Дома древней греции: Античная цивилизация. Греция : Дом и частная жизнь – Древняя Греция. Быт древних греков
Древняя Греция. Быт древних греков
Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.
От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.
Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.
Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и также быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины — мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.
Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.
Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом древнегреческие города были однообразны и походили один на другой.
Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина — готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.
Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.
Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой — белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно — ржавчина.
Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты, шла на любые испытания.
Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой, в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью).
Еда древних греков была простой — оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.
Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно. В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Артемиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках — древняя примета благополучия семейного счастья.
Кухня Древней Греции: что ели философы и гетеры | Наука
Мы продолжаем цикл статей о кулинарии древнего мира. Итак, вы — герой попаданческой фантастики, и на сей раз вас занесло в страну, где всё есть — но больше всего статуй, философов и спортсменов. Чем вас накормят в Древней Греции?
Вы за здоровый образ жизни: физкультура-диета, без ГМО и консервантов? Тогда, уважаемые попаданцы, добро пожаловать в Элладу!
Сладкие пончики? Забудьте! Долгое время из пшеничной муки в Древней Греции были только пресные булки и облатки, а из ячменной, предварительно обжаренной, — лепёшки. Использовалась мука грубого помола с добавлением отрубей — сейчас такой хлеб называют «цельнозерновым» и считают полезным для пищеварения. Про пышное дрожжевое тесто можете не вспоминать: вместо дрожжей долгое время брали — если вообще брали — винную закваску.
Когда будете жевать эту подошв… этот полезный продукт — смочите лепёшку вином (конечно, разбавленным — вы же не варвары!). Если хочется подсластить себе жизнь — намажьте мёдом. Но лучше положите козий или овечий сыр. И возьмите пригоршню оливок. Поздравляем, вы позавтракали. Излишества вредят, да. Водой запить не возбраняется. Следующая трапеза — через четыре-пять часов. Привыкайте.

Персефона и Аид, скромная семейная трапеза богов (об особенностях создания этой семьи умолчим)
И это ещё не худший вариант того, что вас может ожидать, — это завтрак среднего класса. В меню бедняков входили, по нашим понятиям, малосъедобные вещи: цветы мальвы и люпина, например, или кузнечики.
Уважаемые попаданцы, если в Древней Греции вам подадут чёрствый хлеб — не считайте, что хозяин жмот. Наоборот, он заботится о вашем здоровье — чёрствый хлеб считался целебной едой при желудочных заболеваниях, спазматических болях и так далее. Видимо, вы сегодня выглядите не лучшим образом — примите к сведению и поблагодарите за внимание. И не отказывайтесь от хлеба, каким бы чёрствым он ни был: греки считали, что это может вызвать гнев богов!
Но не всё и не всегда было плохо и скудно. Ведь первую в мире поваренную книгу написал грек Архестрат в 330 году до нашей эры. А самый древний из сохранившихся кулинарных рецептов — от сицилийского повара Митека — ещё старше: V век до н. э. Вот он, адаптированный к современным реалиям:
Возьмите морского окуня, отрубите голову и хвост, очистите его от внутренностей, костей и кожи. Со всех сторон смажьте оливковым маслом, посыпьте крошками хлеба и рубленым зелёным луком. Положите на противень или в форму для запекания. Сверху покрошите брынзы или сыра — и ставьте запекаться, пока рыба не пропечётся полностью.
Кулинарные рецепты в древней Греции порождали споры «кто правильнее готовит». Так, упомянутый Архестрат был категорически против совместного запекания сыра и рыбы, считая, что это портит вкус блюда и что при запекании надо ограничиться зеленью и маслом. До сих пор есть люди, яростно отстаивающие и эту, и противоположную точку зрения!
С рыбой в Древней Греции — стране приморской — было неплохо. Угорь и барабулька, тунец и скат, рыба-попугай и рыба-меч — кто только не встречался на столах древних греков! А также осьминоги, креветки, морские ежи, каракатицы, устрицы… Но мясо греки (как и египтяне) долгое время ценили гораздо больше рыбы и морепродуктов. Дары моря считались пищей бедного люда и женщин. Для мужчины-воина рыба и моллюски на столе были постыдными: «Это ж надо было так оголодать…»
Вскоре, однако же, все в корабле истощились запасы.
Стали товарищи волей-неволей ходить на охоту.
Начали птицу ловить и всё, что до рук доходило;
Рыбу ловили крючками: терзал жесточайший их голод.Гомер «Одиссея»
Потом ситуация изменилась. Спрос на рыбу так вырос, что ловцам приходилось отправляться в Чёрное море — в Средиземном рыбы на всех не хватало!

На таком блюде подавали рыбу. С сыром или без
Мясо греки любили всегда. Те, кто не мог держать скот, охотились на оленей, зайцев, диких коз. Люди побогаче выращивали свиней, овец, коров. Животных могли приносить в жертву богам во время массового жертвоприношения — гекатомбы. При этом сжигали кости и жир, а мясо шло тем, кто устраивал жертвоприношение.
Незазорной для воинов едой была и птица — как дичь (включая, например, ласточек, жаворонков и воробьёв), так и домашние куры, гуси и утки. Птиц разводили и ради яиц, причём ценились как куриные и перепелиные, так и экзотика: яйца фазана и египетского гуся.
Особое место в древнегреческой кулинарии занимала спартанская чёрная похлёбка. Готовили её из свинины, свиной крови, уксуса и соли, причём спартанским поварам категорически запрещалось готовить из мяса что-либо, кроме неё (ослушавшихся отправляли в изгнание). В Спарте чёрную похлёбку весьма ценили и угощали ею только уважаемых пожилых людей. В прочей Греции она считалась настолько отвратительной на вкус, что стала поводом для шуток вроде: «Почему спартанцы не дорожат жизнью в бою? Если есть чёрную похлёбку, жить уже и не хочется!»

Герой Агамемнон разгневал богиню Артемиду, убив её любимого оленя. А что делать, есть-то хочется!
Любили греки и овощи. Руккола и орегано, кресс-салат и фенхель, латук и артишоки — это не цитата из меню хипстерского ресторана XXI века. Это обычная зелень на столе эллина тысячелетия назад. А ещё огурцы и редиска, капуста и сельдерей.
Не хуже, чем с овощами, обстояло дело и с фруктами, свежими и сушёными, а также с орехами: яблоки, айва, груши, сливы, гранаты, финики, миндаль… Инжир вообще считался «божественным», и его запрещали вывозить из Афин под страхом наказания.
И, конечно, оливки. Оливковое масло — один из продуктов, прославивших Грецию. Использовалось оно везде, и не только для еды: маслом скульпторы обрабатывали мрамор, масло использовали как основу для красок, оно входило в состав лекарственных снадобий и косметики. А низкосортное масло третьего отжима сжигали в светильниках.
Грецкие орехи в то время для греков были экзотикой из дальних краёв, дорогой и редкой. А гречневой крупы греки и вовсе не знали!
Славилась Греция и винами. История виноделия тут насчитывает четыре тысячи лет — можно представить, сколько сортов было создано за это время! Белые, розовые и красные, сухие и сладкие, креплёные изюмом и с добавлением смолы… Правда, у эллинов полагалось разбавлять вино водой минимум на две трети. Даже разбавление пополам считалось моветоном, пить же вино в чистом виде было варварством, недостойным эллина. Ну, кроме как на Дионисиях — празднествах в честь бога виноделия: там о приличиях и речи не шло. Гуляют все!

Так праздновались Дионисии. Пей и радуйся!
У греков был устоявшийся распорядок: как, когда и с кем принимать пищу. Рано утром — лёгкий завтрак в кругу семьи, когда даже женщины могли сидеть за одним столом с мужчинами. Точнее, именно они и сидели, а мужчины полулежали на специальных кушетках — апоклинтрах.
В середине дня наступало время второго завтрака. Каким он будет — зависело от периода истории и того, насколько занят конкретный грек. Второй завтрак мог быть перекусом на рабочем месте (например, на агоре) — тогда обходились «фастфудом»: лепёшки, брынза, оливки, мелкая жареная рыба, сухофрукты. В кругу домочадцев подавали более обильную пищу. Но всё равно второй завтрак считался промежуточным, несерьёзным.
Другое дело — обед (когда день начинает клониться к вечеру) и ужин (когда темнеет). Это время хорошенько подкрепиться мясными блюдами и созвать гостей. Греки не одобряли людей, которые едят в одиночку. Про таких говорили: «Он не ест, лишь наполняет свой бурдюк». Совместная же трапеза — симпосион — была отличным поводом пообщаться с друзьями. Само слово «друг» («синтрофос») в переводе с греческого означает «сотрапезник».

Симпосионы не были общесемейными — они проходили на мужской половине дома. Туда или вовсе не пускали женщин, или приглашали только гетер, флейтисток и танцовщиц. Как правило, на пирушках было от трёх до девяти участников — «не меньше числа харит, не больше числа муз» (рабы в счёт не шли). Сначала подавали холодные и горячие закуски, потом основные блюда — мясо, рыбу и овощи. Далее рабы уносили столы с едой и приносили гостям ароматную воду, чтобы те могли умыться, и венки цветов. В трёх сосудах-кратерах смешивали вино с водой — его жертвовали богам, героям и отдельно Зевсу-громовержцу.
Я должен смешать три чаши: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью — для хорошего сна. Выпив три чаши, мудрые гости отправляются по домам. Четвёртая чаша уже не наша, она принадлежит насилию; пятая — шуму; шестая — пьяному разгулу; седьмая — подбитым глазам; восьмая — блюстителям порядка; девятая — страданиям и десятая — сумасшествию и крушению мебели.
Эвбул, IV век до н. э.
После ритуала переходили к развлекательной части симпосиона: распорядитель пира (симпосиарх) определял порядок речей, состязаний и игр. Тем временем рабы возвращали столы, на которых был сервирован десерт — фрукты, орехи, сыр, солёная и сладкая выпечка.
Популярной игрой на таких пирушках был коттаб — состязание в меткости. Игрок должен был так выплеснуть остатки вина из своего кубка, чтобы они точно попали в специальный металлический сосуд-коттабий, не пролились по дороге, пролетели по максимально изогнутой траектории и ещё и зазвенели при попадании в цель. Много вина было у этих древних греков…

Гречанка, играющая в коттаб, VI век до н. э.
А что делали женщины, пока мужчины пьянствовали на симпосионах? Печально сидели в гинекеях, пряли-ткали-вязали, а потом рассказывали на базаре подругам, что их мужья — козл… большие интеллектуалы? Бывало и так. Но бывало и по-другому.
Древняя Греция была не единой страной, а цивилизацией из множества государств — весьма разных, в том числе и по своим обычаям. В городах Эолиды, что в Малой Азии, женщины жили куда свободнее, чем в других областях Эллады. Они образовывали женские содружества-фиасы, где женщины обучали девушек стихосложению, музыке, танцам и служению богиням. И, конечно, собирались чисто женской компанией на пирушки.
Что на них происходило, известно плохо, — но кое-что мы всё-таки знаем благодаря самой известной руководительнице такого фиаса: поэтессе Сафо с острова Лесбос. Так, трезвенницами эолийки точно не были — пили вино и радовались ему не меньше мужчин. С удовольствием ели фрукты. А наряду с цветочными плели венки из… укропа.
В третьей и финальной части статьи мы расскажем, что ели в Древнем Риме!
А пока можно перечитать первую:

16.03.2019
Допустим, вы попаданец и оказались в далёком прошлом. Чем вас накормят в краю пустынь и пирамид?
Дома и мебель древних греков. — Студопедия.Нет
Если бы мы оказались на улице древнегреческого города, то удивились бы, насколько она отличается от привычных нам городских улиц. На улицу не выходило ни одного окна — только гладкие стены одно- и двухэтажных домов с дверьми. В центре дома находился открытый дворик.
Дом строго делился на две половины: мужскую и женскую. Обе части занимали продолговатый четырехугольник. Через ворота переднего двора или, где двора не было, прямо с улицы входили в прихожую или некрытый широкий проход, по обеим сторонам которого были расположены покои, служившие для различных хозяйственных нужд, и помещение привратника. Этот проход вел в четырехугольный некрытый зал, обнесенный крытым портиком. Это был главный покой мужской половины дома. Посередине стоял алтарь, посвященный Зевсу-домохранителю. С боков к нему примыкали жилые покои мужчин. Каждый из них имел дверь, выходившую в зал, и соединялся с соседними покоями внутренними дверями[20].
Расположенный прямо напротив главного входа коридор вел в женскую половину дома. Она также состояла из большого зала с колоннами и боковых покоев для жилья. За женской половиной находились залы, а за ними — помещения для прислуги, выходившие на улицу позади дома (или, может быть, в садик, если он был), так что, заперев внутреннее сообщение, можно было отделить женское помещение от мужского, не мешая прислуге. На женскую половину в доме нельзя было приникнуть чужому. Женщины проводили здесь большую часть времени, занимались хозяйством, пряли , вышивали, развлекали своих друзей.
Если дом был двухэтажный, то в верхний этаж вела лестница, очень часто прямо с улицы. Верхний этаж строился из тонких досок и был разделен на комнаты, которые служили помещениями для рабов. Если в доме не было особых гостевых комнат, эти помещения служили спальнями для гостей. Только верхний этаж освещался окнами, в нижний этаж свет проникал через двери. Стены покрашены однотонной краской, увешаны яркими ковриками и рисунками, сделанными женщинами из этого дома. Комнату обогревали горящим древесным углем.
В домах древних и греков укладывались кипарисовые ветки как по причине их приятного запаха, так и благодаря их успокаивающим и дезинфицирующим свойствам.
Мебель: у греков были кресла, стулья и табуреты. Богато отделанные стулья с украшениями, иногда со спинкой, изваянной в виде животного, назывались тронос и клисмос. Формой своей они походили на древневосточные троны и почетные кресла. К креслам и стульям, иногда довольно высоким, обычно приставляли ножные скамейки, сделанные в том же стиле, что и само сиденье. Столами (которые обычно были круглыми) пользовались только для обеда. Даже писали лежа: если на восковых табличках, то придерживая их левой рукой и прижимая к левому боку, а если на папирусе, то положив его на бедро. Ножкам столов часто придавали форму ноги какого-нибудь животного. Особенно богатым орнаментом отличались медные столы, вошедшие в моду в позднее время[21]. Греческие обеденные столы были малы и низки: они предназначались только для одной персоны и были не выше ложа, перед которым ставились. Восточный обычай лежания вместо сидения изгнал постепенно стулья и всякого рода сиденья из мужской половины греческих домов на женскую и заменил их в первой диванами или мягкими ложами (женщины и дети сидели, но не ложились). Ложа эти состояли из станка (деревянного или бронзового) на четырех ножках, сделанного в виде рамы, переплетенной тесьмой, и тюфяка с подушками и покрывалами. Отделка лож была особенно красива: их украшали фигурами из золота, серебра, слоновой кости, янтаря и цветною дерева. Подушки были круглые (для головы) и четырехугольные (их клали за спину и облокачивались на них левым локтем). Наволочки для них делали из узорчатых материй. На ложах расстилали пестрые ковры, края которых обшивали бахромой. Кровати (по-гречески краббатос, отсюда русское слово «кровать») были устроены подобным же образом. Вместо шкафов, которые появились, вероятно, не ранее римского времени, у греков были сундуки или лари различной величины, В некоторые из них можно было спрятать двух человек. Большие сундуки, в которых хранили платье и другие ценные вещи, закрывались крепкими крышками. Вместо запирания на замок сундуки запечатывали или завязывали узлом, который трудно было распутать.
Дома богачей были большего размера, наряднее и богаче. Полы покрывала мозаика, стены украшала роспись. Богатые люди имели красивую посуду из золота и серебра[22].
Дворцы.В царских жилищах времен Гомера скорее всего только одна часть была каменная: покои, где спали сам царь и члены его семьи. Таким было помещение, выстроенное Улиссом (в греческой мифологии — царь острова Итака, один из предводителей ахейцев в Троянской войне).вокруг ствола дикой оливы, служившего подножием его постели; такими были шестьдесят два помещения, предназначенные для сыновей и дочерей Приама в большом дворце в Трое; такое же, наконец, и жилище богини Цирцеи. Эти небольшие по размерам и построенные из камня комнаты окружались обычно деревянными постройками. Все же большие помещения, где собирались вместе для еды и питья, сооружались из бревен и досок, как и те кладовые, где хранились запасы провизии, одежда и оружие, а также помещения для рабов. Полом была утоптанная земля. Стены и потолки комнат, двери, наличники и иногда даже пороги у дверей делались из сосны, дуба, ясеня или оливкового дерева. Посредством полировки или, быть может, с помощью лака столяры придавали видимым поверхностям бревен и досок некоторый глянец. Все эти деревянные части быстро теряли свой цвет и темнели от дыма очага, а в особенности от чада, исходившего от жира, стекавшего с шипением на раскаленные угли при жарке мяса, а также от копоти при горении смолистого дерева, зажигавшегося при наступлении ночи на металлическом кружке для освещения жилища. Везде оседала эта сажа, которая в доме Улисса попортила оружие, развешанное по стенам.
Действительно, в помещениях не было ни печей, ни каминов, огонь разводили посередине помещения или около стены, и дым выходил или через дверь, или в щели стен и крыши. Некоторые места у Гомера, по-видимому, указывают на знакомство греков с украшениями из металла, слоновой кости или цветной обожженной глины, применявшимися уже с давних пор на Востоке для убранства потолков, стен и иногда даже дверных порогов. Но все эти места касаются только зданий, построенных богами, или еще дворца Алкиноя на волшебном острове Схерия[23].
Посуда древних греков.
Посуда разного рода делалась из меди, глины и дерева. В целом ее можно разделить на парадную, чернолаковую и краснолаковую, и хозяйственную. Парадную посуду использовали для украшения домов и для званых обедов в богатых домах. В остальное время использовали посуду простую, без лишних украшений. У греков было множество различных по форме и назначению керамических изделий: от блюд и подносов до кувшинов, кубков и больших сосудов для хранения воды, вина, оливкового масла и зерна — пифосов. Сосуд для смешивания вина с водой назывался кратер, ковш с высокой ручкой — киаф. Амфора-сосуд для хранения жидкостей с узким горлом и двумя ручками , широкими по середине. В них хранили вино, масло, использовали при транспортировке и голосовании. Именно в этих сосудах смешивали вино с водой. Смесь вина и воды подавали в кувшине, который назывался ойнохоя, а из него разливали в бокалы. Коробочка для туалетных принадлежностей — пиксида. Специальную амфору вручали в качестве приза на Панафинейских играх. На амфоре изображался сюжет того вида состязаний, за который был вручен приз. Лутрофор — большая ваза, в которой приносят воду для ванны перед свадебной церемонией. Канфар, килик и скифос – это сосуды для питья. У них были большие ручки , чтобы те, кто возлежал на ложах, могли легко удерживать их. У него было три ручки: две — чтобы поднимать его, а третья — чтобы наливать . Воду приносили из фонтана в сосуде, который назывался гидрией[24]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как видим, повседневная жизнь и быт имеют сходства и различия с нашим бытом и с нашей жизнью.
Если нынешний досуг состоит в основном в просмотре телевизора по вечерам или за сидением за компьютером, то досуг древних греков состоял в походах в театр. В общем-то, общественный быт издревле был представлен состязаниями, военными походами, театром, культом, праздниками, государственными делами. Кажется, что древние греки только развлекались, но это совсем не так. Проследив день древнего грека, мы видим, что работа для него на первом месте.
Все, чем занимались и что носили, чем пользовались и как жили, мы знаем благодаря археологам, исследователям, ученым, историкам. Они находят и изучают различные предметы времен существования Древней Греции. Львиную долю знаний о древних греках получили благодаря вазописи. Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков.
Без фундамента, заложенного древними греками, европейская цивилизация имела бы совсем другой вид, и не было бы России, какой мы ее знаем. Многие выражения, унаследованные от греков, мы употребляем повседневно, не вспоминая об их источнике. «Гомерический смех», «лебединая песня», троянский конь»; обыденные слова, такие как школа, церковь, демократия, тетрадь, огурец, фабрика, мастер, коммунизм, федерация, губернатор; собственные имена — Адриан, Александр, Василий, Ирина и многое другое перешло к нам от греков. На почве Греции выросло современное человечество.
Список используемой литературы:
1. Бонгард-Левин Г.М. «Древние цивилизации» / М., Мысль,1989, 427с.2. КобылинМ.М. «История и культура античного мира» / М., Наука, 1977, 514с.3. Куманецкий К.» История культуры древней Греции и Рима» / М., Высшая школа , 1990, 452с.4. Кучеренко Л.П. «Общественная жизнь, быт и досуг древних греков и римлян» / С-р, Учебное пособие, 1996. 569с..
5. Лурье С.А «История Греции»/ С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993, 308с.6. Любимов Л. «Искусство древнего мира» / М., Просвещение,1980, 412с.7. Никитюк Е.В. «Быт античного общества» /Учебно-методическое пособие по спецкурсу, С-Пб, 2005, 249с.
Интернет-ресурсы
1). http://otherreferats.allbest.ru/history/00067938_0.html
2). http://www.ancienthistory.spb.ru/book/14-43povsedn/
3). http://www.slideshare.net/guest7e683c/3-presentation-723200
[1] Кучеренко Л.П. «Общественная жизнь, быт и досуг древних греков и римлян». С-р, 1996.
[2] Бонгард-Левин Г.М.»Древние цивилизации.», М.,1989.[3]Куманецкий К.»История культуры древней Греции и Рима»,М.,1990.
[4]Лурье С.А «История Греции», С.-Пб, 1993.
[5]Любимов Л. «Искусство древнего мира», М., 1980.
[6]Кобылин М «История и культура античного мира», М.1977
[7].Никитюк Е.В «Быт античного общества», С-Пб, 2005.
[8] Лурье С.А. Указ.соч. С.78
[9] Там же, С.78-79
[10] Кучеренко Л.П., Указ.соч. С.223
[11] Там же, С.224
[12] Любимов Л., Указ.соч. С.301
[13] Там же, С.302
[14] Кобылин М., Указ.соч. С.48
[15] Никитюк Е.В., Указ.соч. С.205
[16] http://www.ancienthistory.spb.ru/book/14-43povsedn/
[17] Там же
[18] Там же
[19] Там же
[20] Куманецкий К., Указ.соч. С.167
[21] Там же, С.168
[22] Там же.С.169
[23] http://www.slideshare.net/guest7e683c/3-presentation-723200
[24] http://otherreferats.allbest.ru/history/00067938_0.html
Архитектура Древней Греции | Architecto Grad
Самыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они обладают изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.
Удивительно, что слова «греки» и «Греция» вошли в употребление уже во время правления римской империи. На самом деле, греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.
В древнегреческой архитектуре происходит распад на 3 главных школы: ионическую, дорическую и аттическую (коринфскую).
Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.
Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.
Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.

ЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)
Сооружения строятся из дерева и сырцового кирпича, а кровлю покрывают обожженной черепицей. Помимо обычного жилья возводятся первые древнегреческие храмы.
В этот период начинают сооружать мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».
Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах. Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик.

В этот период появились первые зачатки эллинской архитектуры — птерон (или перестасис). Некая колоннада, которая окружает целлу со всех сторон.
Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада. Благодаря этому, он выглядит еще массивнее и значительнее.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)
Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не выделяясь, будто он часть холма. Особенность мышления греков состояла в том, что они представляли себе даже реки и горы в виде живых существ, — прекрасных девушек и сердобольных старцев. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.
Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.

Греческий храм не имеет замкнутого пространства. Возможно, что некоторые храмы не имели покрытия. Колонны образовывали вокруг ядра храма ажурную оболочку, своеобразное оперение (на что намекает само название храма: периптер — окрыленный со всех сторон)
Дорический периптер достигает зрелости в начале V века. К числу храмов V века принадлежал храм Афайи на о. Эгина, храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии и храм в Акраганте, задуманный в таком крупном масштабе, что его выполнение было неосуществимо.


В построении древнейших греческих храмов учитывалась разумное начало и целесообразность, так как расстояние между колоннами определялось величиной каменных балок, составляющих антаблемент.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)
Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется сближением ионического и дорического стилей.
В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храмик бескрылой Победы, который производил впечатление особого изящества.

Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона. Он сохраняет форму традиционного дорического периптера: три ступени основания, колонны с желобками, антаблемент с метопами, двускатная кровля. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.
Один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от Парфенона, является Эрехтейон. Он имеет необычную ассиметричную планировку: наличие двух целл, двух входов, которые были оформлены ионическими портиками. Основное здание поделено на две части, стоящие в разных плоскостях. Главный вход украшен портиком с шестью колоннами. С южной стороны храма находится балкон, с колоннами в форме женских статуй — кариатид.




Театр Диониса у подножия Акрополя относится к более позднему времени. Театр для греков — это в первую очередь место явления божества, приспособленное для зрелищ. Одним из лучших сохранившихся греческих театров следует считать театр в Эпидавре (IV век до н.э.)
Акрополь обладает большим разнообразием в своих отдельных частях и вместе с тем внутренним единством свободно развившегося целого.
«Ничего лишнего» — этот завет Соломона полностью осуществили в своих произведениях мастера V века. Классика всегда соблюдала, то чувство меры, которое греки противопоставляли беспредельной роскоши и пышности образов Востока.
Всё это позволило грекам создать ценности мирового значения. Энгельс давал высокую оценку культурной миссии греков. «Из сумерек Востока, — говорил он — выявился свет свободного эллинского сознания»
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV — СЕРЕДИНА I ВВ. ДО Н. Э.).
Замечается утрата целостности и величия, присущих архитектуре V века. В IV веке возникает ряд новых типов: рядом с периптером, который воспринимался, как жилище божества, местопребывание его статуи, возникают огромные, неизмеримо более вместительные храмы. Храм Артемиды в Эфесе построили на месте сгоревшего храма в 356 г., уже с двумя рядами колонн вокруг целлы. Таким образом появляется новый тип — диптер. В моду входит коринфское направление.

Простота и величие классического периода сменяются роскошью, нагромождением форм. Колонны в храме Артемиды достигали 19 метров, то есть в 2 раза выше Парфеноновских. При всем том впечатлению устойчивости и ясности колонн немало препятствовало то, что их базы были украшены горельефом с фигурами человеческого роста.



Другой храм диптер Дидимейон в Милете (V в. до н.э.), почти в два раза превосходил Парфенон. Разнообразие впечатлений внутри храма напоминали больше восточные храмы, чем греческую архитектуру.




Заслугу эллинистических архитекторов составляют множество других типов построек, помимо периптера: круглые храмы, стадионы, театры, гимназии, здания воспитательного характера, булевтерии, здания городского управления, монументальные алтари, богато убранные городские ворота. Новые архитектурные вкусы сказались в более свободном обращении с ордером, чем это было принято в классическую пору.
Примером смешивания разных ордеров могут служить городские ворота Милета.

Главные достижения эллинистической архитектуры лежали в области градостроительства.
Ионическая философия сказалась на планировке города, в основе которой служили две взаимно-перпендикулярные улицы. Направление улиц проектировалось с учетом исключения неблагоприятного проникновения ветров. Речь идет о гипподамовых (архитектор Гипподам Милетский) городах: Приена, Милет, Смирна, Александрия, Пергам и др.



Главной темой эллинизма, был частный дом (раскопки в Делосе, Приене, Милете). Помещения частного дома группировались вокруг открытого двора, а отдельные помещения были связаны не сколько друг с другом, сколько с открытым двором. Так сформировался архитектурный тип – перистиль: открытый двор, обнесенный колоннами, с помещениями, выходящими в него.
Пергамский алтарь начала II в. до н.э. – последнее крупное произведение греческого монументального искусства.



В этот период не было таких художественных ценностей, как афинский Акрополь. Совершенство произведений V в. оставалось недостижимым идеалом для большинства греческих мастеров позднейших столетий. Бездушное подражание и мелочность говорят о творческом оскудении эпохи.
Эллинистическое искусство разработало идеи градостроительства, открыло ценность индивидуальности и красоту пейзажа.
Повседневная жизнь и быт древних греков: дома, одежда, еда, дети
На повседневную жизнь и быт древних греков влияли в первую очередь традиции и уставы отдельных полисов. Но все — таки существовали характерные черты быта, которые объединяли всех жителей Древней Эллады.
Характерные черты быта: дома
Древнегреческие дома были одно и двухэтажными, строились они таким образом, чтобы окна не смотрели на улицу. В центре каждого дома находился маленький двор с разнообразной растительностью, предназначенный для отдыха.
Древнегреческие дома делились на две половины – женскую и мужскую. Вход в женскую половину дома был допустимым только членам семьи и ближайшим родственникам, в мужской половине находились гостиные.
Примечательным было то, что дома, независимо от благосостояния хозяев не вмещали много мебели. Греки ограничивались только ложами для сна, столами и креслами. Дома знатных греков часто украшались мозаикой и росписью.
Отношение к одежде и украшениям
Греки не придавали особого значения повседневной одежде: очень часто их шили женщины в домашних условиях. Одежду для торжественных выходов могли заказывать у ремесленников, она была расшита узорами и выполнена из дорогого материала.
И женщины, и мужчины носили длинные белые рубахи — хитоны. В качестве верхней одежды служил обычный тканевый отрез, мужчины носили его в качестве плаща, а женщины могли красиво завязывать его на плечах, покрывая при этом голову.
Мужская обувь была представлена сандалиями из натуральных материалов, женщины носили туфли и высокие ботинки. Именно древнегреческие женщины впервые начали использовать эфирные масла в качестве духов. Довольно распространенными среди женщин были золотые и серебряные украшения: браслеты, колье, тиары.
Гостеприимность и еда греков
Древние греки были необычайно гостеприимные, двери их домов были всегда открыты не только для друзей, но и для незнакомых путешественников. В греческой семье не было принято садиться за стол в одиночку, поэтому очень часто друзья или соседи собирались вместе, чтобы поужинать.
Еда греков зависела от их материального состояния. В богатых семьях на стол подавалась рыба, овощи, фрукты. Бедняки довольствовались выпечкой из ячменя, дешевой рыбой и похлебкой. Но не те, ни другие не обходились без вина. Вино древние греки разбавляли с водой, потому что считали, что пить чистое вино – это удел варваров.
Отношение к детям и отношения в семье
Древние греки очень любили детей, поэтому посвящали особенно много сил и времени на их воспитание и образование. Дети посещали школы, где их учили письменности. Особое внимание уделялось физической подготовке, так как в Древней Греции существовал культ здорового и сильного тела.
Греческие мужчины были заняты заработком денег для семьи, основной функцией женщины было воспитание детей и управление домашним хозяйством. Даже если семья позволяла себе иметь рабов, греческие женщины были обязаны все время работать вместе с ними.
Парадоксально, но жены богатых греков имели меньше свободы, чем жены бедняков. Малообеспеченные женщины часто выходили на рынок и в город, состоятельным гречанкам без сопровождения мужа это делать не разрешалось.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Образование в Древней Греции: принципы обучения мальчиков и девочек
Следующая тема:   Города Греции подчиняются Македонии: упадок Греции
Все неприличные комментарии будут удаляться.
ДОМ ЖИЛОЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ — что такое в Архитектурном словаре
Для греческого традиционного жилого дома характерна замкнутость все помещения обращены к внутреннему дворику. Это так называемый пастадный тип. Жилые комнаты располагаются с одной (северной) стороны. Пастада — (крытый проход) была открыта в сторону двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Двор был своеобразным световым колодцем, через который освещались все помещения. Если в доме был второй этаж, то там устраивали небольшие окна. Дом делился на мужскую и женскую половины. Главным помещением была мужская комната — андрон, предназначенная для приема гостей и для пиров — симпосиев. Другим важным центром была комната с очагом — средоточие домашней жизни (ойкос). С ней сообщалась ванная комната (ванна в виде керамического кресла была заглублена в землю) с духовым отоплением горячий воздух из топки проходил под полом по трубам (гипокаустам). Тут же находились кладовые, мастерские. Спальни и женские комнаты (гинекей) размещались, по возможности, на втором этаже. Помимо отопления, дом имел канализацию и водопровод. Дальнейшее развитие греческого дома сохраняет планировочный принцип — помещения по-прежнему группируются вокруг открытого дворика, но пастада заменяется перистилем. Колоннада окружает двор со всех сторон. В центре двора находился плоский бассейн, в который с крыш стекала вода. Возле бассейна были глубокие закрытые цистерны для хранения запасов воды. Новый тип дома нарушил обычно обособленный характер греческого жилища, — со стороны улицы в домах стали устраивать магазины и лавки, даже сдавали их внаем.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Смотреть больше слов в «Архитектурном словаре»
ДОМ НОЧЛЕГА →← ДОМ ЖИЛОЙ ДРЕВНЕГО РИМА