Екатерининский классицизм в архитектуре: Екатерининский классицизм – Екатерининский классицизм. Ранний классицизм (1762 — 1780) | Архитектура и Проектирование

Содержание

Екатерининский классицизм

Благодаря Екатерине II в России во второй половине 18 века в моду вошел классицизм.

Зубовский корпус построен в стиле классицизм по проекту Ю. Фельтена (1779-1785 гг.).

Во второй половине 18 века декоративное и роскошное барокко в России уступило место классицизму. Этот стиль получил признание сначала в Петербурге и Москве, а затем распространилось по всей стране.

Развитие этого стиля в архитектуре России было обусловлено во многом экономикой страны. Это был период расцвета помещичьих хозяйств, роста промышленного производства, расширения внутреннего рынка, активизации внешней торговли. Возникла необходимость в строительстве большого количества общественных и государственных строений: гостиные дворы, рынки, ярмарки, склады, биржи, банки. Появились административные здания: дома губернаторов, учебные заведения (школы, академии, институты), библиотеки, театры.

Бурное строительство в городах и усадьбах требовало смены архитектурных приемов и сложных форм барокко, трудоемких, требующих материальных затрат и большого количества мастеров-профессионалов. На волне проводящихся реформ в стране классицизм, во многом соответствующий возрастающим потребностям разворачивающегося в стране строительства, и получил быстрое развитие.

Екатерининский классицизм предшествовал александровскому классицизму, оба этих направление сформировали внешний облик многих российских городов, но особенно повлияли на Петербург и Москву. Популярная в Европе, выразительная и целесообразная архитектура, заимствующая простые формы, стала основой формирующегося в России классицизма.

Екатерининский классицизм, проявившийся в разных областях искусства, делится на «ранний» и «строгий». Оба этих периода приходятся на время правления Екатерины Великой (1762-1796 гг.). Екатерина, будучи императрицей честолюбивой и просвещенной, и состоявшей в переписке с известными европейскими деятелями (Вольтером, бароном Гриммом и многими другими), переняла моду на античность и классицизм, которые были модными в Европе.

Один из французских послов писал, что до царствования Екатерины российские города были больше похожи на азиатские, чем не европейские. И именно в ее царствование Россия стала одной из европейских держав, и российское искусство, в том числе зодчество, преодолело отставание от Европы.

Ранний екатерининский классицизм

Ранний екатерининский классицизм относится к периоду 1762-1780 гг. В 1760-70-ее гг. известность получили архитекторы Ж.Валлен-Деламот, А. Кокоринов, Ю.Фельтен, К. Бланк, А. Ринальди.

Одни из лучших и выдающихся строений эпохи раннего классицизма — это Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии (Ж.Валлен-Деламот), Академия художеств (А.Коридоров и Ж. Валлен-Деламот), Мраморный дворец (А.Ринальди) и др.

Одним из первых зданий, построенных в стиле раннего классицизма, стал дворец графа К. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко.

Дворец графа Разумовского. Ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом.

Императорская академия художеств на Васильевском острове (1764-1788 гг.), ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17; корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 гг.), ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9; Малый Эрмитаж (1764-1775 гг.), Дворцовая наб., 34; дворец графа А. Шувалова (1770-е гг.) ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94 – все эти сооружения выполнены А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом в стиле раннего екатериниского классицизма.

Много проектов принадлежит Ю. Фельтену, например, корпус «училища для мещанских девиц» Александровского женского института (1765-1775 гг.) ныне принадлежит Правительству Ленинградской области, ул. Смольного, 3;. Архитектура здания выглядит строго и просто, фасад, выходящий к Неве украшен портиками ионического ордера.

По проекту Фельтена построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 гг.), Дворцовая наб., 34. В некоторых его работах ещё чувствуется влияние барокко, например, Армянская церковь (1771-1776 гг.) Невский пр., 40-42; лютеранские церкви святой Екатерины (1768-1771 гг.), святой Анны (1775-1779 гг.), ул. Кирочная, 8.

Лютеранская церковь святой Екатерины Александрийской на Васильевском острове. С-Петербург.

С 1762 года ответственным за строительство церкви был назначен зодчий Ж.-Б. Валлен-Деламот. Костел достраивался архитектор А. Ринальди, а на последнем этапе строительства его сменил зодчий Минчиачи.

Храм был достроен в 1782 г. А. Ринальди много работал над строительством сооружений в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге по его проекту создан Мраморный дворец (1768-1785 гг.) ул. Миллионная, 5; филиал Русского музея, складской комплекс Тучков буян (1763-1772 гг.), ныне Военно-Космический кадетский корпус, Большой пр. Петроградской стороны, 1а.

Мраморный дворец. Петербург. 1768-1785 гг., арх. А.Ринальди.

Эпоха строгого екатерининского классицизма

Справка Палладио Андреа (Palladio Andrea) (1508-1580). Итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник классицизма. Андреа Палладио оказал большое влияние на развитие классицистического направления в архитектуре 17-18 веков, получившего название палладианства.

1760 – 1800 гг. стали эпохой строгого екатерининского классицизма. Для этого направления характерно копирование классических архитектурных ордеров, которые пропагандировал

Витрувий, а затем Палладио.

Вилла Ротонда. Арх. А.Палладио. 1508-1580гг. Под Виченцой. Построена для Паоло Альмерико — вышедшего в отставку чиновника из Ватикана.

Строгий екатерининский классицизм основывался на симметрии, ровных линиях, простоте форм. В украшении фасадов зданий широко использовались колонны, портики, аркады, фронтоны, античные скульптуры.

Марк Витрувий Поллион ( Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, второй половины I века до н. э. (эпоха Цезаря и Августа).

Витрувий известен как автор “Десяти книг об архитектуре». Русские издания его книги: «Архитектура в десяти книгах», перевод В. Баженова и Ф. Каржавина, С-Петербург, 1790–1797гг.; «Десять книг об архитектуре», перевод Ф.А.Петровского, т. 1, М., 1936.

Эти теоретические работы – единственный сохранившийся античный архитектурный трактат, в котором автор рассматривает различные аспекты зодчества: градостроительные, инженерно-технические и художественные, а также описываются приемы, характерные для архитектуры эллинистической Греции и Рима.

Этот период характеризовался полным отказом от барокко. Архитектура стала более демократичной, позволила нарождавшейся буржуазии сблизиться с дворянством: теперь усадьбы и городские дома, напоминающие своими фасадами дворцовые здания, могли построить и представители среднего класса.Архитектура фасадов, украшенных портиками и фронтонами стала олицетворением социального статуса.

 

Наиболее известные архитекторы, создавшие свои творения в эпоху строгого екатерининского классицизма И. Старов, Д. Кваренги, В. Баженов. Среди мастеров строго екатерининского классицизма такие зодчие как Н. Львов, Е. Соколов, М. Казаков, Ф. Демерцов

.

Сооружения Кварнеги доминируют в композиции центральных районах Петербурга. По проектам этого зодчего с 1782 по 1814 гг. были построены: здание Академии наук – один из основных архитектурных акцентов Стрелки Васильевского острова и правобережья Невы; корпуса Кабинета, Екатерининский институт.

На левом берегу Невы он построил Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж, здания Иностранной коллегии, Английской церкви, дворец Юсуповых на Фонтанке, Главную аптеку, Мариинскую больницу, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота.

Южный корпус Кабинета Его Императорского Величества. 1803-1805 гг. Д. Кварнеги.

В стиле строгого екатерининского классицизма в работах Баженова относится Дом Пашкова (1784 -1786 гг.), старое здание Библиотеки им. Ленина, загородная царская дворцово-парковая резиденция в подмосковном Царицыно.

В. Баженовым и В.Бренном выстроен Михайловский (Инженерный) замок (1797-1809 гг.) (замок был построен без участия Баженова управляющим строительством В.Ф. Бренном, внесшим существенные изменения в проект фасада, созданный Баженовым). Это строение имеет черты не только классицизма, но и романтизма – стиля, который наряду с классицизмом тоже интересовал Баженова.

Михайловский (инженерный) замок. В. Баженов и В.Бренн.

При Екатерине в обществе возросли национальные настроения, которые нашли отражение и в архитектуре. Зодчий М. Казаков создал Петровский дворец в стиле екатерининского классицизма, и этот дворцовый ансамбль стал образцом синтеза европейского классицизма и русского национального искусства.

Петровский дворец. 1776—1780 гг. М. Казаков.

К работам Казакова относится ротонда Сената в Москве, православный храм – церковь Филиппа Митрополита (1777-1788гг.), Голицынская больница (ныне больница Пирогова), здание Московского Университета (1786-1793гг) пострадало от пожаров в 1812 г. и было восстановлено с изменениями в фасаде.

И. Старов по образцу палладианских вилл создал Таврический дворец (1783-1789гг.) Фасад здания лишен мелкого рельефа и лепнины, характерной для архитектуры барокко. Гладкие белые колонны выступающих дорических портиков несут антаблементы. Кирпичные стены фасада оштукатурены.

Таврический дворец. И. Старов


автор текста: Марина Калабухова

Екатерининский классицизм | Архитек — фасадный декор, лепнина, оформление фасада

Благодаря Екатерине II в России во второй половине 18 века в моду вошел классицизм.

Во второй половине 18 века декоративное и роскошное барокко в России уступило место классицизму. Этот стиль получил признание сначала в Петербурге и Москве, а затем распространилось по всей стране.

Развитие этого стиля в архитектуре России было обусловлено во многом экономикой страны. Это был период расцвета помещичьих хозяйств, роста промышленного производства, расширения внутреннего рынка, активизации внешней торговли. Возникла необходимость в строительстве большого количества общественных и государственных строений: гостиные дворы, рынки, ярмарки, склады, биржи, банки. Появились административные здания: дома губернаторов, учебные заведения (школы, академии, институты), библиотеки, театры.

Бурное строительство в городах и усадьбах требовало смены архитектурных приемов и сложных форм барокко, трудоемких, требующих материальных затрат и большого количества мастеров-профессионалов. На волне проводящихся реформ в стране классицизм, во многом соответствующий возрастающим потребностям разворачивающегося в стране строительства, и получил быстрое развитие.

Екатерининский классицизм предшествовал александровскому классицизму, оба этих направление сформировали внешний облик многих российских городов, но особенно повлияли на Петербург и Москву. Популярная в Европе, выразительная и целесообразная архитектура, заимствующая простые формы, стала основой формирующегося в России классицизма.

Екатерининский классицизм, проявившийся в разных областях искусства, делится на «ранний» и «строгий». Оба этих периода приходятся на время правления Екатерины Великой (1762-1796 гг.). Екатерина, будучи императрицей честолюбивой и просвещенной, и состоявшей в переписке с известными европейскими деятелями (Вольтером, бароном Гриммом и многими другими), переняла моду на античность и классицизм, которые были модными в Европе.

Один из французских послов писал, что до царствования Екатерины российские города были больше похожи на азиатские, чем не европейские. И именно в ее царствование Россия стала одной из европейских держав, и российское искусство, в том числе зодчество, преодолело отставание от Европы.

Ранний екатерининский классицизм

Ранний екатерининский классицизм относится к периоду 1762-1780 гг. В 1760-70-ее гг. известность получили архитекторы Ж.Валлен-Деламот, А. Кокоринов, Ю.Фельтен, К. Бланк, А. Ринальди.

Одни из лучших и выдающихся строений эпохи раннего классицизма — это Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии (Ж.Валлен-Деламот), Академия художеств (А.Коридоров и Ж. Валлен-Деламот), Мраморный дворец (А.Ринальди) и др.

Одним из первых зданий, построенных в стиле раннего классицизма, стал дворец графа К. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко.

 

 

 

Дворец графа Разумовского. Ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом.

Императорская академия художеств на Васильевском острове (1764-1788 гг.), ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17; корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 гг.), ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9; Малый Эрмитаж (1764-1775 гг.), Дворцовая наб., 34; дворец графа А. Шувалова (1770-е гг.) ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94 – все эти сооружения выполнены А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом в стиле раннего екатериниского классицизма.

Много проектов принадлежит Ю. Фельтену, например, корпус «училища для мещанских девиц» Александровского женского института (1765-1775 гг.) ныне принадлежит Правительству Ленинградской области, ул. Смольного, 3;. Архитектура здания выглядит строго и просто, фасад, выходящий к Неве украшен портиками ионического ордера.

По проекту Фельтена построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 гг.), Дворцовая наб., 34. В некоторых его работах ещё чувствуется влияние барокко, например, Армянская церковь (1771-1776 гг.) Невский пр., 40-42; лютеранские церкви святой Екатерины (1768-1771 гг.), святой Анны (1775-1779 гг.), ул. Кирочная, 8.

 

 

 

Лютеранская церковь святой Екатерины Александрийской на Васильевском острове. С-Петербург.

С 1762 года ответственным за строительство церкви был назначен зодчий Ж.-Б. Валлен-Деламот. Костел достраивался архитектор А. Ринальди, а на последнем этапе строительства его сменил зодчий Минчиачи.

Храм был достроен в 1782 г. А. Ринальди много работал над строительством сооружений в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге по его проекту создан Мраморный дворец (1768-1785 гг.) ул. Миллионная, 5; филиал Русского музея, складской комплекс Тучков буян (1763-1772 гг.), ныне Военно-Космический кадетский корпус, Большой пр. Петроградской стороны, 1а.

 

 

 

Мраморный дворец. Петербург. 1768-1785 гг., арх. А.Ринальди.

Эпоха строгого екатерининского классицизма

Справка Палладио Андреа (Palladio Andrea) (1508-1580). Итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник классицизма. Андреа Палладио оказал большое влияние на развитие классицистического направления в архитектуре 17-18 веков, получившего название палладианства.

1760 – 1800 гг. стали эпохой строгого екатерининского классицизма. Для этого направления характерно копирование классических архитектурных ордеров, которые пропагандировал Витрувий, а затем Палладио.

 

 

 

Вилла Ротонда. Арх. А.Палладио. 1508-1580гг. Под Виченцой. Построена для Паоло Альмерико — вышедшего в отставку чиновника из Ватикана.

Строгий екатерининский классицизм основывался на симметрии, ровных линиях, простоте форм. В украшении фасадов зданий широко использовались колонны, портики, аркады, фронтоны, античные скульптуры.

Марк Витрувий Поллион ( Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, второй половины I века до н. э. (эпоха Цезаря и Августа).

Витрувий известен как автор “Десяти книг об архитектуре». Русские издания его книги: «Архитектура в десяти книгах», перевод В. Баженова и Ф. Каржавина, С-Петербург, 1790–1797гг.; «Десять книг об архитектуре», перевод Ф.А.Петровского, т. 1, М., 1936.

Эти теоретические работы – единственный сохранившийся античный архитектурный трактат, в котором автор рассматривает различные аспекты зодчества: градостроительные, инженерно-технические и художественные, а также описываются приемы, характерные для архитектуры эллинистической Греции и Рима.

Этот период характеризовался полным отказом от барокко. Архитектура стала более демократичной, позволила нарождавшейся буржуазии сблизиться с дворянством: теперь усадьбы и городские дома, напоминающие своими фасадами дворцовые здания, могли построить и представители среднего класса.Архитектура фасадов, украшенных портиками и фронтонами стала олицетворением социального статуса.

 

Наиболее известные архитекторы, создавшие свои творения в эпоху строгого екатерининского классицизма И. Старов, Д. Кваренги, В. Баженов. Среди мастеров строго екатерининского классицизма такие зодчие как Н. Львов, Е. Соколов, М. Казаков, Ф. Демерцов.

Сооружения Кварнеги доминируют в композиции центральных районах Петербурга. По проектам этого зодчего с 1782 по 1814 гг. были построены: здание Академии наук – один из основных архитектурных акцентов Стрелки Васильевского острова и правобережья Невы; корпуса Кабинета, Екатерининский институт.

На левом берегу Невы он построил Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж, здания Иностранной коллегии, Английской церкви, дворец Юсуповых на Фонтанке, Главную аптеку, Мариинскую больницу, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота.

 

 

 

Южный корпус Кабинета Его Императорского Величества. 1803-1805 гг. Д. Кварнеги.

В стиле строгого екатерининского классицизма в работах Баженова относится Дом Пашкова (1784 -1786 гг.), старое здание Библиотеки им. Ленина, загородная царская дворцово-парковая резиденция в подмосковном Царицыно.

В. Баженовым и В.Бренном выстроен Михайловский (Инженерный) замок (1797-1809 гг.) (замок был построен без участия Баженова управляющим строительством В.Ф. Бренном, внесшим существенные изменения в проект фасада, созданный Баженовым). Это строение имеет черты не только классицизма, но и романтизма – стиля, который наряду с классицизмом тоже интересовал Баженова.

 

 

 

Михайловский (инженерный) замок. В. Баженов и В.Бренн.

При Екатерине в обществе возросли национальные настроения, которые нашли отражение и в архитектуре. Зодчий М. Казаков создал Петровский дворец в стиле екатерининского классицизма, и этот дворцовый ансамбль стал образцом синтеза европейского классицизма и русского национального искусства.

 

 

 

Петровский дворец. 1776—1780 гг. М. Казаков.

К работам Казакова относится ротонда Сената в Москве, православный храм – церковь Филиппа Митрополита (1777-1788гг.), Голицынская больница (ныне больница Пирогова), здание Московского Университета (1786-1793гг) пострадало от пожаров в 1812 г. и было восстановлено с изменениями в фасаде.

И. Старов по образцу палладианских вилл создал Таврический дворец (1783-1789гг.) Фасад здания лишен мелкого рельефа и лепнины, характерной для архитектуры барокко. Гладкие белые колонны выступающих дорических портиков несут антаблементы. Кирпичные стены фасада оштукатурены.

 

 

 

Таврический дворец. И. Старов

автор текста: Марина Калабухова

Строгий классицизм

Строгий классицизм — период с 1780 года до конца XVIII века. Часто термин «Екатерининский» применяется к раннему и строгому классицизму одновременно, так как эти периоды приходятся на годы правленияЕкатерины Великой—1762-1796 годы.

Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувиеми позжеПалладио, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применениеколоннад,аркад,портиков,фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивыантичныхскульптур, декоративные элементы известных тогда древнихцивилизаций.

Таврический дворец (1783—1789)

Таким образом, в этом периоде произошёл полный отказ от барокко. Некоторое упрощение, демократизация и типизация архитектурных форм и конструкций позволили нарождающимся классам буржуа и интеллигенции приблизиться в определённом смысле по положению к высшему дворянству и даже к царствующему дому. Городские и загородные усадьбы в стиле классицизма, отличавшиеся от дворцов в основном размерами, могли себе позволить и представители «среднего класса».

Одним из первых переход к строгим канонам классицизма совершил Чарльз Камерон. Эта эпоха петербургской архитектуры отмечена такими именами, какВ. И. Баженов,И. Е. Старов,Д. Кваренги,Н. А. Львов. Строго классические здания этих мастеров демонстрируют гармонию и функциональную завершенность композиции, пропорциональность и лаконичность форм. Ярким примером строгого классицизма служит величественныйТаврический дворец(И. Е. Старов, 1783—1789 гг.). БарочныеАнфиладные залызаменены центральными парадными залами. Параллельно фасаду вытянута Большая галерея, дополнительную чёткость которой подчёркивают парные колонны ионического ордера.

Павловский классицизм

Период 1796-1801 годоввыделяется некоторыми исследователями как романтический вариант классицизма, испытавший влияние средневековой готики. К проектам, в которых проявились готические элементы, можно отнестиЧесменский дворец(1774—1777,Ю. М. Фельтен; современный адрес ул. Гастелло, 15). Дворец треугольной в плане формы был украшен башенками, зубчатыми парапетами, стрельчатыми окнами.

В 1800 годуВ.Бреннапо проектуВ. И. Баженовазаканчивает строительствоИнженерного замка, не совсем обычного для классического стиля: собственно, классицистическим можно назвать только главный, южный фасад и часть интерьеров. В остальном дворец действительно напоминает южно-европейский замок. Стиль замка мужественный, даже воинственный. Это сказывается и в Тронном зале, и на северном фасаде: тяжелые карнизы напоминают шлемы воинов[30].

Ампир Александровский (поздний) классицизм

Поздний, или «Александровский» классицизм — предвоенная архитектура примерно 1800—1812 годов, является предшественником русскогоампираи часто отождествляется с ним[31]. Понятия «Александровский» (период 1800—1830 годов) и «Николаевский» (после 1830 года) классицизм введеныИ. Э. Грабарём, который термин «ампир» не использовал[30].

Сильное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга оказывают архитекторы и скульпторы Западной Европы, в частности, Франции, приглашенные Александром I. Этот период парадоксально перекликается с более архаичными стилями, чем в предшествующих версиях классицизма: строгими дорическим и тосканским ордерами,египетскимитяжеловесными колоннами исфинксами(см.Египтизирующий стиль). Для александровского классицизма характерна строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта.

Одним из первых творений наступившего XIX векастало зданиеГорного институтаИмператрицы ЕкатериныА. Н. Воронихина(1806-1808 годы; 21-я линия Васильевского острова, 2). В выходящем на Неву фасаде здания ощущается влияние античных храмовПестума, дорические колонны сканнелюрамипривлекают наибольшее внимание. Воронихинский шедевр украшен статуями Геракла с Антеем и Прозерпины, стилизованными под архаику (В. И. Демут-Малиновский,С. С. Пименов)[32].

Северный фасад Казанского собора

Однако наиболее известным творением А. Н. Воронихина является построенный в 1801-1811 годахКазанский собор. Строительство нового собора было задумано ещё императоромПавлом, который предписал взять за основуСобор Святого ПетравВатикане(в то время — вПапской области, оккупированнойФранцией). Однако от прототипа осталась лишь общая компоновка с мощным центральным куполом, вытянутой базиликой и отсутствием колокольни. Колоннада ватиканского Собора была пристроена значительно позже и фактически представляет собой обрамлениеплощади Святого Петра. У Воронихина северная и южная (не была построена) колоннады представляли собой органичное дополнение к основному объёму храма. Западный же входной фасад должен был открываться зрителю со стороны Воронихинского сада. Но и в таком не до конца воплощённом виде собор является украшениемНевского проспекта.

Новая биржа; ныне Центральный военно-морской музей

К позднему, «высокому» классицизму можно отнести работы Тома де Томона: перестройка зданияБольшого театра(Театральная площадь, 3,1804-1805 годы, сохранилось частично), перестройка дома графини А. Г. Лаваль (1806-1809 годы, Английская набережная, 4), строительство зданияНовой биржии всего комплексастрелки Васильевского островасРостральными колоннами(Биржевая площадь, 4,1805-1810 годы). Колоннада здания Биржи отнесена от здания, колонны широко расставлены, что усиливает пространственную гармонию композиции с окружающим простором Невы. Здание и Ростральные колонны украшены аллегорическими скульптурами (Ф. Тибо, И. Камберлен, С. К. Суханов и др.[33]).

Адмиралтейство

В 1806-1823 годахА. Д. Захаровсоздал величественное зданиеАдмиралтейства, ставшее одним из символов города на Неве. От предыдущего здания (архитекторИ. К. Коробов,1732-1738 годы) осталась центральная часть с высоким шпилем, которая не диссонирует, а смягчает плоскостное развитие сравнительно низкого огромного здания. Разнообразие фасадов достигается ритмикой выступающих портиков с лаконичнымитосканскимиколоннами (колонны центральной части осталисьионическими).

Здание также было украшено большим количеством аллегорических скульптур (часть не сохранилась), что стало отличительной чертой многих строений александровского классицизма. Строительство Адмиралтейства явилось предпосылкой к ансамблевому объединению трех главных площадей города: Дворцовой,ИсаакиевскойиСенатской, а такжеАлександровского сада.

В этот же период Кваренги возводит здание Смольного института(1806-1808 годы, Смольный проезд, 1). Отчётливая, торжественная и светлая композиция здания учебного заведения явилась одной из последних работ великого мастера зрелого классицизма. Обогащают фасады восьмиколонный портик с фронтоном, боковые флигели с ионическими колоннами.

проблема взаимосвязи традиции и идей классицизма

Олег Стародубцев 653

Секуляризация церковных земель, введение штатных расписаний для монастырей, приходских храмов и клира создали новые условия устройства всей церковной жизни в России. В этих условиях проявились и ранее не свойственные отечественной традиции зодчества противоречия.

Отсутствие должных средств и желание привнести архитектурные идеи классицизма в уже устоявшиеся традиции национального зодчества фактически привели к отрицательным результатам и во многом исказили исторические образы национальной архитектуры в тот исторический период. Серьезные изменения произошли и во внутреннем (сакральном) пространстве древних церковных сооружений.

Об этой грани отечественной культуры сегодня мало существует исследовательской литературы в силу разных исторических обстоятельств. Общие причины повсеместных процессов искусственного приживления идей и образов европейского классицизма в церковной архитектуре разбираются в данной статье, что является вполне обоснованным при создании цельной исторической картины церковной истории. Поставленные в данной статье вопросы выводят на ряд еще не исследованных проблем в иных областях научного и богословского знания, что делает представленную статью принципиально новой и актуальной.

После восхождения на русский престол императрицы Екатерины Алексеевны происходят новые изменения во внутригосударственной жизни России[1]. Совершенно очевидно, что вопрос о легитимности собственной власти, особенно в первые годы правления, чрезвычайно беспокоил Екатерину II. С. М. Соловьев по этому поводу пишет: «Кончились заботы о приобретении власти, начались более тяжкие — о ее сохранении»[2]. В этих условиях необходимо было найти те точки опоры, которые могли бы послужить гарантом ее монаршей стабильности. Исходя из этого, императрица заручается поддержкой сильного и достаточно большого пласта русского общества — дворянства, которое, в свою очередь, и оказало ее.

Государственная казна была пуста, и единственным местом, где можно было быстро получить желаемые средства (через секуляризацию земли), была Церковь. В конечном итоге Екатерина II проводит в жизнь то, на что не решались в полной мере предшествующие монархи — «окончательную секуляризацию церковных вотчин»[3]. Последовал указ от 26 февраля 1764 года о переводе всех церковных учреждений и монастырей на штатное содержание. Таким образом, изъятие церковных вотчин было условно компенсировано государственными субсидиями на содержание архиерейских кафедр, монастырей, приходских храмов и причта[4]. Финансовые средства были крайне невелики, если не сказать — ничтожны, при этом они шли как на годовое содержание духовенства, так и на закупку провизии и текущий ремонт храмовых сооружений и комплексов.

Вопрос финансирования или, точнее, жесткая экономия средств на содержание церквей и церковных строений станет первой и основной проблемой, с которой пришлось столкнуться священноначалию в екатерининскую эпоху. Кроме того, меняется общеимперский стиль архитектуры и, фактически в одночасье, роскошное барокко времени императрицы Елизаветы Петровны заменяется эргономичным европейским классицизмом, имеющим совсем иные отправные точки своего бытования.

Появление новой церковной архитектуры в классическом стиле (стоит отметить крайне немногочисленной в этот исторический период) сопровождалось практически повсеместной перестройкой, в угоду идеям классицизма, уже существовавшей храмовой архитектуры. В истории русского зодчества подобное явление в столь широком масштабе происходило впервые.

Каличья башня. Троице-Сергиева ЛавраВ первую очередь перестройка повсеместно затронула позакомарное покрытие древних храмов, которое заменяли простой четырехскатной кровлей, что кардинально меняло архитектурное звучание сооружений, но максимально экономило средства. Растесывались и прорубались новые окна, удалялся архитектурный убор наличников, достраивались дополнительные портики с колоннами, фасады декорировались монументальной живописью, выполненной в масляной технике на холстах. Подобных примеров можно привести десятки, однако стоит остановиться на таких исторически значимых памятниках, как Троицкий собор (1422–1423), храм Сошествия Святого Духа (1467–1477), храм прп. Никона Радонежского (1552) в Троице-Сергиевой Лавре[5]. Эти храмы, перекрытые на четыре ската и декорированные фасадной живописью на холстах, потеряли свое историческое звучание. Как указывает историк Е. Е. Голубинский, во времена Екатерины II все крепостные башни Троице-Сергиевой Лавры были перестроены на западный манер[6]. Обозревая общий силуэт ансамбля Лавры того времени, можно было увидеть некий европейский город, скрытый за высокой стеной, увенчанной башнями с причудливыми главками и шпилями. Здесь уместно вспомнить первую новацию Петра I с надстройкой Утичьей башни Лавры. Через столетие эта новация была-таки полностью воплощена, чуть ли до неузнаваемости изменив весь облик древней русской обители. Подобные новшества не обогатили ее, но во многом явили яркий пример неорганичного дополнения архитектурных сооружений одного времени значительными архитектурными элементами другого времени, при жесткой экономии средств. Впрочем, отметим, что подобные архитектурные новации еще не раз будут применены к лаврскому ансамблю в более позднее время.

Во времена Екатерины II все крепостные башни Троице-Сергиевой Лавры были перестроены на западный манер.

Императрица Екатерина много путешествовала по России и в одно из своих путешествий посетила древний город Владимир-на-Клязьме. Посетила она древнейший Успенский собор (1186–1189), сильно обветшавший к тому времени. Будучи тонким стратегом и понимая значимость древнего храма, она повелела «из рассуждения древности» выделить на ремонт из государственной казны значительную сумму[7]. Результатом этого ремонта стала замена позакомарного покрытия четырехскатной кровлей, а шлемовидных глав — несуразно большими луковичными главами, что придало древнему собору совершенно иной и в некотором смысле нелепый вид[8]. Был обновлен и интерьер собора. Древние фрески работы артели прп. Андрея Рублева[9] были перекрыты посредственной масляной живописью, а оригинальный тябловый иконостас сменил резной золоченый барочный аналог. Стоит отметить, что среди икон местного ряда, отдавая дань уважения монаршей особе (или все же подчеркивая полную зависимость Церкви от монаршей власти), появились иконы св. вмц. Екатерины и св. вмч. Георгия Победоносца (эта практика стала фактически повсеместной)[10].

Искусственные «приживления» идей классицизма затронули так или иначе почти все древние русские памятники зодчества. В результате один стиль часто неорганично дополнял другой, что периодически случалось в провинции при достраивании храмов в XVIII веке. Кроме того, повсеместная перестройка древнерусских храмов явила пример неразборчивого и нецелесообразного поглощения национальных архитектурных идей и образов европейской традицией: свое чуть ли не растворялось в небытии, однако и новое не выглядело сколько-нибудь органично и даже эстетично на древних постройках. Все это придавало храмам черты лишь условной схожести с классической европейской архитектурой, при этом максимально нивелировался самобытный колорит национального церковного зодчества[11].

Сейчас трудно однозначно определить, что подвигло священноначалие к подобного рода повсеместным перестройкам: или реальная недостача материальных средств, или желание придать национальной архитектуре более европейский вид, который был дорог императрице. Впрочем, наиболее вероятно, одно решение вытекало из другого.

Однако при развернутой перестройке традиционной храмовой архитектуры в России в угоду идеям классицизма главные — это надо подчеркнуть — святыни русской государственности Московского Кремля остались почти нетронутыми: Успенский собор (1475–1479), Архангельский собор (1505–1508), Благовещенский собор (1484–1489), они сохранялись в древних формах. В Успенском соборе все же были растесаны новые окна в нижней части основного объема, а также в алтарной абсиде. Все это было удалено при реставрации собора в 1894–1896 годах.

В 1783 году императрица Екатерина II повелела провести поновление росписей кремлевских соборов, «чтоб все живопиство написано было таким искусством, как и древние без отличия», при этом к работам привлекать мастеров «не светских, а духовных»[12]. Значимость и архитектурно-художественная ценность главных святынь государства официальной монаршей властью признавалась неприкосновенной в силу того, «что велико почитание к древности сих храмов в простом народе»[13].

Кроме устройства четырехскатных крыш, в церковных зданиях также производилась и растеска окон.

Особого осмысления требуют вопросы изменения внутреннего пространства древних русских храмов в соответствии с классическими образцами. Как уже было отмечено выше, кроме устройства четырехскатных крыш, в церковных зданиях также производилась и растеска окон. Вследствие этого интерьеры наполнялись большим количеством естественного света и — новым (условно) европейским звучанием.

О месте естественного света в традиционных русских храмах следует сказать более подробно, опираясь на историческую традицию и сакраментально-литургическое действо. Наиболее емкую характеристику свету как составной части сотворенного мира дает св. Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение православной веры»[14].

В раннехристианскую эпоху, когда единственным возможным местом для совершения общественных богослужений были катакомбы[15], говорить о присутствии в них естественного света не приходится. Потому во время молитвы, общественной или частной, древних христиан всегда сопровождал естественный полумрак благодаря немногочисленным источникам света искусственного[16]. Со времен св. императора Константина Великого (IV) в Римской империи, по сложившимся античным традициям, повсеместно возводились христианские храмы-базилики[17]. Роль естественного света в таком типе архитектурных построек была невелика. Западно-христианская традиция в качестве основного сохранила базиликальный тип постройки храмов, в свою очередь в восточной части империи постепенно оформился крестово-купольный тип, наиболее значимой постройкой стала Св. София Константинопольская[18].

В отечественной церковной архитектуре, сохранявшей основные идеи византийских мастеров, принципиально важной частью любой храмовой постройки оставался купол с узкими окнами высокого барабана. В его основании всегда изображался Христос Вседержитель как Хранитель вселенной, дающий свет «всякому человеку, грядущему в мир»[19]. Несколько узких оконных проемов устраивались в алтарной части, вследствие чего обычно небольшое алтарное пространство освещалось лучше основного храмового объема. Таким образом, алтарь символизировал «горний мир» и рай, утраченный человеком[20].

В центральной части храма количество окон было совсем незначительным, если не сказать минимально возможным, они преимущественно располагались в верхней части стен[21]. Без использования светильников центральная часть храма всегда освещалась очень слабо.

Внутреннее пространство традиционного русского храма создавало условия для молитвенного делания и покаяния и сакрального предстояния перед Богом.

Подобное устройство храмового пространства было характерно для многовековой традиции русской церковной архитектуры: во-первых, отдавалась историческая дань традиции раннехристианской катакомбной Церкви[22]; во-вторых, своеобразный сакральный полумрак позволял человеку остаться наедине с Богом. Кроме того, нельзя забывать и о том, что каменные храмы являлись также и крепостями, а порой и последним местом убежища от неприятеля[23].

Соблюдая историческую и литургическую традицию, богослужение сопровождалось по мере священнодействия возжжением светильников и свечей, чему уделялось особое внимание. В целом внутреннее пространство традиционного русского храма создавало условия для молитвенного делания и покаяния и сакрального предстояния перед Богом. Т. Буркхардт в работе «Современное искусство Востока и Запада» справедливо предлагает исследователям исходить из следующего: «…когда историки искусства применяют термин “сакральное искусство” ко всякому произведению, посвященному религиозной тематике, они забывают о том, что искусство по существу формально. Искусство в собственном смысле слова не может называться “сакральным” только на том основании, что его темы порождаются духовной истиной; его формальный язык также должен свидетельствовать о подобном источнике… Никакое искусство не заслуживает этого эпитета, если его формы как таковые не отражают духовного видения, характерного для определенной религии»[24].

Возвращаясь к архитектурным новациям классицизма, коренным образом повлиявшим на русскую архитектуру, обратим внимание на следующее. Растесывание и устройство новых окон создавало в интерьерах древних храмов иное, разряженное воздушное пространство, в нем переставали восприниматься фресковые росписи, основа которых как раз заключалась в воспроизведении больших цветовых пятен, символов, их прочтение не требовало рассматривания и любования, но призывало к молитвенному углублению и духовному покою[25]. Таким образом, древняя практика фресковой росписи в этот исторический период стала неуместной при новом прочтении сакрального пространства древних храмов.

Интерьеры древних храмов в этих условиях украшаются живописью, выполненной в масляной технике, порой и, к сожалению, не самого высокого художественного уровня, о проблеме финансирования уже упоминалось[26]. Русские мастера еще в XVII веке освоили масляную технику живописи и применяли ее при росписи храмов, но эта новация того времени существовала в рамках вековых традиций, не изменяя общего восприятия сакрального пространства. Примером такого сочетания старого и нового можно назвать росписи московского храма Св. Троицы в Никитниках (1652–1653) или костромского храма Воскресения на Дебре (1650–1652).

Росписи конца XVIII веке в приспособленных под идеи классицизма храмах практически не сохранились. Сегодня большей части храмовых интерьеров в процессе реставрации возвращены первоначальные фресковые росписи, сохранившиеся под поздними записями[27]. На основании тех фрагментов, все же дошедших до нашего времени, можно сделать вывод, что качество этих живописных работ было более, чем посредственным, даже в знаковых храмах. Пример тому — сохранившиеся фрагменты росписей, выполненных в 1773 году в Успенском соборе Владимира[28].

Идеи западного искусства, в частности классической живописи, привнесли в пространство православного храма образы. Искони фресковые росписи древних храмов представляли собой не украшение внутреннего пространства как таковое, а являлись частью идейного замысла постройки и литургического действия. Расположенные строго по определенным регистрам, они заполняли все храмовое пространство, последовательно повествуя о евангельских событиях или о событиях из жизни Церкви. Общую систему росписей можно было созерцать шаг за шагом, познавая тайну домостроительства Божия. Пространство от поверхности пола до нижних регистров изображений всегда оформлялось белыми убрусами, символизируя особое благоговейное отношение ко всем священным изображениям.

Интерьеры храмов, «исправленные» под идеи классицизма, стали очень условно напоминать зальные пространства европейских сооружений.

Идеи классического убранства храма подразумевали принципиально иную исходную задачу. Общее пространство внутренних стен максимально освобождалось от изображений. Сюжетные композиции на различные библейские или евангельские темы представлялись в виде отдельных композиций, не связанных в единое повествование. Размещаясь отдельно друг от друга, такие композиции «развешивались как отдельные полотна на стены», а каждое изображение оправлялось в декоративную живописную раму, чаще всего имитирующую линейную лепнину с элементами растительного декора[29].

Подобное оформление церковных интерьеров имитировало убранство дворцовых залов рассматриваемого времени. В таких интерьерах стали неуместными и светлые убрусы, вместо них появились имитации рустового камня или другого декоративного материала (малахита, мрамора и пр.). Так, фактически была нарушена сложная взаимосвязь фресковых росписей, естественного света и литургического священнодействия. И интерьеры храмов, «исправленные» под идеи классицизма, стали очень условно напоминать зальные пространства европейских сооружений.

Стоит обратить внимание и на следующий важный момент. Иконы и храмовые росписи всегда воспринимались нашими предками как особо почитаемые святыни, и для их создания, как правило, не приглашали иностранных мастеров. Были, разумеется, и исключения. Например, во времена Елизаветы Петровы над росписью плафона для храма Зимнего дворца трудился блистательный венецианский живописец И. Ф. Фонтебассо. В целом же русские мастера, имея богатый опыт в иконописании и монументальной фресковой живописи, были неискушенными в создании росписей в классических традициях. Художники же, прошедшие обучение в Академии художеств и обладавшие в этом смысле необходимыми навыками и мастерством, были в большинстве своем задействованы в благоукрашении многочисленных столичных дворцов. Таким образом, «на местах» впоследствии создалась некая усредненная вариация на тему классической живописи, в условном ее понимании, в приложении к древнему храму. Из немногого, что сохранилось до наших дней от переустройства русских храмов того времени, наиболее полно и гармонично учитывающими своеобразие сакрального пространства, выглядят росписи Большого собора Донского монастыря, выполненные в 1775 году итальянским живописцем Антонио Клаудио[30]. И это фактически единичный пример.

Подводя определенный итог этому историческому периоду, следует отметить следующее: идеи классицизма в применении к древним русским храмам нанесли серьезный урон отечественной культуре. Это касается как внешнего оформления храмовых построек, так и внутреннего сакрального пространства. Очевидно, что священноначалие, не имея ни реальной власти в этот период отечественной истории, ни приемлемого финансирования из государственной казны, не могло сохранить в полном объеме богатейшего наследия прошлого и угождало лишь вкусам монаршей особы.

Отдельные элементы западной традиции прижились в исконно русской церковной архитектуре достаточно органично, но разностилевый эклектизм храмовых построек того времени и сегодня вызывает непонимание у современников. Многочисленные изменения, привнесенные европейскими новациями эпохи Классицизма во внешнее и внутреннее убранство древних русских храмов, требуют от ученых более детального и углубленного исследования как в области церковной истории и церковной археологии, так и в области смежных наук.

доцент Стародубцев О. В., заведующий кафедрой Церковной истории

Данная статья отредактирована и впервые опубликована в Сретенском сборнике № 7-8.

Ссылка при перепечатке обязательна

Ключевые слова: классицизм, Екатерина II, церковная архитектура, интерьер, XVIII век, секуляризация, сакральное пространство



[1]Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Часть V. ― М.: Мысль, 1989. ― С. 31.

[2]Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга пятая. ― Т. XXI– XXV. ― СПб.: Товарищество «Общественная Польза», Б.г. ― С. 1344.

[3]Смолич И. К. История Русской Церкви 1700–1917. Ч. 1. ― М.: Издательство Спасо-Преображенского монастыря, 1996. ― С. 190.

[4]Там же. С. 257.

[5]Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. ― М.: Синодальная типография, 1909. ― С. 195–203.

[6]Там же. С. 222.

[7]Щенков А. С. Памятники архитектуры в дореволюционной России. ― М.: Терра-Книжный клуб, 2002. ― С. 35.

[8]Покровский Н. В. Иллюстрированная энциклопедия христианского искусства. ― М.: ЭКСМО, 2008. ― С. 474.

[9]Соколов А. И. Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. ― М.: Памятники Отечества, 2004. ― С. 212.

[10]Щенков А. С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры // Архитектура в истории русской культуры. ― М.: Ком Книга, 1996. ― С. 37.

[11]Стародубцев О. В. Русское церковное искусство X–XX вв. ― М.: Лепта, 2007. ― С. 341.

[12]Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль. История архитектуры. ― М.: Стройиздат, 1966. ― С. 63.

[13]Щенков А. С. Памятники архитектуры в дореволюционной России. ― М.: Терра-Книжный клуб, 2002. ― С. 34.

[14]Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. ― СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1894. ― С. 56–65.

[15]Вёрман Карл. История искусств всех времен и народов. ― Т. 2. ― СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1913. ― С. 7–9.

[16]Для примера можно привести слова из Литургии Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова папы Римского: «Свет Христов просвещает всех». Это священнодействие сопровождается возжжением светильника и благословением им молящегося народа. (Служебник. ― М.: Издательство Московской Патриархии, 2003. ― С. 171).

[17]Вёрман Карл. История искусств всех времен и народов. ― Т. 2. ― СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1913.― С. 21.

[18]Милюгина Е. Святая София. Константинополь. ― М.: Белый город, 2012. ― С. 5.

[19]Служебник. ― М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. ― С. 69.

[20]Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предание. ― М.: Прогресс традиция, 2002. ― С. 207.

[21]Покровский Н. В. Иллюстрированная энциклопедия христианского искусства. ― М.: ЭКСМО, 2008. ― С. 504.

[22]Брунов Н. Очерки по истории архитектуры. ― М.: Центрполиграф, 2003. ― С. 194.

[23]Вельман Т., Корач В., Шупут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. ― М.: Белый город, 2006. ― С. 209.

[24]Буркхардт Титус. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. ― М.: Алетейа, 1999. ― С. 6.

[25]Попова О. С. Пути византийского искусства. ― М.: Гамма–Пресс, 2013. ― С. 21.

[26]Тарабукин Н. М. Смысл иконы. ― М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001. ― С. 108.

[27]Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области — памятник архитектуры и живописи XVIII в. // Искусство христианского мира. Вып. 9. ― М.: ПСТГУ, 2005. ― С. 249.

[28]Икона. Атлас православной иконы / Г. С. Колпакова, И. К. Языкова. ― М.: Феория, 2013. ― С. 408–409.

[29]Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области — памятник архитектуры и живописи XVIII в. // Искусство христианского мира. Вып. 9. ― М.: ПСТГУ, 2005. ― С. 250.

[30]Донской ставропигиальный мужской монастырь. ― М.: Донской монастырь, 2014. ― С. 14.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Описание слайда:

Матвей Федорович Казаков (1738, Москва – 1812, Рязань) – известный московский архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. Матвей Казаков родился осенью 1738 года. Его отец Федор Казаков – крепостной крестьянин когда-то был отдан помещиком в матросы. По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе копиистом (переписчиком бумаг), что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее. В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского. Никитина. А спустя два года, в 1763 году дотла сгорает Тверь, и восстанавливать ее поручают команде архитектора Никитина. Казаков участвует в разработке генерального плана нового города, кроме того, он составляет проект архиерейского дома или, по-другому, Тверского дворца. Дворец стал лучшим зданием в городе и принес своему автору заслуженное признание. После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, строительство подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Несколько десятков созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали улицы Москвы. Особенно известны дом Демидова в Гороховском переулке, Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой. Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М.Ф.Казаков организует при ней архитектурную школу. В 1800-1804 М. Ф. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством … наполнил не только Москву, но и многие края России хорошими архитекторами». 7 ноября 1812 г. Матвей Федорович Казаков скончался.

Александровский классицизм

Александровский классицизм (это название направление получило в 1912 г. благодаря историку искусств и художнику И. Грабарю) является периодом расцвета зрелого классицизма и наступившего за ним позднего классицизма.

Здание Горного института, Петербург (1806-1808). Архитектор А. Воронихин.

Стиль александровский классицизм относится к периоду 1800-1812 гг. Во многом развитие стиля обязано непосредственно личности царя: император Александр I (1801-1825 гг.) лично участвовал в формировании национальной архитектуры. Император отлично разбирался в зодчестве, и для строительства каждого строения в столице нужно было получить высочайшее разрешение, все чертежи подлежали проверке царем.

Особенность александровского классицизма заключаются в придании классическому стилю романтического направления. Формообразующей идеей стиля стала простота, монументальность. Для классицизма этого периода характерно влияние французской архитектурной школы Леду, а также Королевской Академии архитектуры в Париже.

В основе этих течений – выразительность простых форм и объемов: параллелепипеда и куба, подчеркнутая скульптурами. Сравнивая екатерининский и александровский классицизм, историки отмечают, что при Екатерине классика основывалась на римском искусстве, а с приходом к власти Александра основой архитектурного классицизма стала Древняя Греция 4-5 вв..

Оказывал влияние на российское зодчество того периода и Древний Египет. Фасады зданий в стиле александровский классицизм украшались мощными и строгими колоннами дорического ордера, напоминающие аналогичные у храма Посейдона в Пестуме, вместо коринфских, которые устанавливали при Екатерине.

Наиболее известные зодчие, развивающие александровский классицизм в архитектуре: А. Воронихин (1759-1814гг.), Тома Де Томон (1760—1813гг.), А. Захаров (1761-1811).

Архитектор А. Воронихин выстроил в стиле храма Посейдона Горный институт, который украшали скульптурные композиции, созданные по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского. Скульптуры изображали мифологический сюжет: похищение Прозерпины — поединок Геракла с Антеем.

Работа Воронихина – Казанский собор (1801-1811 гг.) отличается простотой силуэта и монументальностью.

Казанский собор.

В духе александровского классицизма работал и француз Тома Де Томон. Он построил дом графини Лаваль на Английской набережной в дорийском стиле. На декорирование этого строения повлияла архитектура Древнего Египта: гранитные львы у парадного подъезда похожи на величественных сфинксов у Академии художеств.

Томон создал здание Биржи, украсив ее 44-мя колоннами высотой 11,35 м – 12 колонн по боковым фасадам и 10 – на главном. При строительстве Биржи использовался другой композиционный прием, чем в античном дорическом ордере: колоннада отнесена от здания (в античности колонны подпирали крышу строения), колонны опоясывали здание и стояли на значительно большем расстоянии друг от друга, чем в античных постройках.

Ростральные колонны, которые усиливали композицию, должны были служить маяками. У подножия колонн – аллегорические скульптуры, которые должны были отражать мощь Российской империи. Фигуры олицетворяют реки Волгу, Волхов (скульптор Ф. Тибо), Днепр, Неву (скульптор И. Камберлен). С восточной и западной стороны на фасаде Биржи находятся скульптурные группы «Нептун», «Навигация» работы И. Камберлена.

Вид на Биржу и ростральные колонны со стороны Невы.

Архитектору А. Захарову принадлежит работа в духе александровского классицизма – здание главного Адмиралтейства (1806-1823гг). Это здание было изначально создано И. Коробовым и перестроено Захаровым, который сохранил золоченый шпиль с корабликом (1719г.). Фасад здания имеет п-образную форму, длину главного фасада 407 м, длины боковых фасадов – 140 м. Здание опоясано колоннадой ионического ордера.

Аттик центральной башни декорирован барельефом скульптора И. Тербенева «Восстановление флота в России» (1812г.). Украшают здание скульптурные композиции «Нимфы, несущие небесную и земную сферы» работы Ф. Щедрина (1812г.). По углам центральной башни – фигуры античных героев: Ахилла, Аякса, Александра Македонского, Пирра. На колоннаде — статуи, олицетворяющие времена года, четыре стихии и направления ветра, в двойном размере фигуры египетской Исиды, которая покровительствовала мореплавателям, Урании – греческой музы астрономии. Всего 28 статуй – по количеству колонн.

Аллегорические фигуры рек перед портиками главного фасада и по углам треугольных фронтонов были уничтожены в 1860-х гг. Скульптуры, изображающие части света, ранее находившиеся на постаментах перед невскими павильонами: Азию, Африку, Европу, Америку, были заменены на якоря. Были произведены и другие изменения в фасаде здания, однако, это строение, наряду с Биржей, дало центру города новый образ.

Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров.

Французское направление в зодчестве не стало менее привлекательным для Александра даже после войны с Наполеоном. Он даже хотел пригласить в Россию придворных архитекторов, служивших Наполеону – Ш. Персье, П.Фотена, однако, в конце концов, выбрал О. Монферрана, который не был особенно известен (он построил впоследствии Исаакиевский собор и Александровские колонны).

Когда во Франции начал входить в моду ампир, в России, благодаря Александру, все еще был популярен классицизм. Однако, в 1811 г. умер А. Захаров, а в 1813 г. Томон. Эти зодчие ушли из жизни, не оставив после себя учеников, и постепенно александровский классицизм стал перерождаться в ампир.

Архитектурные шедевры, созданные в стиле русского классицизма в период правления Екатерины II и Александра I, стали достоянием всего мира и создали образ северной столицы России.

автор: Марина Калабухова

Классицизм в архитектуре России и Европы :: SYL.ru

Классицизм – это направление в искусстве Европы, пришедшее на смену помпезному барокко в середине XVII века. В основе его эстетики лежали идеи рационализма. Классицизм в архитектуре – это обращение к образцам античного зодчества. Он зародился в Италии и быстро нашел последователей в других европейских странах.

Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Андреа Палладио (1508-1580) был сыном каменотеса. Ему и самому предстояло продолжить тяжелое ремесло своего отца. Но судьба оказалась к нему благосклонна. Встреча с поэтом и гуманистом Дж. Дж. Триссино, который разглядел в юном Андреа большой талант и помог получить образование, стала первым шагом на пути к его славе.

Палладио обладал прекрасным чутьем. Он понял, что заказчикам приелась пышность барокко, они больше не хотели вставлять роскошь на показ, и предложил им то, к чему те стремились, но не умели описать. Зодчий обратился к наследию античности, но сделал упор не на телесности и чувственности, как поступили мастера эпохи Возрождения. Его внимание привлекли рационализм, симметрия и сдержанное изящество строений Древней Греции и Рима. Новое направление получило название в честь своего автора – палладианство, оно стало переходным к стилю классицизм в архитектуре.

Виченцо Скамоцци (1552-1616) считается самым талантливым учеником Палладио. Его называют «отцом классицизма». Он достраивал многие объекты, спроектированные его учителем. Самыми известными из них являются театр Олимпико, ставший на многие годы образцом для постройки театров по всему миру, и вилла Капра, первый в истории архитектуры частный дом, созданный по правилам античного храма.

Шедевры классицизма в архитектуре

Каноны классицизма

Палладио и Скамоцци, творившие в конце XVI – начале XVII веков, предвосхитили появление нового стиля. Окончательно классицизм в архитектуре оформился во Франции. Его характерные черты легче уяснить, сравнивая их с особенностями стиля барокко.

Сравнительная таблица архитектурных стилей
Сравнительный признакКлассицизмБарокко
Форма зданияПростота и симметрияСложность форм, разница объемов
Внешний декорСдержанный и простойПышный, фасады дворцов напоминают торты
Характерные элементы внешнего декораКолонна, пилястра, капитель, статуяБашенка, карниз, лепнина, барельеф
ЛинииСтрогие, повторяющиесяТекучие, причудливые
ОкнаПрямоугольные, без излишествПрямоугольные и полуциркульные, по периметру растительный декор
ДвериПрямоугольные с массивным порталом на круглых колоннахАрочные проемы с декором и колоннами по бокам
Популярные приемыЭффект перспективыПространственные иллюзии, искажающие пропорции

Классицизм в западноевропейской архитектуре

Латинское слово classicus («образцовый») дало название новому стилю – классицизм. В архитектуре Европы это направление заняло главенствующие позиции более чем на 100 лет. Оно вытеснило стиль барокко и подготовило почву для появления стиля модерн.

Английский классицизм

Родиной классицизма была Италия. Оттуда он распространился в Англию, где идеи Палладио нашли широкую поддержку. Индиго Джонс, Уильям Кент, Кристофер Рен стали приверженцами и продолжателями нового направления в искусстве.

Кристофер Рен (1632-1723) преподавал математику в Оксфорде, а вот к архитектуре обратился довольно поздно, в 32 года. Первыми его постройками были Шелдонский университет в Оксфорде и капелла Пембрук в Кембридже. Проектируя эти здания, зодчий отступил от некоторых канонов классицизма, отдав предпочтение барочной свободе.

Стиль классицизм в архитектуре

Посещение Парижа и общение с французскими последователями нового искусства дали его творчеству новый толчок. После великого пожара в 1666 году именно ему было поручено перестраивать центр Лондона. После этого он заслужил славу основателя национального английского классицизма.

Французский классицизм

Значительное место занимают шедевры классицизма в архитектуре Франции. Одним из самых ранних образцов этого стиля является Люксембургский дворец, построенный по проекту де Бросса специально для Марии Медичи. В полной же мере тенденции классицизма проявились при строительстве дворцово-парковых ансамблей Версаля.

Классицизм в архитектуре Европы

Классицизм внес значительные коррективы в планировочную структуру французских городов. Зодчие проектировали не отдельные здания, а целые архитектурные ансамбли. Парижская улица Риволи является ярким примером новых для того времени принципов застройки.

Плеяда талантливых мастеров внесла весомый вклад в теорию и практику стиля классицизм в архитектуре Франции. Вот лишь некоторые имена: Никола Франсуа Мансар (отель Мазарини, собор Валь-де-Грас, дворец Мезон-Лаффит), Франсуа Блондель (ворота Сен-Дени), Жюль Ардуэн-Мансар (ансамбли площади Побед и Людовика Великого).

Особенности стиля классицизм в архитектуре России

Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100 лет позже, чем в странах Западной Европы, во времена правления Екатерины II. С этим связаны его специфические национальные черты в нашей стране:

1. На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей.

2. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Так, Джакомо Кваренги был палладианцем, Валлен-Деламот являлся сторонником французского академического классицизма. Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении.

3. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному. В Санкт-Петербурге он утвердился легко. В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В Москве, сплошь состоявшей из городских усадеб, он не получил столь широкого распространения и относительно мало повлиял на общий вид города. В провинциальных городах в стиле классицизм выполнены лишь отдельные строения, преимущественно соборы и административные здания.

4. В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. На то были объективные причины. Недавняя отмена крепостного права, развитие промышленности и стремительный рост городского населения ставили перед зодчими новые задачи. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки.

Стиль классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Первые петербуржские постройки в стиле классицизм были спроектированы приглашенными Екатериной II иностранными мастерами. Особый вклад внесли Джакомо Кваренги и Жан Батист Валлен-Деламот.

Джакомо Кваренги (1744 -1817) был представителем итальянского классицизма. Он является автором более десятка прекрасных зданий, которые сегодня неразрывно связанны с образом Петербурга и его окрестностей. Академия наук, Эрмитажный театр, Английский дворец в Петергофе, Екатерининский институт благородных девиц, павильон в Царском селе – вот далеко не полный список его творений.

Шедевры классицизма в архитектуре России

Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), француз по происхождению, жил и работал в России 16 лет. По его проектам построены Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Католическая церковь Екатерины, здание Академии художеств и многие другие.

Классицизм в архитектуре

Своеобразие московского классицизма

Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.

С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», — говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.

Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.

Основоположники русского классицизма

Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738–1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.

Классицизм в архитектуре России

Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова – Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.

Русский классицизм в архитектуре

Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *