Архитектурные приемы – Архитектурно-художественные приемы — это… Что такое Архитектурно-художественные приемы?

Содержание

архитектурные приемы | Архитектурные стили

Постконструктивизм

11 Июнь, 2019

Постконструктивизм – это переходный архитектурный стиль, существовавший в СССР в 1930-е годы и являвшийся типичным для ранней сталинской архитектуры довоенного периода.

Лофт

12 Апрель, 2017

Лофт − архитектурный стиль, использующий для создания жилого или офисного пространства переоборудованные чердачные помещения заброшенных заводов, фабрик, складов и других зданий промышленных зон. Название стиля происходит от английского слова «loft», которое в переводе на русский язык означает «чердак».

Крафтсмен

12 Февраль, 2016

Крафтсмен − один из популярнейших в Америке, а в последнее время и в России, архитектурных стилей, используемый при строительстве загородного жилья. Секрет успеха данного стиля кроется в его непритязательности, простоте и лаконичности форм и применении натуральных материалов, в основном древесины.

Американский форсквер

23 Ноябрь, 2016

Американский форсквер − пост-викторианский архитектурный стиль, появившийся в США в конце XIX столетия и достигший пика своей популярности в начале XX века. Основной отличительной чертой зданий, выполненных в данном стиле, является квадратная форма как в основании, так и по фасадам. Для американского форсквера характерны простота дизайна, прямые линии и симметрия.

Гуги

2 Май, 2015

Гуги − один из футуристических стилей в архитектуре и дизайне интерьера, появившийся на юге Калифорнии в конце сороковых годов двадцатого века. Данный стиль тождественен таким стилям, как ду-воп (doo-wop) и популюкс (populux).

Римская архитектура

27 Сентябрь, 2013

Римская архитектура – это архитектурный стиль, зародившийся в древнем Риме и пришедший в упадок после падения Римской империи. Первые крупные здания в «Вечном городе» строились согласно этрусским традициям, вероятно, даже этрусскими зодчими.

Косматеско

19 Октябрь, 2015

Косматеско − архитектурный стиль, зародившийся в средние века в Италии и используемый в декорировании элементов архитектуры. Название стиля происходит от фамилии Космати (итал. Cosmati), принадлежавшей семье римских мраморщиков, которые в 12 веке стали использовать особый стиль при создании полов в римских храмах, а также в оформлении колонн, порталов и надгробий.

Нарышкинский стиль

4 Март, 2015

Нарышкинский стиль (московское барокко) − стиль в русской архитектуре конца семнадцатого — начала восемнадцатого веков, своим названием обязанный боярскому роду Нарышкиных, в московских и подмосковных усадьбах которых были возведены наиболее характерные для этого стиля постройки. Здания «нарышкинского стиля» сочетают в себе черты европейского барокко и маньеризма, отголоски ренессанса, готики, романтизма с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Для них характерно сочетание гигантского, вертикально устремленного масштаба с миниатюрно-детальным.

Стик

20 Февраль, 2017

Стик (Stick) − американский эклектический архитектурный стиль второй половины XIX века. Данный стиль был популярен в 1860-1890 годах в лесистых районах Америки, там, где дерево было дешевле, так как дома, выполненные в этом стиле, были практически полностью построены из дерева.

Голландский стиль

24 Январь, 2018

Голландский стиль − направление в архитектуре, начавшее свое формирование в конце 16 века после освобождения северной части Нидерландов от испанского владычества. На его формирование оказали влияние как сложные природно-климатические условия (угроза затопления части страны водами океана, болотистые, зыбкие почвы и пр.), так и политическая обстановка в стране.

Использование средств и приемов архитектурной композиции

Навигация:
Главная → Все категории → Архитектура промышленных зданий

Использование средств и приемов архитектурной композиции Использование средств и приемов архитектурной композиции

Ряд специалистов (Н. Н. Ким, В. В. Блохин, О. С. Бутаев и др.), рассматривая вопросы формирования композиции в промышленной архитектуре, указывают на еще сохраняющиеся во многих случаях однообразие промышленных комплексов, невыразительность, а порой серость и безликость решения ряда производственных зданий промышленных предприятий.

Поскольку технологический процесс может иметь несколько принципиально различных рациональных решений, архитектору необходимо освоить и изучить требования технологии, чтобы достичь выразительности архитектурно-планировочного и пространственного решения, т. е. создать наиболее прогрессивный вариант во всех отношениях (технологическом, архитектурном, художественно-эстетическом и др.).

Опыт архитектурного проектирования и строительства подтверждает, что при правильном использовании определенных художественных средств и приемов архитектура ряда зданий становится более выразительной. Поэтому при выборе используемых художественных приемов и средств решения композиции следует рассмотреть специфику промышленной архитектуры с учетом той или иной отрасли промышленности. Сюда следует отнести такие особенности, как значительность горизонтальной протяженности и крупномасштабность строя зданий, наличие инженерно-технических сооружений крупных размеров, открытого оборудования, их специфический силуэт, формы и другие черты.

Проектно-строительная практика последних лет показала, что в повышении архитектурно-художественных качеств промышленных предприятий и их отдельных зданий важная роль принадлежит правильному выявлению, учету и использованию в эстетических целях свойств, присущих промышленным зданиям и определяемых специфическими особенностями технологии, применяемых конструкций, конкретными условиями строительства и его организацией.

Таким образом, необходим комплексный учет особенностей организации и технологии строительного производства, принятых конструкций и изделий заводского изготовления, а также географических, топографических, природно-климатических, градостроительных, экологических и других условий региона, создающих условия возведения и использования прогрессивных, удобных и красивых комплексов промышленных предприятий и их отдельных зданий.

Общепризнано, как уже отмечалось, что в современной промышленной архитектуре до сих пор недостаточно уделяют внимание использованию художественно-эстетических аспектов в подавляющем большинстве спроектированных и построенных зданий и сооружений.

Руководствуясь выводами исследований, проведенных в ЦНИИпромзданий, приведем примеры использования некоторых средств и приемов архитектурной композиции, характерных для проектирования промышленных предприятий*.

Пропорциональность в промышленной архитектуре. Одним из важных средств достижения художественной выразительности в архитектуре являются пропорции, под которыми понимают определенную систему отношений частей и форм архитектурного сооружения. Эта система отношений создает соразмерность, гармоническую согласованность частей и форм сооружения. Таким образом, пропорции любого подлинного произведения архитектуры и отдельных его частей, в том числе и промышленной, являются основой его гармонии. Существует ряд работ, посвященных анализу пропорций памятников промышленной архитектуры.

Рассмотрим пример пропорционального анализа доменной печи № 6 Новолипецкого металлургического завода, выполненный канд. архит. В. А. Красильниковым (Пром-стройпроект). В приведенной работе пропорции не рассматриваются как произвольно вносимые архитектором средства гармонизации художественного образа, они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного сооружения и являются внутренней присущей ему мерой, способствующей раскрытию функционального и идейного его содержания.

Анализируя композиционное построение главных объемов центрального узла доменной печи, автор архитектурно-строительного решения указывает, что элементы объемов и их образующие запроектированы так, что они находятся в определенной пространственной и композиционной взаимосвязи. Далее он указывает, что через самую верхнюю точку колошникового устройства печи проходит дуга, описанная радиусом, равным половине основания большого треугольника, сторонами которого служат продолжения торцовых наклонных стен зданий установок придоменной грануляции шлака. Таким образом, почти весь комплекс как бы ограничивается этой дугой. Занимаясь подробным анализом пропорций сооружения, В. А. Красильников приходит к выводу, что основные его параметры в пропорциональном отношении близки к золотому сечению или его функции.

Рис. 1. Проект доменной печи № 6 Новолипецкого металлургического завода-

Тектоника промышленных зданий. Конструктивные системы многих современных зданий предусматривают разделение на несущие и ограждающие конструктивные элементы. Эти специфические черты промышленных зданий находят свое выражение в тектонике. Характерная особенность стеновых ограждений современных промышленных зданий — их значительная легкость по сравнению с массивными несущими стенами, выполняемыми из штучных относительно малогабаритных элементов (кирпич или мелкие блоки). За счет тонкой пластической обработки панелей архитектор создает впечатление легкости стены, которая особенно воспринимается в углах и проемах здания. Восприятие легкости достигается также за счет светлых тонов облицовки или окраски, а также большого числа проемов. Приведенные приемы и средства позволяют выявить легкость, присущую панельной стене.

Широкое применение стеновых панелей вызывает необходимость повышения архитектурной выразительности крупнопанельных зданий. Как уже говорилось, применение панелей создало новый масштаб, который обычно отчетливо выявляется сеткой швов. Совершенно очевидно, что шестиметровая панель менее пластична, чем мелкоразмерные строительные материалы, дающие большую свободу композиции. Поэтому панельная стена, лишенная светотени, бесспорно нуждается в использовании дополнительных приемов для придания ей архитектурной выразительности.

Рис. 2. Пример выявления конструктивной структуры промышленного здания в г. Свердловске

Использование в ограждающих конструкциях свойств материалов и их различных комбинаций является одним из основных композиционных приемов промышленной архитектуры, дополняющих объемно-прострпнственное решение.

Таким образом, архитектурная выразительность производственных зданий, вариантность решений их фасадов находятся в прямой зависимости от имеющегося ассортимента типовых индустриальных изделий и строительных материалов, их качества и, конечно, от мастерства в их применении.

Достоверная оценка конструктивной схемы здания связана с пониманием и выявлением несущей роли остова здания — его каркаса. Так, например, при удачной компоновке остекления можно достигнуть выявления каркаса посредством его обнажения. В этом случае он легче и проще читается, создавая на фасаде членения и подчеркивая тем самым структуру здания. Таким образом, во многих случаях тектоника выявляет особенности архитектурных и конструктивных решений зданий, их индустри-альность, малую материалоемкость, подчеркивая тем самым техническое и эстетическое совершенство, а также лаконизм, свойственный высококачественным элементам и деталям заводского изготовления.

Одним из приемов, подчеркивающих сборность конструкции, является обнажение монтажных швов на фасаде здания между отдельными элементами (панелями и др.), а также применение сборных элементов и других, окрашенных в цвета различной насыщенности. Особенно большое значение сейчас приобретает полихромия (многоцвет-ность), которая может быть достигнута окраской сборных деталей или применением цветных материалов для ограждающих конструкций. Использование полихромии расширяет творческую палитру архитектора, поскольку в этом случае значительно возрастают возможности вариантности при многократном применении однообразных архитектурных элементов заводского изготовления. Все перечисленные приемы способны подчеркнуть и выявить сборно-индустриаль-ный характер решения промышленного здания.

Архитектурный масштаб промышленных зданий и сооружений. Общепризнано, что масштаб в промышленной архитектуре дает возможность выделить и подчеркнуть здания и сооружения, являющиеся основой, главным компонентом промышленного комплекса, и создать органическую связь с остальными менее важными зданиями и сооружениями. Естественно, что производственные здания в большинстве случаев будут технологическим и архитектурно-эстетическим стержнем всей структуры предприятия, что диктует их более крупный архитектурный масштаб. При этом промышленные здания будут, кроме того, нести значительную градостроительную нагрузку, а иногда могут быть композиционным центром в структуре селитебной территории. Однако архитектурный масштаб и масштабность не должны быть абстрактными понятиями. Масштаб определяет крупность или мелкость принятых архитектурных форм, а масштабность—их соразмерность с человеком. В проектной практике часты случаи, когда промышленные здания несоизмеримы с человеком, их формы подавляют зрителя, вызывая у него неприятные ощущения. При размещении крупномасштабных промышленных зданий в удалении от зрителя снижается неприятное восприятие их с близкого расстояния за счет наличия административных, инженерно-лабораторных, бытовых и других вспомогательных зданий или незастроенной территории.

Рис. 3. Вариант зонирования территории по архитектурному масштабу

Одновременно при этом создается благоприятный для человека переход от крупного масштаба, характерного для промышленной застройки, к более мелкому масштабу жилых и вспомогательных зданий. Таким образом, принимаемый масштаб производственных зданий во всех случаях следует назначать учитывая ряд факторов, в том числе месторасположение здания, его значение в комплексе, специфику окружающей производственной среды, особенности и условия восприятия, выбор точек зрения и др.

«Руководство по совершенствованию эстетических качеств промышленных предприятий» ЦНИИпромзданий подчеркивает, что наряду с параметрами и элементами зданий, помогающих выявить их масштаб (высота этажа, шаг и пролет, проемы и др.), определенную роль играют средства архитектурной композиции — констраст, ритм, пластика, цвет и др.

Важным средством выявления архитектурного масштаба являются строительные элементы, связанные с привычным представлением зрителя о форме и размерах зданий и сооружений и их частей, — окна, двери, ворота, тамбуры, лестницы и др., размеры которых известны, привычны и помогают оценить архитектурный масштаб.

Художественный контраст. Как известно, важным средством архитектурной композиции является художественный контраст, от которого в значительной степени зависит архитектурная выразительность промышленного здания. В контрастных отношениях могут находиться размеры и форма элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивность цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильно затененной, глухую стену — с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными. Таким образом, художественный контраст является наиболее эффективным средством и приемом архитектурной композиции, так как оттеняет и фиксирует контрастные оттенки и различия в однородных характеристиках архитектуры промышленных зданий и сооружений.

Для создания впечатляющих ярких и выразительных контрастов следует лучше использовать особенности архитектурно-эс-тетического и природного фона, специфику размещения здания в окружающей застройке, а в ряде случаев наиболее выразительные характеристики самого промышленного здания и его частей.

Однако, чтобы достигнуть художественной выразительности, необходимо умело использовать положительные качества контраста. Поэтому во всех случаях в композиции следует использовать не всякий, а только такой контраст, при котором как целое, так и отдельный его элемент например, весь комплекс и отдельное здание) эстетически взаимно обогащаются. Так, при комплексной застройке можно добиться органического художественного сочетания городской и производственной среды, что может существенно обогатить город Следовательно, контраст дает возможность при определенных условиях взаимно располагать жилые и промышленные здания и достигать их пространственно-композиционного взаимодействия и обогащения.

Рис. 3. Пример сопоставления глухих участков стен и участков с проемами

Ритмический порядок расположения элементов и архитектурных форм в промышленных композициях. Простейший порядок расположения элементов, основанный на равномерном чередовании одного или нескольких элементов с равными интервалами, называют метрическим. Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов или интервалов характеризует ритмический порядок повторности.

В промышленной архитектуре чаще всего встречаются метрические повторения, органически связанные со структурой современных промышленных зданий. Более сложный ритмический порядок в композициях промышленных комплексов зданий и инженерных сооружений пока относительно редок.

Архитектор должен всемерно стремиться к наилучшему использованию метрических закономерностей при создании проекта промышленного здания. Для создания непрерывности ритмического ряда необходимо не менее трех-четырех элементов, расположенных по горизонтали или вертикали. Как правило, увеличение количества элементов должно усиливать выразительность ритма. Для достижения композиционной завершенности промышленного здания или сооружения необходимо применять средства и приемы повышения активизации метрического ряда подчеркиванием акцентов из числа имеющихся или введением новых, например подчеркиванием в метрическом ряду вертикальных членений фасада шага пристенного каркаса промышленного здания— соответствующими размерами, пластической обработкой или цветом, использованием различных вставок, лестничных клеток, подъемников и других элементов здания. Решая метрический ряд, во всех случаях следует обязательно учитывать конкретные условия восприятия.

Рис. 4. Использование ритмических закономерностей при формировании силуэта промышленных предприятий:
а — сталеплавильный цех; 6— то же, коксохимический

При рассмотрении приемов и средств архитектурной композиции необходимо помнить, что во многих случаях архитектурно-художественный уровень ряда промышленных зданий и комплексов еще низок и порой проистекает из-за однообразия и невыразительности их пластики. Следовательно, проектировщики, работающие в промышленной архитектуре, должны выработать новые прогрессивные приемы достижения пластической выразительности промышленных зданий. При проектировании предприятий и их комплексов, при компоновке зданий и инженерных сооружений необходимо обратить особое внимание на формирование их силуэта.


Похожие статьи:
Основные направления совершенствования архитектурно-строительных решений промышленных зданий

Навигация:
Главная → Все категории → Архитектура промышленных зданий

Статьи по теме:

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции | Архитектура и Проектирование

 

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

В отношении конструкций греки пользовались самыми простыми приемами, лучше всего подходящими для передачи ясных, простых форм. Греческое искусство не использовало смелых опытов микенской архитектуры и не развило дальше попыток применения конструкции свода, имевших место в Акарнании. Оно как бы забывает о куполе и своде и ограничивается почти исключительно горизонтальным перекрытием на вертикальных подпорах. Греческая архитектура широко использует глину как строительный материал, а для деревянных построек применяет двускатную кровлю, привнесенную из дождливых местностей, где первоначально обитали доряне.

Глиняные сооружения

Глиняные сооружения, относящиеся к эллинскому периоду, известны нам только по текстам античных авторов. Это были почти исключительно постройки из сырца (необожженного кирпича).

Витрувий приводит обычные размеры этих кирпичей. Они не превышали в длину 1 фута при толщине в ладонь, или приближенно 0,08 м, как ее определяют надписи, относящиеся к постройке крепостных стен в Афинах. Такого рода кирпичи применялись даже в самых роскошных постройках. Так, из кирпича-сырца были сделаны стены храма Геры в Олимпии. Павсаний упоминает также о сделанных из необожженного кирпича стенах храма Панапеи в Фокиде. Самым ранним примером применения жженого кирпича является также упоминаемый Павсанием Филиппейон в Олимпии, построенный не ранее IV в. до н.э.

Надписи, относящиеся к постройке афинских укреплений, показывают, что присоединение к глиняной конструкции деревянных связей, применявшееся в микенской архитектуре, имело место и в греческой архитектуре. Верхняя площадка крепостной стены, где стояли воины, защищалась крышей на столбах из необожженного кирпича, связанных между собой, на двух различных уровнях деревянными брусьями, образующими крепления. 

 

Каменные сооружения

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ

Система кладки стен. – Благодаря усовершенствованию строительных инструментов появляется возможность избегать применения полигональной кладки, встречающейся только в памятниках архаизирующего стиля, например в небольшом храме в Рамнунте.

Зубчатая кладка, сокращавшая потерю строительного материала, применялась чаще всего в военных сооружениях. Обычно же применялась кладка правильными рядами квадров. Их различное расположение, характерное для той или иной эпохи, сводится к следующим типам (рисунок 136 A и B): кладка состоит исключительно из сквозных (во всю толщу стены) каменных плит; сквозные квадры C даются только через один ряд; D – смешанная кладка, при которой остов стены состоит из бута (неправильной формы камней), а тесаные камни служат как бы облицовкой.

Приемы кладки A, B, C применялись в V и VI вв. Способ D преобладает в период македонского завоевания и становится обычным в римскую эпоху. Основание стены составляет обычно цокольный ряд, более высокий, чем последующие ряды каменных плит. Этот цоколь состоит из двух рядов квадров, поставленных на ребро. Между обоими рядами остается пустой промежуток для просушки стены. На углах применяли кладку «en besace» (рисунок 137, B). Другой прием кладки «a crossettes» (рисунок 137, A), влекущий за собой потерю строительного камня и опасность разрыва, редко встречается ранее IV в. до н.э. Одним из самых ранних примеров такой кладки является арсенал в Пирее, построенный около 340 г.

Кладка обтесанных камней всегда производится насухо. В архитектуре древности никогда не применялась известь для связывания правильно обтесанных плит между собой.

Плоские перемычки (архитравы). – Даже в эпоху наибольшего развития строительного искусства греки не всегда клали каменные плиты «на постель». Они часто нарушали это правило при сооружении стен. Они нарушали его умышленно в тех случаях, когда каменная плита должна была подвергнуться силе изгиба.

При поперечном сечении камень, положенный на ребро (рисунок 138, N), может выдержать значительно большую нагрузку, чем камень, положенный «на постель» (M). Развалины Пестума и Селинунта дают многочисленные примеры архитравов, положенных на ребро.

Плита, служащая балкой, может дать разрыв при малейшей трещине. При замене одной монолитной плиты двумя или тремя соединенными плитами P можно надеяться, что если одна из них и треснет, то две другие устоят. Эти тонкие плиты к тому же легче поддаются обработке, чем большие глыбы. Таким образом достигается одновременно и упрощение работы и большая прочность конструкции. Наконец, принимая во внимание, что опасность разрыва архитрава увеличивается при увеличении пролета, этот пролет стараются сузить, складывая подплечья свода нависающими рядами. Рисунок 139 изображает два пролета, относящиеся к V в. до н.э., у которых это нависание ясно выражено.

Некоторые крепостные ворота (укрепления Мессины) показывают кладку камней нависающими один над другим рядами, напоминающими примитивные догреческие своды и заменяющими перекладину на наклонных косяках.

 

ДЕТАЛИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРИЕМОВ

Добывание камня. – Способы добывания камня у греков были, по-видимому, те же, что и у финикийцев; в Сицилии камни имеют со стороны, заложенной в стену, неправильно расположенные гнезда. Они свидетельствуют о тех мерах предосторожности, которые применялись при выемке камня из каменоломни. Эти приемы являются общими у греков и финикийцев, что не представляет собой ничего удивительного, если принять во внимание, что сицилийские греки пользовались для работ в каменоломнях трудом карфагенских пленников, т.е. финикийцев.

Обработка постелей и швов. – Вертикальные швы и в особенности постели, на которые в кладке без раствора непосредственно передается тяжесть, требуют особенно тщательной обработки. Обработанные греками каменные плиты показывают в этом отношении удивительное совершенство.

В VI в. сглаживалась вся площадь постели; в V в. ограничиваются иногда сглаживанием общих краев постели, плоскость которых более чем достаточна для несения тяжести. Для правильной обработки постели и вертикальных швов применялась также «обтеска по красному», употребляющаяся и в современной архитектуре. Этот прием, точно указанный в одной смете на постройку в Ливадии, заключается в следующем: к подлежащей обработке поверхности прикладывается мраморная плита, смазанная сангиной; те точки, на которых отпечатывается сангина, подлежат обтеске. Для того чтобы удостовериться в правильном положении камней, рекомендуется еще провести между ними пилой для придания одинаковой формы двум смежным поверхностям.

Существует мнение, что постели барабанов колонн сглаживались путем вращения на слое песка. Действительно, барабаны колонн Парфенона, являющиеся образцом совершенства строительной техники, сохранили следы вращения, но не обнаруживают никаких следов пилы между швами.

При каменной конструкции, возведенной без раствора, любое твердое тело, попавшее между плитами недалеко от края, может вызвать разрыв камня. Для того чтобы избегнуть как этой опасности, так и несчастных случаев во время переноски, производится скашивание кромки вдоль шва B или делается более или менее глубокая вырезка A (рисунок 140).

Обычно этот прорез заканчивается небольшой кубической формы массой (рисунок 141, R), защищающей угол от возможных ударов. Часто вдоль всего шва проводится предохранительный валик V.

Наконец, во время заготовительной обтески камня оставляются выступы T, облегчающие укладку камней на место.

Переноска камней. – Для переноски камней греки, у которых было высоко развито мореплавание, имели в своем распоряжении все приспособления корабельной техники, иначе говоря, всю систему современной им техники – вороты, блоки и пр. Описание этих приспособлений мы можем найти не только У Витрувия, но и в трактатах четвертого столетия, где они представлены как далеко не новые изобретения.

Рисунки 142 и 143 показывают различные способы подъема камней. Снабженные шипами барабаны колонн поднимаются при помощи эллинга B.

Для стенных камней большей частью употреблялась «волчья пасть» C т.е. железный клин, вкладывающийся в расширяющееся книзу гнездо.

В случае, если камень принадлежал к хрупкой породе, как большинство сицилийских известняков, приходилось довольствоваться эллингом A или же делались борозды вдоль швов в форме буквы U, в которые вкладывался подъемный канат. Рисунок 143 показывает применение этого приема при подъеме капителей и триглифов большого храма в Акраганте.

Укладка камней в стенах. – Применение борозд и «волчьей пасти» имеет то преимущество, что позволяет сразу уложить камни на место.

При пользовании эллингом приходится предварительно ставить камень рядом с тем местом, которое ему предназначено, для того, чтобы снять канаты, и только после этого класть его на место.

При постройке храма Геракла в Акраганте эта операция подготовлялась тем, что на камне делались зарубки (рисунок 144, t), в которые без труда можно было ввести острие железного рычага или щипцов. В храме в Сегесте благодаря шипам, вделанным в камень, каменная плита при помощи рычага приводилась в требуемое положение (рисунок 144, B). В одном римском памятнике, при постройке которого следовали греческим приемам, были обнаружены выемки (рисунок 144, C), видимо, предназначенные для вкладывания камня в несколько приемов при помощи коленчатого рычага

Во время кладки стены обращенные наружу плоскости квадров остаются необработанными. Только рельефные плиты метоп и фризов, не связанные со всей конструкцией, вставляются уже в готовом виде.

Что касается каменных плит, составляющих основной массив здания, то они отделываются уже после укладки на место. Но во избежание ошибок их подвергают предварительной обделке (рисунок 145), которая состоит в следующем.

Предположим, что предстоит отделка плоскости стены; каждый квадр будет иметь, по крайней мере вдоль нижнего ребра, чисто окантованную борозду. Во время укладки камней эти борозды тщательно выравниваются, и отделка их в промежутках между ними может совершаться без малейшего затруднения.

Обработка колонны C производится следующим образом: на верхнем и нижнем барабанах, пока они еще не положены на место, вытесываются начала каннелюр. Остальная работа по выполнению каннелюр производится уже после возведения колонны.

Инкрустации. – Иногда, для того чтобы придать больше устойчивости частям, наиболее подвергающимся опасности разрушения, их делают из твердого камня и укрепляют посредством инкрустирования (рисунок 146, A). Эти инкрустации в большинстве случаев не составляют единого целого со всей конструкцией здания и являются результатом позднейшей реставрации. Так обстоит дело с храмом в Посейдонии В, где неправильность форм инкрустированных частей не оставляет никакого сомнений в их более позднем происхождении.

Связывание камней искусственным способом. – Благодаря архитравной системе конструкции в ней действуют только силы вертикального напора, никогда не переходящие в боковой распор. Поэтому смещение плит может произойти только при опущениях почвы или толчках при землетрясении. Ввиду того, что последние происходили очень часто, приходилось с ними бороться. Основным средством защиты служило скрепление камней железными скобами.

При обзоре памятников египетской архитектуры мы уже обращали внимание на ряды кладки, в которых отдельные камни связаны деревянными скобами в форме ласточкина хвоста. В микенской архитектуре бронзовые скобы, на которых держались накладные украшения, были вложены в гнезда без заливки свинцом.

Греки применяли этот способ скрепления к самому массиву конструкции. Как и микенские строители, они пользовались металлическими скобами, но уже не железными, а бронзовыми, прикреплявшимися к камню посредством заливки свинцом.

Не следует, однако, думать, что этот способ скрепления был единственным. При беглом обозрении развалин некоторых памятников можно предположить существование большого количества скреплений свинцом, которых на самом деле не было. Например, в кладке стены большого храма в Акраганте имеется множество гнезд, которые можно принять за углубления для металлических скоб и которые, однако, не совпадают по положению на плоскостях смежных камней. На рисунке 143, C показан камень, составляющий часть капители, на котором положение гнезд отмечено крестами. Очевидно, мы имеем здесь дело со следами зондирования.

Надо, кроме того, учесть, что способы соединений для памятников разных эпох были различными. В архитектуре архаической эпохи, особенно в сицилийских постройках, очень редко применялись железные скрепления. В VI в. до н.э. сицилийские греки обычно ограничивались тем, что скрепляли барабаны колонн деревянными штырями. Железные скрепы входят в постоянное употребление в материковой Греции только в V в., а в Малой Азии – в IV в.

На рисунке 147 представлены детали конструкций сицилийских храмов, причем A, b и c показывают имеющиеся гнезда, A и B – возможный способ укрепления штырей.

Большой размер гнезд, длина стороны которых достигает 1 фута, исключает самую мысль о применении железа; но и употребление дерева для этих целей неудобно тем, что, разбухая под действием влаги, оно может вызвать разрыв камня. Эту опасность можно устранить следующим образом: штырь A вделывается в средний брусок, не касающийся стенок гнезда, а придерживающийся двумя поперечными брусками, которые будут сгибаться в случае, если разбухнет штырь. Та же конструкция повторяется и в гнезде B, в которое вставляется штырь.

Рисунок 148 показывает различные образцы металлических скреплений, употреблявшихся в материковой Греции.

Металлические скобы, скрепляющие один с другим камни одного ряда, делаются в форме шипов, ласточкиных хвостов или двойных «Т». Для скрепления квадров двух смежных рядов употребляют пироны, которые в позднегреческих постройках имеют утолщения на обоих концах. Эти пироны M укрепляются свинцом в камнях верхнего ряда до укладки их на место; после укладки камней пироны укрепляют в камнях нижнего ряда, заливая свинцом через канал C.

В Парфеноне между барабаном колонн были вставлены деревянные пробки, вделанные непосредственно в мрамор. Для того, чтобы избежать опасности разбухания дерева, была применена смолистая, мало впитывающая влагу древесная порода. При этом дерево было дано в сыром виде, т.е. в его наибольшем объеме. Возможно, что барабаны, еще подвешенные на канатах, вращали на штырях, вделанных в пробки, чтобы точнее пригнать соприкасавшиеся между собой плоскости.

Делагардет обнаружил между барабанами малых колонн храма в Посейдонии гнезда, в которые вливался известковый раствор через канал, помещенный вдоль оси барабана.

В качестве еще одного вида металлических скреплений приведем железные связи дверной перекладины большого храма в Акраганте. Вмещавшая их борозда имеет 0,16 м в ширину и столько же в высоту. По всей вероятности, она была заполнена пачкой плоских железных полос, положенных на ребро.

 

Конструкция крыши и кровли

Стропила. – Относительно конструкции крыши мы имеем документ, не оставляющий желать ничего лучшего в смысле точности и полноты: смету на постройку арсенала в Пирее. Здесь описывается до мельчайших подробностей конструкция, воспроизведенная на рисунке 149, A.

Этот памятник относится к IV в., но метод его конструкции, Несомненно, очень древний. Это – тот же метод, который применялся у фригийцев и этрусков.

В описываемой конструкции главную роль играет балка A, поддерживающая посредством брусков тяжесть среднего прогона и крыши B. Она основана на принципе, не имеющем ничего общего с современной конструкцией ферм, в которой стропильная связь испытывает растяжение, вызванное стропильными ногами, а в середине поддерживается бабкой. В греческой системе стропильные ноги не скреплены со связью, которая подвергается не растяжению, а силам прогиба, и таким образом представляет собой не скрепу, а балку.

Все части этой конструкции испытывают силы сжимания (брусок, заменяющий бабку) или прогиба (связь), но никогда не испытывают силы растяжения. Таким образом, она существенно отличается от нашей современной кровельной конструкций. Греческая система, в основном подчиненная функции несущих балок, представляет простую и ясную конструкцию – воспроизведение деревянной конструкции в камне.

Дорийский ордер является приложением этой системы к камню. Его общие массы сводятся к виду, показанному на рисунке 150, S. Его формы (по крайней мере, в целом) объясняются из деревянной конструкции M.

Согласно обычаю, сохранившемуся в Этрурии вплоть до эпохи Витрувия, балка A, перекрывающая пролеты между колоннами, состоит из двух равных брусьев. Чтобы предотвратить самовозгорание дерева, эти брусья необходимо было разъединить и вместе с тем скрепить друг с другом. Первая цель достигалась тем, что между брусьями вставляли распорки, вторая – сжимами, укрепленными с помощью штырей. Таким образом, мы видим здесь буквальное повторение приемов, встречающихся уже в ликийской архитектуре.

На балке A покоятся переводы P такой же толщины в поперечном сечении, как и балка, что объясняется большой глубиной портиков в храмах архаического периода. Брусья P не только представляют собой балки, поддерживающие потолок, но и несут посредством стоек R и тяжесть обрешетки.

Недостатки греческой системы сравнительно с современной вполне очевидны. Поперечное сечение сильно нагруженных в середине их длины переводов P должно было быть огромным.

В конструкции арсенала в Пирее, где центральная галерея портика не превышает 13 – 20 футов в ширину, балки достигают в поперечном сечении от 2 1/4 до 2 1/2 футов, т.е. от 0,67 до 0,75 м. Где же найти при этой системе брусья достаточной толщины, чтобы перекрыть такое здание, как храм в Акраганте, с почти вдвое большим пролетом? Такого рода затруднения в некоторых случаях переходят в невозможность. Так, Страбон сообщает, что храм в Милете так и остался без перекрытия «по причине своей колоссальной величины», т.е. за невозможностью найти для его перекрытия балок подходящих размеров. При покрытии здания двухскатной крышей естественно образуются с двух коротких сторон фронтоны, т.е. треугольники, боковые стороны которых следуют наклону крыши. Коньковая конструкция крыши не является, однако, единственной.

Указание на то, что существовала и четырехскатная крыша, дает план архаической постройки (рисунок 151), известной под названием базилики в Пестуме.

Потолки, столярные работы. – В арсенале Пирея система стропил была открытой, т.е. видна изнутри здания. Надписи, касающиеся постройки Эрехфейона, устанавливают, что одна из двух целл храма имела открытую конструкцию крыши, другая была перекрыта горизонтальным потолком.

Этот потолок (рисунок 152) состоял из двух балок, поддерживавших кессоны из деревянных брусьев с заполняющими терракотовыми плитами.

Резные карнизы при этом брались не в толще брусьев, а делались накладными из пришитого гвоздями на углах тонкого багета или представляли собой тонкие доски с профилированными ребрами, вкладывавшиеся поверх мрамора в заготовленные для них четверти.

Эту конструкцию воспроизводят в мраморе потолки целого ряда храмов: Фесейон, храм Аполлона в Фигалии, храм в Рамнунте и др. Интересно сопоставить эти греческие конструкции с этрусскими приемами перекрытия.

Как примеры тонких столярных работ, можно привести створки дверей с большими рамами, воспроизведенные в камне в гробницах Пидны, и хранящиеся в Лувре ложные двери в гробнице Ферона в Акраганте и др.

Кровля. – Крыша покрывалась терракотовой или мраморной черепицей. Применение мрамора заставляет предполагать, что существовали способы обработки его в виде тонких плит. Наждак, изобиловавший в Наксосе, легко поддавался распиливанию. Изобретение мраморных черепиц также приписывается наксосцам и относится к 480 г. Однако, каков бы ни был материал, устройство кровли остается всегда одним и тем же. Широкие черепицы с выемкой для стока воды кладутся на перегородчатую плоскость и покрываются двускатными черепицами. Рисунок 149, C показывает детали обрешетки из досок, на которой были положены черепицы крыши арсенала в Пирее; B показывает детали обрешетки из брусьев, поддерживавшей мраморные черепицы крыши Эрехфейона. Рисунок 153 воспроизводит мраморные черепицы храма в Рамнунте.

При рассмотрении его ясно видны те предосторожности, которые принимались против обратного затекания воды под действием ветра и проникновения ее внутрь в силу капиллярности.

На коньке крыши стык черепиц прикрывается рядом желобчатых черепиц. Сток воды происходит или по простому желобу, как в Парфеноне, или же через отверстия в настенном желобе, собирающие воду с одного или двух рядов черепиц (рисунок 153).

Крыши конической формы были, вероятно, покрыты черепицей в виде рыбьей чешуи, размеры которой увеличивались по мере увеличения радиуса крыши, как об этом позволяет судить памятник Лисикрата.

 

Последовательный ход работ

Постройка храма в Сегесте (оставшегося незаконченным) была приостановлена после того, как была сделана внешняя колоннада. Колонны были уже все возведены тогда, когда стену и целлу храма еще не начинали строить. Этот факт позволяет сделать некоторые выводы относительно последовательности хода работ. На Эгине применялись различные способы подъема камней для портика и целлы. Этот факт указывает на то, что строительные работы были прерваны и возобновлены через известный промежуток времени. Есть основание думать, что здесь, как и в Сегесте, портик был выстроен раньше целлы.

В большом храме в Селинунте различие стилей отдельны частей здания дает указание на последовательность хода строительных работ, – прежде всего был построен главный фасад храма. Из приведенных нами фактов легко сделать следующий вывод: в первую очередь выполнялись наиболее видные части здания, чтобы произвести желаемый эффект как можно скорее.

Для изучения последовательности хода работ представляет большой интерес одна деталь, касающаяся окончательной отделки здания. Эту отделку производили всегда начиная с верхних частей постройки, так что над постепенно опускающимися книзу лесами поднимались уже готовые и даже раскрашенные части. Таким путем избегалась всякая возможность порчи уже законченных частей архитектурной декорации. У некоторых храмов вполне обработаны только антаблемент и капители колонн, а стволы колонн и основания остались совершенно неотделанными. У других неотделанными остались одни основания.

 

Как погибали памятники греческой архитектуры

Таким постройкам, как греческие, в которых не проявляется сила бокового распора, а камень несет нагрузку, составляющую лишь небольшую часть его прочного сопротивления, суждено было, казалось бы, стоять, не разрушаясь, целую вечность. Некоторые из них устояли против страшных разрушительных сил, как Парфенон, пострадавший от взрыва порохового склада.

Но самой страшной угрозой были землетрясения. Напрасно греки пытались бороться с ними, скрепляя отдельные камни между собой. Самый характер расположения колонн усиливал опасность. Увенчивающая их тяжелая масса антаблемента поднимала центр тяжести портика, что делало удар от землетрясения совершенно непреодолимым. Большинство греческих храмов погибло от землетрясений, что доказывает состояние их развалин. Так, колонны селинунтских храмов и храма в Олимпии лежат опрокинутые на бок. Между тем храмы в Посейдонии, разрушившиеся только от времени, сохранились почти полностью и не утеряли прочности своей конструкции.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

7. Архитектурно-художественные требования.

Требования к художественной выразительности здания, обусловленной композиционными средствами: симметрия, асимметрия, ритм, пропорции, пластика, цвет и фактура материала, игра света и тени, подсветка в темное время суток, графика, скульптура.

  1. Экономические требованиявключают:

-4-

Рациональность проекта, применённых материалов, конструкций, способа производства работ, учёт срока службы здания и стоимость инфраструктуры.

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ

НА Ж.-Д.

Ж.д. здания размещаются в границах административных подразделений ж.д. (служб, отделений).

Специфика строительства зданий на ж.д. транспорте:

- узкая протяжённость территории строительства;

- линейно протяжённое расположение технологического оборудования;

- линейно очаговое размещение эксплуатационных служб и населённых пунктов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Объёмно планировочные решения здания

Расположение (компоновка) помещений заданных размеров и форм в одном комплексе, подчинённое функциональным, техническим, архитектурно-художественным и экономическим требованиям, называется объёмно-планировочным решением здания (ОПР).

Помещения по способу их связи между собой могут быть непроходными (изолированными) или проходными (неизолированными). Непроходные помещения сообщаются между собой с помощью коммуникационных помещений: коридора, лестничной клетки и др.

- Коридорнаясистема планировки – система расположения помещений в плане здания, соединённых коридором.

- Анфиладнаясистема – если помещения соединяются друг с другом непосредственно через проёмы в стенах или перегородках.

- Зальнаясистема – предусматривает одно главное помещение здания, определяющее его функциональное назначение, вокруг которого группируются остальные необходимые помещения.

- Смешанная система – для зданий, объединяющих помещения с различными функциональными процессами (главные и подсобные).

- Секционнаясистема (для жилых домов) – система квартир, объединённых одной лестничной клеткой.

Приёмы объёмно-планировочных решений:

  1. Компоновка помещений должна, прежде всего, отвечать функциональному процессу, т.е. его последовательности. Форма плана и здания в целом определяется особенностями функционального процесса.

  2. Для правильного расположения помещений в здании целесообразно предварительносоставить функциональную или технологическую схему.

  3. Требованиям удобства отвечает наиболее компактное размещение помещений с кратчайшими путями движения людей и средств транспорта, без взаимных их пересечений и встречного движения. Чем короче пути движения и меньше по площади коммуникационные помещения, тем меньше объём здания и ниже его стоимость. Пересечение людских потоков с грузовыми недопустимо как по технологическим условиям, так и по условиям безопасности.

  4. Объёмное решение здания, являющееся основой архитектурной композиции здания, определяется его формой в плане,а такжеколичеством этажей и формой покрытия. Этажность здания зависит от его назначения, экономического соображения, градостроительных требований и природных и климатических данных строительной площадки. Этажность здания зависит от этажности соседних

-5-

построек, от архитектурного единства застройки.

  1. Здания при различном назначении могут иметь однотипные отдельные помещения и их группы – архитектурно планировочные узлы (главный вход в здание, лестничная клетка, транспортные узлы, санитарные узлы и.т.д).

  2. Зонирование помещенийтакже имеет влияние на компоновку здания в целом (Например, для жилых домов компоновка помещений по обеспечению их водопроводом, канализацией – в мокрую зону; спальных помещений и кабинетов – в тихую зону; гостиных, детских, игровых, столовых – в шумную зону).

Вывод: компоновка ОПР здания в целом зависит от функциональных, архитектурно-художественных и экономических требований.

Приёмы конструктивных решений (КР):

КР так же как и ОПР должно быть функционально и технически целесообразным, а также должно отвечать всем требованиям прочности, устойчивости, долговечности, пожарной безопасности и благоустройства. КР влияет на внешний вид здания, его интерьеры и, следовательно, является важнейшим фактором, определяющим архитектурную выразительность здания.

Конструктивные элементы, из которых состоит остов здания, размещаются в строго определённом порядке, образуя конструктивную систему, способную воспринимать все внешние силовые воздействия и передавать их на основание здания. Конструктивную систему не следует смешивать сконструктивной схемойздания, в которой может сочетаться несколько конструктивных систем разного вида. Конструктивные системы различаются по форме, устройству и характеру работы, т.е. по способу распределения и передачи усилий, возникающих от внешних воздействий.

рис.4

Рис.5

-6-

рис.6

Соответственно видам вертикальных несущих конструкций различают пять основных конструктивных систем зданий: каркасную, бескаркасную (стеновую), объёмно-блочную, ствольную и оболочковую.

Выбор вертикальных несущих конструкций, характера распределения горизонтальных нагрузок и воздействий между ними – один из основных вопросов при компоновке конструктивной системы. Он также оказывает влияние на планировочное решение, архитектурную композицию и экономичность проекта.

Каркасная системас пространственным рамным каркасом применяется преимущественно в строительстве многоэтажных сейсмостойких зданиях (в 9 и более этажей), а также в обычных условиях строительства при наличии соответствующей производственной базы. Каркасная система – основная в строительстве общественных и промышленных зданий. В жилищном строительстве объём её применения ограничен по экономическим соображениям.

Бескаркасная система– самая распространённая в жилищном строительстве, её используют в зданиях различных планировочных типов высотой от одного до 30 этажей.

Объёмно-блочная системазданий в виде группы отдельных несущих столбов из установленных друг на друга объёмных блоков применяется для жилых домов высотой до 12 этажей в обычных и сложных грунтовых условиях. Столбы объединяют друг с другом гибкими или жёсткими связями.

Ствольную системуприменяют в зданиях высотой более 16 этажей. Наиболее целесообразно применение ствольной системы для компактной в плане многоэтажных зданий, особенно в сейсмостойком строительстве, а также в условиях неравномерных деформаций основания (на просадочных грунтах, над горными выработками и т.п.).

Оболочковую системуприменяют для одноэтажных зданий больших площадей, перекрываемых большепролётными покрытиями (залы различного назначения).

С неполным каркасом

рис.7

-7-

рис.8

рис.9

Приёмы компоновки архитектурно-композиционных решений:

Художественная выразительность здания достигается при помощи архитектурной композиции (композиция – от лат. сочетание, составление).

Процесс создания композиции:

  • разработка ОПР

  • разработка конструктивного решения

  • решение интерьеров и внешнего облика здания

  • создание композиционного единства, т.е. установление взаимосвязи между:

- внешним обликом и интерьером (внутренним пространством)

- внешним обликом здания и окружающей средой

Т.О. архитектурной композиции здания в целом включает

в себя композицию (сочетание) всех его слагающих элементов: внешних объёмов и внутреннего пространства, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания и его деталей.

Архитектурная композиция считается удачной, когда видимые части здания, его детали, отдельные объёмы гармоничны, т.е. соразмерно, согласованно сочетаются между собой, образуя в художественном отношении единое целое.

Основные компоненты архитектурной композиции:

Объёмно-пространственная структура здания состоит из:

- внутреннего пространства

- внешнего объёма

Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственна. Внутреннее пространство и внешний объём тесно связаны между собой, т.к. последний зависит от размеров и формы внутреннего пространства.

Композиции внешних объёмов подразделяются на три группы:

  1. простые – состоящие из одного объёма

-8-

  1. сложные – состоящие из двух и более различных объёмов, непосредственно примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами.

  2. комплексные – состоящие из нескольких отдельных зданий, связанных в единый архитектурный комплекс.

Главный для здания функциональный процесс организуется в помещениях, объединённых в одном объёме, подсобные процессы – в других объёмах, имеющих по отношению к главному соподчинённое значение.

Принцип соподчинённости частей здания – один из основных факторов, позволяющих достигнуть единства объёмной композиции.

Теоретические приёмы построения композиций:

1.центрическая композиция предполагает наличие центрального объёма, около которого группируются одинаковые по размеру соподчинённые объёмы. Центрическая композиция не имеет главного фасада и может восприниматься со всех сторон (цирк, крытый рынок).

рис.10

2.фронтальная– композиция, объёмы которой развиты в одном направлении (А). Если главный фасад имеет выраженную композиционную ось, тогда композиция называется фронтально-осевой (Б).

А)

Ось композиции выражена

Жилой дом. Ось симметрии не выражена – много осевое членение

Б)

Кинотеатр. Фронтальная симметрия

рис.11

-9-

3. глубиннаякомпозиция развита в направлении перпендикулярном к фронту здания. Такие композиции характерны для зданий с продольно осевым построением внутренних пространств (напр. театров).

Рис.12

Часто применяется сочетание различных композиционных приёмов (высотные с центрическими, глубинные с фронтальными

Соотношение основных размеров здания по вертикали или горизонтали определяет высотныйилигоризонтально-протяжённыйхарактер композиции. В высотных композициях вертикальный размер преобладает над горизонтальным.

4.свободнаякомпозиция – не подчинена строгим геометрическим закономерностям. Различные между собой объёмы (по размерам и формам) сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями.

5.особый вид сложных объёмных композиций представляюткомпозиции комплексов зданий,в которых в качестве компонентов выступают не отдельные слагающие здание объёмы, а сами здания. Специфика закономерностей их построения составляет один из разделов градостроительства – теории и практики застройки городов.

Композиционные средстваотносятся к теоретическим положениям построения архитектурной композиции и предназначены для достижения выразительности объёмно-пространственного решения здания.

Симметрия– это закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объёмов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметрия бываетцентрической– относящейся ко всему объёму здания в целом, ифронтальной – относительно лишь одной вертикальной плоскости.

Симметрия в композиции частообусловлена конструктивным решением: т.к. формы конструкций по условиям их статической работы подчиняются определённым геометрическим построениям, в том числе и симметрии. Для помещений большой площади определяющим фактором являетсяконструкция покрытий, геометрия которых часто подчинена центрической симметрии.

В ансамблевой застройке необходимость выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство приводит к симметричной композиции.

Асимметрияв отличие от симметрии базируется не на законах геометрического равенства и повторяющихся частей здания относительно его оси, а на принципе гармонического художественного единства архитектурных форм и членений, несимметрично расположенных в пространстве и на плоскости. Ассиметрия характерна для зданий со сложным функциональным процессом.

Ритм– закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений или интервалов между собой. Ритмичные построения могут развиваться по вертикали и горизонтали.

Простейшая форма ритмичного построения – метрическая, основанная наточном

-10-

повторе одинаковых форм и членений.

Ритмичное построение в симметричной композиции может подчёркивать её ось нарастающим к центру ритмом членений, но может и нейтрализовать ось симметрии.

Пропорции: целочисленные пропорции; “золотое сечение”, геометрическое подобие.

Масштабностьпоказывает соответствие воспринимаемой человеком величины композиции и её элементов размеров самого человека.

Рост человека (170-180 см) служит своеобразным модулем восприятия композиции.

Масштабность – не только средство архитектурной композиции, но и её качественная характеристика.

Однако архитектурная композиция здания воспринимается не только путём непосредственного сравнения её с размерами человека, но и путём сопоставления с размерами привычных для него элементов (дверей, окон, кирпича, камня).

Масштабность часто используется как композиционное средство для подчёркивания большей или меньшей величины сооружения в зависимости от его архитектурной значимости.

С масштабностью связан “масштаб”.

Архитектурный масштабхарактеризует степень расчленённости композиции, крупность её форм как по отношению к самому зданию, так и по отношению к окружающей застройке. Здание может быть большим по величине, но расчленённым на мелкие элементы и наоборот: мелкое – на крупные, т.е. быть крупномасштабным.

Части здания и их конструктивное решение.

Конструкция подземной части здания основания и фундамента.

Основания – это грунты, находящиеся под зданием.

Основания бывают прочные и слабые.

Прочные основания – скальные породы, суглинки, глины, супеси и др.

Слабые основания – мелкопесчаные и лессовые грунты (пылеобразные).

Особое место занимает вечная мерзлота и карстовые грунты. Вечная мерзлота занимает большую половину территории России.

Карстовые породы – налисие пустот в грунте.

Усиление слабых оснований:

  • Для глинистых грунтов используется метод спекания грунта.

  • Для песчаных грунтов делается силикатизация (из песка делаем скальную породу).

  • Лессовые грунты перед началом строительства уплотняются. Вставляем вибраторы и трясем (утряска происходит) и после этого прокатка катками.

  • Вечная мерзлота:

- сохранение вечной мерзлоты (лед в грунте) за счет устройства проветриваемого подполья или устройства домов, опирающихся на отдельные опоры (дома на ножках).

- расчет чаши оттаивания при оттаивании грунта заключается в том, чтобы заранее знать насколько опустится дом, т. е. высчитывается глубина чаши оттаивания и рассчитывается равномерность оседания дома, чтобы дом не дал крена или трещины при оседании.

Декоративные приемы в архитектуре | Архитектура

Cтроительство постоянно выдвигает новые и интересные задачи. Целью любого архитектурного решения должно быть гармоническое единство используемого материала и техники декорирования. Вопрос внешней отделки современных типовых зданий, яркости, привлекательности лица города приобрел большую остроту.

Стремление заставить «заговорить» различные материалы приводит к выявлению их специфических свойств, к продуманному их применению и обработке. Одним из решений является использование для отделки стеновых панелей различных декоративных материалов — мраморной, гранитной и слюдяной крошки, брекчии, керамической цветной плитки и т. п.

В качестве основного материала для производства стеновых элементов выступает бетон, обладающий многими ценными свойствами: долговечностью, огнестойкостью, сопротивлением механическим повреждениям. Сборное строительство открыло новые возможности для бетона как материала с готовой фактурой.

Сборный бетон имеет ряд преимуществ по сравнению с монолитным бетоном, например — возможность контроля отделки поверхности до монтажа сооружения, большое разнообразие поверхностной обработки и др.

Одним из способов использования бетоне как отделочного материала является изготовление профильных бетонных плит. Повторяющиеся мотивы орнамента легко делать в блоках и панелях заводского изготовления с помощью глубоко вырезанных формовочных моделей, что отвечает требованиям современного индустриального строительства.

 С большим эффектом используется бетон в блоках с крупными пустотами.

В архитектуре есть прием контрастного сопоставления крупных глухих плоскостей с дробным однообразным мотивом типа сквозной каменной решетки или геометрического орнамента коврового характера на самой стене. Художественный эффект такого сопоставления заключается в контрасте массивных, тяжелых каменных и кирпичных стен с изящной легкой и сквозной решеткой; одно другому дает масштаб, подчеркивает массивность в одном случае и изящество, легкость — в другом. Камни делаются сравнительно небольших размеров и разной конфигурации — квадратные, треугольные, шестиугольные, одинарные или двойные, с тонкими стенками. При кладке, меняя взаиморасположение камней, можно получить множество вариантов. Эффект ярко выраженной пластичности такой стены заключается в том, что при солнечном освещении светотень образует богатый риcунок.

Есть примеры, когда большие по высоте и протяженности фасады здания выложены из сквозных блоков. В результате получаются легкие ажурные стены, которые являются практичным и красивым ограждением в тех случаях, когда нужно обеспечить освещение помещений, проветривание, видимость из помещения и защиту его от чрезмерного прогревания солнцем.

Стены жилых и общественных зданий, ограждения балконов, лестниц, малые формы — вот далеко не полный перечень областей применения ажурных объемных бетонных элементов.

Во Франции декоративные элементы размером 40X40X10 см делают из белого цементного бетона. Существуют разные типы компоновки объемных элементов: с геометрическим расположением рисунка, который находит применение в витражах (с этой целью в блоках предусмотрены пазы), и с включением множества самых разнообразных мотивов.

Ажурные объемные элементы очень устойчивы, однако при возведении больших плоскостей стен рекомендуется армировать стыки. Арматурный прут должен быть толщиной 5 — 6 мм.

Монтаж элементов производится очень быстро и легко. Их вес не превышает 25 кг. Монтаж может производиться одним человеком. Элементы укладываются на пятимиллиметровый слой белого цементного раствора. При наличии арматуры толщина шва увеличивается до 12 мм.

Объемные бетонные элементы позволяют по-новому решать фасады и интерьеры, комбинировать декоративные мотивы в самых разнообразных вариациях, подчеркивающих игру света и тени. При остеклении объемных элементов их яркая белизна контрастирует с чистыми цветами литых стекол.

В настоящее время во Франции при строительстве зданий различного назначения (торговых, учебных и др.) для наружной отделки фасадов применяют декоративный бетон с различной фактурой. Так в здании торгового центра фирмы «Ваs Соndrais» одна из стен фасада оформлена в виде панно из бетона. Рисунок получен путем нарезки борозд глубиной 8 см. Остальная поверхность бетона после распалубливания была оставлена в первоначальном виде. В качестве другого примера приводится фрагмент, где рельефная фактура бетона получена за счет обнажения заполнителя и образования борозд, разграничивающих поверхность стены.

Панели из обычного бетона, фактурная обработка лицевой поверхности которых достигнута при помощи рельефных матриц, применены при строительстве университетского здания. Поверхность бетона после снятия опалубки не подвергалась дополнительной обработке. Декоративный эффект достигается благодаря вертикальным рельефам панели.

Архитектор Поль Рудольф (США) при строительстве лаборатории «Еndo» Garden City использовал интересный метод обработки бетонной поверхности.

После снятия опалубки выступающие грани скалывались вручную, в результате чего получилась живописная шероховатая поверхность. Этот метод можно рекомендовать и для скользящей опалубки. Бетон создает практически неограниченные возможности для обработки поверхности, так как он представляет собой пластичный материал, поверхность которого может создаваться путем формования, гравировки, резьбы и обработки пескостройным аппаратом.

Гладкие поверхности бетона, изготовленного в формах, чувствительны к незначительным шероховатостям и деформации формы. Поэтому конструкции с большими гладкими поверхностями требуют абсолютно гладкой формы, изготовленной, например, из полированного бетона. Гладкая поверхность чувствительна к механическим повреждениям и грязи, ее следует по возможности защищать от веществ, которые не могут быть смыты дождем.

Если поверхность бетонных фасадных плит отшлифована так, что виден заполнитель, или если заполнитель вскрыт, то окончательная поверхность приобретает цвет и текстуру, менее чувствительную к загрязнению. Заполнитель выбирается в соответствии с требуемым внешним видом фасадных плит, в то же время цвет можно менять путем пигментации. Могут быть выбраны различные оттенки, при которых заполнитель и основной материал хорошо гармонируют. Однако сочетание резких темных и светлых тонов не следует применять. Заполнитель никогда не распределяется по поверхности совершенно равномерно и сильный контраст окраски заполнителя и остального материала, например, при использовании черного и белого цемента, вызывает неприятные, резкие цветовые колебания.

Применение бетона не обязательно связывать с унылым серым цветом. В Швеции очень большое внимание уделяется цвету заполнителя и очень незначительное — его форме. Например, применяется заполнитель однородного цвета, при этом предпочитают материалы с интенсивной окраской: бурый мрамор, темный полевой шпат. Охотно используется также клинкер или мозаика, которые дают неограниченные возможности для разнообразного рисунка и цвета

При применении крупного гравия полу-чается гораздо более выразительная и разнообразная поверхность, так как он является смесью различных камней. В Швеции также широко распространен способ нанесения рельефных рисунков на бетонную поверхность с помощью шнуров, уложенных на сырой бетон и обработанных препаратом «ругасол».

Следует остановиться также на использовании декоративных качеств обычного строительного кирпича.

В качестве примера можно сослаться на такие сооружения, как Дом культуры в Хельсинки (архитектор Алвар Аалто) и здания в Чандигархе в Индии (архитектор Ле Корбюзье). Здесь фактурная поверхность кирпичной стены хорошо воспринимается в сочетании с гладкими поверхностями бетона и стекла.

В истории архитектуры с древних эпох и до наших дней в наружной и внутренней отделке зданий одно из почетнейших мест занимает керамика. В современном строительстве наряду с конструктивной керамикой в виде обычного кирпича и разнообразных пустотелых блоков, используемых для междуэтажных перекрытий и для стен монолитных или каркасных зданий, применяется декоративная керамика. При облицовке зданий профилированной плиткой создается богатая пластическая поверхность стены в виде равномерной ковровой композиции. Другой вид решения — мозаичные панно на фасадах.

Хорошо выглядит отделка глухих стен естественными каменными материалами — гранитами, сиенитами, базальтами и другими. Утопленные в свежеоштукатуренную стену мелкие около камня, образуют впечатляющий цветовой рисунок.

 

Интересный метод разработал берлинский художник Адам Куртц (ГДР). При оформлении фасада детских яслей мозаикой (из кусочков стекла размером 9,5Х9,5 см.) он гармонично дополнил ее анодированными медью пластинами. которые крепятся к стене штырями из пластмассы. В результате создается впечатление, что эти пластины как бы парят над мозаикой. Листья на деревьях легки и грациозны, грива лошади развевается на ветру, движение ветра замирает в перьях птицы.

Стекло является основным материалом для мозаичных работ. Оно применяется для облицовки большой площади стен, для их оживления и художественного оформления.

Большая часть способов обработки листового стекла рассчитана на строгий, подчеркнуто графический язык. Стекло обладает специфическими средствами выразительности.

 Прозрачное стекло создает игру света; когда оно является непрозрачным материалом, то используется для декоративных стенок, при армировании — для ограждения балконов, лестниц и т. д.

Металл также находит применение в декоративном оформлении фасадов зданий и интерьеров.

Художник из ГДР Вильфрид Хейдер в своих композициях широко использует листовую сталь. Примером служит вариант оформления двери, орнамент которой сделан с помощью сварных швов. Одна из стен в зале заседаний отеля «Интернациональ» в Магдебурге (ГДР) выполнена из листового железа с обработанной наружной поверхностью. При оформлении двери в административном здании на Унтер ден Линден в Берлине Хейдер использовал листовую сталь с выгравированным на ней орнаментом.

В этой статье рассказано о применении декоративных средств в архитектуре лишь зарубежных стран. Наш отечественный опыт требует отдельного подробного рассмотрения. Однако в качестве иллюстрации приведем некоторые положительные образцы нашего строительства. Так, например, удачно сочетаются тектоническое решение и декоративные элементы в ряде построек Советской Эстонии. Не вдаваясь в подробный их анализ можно отметить такие характерные черты, как глубокие традиции национального народного искусства, применение натуральных материалов (камень, металл, дерево, цветное стекло} переосмысленная современная трактовка национальных мотивов, высокое качество строительства и выполнения декоративных элементов.

Степанов, Астафьева 1969 г.

I. 3. Средства архитектурной композиции

Предыдущий раздел был посвящен свойствам объемно-пространственных форм. В этом разделе приводятся элементарные сведения о принципах эстетической организации этих форм (и их свойств) в единую систему. Эти принципы носят названия «средств композиции». Средства композиции, создающие систему композиционных отношений между элементами, призваны обеспечить «целостность композиции» - т. е. восприятие ее как единого целого, состоящего из согласованных между собой по определенным правилам частей. К средствам композиции относятся:

- группировка;

- тождество, контраст и нюанс;

- симметрия, дисимметрия, асимметрия

и антисимметрия;

- ритм и метр;

- пропорции;

- масштаб и масштабность;

- архитектоника.

Однако средства композиции опираются на ряд более простых пространственных операций, которые мы будем называть «Базовыми операциями формообразования». Основные сведения об этих операциях приведены в одном из нижеследующих разделах. Но прежде необходимо рассмотреть два противоположных по смыслу основных принципа работы с объемно-пространственными формами, которые мы будем называть «конструктивным» и «деструктивным».

«Конструктивный» и «деструктивный» принципы работы с объемно-пространственными формами

Исходная ситуация композиционной работы в пространстве может рассматриваться в двух основных вариантах:

- наличие нескольких исходных элементов;

- наличие одного исходного элемента.

В зависимости от исходных условий и следует выбирать способы начала работы.

В первом случае мы имеем дело с заданным некими внешними условиями существующим наборе (или, возможно, мы сами по некоторым условиям создали этот набор). Тогда работа по организации ОПК состоит в расположении этих элементов в заданном пространстве, в соответствии с композиционной идеей. В подобном случае мы будем говорить о «конструктивном» подходе к композиции (см. рис. I.3). Введеный нами термин не следует смешивать с архитектурным течением «конструктивизм», поскольку эти понятия не вполне совпадают.

«Деструктивный» подход (не путать с «деконструктивизмом») противоположен предыдущему. Он связан с разделением исходного элемента на части (поэтому данный метод иногда именуют «членением»). Далее эти части могут быть сохранены, частично удалены, смещены, развернуты и т.п. (см. рис. 7-а и 11). Родоначальником такого подхода, по всей видимости, следует считать советского архитектора К. С. Мельникова,

впервые применившего его при создании композиции «Молния Перуна». Впоследствии к этому способу не раз

Рис.I.3. Пример «конструктивного подхода» -композиция «сложена» из различных элементов (проект жилого дома, арх. П. Эйзенман).

обращались западные архитекторы. В частности, Й. Утцон утверждал, что работа над проектом сиднейской оперы началась с мысленного разрезания апельсина и сдвижки его ломтиков (в ходе работы над проектом эта идея заметно трансформировалась – см. рис. I.4.). К настоящему времени оба эти подхода вошли в общепринятый арсенал формотворческих приемов современной архитектуры, в котором существуют на равных.

Рис. I.4. «Деструктивный подход» в композиции: оперный театр в Сиднее, арх. Й.Утцон, и супермаркет «Бэст», арх.фирма «Сайт», Таусон, шт. Мериленд, США.

Композиция внешних объемов здания

Представляет собой объемное построение, основанное на единстве функционального назначения, конструктивного решения и художественной выразительности.

Форма отдельных внешних объемов, как и форма внутренних пространств, может быть различной, но чаще всего встречается в виде простых геометрических тел (куб, параллелепипед, цилиндр, половина цилиндра, полусфера). В современном массовом строительстве наиболее распространены прямоугольные формы, легко образуемые стандартными, удобными в изготовлении, транспортировке и монтаже строительными изделиями. Однако в связи с применением новых конструктивных систем наряду с простыми получают развитие и более сложные объемы.

Особенностью внешней объемной композиции, в отличие от композиции внутренних пространств, являются другие условия ее восприятия человеком.

Другая важная особенность – влияние на формирование внешней объемной композиции природных или градостроительных условий.

Композиции внешних объемов зданий можно разделить на три основные группы: простые – состоящие из одного объема; сложные – состоящие из двух и более различных объемов, непосредственно примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами; комплексные – состоящие из нескольких отдельных зданий, связанных в единый архитектурный комплекс.

Существуют различные приемы построения композиций внешних объемов: центрические, фронтальные и глубинные.

Центрическая композиция предполагает наличие центрального объема, около которого группируются одинаковые по размеру соподчиненные объемы (цирк, крытый рынок).

Фронтальными называются композиции, объемы которых развиты в одном направлении (жилой дом). Если главный фасад имеет композиционную ось, тогда композиция называется фронтально-осевой (кинотеатр).

Глубинная композиция развита в направлении, перпендикулярном к фронту здания (выставочный павильон).

Особый вид сложных объемных композиций представляют композиции комплексов зданий, в которых в качестве компонентов выступают не отдельные слагающие здания объемы, а сами здания. Архитектурным комплексом могут быть небольшая отдельно стоящая группа зданий, квартал, микрорайон, улица или группа улиц, городская площадь.

Выразительность объемно-пространственной композиции достигается с помощью ряда композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштаба.

Симметрией называется закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметрия может относится к объему здания в целом (центрическая симметрия) или к построению лишь одной вертикальной плоскости (фронтальная симметрия).

Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке. Например, если необходимо выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство, чаще всего прибегают к симметричной композиции.

Наряду с симметричными применяются и асимметричные композиции. В последнее время асимметричные композиции особенно широкое распространение получили в зданиях с относительно сложным функциональным процессом.

Важное средство архитектурной композиции – использование ритма.

Ритм – греческое слово, означающее равномерное чередование.

Ритм в архитектуре – закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритмические построения могут развиваться по горизонтали и по вертикали. Простейшей формой ритмических построений может служить метрическая, основанная на точном повторении одинаковых форм и членений, например, размещение окон и простенков в жилом доме.

Ритмическое построение композиции с нейтрализацией и с подчеркиванием оси симметрии.

Ритмические закономерности в архитектуре служат богатым источником художественного разнообразия композиций.

Большое значение в построении архитектурных композиций имеют пропорции. Пропорция – латинское слово, означающее соразмерность, определенное соотношение частей между собой. В архитектуре пропорциями называют соотношение геометрических размеров (длины, ширины. высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. От них зависит художественная выразительность архитектурной композиции.

В основе пропорциональных соотношений в архитектуре лежат математические закономерности.

Среди многочисленных систем пропорциональных отношений нужно выделить: целочисленные пропорции, «золотое сечение»,геометрические подобия.

Целочисленные пропорции основаны на соотношениях простых чисел (1:2; 1:3; 2:5,…). С их помощью можно добиться соотношений величин контрастных (1:2; 1:3,…) и нюансных (14:15; 15:16,…).

Пропорциональная система «золотое сечение» основана на делении отрезка а в крайнем и среднем отношение, т.е. на две такие части х и а-х, чтобы х был среднем геометрическим между а и а-х.

Метод геометрического подобия основан на применении подобных прямоугольников. Признаком подобия треугольников служит параллельность или перпендикулярность их диагоналей.

Масштабность – не только средство архитектурной композиции, но и ее качественная характеристика. Масштабность показывает соответствие воспринимаемой человеком величины композиции и ее элементов размерам самого человека.

Масштабные соотношения

Многоэтажное здание (в центре) между более высокими зданиями:

то же, между более низкими зданиями.

Следовательно, понятие о воспринимаемой величине здания, т.е. о его масштабности, относительно. Поэтому масштабность часто используется архитектором как композиционное средство для подчеркивания большей или меньшей величины сооружения в зависимости от его архитектурной значимости.

С понятием масштабности неразрывно связано и понятие масштаба. Архитектурный масштаб характеризует степень расчлененности композиции, величину ее форм как по отношению к самому зданию, так и по отношению к окружающей застройке.

Важное значение как композиционные средства имеют цвет, фактура, освещение, светотеневые эффекты и т.п., а также произведения изобразительных искусств (скульптуры).

Указанные средства в значительной степени способствуют в значительной степени способствуют единству композиции, которое является непрерывным условием создания целостного и выразительного архитектурного образа. Однако, это единство не может быть создано только композиционными средствами, так как последние тесно связаны с конструктивными элементами и функциональной основой здания.

Важнейший элемент архитектурной композиции – тектоника – конструктивное строение архитектурного сооружения, выявленное и использованное в художественных целях. Значение тектоники особенно важно для инженеров – строителей, создающих конструкции зданий.

Конструкция здания в зависимости от его назначения, климатических условий, места строительства, окружающей среды, материалов, а так же композиционной идеи имеет определенную художественную характеристику или тектонику, которая дает почувствовать в архитектурной форме сооружения его конструктивное решение.

Здание или сооружение может вызвать у человека ощущение тяжести, особой массивности или, наоборот, легкости ,воздушности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *