Культовая архитектура это – культовая архитектура — это… Что такое культовая архитектура?

Индуистская архитектура — Википедия

Индуистская архитектура — храмовое зодчество, монастыри, мавзолеи и другие архитектурные культовые сооружения индуизма. Традиционные каноны по строительству и проектировке содержатся в особом классе индуистской литературы — Васту-шастрах («Манасара» и другие), с ними связаны Шилпа-шастры, посвященные сопутствующим строительству вопросам (скульптура, живопись)[1][2][3]. Она уходит своими корнями во времена Индской цивилизации, однако ключевые элементы индуистского искусства и архитектуры зарождаются только в ведийский период. Древнейшие культовые сооружения в Индии строились из кирпича и дерева. Предположительно, камень стал основным строительным материалом гораздо позднее. Храмы ознаменовали переход от ведийской религии, которую характеризовали огненные жертвоприношения, к религии бхакти — любви и преданности личностному Богу. Появляются грандиозные культовые постройки со сложной планировочной структурой. Со временем в разных регионах Индии формируются различные стили храмовой архитектуры. Особенно большая разница прослеживается между североиндийским (нагара) и южноиндийским (дравидийским) стилями, сформировавшимися в первых веках н. э.

Храмы (мандиры) строятся в строгом соответствии с религиозными предписаниями и украшаются изысканными каменными скульптурами и барельефами. Индуистский храм небольших размеров, как правило, состоит из центрального святилища, называемого гарбхагриха, в котором располагается главное божество храма. Святилище венчает башнеобразная шикхара. К гарбхагрихе примыкает зал для собраний верующих (мандапа), прихожая и портик. Помимо основного здания храм может включать дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси, свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д.[4] Есть примеры особых танцевальных павильонов (ната мандиров), как в храме Cолнца в Конараке. Частью храма является и бассейн (кунда) для омовений

[5].

Гопуры[править | править код]

По сути самостоятельным архитектурным сооружением является такой визуально доминирующий элемент южноиндийских храмовых комплексов, как гопурам — надвратная башня, достигающая часто колоссальной высоты и украшенная лепниной и статуями божеств[6].

Индуистские монастыри-матхи и обители отшельников (ашрамы) являют собою архитектурные комплексы из храмов, монашеских келий и вспомогательных помещений[7]. В некоторых течениях индуизма местами паломничества стали бхаджана-кутиры — обители святых аскетов.

Самадхи (гробница) — мавзолей и иное мемориальное сооружение с прахом святого или великого человека в ндуизме[8]. Нередко в память о человеке воздвигается более одной самадхи, так как прах может быть разделен на части, а, например, в пушпа-самадхи закладываются цветы с церемонии прощания.

Ратха — традиционное индийское монументальное, монолитное сооружение с нишами для изваяний, по форме напоминающее повозку. Внешне воспроизводит древнейшие повозки, на которых во время праздничных шествий передвигали статую божества[9][10].

Торана (англ.)русск. — отдельно стоящая орнаментированная арка в индуистской, буддистской и джайнской архитектуре. Устанавливаются перед храмами, монастырями и другими объектами, иногда в качестве самостоятельного сооружения[11][12].

Стамбха — элемент индуистской и джайнистской архитектуры, наследующий практику ведической эпохи по установлению жертвенных столбов (юп), в виде монументальной каменной колонны, увенчанной лотосовидной капителью. Индийский трактат по архитектуре «Манасара» содержит описание различных стамбх, имевших и различное предназначение, основные типы: «Брахма-канта» — четырёхугольная колонна, «Вишну-канта» — восьмиугольная, «Рудра-канта» — имеющая 16 сторон либо круглая, «Шива-канта» — пятиугольная и «Сканда-канта» — шестиугольная

[13][14]. Примером служит посвящённая Вишну стамбха «Столп побед» (Vijay Stambha) в форте Читторгарх (Раджастхан).

На входе в храмы можно видеть «дхваджа-стамбхи (англ.)русск.» — колонны-флагштоки, часто, с изображением лингама наверху.

Чатри — характерный декоративный элемент индийской архитектуры, особенно индуистской архитектуры Северо-Западной Индии, представляют собой круглые, квадратные или многогранные небольшие беседки с четырьмя или более опорными столбами под куполом. Чатри стоят на земле или крыше.

Гхат — каменный ступенчатый спуск к водоёму, служащий для ритуального омовения индуистов и/или как место кремации. Гхаты располагаются на берегах всех священных рек и озёр Индии[15].

Гошала — загон для коров в виде особого сооружения с вратами (обычно недалеко от храма) с целью заботы о старых и больных священных животных

[16].

  • Храм Ченнакешавы (Белур, Карнатака)

  • Паракала-матха (Майсур, Карнатака)

  • Ратха (святилище Гаруды) (Хампи, Карнатака)

  • Торана Девананда гаудия матха (Набадвип, Западная Бенгалия)

  • Дхваджа-стамбха храма Шримукхалингкшвара (Мукхалингам, Андхра-Прадеш)

  • Дхваджа-стамбха храма Тирунаккара Шри Махадева (Коттаям, Керала)

  • Мандапа и стамбхи храма Ченнакешавы (Белур, Карнатака)

  • Чатри и гхаты (Пушкар, Раджастхан)

  1. ↑ Короцкая, 1964, с. 25—27.
  2. ↑ Acharya, 1927.
  3. ↑ Shukla, 1993.
  4. ↑ Дубянский, 1996.
  5. ↑ Acharya, 2010, p. 74.
  6. ↑ Gopura (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 20 января 2008.
  7. ↑ Sears, 2014, pp. 4—9.
  8. ↑ Glushkova, 2014, p. 116.
  9. ↑ Жуковский, Копцева, 2005, с. 302.
  10. ↑ Harle, 1994, p. 153.
  11. ↑ Toraṇa | Grove Art (неопр.). doi:10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000085631. Дата обращения 8 августа 2018.
  12. ↑ Dhar, 2010.
  13. ↑ Acharya, 2010, p. 533.
  14. ↑ Баторевич, Кожицева, 2005, с. 527.
  15. ↑ Котин, 1996, с. 156.
  16. ↑ 300 cattle head for goshala everyday (неопр.). Times Of India (17 августа 2011). Дата обращения 6 февраля 2013.
  • Баторевич Н. И., Кожицева Т. Д. Стамбха // Малая архитектурная энциклопедия. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. — 704 с. — ISBN 5-86007-425-5.
  • Вертоградова В. В. Архитектура // Культура древней Индии / Сост. и отв. ред. А. В. Герасимов. — М.: Наука (ГРВЛ), 1975. — С. 293—314. — 430 с.
  • Виноградова Н. А., Прокофьев О. С. Искусство Древней Индии // Искусство Древнего мира / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М.: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1956. — Т. 1. — С. 417—436. — 865 с.
  • Дубянский А. М. Храм индуистский // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 442—445. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. — Красноярск: КрасГУ, 2005. — 402 с. — 500 экз. — ISBN 5-7638-0575-5.
  • Короцкая А. А. Архитектура Индии раннего средневековья. —
    М.
    : Стройиздат, 1964. — 244 с.
  • Котин И. Ю. Гхаты // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. [156] (стб. 1). — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Прокофьев О. С. Искусство Индии // Искусство средних веков. Кн. 2: Искусство Индии и Юго-восточной Азии / Под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского.. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М.: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1960. — Т. 2. — С. 173—241. — 508 с.
  • Тюляев С. И. Архитектура Индии. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. — 100 с. — 4000 экз.
  • Acharya P. K. An encyclopaedia of Hindu architecture (англ.). — Oxford University Press (Republished by Motilal Banarsidass), 2010. — ISBN 978-81-7536-534-6.
  • Acharya P. K. Indian Architecture according to the Manasara Shilpa Shastra. — London, 1927. — ISBN 0300062176.
  • Dhar, P. D. The Torana in Indian and Southeast Asian Architecture (англ.). — New Delhi: D K Printworld, 2010. — ISBN 978-8124605349.
  • Glushkova I. Objects of Worship in South Asian Religions: Forms, Practices and Meanings. — Routledge, 2014. — ISBN 978-1-317-67595-2.
  • Harle J. C. The Art and Architecture of the Indian Subcontinent. — 2nd ed. — Yale University Press Pelican History of Art, 1994. — ISBN 0300062176.
  • Juneja M. Architecture in Medieval India: Forms, Contexts, Histories. — Orient Blackswan, 2001. — ISBN 978-8178242286.
  • Michell G. The Hindu Temple: An Introduction to its Meaning and Forms. — 2nd Ed. — Chicago/London: University of Chicago Press, 1988. — 192 p. — ISBN 0-226-53230-5.
  • Shukla D. N. Vastu-Sastra: Hindu Science of Architecture. — Munshiram Manoharial Publishers, 1993. — ISBN 978-81-215-0611-3.
  • Sears T. Worldly Gurus and Spiritual Kings: Architecture and Asceticism in Medieval India. — Yale University Press, 2014. — ISBN 978-0-300-19844-7.
  • Thapar B. Introduction to Indian Architecture. — Singapore: Periplus Editions, 2004. — ISBN 0-7946-0011-5.

2. Русская деревянная архитектура: культовое зодчество.

Культовая архитектура.Клетский тип церквейВ соотвествии с канонической схемой в основе церкви простейшего типа лежит сочетание трех срубов(клетей):большего центрального-для самой церкви и двух меньших для притвора(сеней)на запад и алтаря(апсиды)на восток.Каждый сруб перекрывался высокой двускатной высокой кровлей с главой и крестом,выделявшими церковь из других строений. Такой тип храма носил название клетского.Сходство клетских храмов с жилыми и хозяйственными постройками свидетельствует об ихконструктивном сходстве.

Время сохранило лишь несколько древних клетских церквей.Одна из них-церковь Лазаря из Мурмонского монастыря на Онежском озере(ныне в музее «Кижи»),срубленная в в 16 веке. Небольшая по размеру)длина 9 м.,ширина 4м,высота5,5м),она состоит из двух рубленных клетей(собственно церкви и алтаря)и каркасных тесовых сеней.Точность пропорций,изящность повалов и пластичность немногочисленных резных деталей ставят эту небольшую постройку в ряд шедевров деревянного зодчества. Клетский тип церкви был широко распространен в 17-18 вв.,особенно на землях Центральной Руси.

Нередко в древности применялся вариант завершения клетской церкви в виде крещатой бочки,также служившей основанием для главы(клетская церковь Преображения(1707г.)в с.ЯнидорПермской обл.)

Также для обогащения силуэта,но уже посредствам приема повтора устроена кровля часовни Михаила Архангела из д. Леликозеро в Заонежье(18в ныне часовня находится в музее «Кижи»)

Церкви рубленные восмириком.Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению новых плановых приемов,позволяющих увеличивать площадь при сохранении длины бревен,Но не только утилитарные требовния ускоряли поиск новых форм-искало новые образы и христианство,пришедшее на смену язычествуТак появились церкви,рубленные восьмиреком.В результате родилась восьмириковая церковь с четырьмя прирубами или как называли ее в старинку «круглая о двадцати стенах»

Шатер.Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра.Этот тип храма получил широкое распр.,став одной из национальных форм русской архитектуры. Литописцы дали точное наименование -церкви«деревяна вверх»Шатровые деревянные храмы сыграли решающую роль в становлении новых национальных форм русской каменной архитектуры 16 в. Они возводились до конца 17 в,несмотря на то что реформы Никона запрещают одноглавный шатер ,как отвечающий церковному чину,т.е. пятиглавию В шатровых храмах олицетворяорись и устремленность вверх,к богу,и воплощение мечты о высоте как идеале красоты.В городах и селениях они служили главными сооружениями,где решались также многие важные вопросы,они являлись ориентирами ,по которым издалека узнавалось селение.

Шатровые храмы .Шатровые восьмерики.-храмы –башни,рубленные восьмириком «от низу,до верху»Их сохранилось до нашего времени относительно немного.Все они были выстроены «по старинке»т.е. верхние части(шатры,шеи,главы)были также рубленные («в реж») и,следовательно,имели грани.Гармонический строй и пропорции из них глубоко индивидуальны.Образной выразительности восьмириковых шатровых храмов способствует:1)слияние конструктивной и композиционной лотгики;2)акцентирование высоты и монументальности;3)симметрия всех объемов относительно продольной оси;4)постепенное повышение внутренних помещений храма по мере движения;крыльцо-гульбище-трапезная-притвор-собственно церковь,завершавшаяся расписным иконостасом с ярусными икон,которые освещают через боковые окна.

Крещатые церкви.Позднее получили распространение крещатые в плане церкви,что также позволяло увеличить их площадь. Восьмерик ставился на среднюю квадратную часть крещатой церкви. Успенская церковь в с.Варгуза (1674) интересное композиционное решение крещатого храма имеет Успенская церковь в с. Варзуга (1674 г.)— одном из древних поселений на Кольском полуострове (Терский берег Белого моря). Здесь на центральный квадрат крещатого сруба (рис. 1.43) поставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочками. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокошники, поставленные на углах четверика. Внизу с трех сторон на консолях к церкви примыкает галерея с тремя крыльцами.Идея взлета вверх в архитектуре церкви с. Варзуга блестяще разрешена: от низкой, словно прижавшейся к земле галереи взгляд как бы бежит по ступеням — ярусам бочек-кокошников и затем подхватывается вертикалью шатра. Этот выразительный композиционный прием, разработанный, видимо, в более ранний период, был применен и в каменном зодчестве, в частности в церкви с. Коломенского под Москвой.Примером безтрапезного столпообразного храма такого типа является церковь Димитрия Солунского в с. Верхняя Уфтюга на реке того же названия в бассейне Северной Двины (Красноборский район Архангельской обл.), срубленная в 1784 г. (рис. 1.45). Высокий четверик органично переходит в восьмериковый сруб, завершенный мощным шатром с небольшой главкой.Прием восьмерика на четверике позволял, сохраняя традиционную вертикальность основного объема храма (вертикальная ось), легко пристраивать к четверику крупные горизонтальные объемы трапезных, удлинявшие храмы по второй горизонтальной оси («кораблем»). К таким храмам относится Петропавловская церковь в с. Пучу га на Северной Двине, срубленная в 1698 г. (не сохранилась). Красота ее внешнего лишенного декоративных деталей облика заключалась в безупречной пропорциональности всех объемов, слагавших вертикальную и горизонтальную части постройкиИнтерьеры церкви, решенные в контрасте с ее суровым внешним обликом,— одно из высших достижений русского деревянного зодчества .Поднявшись по крыльцу и пройдя сени — притвор, попадали в квадратную в плане просторную трапезную. Средняя балка — матица перекрытия — поддерживалась двумя массивными резными столбами. Вдоль стен трапезной стояли лавки с резной опушкой. По оси трапезной находился вход в церковь в виде двойного портала, украшенного резьбой и росписью.Длинные окна-прорези (чтобы находящиеся в трапезной могли слышать службу) были также украшены резьбой и кованой решеткой. После широкой и низкой трапезной высокий объем церкви казался еще выше благодаря двум стройным резным столбам, поддерживавшим вторую матицу. За ними находился тяб-ловый иконостас с ярусами икон, освещенных четырьмя окнами.Храмы рассматриваемого типа имели множество различных вариантов и возводились народными зодчими многих местных школ. прионежская школа), характерно дву- и даже трехкратное уширение срубов по высоте, т. е. устройство двух-трех повалов. Выдающимся архитектурным произведением этой школы является Успенская церковь в с. Кондопога, срубленная в 1774 г. на берегу Чупа-губы Онежского озера (Кондопожский район КАССР). Оживленная хозяйственная деятельность этого села, стоявшего на торговом пути из Заонежья в Петербург, создала во второй половине XVIII в. экономические предпосылки для строительства столь значительного сооружения. К тому же Кондопожский храм был памятником погибшим во время Кижского восстания 1769—1771 гг.Естественным основанием для храма послужил гранитный полуостров Высокий четверик на подклете завершается повалом, на котором стоит восьмерик, имеющии два повала и перекрытый шатром. Средний повал восьмерика украшен фронтонным тесовым поясом, который не только декоративен, но уместен и функционально — он отводит со сруба потоки косого дождя. Тройное уширение столпа храма кверху, создающее ощущение его взлета, также оправдано функционально-оно отводит падающую с карнизов воду как можно дальше от нижних венцов сруба.в Успенском храме явно преобладает основная идея сооружения — вертикаль, контрастирующая с горизонталями берегов и островов озерного ландшафта. Все элементы композиции храма как бы помогают взлету основного столпа, начиная с высокого сруба апсиды, обращенной к селу, и кончая гармонией восьмерика с двойным повалом и высокого шатра. Не мешает этому ощущению и большая по объему трапезная, статичности которой противопоставлены два легких консольных крыльца; их входы, вопреки обычаю, обращены на восток — к селу. Успенский храм в Кондопоге, вобравший в себя черты, присущие классическим архитектурным произведениям, такие, как конструктивная логичность и художественно-образная выразительность, можно по праву отнести к вершинам русского зодчества.

Шатер на крещатой бочке.Поиск народными зодчими силуэтной и объемной выразительности храмов привел к появлению в XVII в. еще одной своеобразной школы в шатровом культовом зодчестве. Ею был создан тип церкви, крытой крещатой бочкой, в которую врубался восьмигранный шатер. Такое покрытие носило название «шатер на крещатой бочке». Помимо своеобразия силуэта, эго покрытие позволяло выполнять узаконенное к тому времени (после реформ патриарха Никона в 1650-х годах) пятиглавие и вместе с тем сохранять традиционную и ставшую национальной форму завершения храмов шатром.Михаила Архангела, срубленная в 1686 г. В ней, как и в церкви с. Пучуга, имеются две композиционные оси — горизонтальная и вертикальная (рис. 1.51). Высокий четверик церкви завершен своеобразной, вытянутой кверху крещатой бочкой с восьмискатным шатром. Интересно отметить наклон глав(на крещатой бочке и на апсиде) в сторону шатра. Это одна из многочисленных зрительных поправок — так называемых курватур, вносимых народными зодчими при возведении построек. В данном случае наклон глав к шатру способствовал созданию слитного и выразительного силуэта храма. Горизонтальная часть его композиции состояла из двухвсходного с бочечным завершением крыльца, каркасно-рубленых сеней и отапливаемой «по-черному» обширной трапезной. Нарастание этих объемов, согласованных с почти двухметровым повышением рельефа, создавало ритмичный переход к вертикали, зрительно увеличивая и без того немалую (42,5 м) высоту храма.

Многошатровые храмы.Сооружение храмов этого типа, сохранившихся с концаXVII в., было вызвано все тем же стремлением к большей живописности и выразительности силуэта общественных зданий. Так, в Воскресенской церкви в с. Селецкое на р. Емце (Холмогорский район Архангельской обл.), срубленной в 1673 г. восьмериком с четырьмя прирубами, южный и северный прирубы увенчаны шатрами на невысоких восьмериках, вторящими основному шатру.Вертикали шатров как бы подхвачены тремя сильно вытянутыми вверх апсидами, завершенными бочечным покрытиемИной композиционный прием применен в Успенском соборе (г. Кемь), поставленном в честь победы над шведами в 1714—1717 гг. Собор состоит из трех отдельных шатровых церквей, с трех сторон примыкающих к обширной трапезной, крытой на два ската. Вынесенные вперед шатровые приделы как бы подхватывают ступенчатое повышение собора, начинающееся от двухвсходного крыльца и завершающееся вертикалью центрального столпа (рис. 1.53).В XVII в. появилась еще одна форма завершения храмов — кубоватая, очень устойчивая при ветровых нагрузках;кроме того, благодаря своим криволинейным очертаниям она вносила гармонию в силуэты общественных зданий. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной либо (после запрета одноглавия) пятью главами.Кубоватых покрытий, завершенных пятиглавием, сохранилось значительно больше Высокий четверик с крутыми повалами Вознесенской церкви старинного поморского села Кушерека срубленной в 1669 г., завершен своеобразно решенным пятиглавием — основанием каждой главы служит крещатая бочка. Сочетание округлых контуров глав и бочек с выразительным профилем куба создает пластичное и красивое по силуэту завершение храма

Ярусные храмы.В XVII—XVIII вв. были также распространены так называемые ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшающимися срубами, поставленными друг на друга. Особенно часто строились такие церкви после запрещения шатров, ибо ярусная форма позволяла сохранить столь полюбившуюся пирамидальность храмов и одноглавое завершение, формально не нарушая запрета. Но есть основание полагать, что ярусные церкви рубились и в более ранний период развития русского деревянного зодчества, особенно в центральных областях Руси.

Предтеченская церковь б. Широковского погоста на оз.Вселуг

Многоглавные храмыРусские летописи отмечают многоглавие древнейших деревянных соборов Руси: Новгородской Софии «о 13 версех»срублена в 989 г., сгорела в 1045 г.) и Киевской Софии, сгоревшей в 1017 г. и восстановленной уже в камне, видимо, по традиции, 13-главой. Увеличение числа глав (более пяти) для придания большей декоративности наблюдается во второй половине XVII в. в храмах с различными формами завершений.

Ярусные многоглавные храмы.многоглавые храмы, в основе объемного построения которых лежит ярусный принцип. Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь (1764 г.)

И, наконец, рассмотрим многоглавые церкви, объемная композиция которых была разработана в начале XVIII в. на основе традиционного восьмерика с четырьмя прирубами или двадцатистенного сруба. Храмов такой композиции, возведением которых, по существу, завершалось развитие русского деревянного храмового зодчества, мы знаем два. Первым по времени сооружения является Покровский храм с. Анхимово б. Вытегорского погоста (Вытегорский район Вологодской обл.), срубленный в 1708 г. (не сохранился). Эта постройка — один из немногих памятников народного деревянного зодчества, имена строителей которой известны. Плотницкая артель, рубившая церковь, состояла из 75 плотников (из них 12 женщин) во главе с опытными мастерами Невзоровым и Буняком (обоим к тому времени исполнилось по 80 лет). Не лишено оснований предположение о том, что зодчими Преображенской церкви б. Кижского погоста — второго храма того же типа (рис. 1.61), срубленного через шесть лет, в 1714 г., могли быть те же мастера. Косвенным подтверждением тому служит то обстоятельство, что все композиционные недочеты Покровской церкви блестяще исправлены в Преображенской. При взгляде на многоглавую пирамиду Преображенской церкви в Кижах становится ясно, что в этом сооружении слито воедино искусство северных русских древоделов.Первые два яруса (восемь глав) образуются путем ступенчатого (подобно Климентовской церкви в с. Уна, рис. 1.41) перекрытия двумя бочками каждого из четырех прирубов. Третий ярус (восемь глав) образован бочечным завершением всех восьми сторон основного восьмерика. Четыре главы четвертого яруса размещены на бочках, примыкающих ко второму восьмерику. И, наконец, всю композицию 22-главого храма венчает центральная глава, стоящая на втором восьмерике. На диагональных гранях основного восьмерика на уровне верхних бочек, перекрывающих прирубы, размещены декоративные кокошники, вторящие ритму бочек второго яруса.Несмотря на сложность объемного построения, Преображенская церковь представляет собой монолитный и четкий по силуэту пирамидальный объем, лучше всего воспринимаемый с дальних расстояний и весьма уместный на древнем торговом пути среди просторов Онежского озера. Этой основной идее сооружения подчинены и пропорции, и ритм, и меняющиеся размеры бочек и глав по ярусам. Вместе с тем при ближнем восприятии сложная многоглавая композиция храма, беспрерывно меняющаяся по мере движения, полностью отвечала стремлению к декоративности, свойственному тому времени. Появление этого храма-памятника, несомненно, связано с подъемом, вызванным победами России в Северной войне, покончившими с притязаниями шведов на северные русские земли. Преображенский храм в Кижах — одно из величайших достижений русской и мировой архитектуры.

Новгород. Культовая архитектура до 1136 г

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Шатёр (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шатёр в деревянной архитектуре
Это статья об архитектурной форме. См. также Шатёр

Шатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

В Западной Европе шатёр использовался в основном для завершения башен. В чисто утилитарных целях шатрами завершались кухни и пивоварни. В храмовом строительстве шатры никогда не употреблялись. Есть редчайшие случаи деревянных декоративных шатров над средокрестием готических храмов, что остается совершенно не характерным для готики. Внешне с шатром имеют сходство шпили готических храмов.

Шатёр в русской деревянной архитектуре[править | править код]

Шатёр получил широкое распространение в русской церковной архитектуре. Многие из деревянных церквей, сохранившиеся в основном на севере России и в архитектурных музеях-заповедниках, завершаются шатром. Самые ранние сохранившиеся постройки относятся к XVI веку. Но более ранние письменные источники, содержащие упоминания о деревянных храмах, позволят предположить именно шатровую форму в завершении церквей. Есть изображение деревянных шатров на иконе «Введение» из села Кривое на Северной Двине (начало XIV века, ГРМ). Кроме того, для деревянного зодчества характерно постоянство типологии. Более поздние храмы в целом повторяли предшествующие постройки. Шатровые завершения, вероятно, возникли на Руси с древнейших времен, заменив собой в деревянном строительстве купола. В отличие от каменных церквей в деревянных постройках очень трудно передать форму купола, конструкция же шатра гораздо проще. Деревянный шатер имеет каркас из восьми (самый распространенный вариант) вертикальных бревен, сходящихся верхними концами к центру. Шатры придавали храмам красивый столпообразный силуэт, но не были единственным вариантом их завершения.

Помимо церквей шатёр употреблялся и в других деревянных постройках. Из-за преимущественно деревянной застройки шатры играли ведущую роль в силуэте древнерусского города.

Шатёр в русской каменной архитектуре[править | править код]

Только в русской архитектуре шатёр начал употребляться в каменном храмовом строительстве. Первые каменные шатровые храмы относятся к первой трети XVI века. Самый известным из них и безусловным шедевром является церковь Вознесения в Коломенском (1532). В результате недавних исследований первым шатровым храмом считается Покровская (ранее Троицкая) церковь в Александровой слободе (1510-е годы). Однако её архитектура очень неудачна и несовершенна[источник?]. Но в XVI — первой половине XVII века шатровые храмы получают широкое распространение. Шатром завершён центральный придел собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555—1560). Самым крупным шатровым храмом стала Борисоглебская церковь в Борисове-городке, достигавшая 74 (80) м в высоту.

Как и в деревянной архитектуре, шатёр мог ставиться как прямо на четверик, так и на восьмерик (второй восьмигранный ярус храма). Шатры, как правило, имели вытянутые пропорции, придавая силуэту храмов резкую динамичность, устремлённость вверх. Снаружи шатры могли украшаться декором, например, кокошниками, как в соборе Василия Блаженного. В первой половине XVII века шатры делают глухими, не открытыми своим внутренним пространством в интерьер храма. Постепенно шатры превращаются в чисто декоративный элемент. Примером этого могут служить церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649—1652) и Успенская Дивная церковь в Угличе (1625—1627).

В 1648 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, повелев вернуться к завершению храмов куполами. Шатрами перестали перекрывать здание самого храма, но продолжили использовать для завершения колоколен. Шатровая колокольня была наиболее распространена в русской храмовой архитектуре XVII века и в период историзма во второй половине XIX века, когда начали строить храмы в «русском стиле».

Помимо колоколен, шатрами могли перекрывать крыльца храмов и палат. Очень широко шатры использовались для перекрытия башен. После Смутного времени шатрами были украшены все башни Московского Кремля. Многие крепости (Троице-Сергиева лавра, Симонов монастырь в Москве, Иосифо-Волоцкий монастырь под Волоколамском и другие) имеют башни, завершённые огромными кирпичными шатрами.

Если шатры в храмах имели мало окон или не имели их вообще, то шатры колоколен прорезаны, как правило, многочисленными окошками. Имеют окна и большие в диаметре шатры крепостных башен.

  • Звонница в Александро-Свирском монастыре. XVII век

  • Колокольня собора в Суздале. XVII век

  • Ворота Ризоположенского монастыря в Суздале. 1688 год

  • Собор Василия Блаженного и Спасская башня Московского Кремля

  • Крыльцо палат в Ростове Великом

  • Башни Симонова монастыря в Москве

Неф — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Неф. План Парфенона на Афинском Акрополе. Целла храма разделена внутри рядами колонн на нефы Устройство трёхнефного романского храма. Средний неф выделен высотой

Неф, или кора́бль[1] (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов[2].

Слово «неф» происходит от латинского navis — «корабль». Предположительно, такое название должно было подчеркнуть значение основного пространства храма, поскольку корабль являлся одним из символов христианской церкви[3][4]. Возможно, оно также отражает сходство этой части храма с перевёрнутым корпусом корабля[5].

Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий — базилик.

Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции, так и интерьеры многих крестово-купольных храмов, появившихся и получивших широкое распространение в архитектуре восточных христианских стран и Византии. В отличие от алтаря, хоров и пресвитерия, предназначенных исключительно для духовенства и хора, неф — та часть храма, в которой можно было находиться мирянам[4].

В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило, нечётное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком[4].

В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются базиликами в строгом смысле слова, но также состоят из ряда нефов.

Деление интерьера на нефы сохранилось как распространённый прием и в эпохи Возрождения, барокко и классицизма.

Кроме продольных, нефы бывают поперечные — т. н. трансепты. В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом.

В крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы могут быть одинаковой длины, образуя равноконечный крест. В некоторых центричных храмах нефы могут становиться слабо выраженными, что не всегда позволяет употреблять этот термин для описания интерьера крестово-купольного храма.

Как и в древнеримской архитектуре, нефы могут использоваться и в светских сооружениях: например, в виде трёхнефного зала решено помещение библиотеки монастыря Сан-Марко во Флоренции (1431—1441)[6]. Многие подземные станции Московского метрополитена устроены как трёхнефные залы, иногда с выделенным центральным нефом.

  • Nave (англ.). Britannica. Дата обращения 27 января 2016.

культовая архитектура — это… Что такое культовая архитектура?


культовая архитектура

Construction: church architecture

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • культиген
  • культовая классика

Смотреть что такое «культовая архитектура» в других словарях:

  • Архитектура Молдавии — Архитектура Молдавии  архитектура Молдавского княжества, позднее Бессарабии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская архитектура воплотила в себе… …   Википедия

  • Культовая статуя —    объект поклонения в античном храме.    (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) …   Архитектурный словарь

  • Молдавская архитектура — Архитектура Молдавии архитектура Молдавского княжества, позднее Бессарабии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская архитектура воплотила в себе многовековые …   Википедия

  • Аргентина. Архитектура и изобразительное искусство — А. Бланки, Х. Б. Примоли. Ратуша (кабильдо) в Буэнос Айресе. 1725—65. Аргентина. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура Аргентины. Примитивные древние сооружения аборигенов не сохранились. Современный облик городов А.… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Вытегра — У этого термина существуют и другие значения, см. Вытегра (значения). Город Вытегра Флаг Герб …   Википедия

  • Куала-Лумпур — Город Куала Лумпур малайск. Wilayah Persekutuan Kuala Lumpur джави:كوالا لومڤور англ. Federal Territory of Kuala Lumpur кит. 吉隆坡联邦直辖区 хинди கோலாலம்பூர் …   Википедия

  • Остенде — Город Остенде нидерл. Oostende Флаг Герб …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич — (1700 71), русский архитектор. Представитель барокко (см. БАРОККО). Сын Б. К. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло). Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс,… …   Энциклопедический словарь

  • Египет — I Египет (Древний         древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке.          Исторический очерк.          Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… …   Большая советская энциклопедия

  • Православный храм — Церковь Св. Иоанна Богослова в Канео типичный крестовокупольный православный храм средневизантийского периода Храм в православии  православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол …   Википедия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *