Виды архитектурных стилей – Архитектурные и художественные стили и направления | Архитектура и Проектирование

Как легко и просто разбираться в архитектурных стилях

Большинство из нас не слишком разбирается в архитектурных стилях, хотя все понимают, что именно они определяют облик любого города. Между тем, запомнить названия самых основных архитектурных стилей и их приметы совсем несложно. Узнавать те или иные образы и идеи, воплощенные в элементах зданий – вполне посильная задача, если знать, на что обращать внимание.

Мы подготовили для вас советы, с помощью которых вы сможете легко прослыть знатоком архитектуры, невзначай определяя, к какому стилю принадлежит то или иное здание или сооружение в любом из городов мира.

Романский стиль

В этом стиле было построено множество крепостей, массивных замков, а также похожих на крепости соборов и аббатств из строгого серого камня. Это самый первый из выраженных архитектурных стилей со времен античности, господствовавший практически на всей территории Западной и Восточной Европы с X по XII век.

Как узнать

Характерные черты романского стиля – мощные стены с узкими окнами, почти лишенные украшений, массивные башни с шатровыми вершинами, полукруглые арки. Простота и строгость линий подчеркивает устремленность вверх.

Внутренний интерьер романских храмов и замков мрачный, с шероховатыми плоскостями стен и однообразными рядами колонн и полукруглых арок, подпирающих свод. Из украшений – только растительные орнаменты, отраженные в барельефах, настенных росписях и в скульптурном декоре. Везде простые массивные формы, мощь и устойчивость. Романский храм всегда рождает ощущение торжественного и сурового спокойствия.

Где посмотреть

Представителями этого стиля являются почти все сохранившиеся до наших дней замки и соборы Европы, построенные в XI–XII веках. Например, Лиссабонский собор (Португалия), Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция), собор в Клонферте (Ирландия), собор Модены (Италия), замок Данноттар, Абердиншир (Шотландия).

Готика

Готика заменила собой романский стиль и властвовала в Европе с конца XII по XVI век. Здания стали легче, выше и сложнее. Многие из самых известных соборов, аббатств и административных зданий Европы выстроены именно в готическом стиле.

Как узнать

Готику вы без труда распознаете по устремленности ввысь и великому множеству стрельчатых арок и каменного декора, о который, кажется, можно поцарапаться. Человек кажется сам себе ничтожным рядом с величием этих сооружений.

Этот стиль потрясает воображение благодаря изобилию витражей, стрельчатых окон, тысячам скульптур, статуй, лепнине. Стены готических зданий украшают фигуры библейских царей, апостолов, святых, пророков, ангелов. А также в противовес им – изображениями горгулий, грифонов и прочих страшилок, и барельефами со сценами мук грешников, терзаемых в аду.

Где посмотреть

Классикой готической архитектуры является, к примеру, собор Парижской Богоматери (Франция), собор Святого Стефана (Австрия), собор Антверпенской Богоматери (Бельгия), Кельнский собор (Германия), собор Святого Вита (Чехия), Вестминстерское аббатство (Англия).

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Усадьба Быково: готическая церковь и дворец-диспансер в ближайшем Подмосковье (ФОТО)

Классицизм

Этот стиль господствовал с XVII по начало XIX века. Подобных зданий очень много в Западной Европе и в России. Это имперский стиль: все новорожденные империи, которые хотели обставить свое величие должным образом, ориентировались на него.

Как узнать

Строгость, симметричность, монументальность – вот его признаки. Если вы видите множество круглых колонн, строгую геометричность планировки и симметрию, при этом никаких завитков, «взбитых сливок», складок и прочих архитектурных излишеств, то это классицизм.

Где посмотреть

Наиболее яркие представители – садово-парковый ансамбль Версаля, собор Святого Павла в Лондоне, а в Москве – дом Пашкова на Воздвиженке. Санкт–Петербург и вовсе считается подлинным музеем классицизма под открытым небом, взять хотя бы Адмиралтейство, здание Главного штаба и Казанский собор.

Барокко

Название этого художественного и архитектурного стиля дословно переводится как «жемчужина с пороком». И действительно – что-то роскошное и порочное в нем есть. Он развивался в противовес классицизму и почти одновременно с ним. Центром этого направления стала Италия.

Барокко все приукрашивает, делает пышнее и манернее. Для него характерна текучесть криволинейных форм, помпезность и избыточность декора. Торт со взбитыми сливками – вот что напоминают наиболее яркие архитектурные представители этого стиля.

Как узнать

Характерные детали барокко – это обильная лепнина, вычурные украшения, балкончики и эркеры. А еще большое число раскреповок (это когда отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху до низу). Плюс изобилие атлантов, кариатид и вообще многообразие скульптурных украшений на фасаде и в интерьерах. Приметами барокко также является богатая цветовая палитра (от изумрудного до бордо), хотя все же самым популярным сочетанием является белый с золотом.

Где посмотреть

Самые характерные представители этого стиля – дворцовый комплекс в Петергофе, собор Святого Петра в Риме (Италия). кафедральный собор в Берлине (Германия), королевский дворец в Мадриде (Испания).


Фото: A.Savin, Wikimedia Commons

Модерн

Этот стиль возник в западной культуре в конце XIX века. В каждой стране он имел свое наименование: его называли «ар нуво» во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США, «югендштилем» в Германии, «либерти» в Италии, «модерном» в России.

Модерн – это стремление изменить взгляд на архитектурную эстетику, поэтизация обыденных вещей.

Как узнать

Определить его можно по тому, что углы и прямые линии в модерне практически отсутствуют – они заменены на чуть изогнутые плавные очертания фасадов, окон, конструктивных элементов.

Арочные оконные конструкции часто напоминают своей формой и размахом витрины. Большое внимание уделяется деталям: двери часто декорируются мозаичным узором, лестницы и столбы представляют собой дизайнерские произведения. В интерьере используется эмаль, медь и латунь.

Один из важных признаков стиля модерн – приглушенность цвета и их изысканность. Самые любимые цвета модерна — жумчужно-серый, цвет увядшей розы, серо-голубой, табачный и темно-сиреневый.

Где посмотреть

Примеров этого стиля по всей Европе и в России множество. Самыми яркими считаются Каса Мила и Каса Батло в Барселоне (Испания), особняк Сольве в Брюсселе (Бельгия). А в Москве – доходный дом Тарховой в Подсосенском переулке, особняк Рябушинского на Малой Никитской, особняк Листа в Глазовском переулке.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Особняк Рябушинского в Москве: от подводного царства к звездам

Ар-деко

Это также стиль первой половины ХХ века, активно развивавшийся в США и менее активно – в Европе. Ар-деко – стиль, выражавший откровенное наслаждение намеренно дорогими и солидными вещами, проповедовавший уверенность в завтрашнем дне. Стиль благополучной респектабельной жизни – вот что это такое.

Для этого стиля важны размах и эклектика, любовь к неожиданным геометрическим формам, ломаным линиям, многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, выпуклым кривым.

Как узнать

Для ар-деко характерно использование дорогих добротных материалов, особенно сочетание изысканной фактуры редких пород камня или дерева со сверкающим полированным металлом. Цвета – насыщенные, контрастные: белый с черным, золотой с коричневым. В декоре особенно любимы яркие вкрапления ярко-красного, -зеленого, -синего. Да такие, чтобы сверкали, как драгоценности. Но это не выглядит дешевой подделкой, а усиливает общее впечатление.

Среди украшений используются стилизованные изображения животных и новейшей техники: машин или аэропланов. А также исторические темы, восточная экзотика и элементы современного искусства, особенно кубизма.

Где посмотреть

Звезды Голливуда и в жизни и в кино жили в окружении этого стиля. Множество развлекательных заведений и казино по всему миру созданы под его влиянием. Символом ар-деко считается Крайслер билдинг в Нью-Йорке. У нас в этом стиле выполнена станция «Маяковская» Московского метрополитена.

Деконструктивизм

Это молодой архитектурный стиль, сформировавшийся в самом конце прошлого века. Это попытка «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс.

Как узнать

Его легко определить по полному нарушению всего привычного в архитектуре. Если мы видим изломанные формы, как будто какой-то гигант взял и смял здание, выкрутил его или поиграл в огромные кубики, то такое здание, скорее всего, окажется представителем деконструктивизма. Часто ощущение от него остается как от чего-то непрочного, сломавшегося или готового развалиться на части.

Где посмотреть

Яркие представители этого стиля – Танцующий дом в Праге (Чехия) и здание музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания).

Хай-тек

Этот архитектурный стиль возник в 80-х годах ХХ века и продолжает развиваться в наши дни. Этот стиль любит серебристый цвет, зеркальные поверхности и современные материалы: металл, пластик, бетон, разнообразные полимерные покрытия. Здания нарочито простых форм, часто с элементами кубизма, просторные и хорошо освещенные.

Как узнать

Если все, что раньше пряталось (коммуникации и технические детали здания, такие, как лифты, лестницы, вентиляционные шахты, трубопроводы) нарочито выставлено напоказ, да еще и превращено в элементы дизайна, например, выкрашено в контрастные цвета, то вы, скорее всего имеете дело с хай-теком.

Где посмотреть

В качестве примеров этого стиля можно вспомнить здание Fuji TV в Японии, Пацифик дизайн центр в США, центр Помпиду во Франции.

Био-тек

Био-тек развивается параллельно с хай-теком и тоже использует стекло, металл и бетон, зеркальные поверхности и часто – игру отражений. Архитектура этого направления экспериментирует с экологичными материалами и энергоэффективностью, пытается создать новейшее пространство для проживания человека: экодома, в которых есть автономные системы жизнеобеспечения и озелененные террасы, используются естественное освещение, солнечные батареи, накопители влаги и прочие достижения цивилизации.

Как узнать

Био-тек чаще всего лишен углов и симметричности, имеет замысловатые формы, навеянные живой и неживой природой. Здания, построенные в стиле био-тек, напоминают то паутину, то соты, то раковины, то живых обитателей моря или суши.

Если вы видите нечто невообразимых обтекаемых форм, которые переливаются друг в друга, блестят и отражают окружающий мир, то перед вами представитель стиля био-тек. К нему относятся также здания более лаконичных форм, например, похожие на бутон, но всегда мягких округлых линий.

Где посмотреть

Яркие представители био-тека – город искусств и наук в Валенсии, Фред Олсен Центр в Лондоне. А в Москве – гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.

Татьяна Рублева

Разнообразие архитектурных стилей домов

Современный дом по мотивам классического стиля.

Архитектурные стили домов представляют собой сочетание определенных признаков в конструкции и декоре: это особенность планов, объемов, инженерных и композиционных решений, способах и характере формирования и отделки фасадов. Архитектурный стиль, как направление искусства, возник еще в культуре Месопотамии, Ассирии, Древнего Египта. Древняя Греция стала первоосновательницей авторского архитектурного стиля зданий и сооружений разного назначения. Это случилось за несколько веков до нашей эры, во времена античности. Начиная с 5 в. до н.э. и до 12 в. н.э. архитектурный стиль домов формировался на основе мировоззрения общества, бытовых и геополитических условий, философии и научных достижениях. Архитектурный стиль полностью соответствовал культурному стилю, характерному для конкретного народа и исторического периода. Стили эпох возникали в те моменты, когда возникал исторический перелом, включающий изменение технологий, увеличение инженерных знаний и умений, археологические открытия. Исторические стили фасадов домов отражали религиозные взгляды, а также уровень развития общества в области искусства и культуры. К великим эпохальным архитектурным стилям относится античность, романский стиль, готика, ренессанс, барокко и рококо, классицизм, ампир. Несмотря на то, что они охватывают разные отрезки времени и по-разному отразились на видах искусств, они считаются исторически равнозначными, поскольку в той или иной степени отразились в философии, науке, живописи, бытовой жизни, религиозной культуре. Архитектурные стили, в которых возводились дома, по их конструкции и декоративности условно можно разделить на сложные и простые. Переход между стилями разной сложности проходил по-разному: от простого к сложному развитие занимало много времени, а от сложного к простому изменения происходили резко.

Романский стиль

Романский стиль фасадов домов замков и крепостей существовал в эпоху межрегиональных и клановых войн, что и сформировало массивные сооружения с окнами-бойницами, толстыми стенами с малым количеством декора. В период властвования стиля развивалась связь не только с бытовыми и политическими условиями жизни, но и с аскетической религиозной философией общества. Романский стиль просуществовал с середины 10в. до середины 13 в. Современные варианты строений по мотивам стиля перенимают массивность форм, объединение в одном сооружении разных объемов, однако, натуральный камень заменяется искусственными материалами.

Романский стиль сооружения. Северная Испания.

Готический архитектурный стиль зданий

Изменения в политике, образование прочных государственных союзов, уменьшение количества войн привело к развитию нового стиля. Медленные изменения в европейском обществе отразились и на скорости смены стилей от романского к готике. Это заняло приблизительно 100 лет: с середины 12 в. до середины 13 в. На появление готического архитектурного стиля зданий повлияло особое религиозное рвение народов, покоривших Европу и принявших христианство как единственную религию. Еще одной составляющей развития нового стиля являлся необычный инженерный подход, позволивший перераспределить нагрузки, освободив стены, а, следовательно, облегчив фундамент, что позволило возводить сооружения небывалой до этого времени высоты. Готические произведения архитектурного искусства величественны, они имеют огромное количество лепного декора, отражающего самые разнообразные темы, важные для общества: религию, быт, мифологию. Отличительной особенностью готического архитектурного стиля домов-храмов стали большие цветные витражи. Готика властвовала в Европе до середины 16 в. Современный архитектурный стиль домов по мотивам готики перенял некоторые черты: башенки, шпили, стрельчатые окна и проемы, вертикальную направленность сооружений.

Эскиз здания в неоготическом стиле.

Ренессанс

Окончание мрачной эпохи Средневековья привело к очередной смене архитектурных стилей зданий: получил развитие Ренессанс — время возрождения, возврата к античным ценностям, однако, на основе христианской религии и с учетом их приложения к реальному человеку. Новый стиль, характеризующий возврат к античности, стал переходом от сложного к простому, поэтому процесс перехода занял немного времени.

Современный дом в стиле Ренессанс.

Архитектурный стиль домов — барокко

Внутри строгого Ренессанса начинает созревать более сложный в конструктивном и декоративном выражении — стиль фасадов домов — барокко (1650-1770 гг.). Усложнение элементов барокко приводит к появлению изящного, роскошного, изысканного рококо. Рококо, в свою очередь, просуществовал недолго — несколько десятилетий в середине 18 в.

Современный дом по мотивам барокко.

Стили фасадов домов — ампир и классицизм

Роковые изменения в обществе, Французская революция привели к быстрой замене барокко и рококо на торжественный и строгий ампир, опирающийся на римскую античность, но с добавлением элементов имперской и военной тематики. В основе стиля — победы древних римлян и великий Рим — империя, простоявшая не одну сотню лет. Однако ампир присутствовал в основном во Франции и благодаря Наполеону, внедрявшего в общество идеологию поклонения собственной личности. После победы в войне 1812 г. и разгрома Наполеона Россия переняла имперский стиль и сделала его архитектурным стилем зданий и сооружений, также взяв за основу римскую античность. В некоторых европейских странах рококо не получил существенного развития, и барокко сменилось классицизмом, опирающимся на греческую и римскую античность. Классицизм (1770-1840) отражал абсолютизм европейских правителей.

Классицизм лежит в основе стиля отделки фасада этого современного дома.

Среди великих архитектурных стилей фасадов домов есть первичные (вновь созданные) и вторичные — преобразованные из уже известных. Обычно вторичный стиль появляется за счет усложнения первичного, добавления к нему новых технологий, а также идеологической основы. Вторичность делает созданный стиль оторванным от изначального назначения и идеи. К примеру, античность создавалась как отражение демократии, а классицизм, многое заимствовавший у античности, отражал абсолютную и незыблемую власть монархов, в то время, как Ренессанс, также во многом повторявший античность (преимущественно древнеримскую) демонстрировал интерес к старине, возвеличивал человека как личность. Вторичные стили обычно характеризуются увеличением количества декора относительно первичных стилей.

Стиль фасадов домов — эклектика

Типичным представителем вторичного стиля стала эклектика (1830-1890 гг.) Она возникла как соединение в одном произведении направлений зодчества из разных культур и временных периодов. В основе эклектики лежал романтизм, позволяющий «перемещаться» в историческом пространстве. В это время стремились в стиль отделки фасадов, в форму зданий включить наиболее выразительные элементы из разных стилей. Эклектический стиль фасадов домов имел некоторые отличительные черты: чаще всего это была неоготика в романтическом варианте, сочетающаяся с элементами архитектуры и декора Востока. Нередко в одном сооружении использовались неогреческий, неоримский варианты зодчества, объединенные с национальными стилями отделки фасадов. В России был популярен псевдорусский стиль, соединяющий в себе элементы европейской архитектуры и древнерусского творчества, а также художественную фантазию авторов.

Эскиз дома, созданного на основе смешения стилей.

Архитектурный стиль фасадов — модерн Одним из важных архитектурных стилей домов является модерн (в Германии и Австрии — юнгендстиль, во Франции — ар нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти), привнесший в мировую архитектуру прекрасные произведения. Этот стиль возник на основе создания противовеса эклектическим стилям, господствовавших в Европе и России после угасания классицизма. Модерн — стиль аутентичный, в нем трудно назвать общие черты, поскольку велико разнообразие выражений этого стиля, называвшегося по-разному в каждой стране. Он существовал на стыке 19-20 вв. и с началом мировой войны утратил свою актуальность. Объединяет архитектурный стиль модерн то, что он создается на основе идеи, которую хочет донести автор до зрителя. В основе модерна обычно растительный рисунок, плавные извилистые линии, идея воздушности, легкости. Геометрический модерн, напротив, предполагает наличие простых ровных поверхностей и сочетания разных объемов.

Современный дом в стиле модерн.

Современные архитектурные стили домов

Сравнительно современным архитектурным стилем домов можно назвать конструктивизм, берущий свое начало в 20-х гг. прошлого века. В основе создания образа здания — целесообразность, рациональность форм, отсутствие декора, геометрические поверхности. Хай-тек — современный архитектурный стиль здания, получивший свое развитие в 70-х гг. прошлого века, и продолжающий оставаться модным до настоящего времени. Стиль отделки фасада подразумевает использование конструктивных элементов здания не только как функциональные объекты, но и как декор: например, лифты, лестницы, вентиляционные системы, которые выносятся наружу. Широко используется стекло, металл, пластик. Еще один необычный современный архитектурный стиль домов — деконструктивизм, в котором сочетаются непривычные, несочетаемые вещи, нарушена визуальная тектоника зданий, которые производят впечатление разрушающихся: стиль фасадов домов в этом стиле подразумевает использование ломаных поверхностей, резких переходов между поверхностями, нарушение пропорций. Футуризм — архитектурный стиль домов, подразумевающий динамические формы, характеризующие скорость, движение.

Футуристический архитектурный стиль загородного дома Kettle Hole от студии Robert Young.

Очень интересен современный архитектурный стиль био-тек, который развился на основе законов формирования живых организмов. Эта концепция строится на определенной философии: создания дома как одного из творений природы. Здания могут принимать растительную форму — фитоморфизм, иметь вид пещеры, гнезда, животного — зооморфизм.

Cовременный архитектурный стиль био-тек — лондонский «Огурец» (The Gherkin). Архитектор Н. Фостер. 2001-2004 гг.

Среди стилей отделки фасадов в современном строительстве по-прежнему в моде историзм, который предусматривает наличие лепнины, колонн, барельефов и других ордерных элементов, присутствующих в стилях, которые принято называть «великими». Современный архитектурный стиль домов по мотивам одного из исторических стилей подразумевает использование декоративных элементов и отделки из искусственных материалов, что ускоряет и облегчает строительство.

Автор текста: М. Сергеева

Интерьер и экстерьер в архитектурных стилях

Экстерьер дома по мотивам Ренессанса напоминает старинные итальянские строения.

Дизайн интерьера и экстерьера дома обычно дополняют друг друга, поддерживая единую идею автора. Интерьер — художественное убранство внутренних помещений. Интерьер представляет собой замкнутую зону, включает геометрию комнаты, отделку поверхностей, предметы обстановки и декор. Экстерьер — это внешний облик здания, формирующий представление о сооружении и включающий геометрию дома, декор фасада. Стили экстерьера современных домов создаются на основе новых технологий, строительных материалов. При этом застройщики стремятся к экологичности сооружений, их пожаробезопасности, энергосбережению. Образ дома формируется дизайном экстерьера, а также окружающим пространством: садом, парком, приусадебным участком. У каждого стиля экстерьера есть собственные специфические особенности и правила. Стиль экстерьера определяется единством художественного решения всех составляющих элементов. Некоторые стили экстерьера подходят для определенной местности и климатических условий, поэтому при разработке дизайн-проектов учитывают эти факторы, а также особенности рельефа, характер освещения, близость водоемов и грунтовых вод. Выбор стилевого решения дома зависит также от вкусовых предпочтений владельцев, материальных возможностей, социального положения, то есть условий, которые могут измениться со временем в зависимости от обстоятельств. От подбора стиля сооружения во многом зависит не только эстетическое восприятие, но и то впечатление, которое складывается о хозяевах, а также срок службы здания, его удобство и комфорт. Каждый стиль экстерьера поддерживается декором. Классика Классический стиль экстерьера теперь очень популярен среди частных застройщиков. Мотивы классики и исторических направлений в образе дома в стиле Ренессанс, барокко, ампир, классицизм, подчеркиваются архитектурными элементами ордера: колоннами, фронтонами, балюстрадами, аттиками, карнизами, скульптурными композициями, а также традиционной лепниной в виде меандра, пальметт, акантового, дубового, лаврового листа, гирлянд. Широкому распространению исторических направлений в современном строительстве способствует использование искусственных материалов в отделке, которые менее трудоемки и более дешевы, и при этом создают имитацию изделий из натуральных материалов.

Мотивы классики отражены в колоннах, треугольных фронтонах, симметрии элементов входной группы.

Готика

В готическом стиле экстерьера также присутствует большое количество декора, преимущественно каменного. Для современного строительства по мотивам этого стиля подходит декор из различных материалов, например, из полиуретана, который может имитировать натуральный камень. Лепнина в готическом стиле представляет собой сложную вязь, в составе которой стилизованные кресты, трилистники, цветы. Фасады украшают скульптурные композиции из изображений мистических животных, горгулий, маскаронов, фигур из религиозных трактатов.

Проект дома-особняка 1870-х гг. в готическом стиле в сочетании с мотивами Ренессанса. Альбом Барановского.

Английский стиль

Английский стиль экстерьера поддерживается кирпичными стенами без декора, которые могут быть заменены теплосберегающими термопанелями под кирпич. Среди декоративных элементов в этом стиле используются украшенные объемной резьбой массивные дубовые двери.

Визуализация экстерьера дома в английском стиле.

Разновидность викторианского стиля экстерьера — стиль королевы Анны -формируется с помощью сложных фасадов, созданных из объемов разной формы, а также резного декора. Этот стиль особенно популярен в Америке, странах Британского содружества: Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Сложные орнаменты резьбы, украшающей викторианские дома, сейчас могут быть созданы при помощи деревокомпозита — материала, имитирующего натуральное дерево.

Разновидность викторианского стиля экстерьера — стиль королевы Анны -формируется с помощью сложных фасадов, созданных из объемов разной формы, а также резного декора. Этот стиль особенно популярен в Америке, странах Британского содружества: Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Сложные орнаменты резьбы, украшающей викторианские дома, сейчас могут быть созданы при помощи деревокомпозита — материала, имитирующего натуральное дерево.

Стиль Тюдор, который часто встречается в Англии — дома каркасной конструкции с перекрестьями брусьев на фасаде, может быть решен в городском и сельском варианте. Этот стиль экстерьера поддерживается высокими двускатными кровлями или крышами, крытыми соломой.

Экстерьер дома в стиле Тюдор.

Этностиль

Национальные стили экстерьера в большой моде в современном строительстве. Для таких сооружений, например, в стиле русского национального зодчества, характерен резной орнамент на оконных наличниках, дверных проемах, в отделке карнизов, коньков крыш. В настоящее время натуральную древесину в отделке заменяют резными изделиями, созданные из деревокомпозита. Этот материал внешне похож на настоящую древесину, однако, он, в отличие от дерева, не поддается воздействию влаги, жучков-короедов, не растрескивается и не гниет. Восточные стили экстерьера также декорируются сложными резными орнаментами из дерева или искусственных материалов под дерево.

Здание с элементами восточного стиля экстерьера.

Модерн

Очень богат на декор стиль экстерьера модерн — здесь нет четких правил и материалов, которые используются в отделке. Сложные пластичные фасады нередко создаются при помощи железобетона. Среди декора зданий в стиле модерн встречается роспись, мозаика, штукатурка стукко, инкрустация из металла, ковка.

Роспись дома поддерживает стиль экстерьера модерн.

Визуализация экстерьера — один из этапов создания проекта дома. Визуализируют будущий дом и его окружение как с помощью рисунка в разных проекциях, так и посредством компьютерных программ, позволяющих создавать изображение, которое можно рассмотреть со всех сторон, масштабировать объект, увеличить ту или иную часть. Компьютерные программы для визуализации экстерьера позволяют быстро производить замену разных элементов, менять цвет отделки и декора, окружающий ландшафт и его оформление. Благодаря визуализации экстерьера получают наглядное представление о будущем доме. Этот этап проекта дает возможность убедиться в правильности выбранных архитектурных решений и составить окончательный вариант сметы для создания интерьера и экстерьера.

Автор текста: К. Максимов

Историзм (архитектура) — Википедия

«Мечта архитектора» (1840) кисти Томаса Коула соединяет воедино египетский, греческий, римский и готический архитектурные стили

Историзм (нем. Historismus) — направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, мастера которого стремились к воспроизведению духа и формы исторических стилей[1]. Выступает как сочетание различных «прошлых», «исторических» стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили)[2].

В западноевропейской историографии последовательно возникли две близкие формы термина: историцизм (нем. Historicism) и историзм (нем. Historismus). Со временем первая стала означать различение настоящего и прошедшего; вторая — включение прошлого в современное, в частности форм художественных стилей прошлых эпох в новый исторический контекст и актуальную социокультурную среду. Термин историцизм ввёл в науку об обществе в середине 1930-х годов австро-британский философ и социолог Карл Поппер. Причём он использовал этот термин в критическом аспекте. В истории искусств аналогичное понятие в форме «историзм» стали применять после проведения в 1977 году большой ретроспективной выставки в Гамбургском музее искусства и художественных ремёсел: «Высокое искусство между бидермайером и модерном: историзм в Гамбурге и Северной Германии» («Hohe Kunst zwischen Biedermeier und Jugendstil: Historismus in Hamburg und Norddeutschland»). На выставке доминировали изделия декоративно-прикладного искусства, созданные в период соответственно заглавию (после 1848 года и до начала 1890-х годов). Ранее изделия художественных ремёсел разных стран были широко представлены на первой Всемирной выставке 1851 года в Лондоне. Интерес к произведениям искусства в «исторических стилях прошлых веков» формировался во многом благодаря деятельности Готфрида Земпера, Юстуса Бринкманна, Х. Коула, основанию в 1852 году Южно-Кенсингтонского музея художественных изделий в Лондоне (с 1899 года Музей Виктории и Альберта), Королевского музея искусства и промышленности в Вене в 1859 году и Гамбургского музея в 1877 году[3].

В отличие от широкого толкования понятия «историзм» (как идеологии и творческого метода) в истории архитектуры и декоративно-прикладного искусства принято определение историзма как отдельного исторического периода. В. Г. Власов выделяет три основных типа исторического мышления[3]:

  • историзм как всеобщее свойство художественного мышления в образах,
  • историзм, присущий мировоззрению классицизма,
  • историзм в качестве идеологии конкретного периода в истории искусства XIX века.

В иных концепциях выделяют классицистический, романтический и прагматический историзм или классический, постклассический, постпостклассический историзм. В настоящее время границы периода историзма (историзм в узком значении термина) определяют от 1830-х (кризис искусства классицизма) до рубежа 1880—1890-х годов, начала периода модерна. Этап «историзма периода историзма» характерен транспозициями исторических прототипов, комбинаторными вариациями элементов различных, так называемых исторических стилей (эклектика). Ретроспективными устремлениями отличается и искусство модерна рубежа XIX—XX веков. Этап постстилевого развития в период постмодерна второй половины XX века характеризуется иным историзмом: цитациями классических тем (интертекст, или текст в тексте), свободной интерпретацией различных мотивов, созданием вторичных текстов (паратекст), скрытых смысловых связей, использованием вторичных ассоциаций и аллюзий в новом историческом контексте: теория открытой формы, принцип партиципации, «смерть автора»[4].

В отечественной искусствоведческой литературе термин «эклектика» долгое время употреблялся как синоним термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативной смысловой коннотации, появившейся на рубеже XIX—XX веков, искусствоведы приняли термин «историзм»[2][5]. Различия понятий «историзм», «эклектика», «неостиль (англ.)», «стилизация» пролегают не в конкретно-исторической, а в методологическо-понятийной плоскости. В период историзма художники пользуются творческим методом стилизации того или иного стилизуемого образца, в результате чего возникает неостиль. Непроизвольное или программное соединение в одной композиции элементов нескольких исторических стилей приводит к эклектике. Поэтому во многих случаях (но не во всех) неостиль несёт в себе черты эклектического мышления[6].

В отличие от предыдущих культурно-исторических эпох для историзма XIX века характерен плюрализм, который на рубеже XVIII—XIX веков вычленяется из основных художественных направлений: классицизма и романтизма.

Если для искусства эпох возрождения и классицизма XVI—XVII веков характерно следование обобщенному образу идеальной античной архитектуры, для периода неоклассицизма второй половины XVIII века и исторических стилизаций начала XIX столетия (этрусский, помпейский стили, стиль неогрек, ампир) типично воспроизведение конкретного памятника классической архитектуры (Древней Греции и Римской империи), то для творческого метода историзма второй половины XIX века характерно признание равноценности художественных форм различных эпох и стилей и, следовательно, произвольный выбор тех или иных художественных форм.

В сравнении с историзмом прошлых эпох, классицистического и романтического мировоззрений и направлений в искусстве, историзм XIX века прагматичен. «Пользуясь отдельными историческими формами и приёмами художники выражали актуальное содержание, но одевали свои произведения в исторические костюмы, отсюда ощущение игры»[7].

Мастера историзма XIX века стремились перенести в современную жизнь архитектурные типы национальной старины (национально-романтическое течение), не чуждаясь в немногих уни­каль­ных зданиях точной ими­та­ции знаменитых образцов. Таким образом в историческое направление включаются неороманский стиль, неоготика, неоренессанс и необарокко, цитирующие «боль­шие сти­ли» в об­раз­но-декоративных це­лях[8]. В композиции здания смешивались несколько стилей, что получило название эклектика. В иных случаях архитекторы копировали отдельные декоративные мотивы в произвольных сочетаниях, не подразумевая при этом определённый исторический стиль.

Один из первых российских архитекторов, обратившихся к историческим источникам, М. Д. Быковский говорил: «Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь Архитектуру собственную, национальную»[9]. Вопреки этому заявлению архитектуру этого периода стали называть по формулировке критиков и литераторов Н. В. Гоголя («Об архитектуре нынешнего времени», 1831) и Н. В. Кукольника «архитектурой умного выбора» самых разных стилей, то есть архитектурой эклектики[10][11].

Первые сооружения в неоготическом стиле появились в конце XVIII века в Великобритании. Характерными примерами являются вилла Strawberry Hill (англ.) 1775 года Хораса Уолпола и здание британского парламента в Лондоне 1836—1860 годов. Характерно, что построенный позднее Королевский павильон в Брайтоне (1815—1822) в индо-сарацинском стиле (с новейшими, скрытыми внутри металлическими конструкциями), получил название «пикчуреск» («живописный»).

Ведущими мас­те­ра­ми историзма в XIX веке бы­ли Лео фон Клен­це, Георг Фридрих Циб­ланд и Готфрид Зем­пер в Гер­ма­нии, Отто Ваг­нер в Ав­ст­рии, Эжен Виолле-ле-Дюк во Фран­ции, Николай Леонтьевич Бе­нуа, Леонтий Николаевич Бе­нуа в Рос­сии[8].

Распространение историзма в архитектуре связано с развитием капитализма в Европе и подъёмом буржуазии, отчего неофициально направление именуется стилем грюндерства.

Историк и теоретик архитектуры А. В. Иконников интерпретировал понятие историзма в широком смысле как тенденцию, берущую начало в эпоху Возрождения и характеризующуюся «обращением к культуре прошлого… для решения проблем настоящего»[12][13]. Напротив, Е. И. Кириченко считала историзм одним из этапов развития архитектуры эклектики и выделяла следующие периоды[13]:

  • 1800—1810-е годы: зарождение эклектики,
  • конец 1820-х — 1840-е годы: зрелость романтической фазы эклектики,
  • 1850—1860-е годы: угасание эклектики и развитие архитектуры историзма,
  • 1870—1890-е годы: полный расцвет историзма.

Согласно концепции австрийского искусствоведа Ренаты Вагнер-Ригер (нем.), развитие историзма включало следующие этапы:

  • Романтический историзм (переходный этап с 1770-х до 1840—1870-х годов). Характеризуется постепенным отмежеванием от классицизма, включает подстили неоготики, неоренессанса с привнесёнными «чуждыми» элементами иных исторических стилей, поэтому представляет собой не простое копирование, а творческую интерпретацию. В романтическом историзме возникает соединение элементов европейских и неевропейских стилей, как например в (неомавританском или византийском) стилях.
  • Чистый историзм (1870—1890 годы) предполагает воспроизведение художественных форм прошлых эпох и их гармонично-целостное (неэклектическое) сочетание. Субъективизм романтического историзма отвергается, делаются попытки поиска нового вполне оригинального стиля. Предпочтительным источником остаётся архитектура эпохи Возрождения и стиль неоренессанс.
  • Поздний историзм (после 1890 года). В этот период укрепляется ориентация на архитектуру эпохи Возрождения, но посредством последующего искусства барокко (необарокко). Отдаётся предпочтение свободному пониманию композиции и асимметричному размещению её элементов: эркеров, ризалитов, куполов, элементов геометрического и растительного декора.

Закат периода историзма начинается в 1895 году с эпохи модерна, на который оказал частичное влияние. Исторический орнаменты ещё используются, но уже без привязки к истории. В противовес историзму в начале XX века появилась реформа архитектуры (нем.), перешедшая в архитектурный модернизм. После окончания Первой мировой войны посредством футуризма и экспрессионизма формируется архитектурный модернизм.

Начиная с реформы архитектуры после 1900 года (особенно с 1910 года) получают распространение рациональные и безорнаментальные функционализм и конструктивизм, царившие в 1920-е годы. Программная статья австрийского архитектора-модерниста А. Лооса так и называется «Орнамент и преступление» (1908). В новой эстетике отразилась потребность европейского сообщества дистанцироваться от подражания художественным стилям прошлого и развивать искусство согласно новым технологическим достижениям и мировоззренческим тенденциям. В пострадавших от войны странах историзм прекращает существование, тогда как в США или не участвовавших в войне странах, например, в Испании, наряду с новыми стилями историзм сохранялись до 1950-х годов.

Позднее идеи историзма оказывали влияние на стили: неоклассицизм, сталинская архитектура, неогерманская (нем.)). В архитектуре постмодернизма и «нового классицизма» XX—XXI веков возводятся здания в исторических стилях. Стиль современных построек в этом направлении называется неоисторизмом.

Промышленная революция XIX века создала жанр промышленной (индустриальной) архитектуры: включение в искусство архитектуры возведение железнодорожных станций, заводов и фабрик и складов, магазинов, мостов, туннелей и водонапорных башен. Для решения жилищных проблем крупных городов требовались многоэтажные доходные дома и новые градостроительные решения.

Примечательно применение новых технологий в архитектуре и дизайне. Развитие сталеплавильного производства (Бессемеровский процесс) во многом определило новый облик городов. Построенный Дж. Пэкстоном из железа и стекла Хрустальный дворец для Всемирной выставки 1851 года в Лондоне выглядел новаторским и задал магистральное направление архитектуре последующих десятилетий.

Дань представительности и внешней привлекательности в ущерб практичности (см. Венский университет) стало одной из причин критики историзма в середине XX века. Однако исторические архитектурные стили считались уместными для определённых типов зданий: церкви строились в готическом или романском стилях, банки и доходные дома — в стиле возрождения, аристократические особняки и театры — в стиле барокко, заводы — в английском стиле Тюдоров (с отделкой фасадов кирпичом, так называемый кирпичный стиль). Фасады зданий были призваны отражать не только величие и богатство, но также социальное положение жильцов. Например, первый этаж назван «бельэтажем» за высокие потолки и богатую отделку, что могла позволить себе зажиточная буржуазия. Социальный статус жильцов многоквартирного дома уменьшался с каждым верхним этажом. Чердачные помещения с маленькими круглыми окошками, как правило, отдавались прислуге или низшим слоям населения.

Убранство помещений в архитектуре историзма также играло не последнюю роль. Загородные резиденции, дворцы и замки знати возводили в духе старых времён. Идеалы средневековья и рыцарства нашли своё выражение в модных рыцарских залах и номерах-люксах.

Не­ред­ко тер­мин «историзм» приравнивается к понятию «исторические сти­ли»[8].

Примеры архитектуры историзма:

  1. ↑ Словарь терминов (неопр.). Российская Академия Художеств. www.rah.ru. Дата обращения 15 октября 2017.
  2. 1 2 Погодин С. Н., Малинов А. Фигуры истории, или, «Общие места» историографии. — СПб.: Северная звезда, 2005. — С. 92—93. — 456 с.
  3. 1 2 Власов В. Г. Триада «историзм, стилизация, эклектика», и постмилленизм в истории и теории искусства // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2018. — № 3 (63).
  4. Власов В. Г. Архитектура как изобразительное искусство. Теория открытой формы, принцип партиципации и синоптический подход в искусствознании // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов» / УралГАХУ. — 2018. — № 1 (61).
  5. Принцева Г. А. Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования : сборник статей. — «Искусство,» Ленинградское отд-ние, 1985. — С. 6. — 184 с.
  6. Бенуа Л. Н. Записки о моей деятельности. — Невский архив. Историко-краеведческий сборник. — М., СПб.: ATHENEUM-Феникс, 1993. — С. 13—14.
  7. Власов В. Г. Историзм. — Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т.. — СПб.: Азбука-Классика, 2006. — Т. IV. — С. 191.
  8. 1 2 3 Историзм (неопр.). Большая российская энциклопедия — электронная версия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения 11 июля 2018.
  9. Валерий Агронский. Архитектура России. — М.: ЭКСМО, 2017. — С. 145. — 304 с. — ISBN 9785040615827.
  10. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений в 6 т.. — М.: Гослитиздат, 1953. — Т. 6. — С. 47.
  11. Кукольник, Н. В. Новые постройки в Петергофе // Художественная газета. — 1837. — № 11–12. — С. 175–177.
  12. Иконников А. В. Историзм в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1997. — ISBN 5-274-00899-2.
  13. 1 2 Евгения Михайловна Кишкинова. «Византийское возрождение» в архитектуре России: середина XIX-начало ХХ века. — Искусство-СПБ, 2006. — С. 5—6. — 266 с.
  14. ↑ Всеобщая история архитектуры: Архитектура Западной Европы XV-XVI веков; эпоха Возрождения. — Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1967. — Т. 5.
  15. Полевой Вадим Михайлович. Двадцатый век: изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — Сов. художник, 1982. — С. 72. — 452 с.
  • Иконников А. В. Историзм в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1997. — ISBN 5-274-00899-2.
  • Уилкинсон Филип. Архитектура: 50 идей, о которых нужно знать. — Phantom Press, 2014. — 208 с. — ISBN 5864716669.
  • Блохина Ирина. Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. — АСТ, 2014. — 400 с. — ISBN 5457628736.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.