Стиль готика в архитектуре особенности: Готическая архитектура — Википедия – Готика — Википедия
|
Стиль готика, архитектурный стиль готика (1250 – 1520 гг.)
Возникновение стиля готикаВ XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны. Так внутри феодального общества возник новый класс — городская буржуазия, чья власть основывалась на движимом имуществе, прежде всего на деньгах. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса. Историческая характеристика стиля готикаВ городах развернулось, возникнув в Северной Франции, широкое строительство. Новый архитектурный стиль получил название готики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы. Хотя стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ему и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый). Строительные особенности стиля готикаВ стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень — отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором. Готические строители работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть — ребристый свод составляют существо готического строительного искусства. Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика — 30 — 40 см. Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно — распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия. Характерные черты стиля готикаХарактерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании. До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля. Типы сооружений стиля готикаРазвитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни. |
Информация: |
Памятники и особенности готического стиля в архитектуре средневековья
Искусство позднего средневековья – прежде всего искусство готики. Его первые признаки появились во Франции в XII веке и в течение последующих трех веков распространились по всей Европе. ермин «готика» (от итал. «gotico» — «варварский», «чужеродный») возник в Италии в XVI веке для обозначения негативного отношения к искусству предшествующего периода, представлявшемуся людям эпохи Возрождения неумелым и варварским.
В среде искусствоведов архитектура готики не привлекала внимания вплоть до конца XVIII века, затем она стала предметом исследований и получила статус самобытного архитектурного стиля.
Основные особенности
В XIII-XIV вв. в Европе возрастает значение светской архитектуры: строятся роскошные ратуши, помещения для купеческих гильдий, кирпичные и каменные дома бюргеров, огромные мосты с башнями. Расцвет готики в гражданском строительстве был связан со стремлением зажиточных горожан продемонстрировать свое благосостояние.
Массивные оборонительные стены служили не только целям обороны, но и украшали город, символизируя его силу и богатство. В башнях устраивались городские ворота, также служившие предметом гордости горожан.
Но все же свое классическое воплощение готический стиль получил в архитектуре соборов. Заказчиками соборов выступали сами горожане, и каждый новый собор был призван демонстрировать могущество и величие города, поражать человека своим великолепием снаружи и изнутри.
Посмотрите видео о готическом стиле в архитектуре
Величие и кажущаяся невесомость готического собора заключается в сложнейшей конструкции, в технологии каркасного строительства, основанной на противопоставлении крепкого каркаса легкому заполнению. Основой сводчатой конструкции служили нервюры – выступающие ребра свода собора, образованные смыкающимися на потолке колоннами.Нервюрный свод опирался не на стены, а на контрфорсы – массивные столбы, находившиеся либо на выступающей части стены, либо на отдельно стоящей опоре, связанной со стеной аркбутанами. В толстых глухих стенах, свойственных романскому стилю – предшественнику европейской готики, более не было необходимости.
При новой каркасной системе стену можно было легко заполнить окнами, а монументальные росписи, характерные для романских построек, заменить витражами – поместить изображение прямо внутрь окна, составив его из кусков цветных стекол.Самая заметная отличительная черта стиля – стрельчатая арка, дуги которой пересекаются, образуя угол, а не полуокружность, свойственную романскому стилю. Главный вход в готический собор неизменно располагался со стороны его западного фасада – самого роскошного в плане убранства. Здание собора, таким образом, оказывается обращенным лицом к входящему – так в архитектурном замысле проявляется возросшее значение человеческой личности в средневековой культуре.
Соборы в готическом стиле
Родина готического стиля средневековья – Франция. Именно здесь были придуманы и разработаны основные конструкции, характерные черты и атрибуты убранства. Вершиной французской готики являются Реймсский и Амьенский соборы, построенные в XIII веке.
Наибольшей известностью среди готических соборов Германии пользуется Кельнский собор. Его основное строительство велось в XIII-XV вв., при этом башни были завершены только в XIX веке.В XIV веке в немецкой готической архитектуре проявляется стремление к упрощению внутреннего и внешнего убранства соборов – возникает главная самобытная черта немецкой готики — однобашенный фасад, как, к примеру, в случае с Фрайбергским собором.Примером самостоятельной австрийской архитектурной школы может служить венский Собор Святого Стефана с его стройной, тонко украшенной южной башней.
В Англии готика играла ведущую роль на протяжении нескольких столетий и была «государственным стилем». Соборы в Солсбери (XIII век) и Линкольне (IX-XIV вв.) огромные по величине, с могучими башнями и широчайшими окнами производят ошеломляющее впечатление, будучи при этом лишены изящества и ажурности, свойственных французской готике.В XIV веке увеличение числа ребер в нервюрном своде приводит к изобретению сверхпрочного и изящного веерного свода, характерного именно для английской готики. Примером здесь может служить перекрытие капеллы Генриха VII в Вестминстерском аббатстве.В Испанию готика также проникла из Франции в XII-XIII вв. и нашла отражение в архитектуре соборов в Бургосе и Леоне. Во многих из них мавританский ажурный узор соединяется с готическими нервюрами.
В XIII-XIV вв. готический стиль «захватывает» всю Западную Европу: характерные постройки можно найти в Голландии, Чехии, Польше, скандинавских странах.Лишь для Италии готическая архитектура так и осталась чужеродным явлением. Здесь исправно сохранялись и воспроизводились традиции романского стиля.
Даже восприняв основы готического стиля, итальянцы переработали их почти до полной неузнаваемости, оставив гладкий спокойный фасад – как, например, у базилики Санта Мария Новелла во Флоренции, относящейся к XIII веку. Единственным готическим собором Италии является собор в Сиене (XIII век). Поделиться:История и влияние готической архитектуры – HiSoUR История культуры
Готическая архитектура – это архитектурный стиль, который процветал в Европе в эпоху высоких и поздних средневековья. Он развивался от романской архитектуры и сменился архитектурой эпохи Возрождения. Возникнув в 12 веке во Франции и просуществовав в XVI веке, готическая архитектура была известна в этот период как Opus Francigenum («Французская работа») с термином «Готика», впервые появившимся во время поздней части эпохи Возрождения. Его характеристики включают заостренную арку, ребристый свод (который развился из совместного свода романской архитектуры) и летающей опорой. Готическая архитектура наиболее известна как архитектура многих великих соборов, аббатств и церквей Европы. Это также архитектура многих замков, дворцов, ратуши, гильдий, университетов и, в меньшей степени, частных домов, таких как общежития и комнаты.
Именно в великих церквях и соборах, а также в ряде гражданских зданий наиболее ярко выражен готический стиль, его характеристики дают возможность обратиться к эмоциям, будь то от веры или от гражданской гордости. С этого периода сохранилось большое количество церковных зданий, из которых даже самые маленькие из них часто являются архитектурными отличиями, а многие из более крупных церквей считаются бесценными произведениями искусства и перечислены в ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. По этой причине изучение готической архитектуры часто во многом является изучением соборов и церквей.
Серия готических возрождений началась в Англии середины 18-го века, распространенной в Европе 19-го века и продолжавшейся, главным образом, для церковных и университетских структур, в XX веке.
терминология
В отличие от прошлых и будущих стилей искусства, таких как стиль Каролинга, как отметил французский историк искусства Луи Гродецкий в своей работе «Готическая архитектура», отсутствие готики в определенной исторической или географической связи приводит к слабой концепции того, что действительно является готическим. Это еще больше усугубляется тем фактом, что технические, орнаментальные и формальные черты готики не совсем уникальны для него. Хотя современные историки неизменно принимали традиционное использование «готики» как ярлыка, даже в формальных процессах анализа из-за давней традиции этого, определение «готика» исторически сильно варьировалось.
Термин «готическая архитектура» возник как уничижительное описание. Джорджо Вазари использовал термин «варварский немецкий стиль» в своих «1550 жизнях художников», чтобы описать то, что сейчас считается готическим стилем, а во введении к Жизни он приписывает «архитектурные особенности» «готам», за которые он нести ответственность за уничтожение древние здания после завоевания Рима и возведение новых в этом стиле. Вазари был не один среди 15-го и 16-го итальянских писателей, поскольку Филарет и Джанноццо Манетти также писали резкую критику готического стиля, называя это «варварской прелюдией к эпохе Возрождения». Вазари и компания писали в то время, когда многие аспекты и лексика, относящиеся к классической архитектуре, были подтверждены с эпохой Возрождения в конце 15-го и 16-го веков, и у них была перспектива того, что «манер-тедеска» или «манер дей Готи» антитеза этого возрождающегося стиля, ведущего к продолжению этой негативной коннотации в 17 веке. Франсуа Рабле, также из 16-го века, представляет надпись над дверью своего утопического аббатства Телема: «Здесь нет лицемеров, фанатиков …», проскальзывая с ленивой ссылкой на «Гоц» и «Остроготц». Мольер также сделал это примечание готического стиля в стихотворении 1669 года Ла Глуа:
«… безвкусный вкус готического орнамента, эти одиозные чудовища невежественного возраста, порожденные торрентами варварства …»
– Мольер, Ла-Глойр
В английском употреблении 17-го века «Гот» был эквивалентом «вандала», дикого десуелера с германским наследием, и поэтому он применился к архитектурным стилям северной Европы с момента возрождения классических архитектур. По словам корреспондента 19-го века в лондонских журнальных заметках и запросах:
Не может быть никаких сомнений в том, что термин «готика» применительно к остроконечным стилям церковной архитектуры сначала был презрительно и посмеялся теми, кто был амбициозен для подражания и возрождения греческих орденов архитектуры, после возрождения классической литературы , Такие авторитеты, как Кристофер Рен, оказали помощь в осуждении старого средневекового стиля, который они назвали готикой, как синонимы всего, что было варварским и грубым.
Первые движения, которые переоценили средневековое искусство, имели место в 18 веке, даже когда Академия Royale d’Architecture встретилась в Париже 21 июля 1710 года и среди других предметов обсудила новые моды поклонных и выгнутых арки на дымоходах, которые использовались для ” закончить верх своих открытий. Академия не одобряла некоторые из этих новых манер, которые являются дефектными и которые по большей части принадлежат готике ». Несмотря на сопротивление в XIX и XX веках, например, работы Вильгельма Воррингера, такие критики, как Пьер Лаугье, Уильям Гилпин, Август Вильгельм Шлегель и другие критики, стали давать термин более позитивный смысл. Иоганн Вольфганг фон Гете назвал готику «deutsche Architektur» и «воплощением немецкого гения», в то время как некоторые французские писатели, такие как Камилла Энларт, вместо этого национализировали его для Франции, дублируя его «архитектура français». Эта вторая группа сделала некоторые из своих заявлений, используя хронику Бурхарда фон Галле, в которой рассказывается о строительстве церкви Бад-Вимпфена «opere francigeno» или «во французском стиле». Сегодня этот термин определяется пространственными наблюдениями и историко-идеологической информацией.
Определение и область охвата
Начиная с 18-го века, многие пытались определить готический стиль, используя список характерных черт, в основном с заостренной аркой, свод, поддерживаемый пересекающимися арками, и летающую опору. В конце концов, историки составили довольно большой список тех черт, которые были чужды как раннему средневековому, так и классическому искусству, которое включает в себя пирсы с группами колонеток, вершин, фронтонов, розовых окон и отверстий, разбитых на множество различных секций ланцетной формы. Определенные комбинации из них были выделены для определения региональных или национальных подтипов готики или для отслеживания эволюции стиля. Из этих ярлыков, таких как Flamboyant, Rayonnant и английский перпендикуляр, из-за наблюдения за такими компонентами, как оконные узоры и молдинги для пирса. Эта идея, названная Полом Франклом как «компонентная», также имела место среди писателей середины XIX века, таких как Арксис де Камон, Роберт Уиллис и Франц Мертенс.
Как архитектурный стиль, готика развивалась прежде всего в церковной архитектуре, а ее принципы и характерные формы были применены к другим типам зданий. Здания каждого типа были построены в готическом стиле с доказательством существования простых внутренних зданий, элегантных таунхаусов, дворцов, коммерческих помещений, гражданских зданий, замков, городских стен, мостов, деревенских церквей, церквей аббатства, аббатских комплексов и больших соборов ,
Наибольшее количество сохранившихся готических зданий – это церкви. Они варьируются от крошечных часовни до больших соборов, и хотя многие из них были расширены и изменены в разных стилях, большое количество остается либо практически неповрежденным, либо сочувственно восстановленным, демонстрируя форму, характер и украшение готической архитектуры. Готический стиль особенно связан с великими соборами Северной Франции, Нидерландов, Англии и Испании, а также с другими прекрасными примерами, происходящими в Европе.
Влияния
политическая
Корни готического стиля лежат в тех городах, которые с 11-го века пользовались растущим процветанием и ростом, стали испытывать все большую свободу от традиционной феодальной власти. В конце XII века Европа была разделена на множество городских государств и королевств. Область, охватывающая современную Германию, южную Данию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Лихтенштейн, Австрию, Словакию, Чехию и большую часть северной Италии (за исключением Венеции и Папского государства) была номинально частью Священной Римской империи, но местные правители осуществляли значительную автономию в рамках системы феодализма. Франция, Дания, Польша, Венгрия, Португалия, Шотландия, Кастилия, Арагон, Наварра, Сицилия и Кипр были независимыми королевствами, как и Империя Анжевина, чьи королевства Плантагенет управляли Англией и большими владениями в том, что должно было стать современной Францией. Норвегия попала под влияние Англии, в то время как другие скандинавские страны и Польша находились под влиянием торговых контактов с Ганзейским союзом. Анжевские короли принесли готическую традицию из Франции в южную Италию, а короли Лузиньянов ввели французскую готическую архитектуру на Кипр. Готическое искусство иногда рассматривается как искусство эпохи феодализма, но также связано с изменением в средневековой социальной структуре, поскольку готический стиль архитектуры, казалось, был параллелен началу упадка феодализма. Тем не менее, влияние созданной феодальной элиты можно увидеть в замках французских лордов и в тех церквях, спонсируемых феодалами.
В течение всей Европы в это время наблюдался быстрый рост торговли и связанный с ней рост городов, и в конце XIII века они стали преобладать в Европе. В Германии и в Низких странах были крупные процветающие города, которые росли в сравнительном мире, в торговле и конкуренции друг с другом или объединились для взаимного обогащения, как в Ганзейском союзе. Гражданское строительство имело большое значение для этих городов как признак богатства и гордости. Англия и Франция оставались в основном феодальными и вели великую внутреннюю архитектуру для своих королей, герцогов и епископов, а не великих городских залов для своих бюргеров. Виллет-ле-Дюк утверждал, что расцвет готического стиля произошел в результате роста свобод в строительных профессиях.
религиозный
Географическое пространство готического стиля аналогично географическому положению католической церкви, которое в то время преобладало в Европе и влияло не только на веру, но и на богатство и силу. Епископы были назначены феодалами (королями, герцогами и другими землевладельцами), и они часто правили как виртуальные князья над крупными владениями. В ранние средневековые периоды наблюдался быстрый рост монашества, причем несколько разных порядков преобладали и широко распространяли свое влияние. Прежде всего были бенедиктинцы, чьи великие церкви аббатства значительно превосходили других во Франции и Англии. Часть их влияния заключалась в том, что вокруг них развивались города, и они стали центрами культуры, обучения и торговли. Приговоры Клюнии и Цистерцианства были распространены во Франции, великий монастырь в Клюни создал формулу для хорошо спланированного монастырского участка, который затем должен был влиять на все последующие монашеские здания на протяжении многих веков. В 13-ом столетии святой Франциск Ассизский основал францисканцев, нищенский порядок. Доминиканцы, еще один нищенский орден, основанный в тот же период, но святой Доминик в Тулузе и Болонье, особенно влияли на строительство готических церквей Италии.
Основное использование готического стиля в религиозных структурах, естественно, ведет к ассоциации с Церковью и считается одной из самых формальных и скоординированных форм физической церкви, считающейся физической обителью Бога на Земля. По словам Ганса Седлмайра, это было «даже считалось временным образом Рая, Нового Иерусалима». Горизонтальная и вертикальная область готической церкви, наполненная светом, который считается символом благодати Божьей, допущенной в структуру через знаковые окна стиля, является одним из лучших образцов христианской архитектуры. В готической архитектуре Гроддеки также отмечается, что стеклянные куски разных цветов, составляющие эти окна, сравниваются с «драгоценными камнями, инкрустирующими стены Нового Иерусалима», и что «многочисленные башни и вершины вызывают похожие структуры, которые появляются в видениях Святой Иоанн. Другая идея, проведенная Георгом Дехио и Эрвином Панофским, заключается в том, что замыслы Готики следовали за нынешней теологической схоластической мыслью. PBS показывают, что NOVA изучало влияние Святой Библии на размеры и дизайн некоторых соборов.
географический
С 10-го по 13-ое столетие романская архитектура стала панъевропейским стилем и манерой строительства, затрагивая здания в таких странах, как Ирландия и Хорватия, а также Швеция и Сицилия. Та же самая широкая географическая область была затронута развитием готической архитектуры, но признание готического стиля и методов строительства отличалось от места к месту, как и выражения готического вкуса. Близость некоторых регионов означала, что современные границы страны не определяют разделов стиля. С другой стороны, некоторые регионы, такие как Англия и Испания, создавали определяющие характеристики, редко встречающиеся в других местах, за исключением случаев, когда они были перемещены передвижными мастерами или передачей епископов. Многие различные факторы, такие как географическая / геологическая, экономическая, социальная или политическая ситуация, вызвали региональные различия в великих аббатских церквях и соборах романского периода, которые часто становились еще более очевидными в готике. Например, исследования статистики населения выявляют такие различия, как множество церквей, аббатств и соборов на севере Франции, а в более урбанизированных районах строительная деятельность подобного масштаба была зарезервирована для нескольких важных городов. Такой пример исходит от Роберто Лопеса, в котором французский город Амьен смог финансировать свои архитектурные проекты, тогда как Кельн не мог из-за экономического неравенства двух. Это богатство, сосредоточенное в богатых монастырях и благородных семьях, в конечном итоге распространило бы некоторых итальянских, каталонских и ганзейских банкиров. Это было бы изменено, когда экономические трудности 13-го века больше не ощущались, позволяя Нормандии, Тоскане, Фландрии и южной Рейнской области вступить в борьбу с Францией.
Местная доступность материалов затрагивала как строительство, так и стиль. Во Франции известняк был легко доступен в нескольких классах, очень прекрасный белый известняк Кан был избран для скульптурного оформления. Англия имела грубый известняк и красный песчаник, а также темно-зеленый мрамор Purbeck, который часто использовался для архитектурных особенностей. В северной Германии, Нидерландах, северной Польше, Дании и странах Балтии местный строительный камень был недоступен, но существовала сильная традиция строительства из кирпича. Получившийся стиль, Brick Gothic, называется Gotyk ceglany в Польше и Backsteingotik в Германии и Скандинавии. Стиль также связан с Ганзейской лигой. В Италии камень использовался для укреплений, поэтому кирпич был предпочтен для других зданий. Из-за обширных и разнообразных залежей мрамора многие здания были облицованы мрамором или остались с неподписанным фасадом, чтобы это могло быть достигнуто позднее. Доступность древесины также повлияла на стиль архитектуры, а в Скандинавии преобладали лесоматериалы. Доступность лесных методов строительства крыши в Европе. Считается, что великолепные крыши из молотка коровы Англии были разработаны как прямой ответ на отсутствие длинной прямой выдержанной древесины к концу средневекового периода, когда леса были уничтожены не только для строительства огромных крыш, но и для судостроения ,
Возможное влияние на восток
Заостренная арка, один из определяющих атрибутов готики, ранее была включена в исламскую архитектуру после исламских завоеваний римской Сирии и империи Сасанидов в 7 веке. Заостренная арка и ее предшественники использовались в позднеримской и сасанидской архитектуре; в римском контексте, о чем свидетельствуют раннее церковное строительство в Сирии и отдельные светские структуры, такие как римский мост Карамагара; в архитектуре Сасанидов, в параболических и заостренных арках, используемых во дворце и священном строительстве. Использование остроконечной арки, по-видимому, резко сократилось после ее включения в исламскую архитектуру. Он начинает появляться во всем исламском мире в тесной последовательности после его принятия в период позднего Омейяда или раннего Аббасида. Некоторыми примерами являются дворец Аль-Ухаидир (775 г. н.э.), реконструкция мечети Аль-Акса в 780 году н.э., цистерны Рамлы (789 г. н.э.), Великая мечеть Самарры (851 г.) и мечеть Ибн Тулун (879 г. н.э.) в Каире. Он также появляется в одной из ранних реконструкций Великой мечети Кайруан в Тунисе и Мечеть-собор Кордовы в 987 году нашей эры. Дэвид Талбот Райс отмечает, что «остроконечная арка уже использовалась в Сирии, но в мечети Ибн Тулун мы имеем один из самых ранних примеров ее использования в широких масштабах, за несколько столетий до того, как он был использован на Западе готические архитекторы ».
Увеличение военных и культурных связей с мусульманским миром, в том числе нормандского завоевания исламской Сицилии в 1090 году, крестовые походы (начало 1096) и Исламское присутствие в Испании, возможно, повлияли на принятие Medieval Европы заостренного арку, хотя эта гипотеза остается спорным , Конечно, в тех частях Западного Средиземноморья, которые подвергаются исламскому контролю или влиянию, возникли богатые региональные варианты, сплавляя романские и более поздние готические традиции с исламскими декоративными формами, например, в Соборах Монреале и Чефалу, Севильский Алькасар и Кафедральном соборе Теруэль.
Ряд ученых назвали Армянский собор Ани, завершенный 1001 или 1010, как возможное влияние на готику, особенно из-за использования остроконечных арки и кластерных причалов. Однако другие ученые, такие как Сиерппи Дер Нерсесян, которые отвергли это понятие, утверждая, что остроконечные арки не выполняют ту же функцию поддержки хранилища. Люси Дер Мануэлян утверждает, что некоторые армяне (исторически зарегистрированные в Западной Европе в средние века) могли бы принести знания и технику, используемые в Ани на западе.
Однако мнение большинства ученых состоит в том, что остроконечная арка естественным образом развивалась в Западной Европе как структурное решение технической проблемы, свидетельством чему является ее использование в качестве стилистической особенности романских французских и английских церквей.
история
Готический стиль возник в регионе Иль-де-Франс во Франции в романскую эпоху в первой половине XII века, в Кафедральном соборе Сен (1130-62) и аббатстве Сент-Дени (около 1130-40 и 1140-44), и не сразу заменил его. Примером этого недостатка в чистом перерыве является расцвет позднего романского (немецкий: Spätromanisch) в Священной Римской империи под Гогенстауфеном и Рейнланд, а готический стиль распространился на Англию и Францию в 12 веке.
Романская традиция
Основная статья: романская архитектура
К 12-ому столетию романская архитектура, именуемая нормандской готикой в Англии, была создана по всей Европе и обеспечила основные архитектурные формы и единицы, которые должны были оставаться в эволюции на протяжении всего средневекового периода. Важные категории здания: собор, приходская церковь, монастырь, замок, дворец, большой зал, сторожевая башня и гражданское здание были созданы в романский период.
Многие архитектурные особенности, связанные с готической архитектурой, были разработаны и использованы архитекторами романских зданий, но не полностью использованы. К ним относятся ребристые своды, контрфорсы, кластерные колонны, амбулатории, окна колес, шпили, витражи и богато резные дверные тимпаны. Эти черты, а именно реберный свод и заостренная арка, использовались с конца 11 века в Южной Италии, Дареме и Пикардии.
Это было главным образом широкое внедрение единого элемента, заостренной арки, которая должна была привести к изменению, которое отделяет готику от романского. Технологические изменения позволили стилистическим изменениям, которые нарушили традицию массивной кладки и сплошных стен, пронизанных небольшими отверстиями, заменив ее стилем, в котором свет, кажется, торжествует над веществом. С его использованием пришло развитие многих других архитектурных устройств, ранее испытанных в разбросанных зданиях, а затем призванных на службу для удовлетворения структурных, эстетических и идеологических потребностей нового стиля. К ним относятся летающие контрфорсы, вершины и пронумерованные окна, которые олицетворяют готическую церковную архитектуру.
Переход от романской к готической архитектуре
Готическая архитектура не выходила из умирающей романской традиции, но из романского стиля в разгар ее популярности, и она вытесняла бы ее на долгие годы. Этот сдвиг в стиле, начиная с середины XII века, произошел в условиях большого интеллектуального и политического развития, когда католическая церковь начала превращаться в очень мощное политическое образование. Еще одним переходом, сделанным Готикой, был переход от сельских монастырей романского в городскую среду с новыми готическими церквями, построенными в богатых городах светским духовенством, прекрасно знающим все большее единство и силу Церкви. Характерные формы, которые должны были определять готическую архитектуру, росли из романской архитектуры и развивались в нескольких разных географических точках в результате различных влияний и структурных требований. В то время как своды стволов и паховые своды типичны для романской архитектуры, ребристые хранилища использовались во многих поздних романских церквях. Первые примеры ребристого склепа, расположенного над толстыми стенами романской церкви, появились одновременно в Сицилии, Нормандии и Англии в соборе Дарем (с 1093 года до 1110 года), Винчестере, Питерборо и Глостере, хоре и трансепте Монастырское аббатство, Дуклер и церковь Святого Павла в Руане. Геометрическое украшение, выполненное в некоторых из этих сводов, свидетельствует о желании большего украсить, и об этом позже ответят архитекторы, работающие в Иль-де-Франс, Валуа и Вексин.
Позже французские проекты с 1125 по 1135 год показывают осветление сводов, очерченных одним или двумя выпуклыми профилями и более тонкими стенами. Аббатство Нотр-Дам-де-Мориенваль в Валуа – один из таких примеров: сокровенный трапециевидный обход вокруг амбулаторной, облегченной опоры и свода, который будет скопирован в Соборе Сен и Базилике Сугера Сен-Дени. В то время как нормандские архитекторы также участвовали бы в этом развитии, романский в Священной Римской империи и Ломбардии остался бы таким же, только с небольшими экспериментами с прыжками. Еще две особенности Нормана Романского, стенной опоры и толстой стены «двойной оболочки» на высоте окна, должны были впоследствии сыграть свою роль в рождении готической архитектуры. Эта двойная стена, удобный способ добраться до окон, располагала проходом переработанного пространства, которое впервые появилось в трансептах Берная и аббатства Юмьежа около 1040-50. Этот проход на уровне окна дал иллюзию невесомости, вдохновил Собор Нойона и повлиял на всю готическую форму искусства.
Другие особенности ранней готической архитектуры, такие как вертикальные шахты, кластерные колонны, сложные причалы, узорчатые пластины и группы узких отверстий, развивались в течение романского периода. Этот вид развития напоминает западный фронт Элийского собора. Внутри было установлено трехуровневое расположение аркады, галереи и клише. Интерьеры стали легче при вставке большего количества окон.
Норман Сицилия является примером социально-культурного взаимодействия между западными, исламскими и византийскими культурами на острове, что породило новые концепции пространства, структуры и декора. Новые нормандские правители начали строить различные конструкции в так называемом арабо-нормандском стиле. Они включили лучшие практики арабской и византийской архитектуры в свое искусство. В этот период существуют сильные отношения между Роджером II Сицилии и Аббатом Сугером во Франции.
Все современные историки согласны с тем, что Собор Сенгера Сугера и Хенри Санглери – пример собора нормандских романских архитектурных объектов в готику через новый порядок внутреннего пространства, акцентированный поддержкой со стороны сторонников автономного и других, а также смещение акцента с чистого размер до допуска света. Позднее дополнения или ремоделирование препятствуют наблюдению любой структуры во время их строительства, первоначальный план тем не менее воссоздал планы каждого, и, как указывает Фрэнсис Салет, Sens (старший из двух) все еще использует романский план с амбулаторный и не трансепт и эхо с его поддержкой старых нормандских чередований. Его трехэтажная высокая остроконечная аркада, отверстия над сводами и окна не происходят из Бургундии, а скорее из тройной дивизии, присутствующей в Нормандии и Англии. Даже половое разделение сенского нефа, вероятно, относится к нормандскому происхождению, хотя наличие стенных ребер опровергает бургундское влияние в дизайне. Сен, несмотря на его архаичные нормандские черты, оказывает большое влияние. Из Sens распространяются сужение или опускание трансепта, спального секса, чередующегося интерьера и трехэтажного возвышения будущих церквей.
Аббат Сугер
Начало готического стиля проводится всеми современными историками в первой половине XII века в базилике Святого Дениса в Иль-де-Франс, королевском владении королей-капетов, богатых промышленностью и шерстяной торговлей из-за записей, которые он оставил во время реконструкции того, чего он хотел от этого обновления, а не современных церквей, которые исследуют некоторые из тех же идей, которые использовались в Сент-Дени. Сугер верил в духовную силу света и цвета, следуя в философии 3-го века язычником Дионисием Ареопагитом, чья идентичность была слита с идеей святого покровителя Парижа и привела его в конце, чтобы потребовать большие окна витража , Эта новая церковь также должна была быть больше, чем предыдущее здание в Каролинге, чтобы позволить большому количеству паломников совершать пиршество внутри церкви. Решение, заключенное Сугером, заключалось в том, чтобы беспрепятственно использовать ребристый свод и заостренную арку. План Св. Дениса имеет очень нерегулярные формы в своих заливах, заставляя архитектора сначала строить арки, так что арки разной высоты имеют краеугольные камни на одной высоте. Затем добавили добавку, и этот метод был доказан как для обеспечения большей визуальной стимуляции, так и для ускорения строительства.
Хор и западный фронт аббатства Сен-Дени оба стали прототипами для дальнейшего строительства в королевском владении северной Франции и в гер
Итальянская готическая архитектура: характерные особенности и их происхождение
В романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго отметил, что здания, построенные до изобретения печатного станка, являлись своего рода книгами. Храмовые постройки отражали идеи, мысли и чувства своих современников. Следовательно, сравнение зданий разных культур или эпох может дать представление о различиях не только в предпочитаемых тем или иным народом архитектурных формах, но и в мышлении этих народов.
В данной статье будет рассмотрено явление итальянской готики в архитектуре. Итальянская готика интересна тем, что она заметно отличается от североевропейской.
Проблемой исследования является отражение характера некоторой социальной или политической общности в национальной архитектуре. В результате проведенного исследования предполагается ответить на вопрос, почему национальная архитектура Италии имеет характеристики, отличные от характеристик ортодоксальной североевропейской готики. Предмет исследования — средневековые и возрожденческие готические храмовые постройки на территории Италии.
Цель настоящей работы заключается в выявлении связи между отличительными социальными чертами населения Италии и особенностями итальянской готической архитектуры в Средние века и в эпоху Возрождения. Для этого предлагается решить следующие исследовательские задачи: определить характерные черты классического готического архитектурного стиля; выявить особенности итальянской готической архитектуры; определить социальные причины отличия итальянской готической архитектуры от классического североевропейского готического стиля.
В качестве ключевого метода исследования используется компаративистика: в результате сравнения итальянской и североевропейской готики выявляются характеристики, относящиеся только к итальянской готике; в ходе сравнения традиций и нравов итальянцев и других народов выявляется итальянский национальный характер; затем обнаруживается связь между итальянской национальной исключительностью и особенностями готического стиля в Италии. Данные, используемые в работе, — это архитектурные готические постройки Италии и Северной Европы.
Что такое готика?
Готический стиль возник в XII веке во Франции[1], распространившись затем по Европе и миру. Готика имеет ряд характерных особенностей.
Как было сказано выше, архитектура отражает мысль. Изменение архитектурных тенденций связано с развитием человеческой мысли. К появлению готического стиля привели новые веяния в философии. На рубеже XI-XII веков возникает новый тип религиозной философии — схоластика. Целью схоластики является устранение или сглаживание противоречий между аристотелевской философией и Священным Писанием. Вера в Бога теперь должна была быть подкреплена разумом. На службу этой цели была поставлена и архитектура. Подобно схоластическим философским трактатам того времени, архитектура обязана была отвечать трём требованиям: тотальность, единообразие частей и четкость [1, с.131]. Поэтому в готическом храме, в отличие от предшествующего ему по стилю романского, чувствуется целостность (человеческий глаз не может выделить из здания отдельные объемы), а все своды и башни здесь одного типа.
В рассматриваемое время важное значение приобретает дневной свет. В V веке неизвестный философ, подписавший свое сочинение именем афинского мыслителя и христианского святого Дионисия Ареопагита, написал богословское сочинение, в котором уподобил Божественное влияние дневному свету. Теперь храмовая постройка должна была пропускать максимальный объем дневного света внутрь здания, демонстрируя тем самым присутствие Бога в храме. Так появились витражи и окна-розы. Окна стали делать настолько большими, насколько это позволяли технические возможности времени. Изобретение нервюр, контрфорсов и аркбутанов позволило увеличить размер оконных проемов. Все эти архитектурные элементы призваны облегчить свод и заменить массивные стены с маленькими окнами на сплошные галереи со стрельчатыми арками.
Помимо этого, было решено умножить золотые украшения интерьера храмов. Здесь будет уместно упомянуть еще один эпизод из «Собора Парижской Богоматери»: однажды архидиакон Клод Фролло сказал: «…свет, заливающий мою руку, — золото!». Золото обладает высокими отражательными способностями. Золото, отражая свет, который падает на него из окон, преумножает освещенность интерьера храма. Получается трехсоставная логическая цепочка: божественная энергия — свет — золото. Таким образом, благодаря увеличению количества золотых предметов в храме, увеличивается и божественная энергия. «… насколько же лучше могут говорить мне о божественной причинности такие дивные последствия, как золото и диамант» — говорил в начале 14 века герой книги Умберто Эко «Имя Розы» бенедиктинский монах Аббон.
Готическое здание стремится ввысь к небесам. Две его одинаковые башни расположены над фасадом, над боковыми нефами. Над средокрестием[2] — острый шпиль. Трансепт, как и главный неф, поделен на три части. Здание тяготеет к абсолютной заполненности декоративными элементами — все плоскости стены должны быть заполнены.
Таким образом, классическая североевропейская готическая постройка целостна, имеет две одинаковые башни над боковыми нефами, большие окна с витражами и окна-розы. Несущие функции здесь выполняют аркбутаны, контрфорсы и нервюры, а стены перестают играть важную несущую роль, в результате чего появляется возможность заполнить стены окнами, максимально пропуская свет внутрь здания. Вся постройка имеет вертикальную доминанту, символизирующую стремление здание к небесам. Этому способствуют такие архитектурные элементы как стрельчатая арка и острый шпиль.
Историк искусства П. П. Гнедич называет лучшими памятниками готического стиля Кельнский собор (Германия), Собор Парижской Богоматери (Франция), Реймсский собор (Франция), Вестминстерское аббатство (Великобритания). Во всех этих зданиях можно увидеть две одинаковые башни фасада, множество контрфорсов по всему периметру здания (за исключением фасада), стрельчатые арки и окна. Кельнский собор и Нотр Дам имеют высокий шпиль. Изобилует объем готических украшений на стенах здания: ставятся статуи в нишах, создаются рельефные узоры на тимпанах[3], масштабно обрамляются порталы. Колонны представляют собой не одну массивную монолитную фигуру, а множество тонких каменных колосков, сплетающихся воедино.
В чем состоит специфика итальянской готики?
Средневековая и возрожденческая итальянская готика имеет ряд архитектурных особенностей. Для того чтобы определить исключительность готической архитектуры Италии, в статье будут рассмотрены готические постройки XIII — XVI веков: Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), собор Вознесения Пресвятой Девы Марии (сиенский Дуомо), дворец дожей (Венеция), Собор Рождества Девы Марии (миланский Дуомо), собор Санта-Кроче (Флоренция).
Прежде всего следует обратить внимание на наличие у итальянских религиозных построек купола — нехарактерного для готики архитектурного элемента. Например, купола имеют флорентийский Дуомо и Сиенский собор.
Вторым фактором, отличающим итальянскую готику, является облицовка зданий разноцветным мрамором. Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи полностью покрыт мрамором зеленого, белого и розового цвета. Белым, черным и розовым мрамором облицован Дуомо в Сиене. Миланский собор и Дворец дожей снаружи беломраморные. У многих итальянских соборов только фасад облицован мрамором: к примеру, Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции. Мраморная облицовка редко встречается у северных представителей готического зодчества — эти соборы остаются без облицовки, и зритель может видеть бутовый камень, из которого и был построен собор.
Третьей характерной чертой является монументальность и массивность построек. Итальянский учёный, специалист по семиотике и средневековой эстетике Умберто Эко в романе «Имя розы» замечает такую особенность храмов Италии: «… не устремляющиеся головокружительно ввысь к небесам, а накрепко сращенные с почвой, пошедшие в ширину, а не ввысь». Ощущение массивности придает не только ширина построек, но и отсутствие отличающихся изяществом шпилей и башен. Если смотреть на фасад здания северной готики, то высота венчающего главный неф вимперга[4] будет уступать высоте башен двух боковых нефов. У итальянских же готических сооружений конец вимперга над центральным порталом является самой высокой точкой фасада здания.
Другой отличительной чертой итальянской готики можно назвать частое наличие у соборов круглого окна, не являющегося окном-розой. Например, такие окна можно увидеть в сиенском Дуомо и флорентийском Санта-Кроче. Стоит отметить, что готика по своей природе стремится к остроугольным формам, избегая форму круга. Поэтому северные мастера архитектурной готики, используя разные способы, «прятали» круглую форму окна. Прежде всего «сокрытие» круглой формы достигалось за счет расчленения окна фигурным переплетом, что делало окно похожим на цветок, в результате чего такое окно и получило название «окно-роза». Окно-роза может встречаться в некоторых романских постройках, но именно в готической архитектуре оно стало постоянным элементом из-за вышеописанной причины — необходимости сгладить ощущение мягкости формы окна. На службу этой цели были поставлены и другие архитектурные ухищрения. К примеру, в реймсском соборе окно-роза вписано в треугольник стрельчатой арки, а свободные плоскости между кругом и этим треугольником инкрустированы мозаикой, как и само окно-роза. А на южном фасаде трансепта Собора Парижской Богоматери готические узоры между кругом и треугольником представляют собой барельеф на глухом участке стены. Так, круглая форма окон готических соборов, которую итальянские зодчие старались подчеркнуть, у северных мастеров наоборот менее заметна.
Фасад итальянских готических соборов может быть украшен фресками. В Санта-Мария-дель-Фьоре и Санта-Кроче фрески расположены сразу над главным входом. В Сиенском Дуомо фрески заполнили фронтоны над тремя нефами. В Миланском Дуомо и в Санта-Мария-Новелла вместо фресок присутствуют сюжетные барельефы. В классической северной готике эти пространства чаще всего заполнялись окнами или готическими орнаментами.
Итальянским готическим сооружениям не достает той «готичности», которая была охарактеризована в первой главе статьи. Контрфорсы встречаются редко (за исключением Миланского собора). Стены итальянских соборов легко допускают незаполненные пространства и глухие стены. К примеру, верх здания Дворца Дожей в Венеции, расположенный над аркадой, не умеет других украшений кроме плоского орнамента и редких окон. Санта-Мария-дель-Фьоре легко поделить на отдельные объемы, что противоречит готическому принципу целостности архитектурной постройки.
Однако при всем вышеописанном несходстве итальянской готики с готикой классической, итальянская готика остается готикой. Об этом говорят и стрельчатые арки, и готические орнаменты, и встречающиеся окна-розы, и обилие украшений на фасаде, и местами появляющаяся система контрфорсов (Миланский собор, южный и северный трансепты Санта-Мария-дель-Фьоре), и витражи.
Причины особенностей итальянской готики
Для описанной выше специфики итальянской готической архитектуры я вижу две основополагающие причины.
Во-первых — смешение стилей, в разной мере присущее всем рассматриваемым итальянским постройкам. Готика смешалась с романским стилем. Итальянцы не смогли полностью отказаться от архитектурного стиля романики, так как он был порождением их собственной культуры [1, с.170]. Романский стиль, созданный как попытка возвращения к былому величию Римской империи, представлял для итальянцев культурную гордость. Поэтому стены итальянских готических построек не утратили романской массивности, и здания все так же выглядят монументальными. Помимо того, строительство соборов нередко растягивалось на несколько веков[5]. Уже после начала строительства план здания и чертежи неоднократно изменялись, подчиняясь веяниям архитектурной моды. Здания, изначально задуманные как готические соборы, к концу своего строительства приобретали возрожденческие черты, становясь более отвечающими современным тенденциям в архитектуре. Этим объясняется наличие в итальянских соборах куполов и ярко выраженных круглых форм. Например, в Санта-Мария-дель-Фьоре можно увидеть и купол, и похожие на византийские конхи полукруглые перекрытия выступающих частей трансепта, и круглые элементы в дизайне фасада.
Во-вторых, изучая архитектуру отдельно взятого народа, необходимо учитывать его менталитет. На формирование менталитета оказывает влияние климат страны. Шарль Монтескье писал в сочинении «О духе законов»: «В климате чрезмерно жарком тело совершенно лишается силы. Тогда расслабление тела переходит и на душу: такой человек ко всему равнодушен, не любопытен, […], там предпочитают переносить наказания, чем принуждать себя к деятельности духа, и рабство кажется более легким, чем усилия разума, необходимые для того, чтобы самому управлять собою». Если довериться этому описанию южных народов (в числе которых и итальянцы), то можно прийти к заключению, что итальянцам более свойственно чувственное познание, чем рациональное. Как было упомянуто в первой главе, одной из целей готической архитектуры было разумное объяснение веры и религии. Итальянцы скорее были склонны верить чувствам, чем доказывать истинность веры. Поэтому элементы готической архитектуры, призванные североевропейскими мастерами демонстрировать доказательства существования божественной энергии, итальянцам оказались без надобности. Северная природа готической архитектуры не соответствовала южному итальянскому духу. Поэтому классическая северная готика не могла здесь развиваться, не претерпевая изменений. Итальянцы должны были «приручить» готику, приспособить ее природу к своему характеру.
Заключение
Северная ортодоксальная готика в архитектуре предполагает ощущение легкости постройки, достигаемой за счет шпилей, пинаклей, фиалов, стрельчатых арок и окон; избегает круглых форм, единственным круглым элементом остается окно-роза, которую северная готика тоже пытается маскировать.
Итальянская готическая архитектура выделяется сохранившимися с романской эпохи массивностью и приземистостью построек; легко допускает наличие круглых форм помимо окна-розы; во многих случаях облицована мрамором; может быть украшена фреской.
Происхождение этих особенностей имеет во многом социальный характер. Если во Франции готика формировалась под влиянием философских идей, то в Италию она пришла как архитектурная мода, потерявшая философское основание, свой фундамент. Поэтому итальянцы, не понимая изначальных концептуальных причин некоторых правил готики, пренебрегали ими, попутно сохраняя особенности близкой им романской архитектуры.
Литература:
- Гнедич Петр Всеобщая история искусств [Книга]. — Москва: Эксмо, 2012.
- Кавтарадзе Сергей Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле [Книга]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.
- Рехт Ролан Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков [Книга]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.
[1] Мнение о том, что родиной готики является Германия, ошибочно. Первым памятником готической архитектуры считается здание аббатства Сен-Дени в Париже, строительство которого датируется началом XII века.
[2] Место пересечения главного нефа и трансепта.
[3] Плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом.
[4] Остроконечный щипец над порталом или оконным проёмом готических зданий.
[5] К примеру, строительство Санта-Мария-дель-Фьоре началось в 1296 году, купол был выстроен в XV веке, облицовка собора относится к 1887 году.
Основные термины (генерируются автоматически): итальянская готика, итальянская готическая архитектура, Парижская Богоматерь, готическая архитектура, готический стиль, северная готика, собор, Миланский собор, божественная энергия, Флоренция.