Архитектурная композиция – КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ для специальности- Архитектура зданий и с
Композиция и художественные средства архитектуры
Архитектурная композиция — творческий процесс, который проявляется на протяжении всего проектирования. Это касается и окружения (контекста или среды) и облика здания в целом. Важно понимать, что проектирование любого здания — это, прежде всего, создание композиционного решения, то есть сочетания всех требований и элементов здания в гармонически связанное и завершенное, единое целое.
В этой статье я предлагаю поговорить о двух важнейших понятиях в архитектуре: композиции и художественных средствах.
Композиция
В процессе проектирования здания различают несколько стадий композиции:
- архитектурно-функциональную, т. е. такое сочетание объемно-планировочных элементов здания, которое в наилучшей степени удовлетворяло бы утилитарному назначению здания;
- архитектурно-художественную, которая имеет целью придать нужную архитектурную выразительность внешнему виду здания и его внутренним помещениям;
- архитектурно-конструктивную, целью которой является подбор строительных материалов и конструкций, конструктивных схем, несущих и ограждающих конструктивных элементов.
Виды композиций
С композицией внутреннего пространства здания должна быть неразрывно связана его объемная композиция (или композиция внешней формы здания). Невозможно спроектировать фасад, не думая про функцию здания, и наоборот.
Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, но чаще всего она близка к форме простых геометрических тел (параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр и т. п.).
По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы (например, композиции из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс).
Здания массового строительства обычно представляют собой простые композиции, для их индустриальности и экономичности.
Необходимо учитывать, что при различном расположении составляющих (соподчиненных) объемов получаются различные композиции. Рекомендуется ограничиваться тремя-четырьмя крупными объемами, т. к. слишком большое количество мелких объемов затрудняет восприятие композиции и лишает ее выразительности.
Объемные композиции зданий можно разделить на:
- фронтальные
- глубинные
- центрические
- вертикальные
Фронтальные композиции — развитие объема в одном направлении. Пример: типовой многоэтажный секционный жилой дом:
Глубинная композиция проявляется, когда объемы развиты в глубине:
Примером центрической композиции является наличие большого помещения в центре. Примеры: цирк, крытый круглый рынок и т. п.
Вертикальная композиция характеризуется значительным преобладанием высоты над двумя остальными измерениями:
В архитектурной композиции существуют различные художественные приемы и средства для обеспечения единства гармонии как отдельного здания, так и всего комплекса (например, архитектурного ансамбля).
Художественные средства и приемы архитектора
Художественные средства — это то, из чего создается архитектура. Можно сказать, это кирпичики архитектурной композиции для создания функционального, тектонического и эстетически целостного здания (или комплекса зданий). А что такое “функциональное”, “тектоническое”, “эстетически целостное” здание, мы узнаем далее.
Тектоника
С древнегреческого текто́ника означает “возводить”, “строить”, то есть создавать конструктивное целое, воплощать идею конструкции в жизнь. Это важнейшее композиционное средство и художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания.
Тектоника всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысления, в процессе которого здание приобретает выразительность.
Можно сказать, что тектоника — это когда эстетическая сторона конструкции отмечена зрителем уже после возведения сооружения. Классический пример тектонической архитектуры — Эйфелева башня, а также множество различных “ажурных” мостовых конструкций по всему миру:
Одним из первых примеров тектонического зодчества в истории человечества можно считать конструкции, которые состояли из вертикально поставленных стоек (столбов, колонн) и опирающихся на них балок.
Стоечно-балочная конструктивная система — одна из самых древних. При строительстве таких зданий использовались дерево, кирпич, камень, придающие устойчивость конструкции. Позже стали применять металл, а уже с конца XIX века — железобетонные стоечно-балочные конструкции.
На основе стоечно-балочной системы возникла античная греческая архитектура, которая получила свое законченное художественное выражение. Здесь выработалась система архитектурных форм, которая получила название ордера (от латинского слова «ordo» — порядок).
Архитектурный масштаб
В общепринятом смысле, под масштабом подразумевается отношение длины изображаемого отрезка на чертеже к длине этой линии в натуре.
Масштаб может быть выражен числом (числовой масштаб 1:50, 1:100 и т. п.) или изображен графически (линейный масштаб). Благодаря масштабу, мы получаем возможность чтения чертежей и любых других уменьшенных изображений реальных объектов.
В архитектуре масштаб занимает особое место, и обычно с этим понятием связывается расчлененность композиции, ее детализация, крупность форм по отношению ко всему зданию. Это категория скорее не размерная, а композиционная, и от ее правильного применения зависит художественное качество произведения. Архитектурный масштаб выражается соотношениями между частями объекта, и независимо от фактических размеров объекта может делать его большим или малым, значительным или измельченным, монументальным или рядовым.
Крупные монументальные здания не дробятся на мелкие членения, но в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема.
С понятием “архитектурный масштаб” не следует смешивать термин “масштабность”.
Архитектурная масштабность
Архитектурная масштабность — это соотношение между размерами сооружения и размерами человека, а также между всем сооружением и его частями и деталями. Масштаб не только и не столько выявляет для зрителя действительный размер здания или комплекса, сколько придаёт ему характер, нужный для данного конкретного художественного образа.
Основополагающие принципы масштабности:
- Человек есть мера всех вещей.
- Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства.
- Масштаб определяется соотношением частей и целого.
- Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающей средой.
Получив задание на проектирование, архитектор сначала учитывает назначение сооружения, выбирает определенный масштаб, величину составляющих частей и членений сооружения по отношению к человеку и окружающей среде.
Масштабная выразительность зависит от знания законов зрительного восприятия. Пример: светлая поверхность всегда кажется больше, нежели темная.
Большое значение для установления масштабности имеют элементы, связанные с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой.
Характерными случаями нарушения масштабности являются:
- Композиционный прием, свойственный большому зданию и примененный к малому сооружению (и наоборот).
- Несоответствие размеров отдельных частей или деталей сооружения общему масштабному строю.
- Несоответствие масштаба здания окружающей среде.
О равновесии формы
Композиционное (механическое) равновесие — это состояние тела, в котором действующие на него силы полностью уравновешивают друг друга. Равновесие же формы — такое состояние, при котором сбалансированы между собой все элементы формы. Оно зависит от распределения композиции относительно центра и связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением осей и т. д. Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных формах.
Симметрию нередко трактуют как синоним равновесия, но она совсем не гарантирует композиционной уравновешенности. В результате диспропорции частей и общего целого, их явной несомасштабности даже симметричная форма становится зрительно неуравновешенной. Композиционное равновесие симметричной формы достигается более уверенно, нежели формы асимметричной, благодаря оси симметрии, которая создает то самое композиционное равновесие.
Художественный контраст, тождество, нюанс
Художественный контраст — резкое различие свойств у форм. Это противопоставление и ярко выраженная динамичность формы, которая подчеркивает свойства формы, делает их более впечатляющими.
В контрастных отношениях могут находиться размеры и формы элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивности цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильной тенью, глухую стену — с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными и т. п.
Тождество — это равенство, совпадение одного или нескольких свойств у различных форм. Оно является признаком статичности сооружения.
Нюанс — это едва заметный переход от одного художественного мотива к другому:
Тождество, нюанс и контраст не могут выбираться произвольно. Их выбор зависит от назначения или функции сооружения, а также возможных вариантов его исполнения. Тождество, нюанс и контраст служат содержанию всей композиции и от них зависит архитектурная выразительность здания.
Ритм
Ритм — специфическое художественное средство. Слово ритм буквально означает “такт”, “мерность”. Применительно к архитектуре, это закономерное повторение, чередование элементов здания в общей композиции архитектурного объекта. Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т. д.
Когда ритмический порядок прост, нарастает ощущение монотонности. Чтобы преодолеть эту монотонность, правильность ритма нарушают. Метрический и ритмический порядки строятся как ряд. Метрический ряд может быть простым (с равным интервалом) или более сложным, когда ритм возрастает и убывает.
Промежутки, через которые элементы зданий повторяются называются интервалами, а повторяющиеся элементы — акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как пространственный промежуток, так и архитектурная форма.
Кстати, ритм может развиваться как по горизонтали, так и по вертикали.
Симметрия
Симметрия — одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр. Простейший вид симметрии — зеркальная. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой:
На чертежах плоскость симметрии изображается линией, поэтому её называют осью симметрии.
Построению симметричной объемно-пространственной формы в архитектуре способствует также применение ряда конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола и т. п.) Симметрия используется в построении композиций отдельных сооружений и целых ансамблей, способствуя подчеркнутому акцентированию главного сооружения ансамбля:
Не всегда возможно использовать симметрию. Если функциональное решение здания невозможно реализовать с симметричным фасадом, то в силу вступают законы асимметрии.
Виды симметрии
Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человеческое лицо, кстати, также дисимметрично:
Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональною эффекта. Но эти “отклонения” требуют мастерства и чувства меры:
Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной. Она дает возможность неповторимого сочетания элементов и всегда индивидуальна, что повсеместно можно встретить в природе:
Классическим примером симметричной композиции является Парфенон — храм богини Афины на Афинском акрополе:
А вот расположенный там же храм Эрехтейон — яркий пример асимметричной композиции:
В современной архитектуре асимметричные композиции чаще всего применяются в проектах зданий, сочетающих разнородные функциональные элементы. Как правило, это небольшие рабочие помещения с крупными залами:
Статичность и динамизм
Расчленение всего предметного мира на движущиеся и неподвижные объекты обусловило формирование различных композиций: статичной и динамичной.
Статичность — подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости устойчивости формы. Это относится к объектам, где есть явный центр и ось симметрии. Динамизм же создает композиции направленность. В одних случаях это направление движения, в других — для того, чтобы привлечь внимание к главному:
Фактура и цвет — куда же без них?
Ну и, конечно же, важное художественное значение имеют фактура и цвет.
Цвет может выделить или нейтрализовать отдельные элементы, объединить их в единое целое или, наоборот, расчленить. Цветом можно создать дополнительные ритмы, внести декоративный акцент, что облегчает ориентацию человека в пространстве.
В зависимости от использования того или иного цвета, одна и та же форма может восприниматься по-разному. Светлые тона подчеркивают малую весомость, а темные тона “утяжеляют” сооружение:
Цвета могут вызывать как положительные эмоции, так и отрицательные. Ориентированные на север помещения окрашивают в теплые тона: абрикосовый, кремовый, золотистый и т. д. Это, отчасти, компенсирует недостаток солнечных лучей в помещении и делает его микроклимат более теплым:
Холодные тона — голубой, зеленый, серый — бывают целесообразны при необходимости создания успокаивающего микроклимата, они уменьшают возбуждение. В производственных помещениях применяют красно-черную, желто-черную и оранжево-черную окраску. Зоны безопасности, как правило, выделяются зеленым цветом.
Цветом можно достичь различного психологического эффекта. Так, введение красного цвета в интерьер создает впечатление торжественности:
Выводы
Мы провели краткий обзор художественных средств и выяснили, чем можно достичь выразительности в композиции или наоборот, сделать проектируемый объект “затерянным” в застройке. Мы уже коснулись понятий “масштаб”, “масштабность”, “симметрия”, поэтому в следующей статье рассмотрим одно из самых важных понятий в архитектуре — пропорцию.
Автор: Анна Реппо (архитектор, конструктор). Фотографии: из личного архива автора и сайта Pixabay.com
Архитектурная композиция — это… Что такое Архитектурная композиция?
Архитектурная композиция — способ организации элементов художественного произведения с целью достижения общего единства и гармоничности[1].
Виды архитектурной композиции
В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.
Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2].
Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2].
- Объёмная композиция
Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2].
- Пространственная композиция
Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2].
- Глубинно-пространственная композиция
Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2].
- Объёмно-пространственная композиция
Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2].
- Фронтальная композиция
Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[2].
Средства
К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия[1]. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.
Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».
Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической[1][4].
Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй соорежению[1].
Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей[1].
Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество[1].
Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия[1].
Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию[1].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 доктор архитектуры, профессор Шумилкин С. М., к.т.н., профессор Дергунов В. И., кандидат архитектуры, доцент Шумилкина Т. В., архитектор Чигин Е. Н. Начало архитектурной композиции. Методическая разработка по архитектурной композиции для студентов 1 курса направления «Архитектура». — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2005.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Соколов А.М. Основные понятия архитектуры. — Л.: Общество «Знание», 1974.
- ↑ В теории архитектуры объём определяется как замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне.
- ↑ Эрнст Нойферт Строительное проектирование. — Стройиздат, 1984.
Архитектурная композиция Википедия
Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности[1].
Виды архитектурной композиции[ | ]
В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.
Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2].
Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2].
- Объёмная композиция
Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2].
- Пространственная композиция
Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2].
- Глубинно-пространственная композиция
Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2].
- Объёмно-пространственная композиция
Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2].
- Фронтальная композиция
Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[2].
Высотная композиция
Высотная композиция определяется преобладанием размера высоты формы над её размерами в плане. В архитектуре прошлых веков подчеркивается делением на ярусы, с увлечением высоты массивность ярусов убывает.
Средства[
Композиция и архитектура
ФГБ ОУ ВПО
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Студент гр. Медведцев В.С. Сарб 11-1
Руководитель проф. Федосихин В.С.
(Реферат 1 страница)
Архитектурная композиция — Википедия
Архитектурная композиция— реферат скачать
Архитектурная композиция — Архитектура и Строительство от RIN.RU
Контрольная работа: Архитектурная композиция
КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНАЯ
…севастополь | ГЛАВА 1. КОМПОЗИЦИЯ В ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ…
Единство архитектурной композиции
Гуров Г. Е., Питерских А. С. Дизайн и архитектура в жизни человека….
Композиция Архитектура — Уральская архитектурно-художественная…
Рис
1.Архитектурная композиция – Википедия
В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.
Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностьютребований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2].
Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2].
Объёмная композиция
Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2].
Пространственная композиция
Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2].
Глубинно-пространственная композиция
Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2].
Объёмно-пространственная композиция
Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2].
Фронтальная композиция
Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[2].
[править]Средства
К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия[1]. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.
Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».
Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической[1][4].
Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй соорежению[1].
Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей[1].
Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество[1].
Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность.Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия[1].
Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию[1].
2.Архитектурная композиция | |
|
Архитектурная композиция Википедия
В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.
Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2].
Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2].
- Объёмная композиция
Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2].
- Пространственная композиция
Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2].
- Глубинно-пространственная композиция
Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2].
- Объёмно-пространственная композиция
Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2].
- Фронтальная композиция
Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[2].
Высотная композиция
Высотная композиция определяется преобладанием размера высоты формы над её размерами в плане. В архитектуре прошлых веков подчеркивается делением на ярусы, с увлечением высоты массивность ярусов убывает.
К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия[1]. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.
Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».
Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть
8. Основы и приемы архитектурной композиции
Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции. Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.
В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды.
Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей.
Архитектурная композиция может считаться удачной, когда видимые части здания, его детали и отдельные объемы гармонично (т.е. соразмерно, согласованно) сочетаются между собой, образуя в художественном отношении единое целое.
Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем. Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания.
Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем.
Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения.
Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность.
Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.)
Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся.
Задания и методические указания по дисциплине архитектурная композиция
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФИЛИАЛ) ФГАОУ ВО КФУ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
БАХЧИСАРАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАКЕТИРОВАНИЯ
ПМ. 01. Проектирование объектов архитектурной среды
МДК 01.02. Объёмно-пространственная композиция с элементами макетирования
Для обучающихся по специальности 07.02.01 Архитектура
2015г
Задания и методические указания по выполнению практических работ
По дисциплине «Объёмно-пространственная композиция с элементами макетирования» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 07.02.01 Архитектура
Организация разработчик:
БКСАиД (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им В. И. Вернадского
Разработчик:
Ямщикова С. А., преподаватель дисциплин профессионального цикла
Рекомендованы цикловой комиссией специальных дисциплин №5
Протокол № ____ от «____» ___________ 2015г.
Председатель цикловой комиссии ______________/ Марченко В. И.
Рецензент _________________________________________________________
_________________________________________________________
Рассмотрено и утверждено на заседании методического совета
«___» ________ 2015г.
34
Содержание:
Что такое макет и макетирование
Архитектурная композиция.
Задания для практических работ
Рекомендуемая литература
Что такое макет и макетирование
Макет известен с древнейших времен. Само слово «макет» в переводе с французского означает набросок, пространственное изображение в уменьшенных размерах. Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения при помощи макета.
Макетирование — это еще одна форма проектно-исследователнекого моделирования, моделирования в объемных изображениях. Макет дает сведения об объемно-пространственной структуре, размерах, пропорциях, характере поверхностей, их пластике, цвето-фактурном решении и др.
Макет является пробным камнем для проверки исследовательских и проектных идей создания объекта; он позволяет преодолевать недостатки оперативного эскизирования, в котором неизбежны графические условности. Рисунки и фотографии с макетов обеспечивают достоверные сведения об изделии, позволяющем проводить графическую отработку его. Наглядность макета упрощает работу всем участникам проектного коллектива
Материалы используемы е для изготовления макетов
Основными материалами для макетирования служат простые в обращении бумага типа «Ватман» и тонкий картон. Эти материалы легки и удобны при ручной обработке. И обладают достаточной жёсткостью, обеспечивающей прочность макета.
Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет изнаночную и лицевую стороны, часто отличающиеся по цвету. При макетировании можно использовать также тонированную бумагу, для большей выразительности творческого замысла.
Современные материалы: пенопласт разной толщины, наиболее удобна при использовании потолочная плитка, с гладкой поверхностью, тонкий цветной пластик (пластиковые папки для
бумаг), для склеивания полимеров применяется силиконовый клей
типа «титан», клей момент не удобен, склеивает всё кроме необходимого, приклеивает всё к пальцам, макет получается грязный и не аккуратный.
Для работы с бумагой и картоном требуются следующие инструменты:
Канцелярский нож.
Ножницы
Клей ПВА
Рейсшина
Доска из фанеры или другого материала, для вырезания на ней деталей макета.
Линейки желательно металлические, так как они не прорезаются ножом.
Карандаши, резинке, цыркуль.
Цветная бумага или самоклейки.
При использовании цвета в макетах, на ватман или картон наклеивается цветная бумага. Цветную бумагу необходимо наклеивать на развёртку, ещё не склеиного объёма. По линиям сгиба, бумагу можно прорезать на 1/3 толщины листа, чтобы грани были ровными.
Также есть метод когда фрагмент цветной бумаги делается на 1 мм меньше чем грань, на которую он наклеивается, тогда рёбра объёма остаются белыми, и объём получает конструктивную выразительность.
Если нет цветной бумаги необходимого цвета, то можно прокрасить лист бумаги акварелью, предварительно натянув лист на подрамник, чтобы лист остался ровным. Если бумага прокрашивается тушью или гуашью, советуется использовать томпонирование. т.е. наносить краску при помощи кусочка поролона.
Архитектурная композиция
Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности
Цели и задачи архитектурной композиции
— Цель архитектурной композиции – достижения единства формы и содержания; единства объемов и пространства, построенное на взаимосвязи и соподчиненности. Достигается это с помощью композиционных средств.
Основными задачами архитектурной композиции являются:
1. Организация объемов и пространств в соответствии с функциональными процессами, экономическими требованиями и местными условиями.
2. Выражения конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно- планировочном решении.
3. Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру. Выражаясь коротко композиция выполняет: 1) функциональную; 2) конструктивную; 3) эстетическую (задачи).
Виды архитектурной композиции
В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.
Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими.
Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия.
Объёмная композиция
Объёмная композиция определяется объёмным построением формы, которое в данном случае является доминирующим.
Пространственная композиция
Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена.
Глубинно-пространственная композиция
Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам.
Объёмно-пространственная композиция
Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-
пространственной композиции. Простейший пример такой
композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика.
Фронтальная композиция
Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры.
Средства
К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.
Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».
Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической.
Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению.
Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей.
Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество.
Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия.
Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию.
Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.
Основное требование, которое должно учитываться при создании фронтальной композиции — это ее плоскостность, ощущение плоскости как целого независимо от того, абсолютная
это плоскость (картина) или это барельеф, горельеф, и независимо
от того, какой формы эта плоскость (квадрат, прямоугольник, овал, ромб и т. д.). Для того чтобы это требование выполнять, необходимо учитывать характер тоновых и цветовых контрастов частей и элементов, а также линий и фактур, образующих плоскость или разрушающих ее, делящих на какие-то части. Характер контрастов фронтальной композиции будет различным в разных видах и жанрах искусства. Необходимо учитывать степень как реальной, так и иллюзорной глубины, которая передается во фронтальной композиции в соответствии с ее замыслом. Именно характер контрастов частей и элементов фронтальной композиции создает целостность ее как плоскости. Так, например, в однотоновой фронтальной композиции (чистой плоскости — светлой или темной) главную роль показа частей, элементов композиции и многообразие характеров этих частей и композиции в целом играют линии, их характер (направление, толщина, длина), которые и выделяют все элементы композиции. Тональные и цветовые контрасты могут создавать и «уплощение» фронтальной композиции и большее или меньшее движение взгляда в глубину.
Закономерностями фронтальной композиции являются, во-первых, общие закономерности, действующие во всех видах и жанрах изобразительного искусства, и, во-вторых, специфические закономерности, присущие фронтальной композиции любого вида и жанра изобразительного искусства в отдельности (в станковой картине, графических листах, в оформлении книги, в плакате, портрете, пейзаже, натюрморте, в панно, витраже, барельефе и др.).
Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех
сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.
На объемную композицию распространяются все общие закономерности, относящиеся ко всем видам и жанрам изобразительного искусства. В то же время в объемной композиции действуют специфические закономерности, присущие только ей в разных видах и жанрах изобразительного искусства (в монументальной, станковой, прикладной скульптуре, произведениях прикладного искусства и дизайна, архитектуры и др.).
Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними.
Глубинно-пространственная композиция используется при создании полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или общественного помещения, в частности жилой комнаты, фойе кинотеатра, выставочного зала, сцены театра, архитектурного ансамбля и др.
Глубинно-пространственная композиция, так же как фронтальная, объемная, строится в соответствии с действием общих, объективных закономерностей композиции, в том числе таких, как симметрия и асимметрия, ритм, целостность, наличие сюжетно-композиционного центра и др. Есть в глубинно-пространственной композиции и свои специфические закономерности, приемы и методы построения, компоновки.
Практическая работа №1
Композиция на плоскости№1 . (2ч)
Работа выполняется на листе однотонной бумаги размером 30х20 см; должно быть использовано от 3-х до 8-ми элементов прямоугольной формы из бумаги другого цвета или тона; соотношения сторон прямоугольников могут быть в пределах от 1:1 до 1:5; прямоугольники располагаются параллельно или перпендикулярно друг к другу и по отношению к краю листа
Композиция на плоскости№2 . (2ч)
Работа выполняется на листе однотонной бумаги размером 30х20 см; должно быть использовано от 3-х до 8-ми элементов простых геометрических форм из бумаги разного цвета или тона; фигуры располагаются произвольно по отношению друг к другу и по отношению к краю листа .
Практическая работа №2
Склейка объёма «Куб»
Работа выполняется из однотонного ватмана. Сторона куба 5 см.
Для изготовления любого геометрического тела в макете необходимо вычертить его развёртку на бумаге или картоне.
Развёрткой поверхности геометрического тела является плоская фигура, которая получается в результате совмещения всех граней или всех поверхностей, ограничивающих тело, с одной плоскостью.
Домашние задание:
Из однотонного ватмана склеить одну из простых фигур: параллелепипед,
4-5ти-гранную пирамиду, 6ти-гранную призму
Практическая работа №3
Склейка объёма «Цилиндр»
Работа выполняется из однотонного ватмана. Высота цилиндра 10 см., диаметр основания 5см.
Домашние задание:
По предложенной развёртке склеить фигуру «Октаэдр»
Практическая работа №4
Упражнение «врезка»
Работа выполняется из однотонного ватмана и состоит из врезанных друг в друга объёмов куба, цилиндра или параллелепипеда.
Пример:
Домашние задание: Завершение работы «врезка»
Практическая работа №5
Влияние характера метрического ряда на плотность заполнения пространства.
Работа выполняется на подмакетнике размером 20х40 см. в качестве элементов ряда используются параллелепипеды квадратного или прямоугольного сечения со сторонами размером 1-2см, и высотой от1 до 10 см.
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №6
Простой метрический ряд из сложных элементов.
Работа выполняется на подмакетнике размером 20х40 см. Количество элементов не менее 4, высота элементов от 1 до 10 см.
Метрический ряд (метрическая повторность)– характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними.
Примеры простых метрических рядов показаны на рис1.
Рис.1 Простые метрические ряды
Сложная метрическая повторность основывается на сочетании или наложении простых. Количество комбинаций при этом безгранично, но протяженность ритмических структур имеет количественные границы.
Pис.2 — мтрические ряды с чередованием элементов двух видов;
— метрические ряды с чередованием равных элементов и равных интервалов;
— метрические ряды с чередованием неравных элементов и неравных интервалов;
Практическая работа №7
Ритмический ряд из одинаковых элементов с увеличивающимися (уменьшающимися) интервалами.
Работа выполняется на подмакетнике размером 20х40 см. Количество элементов не менее 4, высота элементов от 6 до 12 см. Размер сторон элементов в плане от 1 до 3 см. В качестве элементов ряда используются параллелепипеды, призмы или пирамиды размеры которых в плане одинаковы.
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №8
Возрастающий (убывающий) ритмический ряд из элементов разной высоты при одинаковых интервалах.
Работа выполняется на подмакетнике размером 20х40 см. Количество элементов не менее 4, высота элементов от 6 до 12 см. Размер сторон элементов в плане от 1 до 3 см. В качестве элементов ряда используются параллелепипеды, призмы или пирамиды размеры которых в плане одинаковы.
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №9
Ритмический ряд, построенный последовательным изменением массивности элементов простого метрического ряда.
Работа выполняется на подмакетнике размером 20х40 см. Количество элементов не менее 4, высота элементов от 6 до 12 см. Размер сторон элементов в плане от 1 до 3 см. В качестве элементов ряда используются параллелепипеды, призмы или другие геометрические фигуры, размеры которых в плане одинаковы.
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №10
Выявление фронтальной поверхности.
Работа выполняется на подмакетнике размером 30х40 см. Натуральные размеры поверхности по высоте и ширине от 10 до 20 см., максимальная глубина композиции не более 3 см.
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №11
Выявление объёмной формы.
Работа выполняется на подмакетнике размером 30х40 см. Объём может быть в виде параллелепипеда, призмы, пирамиды или иметь более сложные очертания. Размеры объёмов в плане 6-8 см., высота 12-16 см.
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №12
« Шрифт»
№1 Шрифтовая композиция на плоскости в цвете..
№2 Объёмный шрифт.
Работа выполняется на подмакетнике размером 30х20 см. Выполняются объёмные макеты букв, из которых складывается фронтальная композиция.
Размеры букв от 3х до 10ти см. Работа выполняется в цвете
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №13
Внутренне решение простой геометрической формы: цилиндр, куб, конус, призма и др.
Работа выполняется на подмакетнике размером 30х40 см. Объём может быть в виде параллелепипеда, призмы, пирамиды или иметь более сложные очертания. М 1:100
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №14
Композиционная организация открытого пространства.
Композиционно строится и выявляется открытое пространство с помощью нескольких объёмов геометрической формы, пространство может быть организовано вокруг группы объёмов или ограничено по периметру. При выявлении пространства необходимо особое внимании уделять композиционному решению поверхности основания.
М 1:100
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №15
Композиционная организация открытого пространства.
(в цвете)
Композиционно строится и выявляется открытое пространство с помощью нескольких объёмов геометрической формы, пространство может быть организовано вокруг группы объёмов или ограничено по периметру. При выявлении пространства необходимо особое внимании уделять композиционному решению поверхности основания. М 1:100
Домашние задание: Завершение работы
Практическая работа №16
Композиция на крутом рельефе М 1:100
Практическая работа №17
Сложная объёмная форма и её внутреннее решение
Необходимо решить внешний облик объёма и его внутреннее пространство, переход внутреннего пространства во внешнее. Использование фигуры человека для масштабности. М 1:100
Практическая работа №18
Градостроительный узел№1
Небольшой объект в жилой группе домов.
М 1:200, 1:500
Практическая работа №19
Градостроительный узел№2
Крупный объект в оживлённой части города, на развязке дорог.
М1:500, 1:1000
Практическая работа №20
Градостроительный узел№3
Крупный жилой комплекс на возвышенной части города
М1:1000, 1:2000
Список рекомендуемой литературы
1. Стасюк, Н. Г. Основы архитектурной композиции / Н. Г. Стасюк, Т. Ю.
Киселева, И. Г. Орлова. — М. : Архитектура — С, 2004.
2. Калмыкова, Н. В. Макетирование / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. -М. : Архитектура — С, 2004.
3. Объемно-пространственная композиция / под ред. А. В. Степанова. -М. : Стройиздат, 1993.
4. Черчение. Макетирование. Рисунок: учебное пособие. — М. : МархИ,2002.
5. Раппопорт, А. Г. Форма в архитектуре / А. Г. Раппопорт, Г. Ю. Сомов -М., 1990.
6. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. – М.: Издательство литературы по строительству, 1968.
7. Мардасов Н.Д., Е.И. Пугач. Макетный метод проектирования в гражданском строительстве. – М.: Стройиздат, 1980.