Синтез искусства в архитектуре: Синтез искусств — Википедия – Синтез искусств в архитектуре / Берлогос — журнал о дизайне и архитектуре

Синтез искусств в архитектуре / Берлогос — журнал о дизайне и архитектуре

5 июня 2015 г.

 

Готические мотивы московских особняков Федора Шехтеля.

Владислав Латош – искусствовед, специалист по архитектуре XIX–начала ХХ века.

Ко времени появления модерна готика снова в моде и имеет твердые позиции в искусстве, обладая при этом уже сформированным набором выразительных средств. В архитектуре этого периода мы нередко встречаем не только неоготические мотивы (стрельчатые арки, остроконечные крыши или вимперги), но и архитектурные отсылки к готической литературе. Говоря о влиянии литературы на архитектуру (которая сама по себе лишена иллюстративных возможностей), мы имеем в виду не только проникновение в арсенал архитектурных форм отдельных образов, но также и появление целых тем и мотивов в декоре здания, которое достигается при помощи синтеза с другими видами искусства. Таким образом, мы встречаем некие «театральные декорации», появившиеся в интерьере зданий под влиянием литературы. Не всегда это влияние было прямым: порой литература оказывала его опосредованно, например, через театр (причем иногда даже оперный), который осуществлял колоссальное воздействие на культуру в тот период.

Среди наиболее ярких готических особняков Москвы можно назвать дом жены фабриканта З.Г. Морозовой на улице Спиридоновка (1893–1896 гг.), ставший первой крупной самостоятельной работой Федора Осиповича (Франца-Альберта) Шехтеля (1859–1926 гг.). Именно с этой постройки началась целая череда готических строений, принадлежавших разным представителям многочисленного семейства Морозовых.



Суровые формы и выразительность английских замков, которые использовал архитектор, заставляют вспомнить о том, что родиной готического романа была именно Великобритания. Развернутый вдоль улицы двухэтажный дом за сквозной нарядной оградой имеет асимметричный фасад с мощными открытыми арками парадного крыльца. Весь скульптурный декор здания словно спрятан от невнимательных глаз. Вход охраняет небольшая химера, которая внимательно смотрит на каждого, кто подходит к дому. На сливных трубах установлены горгульи, а на консолях – мефистофельские маскароны. Эти неприметные скульптуры вместе с коваными решетками и фонарями удивительным образом подчеркивают строгость всего здания. Задним фасадом дом обращен к саду, который отгорожен высоким забором и служебными постройками от других участков. Подобная планировка, впоследствии не раз использованная Шехтелем, не только создает уют, но и позволяет абстрагироваться от суеты московской жизни и всего остального мира, погрузившись в задуманное архитектором пространство.




Интерьеры особняка отвечали требованиям времени и вместе с тем продолжали идею своеобразной «готической декорации», заложенную внешним декором. В контрасте со сдержанным наружным обликом, интерьеры здания богато декорированы деревянной резьбой, цветными витражами в огромных окнах, тяжелыми драпировками, фигурными балюстрадами лестниц, каминами и светильниками. Все оформление создает романтическую атмосферу рыцарского Средневековья.



Для архитектора «проиллюстрировать» литературу, не применив фигуративное искусство, – задача почти неразрешимая. Именно по этой причине многие мастера, обращавшиеся к готике, активно и охотно прибегали к услугам скульпторов и художников, посредством их работ демонстрируя свой замысел. Не стал исключением и дом З.Г. Морозовой. К работе над оформлением Шехтелем был привлечен тогда еще малоизвестный Михаил Александрович Врубель (1856–1910 гг.), который написал для интерьеров несколько мрачных «готических» панно, сделал рисунки для витражей и изготовил некоторые скульптуры, среди которых – «Роберт и Бертрам» и «Роберт и монахини».
Сюжеты этих композиций позаимствованы из популярной в то время в Москве оперы Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол» (либретто Э. Скриба), основанной на средневековых легендах. На русской сцене премьера оперы под названием «Роберт» состоялась 18 сентября 1834 г. в Большом театре. Согласно сюжету, главный герой попадает в руины готического монастыря, где оказывается окружен вереницей призрачных монахинь, восставших из могил.

Таким образом, Шехтель, включил в оборот художественно-выразительных средств архитектуры скульптуру и декор, связанные единой темой.

По близкой схеме реализуется и оформление Готического кабинета и библиотеки А.В. Морозова в Подсосенском переулке, ставшие шедеврами интерьерного дизайна.
Сам особняк был создан в необарочной стилистике еще в 1878–1879 гг. для отца А.В. Морозова. Однако, как это часто бывает в московских особняках, его интерьеры многократно перестраивались. Для оформления наиболее официальной части дома Шехтель по желанию заказчика вновь обратился к строгому английскому стилю. Меблировка кабинета и библиотеки, как и в предыдущем случае, отвечала общей стилистике. Нужно заметить, что у Шехтеля, который всегда сам заказывал предметы интерьера для своих особняков, никогда не обходилось без «готической мебели».




Во многих элементах декоративного убранства кабинета и библиотеки угадываются фантастические существа. Фриз по периметру помещения был расписан по эскизу и под руководством самого Шехтеля по мотивам сказаний о Рейнеке-лисе (здесь, помимо произведения Гёте, также следует вспомнить средневековую сатирическую эпопею «Роман о Лисе»).

Реализуя программу «готического» оформления помещений, архитектор вновь прибег к услугам Врубеля. В 1896 г. художник создал пять монументальных панно на тему «Фауста» («Полет Фауста и Мефистофеля», «Фауст», «Мефистофель и ученик», «Маргарита», которые ныне хранятся в ГТГ, и несохранившееся пятое панно «Фауст и Маргарита в саду»). Как и в предыдущей работе, среди многообразного оформления интерьеров мы находим деревянные мефистофельские маски, которые здесь получили дополнительную тематическую связь со всем оформлением.


Следует заметить, что на сюжет трагедии Гёте были созданы оперы Берлиоза, Гуно и Бойто, которые в то время шли в Москве. Таким образом, литературный сюжет мог прийти в архитектуру посредством живописи и скульптуры, также пройдя через призму музыки и театра.

На примере творчества Ф.О. Шехтеля хорошо видно, как синтез различных видов искусства, объединенных общей темой, создает особую атмосферу, задуманную архитектором. Такая манера работы с архитектурой хорошо подходит не только для частных особняков и резиденций, но также и для других помещений, которые требуют создания некой настроенческой обстановки.

Текст подготовлен специально для BERLOGOS.

Что такое синтез искусств — определение, особенности и интересные факты :: SYL.ru

Проще всего создать что-то новое путем смешения и переосмысливания чего-то старого. Что такое синтез искусств? Это смешение нескольких видов народного творчества. Таким образом появляются новые виды искусств, в которых собирается все лучшее и отбрасывается все ненужное.

Определение

Что такое синтез искусств? Это органическое соединение нескольких разновидностей народного творчества. Зачем он нужен? Путем слияния нескольких видов искусств достигается получение нового художественного явления, которое невозможно создать любым иным способом. Чтобы лучше понять, что такое синтез искусств, можно взглянуть на лучшие архитектурные ансамбли. Здание само по себе уже несет художественную ценность, но только при дополнении его мозаикой, скульптурой и витражами появляется подлинный шедевр. Благодаря комбинации художественных приемов можно раскрыть подлинную многогранность авторской задумки.

Синтез в архитектуре

синтез искусств на телевидении Еще до нашей эры люди поняли простую истину: совмещая два и более вида искусства, можно добиться полного раскрытия художественного замысла. Как это проявляется в архитектуре? Создавая любое строение, будь то церковь, дворец или жилой дом, творец прежде всего должен понимать, для кого он проектирует здание и какое назначение оно должно нести. Если это церковь, то, входя в нее, человек должен чувствовать свое единение с Богом. Если это жилой дом, то, заходя в него, люди должны чувствовать уют и комфорт. Входя во дворец, человек должен сразу увидеть величие и богатство хозяина. Достичь одной архитектурой этих целей нельзя. Поэтому церкви издревле украшали живописными иконами, фресками или мозаиками. Дворцы декорировались лепниной и скульптурами. В жилых домах нередко используют витражи и текстильный декор.

В качестве примера рассмотрим всем известный Спас на Крови. Этот храм был воздвигнут в память об убийстве Александра II. Само здание невероятно красиво. Но оно поражает зрителя не только архитектурной формой, но и мозаикой.

Синтез в театре

синтез искусств в кино на телевиденииЧеловек привык созерцать прекрасное. И это возможно прежде всего благодаря синтезу искусств в театре. Мало кто задумывается, смотря представление, о том, как оно создавалось, и о том, сколько людей здесь было задействовано. Театр соединяет в себе драматическое, музыкальное и художественное искусство. Ведь, чтобы поставить спектакль, недостаточно просто хорошей пьесы, положенной в его основу. Для того чтобы зритель получил истинное удовольствие, нужно будет нанять музыкантов, которые смогут заставить человека лучше прочувствовать эмоции, переживаемые героями. Также потребуются художники-декораторы, задача которых — нарисовать и создать задний фон, на котором будет происходить действие. А художники по костюмам должны сшить наряды, которые помогут зрителю погрузиться в атмосферу прошлого века или перенестись в далекие восточные страны. Презентация синтеза искусств в театре происходит на каждом представлении. Стоит только понять, сколько сил вкладывается в постановку одной пьесы, чтобы проникнуться уважением к людям, которые ее создают.

Храмовый синтез

синтез искусств на телевидении театрГлавная роль в формировании церковного ансамбля отдается архитектуре. Православные храмы строятся по образу и подобию византийских. Планировка церквей развивается с запада на восток. Главная часть – алтарь всегда обильно декорируется. И тут уже архитектура бессильна. Чтобы сделать презентабельной эту часть храма, потребуется искусство краснодеревщиков и столяров. Храмовый синтез искусств включает в себя творения живописцев. Именно благодаря им церковь приобретает величественный вид. Купол, который символизирует небо, зачастую расписывается вручную лучшими мастерами. Здесь могут быть изображены библейские сюжеты или же иконописные лики святых. Чтобы подчеркнуть величество храмов, их обильно украшают позолотой. Иконостас должен вызывать трепет прихожан. Поэтому над его созданием работают краснодеревщики и живописцы. Церкви всегда строили, не жалея сил и времени, ведь именно благодаря этим строениям каждый православный человек имеет возможность уйти от мирских забот, облегчить свою душу и страдания.

Синтез в кино

синтез искусств в театре кино на телевиденииВсе люди любят смотреть фильмы и сериалы. Но мало кто задумывается, сколько сил нужно приложить для их создания. Синтез искусств в театре, кино на телевидении играет огромную роль. И если на сцене многое зависит от пьесы и игры актеров, то для создания фильма этого недостаточно. Конечно, сценарий играет не последнюю роль, так же как и костюмы, и декорации. Но все же мало кто осознает, что работа режиссера, оператора и осветителей тоже важна. Синтез искусств в кино, на телевидении подразумевает работу специалистов практически всех областей. Здесь задействованы художники, писатели, музыканты, инженеры и т. д. Все эти люди помогают гражданам скоротать часок-другой в кинотеатре.

Синтез искусств в кино подразумевает даже зрителя. Ведь именно для него фильмы и выпускаются. Так что нужно знать и понимать, что нравится народу, чтобы создавать не просто проходные киноленты, а бестселлеры.

Синтез на телевидении

Все что говорилось о фильмах, уместно и здесь. Ведь синтез искусств на телевидении подразумевает работу специалистов различных областей. Любой выпуск новостей требует большой подготовки. Нужно написать сценарий обзора главных событий, подобрать одежду ведущему, сделать ему прическу и макияж, а также проработать задний фон. Зрителю не бросается в глаза синтез искусств на телевидении. Театр кажется более достойным понятия искусства. Но это не так. Ведь даже для создания выпуска теленовостей требуется работа большого количества специалистов.

Синтез в искусстве интерьера

храмовый синтез искусствЗаходя в квартиру, мы не задумываемся, как много в ней всевозможных элементов декора. Но если дизайном помещения занимался специалист, то он продумал все мелочи. Ведь, как известно, именно они помогают сделать из разрозненной картины целое произведение. Что же в интерьере является синтезом искусств? Любую комнату наполняет мебель. Ее изготавливали столяры. Картины, украшающие стены, писали художники. Статуэтки, вазы и всевозможные светильники изготавливали мастера декоративно-прикладного искусства. Соединение всех этих предметов способно создать превосходный ансамбль.

Если рассматривать не квартиру среднестатистического россиянина, а интерьер дворца XIX в., то синтез искусств будет более заметен. Дворцовые залы нередко украшались скульптурами, потолок – лепниной, а вместо стекла оконные проемы заполняли витражи.

Синтез в живописи

Мало кто задумывался над тем, как формируется творчество художников. А ведь эти креативные люди берут свои сюжеты из жизни. И развитие живописи возможно только благодаря синтезу видов искусств. Ведь раньше, в X в., люди не знали об объемном рисунке. Художники изображали в основном только иконы. И только с развитием архитектуры к людям пришло понимание объема. Рисуя сначала наброски, а потом и полноценные картины, художники пришли к пониманию объема и перспективы. Благодаря скульптуре стало возможно изображение на двумерной плоскости трехмерного изображения.

Сегодня искусство потихоньку приобретает цифровой формат. Многие художники творят не на бумаге, а на компьютере. Но даже там они умудряются синтезировать искусство. Современные картины очень похожи на фотографию. И именно от этого вида искусств они и берут очень многое. Например, детальную проработку объектов или гиперреалистичное изображение деталей.

Синтез в музыке

Творческие люди часто вдохновляются чужими работами. У музыкантов это тоже практикуется. Зачастую пианист может использовать партию гитариста как вступление к своему музыкальному произведению. Причем звучать мелодия будет по-новому. Назвать это воровством просто не получится, скорее это будет синтез. Нередко музыканты берут вдохновение из литературных произведений. Например, описание волнующего свидания или сцены ревности может натолкнуть композитора на излияние душевных мук, положенных на ноты.

Синтез в декоративно-прикладном искусстве

презентация синтез искусств в театреМастера, которые изготавливают предметы, украшающие нашу повседневную жизнь, нередко вдохновляются чужими работами. Что такое синтез искусства декоративно-прикладного? Это сочетание живописи, скульптуры и витража. Керамисты на вазах рисуют картины известных мастеров или же изображают свое видение мира в красках. Художники по стеклу тоже заимствуют идеи из живописи. Изготавливая бронзовые фигурки, мастера смотрят на мраморные статуи. Даже девушки, которые занимаются хендмейдом, часто в своем творчестве заимствуют идеи у признанных мастеров. Таким образом, получаются самобытные творческие произведения, в основу которых лег синтез различных видов искусства. Стоит, конечно, понимать разницу между подражательством и квинтэссенцией собственной идеи.

Синтез в модной индустрии

что такое синтез искусствДизайнеры, как и любые другие художники, следят за тем, что творят их коллеги. Ведь что такое синтез искусств? Это заимствование идеи и переработка ее под собственное видение. Как же это проявляется в модной индустрии. Всем известный творческий дуэт Dolce & Gabbana часто кладет в основу своих коллекций произведения мировых художников. А порой они умудряются вдохновляться даже керамической мозаикой. Причем их видение достаточно самобытно. Ведь одно дело — просто скопировать орнамент на ткань, и совсем другое — модернизировать его так, чтобы он гармонично вписывался в фасон платья или юбки.

Сегодня происходит синтез искусств?

Конечно, причем повсеместно. И это происходит не потому, что хорошие идеи у творческих людей закончились. Человек всегда искал вдохновение в прошлом. Отчасти это происходит потому, что люди не хотят терять свою историю. Периодически возрождая ее, можно находить в ней что-то новое. Этим приемом часто пользуются модельеры. Наверное, каждый взрослый человек заметил, что каждые 15 лет мода возвращается. И это не случайно. Люди пытаются переосмыслить прошлое и сделать его частью настоящего. То же самое можно проследить и в живописи. Несмотря на то что сегодня искусство переходит в цифровой формат, рассматривая иллюстрации современных художников к сказкам, вспоминаешь творения старых мастеров. Именно благодаря тому что люди научились синтезировать искусство, у них получается достигать органического соединения и рождения новых форм. Это подтверждает появление театра и кино.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ в архитектуре

 

  — взаимосвязанное, органическое единство различных видов искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.) и архитектуры, в результате осуществления к-рого возникает новое эстетически-образное качество целостного художественного ансамбля. Синтез искусств нельзя рассматривать как простую сумму отд. видов искусства, механически объединенных в одном комплексе или сооружении, даже если они выполнены одновременно. Подлинный синтез искусств является высшей формой художественного развития, т. к. подразумевает не только эстетическое совершенство отдельных составляющих его компонентов (произведений того или иного вида искусства), но и эстетическое качество, возникающее в результате художественного взаимодействия этих произведений. Синтез искусств позволяет на основе сочетания специфических средств выразительности и образных возможностей различных видов искусства достичь наиболее полного воплощения и раскрытия идейно-художественного содержания ансамбля и его активного воздействия на человека. Поэтому основой подлинного С.и. всегда была и остается целостность идейного замысла. С. и. может представлять собой ансамбль, в к-рый органично входят компоненты (архитектура, скульптура, живопись), созданные в различные эпохи и не обладающие едиными стилевыми качествами. Напр., памятник 300 арагвийцам в Тбилиси органично вошел в застройку одной из частей города, сочетаясь с древним Метехским замком; античный монумент Марка Аврелия в Риме прекрасно слился с ансамблем площади Капитолия. С. и. в ансамбле совр. квартиры может быть достигнут при определенной художественной и композиционной связи новой конструктивной системы, объемно-пространственного решения, планировки и отд. предметов мебели или декоративно-приклад- ного искусства, относящихся не только к современности, но и к прошлым эпохам. Различные виды искусства могут существовать как самостоятельно (напр., скульптура, живопись), так и в художественном синтезе друг с другом. Но в последнем случае они должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (напр., живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью). В
синтезе архитектуры и изобразительных искусств
ведущую роль играет архитектура, организующая пространство и являющаяся основой любого ансамбля или отд. произведения, основанного на С. и. Архитектура в значит, мере определяет место, идейную направленность, масштаб, технику исполнения и общие принципы композиции скульптуры, живописи, элементов декоративно-прикладного искусства, являющихся компонентами органического решения общей художественной задачи. Изобразительное искусство может выступать в синтезе с архитектурой в различных сочетаниях. В одних случаях произведения скульптуры могут иметь тектоническую связь со зданием (напр., кариатиды, атланты), а монументальная живопись—заполнять отведенные для нее поверхности ограждающих конструкций и архитектурных элементов — стен, сводов, перекрытий и т. д. (напр., мозаика в Византии, орнаментальные керамические облицовки древней узбекской архитектуры и т. д.). В др. случаях С. и. формируется сочетанием свободно стоящих скульптурных изваяний, декоративных стенок и мозаичных панно, для к-рых архитектурные сооружения являются лишь осн. фоном или системой орг-ции пространства. Этот последний прием, при к-ром живопись и скульптура получают сравнительно большую самостоятельность, получил значит, распространение в совр. архитектурно- художественной практике. Ритм, масштаб, цвет живописных и скульптурных элементов существенно влияют на восприятие архитектурного облика здания или комплекса в целом и, следовательно, на достижение единства, воплощенного в С. и. Синтез искусств может быть достигнут путем сопоставления и художественного взаимодействия как сходных, так и весьма различных по характеру произведений. Напр., ансамбль Акрополя в Афинах представляет собой пример С. и., основанного на близких по характеру произведениях архитектуры, скульптуры и живописи. Окраска рельефов и элементов зданий здесь осуществлялась в интересах более полного раскрытия реалистического художественного образа, а также тектонической сущности ордерной архитектурной композиции. В художественной практике различные виды и формы С. и. не являются неизменными, они возникли и развивались, начиная с отдаленных периодов становления художественной культуры человечества. Большого расцвета С. и. достигает в древнем Египте, в античной Греции и Риме. Ярко проявился синтез искусств архитектуры, скульптуры и живописи еще в глубокой древности в странах Латинской Америки (напр., мексиканское искусство). В древнерусской художественной культуре примеры С. и. представляют собой многие монастырские ансамбли,кремли, церкви, гражданские постройки. Разнообразие архитектурных форм, их связь со скульптурным декором, фресковой живописью и природным ландшафтом способствовали созданию выразительных композиций, основанных на С. и. В готических ансамблях С. и. достигался на основе органического сочетания архитектуры и скульптуры, а также живописи, гл. обр. в виде цветных витражей. В эпохи Возрождения, барокко и классицизма С. и. приобрел наиболее сложные и развитые формы. Конец эпохи классицизма и период второй половины 19—нач. 20 вв. характеризуется известным упадком С. и., что отмечалось теоретиками (Виолле ле-Дюк) уже с середины 19 в. Проблема С. и. в советской архитектурной теории и практике заняла важное место с первых лет существования Советского государства. План «монументальной пропаганды», выдвинутый В. И. Лениным еще в 1918, основывался на принципе, в соответствии с к-рым монументальное искусство и архитектура призваны активно влиять на идейно-художественное воспитание граждан. Советские архитекторы стремятся создать ансамбли, к-рые отвечали бы совр. пониманию С. и., как эстетически-гармб- ничной жизненной среды, где архитектура в синтезе с изобразительным и декоративно-прикладным искусством во всех его видах соответствовали бы строгим художественным запросам соц. общества. Напр., Дворцы пионеров и школьников в Москве и Киеве, пионерский лагерь «Морской» в Артеке, мемориальные комплексы в Ленинграде и Берлине (Трептов-парк) и др. созданы на основе С. и. (архитектуры, живописи, скульптуры, ландшафтного искусства). Именно сейчас, в условиях совр. стр-ва, идея С. и. может найти наиболее полное и глубокое воплощение, способствуя созданию гармоничной жизненной среды, активно влияя на формирование идеологии, художественного вкуса советского человека, содействуя эстетическому воспитанию членов коммунистического общества.  

 

40.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Синтез искусств в интерьере

  • Текст:М.В. Лициан, Е.Б. Новикова, З.В. Петунина

    28 декабря 2018

В проектировании архитектурного сооружения, будь то жилая, общественная или промышленная постройка, решение интерьера как внутренней пространственной среды должно исходить из общего функционального и архитектурно-композиционного решения всего здания. В учебном пособии 1973 года «Интерьер общественных и жилых зданий» под редакцией исследователей М. В. Лициана, Е. Б. Новиковой, З. В. Петуниной, рассматриваются приемы организации внутреннего пространства общественных зданий, свойства их интерьера, такие, как форма, фактура, материал, свет и художественные средства выразительности. В опубликованной главе «Синтез искусств в интерьере» представлена попытка проследить, как с помощью различных видов искусств выстроить пространство в интерьере, учитывая его особенности.

Синтез архитектуры, живописи и скульптуры — одно из действенных, впечатляющих средств художественной выразительности. В конкретных художественных образах и символах может быть более полно раскрыто содержание объекта. И, кроме того, благодаря органическому слиянию и взаимодействию пространства, пластики и цвета можно добиться большей яркости и выразительности образа.

Проследить, каким образом рождается синтез в интерьере, целесообразнее на примерах. Остановимся на одном из выдающихся памятников — Рождественском соборе Ферипонтовского монастыря, расписанном Дионисием с сыновьями в 1501 г.

Живопись Дионисия пространственна. Это одно из главных ее качеств. Фрески занимают поверхность стен, столбов, сводов и вносят как бы новый преобразованный мир в интерьер храма. Благодаря плоскостному характеру живописи она не разрушает зрительно стену, а наоборот, сохраняет поверхность и предметность ее. Вместе с тем путем наложения плоских силуэтных фигур одна на другую художник создает условное пространство между отдельными планами фрески и благодаря этому зрительно как бы раздвигает стены и расширяет пространство. Такая трактовка живописи не случайна. Замкнутость мощных толстых стен с маленькими окошками, приподнятыми выше человеческого роста, создавала ощущение полной изоляции от внешнего мира, угнетающей человека. Как противодействие рождалось стремление к свободе. Живописец решил эту задачу создания свободы и пространственности интерьера путем своеобразного пространственно-плоскостного живописного приема написания фрески.

Второй важной чертой следует считать пластическое единство архитектуры и живописи. Сложная система арок и сводов храма создает напряженную выразительную пластику интерьера, его скульптурность. 

Живопись на сводах подчиняется архитектурным формам и становится мягкой, пластичной, особенно в различных поворотах благодаря кривизне свода. Отдельные сюжеты не разграничены, действие перетекает от одной группы к другой. Некоторые композиции, расположенные на двух взаимно перпендикулярных плоскостях, стирают значение углов и трансформируют таким образом архитектуру. Пластика характерна и для отдельных фигур. Плавные замедленные движения их, выразительные линии контура создают последовательную связь отдельных элементов композиции в живописные группы, а затем в целостную систему, объединяющую и живопись, и архитектуру в одно целое.

В интерьере храма умело осуществляется синтез цвета и света. Теплые розово-охристые золотистые тона, дополненные синими и белыми, придают особую нежность и мягкость общему колориту росписи. Живопись Дионисия обладает удивительным свойством создавать каждый раз новую характеристику интерьера— то загорающегося золотом, то приобретающего мягкий холодный колорит в зависимости от внешнего освещения. Фреска во всей своей сложности становится ведущей в интерьере. Создается особый мир, преображенный цветом и светом.

Живопись решает проблему масштабности путем сопоставления отдельных фигур и более сложных композиций разного размера.

Различные сюжеты расположены в соответствии с иконографическими требованиями — голова Пантократора в центре купола, фигуры воинов на столбах, сцены вселенского собора на стенах на уровне роста человека и, наконец, библейские сюжеты из более мелких фигур над ними и выше на сводах.

В богатстве сочетания фигур и групповых композиций разного размера создается диапазон масштабов живописной композиции, характерный для стенописи русских храмов и архитектуры.

Дионисий сумел подчинить единой образной характеристике все многообразие форм художественной выразительности — пространство, тектонику, пластику, цвет и свет. Характерно, что он расписывал стены уже выстроенного храма, не работал со строителем и вместе с тем создал удивительное сочетание живописи и архитектуры. Отсюда можно сделать вывод, что синтез не всегда заключается в совместной работе архитектора и художника, суть его — в постановке задачи и ее разрешении.

Рис. 1. Мозаика музея Циолковского (худ. А. Васнецов)

В современной архитектуре вопрос синтеза ставится архитекторами достаточно широко и не ограничивается применением живописи и скульптуры. Сам по себе архитектурный замысел может быть выражен и в пластике, и в полихромии. Иначе говоря, наряду с созданием пространства с определенными целями могут быть созданы пластические и цветовые отношения, обладающие огромной силой воздействия.

Скульптурная пластика, усиленная полихромией и контрастом применяемых материалов, их фактурой, характерна для самых прогрессивных тенденций в архитектуре. Тем не менее вопрос о синтезе архитектуры и произведений скульптуры и живописи в интерьере не снимается.

В монументальной живописи нашего времени имеются композиции, заслуживающие серьезного внимания по своим художественным качествам. Однако синтез искусств не достиг еще вершин ни по общему замыслу, ни по решению пространственных колористических и пластических задач. Следует заметить, что в современной архитектуре принципиально изменилась пространственная характеристика интерьера, а отсюда и задачи синтеза.

Нет более замкнутости тяжелых стен. Пространство раскрыто, нет необходимости в композициях, заполняющих весь интерьер и возмещающих человеку недостающее ему пространство.

Место для живописных композиций ограничено. Оно выбирается архитектором как определенный композиционный акцент в интерьере. В этом ответственность, возложенная на архитектора. Очень важно, как воспримет изображение зритель — в движении или в статике, в ракурсе, сокращенным или, как и фронтальную композицию без искажений.

Удачным примером монументального искусства, участвующего в пространственной организации интерьера, может быть мозаика художника Васнецова в музее Циолковского в Калуге. Она занимает степу, делящую пространство музея на две части, и обращена в сторону двухсветного холла (рис. 1). Большая высота, равная двум этажам, открывает широкие композиционные возможности. Фигуры космонавтов во всю высоту мозаичного панно, решенные в героизированном масштабе, господствуют в интерьере и средствами масштаба придают ему величие.

Проблема масштабности для современного монументального искусства сохраняет свое значение и остается по-прежнему важной. Выбрать размер изображаемых предметов, определить соотношение их с человеком и пространством интерьера, определить степень расчлененности, а, следовательно, крупности изображений — одна из важнейших задач монументальной живописи. В зависимости от соотношения величины изображений и пространства сложится образная характеристика интерьера. Крупное изображение зрительно уменьшит пространство и создаст ощущение величия интерьера. Мелкое изображение зрительно расширит пространство, но сделает его менее значительным.

Совершенно очевидно, что иллюзорная живопись, разрушающая плоскость, несовместима с нашими представлениями о тектонике и с реалистичностью современной архитектуры. В связи с этим возникает стремление выявить материальность, весомость стены. Отсюда, по всей вероятности, получают широкое распространение такие формы искусства, как резьба по дереву, кованый и чеканный металл, майолика, гобелены и даже мозаика, приобретающая в современной трактовке материальность (рис. 2). Их преимущество и в том, что для них характерны материальность, осязательность и условность изображения.

Не преобладая в интерьере, так как это было прежде, и современная фреска, и скульптура решаются в единстве с другими элементами интерьера. Цвет мебели, ткани, пола необходимо подчинить ведущему элементу — монументальной живописи. В этом, вероятно, также одно из важнейших требований современного синтеза.

Рис. 2. Место и виды монументального искусства в интерьере

Скульптура и живопись не должны рассматриваться в интерьере как украшение. Они должны вызывать у зрителя глубокие эмоции, включаясь в архитектуру как один из важнейших элементов организации пространства.

Существуют наиболее ответственные места в интерьере, раскрывающие суть архитектурного произведения, места наибольшей интенсивности, где со всей полнотой должно быть раскрыто содержание: именно они и предназначены для скульптуры, фрески, мозаики.

Раскрытие логики творческого процесса и некоторые обобщения позволяют представить его в общем виде.

При этом отдельные составляющие могут быть поставлены условно в последовательной взаимной зависимости, возникающей в процессе творчества.

Назначение и содержание объекта является всегда основой творчества. Это сложное понятие, включающее процессы, происходящие внутри здания, а также общественную и градостроительную значимость объекта. Именно содержание определяет размеры внутреннего пространства и его конфигурацию и, что самое важное, оно определяет художественный замысел интерьера.

Внутреннее пространство, ради которого создается здание, есть не что иное, как непосредственный ответ на требования, возникающие в процессе проектирования, оно является в то же время композиционной основой дальнейшей разработки интерьера.

В связи с требованиями создания необходимого пространства заданных размеров решается конструкция. Она возникает как материальное средство формирования пространства, как ограждающая поверхность. Однако в ряде случаев она настолько активна и выразительна в своих формах, что оказывает обратное серьезное воздействие на характеристику внутреннего пространства.

Как результат этих сложных взаимосвязей содержания, пространства, конструкции создается интерьер. Во всем богатстве и множественности характеристик и предметов, его наполняющих, он формируется в единое целое.

В творческом процессе формирования интерьера одним из решающих является творческий замысел архитектора. Характерно, что, формируя мысленно будущий интерьер, архитектор далеко не свободен в своем творчестве.

Существуют два важнейших условия в его творчестве. Во-первых, в творческом замысле архитектор всегда должен исходить из содержания объекта. Задача его — максимально точно раскрыть это содержание с помощью ряда научных изысканий и увидеть главное, определяющее в самом объекте и в возможностях архитектурного ответа на возникающие требования. Второе, не менее важное условие— найти это главное в материальной стороне самого интерьера, так чтобы она стала определяющей основой художественного образа, способной собрать все элементы интерьера воедино.

На примерах, разобранных нами ранее аэровокзалов можно проследить эти принципиальные условия творчества, приводящие в конечном итоге к самым различным образным характеристикам интерьера.

Так, например, в здании Шереметьевского аэровокзала авторы считали главным комфорт и технологию нового современного аэровокзала. Считая основой творческого замысла эту сторону содержания, они добились гармонического единства функционально необходимых элементов. Выражением архитектурной темы зала стали композиционно разработанная плоскость стены и протяженное пространство перед входящими.

В аэровокзале на Ленинградском проспекте в Москве авторы главным в содержании увидели его специальное промежуточное назначение — вокзал-пересадку и множественность потоков разных направлений. Основой архитектурной темы стало единое проходное пространство, современные пропилеи. При создании Курского железнодорожного вокзала в Москве очень важно было не потерять значения этого важного объекта в многоэтажной застройке на Садовом кольце Москвы. Из содержания выявилась важность градостроительного значения объекта. В связи с этим возникла тема стоечно-балочной конструкции большого масштаба, расчленившая пространство, решившая интерьер. Наконец, вокзал Термини в Риме— здесь тоже главным было его градостроительное значение. Образ же возник как ассоциация широкого общественного входа в масштабе города. Так по-разному авторами вокзалов зданий одного назначения вскрывалось главное в содержании этих объектов, и в ответ устанавливалась определяющая материальная основа для разработки художественной темы интерьера. Эта основа необходима как критерий для отбора отдельных элементов интерьера и его характеристик.

Известно, что содержание всегда является исходным определяющим началом творческого замысла. Материальной же основой для разработки темы может быть любая из составляющих — пространство и его форма, конструкция и материал во всей множественности конкретных условий, цветовая и пластическая характеристика.

Работу над интерьером общественного здания надо рассматривать как единый творческий процесс проектирования здания, где решаются задачи градостроительные и типологические, задачи формирования пространства и оболочки, его выделяющей, задачи, разрешаемые, наукой и искусством одновременно. Комплексность подхода, последовательность логических рассуждений —  необходимая руководящая методика проектирования.

СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ОТ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА ДО НАШИХ ДНЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИ

Аннотация: В статье рассмотрены предпосылки возникновения принципа синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, появившегося в отечественной версии архитектуры модернизма начиная с 60-х годов ХХ столетия. Перечислены художники и архитекторы, внесшие вклад в обогащение модернистской архитектуры городской среды художественными и пластическими средствами. Отмечается влияние московских художников монументалистов, работавших по всему СССР на образ молодых советских городов. На примере Тольятти приводятся примеры реализации принципа синтеза архитектуры и монументального искусства, а также рассматривается принцип единого плана художественного оформления города, возникшего в советской архитектуре. На основе исследования архивов перечисляются объекты, в которых реализовывался вышеуказанный принцип и освещаются биографии художников. Дается предположение о причинах упадка, наблюдаемого в монументальном искусстве и предсказывается появление современных форм искусства, взаимодействующих с архитектурой. Объекты, в которых воплотился принцип синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства становятся потенциалом и внутренним ресурсом для туристической и культурной привлекательности города. Примеры и предложения форм взаимодействия и переосмысление подобного наследия – главные выводы, извлекаемые из данного исследования.

Ключевые слова: Тольятти, монументальное искусство, постиндустриальный город, моногород.

 

По прошествии нескольких десятилетий произведения монументально-декоративного искусства советского периода становятся ресурсом дополнительного повествования об истории города, о его пространствах и местах, представляя интерес для экскурсов в мировую художественную культуру через историю малого города, облик которого был создан рукотворными произведениями художников-монументалистов советской эпохи. Значимость советского монументального искусства до сих пор не оценена по достоинству. Кого-то оно очаровывает утопичностью тем и мотивов, кого-то привлекает поиском мест этих произведений в контексте развития мирового искусства. В современном искусствознании интерес представляет анализ предпосылок появления особой формы синтеза монументально-декоративного искусства и архитектуры, которая стала основой для осмысления, а также способы актуализации и переосмысления этого наследия советского периода.

Понятие синтеза искусств подразумевает единство их различных видов, каждый из которых, дополняя друг друга, становится частью целого произведения. Результатом соединения архитектуры, монументальной живописи, скульптуры становится произведение более высокого эмоционального, эстетического воздействия, чем каждое из этих искусств в отдельности. Монументальная живопись и скульптура в тесном взаимодействии с архитектурой являются основным творческим инструментом для художественной организации городской среды в жилых районах, парках, на улицах, станциях метро.

Синтез монументально-декоративного искусства и архитектуры получил яркое отражение в произведениях советского модернизма.

Советский модернизм – один из трех советских архитектурных стилей 50-х годов ХХ столетия. Характерными чертами советского модернизма являются функциональность, урбанистичность облика зданий, массивность форм и конструкций, массовое остекление поверхностей. Основной строительный материал – железобетон. Для архитектуры советского модернизма характерно наличие таких облицовочных материалов, как мрамор, песчаник. Также ярким отличием этого стиля служит наличие декоративных элементов – мозаичных панно.

Молодой город, который строился на степных просторах, не обремененный эпохальностью стилей предшествующих эпох, концептуально впитывал в себя все новейшие веяния. Модернизм как стиль лаконичный, решительный, не дорогостоящий, функционально рациональный был заимствован как технологически быстро возводимый и тем самым, абсолютно приемлемый для решения достижения цели возведения города в короткие сроки.

Термин «модернизм» пришел к нам с Запада, а основоположником и ярким представителем данного стиля считается французский архитектор – Ле Корбюзье.

Образ массовой застройки западного модернизма, лишенный декоративных излишеств, в 50-е годы прошлого века, стал подвергаться критике. Застройка нидерландский деревни Нагеле собрала целый свет архитектурного авангарда 1950-х годов: Ван Эйк, Ритвельд, Бакема, Ван ден Брук, Нигеман, Стам (33 участника) [1]. Создатели новых микрорайонов всесторонне заботились о жителях, но очень скоро их проекты начали осуждать за утрату человеческого измерения, сомасштабности простой будничной жизни. Излишняя монотонность и однообразие – основные претензии к модернистам. Архитекторы, исповедующие принцип лаконичности архитектурного языка, старались дополнять свою работу художественными приемами. Дисбург разрабатывал цветовые гаммы для фасадов зданий Ауда еще до войны, Аллерт Варнерс также разрабатывал многочисленные варианты цветовых решений фасадов. Исходя из критики социологов и психологов тех лет, человеку не хватало представления о собственном доме как об исключительном месте, гарантирующем надежность, безопасность и воплощение собственного «я». Жилая среда модернистской архитектуры растворяла возможность самоидентификации из-за отсутствия уникальности окружающего пейзажа, топографии квартала или фасада. Официальная статистика от 1959 года зафиксировала рост числа желудочных заболеваний от 30 до 50 %, у жителей новых микрорайонов, что связывалось со специфическими условиями окружающей среды и имело психосоматическую природу [2]. Параллельно возникали группы противодействия складывающейся ситуации, применившие методологию современного искусства. Амстердамская группа Право устраивала массовые перформансы и хэппенинги, распространяли листовки с инструкциями по участию в коллективных акциях («белые планы»), устраивали свободное велосипедное движение, совершали ежедневные камлания на площади, провозгласив местную статую «никотиновым демоном».

 Крупные западные монументалисты вроде Давида Альфаро Сикейроса, Диего Ривера, Фернана Леже, Эдуарда Пиньона были членами коммунистических партий или сочувствующими социалистическим идеям, что заметно повлияло на вкусы отечественной партийной номенклатуры. Мозаики и фрески, витражи и гобелены, стенопись синтетическими красками и панно из алюминия, гнутого металла, керамических плиток, пластиков создавались современными западными художниками в интерьерах и на фасадах промышленных и жилых зданий, спортивных комплексов, аэровокзалов, рабочих клубов, ресторанов, школ и университетов. Эти работы отличались художественным изяществом, остроумием, рациональностью композиционных решений, умением найти место декора на стене, а также в сочетании с модернистской безордерной архитектурой. В ряде случаев стенописный декор с простым рисунком покрывал стену или несколько стен здания. Иногда мозаикой покрывали специально возведенную стену рядом около здания. В городе Сен-Лоо (Нормандия) рядом с административным зданием на такой специальной стене выполнена мозаика по эскизу Ф. Леже. Зарубежный опыт был тщательно переработан советскими зодчими, подключившими художников к оформлению архитектуры.

Таким образом, синтез искусств постепенно вошел в архитектуру модернизма на Западе, а к середине 60-х годов ХХ века получает особенное признание в отечественной практике.

Отрезок от Садового кольца до Арбатской площади осуществлен по проекту М. Посохина и большого коллектива соавторов. Архитектурный замысел проспекта предложил, на основе впечатлений из зарубежных поездок, Н.С.Хрущев. Генерального секретаря особенно вдохновила оживленная набережная Гаваны, застроенная высотными гостиницами.

В композиции ансамбля проспекта Калинина использованы возможности синтеза архитектуры с произведениями монументально-декоративного искусства. Авторы не пошли по пути использования множества мелких декоративных элементов, которые, в большинстве случаев распыляясь, не оставляют сильного впечатления, а полагали наиболее целесообразным создание одного значительного акцента, крупного и запоминающегося [3]. Таким акцентом стало мозаичное панно, выложенное из различных парод естественного камня на внешней поверхности цилиндрического объема конференц-зала. Над художественным оформлением проспекта работали художники: Н. Андронов, А. Васнецов, В. Эльконин. А. Васнецов позднее будет задействован в оформлении пешеходной эспланады Автозаводского района Тольятти, где впервые была предложена идея единого художественного оформления города и заявлен принцип синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, В. Эльконин вместе со своей женой будет трудиться над мозаиками внутреннего дворика и интерьера музыкальной школы № 4.

Таким образом, можно выделить несколько принципов синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства. Через содержательную суть изображения раскрывается функциональная принадлежность здания, экстерьерное убранство здания является информационным знаком, символом, отражающим назначение здания в социокультурном пространстве городской среды, декор подчеркивает тектонику формы здания.

С середины ХХ века синтез искусств находит широкое и многогранное применение при возведении новых городов, общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей. Их целью, в первую очередь, считалась пропаганда государственной идеологии, а уже потом декоративное оформление фасадов и интерьеров.

50-е годы прошлого века – период массового жилищного строительства. Советские города застраивались типичными постройками, лишенными декоративных излишеств, которые несли только функциональную значимость.

Со временем, появление новых конструкций, тектонических форм архитектуры порождает новые потенциальные возможности взаимодействия архитектуры с монументальным искусством. Голые фасады новых построек давали полную свободу художникам-монументалистам для творчества.

Стремительный рост техники, развитие индустриального, сборного домостроения, применение новых материалов обусловили иное, чем раньше, отношение к архитектурной художественной форме при новой конструктивной основе здания. Роль и значение монументального искусства в современном строительстве стали гораздо больше, чем в прошлом [4].

Прототипом художественно-эстетического решения декора молодого города Тольятти послужила архитектура советского модернизма.

Автор брошюры «Новый Тольятти» архитектор Б.Р. Рубаненко охарактеризовал сложившиеся тенденции в застройке города: «Пластическая образная характеристика отдельных фрагментов города на всех уровнях городского организма должна раскрываться и художественно-пластическим строем самой застройки, средствами архитектуры и в синтезе с монументальным и декоративным искусством» [5].

Для преодоления скупости урбанистического пространства в 70-е годы ХХ столетия в г. Тольятти были приглашены художники-монументалисты, которые создали серию произведений монументально-декоративного искусства.

По словам одного из мастеров, В.А. Бубнова, веяния рассматриваемого времени в мировом и отечественном искусстве всегда были интересны. Отсутствие творческой и информационной изоляции, что конечно влияло на творчество молодых художников, особенно в монументальной области, в свете достижений изобразительного и архитектурного искусства и Автозаводской район г. Тольятти не был исключением. Он построен в современных материалах того времени и созданные произведения были исполнены на адекватном языке, на котором говорила в тот момент архитектура [6].

В генплане Рубаненко по оформлению Автозаводского района города Тольятти эспланада, протянувшаяся от набережной Жигулёвского водохранилища до площади перед кинотеатром «Сатурн», занимала особое место. Именно на ней предполагалось основное размещение произведений искусства. Здесь была задумана пешеходная зона, оформленная многочисленными фонтанами, декоративными скульптурами и мозаичными стелами. Прибрежная зона Тольятти, которой придавалась в плане очень большое значение, должна была включать парадные набережные со сходами к воде и огороженные чугунными решетками, пляжи, спортивные комплексы, такие как стадион, большой крытый плавательный бассейн, многочисленные корты и Дворец спорта «Волгарь» [7].

В молодом строящемся городе для художников была особая площадка для творчества, которая давала полную свободу в плане выбора форм, но однозначно подчиненная заданному содержанию. Оно отражало или видение образцового социалистического настоящего (мозаики Дворца спорта), или абстрактные образы искусства будущего (мозаичное панно кинотеатра «Сатурн»).

Живопись и скульптура раскрывали идеи, заложенные в произведении, усиливали его идеологическое воздействие на человека. Вступая в синтез с архитектурой, произведения монументального искусства конкретизировали идейное содержание здания, ансамбля или архитектурно организованного пространства.

Архитектура воздействует на художественную форму монументальной живописи, на ее масштабность и пропорции, ритм, цвет и фактуру. Масштабный строй произведения монументальной живописи можно определить темой композиции, эмоциональным замыслом и т.д. Но эта живопись подчиняется масштабам пространства, в котором изображение находится. Тектоника архитектуры, организуя это внутреннее пространство, диктует свои масштабные закономерности. Единство систем масштабного строя архитектуры и монументальной живописи является одним из каналов, ведущих к синтезу искусств [8].

Принципы синтеза искусств нашли отражение в архитектуре и монументально-декоративном искусстве г. Тольятти.

Иллюстрацией первого принципа являются мозаичное панно С.Л. Тер-Григоряна «Человек, природа, спорт» во Дворце спорта «Волгарь», и мозаики В. Эльконина на фасаде и в интерьере музыкальной школы № 4. Композиции мозаичного панно, расположенные вдоль лестниц Дворца спорта – «Сила», «Ловкость», «Грация», «Меткость» и другие, олицетворяют здоровый образ жизни, таким образом, раскрывают функциональную принадлежность здания. Объединенные изображениями природных элементов, вместе эти композиции составляют единое непрерывное целое. Растения, птицы, животные, которые изображены на многих участках композиции, придают работе своеобразный вид, наводят на мысль о красоте и полнокровности жизни, о связи человека с природой [9]. Тер-Григорян в данной работе пытался отобразить природу именно этого края, в первую очередь величие реки Волги. Сплошной мозаичный узор ДС Волгарь покрывает конструктивные вертикальные опоры внутри здания, проходит через все пять этажей и в верхней части опор выходит наружу, соединяя интерьер и экстерьер в единое целое.

Мозаика в интерьере музыкальной школы № 4 представляет собой изображение многочисленных музицирующих на различных инструментах силуэтов. Они живут своей жизнью, отделенные от реальных маленьких музыкантов тонкими арочными дугами, за которыми они двигаются, то выступая на свет, то практически превращаясь в тени [7]. Эльконин создает панно не только на стене при входе в концертный зал, но и во внутреннем дворе. Мозаика в экстерьере школы видна сквозь стеклянную стену вестибюля, таким образом, она объединяет внутреннее и внешнее пространство помещения. В мозаике на фасаде изображены поющие птицы.

Иллюстрацией второго принципа могут послужить мозаики на фасаде кинотеатра «Сатурн» (1974 г.) и флорентийская мозаика в фойе Дворца Культуры Автозаводского района. Мозаика боковых торцевых стенах кинотеатра, созданная А.В. Васнецовым, представляет собой волнообразный узор из гальки горных массивов с вкраплением голубых и сиреневых камней. На расстоянии кажется, что стена кинотеатра задрапирована складками гигантского занавеса, создавая некое таинство, как бы скрывая от глаз происходящее в здании.

Автором флорентийской мозаики является В.А. Бубнов. Флорентийская мозаика в ДКиТ разбита на 11 прямоугольных форм, не равнозначных по площади, в каждой из которых просматривается определенный сюжет. Доминирующей является тема автомобиля, 1/4 площади панно рассказывает об истории его развития. Чуть меньшую плоскость занимает тема игры ребенка. Фрагментарно представлены портреты современников, динамизм транспортного движения на городских магистралях, стройность тольяттинских тополей, живописность просторов, поднимающийся в небеса косяк птиц. Это панно содержит личные впечатления столичного мастера, которые он получил в молодом динамичном городе [10]. Следует отметить, что панно по материалу и колориту подчиняется общему интерьеру Дворца Культуры.

Творческий метод В.А. Бубнова предполагает активное вмешательство в архитектурное пространство сооружений. Интересной работой автора стало решение фасада советского посольства в Мавритании (архитекторы Ф. Новиков, Г. Саевич). Автор выполнил фонарь из латуни и стекла для ниши входа. И это произведение монументально-декоративного искусства эффектно завершило всю композиционную систему экстерьера. Также следует упомянуть и оформление станции «Московская» Пражского метро (совместно с В. Неклюдовым и П. Шорчевым), цикл разнофункциональных светильников для Дома ветеранов кино в Москве, рельеф для советского генконсульства в Швеции (совместно с В. Шапошниковой), декоративные скульптуры и мозаики для танцплощадки в Тольятти, а также участие в работе по комплексному художественному решению экстерьера и интерьера Одесского Государственного театра музыкальной комедии (архитектор Г. Топуз) [11].

В Тольятти В.А. Бубнов выполнил ряд индивидуальных проектов, входивших в большой комплекс монументальных произведений, художественным руководителем этих проектов был Ю.К. Королев [12].

Юрий Константинович Королев сделал художникам В.А. Бубнову и его супруге, В.С. Шапошниковой предложение по работе в Тольятти. Он познакомил их с тольяттинским архитектором – С.М. Виноградом. Эта встреча послужила началом многолетнего творческого сотрудничества художников. Все подготовительные работы проводились в Москве. А далее, с помощью бригады помощников шла реализация в натуре на объектах. Василий Бубнов неоднократно один или с Валерией Шапошниковой приезжали в Тольятти или для согласования эскизной начальной стадии или на авторскую натуру при исполнении [6].

К работам В.А. Бубнова в г. Тольятти относятся:

1. Общегородская танцевальная площадка (около набережной 6 кв.).

2. Рельеф Административного здания (ул. Юбилейная 40а).

3. Работы во Дворце Культуры Автозаводского района:

– Флорентийская мозаика в фойе ДКиТ.

– Разработал эскизы люстр для зрительного зала в ДКиТ.

Танцевальная площадка и рельеф Административного здания выполнены в сотворчестве с В.С.Шапошниковой, супругой В.А.Бубнова.

Работы В. Бубнова не носили какой-либо политический подтекст. Он смотрел на них с точки зрения целесообразности их в данной архитектуре, а также художественно-пластических решений этих композиций [6].

По словам автора, период его работы в Тольятти нельзя выделить в отдельный творческий период, так как одновременно он работал и над другими объектами в стране и за рубежом. Пример такой зарубежной работы – советское представительство в Гётеборге, посольство в Мавритании, а также метро в городе Прага.

Интересную содержательную историю имеет монументально-мозаичная стела «Радость труда» (1977-1978 гг.). Автором стелы является Ю.К. Королев. Она расположена между набережной и Дворцом спорта «Волгарь». Длина стелы около 100 м и выполнена она многоцветным смальтовым узором. Этот объект монументального искусства должен был привлекать внимание горожан не только вдоль пешеходной зоны, но и сверху, в расчете на взгляды гостей города из окон расположенной рядом высотной гостиницы «Вега». Стела посвящена присвоению Волжскому автомобильному заводу имени 50-летия СССР, поэтому главный замысел подразумевал изображение трудовых будней и героических моментов советского народа в течение этих пятидесяти лет.

Данный архитектурный объект выполнен в традиционном жанре рассказа о «житиях святых», только вместо святых судьба целой могущественной страны. На протяжении всей длины мозаичного полотна представлены моменты истории нашей страны: рождение СССР, Красноармейцы, образование республик, мирный день перед войной, Великая Отечественная война, восстановление горо­дов, строительство заводов, запуск человека в космос, и в самом конце группа людей, состоящих из ученых [13].

Фрагменты представляют законченные композиции, но вместе они превращаются в неразрывный поток, в череду сменяющихся поколений. Нескончаемое красное полотнище фона – это летопись советского периода нашей Родины. Трагическое горение красок подчеркивает всю сложность и напряженность этого времени для нашего народа. В этой мозаике автор призывает к размышлению о судьбе мужественного народа.

В монументальных работах Ю.К. Королева прослеживается гражданственность и патриотизм, активная общественная и творческая позиция, увлеченность большими социальными идеями эпохи. В свои работы он всегда привносил свои индивидуальные особенности пластического мышления, образного претворения замысла [14]. В своем творчестве Ю.К. Королев обращался к социальным темам современности. К его наиболее известным работам можно отнести роспись в соавторстве с Б. Тальбергом в Ленинградском институте физической культуры имени Лесгафта под общим девизом «Слава советскому спорту!» (1956), два монументальных панно – «Люди моря Севера» и «Люди земли Севера» в фойе Драматического театра в Мурманске (1961-1964), мозаика «Народ и армия едины» для Центрального музея Вооруженны сил СССР (1961-1965), мозаика «Космос» (1965-1969) на торце одной из московских школ. Также автор создал большое количество витражей: «Тишина. Мир», «Лесная сказка», «Азербайджан», «Революция», «Рабочий класс» и другие.

Темы в его творчестве достаточно разнообразны: революционная и военно-патриотическая, труда и космоса, материнства и мира.

Образы тольяттинских мозаик не имеют ничего общего с доблестными, но несколько угрожающими персонажами ранних мозаик Королева. Это скорее образы-воспоминания, выплывающие из темноты прошлого [7]. Все вместе они являются для мастера воплощением главной темы его творчества – темы Родины.

В соавторстве с А. Матросовым художник разработал также эскиз декоративного оформления микрорайонов в Тольятти (1982-1983).

Монументально-декоративное искусство в г. Тольятти проявилось и в малых архитектурных формах.

Танцевальная площадка, расположенная на набережной Автозаводского района, создана художниками В.А. Бубновым и В.С. Шапошниковой в 1982-1983 годах.

В архитектуре, помимо ряда работ в соавторстве с В.А. Бубновым, Валерия Шапошникова выполнила несколько самостоятельных произведений: роспись «Цирк» для детского кафе в Москве, рельеф «Созвездия» для пансионата «Восток» под Ленинградом, маркетри «Цветущий сад» для кафе «Майское» в Москве, диптих маркетри «Карусель» — «Чаепитие» для санатория «Иссык – Куль» и другие. К ее работам также относятся шесть композиций в кафе из латуни (1994-95 годы) во Дворце культуры г. Тольятти, мозаика на фасаде ДКиТ г. Тольятти.

Танцевальная площадка в Тольятти представляет собой скульптурную композицию с элементами мозаики (смальтовая крошка). Скульптурная композиция танцевальной площадки имеет достаточно сложную и интересную форму, имитируя своими ритмами динамику событий на этой музыкальной сцене. Архитектурное решение танцевальной площадки представляет собой пятачок – правильный круг, обрамленный каскадами фонтанов. Это дало импульс автору расположить декоративные композиций в водяном полукруге во взаимодействии с бьющими струями воды, создавать феерию музыки, танца, праздника. Главная сценическая площадка этого объекта украшена мозаичным панно. Таким образом, простыми материалами и средствами (бетон, мозаичный набор, дробленая смальта) был достигнут эффект максимально декоративного решения места общественного отдыха на берегу водохранилища [15]. Другим ярким произведением авторов является рельеф на фасаде Административного здания на набережной, который замыкал цикл различных произведений, расположенных на главной эспланаде Автозаводского района. Здесь раскрыта тема водной глади с кораблями, которые отражали просторы творчества музы искусства. В этой композиции учтен эффект хорошей освещенности солнцем, дающий возможность максимально использовать светотеневую игру рельефа из нержавеющей стали и меди на фоне кирпичной стены.

Иллюстрацией третьего принципа синтеза искусств являются люстры во Дворце культуры Автозаводского района. По проекту В.А. Бубнова в ДКиТ были исполнены люстры из динамичного сочетания элементов сферы и трубы для зрительного зала, которые ассоциируются с молекулярной физикой, как основы научно-технического прогресса. Подобные люстры, расположенные в залах ДКиТ, выполнены Владимиром Неклюдовым.

Облик индустриального города Тольятти привлекает внимание современных искусствоведческих практик многообразием приемов синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства.

Цели и возможности монументального искусства были различными, определялись условиями эпохи. Но художник всегда отбирал самое ценное и непреходящее, применял те средства художественного выражения, которые наиболее активно воспринимались бы современниками и людьми будущих поколений [4].

Монументально-декоративные произведения советского периода – это бесценный источник изучения и практического применения синтеза искусств с использованием различных техник, для создания организованного общественного пространства, где вместе с архитектурой должны сыграть свою роль декоративные средства, которые в свою очередь оказывают мощное эстетическое воздействие на человека.

Средствами синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства можно скрыть от глаз унылую серость бетонного монолита. Современная отделка яркими керамогранитными плитами фасадов зданий вторит динамичной жизни города Тольятти, а монументальное наследие искусства советской эпохи, имеющее содержательный смысл, направлено на противодействие безумному бегу времени. Оно заставляет горожан остановиться и задуматься о бренности бытия.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ

Тема судьбы произведений монументально-декоративного искусства неоднократно поднималась тольяттинскими исследователями: А. Антонова, И. Бурая, Л. Черняева. Одной из ярких интервенций искусства в городскую среду стал фестиваль Арт-Сити, который состоялся в 2014 году. В рамках фестиваля был организован конкурс среди художников, в результате которого было отобрано несколько изображений, которые были нанесены на торцевые фасады домов. Тема фестиваля: «Воспоминания о будущем». Победителями в конкурсе стали Сергей Дергун (Санкт-Петербург) с работой «Мозаика», Виктор Ершов (Москва, Пермь) — «Василий Никитич Татищев», Александр Жунев (Пермь) — «Есть на Волге утес», Евгений Петраков (Харьков) — «Коммуникации» и творческая группа Milk&Vodka (Санкт-Петербург, Тольятти) с работой «Сон моего детства». Уже нет прежнего качества, изящества и монументальности, эти работы делаются быстро и относительно не дорого. Ряд изображений, остающихся в рамках модернистской живописи отлично вписываются в застройку, решая проблему с сенсорной недостаточностью в зимний период, а также формируют идентичность в монотонной застройке. Иногда излишний уход в художественную импровизацию вступает с архитектурой в спор и только портит ее качества.

В 2016 году была организована целая серия акций в поддержку разрушающегося панно «Радость труда». Активистами группы «Советский модернизм Тольятти» был устроен велопробег в поддержку «Радости труда» по достопримечательностям архитектуры советского модернизма, а участники другого городского проекта «Итальянский парк» организовали экскурсию к памятнику с закрытыми глазами, что олицетворяло невнимание к насущной проблеме [16], [17]. Еще одна акция была снята в виде короткого фильма, где пара горожан приходит в воображаемый городской ресторан и заказывает в меню мозаику, на что официант пожимает плечами. Данный игровой перформанс был спровоцирован ремонтом в ДКиТ Тольятти, во время которого была закрыта мозаика северного фасада, выполненная Валерией Шапошниковой. В статье «Пассивный вандализм: проблема формирования исторического облика молодого города», Екатерина Коробова связалась с автором танцевальной площадки «Пятак» Василием Бубновым, что послужило началом для серии мероприятий, направленных на переосмысление заброшенной территории. На полуразрушенной площадке в начале 2016 в рамках проекта «Тольяттинизмы» был устроен перформанс под названием «Танцы на пятаке», направленном на оживление территории. В конце 2016 года площадка привлекла внимание зарубежных организаторов фестиваля Паратиссима [18]. Летом 2017 года музыкальные дизайнеры записывали звуки на территории «Пятака», а затем обрабатывали и преобразовывали их в осмысленную музыку.

Синтез монументально-декоративного искусства и архитектуры в настоящее время является не реконструируемой проблемой, нуждающейся в глубоком осмыслении. Несколько устаревшие формы в настоящее время могут стать основой историко-культурного наследия г. Тольятти [19], [20].

 

Список литературы:

  1. Малич К. Массовое жилище как объект творчества. Роль социальной инженерии и художественных идей в проектировании жилой среды. Опыт XX и проблемы XXI века / НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств. Москва, 2015. – 496 с.
  2. Wagenaar C. Town Planningin the Netherlands since 1800. Rotterdam: 010 Publishers, 2011. Р. 492.
  3. Посохин М.В, Пекарева Н.А, Рацкевич Ю.В. Здание СЭВ в Москве. М.: Искусство. 200 с.
  4. Посохин М.В. Архитектура и монументальное искусство / ж. Архитектура СССР №10/ 1980 г.
  5. Рубаненко Б.Р. Образная организация пространства нового города / ж. Искусство № 1/ 1983 г.
  6. Интервью с В.А. Бубновым
  7. Диссертация А .Антоновой
  8. Мачулис А. Взаимодействию искусств – тектоническую логику архитектуры / ж. Архитектура СССР №9/ 1978 г.
  9. Москаленко В. «Мозаика Дворца спорта»- За коммунизм. – 1975, 13 сент., № 187, с. 3.
  10. Коробова Е.С. Пассивный вандализм: проблема формирования исторического облика молодого города // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С.178–183.
  11. Андронов А. Василий Бубнов Валерия Шапошникова / каталог выставки произведений 1984 г.
  12. Википедия [электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Королѐв,_Юрий_Константинович (дата обращения: 28.02.17)
  13. Коробова Е.С. Пассивный вандализм – стратегия культурного развития г.о.Тольятти? // Студенческие дни науки в ТГУ / 2015. – Ч. 1. – С. 340–343.
  14. Рожин А. Ю.К. Королев / каталог выставки 1984 г.
  15. Коробова Е.С. Искусство на улицах нашего города. Монументальное наследие В.А. Бубнова // Студенческие дни науки в ТГУ / 2016. -243-246 с.
  16. Группа «Итальянский парк» [электронный ресурс] // URL: https://vk.com/italyanskiypark?w=wall-121030734_215%2Fall (дата обращения: 24.11.2016).
  17. Группа «Итальянский парк» [электронный ресурс] // URL: https://vk.com/italyanskiypark?w=wall-121030734_219%2Fall (дата обращения: 24.11.2016).
  18. Сайт фестиваля Паратиссима [электронный ресурс] // URL: http://paratissima.international (дата обращения: 24.11.2016).
  19. Солодилов М.В. Формирование системы достопримечательных мест на базе историко-архитектурного наследия г. Тольятти // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал. 2012. №2. — 30-36 с.
  20. Е.А. Ахмедова, М.В. Солодилов. Архитектурно-градостроительные особенности новейшей, инновационной инфраструктуры, возникающей при моногородах (на примере города Тольятти в Самарской области) //Архитектура и строительство России. / 2015. № 8. С. 10-19.

Презентация по теме «синтез искусств в архитектуре»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по теме «синтез искусств в архитектуре»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Монументальные виды искусства. Мозаика Описание слайда:

Монументальные виды искусства. Мозаика

2 слайд Цели урока: Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о с Описание слайда:

Цели урока: Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о синтезе искусств в архитектуре; сформировать представление о мозаике, как о виде монументального искусства. Задачи: Знакомство с историей возникновения мозаичного искусства. Развитие искусства мозаики в России. Творчество М.В. Ломоносова. Формирование навыков работы над имитацией техники мозаики. Развитие навыков работы в группе.

3 слайд Какие виды изобразительных искусств вы знаете? Описание слайда:

Какие виды изобразительных искусств вы знаете?

4 слайд Виды изобразительного искусства: Живопись – вид изобразительного искусства, п Описание слайда:

Виды изобразительного искусства: Живопись – вид изобразительного искусства, произведение искусства, выполненное красками; Графика – вид изобразительного искусства, изображение нанесенное карандашом, углем, или с помощью специальных машин – печатная графика; Скульптура – вид изобразительного искусства, объемное изображение человека, животного; Архитектура – искусство проектировать и строить; Декоративно-прикладное искусство – художественно оформленные предметы быта.

5 слайд Храм Парфенон в Афинском Акрополе выстроен в V веке до нашей эры архитекторам Описание слайда:

Храм Парфенон в Афинском Акрополе выстроен в V веке до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом. Фриз украшен рельефами, фронтоны заполнены скульптурой.

6 слайд Собор и башня в Пизе, начало строительства – 1603 год. Описание слайда:

Собор и башня в Пизе, начало строительства – 1603 год.

7 слайд Покровский собор (храм Василия Блаженого) (1555-1561) построен по приказу Ива Описание слайда:

Покровский собор (храм Василия Блаженого) (1555-1561) построен по приказу Ивана Грозного.

8 слайд Искусство, которое рассчитано на массовое восприятие и существующее в синтез Описание слайда:

Искусство, которое рассчитано на массовое восприятие и существующее в синтезе с архитектурой называют монументальным.

9 слайд Мозаика – вид монументального искусства, изображение, составленное из кусочко Описание слайда:

Мозаика – вид монументального искусства, изображение, составленное из кусочков, разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.

10 слайд В Древнем Египте мозаика из пластинок и кубиков из природных камней применяла Описание слайда:

В Древнем Египте мозаика из пластинок и кубиков из природных камней применялась для украшения различных изделий бытового назначения. Уже в Древнем Египте наблюдался расцвет производства цветных глухих стекол — смальт

11 слайд Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой, узоров до слож Описание слайда:

Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой, узоров до сложных черно-белых или цветных композиций.

12 слайд В Византии мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов. Описание слайда:

В Византии мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов.

13 слайд В России мозаичные изображения получили распространение с ХVIII в. Описание слайда:

В России мозаичные изображения получили распространение с ХVIII в.

14 слайд Особенно увлеченно работал над мозаикой М.В.Ломоносов. Он положил много труда Описание слайда:

Особенно увлеченно работал над мозаикой М.В.Ломоносов. Он положил много труда на организацию, научно- исследовательскую и творческую работу в области мозаики. Провел более 4 тысяч опытных плавок стекла с минеральными красителями, получил 112 тонов и 1000 оттенков. Многими его рецептами пользуются до сих пор.

15 слайд ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ в середине 1750 в Петербург прибыл из Италии живоп Описание слайда:

ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ в середине 1750 в Петербург прибыл из Италии живописец Преннер, доставивший графу Воронцову мозаичный портрет Елизаветы Петровны мастера Аллессандро Кокки. Ломоносов посвятил этому портрету стихи. «Фортуну вижу я в тебе или Венеру И древнего дивлюсь художества примеру…»

16 слайд .«Нерукотворный Спас» первая мозаика Ломоносова. Описание слайда:

.«Нерукотворный Спас» первая мозаика Ломоносова.

17 слайд Петр Великий. Мозаика работы М. В. Ломоносова (1754 год) Описание слайда:

Петр Великий. Мозаика работы М. В. Ломоносова (1754 год)

18 слайд 9.Мозаический портрет Шувалова Описание слайда:

9.Мозаический портрет Шувалова

19 слайд Анна Петровна Мозаика. Усть-Рудница 1756-1757г. Описание слайда:

Анна Петровна Мозаика. Усть-Рудница 1756-1757г.

20 слайд 7.Г. Г. Орлов Описание слайда:

7.Г. Г. Орлов

21 слайд Екатерина Великая. Мозаика Ломоносовской мастерской Государствен ный Русский Описание слайда:

Екатерина Великая. Мозаика Ломоносовской мастерской Государствен ный Русский музей

22 слайд Великий князь Пётр Фёдорович Мозаика Ломоносовской мастерской Государственный Описание слайда:

Великий князь Пётр Фёдорович Мозаика Ломоносовской мастерской Государственный Русский музей

23 слайд 4. «Полтавская баталия» последняя работа выполненная под руководством М. В. Л Описание слайда:

4. «Полтавская баталия» последняя работа выполненная под руководством М. В. Ломоносова

24 слайд Из 40 мозаик, выполненных лично М.В. Ломоносовым сохранилось 23. Они хранятся Описание слайда:

Из 40 мозаик, выполненных лично М.В. Ломоносовым сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее

25 слайд Время революции и Гражданской войны не способствовало развитию монументальных Описание слайда:

Время революции и Гражданской войны не способствовало развитию монументальных жанров в изобразительном искусстве, но, начиная с 30-х г. в нем вновь возникает потребность. Украшение внутренних помещений мозаиками становится распространенным в сталинскую эпоху. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время.

26 слайд Последовательность работы 1 определить сюжет будущей мозаики. 2 выполнить эск Описание слайда:

Последовательность работы 1 определить сюжет будущей мозаики. 2 выполнить эскиз мозаики небольшой величины в цвете 3 перенести рисунок на основу тонкими линиями 4 подобрать цветную бумагу соответствующих тонов 5 подобрать материал для мозаики 6 скомпоновать кусочки цветной бумаги на основе, т.е. выложить рисунок по эскизу 7 закрепить мозаику на основе с помощью клея

27 слайд Мне понравилось……………… Я узнал…………………………………. Я научился………………………… Описание слайда:

Мне понравилось……………… Я узнал…………………………………. Я научился…………………………

Мне понравилось……………… Я узнал…………………………………. Я научился…………………………

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Мне понравилось……………… Я узнал…………………………………. Я научился…………………………

Курс повышения квалификации

Мне понравилось……………… Я узнал…………………………………. Я научился…………………………

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-120433

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

24. Синтез искусств в готическом храме.

Ведущее место в искусстве готики занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Собор был чем-то большим, чем место церковной службы. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, позволило создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромные окна с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке интерьера светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Устремленность собора ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением.

При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога», она была вся залита светом. Этот приём стал использоваться и усовершенствоваться в дальнейшем, и в период Поздней готики соборы стали проектироваться как «симфонии света». Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», уступил место Ренессансу.

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей[(франц. pinacle) декоративные башенки на архитектурных частях готических церквей], населяют собор зрелой готики. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектуру собора.

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.

Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью. К концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла.

Готическая мода

Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали.

Неоготика[1] (англ. Gothic Revival — «возрождение готики») — художественный стиль XVIII и XIX вв., заимствующий формы и традиции готики. Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке. Иногда элементы неоготики самым причудливым образом переплетались с новейшими для того времени технологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента в Лондоне.

В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *