почти правильную форму. В этом грандиозном сооружении впервые проявился очень важный момент в становлении архитектуры. Архитектура кромлеха впервые в истории получила пролетное решение с основными принципами стоечно-балочной системы.

Выделение семей и отдельных личностей по имущественному признаку, расслоение общества находят отражение не только в повседневной жизни, но и при погребении людей. Могильники знати и богатых членов сообщества часто были очень больших размеров. Например, в Сибири, в Туве, сохранились «царские курганы», которые имеют 120 м в диаметре и занимают огромную площадь (рис. 1.16). Форма таких курганов могла быть либо круглая, либо трапециевидная. Камеры кургана в Туве радиально отходят от центра. Основная конструкция сделана из бревенчатых клетей, засыпанных на 3–4 м бутовым камнем. Внутри могильников помещалось оружие, кони, богатая утварь, украшения и даже наложницы. Особое место среди древних мегалитических сооружений занимают святилища. Это более поздние религиозные сооружения. Примером могут служить святилища на островах Мальтийского архипелага (о-ва Мальта, Гозо и Камино). Существовавшие здесь культуры оставили потомкам 34 доисторических поселения, большинство из которых представлены остатками храмов. Наиболее древние относятся к 5200-м гг. до н. э. Святилище в Ггантии на о. Гозо состоит из двух храмов, представляющих собой объединение нескольких абсид[7], и относится к 3600-м гг. до н. э. (рис. 1.17).

В этом сооружении отчетливо видно, каким образом распределено внутреннее пространство в зависимости от функциональных требований. Центральный вход ведет к главному алтарю. Пространство храма разделено пятью абсидами. На плане видны два жертвенника, основание священного камня и священный треугольник. В левой второй абсиде располагается алтарь, размещенный в трех нишах (вкл., рис. 4). Принцип конструкции алтарных ниш тот же, что и в кромлехе Стоунхенджа (стойки, на которые уложены плиты), только их размеры меньше. Зато верхние плиты существенно пригружены камнями. Однако толщина плит и их пролетные размеры соотносятся таким образом, что они обладают большим запасом прочности, что позволило им простоять тысячелетия. Удивляют циклопические габариты камней, из которых сложены стены святилищ, что остается загадкой даже для современных исследователей (вкл., рис. 5).


Рис. 1.17. План комплекса храмов (Ггантия, Мальта): 1 – вход; 2 – камень очищения; 3 – чаша для жертвенного вина; 4 – жертвенник; 5 – камень с ритуальными изображениями; 6 – чаши оракулов; 7 – священный треугольник; 8 – каменный пьедестал; 9 – алтарь в нише; 10 – главный алтарь

Итак, мы проследили, как развивалась древнейшая архитектура и совершенствовалась строительная мысль первобытного человека, каким образом он шел от простейших решений утилитарного характера к решениям, связанным с высокой сложностью конструкций и яркой выразительностью мегалитических сооружений, отражающих его духовную культуру.

Архитектура исторических городов

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: искусство

Класс 9

Тема и номер в разделе: 18 урок в разделе «Дар созидания», тема: «Архитектура исторического города».

Базовый учебник: Г.П. Сергеева, И, К. Кашекова, Е.Д.Критская «Искусство», М.: «Просвещение». 2011 г.

Цель: Ознакомить обучающихся с характерными особенностями градостроительства  разных эпох и времен.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить обучающихся с характерными  особенностями градостроения разных эпох и времен;
  • Развивающие: развить познавательные  процессы: память, мышление, наблюдательность, внимание, способность анализировать , делать выводы, умение высказывать свои утверждения, развить навыки устной речи, коммуникативность.
  • Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, уважение к мировой истории и традициям.

Тип урока: урок – приобретение новых званий.

Форма работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

План конспект урока

Этап

Задача этапа

Учебная задача

Материал

Действие учителя

Действие ученика

Вступление

Самоопределение в деятельности

Выделить особенности плана-схемы городов    разных эпох

Музыка эпохи Возрождения, Колокольный звон, Восточные напевы. Гравюры

Предлагается рассмотреть различные планировки– схемы городов разных эпох : Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Древнерусский город

(фото)

Работа по группам.  (5-7мин)

Сравнивают планировки – схемы ,анализируют : античный храм (Афинский акрополь),Средневековый город, Западноевропейский город , средневековый город Руси. Выделяют существенные признаки каждого города и их особенности, и различие. (5-7 мин.)

Экспозиция

Построение проекта решения учебной задачи

Выделить архитектурные виды которые оказывают большое эмоциональное воздействие на человека.

Презентация «Архитектура исторических городов»

Предлагается сравнить особенности городов в разные эпохи:  Древние времена, Античность, Средние века Западной Европы, Средние века на Руси, Средние века на Востоке, Возрождение.

Работа по группам. (5-7 мин.)

Сравнивают архитектуру исторического городов разные эпох и стилей: Архитектуру Московского Кремля (презентация).  Архитектуру  восточного города (презентация), западноевропейского города(презентация). Подбирают стихи посвященные достопримечательностям любого города мира (домашние заготовки)    (5-7 мин.)

Кульминация

Решение учебной задачи

 

Существенные признаки синтетических искусств в градостроительстве

 Таблица «Особенность архитектуры исторических городов»

Гравюры

Направляет обучающихся на раскрытие эмоционального восприятия древних городов, крепостей, торговых площадей, культовых построек через художественные произведения художников и музыкантов которые воспевали красоту древних городов.

Работа по группам (5-7 мин.) Рассматривают старинные гравюры. Находят в них древние крепости, торговые площади, широкие проспекты и узкие улочки.

В творческих тетрадях (10 мин.)

Записать в рабочих тетрадях  свое понимание и высказывание «Архитектура застывшая музыка, и «Архитектура отзвучавшая мелодия» Что общего между архитектурой и музыкой?.

Высказывают свои мысли (устно), что общего между музыкой и архитектурой. Делятся своими впечатлениями.

Реприза

Решение учебной задачи в новой ситуации

Использовать новые знания в новых условиях

Фотографии  характерных средневековых городов

Предлагает: используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города, восточного или Европейского города с их характерными чертами

Практическая работа. (индивидуальная) (15 мин.)

Выполняют на листе А4 графическое изображение плана – схемы средневекового города, восточного или Европейского города с их характерными особенностями по выбору.

Обсуждение, анализ работ. Вопросы на закрепление материала.

Задание №1

Сравнить планировки-схемы и найти различие  античного храма (Афинский акрополь),средневекового  города, западноевропейского города , средневекового города Руси. Выделить существенные признаки каждого города и их особенности.

Задание №2

Подбирают стихи посвященные достопримечательностям любого города мира (домашние заготовки)

Задание №3

Работа в творческих тетрадях:

Рассматривают старинные гравюры. Находят в них древние крепости, торговые площади, широкие проспекты и узкие улочки.

Записывают свое понимание высказываний: «Архитектура застывшая музыка», «Архитектура отзвучавшая мелодия».

Находят, что общего между архитектурой и музыкой.

Высказывают свои мысли (устно), что общего между музыкой и архитектурой. Делятся своими впечатлениями.

Практическая работа индивидуальная (15 мин.)

Выполняют на листе А4 графическое изображение плана-схемы. Передать характерные черты русского, европейского и  восточного, средневекового  города (по выбору).

Обсуждение, анализ работ.

Вопросы закрепления материала: В чем различие  архитектуры исторических городов?

  • Античного,
  • Русского,
  • Западноевропейского,
  • Восточного

Оценка: Выставляется по итогам работы в группах и за индивидуальную практическую работу.

На уроке используется материал:

  • Презентация «Архитектура исторических городов»
  • Фотографии характерных средневековых городов
  • Репродукции старинных гравюр
  • Музыка эпохи Возрождения, колокольный звон, Восточные напевы

Приложение 1  (тексты к слайдам)

архитектурно-исторический — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.архитекту́рно-истори́ческийархитекту́рно-истори́ческоеархитекту́рно-истори́ческаяархитекту́рно-истори́ческие
Рд.архитекту́рно-истори́ческогоархитекту́рно-истори́ческогоархитекту́рно-истори́ческойархитекту́рно-истори́ческих
Дт.архитекту́рно-истори́ческомуархитекту́рно-истори́ческомуархитекту́рно-истори́ческойархитекту́рно-истори́ческим
Вн.   одуш.архитекту́рно-истори́ческогоархитекту́рно-истори́ческоеархитекту́рно-истори́ческуюархитекту́рно-истори́ческих
неод.архитекту́рно-истори́ческийархитекту́рно-истори́ческие
Тв.архитекту́рно-истори́ческимархитекту́рно-истори́ческимархитекту́рно-истори́ческой архитекту́рно-истори́ческоюархитекту́рно-истори́ческими
Пр.архитекту́рно-истори́ческомархитекту́рно-истори́ческомархитекту́рно-истори́ческойархитекту́рно-истори́ческих

архитекту́рно-истори́ческий

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -архитект-; суффиксы: -ур-н; интерфикс: -о-; корень: -истор-; суффикс: -ическ; окончание: -ий [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [ɐrxʲɪtʲɪˌkturnə ɪstɐˈrʲit͡ɕɪskʲɪɪ̯]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. относящийся к истории архитектуры ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *