Русский архитектор: 7 главных русских архитекторов | Русская семерка – Категория:Архитекторы России — Википедия
Портрет | Человек | Известные работы | ||
---|---|---|---|---|
Гавриил Барановский (1860-1920) Русская Империя эклектики и в стиле модерн архитектор | Балтийский завод мастерские (помощник Эрнест Гиберт), Санкт — Петербург , 1880; Elisseeff Emporium , Санкт — Петербург , 1900-03; Буддийский храм , Санкт — Петербург , 1909-15. | |||
Петр Барановский (1892-1984) Русский ампир СССР архитектора, защитник, восстановитель | Признано с сохранением Собор Василия Блаженного от разрушения в начале 1930 — х годов, основатель и управления Коломенское и Андрей Рублев музеев, а также развитие современных технологий восстановления; восстановлены Золотые ворота в Владимире ; восстановлено Крутицкий подворье в Москве . | |||
Баженов (1737-1799) Русская империя неоклассической и неоготики архитектор, художник — график, архитектурный теоретик и педагог | Москва «s Царицыно здания (первый дворец, Figurny мост, Оперный театр), 1775-86; Дом Пашкова в Москве (приписывание оспаривал), 1784-86. | |||
Леон Бенуа (1856-1928) Русский империи Советский Союз ( французский спуск) эклектическая, неоклассический, неоготика и русский архитектор Возрождения (сын Николай Бенуа | Римско — католический собор Нотр-Дам в Лурде в Санкт — Петербурге (совместно с Перетяткович ), 1903-09; Собор Александра Невского, Варшава (позже снесены), 1894-1912; Дом Бенуа в Санкт — Петербурге (совместно с Альбертом Бенуа и Юлием Бенуа), 1911-14. | |||
Николай Бенуа (1813-1898) Русский ампир ( французский спуск) неоготики архитектор (отец Леон Бенуа , А. Н. Бенуа и Альберта Бенуа ) | Суд архитектор Николай I из России , он курировал многие проекты в императорской резиденции в Петергофе , в частности, главных императорских конюшни , 1847-52; восстановили фонтан каскады Петергофа ; разработан ряд первых железнодорожных станций в России, как и в Стрельне , Царском Селе , и Новый Петергоф (последний в 1857 г.). | | ||
Александр Bernadazzi (1831-1907) | ||||
Карл Бланк (1728-1793) | Церковь Троицы в Серебряниках, Москва . | |||
Илья Бондаренко (1867-1947) | ||||
Бова (1784-1834) | ||||
Бренна (1745-1820) | | |||
Александр Брюллов (1798-1877) Русская Империя ( французский спуск) неоклассический архитектор и художник (автопортрет) | Большинство его работ были созданы в Санкт — Петербурге : Михайловский театр , 1831-33; Лютеранская церковь Святого Петра и Павла , 1833-38; Пулковская обсерватория , 1834-39; в штаб Гвардейского корпуса на Дворцовой площади , 1837-43; Помпей зал , то Малахитовый зал и Белый зал в Зимнем дворце (после 1837 г.). |
Увлечения русских архитекторов прошлых веков
Поэзия и театральная сцена, создание ценной посуды и дизайн интерьеров, музыка и наука. Чем увлекались русские архитекторы прошлых веков, помимо возведения зданий? «Культура.РФ» вспомнила 7 зодчих и их интересные увлечения.
Николай Львов и стихи
Николай Львов — архитектор эпохи русского Просвещения — проявил себя в разных областях искусства и науки. Он изучал народные песни, выпустил «Собрание русских народных песен с голосами», написал трактат «О русском народном пении». И даже создал либретто к опере Евстигнея Фомина «Ямщики на подставе».
Увлекался Николай Львов и литературой: он писал стихи и переводил произведения древнегреческих поэтов. Кроме того, Львов прекрасно рисовал — он создал эскизы орденов Владимира и Анны. Наконец, он изучал русскую историю и даже опубликовал две работы: «Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича» и «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии».
Андрей Воронихин и интерьеры
Архитектор, который построил Казанский собор и Горный институт, увлекался декоративно-прикладным искусством. По рисункам Андрея Воронихина создавали мебель и осветительные приборы, фарфор и произведения из камня и стекла. Например, в Эрмитаже можно увидеть порфировую чашу Екатеринбургской гранильной фабрики.
Однако больше всего произведений искусства, созданных по эскизам Воронихина, хранится в Павловском дворце. После пожара 1803 года он восстанавливал здесь интерьеры. По рисункам архитектора были выполнены каменные вазы, мебель, изделия из бронзы и хрусталя. Для павильона «Вольер» — березовые кресла, для Греческого зала — диваны и кресла с подлокотниками в виде орлов, для зала Мира и Войны — кресла на львиных лапах, а для библиотеки императрицы Марии Федоровны — кресло-жардиньерка с корзинкой для комнатных цветов.
Жан-Франсуа Тома де Томон и посуда
Жан-Франсуа Тома де Томон, как и Воронихин, участвовал в оформлении интерьеров Павловского дворца. По его рисункам на Императорском стеклянном заводе были созданы стол из стекла и хрустальный стол «для молочного завтрака». Также на заводе выпускали вазы и чаши. Стекло для них использовали необычное — смальтовое зеленое и черное. Тома де Томону приписывают интересный фарфоровый экспонат тех лет — вазу «Сплетницы» с ручками в форме склонившихся друг к другу беседующих девушек.
Федор Шехтель и афиши
Федор Шехтель после окончания гимназии поступил на архитектурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества, однако свой творческий путь начал не с архитектурных проектов. После первого курса он бросил училище, потому что ему приходилось работать и содержать семью. Шехтель оформлял журналы «Будильник» и «Сверчок», рисовал театральные афиши и иллюстрировал книги. Среди его работ — обложки к сборникам «Пестрые рассказы» Антона Чехова и «Записки охотника» Ивана Тургенева. Позже Федор Шехтель создавал декорации и костюмы к спектаклям «Полет на луну», «Лесной бродяга», «Уриэль Акоста». Однако после того, как Шехтель стал получать архитектурные заказы, он оставил работу художника.
Александр Веснин и декорации
Архитектор Александр Веснин после революции тоже работал театральным художником — в Камерном и Малом театрах. Среди его спектаклей — «Федра» в постановке Александра Таирова, «Человек, который был четвергом» Сигизмунда Кржижановского. В театральных постановках Веснин по максимуму использовал свой архитектурный опыт: в его декорациях работали лифты, двигались тротуары, вращался пол. Веснин работал и с детскими постановками: для «Жемчужины Адальмины» в Московском театре для детей он создал и декорации, и костюмы.
Борис Иофан и мебель
Одним из самых известных сооружений Бориса Иофана был Дом на набережной. Помимо его архитектурного решения, Иофан разработал элементы внутреннего декора, одинаковые во всех квартирах: дубовый паркет и потолки с художественной росписью. По его эскизам создали и мебель — массивные аскетичные столы, стулья и другие предметы мебели из мореного дуба. Однако закончив оформлять интерьеры Дома на набережной, Иофан не стал продолжать карьеру дизайнера.
Владимир Щуко и сцена
Владимир Щуко известен как автор масштабных проектов — Ленинской библиотеки и Большого Каменного моста в Москве. Параллельно с архитектурой Щуко играл на сцене. До революции он работал в «Старинном театре» и «Привале комедиантов» — там он создал декорации для нескольких спектаклей, потом играл в Художественном театре Станиславского. Позже работал в театрах Ленинграда и Москвы, где придумывал уже не только декорации, но и костюмы. Среди его самых известных работ — «Дети солнца» в постановке Александра Таирова в Московском Камерном театре и «Борис Годунов» в постановке Сергея Радлова в Ленинградском Государственном театре оперы и балета.
Щусев Алексей Викторович — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы
До революции 1917 года архитектор Алексей Щусев рисовал иконостасы и строил церкви, а в советские годы возвел Мавзолей Ленина и здание НКВД. Архитектор не придерживался единого стиля и умел откликаться на запросы современности. В 1945 году Алексей Щусев стал первым директором Музея архитектуры, который стал отражением истории зодчества в России.
Заграничная учеба молодого архитектора
Алексей Щусев родился в 1873 году в Кишиневе. С детства он любил рисовать и уже тогда знал, что будет архитектором. Он много чертил, копировал из журналов репродукции, срисовывал фотографии, изучал памятники зодчества. За свои рисунки он получал награды и похвальные листы. В 18 лет Щусев поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он учился в мастерской архитекторов Григория Котова и Леонтия Бенуа, а также посещал живописные классы Ильи Репина и Архипа Куинджи.
Михаил Нестеров. Портрет архитектора А.В. Щусева. 1941. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Щусев в мастерской проектирования здания Казанского вокзала. 1914. Фотография: tretyakovgallerymagazine.com
Алексей Щусев. Фотография: mmsk.ru
Жить приходилось впроголодь, денег хватало только на учебу. Чтобы иметь средства к существованию, Щусев начал подрабатывать. Заказы находил сам либо у знакомых, либо в газетных объявлениях. В 1895 году из газеты Щусев узнал о смерти генерала Дмитрия Шубина-Поздеева и сразу подготовил эскиз надгробия — небольшую квадратную часовню под шатром. Без приглашения и рекомендаций он пришел к вдове с готовым наброском и сумел ее убедить отдать заказ именно ему. Часовню возвели на кладбище Александро-Невской лавры. А о Щусеве заговорили как о талантливом архитекторе.
В 1896 году Алексей Щусев закончил Академию художеств. За дипломную работу «Барская усадьба» зодчий получил Большую золотую медаль и право поехать за границу за государственный счет. Зимой 1897 года Щусев в составе Археологической комиссии отправился в Узбекистан. Вместе с учеными под руководством профессора Николая Веселовского он снимал кальки с многочисленных орнаментов и обмерял древнейшие памятники Самарканда — гробницу Тамерлана Гур-Эмир и соборную мечеть Биби-Ханым. Его настолько впечатлила среднеазиатская архитектура, что восточные мотивы позже появлялись во многих работах зодчего.
Через полгода после археологической поездки Щусев отправился в новое заграничное путешествие. Он побывал в Тунисе, Австрии, Италии, Англии, Бельгии и Франции. За границей молодой зодчий изучал различные архитектурные стили: готику, Возрождение, классицизм. В Париже он учился в частной академии художника Рудольфа Жюлиана, где за полгода в совершенстве овладел мастерством рисования. Всего за границей Щусев провел около двух лет.
Пионер российской реставрационной школы
В 1899 году архитектор вернулся в Россию. Он оказался в трудном финансовом положении: на кафедру Академии его не брали, в подмастерья к маститым зодчим он идти не хотел, а самостоятельным востребованным архитектором стать без связей было почти невозможно. Помог Щусеву Григорий Котов — дал первый небольшой заказ для Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1901 году молодой архитектор отреставрировал иконостас церкви и заменил алтарь алтарной преградой. Увлекшись древнерусским зодчеством и искусством, он поступил на службу в канцелярию Священного Синода и стал его официальным архитектором.
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Тульская область. Фотография: Alexander Roumega / wikimedia.org
Васильевская церковь. Овруч, Житомирская область, Украина. Фотография: Валерій Ящишин / wikimedia.org
Троицкий собор Свято-Успенской Почаевской лавры. Почаев, Тернопольская область, Украина. Фотография: Борис Мавлютов / wikimedia.org
Через год Алексей Щусев получил новый заказ — от графа Алексея Олсуфьева: архитектор должен был построить церковь Сергия Радонежского в память о Куликовской битве. Щусев решил создать нетрадиционный храм, который символизировал бы мужество русских воинов, спасших Европу от монголо-татарского ига. С западной стороны храма он расположил две мощные наклонные башни, которые символизировали двух богатырей — Пересвета и Ослябю, героев Куликовской битвы. Их соединяла стена со звонницей, за которой находилась сама церковь. Заказчику эскиз не понравился, однако архитектору удалось отстоять проект с некоторыми уступками.
В 1904 году Священный Синод командировал Щусева на Украину, в древний город Овруч. Архитектору предстояло заняться реставрацией церкви Святого Василия XII века, разрушенной почти до основания. В этом проекте зодчий впервые применил методы научной реставрации: он собрал все археологические находки и внедрил их в собственный проект, причем не только остатки стен, но и фрагменты перекрытий, которые находили во время раскопок. Эта работа положила начало отечественной реставрационной школы.
«Реставрация этого древнейшего храма представляет совершенно исключительный интерес как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших еще древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине».
В 1909 году на территории Марфо-Мариинской обители милосердия по заказу княгини Елизаветы Романовой Щусев начал возводить Покровский собор — здание в новорусском стиле. Все детали имели прототипы в древнерусском зодчестве, но были выполнены в духе современного искусства. После этого Щусев спроектировал еще несколько храмов: церкви в Натальевке, Глазовке, Ракитной и храм Спасо-Преображения на братском кладбище в Москве.
Проект храма Спаса Преображения на Братском кладбище. Москва. Фотография: wikimedia.org
Спасо-Преображенский храм. Натальевка, Харьковская область, Украина. Фотография: Ryzhkov Sergey / wikimedia.org
Проект храма. Глазовка, Тамбовская область. Фотография: archi.ru
В 1910 году Алексею Щусеву присвоили звание академика за разработанную им методику реставрации зданий. Также император наградил его орденами Анны II степени и Станислава III степени за вклад в церковное строительство.
Год спустя Щусев получил крупный государственный заказ: спроектировать «восточные ворота Москвы» — Казанский вокзал. В 1913 году Щусев представил в Министерство путей сообщения детальный проект вокзала, в котором соединил мотивы восточного и древнерусского зодчества. В центре композиции была многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике в ансамбле Казанского кремля. На ее шпиле находился мифический змей Зилант — символ древней Казани.
Архитектор мавзолея Ленина
В октябре 1917 года в России началась революция. Русская аристократия спешно начала покидать страну, но Щусев решил остаться. Новое правительство закрыло Марфо-Мариинскую обитель, приостановило строительство Казанского вокзала, однако к их создателю относились благосклонно.
Здание Казанского вокзала. Москва. Фотография: mosday.ru
Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Москва. Фотография: Lodo27 / wikimedia.org
Здание Казанского вокзала. Москва. Фотография: Schoschi / wikimedia.org
В 1918 году по заданию советского правительства Алексей Щусев в паре с Иваном Жолтовским приступили к проекту реконструкции Москвы — «Новая Москва». Щусев предложил максимально сохранить исторический центр, расширить границы города, построить магистрали, площади и набережные. Но городские власти проект раскритиковали: планировалось сносить многие религиозные памятники. Реконструкцию города поручили более сговорчивым архитекторам.
Однако в 1922 году Щусева назначили председателем Московского архитектурного общества. В день смерти Ленина — спустя два года — архитектору приказали за несколько часов спроектировать временный мавзолей для тела вождя на Красной площади.
Деревянный мавзолей по проекту Щусева построили за четыре дня. Здание представляло собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. После этого Щусев стал официально признанным главным советским архитектором. Ему давали государственные заказы на жилые и административные здания, санатории и гостиницы по всей стране. Позднее именно Щусеву доверили строительство второго деревянного мавзолея и третьего, каменного.
Первый, деревянный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: oldmos.ru
Второй, деревянный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: oldmos.ru
Третий, каменный, мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: Lana.Banana / wikimedia.org
Новый план реконструкции Москвы тем временем набирал обороты: рядом с Красной площадью на территории Охотного ряда решили построить первую советскую многоэтажную гостиницу. Первоначальный проект в стиле конструктивизма разработали Леонид Савельев и Освальд Стапран. Однако конструктивизм вскоре уступил место сталинскому ампиру, и идею гостиницы пришлось срочно менять. В помощь двум зодчим назначили Алексея Щусева. Однако сотрудничество маститого академика и молодежи не сложилось, и Щусев покинул проект.
В 1933 году Щусеву, как члену Моссовета, поручили проинспектировать строительство гостиницы: в это время ее фасад был готов почти наполовину. Академик заключил: «Названные молодые люди еще никогда и нигде не строили, проектного опыта не имеют и справиться с таким объектом не имеют возможности». Моссовет предложил Алексею Щусеву возглавить стройку. Он согласился с условием, что не будет соавтором Савельева и Стапрана. В 1935 году гостиница «Москва» в стиле неоклассицизм приняла первых гостей.
Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: travel.ru
Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: Moscowjobnet / wikimedia.org
Здание гостиницы «Москва». Москва. Фотография: Alex ‘Florstein’ Fedorov / wikimedia.org
После строительства гостиницы Алексей Щусев параллельно вел десятки проектов в разных городах. Он разработал план Большого Москворецкого моста и застройки набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала, расширил улицу Горького (сейчас — Тверская), сохранив старые дома, создал план академического городка. Архитектор спроектировал здания советского посольства в Бухаресте, гостиницы «Интурист» в Батуми, филиала Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси и Театра оперы и балета в Ташкенте.
Музей архитектуры Щусева
В 1937 году отношение советских властей к Щусеву изменилось. Сначала на съезде архитекторов академик публично возразил председателю Совнаркома Вячеславу Молотову. По мнению зодчего, неопытным молодым архитекторам необходимо давать небольшие заказы, а маститым — крупные проекты. Через два месяца в газете «Правда» появилась разгромная статья Савельева и Стапрана. Они обвиняли академика в антисоветских настроениях, плагиате, монополии на крупные проекты. По инициативе парткома Союза архитекторов СССР Алексея Щусева исключили из организации, отстранили от работы в мастерской и лишили всех государственных заказов.
Здание советского посольства (ныне посольства Российской Федерации). Бухарест, Румыния. Фотография: myjulia.ru
Большой Москворецкий мост. Москва. Фотография: Андрей Уляшев / wikimedia.org
Здание гостиницы «Интурист». Батуми, Грузия. Фотография: foto-basa.com
Забвение длилось около года: советской власти нужны были опытные архитекторы, поэтому Щусева восстановили в должности. Реабилитация в отличие от обвинений прошла тихо и не освещалась в прессе. Алексей Щусев продолжил проектировать и строить, но первым архитектором страны его уже не называли. В 1939 году он начал работать над перепланировкой здания НКВД, которое завершил почти через восемь лет. В послевоенные годы Щусев составлял проекты восстановления и реконструкции разрушенных фашистами городов: Истры, Сталинграда, Новгорода, Кишинева, Минска.
Советское правительство не скупилось на награды: три постройки Щусева — каменный мавзолей в Москве, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси, здание оперы и балета в Ташкенте — были отмечены Сталинскими премиями. Архитектора также наградили орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Здание бывшего института марксизма-ленинизма. Тбилиси, Грузия. Фотография: tourister.ru
Государственный Большой театр имени Алишера Навои. Ташкент, Узбекистан. Фотография: Bobyrr / wikimedia.org
Мавзолей Владимира Ленина. Москва. Фотография: Stan Shebs / wikimedia.org
С 1945 года по инициативе Алексея Щусева Республиканский музей русской архитектуры в городской усадьбе Талызиных был открыт не только для ученых, но и для всех желающих. Музей должен был выполнять те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области искусства. Его сотрудники ездили в научные экспедиции по России, исследовали и реставрировали памятники архитектуры, пополняли найденными экспонатами музейную коллекцию. Кроме того, сам Щусев и его коллеги дарили музею свои проекты, модели, фотографии.
Одной из последних работ Щусева стала станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии метрополитена. Оформление станции, посвященной победе над немецкими захватчиками, Щусев выполнил в русском стиле.
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена. Фотография: Lite / wikimedia.org
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена. Фотография: Antares 610 / wikimedia.org
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена. Фотография: A.Savin / wikimedia.org
Алексей Щусев умер в 1949 году. Похоронили архитектора на Новодевичьем кладбище. За строительство станции метро «Комсомольская» его посмертно наградили четвертой по счету Сталинской премией.
Список народных архитекторов Российской Федерации — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2019; проверки требует 1 правка.В статье представлен полный список лиц, которым присвоено почётное звание «Народный архитектор Российской Федерации» (на дату, указанную в основной статье как последнее отмеченное присвоение звания; в алфавитном порядке).
- Демирханов, Арэг Саркисович — руководитель архитектурной мастерской общества с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская архитектора Демирханова», Красноярский край
- Орехов, Виталий Владимирович — главный архитектор проекта общества с ограниченной ответственностью «Творческая архитектурно-проектная мастерская „Красноярскархпроект“»[2]
- Белоконь, Александр Николаевич — руководитель архитектурно-проектной мастерской № 1 общества с ограниченной ответственностью «Проектно-строительная компания „ЦНИИПИМОНОЛИТ“», город Москва[3]
- Бирюков, Игорь Григорьевич — генеральный директор государственного унитарного предприятия города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна „Моспроект-3“»[4]
- Боков Андрей Владимирович — президент Московского отделения Международной академии архитектуры, город Москва[5]
- Гнедовский, Юрий Петрович — президент Союза архитекторов России, город Москва [6]
- Григорьев, Юрий Пантелеймонович — директор государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» — первый заместитель главного архитектора города Москвы[7]
- Кананин, Роман Григорьевич — начальник мастерской № 3 открытого акционерного общества «Моспроект», город Москва[8]
- Красильников, Владилен Дмитриевич — заместитель председателя общества с ограниченной ответственностью «Товарищество театральных архитекторов», город Москва[9]
- Кубасов, Владимир Степанович — заместитель генерального директора по архитектурному проектированию акционерного общества «Простар +», город Москва[10]
- Кудрявцев, Александр Петрович — президент Российской академии архитектуры и строительных наук, город Москва[11]
- Кузьмин, Александр Викторович — председатель комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы — главный архитектор города
- Меерсон, Андрей Дмитриевич — начальник мастерской акционерного общества «Моспроект», город Москва[13]
- Посохин, Михаил Михайлович — генеральный директор государственного унитарного предприятия города Москвы Управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2»[14]
- Солопов, Дмитрий Сергеевич — главный архитектор общества с ограниченной ответственностью «Товарищество театральных архитекторов», город Москва[15]
- Степанов, Александр Владимирович — проректор учебно-методического объединения, заведующий кафедрой Московского архитектурного института (государственной академии)[16]
- Степанов, Валерий Владимирович — начальник мастерской № 13 открытого акционерного общества по комплексному проектированию градостроительных ансамблей, жилых районов, уникальных зданий и сооружений «Моспроект»[12]
- Шумаков, Николай Иванович — главный архитектор акционерного общества «Метрогипротранс»[17]
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 27.04.2002 № 421 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства Архивировано 9 мая 2013 года.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2003 года № 1018 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 года № 1125 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры (недоступная ссылка)
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 809 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры и многолетнюю плодотворную деятельность (недоступная ссылка)
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2016 № 572 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (неопр.).
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2002 года № 1269 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № 155 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры и многолетнюю добросовестную работу Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 1561 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры и многолетнюю плодотворную работу
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 2003 года № 236 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 2000 года № 1734 «О присвоении почётного звания „Народный архитектор Российской Федерации“ Бенуа И. Н., Кубасову В. С.», с формулировкой: За выдающийся вклад в развитие архитектуры и сохранение архитектурного наследия России Архивировано 11 августа 2014 года.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 2003 года № 669 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства Архивировано 28 февраля 2014 года.
- ↑ 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2003 года № 1379 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2001 года № 656 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 2003 года № 1232 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 1577 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области архитектуры Архивировано 14 мая 2013 года.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 2003 года № 1416 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (недоступная ссылка)
- ↑ Указ президента Российской Федерации от 28 августа 2019 года
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 2003 года № 1071 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: За большие заслуги в области искусства (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 февраля 2011. Архивировано 26 апреля 2014 года.
Мельников Константин Степанович — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы
Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы: Клуб имени Русакова, гараж Госплана, здание конторы Ново-Сухаревского рынка, дом-мастерская самого архитектора. В 1930-е годы Мельникова критиковали за формализм, а в 1965-м ему присвоили степень доктора архитектуры без защиты диссертации.
Ученик Московского училища ваяния и зодчества
Константин Мельников родился в 1890 году в небольшом селе под Москвой. В девять лет его отдали в местную церковно-приходскую школу при Сельскохозяйственном институте. Уже тогда проявились художественные способности мальчика, поэтому после школы родители устроили его в иконописную мастерскую. Мельникову не нравилось писать иконы по строгим канонам, поэтому он проучился в мастерской меньше месяца и вернулся домой.
Константин Мельников при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчеств (МУЖВЗ). 1905. Фотография: wikipedia.org
Константин Мельников (второй справа) с семьей Владимира Чаплина (второй слева). 1904. Фотография: wikipedia.org
Константин Мельников в конце 1920-х годов. Фотография: wikipedia.org
Вскоре он устроился на работу в Торговый дом инженера Владимира Чаплина, который нанял для него учителя рисования. Через год работы и учебы Константин Мельников решил поступить в Московское училище ваяния и зодчества. Экзамены по художественным дисциплинам он сдал блестяще, но провалил русский язык. Весь следующий год Мельников усердно занимался с репетиторами — и в 1905 году был зачислен в училище.
«Мое имя стояло в числе 11 счастливчиков среди 270 претендентов. Конкуренты мои носили усы и даже бороду: возраст служения Искусству не ограничивался».
В общей сложности Константин Мельников учился 12 лет: первые пять лет он получал общее образование, четыре года изучал живопись и три года — архитектуру. В 1918 году Мельников получил диплом об окончании училища. В том же году в числе лучших выпускников он устроился в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую советскую ассоциацию архитекторов. Вместе с другими зодчими Мельников создавал план перепланировки и реконструкции столицы «Новая Москва». Первыми работами молодого архитектора стали проекты зданий Бутырского района и Ходынского поля в стиле неоклассицизма.
Классик советского авангарда
Постепенно у Константина Мельникова стал появляться собственный стиль. Он отказался от старых, изживших себя архитектурных традиций и начал искать новые конструктивные решения и пространственные формы, иную эстетическую выразительность.
Павильон махорочного синдиката «Махорка». Фотография: realty.rbc.ru
Константин Мельников у винтовой лестницы «Махорки». 1923. Фотография: wikipedia.org
Саркофаг для Мавзолея В.И. Ленина. Фотография: realty.rbc.ru
В 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке архитектор представил деревянный павильон махорочного синдиката. Концептуальное сооружение «Махорка» с открытой винтовой лестницей и большими окнами выделялось среди многочисленных выставочных построек. Это здание определило развитие авангардной архитектуры XX века и стало предтечей современных небоскребов.
«Я не собираюсь открывать законы, я не верю в их существование. Гений… преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. Меня не заботит, если я не точен к термину «новое», новое — то, что должно жить в веках; я легко беру задачу преподнести современности новое такое, которое для Архитектуры будет открытием».
В 1924 году Константин Мельников спроектировал первый саркофаг для временного мавзолея Владимира Ленина. Следующей крупной работой архитектора стал Ново-Сухаревский рынок. Мельников обустроил территорию рационально: продавцы получили постоянные места для торговли, а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда. Стихийно появившийся рынок преобразился в упорядоченную торговую площадь.
В этом же году советское правительство объявило конкурс на лучший проект павильона СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Власти придавали ей большое значение: это был первый выход страны на международную арену. Мельников предложил свой проект, и жюри признало его лучшим среди других работ. Павильон отвечал главному требованию конкурса — «резко отличался от всей существующей буржуазной архитектуры». Он представлял собой двухэтажную деревянную постройку со стеклянными стенами. Каркасное здание перерезала по диагонали открытая лестница на второй этаж, над ней было сооружено оригинальное перекрытие из перекрещивающихся деревянных плит. Эта постройка принесла Мельникову всемирную известность. Позже советский павильон много лет использовался в Париже как рабочий клуб.
«Золотая десятилетка» Мельникова
После выставки Мельников с семьей еще два года провел во Франции: по заказу парижской мэрии он спроектировал два гаража. Его заинтересовала система движения автомобилей при парковке, поэтому, вернувшись в Москву в 1927 году, он построил здесь гаражи — на Бахметьевской и Новорязанской улицах. Архитектор разработал «прямоточную систему» парковки. При ней машины ставили плотно друг к другу, что позволяло экономить пространство, но при этом они не мешали движению. Позже Мельников построил гараж для Всесоюзного акционерного общества «Интурист» и гараж Госплана СССР.
Дом культуры имени И.В. Русакова. Фотография: Bala-Kate / Фотобанк Лори
Гараж на Новорязанской. Фотография: Володина Ольга / Фотобанк Лори
Клуб обувной фабрики «Буревестник». Фотография: Moreorless / Wikipedia
В конце 1920-х архитектор получил от профсоюзов сразу несколько заказов на создание рабочих клубов. В клубе имени Ивана Русакова Мельников вынес зрительные балконы наружу так, что здание стало напоминать шестерню. Таким образом архитектор сэкономил внутреннее пространство, но сохранил функциональность помещения. В клубе обувной фабрики «Буревестник» все служебные комнаты он поместил в отдельную четырехэтажную башню в форме пятилистника. Всего по проектам Мельникова построили шесть клубов, все они отличались по форме, размеру и функциональности.
Задумки архитектора часто приходилось упрощать. Например, предполагалось, что в здании клуба «Буревестник» фойе первого этажа превратится в плавательный бассейн, но этот замысел не осуществили. Многие новаторские идеи архитектора вообще не удалось воплотить в жизнь: в стране не хватало средств, строительных материалов и квалифицированных рабочих. Некоторые творческие эксперименты так и остались проектами «бумажной архитектуры», опережающими технические возможности своего времени.
Параллельно с проектированием Мельников занимался педагогической деятельностью: он преподавал в Высших художественно-технических мастерских в Москве, а затем — в Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде.
Доктор архитектуры без защиты диссертации
В 1927 году Константин Мельников начал работать над собственным домом-мастерской. Здание представляло собой два вписанных друг в друга цилиндра в виде знака бесконечности. Фасад украшали окна-шестиугольники. Внутри не было ни одной несущей опоры: зодчий разработал особый способ кирпичной кладки — в виде пчелиных сот и потолочные перекрытия без плит и балок. Через два года дом был достроен. Он стал последней крупной работой Мельникова.
Дом-мастерская Константина Мельникова. Фотография: Антон Воронков / Фотобанк Лори
Дом-мастерская Константина Мельникова. Фотография: realty.rbc.ru
Дом-мастерская Константина Мельникова. Фотография: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
В 1933 году на Триеннале декоративного искусства и архитектуры в Милане прошла персональная выставка Мельникова в числе лучших архитекторов мира. На Западе его считали выдающимся архитектором, а в СССР новаторские идеи не принимали и критиковали за «формализм». Позже Мельникова отстранили от работы в мастерской Моссовета и от преподавательской деятельности. В течение нескольких лет он не получал заказы, поэтому решил заняться живописью.
«Мне так казалось, весь мир лежит у моих ног, заказы в Париже, заказы в Москве… и вдруг все это рассеялось как дым. Свержение, отлучение, забвение, но может, все это и было дымом, ничего не значащим и совсем ненужным».
В 1949 году Константин Мельников впервые за долгое время получил работу: его пригласили преподавать архитектурные дисциплины в Саратовский автодорожный институт. В Саратове Мельников участвовал в нескольких конкурсах: он представил свои проекты интерьера Центрального универмага города, реконструкции площади имени Кирова, застройки поселка Вязовка Саратовской области. В тот же период он спроектировал памятник Семену Козаку, дважды Герою Советского Союза.
В 1951 году Мельникова перевели в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Через год его утвердили в звании профессора. В 1958 году архитектор перешел во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт, где преподавал до конца жизни. В 1965 году Мельникову присвоили ученую степень доктора архитектуры без защиты диссертации, а в 1972 году — почетное звание заслуженного архитектора РСФСР.
В начале 1970-х годов здоровье Мельникова ухудшилось, в 1974 году он умер. Архитектора похоронили на Введенском кладбище.