Постмодернизм в архитектуре примеры: 15 фото и факты — Roomble.com – Архитектура постмодернизма — Википедия

Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и факты — Рамблер/женский

Ирония постмодернизма: псевдостиль, о котором все молчат

Тип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века.

Поскольку постмодернизм приходит как реакция на модернизм, как страсть к чистым формам, он представляет себя как антагонист и нарушает все правила, призывает к анархии, борется с утончённой классикой и традициями в любых формах.

В 1960-е орнамент и скульптура вернулись на пьедестал. Увы, ещё более ненужные из-за полной несовместимости урезаний строительного бюджета и существования настоящего искусства. С 1960-х до конца 1980-х в мире появилось много зданий в стиле постмодерна, и многие из них до сих пор служат предметом жарких споров и обсуждений.

Постмодерн на смену модернизму

Архитектура модернизма основана на принципе, который впервые сформулировал американский архитектор Луис Салливан: «Форма следует за функцией». Салливан — известный архитектор, наставник Фрэнка Ллойда Райта, но сам не был приверженцем типично модернистского дизайна.

Его заявление хорошо приняли в узких (а затем и в широких) кругах и истолковали как концепцию для всего, что станет позже модернизмом.

Форма действительно выполняла свою функцию, но архитектура в стиле модернизм пренебрежительно относилась к деталям — здание «очищали» от всех якобы избыточных элементов, украшений. Несмотря на определённое признание, которое модернизм получил в первой половине XX века, его всегда критикуют за отсутствие индивидуальности. Да, Ле Корбюзье говорил, что «дом — это машина для жизни», но уже через пару десятков лет все задавались вопросом — а действительно ли мы хотим жить в машинах?

Постмодернистская архитектура как вызов

Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме — об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «нативной».

Постмодернизм оказался стилем, не приспособленным к реальности. Из-за инноваций и стремления к декоративности основа зданий уступала в практичности даже своему предшественнику — модернизму. Эстетическая часть в дизайне фасада (а иногда и в его причудливой форме) была настолько ироничной и сюрреалистичной по сравнению с фоном, где использовались готовые формы, ячейки, блоки зданий, что выглядела откровенно вульгарно.

Постмодернизм часто толкуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. На самом деле это всего лишь здоровая попытка пересмотреть любимую догму модернистов. Благодаря ей мы узнали, «как делать не надо», и наконец-то осознали минусы самого модернизма, которые были не менее реальны, чем неуклюжесть постмодерна.

Постмодернизм в Москве: яркие примеры

Постмодернизм в Москве не так распространён, как модернизм или конструктивизм, тем более примечательны примеры зданий в этом стиле. Рассмотрим некоторые из них.

Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина

Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина построен в 1989 году по проекту архитектора Виталия Гинзбурга в сотрудничестве с другими советскими архитекторами. Академик АН СССР и лауреат Нобелевской премии по физике, он имел особый взгляд на архитектуру и будущее городской среды. В Москве по его проекту построено много общественных зданий, но главной его страстью всегда была физика. Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина стал одним из примеров архитектуры постмодернизма в Москве и стал популярен даже за рубежом. Интересно, что у здания нет дверей на парадных фасадах. Президиум Академии наук в Москве

Здание Российской Академии наук построено в 1990 году, хотя продолжалось с перерывами 23 года. Оно отлично просматривается с Воробьёвых гор и даже из центра Москвы. Его иногда называют «зданием с короной» или «золотыми мозгами», так как здесь работают лучшие умы столицы — в Государственной академии наук РФ, крупнейшем в стране центре фундаментальных научных исследований.

Здание администрации города Чехова

Один из самых ярких примеров постмодернизма можно найти в Чехове Московской области. Необычное для административного здания остекление, кубическое крыло асимметричной формы и отсылки к конструктивизму в дизайне боковых фасадов выглядят примечательно.

Философия постмодернизма: путь в никуда

Философия и своеобразная эстетика постмодернизма придаёт городской среде более аутентичный, тематический облик благодаря нестандартным решениям и необычному подходу. Отсутствие конкретной тематики, сюжета или стилистики компенсируется насыщенностью образа. Важно, что создаваемый образ — ироничная версия городской среды.

Например, в Нью-Йорке и Питтсбурге небоскрёбы в стиле постмодернизм после возведения выглядели как сюрреалистичное убежище Бэтмена в Готэме, а в Лас-Вегасе здания в этом стиле копировали архитектуру со всего мира, отражая весьма примитивное восприятие «тематичности».

Вся философия постмодернизма строилась на противостоянии модернизму как «безликому» стилю, поэтому постмодернизм оказался таким заметным со своей игрой формами и орнаментами. Архитекторы-постмодернисты брали тематику для зданий отовсюду, будь то городская легенда, религиозный образ, местная архитектура, поэтому их проекты оказываются иногда противоречащими самим себе.

Сегодня мы видим, что такая философия не предоставляет условий для развития архитектуры, а скорее заводит её в тупик — в рамках противостояния модернизму что-то принципиально новое придумать невозможно.

Постмодернизм существует ради самого себя и по сути деструктивен. Он искажал рисунки, символы и орнаменты, а затем перешёл к спонтанной экспрессии, огрублению фактур и рельефов, образам чистой агрессии и распада. Самое удивительное, что в зданиях в стиле постмодернизм, которые в отличие от модернизма провозглашали тематическими, напрочь исчезал смысл самого сюжета и нивелировалась его значимость. А вот манера оформления, элементы конструкции выходили на первый план.

А что потом? Деконструктивизм и Заха Хадид

В отличие от деконструктивизма, который вошёл в моду уже в 1980-е, постмодернизм был хаотичным, рассеивающим внимание, комбинированным и почти тотально анархическим, тогда как деконструктивизм стал более целенаправленным, центрированным и жанровым.

Деконструктивизм стал более утончённым, практичным, он использовал необычные детали и оригинальный подход к формам только для того, чтобы добиться оригинального образа здания, не эксплуатируя его при этом для создания тематичности.

Такие архитекторы, как Рем Колхас (Rem Koolhaas) и Заха Хадид (Zaha Hadid), Фрэнк Гери (Frank Owen Gehry), Ма Янсунь (Ma Yansong из MAD architects) и многие другие легендарные последователи деконструктивизма, считают, что сегодня форма должна соответствовать функции, а не насаждать тематику или идеалы.

Читайте также:

5 самых крутых объектов бюро «Херцог и де Мёрон», и почему им доверили реконструкцию Бадаевского завода

Как выбрать проект дома с отличной планировкой и не жалеть потом полвека

Инновационное освещение на Light + Building 2018

Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и факты — Рамблер/женский

Ирония постмодернизма: псевдостиль, о котором все молчат

Тип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века.

Поскольку постмодернизм приходит как реакция на модернизм, как страсть к чистым формам, он представляет себя как антагонист и нарушает все правила, призывает к анархии, борется с утончённой классикой и традициями в любых формах.

В 1960-е орнамент и скульптура вернулись на пьедестал. Увы, ещё более ненужные из-за полной несовместимости урезаний строительного бюджета и существования настоящего искусства. С 1960-х до конца 1980-х в мире появилось много зданий в стиле постмодерна, и многие из них до сих пор служат предметом жарких споров и обсуждений.

Постмодерн на смену модернизму

Архитектура модернизма основана на принципе, который впервые сформулировал американский архитектор Луис Салливан: «Форма следует за функцией». Салливан — известный архитектор, наставник Фрэнка Ллойда Райта, но сам не был приверженцем типично модернистского дизайна.

Его заявление хорошо приняли в узких (а затем и в широких) кругах и истолковали как концепцию для всего, что станет позже модернизмом.

Форма действительно выполняла свою функцию, но архитектура в стиле модернизм пренебрежительно относилась к деталям — здание «очищали» от всех якобы избыточных элементов, украшений. Несмотря на определённое признание, которое модернизм получил в первой половине XX века, его всегда критикуют за отсутствие индивидуальности. Да, Ле Корбюзье говорил, что «дом — это машина для жизни», но уже через пару десятков лет все задавались вопросом — а действительно ли мы хотим жить в машинах?

Постмодернистская архитектура как вызов

Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме — об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «нативной».

Постмодернизм оказался стилем, не приспособленным к реальности. Из-за инноваций и стремления к декоративности основа зданий уступала в практичности даже своему предшественнику — модернизму. Эстетическая часть в дизайне фасада (а иногда и в его причудливой форме) была настолько ироничной и сюрреалистичной по сравнению с фоном, где использовались готовые формы, ячейки, блоки зданий, что выглядела откровенно вульгарно.

Постмодернизм часто толкуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. На самом деле это всего лишь здоровая попытка пересмотреть любимую догму модернистов. Благодаря ей мы узнали, «как делать не надо», и наконец-то осознали минусы самого модернизма, которые были не менее реальны, чем неуклюжесть постмодерна.

Постмодернизм в Москве: яркие примеры

Постмодернизм в Москве не так распространён, как модернизм или конструктивизм, тем более примечательны примеры зданий в этом стиле. Рассмотрим некоторые из них.

Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина

Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина построен в 1989 году по проекту архитектора Виталия Гинзбурга в сотрудничестве с другими советскими архитекторами. Академик АН СССР и лауреат Нобелевской премии по физике, он имел особый взгляд на архитектуру и будущее городской среды. В Москве по его проекту построено много общественных зданий, но главной его страстью всегда была физика. Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина стал одним из примеров архитектуры постмодернизма в Москве и стал популярен даже за рубежом. Интересно, что у здания нет дверей на парадных фасадах. Президиум Академии наук в Москве

Здание Российской Академии наук построено в 1990 году, хотя продолжалось с перерывами 23 года. Оно отлично просматривается с Воробьёвых гор и даже из центра Москвы. Его иногда называют «зданием с короной» или «золотыми мозгами», так как здесь работают лучшие умы столицы — в Государственной академии наук РФ, крупнейшем в стране центре фундаментальных научных исследований.

Здание администрации города Чехова

Один из самых ярких примеров постмодернизма можно найти в Чехове Московской области. Необычное для административного здания остекление, кубическое крыло асимметричной формы и отсылки к конструктивизму в дизайне боковых фасадов выглядят примечательно.

Философия постмодернизма: путь в никуда

Философия и своеобразная эстетика постмодернизма придаёт городской среде более аутентичный, тематический облик благодаря нестандартным решениям и необычному подходу. Отсутствие конкретной тематики, сюжета или стилистики компенсируется насыщенностью образа. Важно, что создаваемый образ — ироничная версия городской среды.

Например, в Нью-Йорке и Питтсбурге небоскрёбы в стиле постмодернизм после возведения выглядели как сюрреалистичное убежище Бэтмена в Готэме, а в Лас-Вегасе здания в этом стиле копировали архитектуру со всего мира, отражая весьма примитивное восприятие «тематичности».

Вся философия постмодернизма строилась на противостоянии модернизму как «безликому» стилю, поэтому постмодернизм оказался таким заметным со своей игрой формами и орнаментами. Архитекторы-постмодернисты брали тематику для зданий отовсюду, будь то городская легенда, религиозный образ, местная архитектура, поэтому их проекты оказываются иногда противоречащими самим себе.

Сегодня мы видим, что такая философия не предоставляет условий для развития архитектуры, а скорее заводит её в тупик — в рамках противостояния модернизму что-то принципиально новое придумать невозможно.

Постмодернизм существует ради самого себя и по сути деструктивен. Он искажал рисунки, символы и орнаменты, а затем перешёл к спонтанной экспрессии, огрублению фактур и рельефов, образам чистой агрессии и распада. Самое удивительное, что в зданиях в стиле постмодернизм, которые в отличие от модернизма провозглашали тематическими, напрочь исчезал смысл самого сюжета и нивелировалась его значимость. А вот манера оформления, элементы конструкции выходили на первый план.

А что потом? Деконструктивизм и Заха Хадид

В отличие от деконструктивизма, который вошёл в моду уже в 1980-е, постмодернизм был хаотичным, рассеивающим внимание, комбинированным и почти тотально анархическим, тогда как деконструктивизм стал более целенаправленным, центрированным и жанровым.

Деконструктивизм стал более утончённым, практичным, он использовал необычные детали и оригинальный подход к формам только для того, чтобы добиться оригинального образа здания, не эксплуатируя его при этом для создания тематичности.

Такие архитекторы, как Рем Колхас (Rem Koolhaas) и Заха Хадид (Zaha Hadid), Фрэнк Гери (Frank Owen Gehry), Ма Янсунь (Ma Yansong из MAD architects) и многие другие легендарные последователи деконструктивизма, считают, что сегодня форма должна соответствовать функции, а не насаждать тематику или идеалы.

Читайте также:

Что такое энергоэффективный дом и стоит ли его строить

Стили дизайна интерьера: 10 модных направлений

Пассивный дом: что это такое — на реальном примере

Неомодернизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Неомодернизм — направление в современном искусстве, а также философская позиция, базирующаяся на модернизме, но также рассматривающая его критику со стороны постмодернизма. В качестве философской доктрины неомодернизм базируется на работах Агнеш Хеллер, Виктора Грауэра, Карлоса Эскуде, а также Андре Дюрана, Армандо Алемдара и Габриэля Омовайе. Весьма укоренен он и в философской критике постмодернизма, поднятой на новый уровень Юргеном Хабермасом. Ставится вопрос о возможной «взаимной противоречивости» равенства и релятивизма, рассматривается проблематика универсализма и критического мышления как двух важнейших начал понятия прав человека.

Неомодернисты утверждают, что истина существует в универсальной форме, отвергая точку зрения экзистенциалистов и постмодернистов, считающих, что основное значение имеет субъективное восприятие. Также они считают, что простой письменный текст может иметь только то значение, которое подразумевалось его автором, отвергая идею, согласно которой даже самый прямолинейный текст может иметь множество интерпретаций.

Виктор Грауэр утверждал, что постмодернизм представляет собой лишь негативистскую атаку на модернизм, и, таким образом, не может существовать без последнего. Такая точка зрения была принята многими исследователями модернизма. Грауэр также критиковал «культ всего нового» и в 1982 году объявил о появлении в искусстве неомодернистского течения[1].

В архитектуру неомодернизм входит в 1980-е годы как ответ на некоторую преждевременность кризиса функционализма, который еще имел потенциал для развития. Неомодернизм в архитектуре развивался параллельно постмодернизму и одновременно с ним. Выдающимся мастером неомодернизма является Ричард Майер. Неомодернизм наследует достоинства модернизма, но избавлен от его недостатков[2].

Неомодернизм отвергает эклектику и предпочитает простые формы и линии. Он не чурается современных технологий и впитал эстетику современного общества[3].

Неомодернизм также проявил себя в литературе и поэзии, в том числе русской поэзии второй половины 1990-х годов[4].

Неомодернизмом в праве также называется подход, позволяющий предоставить аборигенам экономические права, не лишая их доступа к традиционному образу жизни. Неомодернизм признает важность человеческой стороны организаций. Люди и их нужды помещаются в центр, происходит признание их верований и ценностей, опыта и все это используется в организационной культуре, менеджменте и подходах к лидерству[5].

Постмодернизм — это… Что такое Постмодернизм?

Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи[3][4].

История термина

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Термин появляется в период Первой мировой вой­ны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 го­ду Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует ко­нец западного господства в религии и культуре[5].

Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американ­ский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теоло­гия». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и приме­нялось в американской литературной критике 60—70-х го­дов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновы­вая свой антирационализм, антифункционализм и анти­конструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс наста­ивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

Основные трактовки понятия

Постмодернизм в философии

Жан Франсуа Лиотар Жан Бодрийяр

В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[6]:

  1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
  2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7]).
  3. Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
  4. Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
  5. По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
  6. Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).

Отличие постмодернизма от модернизма

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:

Сравнительная таблица по Ихабу Хасану; перевод приводится (выборочно) по: Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. — М.: Академический проект, 2004. — С. 394-395. (англ.)русск.
модернизмпостмодернизм
Форма (конъюнктивная, закрытая)Антиформа (дизъюнктивная, открытая)
Цель, намерениеИгра
ПланСлучай
ИерархияАнархия
Мастерство/логосИсчерпанность/молчание
Произведение искусства/завершенная работаПроцесс/перфоманс/хэппенинг
ДистанцияУчастие
Созидание/порождение целостности/синтезДеструкция/деконструкция/антисинтез
ПрисутствиеОтсутствие
ЦентрированиеДисперсия
Жанр/границыТекст/интертекст
СемантикаРиторика
Парадигмасинтагма
Метафораметонимия
ОтборКомбинация
Корни/глубинаРизома/поверхность
Интерпретация/прочитываниеКонтринтерпретация/неверное прочтение
ОбозначаемоеОбозначающий (субъект)
ЧитаемоеНаписуемое
Нарратив/большая историяАнтинарратив/малая история
Код мастерстваИндивидуальные особенности
СимптомЖелание
ТипМутация
Генитальность/фалличностьПолиморфизм/андрогенность
ПаранойяШизофрения
Порождение/причинаОтличие-различие/след
Бог-ОтецСвятой дух
МетафизикаИрония
ОпределённостьНеопределённость
ТрансцендентностьИмманентность
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку[9]
модернизмпостмодернизм
СкандальностьКонформизм
Антимещанский пафосОтсутствие пафоса
Эмоциональное отрицание предшествущегоДеловое использование предшествующего
Первичность как позицияВторичность как позиция
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое»Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё»
Декларируемая элитарностьНедекларируемая демократичность
Преобладание идеального над материальнымКоммерческий успех
Вера в высокое искусствоАнтиутопичность
Фактическая культурная преемственностьОтказ от предыдущей культурной парадигмы
Отчётливость границы искусство-неискусствоВсё может называться искусством

Постмодернизм в философии

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[10]. Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.

Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.

Постмодернизм в искусстве

Постмодернизм в искусстве

«Щенок» Джеффа Кунса

«The Painter Prince» (художник — Paul Salvator Goldengreen)

Умберто Эко — яркий представитель постмодернизма в литературе

Роберт Раушенберг, «Велосипеды», Берлин, Германия, 1998

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80—90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.

По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).

Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «ди-джейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.

Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.

Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).

Примечания

См. также

Литература

Работы классиков постмодернизма
  • Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна = La condition postmoderne / Шмако Н.А. (пер.) с фр.. — СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с. — (Gallicinium). — 2000 экз. — ISBN 5-89329-107-7
Изучение постмодернизма
На русском языке
  • Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. — М.: ИФ РАН, 2006. — с. 199—214.
  • Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб., 2007.
  • Берг М. Ю. Литературократия (Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе). — Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
  • Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998.
  • Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с. — (Gallicinium). — 1600 экз. — ISBN 5-89329-237-5
  • Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. — Минск, 1999.
  • Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года», Серия Symposium, выпуск 16.
  • Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. — Москва: Флинта, 1999.
  • Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы — М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. — 248 с.
На иностранных языках
  • Stanley Trachtenberg, Ed. The Postmodern Moment. A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts. — Westport-London., 1985.
Энциклопедии

Ссылки

Постмодернизм в живописи. Представители постмодернизма

Постмодернизм в живописи – это современное направление в изобразительном искусстве, которое появилось в ХХ веке и довольно популярно в странах Европы и в Америке.

Постмодернизм

Само название данного стиля переводится как «после модерна». Но так однозначно постмодернизм воспринимать нельзя. Это не только направление в искусстве – это выражение человеческого мировосприятия, состояние души. Постмодернизм – это способ выразить себя. Главные особенности этого стиля – противопоставление реализму, отрицание норм, применение готовых форм, а также ирония.

Возник постмодернизм как способ противостоять модерну. Расцвет этого стиля пришёлся на вторую половину ХХ века. Впервые термин «постмодернизм» был использован в 1917 году в статье, которая критиковала теорию Ницше о сверхчеловеке.

Концепции постмодернизма таковы:

  • Это итог политики и неоконсервативной идеологии, для которых характерны эклектика, фетишизм.
  • Умберто Эко (о котором будет написано ниже) определял этот жанр как механизм, который служит для смены одной эпохи в культуре на другую.
  • Постмодернизм — это способ переосмысления прошлого, поскольку уничтожить его нельзя.
  • Это уникальный период, в основе которого — особое понимание мира.
  • Х. Летен и С. Сулейман считали, что постмодернизм нельзя считать целостным художественным явлением.
  • Это эпоха, главной чертой которой была вера в то, что разум всемогущ.

Постмодернизм в искусстве

Впервые этот стиль проявился в двух видах искусства – постмодернизм в живописи и в литературе. Первые нотки этого направления появились в романе Германа Гассе «Степной волк». Эта книга – настольная для представителей субкультуры – хиппи. В литературе представителями направления «постмодернизм» являются такие писатели, как: Умберто Эко, Татьяна Толстая, Хорхе Борхес, Виктор Пелевин. Один из самых знаменитых романов в этом стиле – «Имя розы». Автор этой книги – Умберто Эко. В искусстве кино самым первым фильмом, созданным в стиле постмодерна, стала картина «Уродцы». Жанр фильма — ужасы. Самый яркий представитель постмодернизма в кино — Квентин Тарантино.

Этот стиль не делает попыток создавать какие-либо универсальные каноны. Единственная ценность здесь — это свобода творца и отсутствие ограничений для самовыражения. Главный принцип постмодернизма — «всё разрешено».

постмодернизм в живописи картины

Изобразительное искусство

Постмодернизм в живописи 20 века провозгласил свою основную идею – между копией и оригиналом нет особенной разницы. Эту мысль художники-постмодернисты успешно демонстрировали в своих картинах – создавая их, затем переосмысливая, преображая то, что уже было создано ранее.

Постмодернизм в живописи возник на основе модернизма, который когда-то отверг классику, всё академическое, но в итоге сам перешёл в разряд классического искусства. Живопись вышла на новый уровень. В итоге произошёл возврат к периоду, предшествовавшему модернизму.

представители постмодернизма в живописи

Россия

Постмодернизм в живописи России расцвёл в 90-е годы ХХ века. Ярче всего в этом направлении изобразительного искусства проявили себя художники из творческой группы «Свои»:

  • А. Менус.
  • Гипер-Пуппер.
  • М. Ткачев.
  • Макса-Максютина.
  • А. Подобед.
  • П. Вещев.
  • С. Носова.
  • Д. Дудник.
  • В. Кузнецов.
  • М. Котлин.

Творческая группа «СВОИ» — это единый организм, собранный из разноплановых художников.

Русский постмодернизм в живописи полностью соответствует основному принципу этого направления.

Художники, творившие в этом жанре

Самые известные представители постмодернизма в живописи:

  • Йозеф Бойс.
  • Убальдо Бартолини.
  • В. Комар.
  • Франческо Клементе.
  • А. Меламид.
  • Никола де Мария.
  • М. Мерц.
  • Сандро Киа.
  • Омар Галлиани.
  • Карло Мария Мариани.
  • Луиджи Онтани.
  • Мимо Паладино.
постмодернизм в живописи 20 века

Йозеф Бойс

Этот немецкий художник родился в 1921 году. Йозеф Бойс – яркий представитель течения «постмодернизм» в живописи. Картины и арт-объекты этого художника стремятся выставлять у себя все музеи современного искусства. Талант к рисованию проявился у Йозефа в детстве. С ранних лет он занимался живописью и музыкой. Неоднократно бывал в мастерской художника Ачиллеса Муртгата. Ещё будучи школьником, Й. Бойс прочитал большое количество книг по биологии, искусству, медицине и зоологии. С 1939 года будущий художник совмещал учёбу в школе с работой в цирке, где он ухаживал за животными. В 1941 году, после окончания школы, он ушёл добровольцем в Люфтваффе. Сначала он служил радистом, затем стал задним стрелком на бомбардировщике. Во время войны Йозеф много рисовал и стал серьёзно задумываться о карьере художника. В 1947 году Й. Бойс поступил в Академию художеств, в которой после преподавал и получил звание профессора. В 1974 году он открыл Свободный университет, куда мог поступить учиться каждый желающий без ограничений по возрасту и без вступительных экзаменов. Его живопись представляла собой рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением разных животных, походившие на наскальные росписи. Также он был скульптором и творил в стиле экспрессионизма, на заказ ваял надгробия. Скончался Йозеф Бойс в 1986 году в Дюссельдорфе.

постмодернизм в живописи фото

Франческо Клементе

Ещё один известный во всём мире представитель стиля «постмодернизм» в живописи — итальянский художник Франческо Клементе. Он родился в Неаполе в 1952 году. Первая выставка его работ состоялась в Риме, в 1971 году, ему тогда было 19 лет. Художник много путешествовал, бывал в Афганистане, в Индии. Его женой стала театральная актриса. Франческо Клементе обожал Индию и бывал там очень часто. Ему настолько полюбилась культура этой страны, что он даже сотрудничал с индийскими миниатюристами и мастерами по изготовлению бумаги – рисовал миниатюры гуашью на бумаге ручной работы. Известность художнику принесли картины, на которых были изображены эротические образы зачастую изуродованных частей тела человека, многие его творения были выполнены им в очень насыщенных тонах. В начале 80-х годов ХХ века он написал серию картин маслом. В 90-е годы ХХ века он стал работать в новой для себя технике – восковая фреска. Работы Ф. Клементе принимали участие в большом количестве выставок в разных странах. Самыми убедительными его работами считаются те, в которых он передаёт своё собственное настроение, свои душевные терзания, фантазии и увлечения. Одна из последних его выставок проходила в 2011 году. Франческо Клементе по сей день живёт и работает в Нью-Йорке, но часто посещает Индию.

русский постмодернизм в живописи

Сандро Киа

Ещё один итальянский художник, который представляет постмодернизм в живописи. Фото одной из работ Сандро Киа продемонстрировано в данной статье.

Он не только художник, он также график и скульптор. Известность пришла к нему в 80-е годы ХХ века. Родился Сандро Киа в Италии в 1946 году. Образование получил в родном городе, Флоренции. После учёбы много путешествовал, искал для себя идеальное место жительства, в результате своих поисков в 1970 году стал жить в Риме, а в 1980 г. переехал в Нью-Йорк. Сейчас С. Киа живёт то в Майами, то в Риме. Работы художника начали выставлять как в Италии, так и в других странах – в 70-х годах. У Сандро Киа свой художественный язык, который наполнен иронией. В его работах яркие насыщенные цвета. Многие его картины изображают мужские фигуры героического вида. В 2005 году президент Италии наградил Сандро Киа золотой медалью за вклад в развитие культуры и искусства. Огромное количество картин художника находится в музеях Германии, Японии, Швейцарии, Израиля, Италии и других стран.

постмодернизм в живописи россии

Миммо Паладино

Итальянский художник-постмодернист. Родился в южной части страны. Окончил колледж искусств. В возрождении изобразительного искусства в 70-х годах он играл одну из ведущих ролей. В основном работал в технике темперной фрески. В 1980 году в Венеции его работы были впервые представлены на выставке, в числе картин других художников-постмодернистов. Среди них были такие имена, как Сандро Киа, Никола де Мария, Франческо Клементе и других. Через год художественным музеем города Базеле была организована персональная выставка картин Миммо Паладино. Затем было ещё несколько персоналий в других городах Италии. Помимо написания картин, художник был скульптором.

постмодернизм в живописи

Свои первые работы он изваял в 1980 году. Его скульптуры обрели популярность практически сразу. Они были выставлены в Лондоне и в Париже в самых престижных залах. В 90-е годы Миммо создал свой цикл из 20 белых скульптур, выполненных в смешанной технике. Художник получил звание почётного члена Королевской Академии художестве в Лондоне. Также М. Паладино является автором декораций к спектаклям театров Рима и Аргентины. Живопись в жизни Миммо играла ведущую роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *