Николя клод леду – ЛЕДУ КЛОД НИКОЛА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Леду, Клод-Николя — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Леду.

Клод-Николя Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux; 21 марта 1736 (1736-03-21) — 19 ноября 1806, Париж) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено[6].

Клод-Николя Леду родился 21 марта 1736 года в округе Эперне.

Аббатство Саснаж финансировало его обучение в Париже (1749–1753) в Коллеж де Бове , где он прошел курс классики. Выйдя из колледжа в 17 лет он устроился на работу гравером, но четыре года спустя он начал изучать архитектуру под руководством Жака-Франсуа Блонделя, к которому он сохранял уважение на протяжении всей жизни.

Ученик Блонделя. В 1760-е и начале 1770-х годов проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено ещё в XIX веке. Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо», обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа (1762), «Павильон музыки» в лувесьенском поместье мадам дю Барри (1770—1771), дом балерины М.-М. Гимар в 7 округе Парижа (1770).

в 1770 году маркиз де Монтескью-Фезансак поручил Леду перестроить старый замок на вершине холма в его поместье в Мопертюи. Леду перестроил замок и создал новые сады, изобилующие фонтанами. Кроме того, в садах и парке он построил оранжерею.

В 1771—1773 годах при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром. В 1785-1789 годах возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-1794 годах был в заточении за связи с жирондистами. Леду — сторонник монархии, он считает, что общество и государство нуждаются в реформе, но в рамках старого порядка, с сохранением добродетелей дворянства.

В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан — памятник Всемирного наследия). Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер — таковы дом садовника в виде правильной сферы, дом терпимости в виде фаллоса и т. д. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 году, второй том был опубликован посмертно, в 1847 году.

Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («L’architecture consideré par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation

», 1804)[7] было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Намёк на литературу в названии трактата уже говорит о связи словесного и архитектурного искусства, по крайней мере, так он хотел представить свой труд. В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Одновременно с этим, в случаях, когда Леду говорит о мироустройстве, он описывает его в архитектурных образах, через призму архитектуры. Архитектура не только подражает обществу, но и воспитывает его: характер монументов служит очищению нравов. Красота для Леду в пропорции, соотношении масс и деталей, и это красота способна воздействовать на общество, в чём и есть её цель.

Эмиль Кауфман, историк искусства провозглашает его, ни много ни мало, отцом современной архитектуры, предшественником Ле Корбюзье. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Своими архитектурными утопиями Леду во многом предвещал работы модернистов и конструктивистов начала XX века

[8]. Он даже применял своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)[6].

Клод-Николя Леду умер 19 ноября 1806 года в Париже.

  • Барабанов А. А. Клод-Николя Леду. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству. Том 1. Екатеринбург: Архитектон — Издательство УралГАХА, КАНОН, 2003.
  • Саваренская, Т. Ф. Западноевропейское градостроительство XVII—XIX веков. М: Стройиздат, 1987. — 192 с.
  • Gallet, Michel (1980). Claude-Nicolas Ledoux (1736–1806). Paris.
  • Павильон музыки

  • Проект дома садовника

  • Проект дома терпимости

  • Проект дома хранителя источника

Леду Клод Никола, знаменитые архитекторы

Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux) – яркий представитель французского классицизма, предвестник многих принципов модернизма. Родился 21 марта 1736 года в Дормане (Dorman), что находится в Шампани (Champagne).

Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux, 1736-1806 гг.)

Архитектурный почерк Клода Никола Леду

Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж.Ф.Блондель (J.F.Blondel) и Л.Ф.Труард (L.F.Truard). После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года. В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке, из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором». На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio). Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. Возведение в Париже ряда особняков поспособствовало тому, что архитектор начал стремительно подниматься по карьерной лестнице и к 1773 году его назначили членом Королевской академии архитектуры. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. Отталкиваясь от канонов классического стиля, он, тем не менее, перерабатывал их, отказываясь от излишеств декорирования, пышности и усложненных планов. Работая с использованием античных колоннад, портиков и ордеров, он привносит свое новаторское, аскетическое видение форм. Клод Никола Леду начинает сооружать общественные здания с ясными, конструктивно простыми формами и чистыми объемами, с мощной каменной кладкой и контрастностью геометрических пропорций. Строгое, оправданное, полезное и рациональное в формах – именно эти, приемлемые для него истины, оставляют неизгладимый след на любом произведении, которое он создавал.

«Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьенн («Pavillon de musique» Madame du Barry à Louveciennes l’immobilier)

В1770-1771 гг., в поместье Лувесьенн (de Louveciennes) архитектор для мадам дю Барри (Madame du Barry) строит элегантный садовый павильон с кессонированными сводами с минимумом лепнины, строгим ордером, прямоугольными проемами дверей и окон.

«Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьенн («Pavillon de musique» Madame du Barry à Louveciennes l’immobilier, 1770-1771 гг.)

Отель балерины М.-М. Гимар на шоссе д’Антен в Париже (Hotel de mademoiselle Guimard)

В 1770 году, для французской балерины Мари-Мадлен Гимар (Marie-Madeleine Guimard) архитектор проектирует отель (Hotel de mademoiselle Guimard), что расположен на шоссе д’Антен в Париже (rue de la Chaussée-d’Antin). Здание было выполнено в неоклассическом стиле. При реконструкции Парижа Эженом Османом здание было снесено.

Отель балерины М.-М. Гимар (Hôtel Guimard in the Chaussée d’Antin 1770 г.)

Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (Saline royale d’Arc-et-Senans)

Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими. Развивая идею ренессансного “идеального” города, он считал, что домам, с определенным назначением, должна соответствовать конкретная форма. В виде шара он представлял дома людей, связанных с сельским хозяйством и садоводством, в виде вагины или фаллоса должны были строиться дома терпимости, куб должен был олицетворять дом сторожа и т.п. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма. Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства. В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comté), при рудниках с солевыми залежами. Основой планировки служил принцип построения центральной площади и улиц, радиально исходящих от неё к изолированным домам, увязанным в единый комплекс. При этом в каждый из этих домов должен был нести конкретную, направленную на воспитание человека цель. «Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы. Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale d’Arc-et-Senans). В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки. В итоге, королевская солеварня, включающая одиннадцать зданий, выполненных в неоклассическом стиле и расположенных в виде полумесяца, больше была похожа на дворец, а не на комплекс заводских помещений. Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. По сторонам центрального здания были размещены технические и промышленные постройки, за которыми располагались жилые помещения. В декорировании всех зданий были использованы античные архитектурные элементы и основные ордера в большом количестве. Расположенные в виде полумесяца здания были построены на средства, полученные благодаря государственной монополии на соль. Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия.

Королевская солеварня в Арк-э-Сенан  (Saline royale d’Arc-et-Senans, 1775-1779 гг.)

Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon)

В 1775-84 гг. архитектор работал над проектом здания театра в Безансоне, Париж (Besançon, Paris). Он осуществил замену лож в полукруглом зале на «народные» амфитеатры, а в партере – там, где раньше стояли зрители, широкими рядами расположил скамьи. Протяженный фасад здания обрамляют коринфские многоколонные портики в духе палладианства. Крыша театра имеет форму усеченной пирамиды.

Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon, в1775-1784 гг.)

Таможенные заставы в Париже, Ла Виллет (Rotonde de la Villette)

В 1784-1789 годах, на подступах к Парижу, Клод-Никола Леду возводит пятьдесят своеобразных пропилеев, или таможенных застав. В их масштабных геометрических объемах уже чувствовался архитектурный язык стиля ампир – его торжественность и тяжеловесность. Особенностью этого стиля является масштабное применение ордерной системы, сопоставление концентрированных декоративных деталей с большими плоскостями стен. До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть. Остальные были сожжены и уничтожены. Две заставы находятся на площади Нации, две – на площади Денфер, одна ротонда расположена в парке Монсо, а другая ротонда – на заставе Виолетт. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний, и предельной выразительностью в своем замкнутом величии.

Ротонда Ла Виллет в Париже (Ledoux’s Rotonde de la Villette in Paris, 1784-1789 гг.)

Все проекты Леду были собраны в 2-х томном издании, первый том которого был издан в 1804 г., а второй – лишь после его смерти, а именно, в 1847 г.

Умер Клад Никола Леду 19 ноября 1806 года, в Париже.

Наиболее известные работы Клада Никола Леду:

1. «Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьен («Pavillon de musique» Madame du Barry à Louveciennes l’immobilier, 1770-1771 гг.),

2. Дом балерины М.-М. Гимар на шоссе д’Антен в Париже (Hôtel Guimard in the Chaussée d’Antin, 1770 г.)

3. Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (Saline royale d’Arc-et-Senans, 1775-1779 гг.)

4. Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon,1775-84 гг.)

5. Таможенные заставы в Париже, Ла Виллет (Rotonde de la Villette, 1784-1789 гг.)

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Вчерашнее будущее архитектуры: город Шо

Мария Элькина

Клод-Николя Леду. Взгляд. Театр в Безансоне

Клод-Николя Леду. Взгляд. Театр в Безансоне

   Начиная с эпохи Возрождения идея идеального города как модели идеального общества владела умами. Проекты такого рода, как правило, не имели реализации, однако заложенные в них принципы оказывали большое влияние на реалистичные проекты последующих времен.

    Город Шо, придуманный Клодом-Николя Леду (Claude-Nicolas Ledoux) в XVIII веке – одна из самых загадочных градостроительных утопий, на столетия предвосхитившая развитие архитектуры.


    Личность Леду полна противоречий. Из придворного архитектора при короле Людовике XVI он стал художником-визионером. Леду полагал, что архитектура должна нести обществу справедливость, однако редкие из его проектов обходились без красноречиво тоталитарных колоннад и рустов. Он говорил, что город должен создавать равенство между людьми, но вместе с тем его не оставляло сознание собственной исключительности.
    Следуя идеологии Просвещения, Клод-Николя Леду верил в то, что мир подвластен человеку, а человек – красоте и разуму. «К чему знания, если они не создают замечательных людей», — писал Леду в пояснительной записке к проекту построенного им театра в Безансоне.
    Леду не повезло: из более чем сорока его сооружений большая часть оказались разрушены, а главный проект его жизни, город Шо, не был закончен…
    Карьера Леду начиналась блестяще: ученик Жака Франсуа Блонделя, в 1760-е годы он уже выполнял заказы – строил особняки для знати в английском стиле. В 1770-е он стал королевским архитектором и сумел уговорить Людовика XVI построить в лесу Шо промышленный город по его проекту.

Клод-Николя Леду. Перспектива города Шо

Клод-Николя Леду. Перспектива города Шо


    План Шо формально не несет в себе никакой радикально новой градостроительной идеи. От овальной главной площади лучами расходятся улицы. Кольцевые дороги соединяют радиальные улицы между собой. Однако это — первый город индустриальной эпохи, придуманный фактически еще до ее наступления.
    Многолетняя работа над планом Шо привела Леду к архитектурным находкам, которые до сих пор кажутся слишком смелыми. Основным промышленным объектом Шо была солеварня. (Сейчас нам это кажется странным, но во Франции XVIII века соль была одним из важнейших товаров и даже облагалась специальным налогом). В центре, на овальной площади города, должны были стоять не дворцы, а общественные здания. Архитектура домов рабочих людей была в поле зрения автора наравне с королевскими резиденциями или культовыми сооружениями.
    По проекту Леду начали строить солеварню Арк-э-Сенан с домами рабочих, расположенными полукругом. Людовик XVI остановил строительство в 1779-м году, вероятно, из-за нехватки денег, а революция уничтожила  последнюю надежду на реализацию замысла Леду.

Клод-Николя Леду. Дом садовника

Клод-Николя Леду. Дом садовника


    Подробное описание города Шо и связанных с ним идей дошло до нас благодаря книге «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству», изданной Леду за два года до смерти, в 1804-м.  Большую часть ее он, вероятно, написал в темнице, где оказался во время террора в 1793-м году и откуда вышел в 1794-м.
    Книга открывается посвящением, которое неожиданно адресовано русскому императору Александру I: «Скифы, атакованные Александром Македонским среди заселенных ими пустынь и скал, сказали этому завоевателю: Ты, значит, не бог, потому что причиняешь зло людям. Все люди Земли скажут Александру Северному: Вы человек! Потому что Вы хотите улучшить общественный порядок, который поможет людям обрести счастье». Возможно, Клод Никола Леду надеялся, что какие-то из его идей и проектов могут найти себе применение в России.

Клод-Николя Леду. Церковь города Шо

Клод-Николя Леду. Церковь города Шо


    В книге Леду гравюры с изображением зданий (и построенных, и воображаемых), сопровождают пояснительные тексты. В часто довольно пространных пассажах Клода Никола Леду есть и мысли о правильном мироустройстве, и автобиографические отрывки, и попытки переосмыслить античных классиков. «О неугасимое пламя гения! Все возрождается благодаря тебе: ты возбуждаешь полезное воодушевление; ты руководишь разумом, справедливостью; ты вынудишь изобилие явиться даже в убежища бесплодия; ты будешь бороться с его помощью против тинистых болот; ты оплодотворишь пылающие пески; зеленеющие холмы оживят виды времен года; разнообразие воспроизведется в тысяче форм, и препятствия согнутся под твоей властью» — так начинается книга.
    Оставшись один на один с бумагой, Леду из буквального, чуть не брутального неоклассициста превращается в одного из самых смелых в истории цивилизации архитектурных визионеров.
    Церковь Шо – парафраз римского Пантеона. Биржа очень похожа на построенную вскоре Биржу в Петербурге, тоже напоминающую древнегреческий храм.

Клод-Николя Леду. Дом механика

Клод-Николя Леду. Дом механика


    Вторгаясь в принципы симметрии, использования колонн, портиков и рустов, Леду постепенно упрощает классический подход почти до рационализма. План дома в деревне, предназначенного для механика, вполне может сойти за реальное сооружение 1930-х. Дом бедняка – и вовсе поразительная гравюра, совершенно в духе современного искусства: у моря под деревом лежат несколько булыжников, рядом сидит человек.

Клод-Николя Леду. Пристанище бедного

Клод-Николя Леду. Пристанище бедного


    Классический канон доводится Леду до смысловой крайности, оставляя его при мысли, что существуют две основополагающие формы: куб и сфера. Дом садовника города Шо – это сферическое сооружение, без окон и с одной дверью. Сам Леду сетует, что его не понимают, потому что он на четверть века опередил свое время. Однако идея здания-сферы еще в середине XX века казалась революционной и до сих пор не стала общим местом.

Клод-Николя Леду. Дом лесорубов, хранителей леса

Клод-Николя Леду. Дом лесорубов, хранителей леса


    Демократичность Леду не стоит преувеличивать, он вовсе не апологет тотального равенства: «Дом бедного своим скромным внешним видом оттенит жилище богатого»… О «толпе» он пишет с опаской: «…свод небес расщедривается, и я открываю фронтиспис храма воображения. Наплыв народа сдавливает его хрупкие стены; и шесть рядов укрывающих их колонн предохраняют их от дерзких усилий толпы».
    И наконец, в книге Леду уже сознает себя в большей степени художником, чем практиком: «… я вовсе не стану предлагать своим читателям проекты, что теряются в беспредельности воображаемых проектных комбинаций, или такие, пугающая вероятность которых заранее уничтожает вероятность выполнения. <…> я в состоянии сообщить творческое движение самому искусству, что заставит его создавать шедевры, увеличит его сферу влияния и его славу».

Идеальный город Леду — remidios_fine — ЖЖ


«Красота определяется соотношением масс и деталей или орнаментов, которые не отвлекают Глаз на ненужные элементы».

«Все, что не необходимо, утомляет глаз, вредит мысли и ничего не добавляет к общему».

«Круг и квадрат – вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений… Все в природе есть круг».

«Форма куба – это символ незыблемости. На кубах должны восседать боги и герои»


(Клод Никола Леду) 


КЛОД НИКОЛА ЛЕДУ (1736–1806)

Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux; 21 марта 1736 — 19 ноября 1806) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Ученик Блонделя. В 1760-е и начале 1770-х гг. проектировал для французской знати изящные особняки «в английском вкусе» — первостепенные образцы «стиля Людовика XVI» (павильон мадам дю Барри в Лувесьенне, 1770-72; дом балерины Гимар близ Парижа, 1770). Произведения Клода Никола Леду поразительно современны. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено. Леду стремился создать идеальный город по образцу построения симфонии, а также к пластическому воплощению космических форм. Так, например, в его проектах сфера символизировала земной шар. Леду строг и целомудрен, когда строит рынок, общественную баню, училище, и натуралистичен, когда стремится сливать свои сооружения с природой. Он даже создает искусственные пещеры с ложными сталактитами, проектирует урны с лепными сосульками льда, строит мостовые опоры в виде античных трирем с гребцами.Подобный натурализм доводит его до бреда, когда он строит мастерскую для производства обручей в виде диска

.

Главная цель всей жизни Леду – проектирование Города мечты. В 1773 году, являясь официальным лицом, он предложил Людовику XVI свой проект идеального города. Утомленный уговорами Леду, король подписывает декрет на строительство Города Шо при соляных приисках в провинции Франш Конте.

Архитектор создает план идеального города, каким он представляется французу второй половины XVIII века, воспитанному на философии Просвещения. Этот город рисуется ему живущим стройной общественной жизнью, в которой нет места социальным конфликтам и несправедливости, в которой сбываются утопические мечты Руссо об идеально естественном и свободном человеке. Поэтому на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев.

Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Он лишен окон, орнамента, каких бы то ни был членений, – одни только дверные проемы врезаны в его сплошные стены.
 

 

«Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. В монолитный объем цокольного этажа вписывается громадный полый цилиндр, и в эту внутреннюю полость врывается текущий с Горы поток.

 

 В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Город уже не подчинен королевским резиденциям или дворцам знати: на сцену выходят новые, демократические принципы, основанные на разумной логике и справедливости. Громадная центральная площадь круглой формы стягивает к себе главные общественные здания города. От нее радиальными лучами расходятся улицы, обсаженные деревьями; они вливаются в широкие кольцевые магистрали, также озелененные, описывающие все более и более широкие круги вокруг центральной площади. Дома расположены свободно, со всех сторон окружены пространством и не имеют главного фасада, обращенного к какой то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Леду не позволяет ни одной стене остаться невыразительной служебной плоскостью: все они должны являться архитектурными акцентами, твердо и весомо расставленными в пространстве. Вместо стихийно сложившегося тесного хаоса феодального Города возникают стройно организованные перспективы, широкие и просторные, полные света и воздуха. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство.

Идеальный промышленный город Леду имеет полукруглый план и представляет собой узел торговых и дорожных коммуникаций. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. В этом нет ничего примечательного, но все же здесь мы встречаем идеи, которые позднее будут проповедовать Фурье и Кабе. Особенно это относится к разработанным Леду проектам общественных зданий, развлекательных учреждений и школ по образцу колледжей, описанных Ж.Ж. Руссо в романе «Эмиль». В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Оикема – это музей, в котором собраны пороки, обличая которые общество призывало народ к добродетелям. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели.

 

К сожалению, революция 1793 года увидела в Леду лишь представителя старого режима и прекратила строительство Города соляных приисков.
Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. Планируя здание театра в Безансоне, он делает свой знаменитый рисунок: Амфитеатр зрительного зала вписывается в человеческий глаз. Это демонстративное признание того, что свое творчество архитектор подчиняет целесообразности, практическому удобству для человека. Здесь эта целесообразность заключена прежде всего в легкости и широте зрительного охвата – законы здесь диктует человеческий глаз, и, признав это, Леду не останавливается перед подлинной революцией в интересах человека. Он бесповоротно сметает старую схему театрального интерьера, где система ярусов и лож была как бы наглядным олицетворением феодальной иерархии и строгих классовых членений. Вместо этого в его проекте возникает демократический Амфитеатр с широкими рядами скамей. Так стремление Леду быть предельно естественным в своей архитектуре принимает отчетливую социальную окраску.
Театр этот был так «изукрашен» реставраторами, что от произведения Леду почти ничего не оставалось. Поистине горькая судьба обрушилась и на это произведение Леду: весной 1958 года театр сгорел.
 


 

Героичность образа, широта и монументальность мышления лежат в основе всех произведений Леду. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Когда ему поручают в 1782 году построить вокруг Парижа таможенные заставы, где должна взиматься пошлина на товары, Леду и здесь находит точку опоры для захватывающих планов. Забывая об узкопрактическом назначении тех зданий, которые он должен строить, архитектор мечтает создать из пояса этих застав монументальное обрамление всего Парижа. Он проектирует около восьмидесяти зданий разного масштаба, – все они, охватив столицу единым кольцом, должны дать ее границам стройные архитектурные формы, дать каждой из дорог въездов торжественные ворота. Леду мечтает создать нечто вроде величавой архитектурной прелюдии, подготовляющей путника к вступлению в первый город мира.

Поясу парижских застав посчастливилось немного больше, чем идеальному городу. Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду. Одни здания вовсе вычеркиваются из проекта, другие сохраняются только при условии кардинальных изменений, – предложения архитектора слишком монументальны и слишком неэкономны.
Помимо переживаний, связанных с указом короля о прекращении этого строительства, Леду довелось увидеть, как в 1789 году народ сжигал его пропилеи и убивал рабочих, возводивших их. Из выстроенных им в Париже сорока зданий осталось только шесть: два на площади Денфер, два на площади Нации, ротонда в парке Монсо и ротонда на заставе Вилетт. Они предвосхищают стиль ампир, который, как и стиль Директории, будет неоднократно применять колоннады Леду.
Суровые формы ротонды де ла Виллетт, одного из немногих сохранившихся зданий этого комплекса, предельно выразительные в своем замкнутом величии, красноречиво говорят, каким уникальным ансамблем мог бы стать – и не стал – этот последний проект Леду.

Но и так ни одна постройка той эпохи не оказала такого влияния на европейских зодчих, как заставы Леду. Их без конца рисовали, обмеряли, изучали. Одна из самых интересных располагалась на Сент Мартен. Она состояла из огромного куба, украшенного четырьмя портиками пестумско дорического типа. На кубе возвышалась обширная ротонда, окруженная колоннадой, несущей аркаду.

Но был и другой Леду, спроектировавший тюрьму в Эксе с ее бесчеловечной холодностью, явившейся прообразом типичных тюрем XX века.
Архитектор построил для поэта Делиля дом без окон, который освещался через световой купол. Леду запроектировал подземные подъезды для повозок и построил туннель для карет во Дворец Телюссон, проходящий под фундаментами здания. Он даже изобрел своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу).

При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам. С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде. Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его. Перед смертью он приветствовал Наполеона, надеясь увидеть в нем того, кто понял бы его честолюбивые проекты.
Умер Леду 19 ноября 1806 года в Париже.

Леду – необычное явление, на первый взгляд совершенно вырывающееся из рамок архитектуры XVIII века. В его проектах возникают удивительные находки, словно предвещающие конструктивизм века двадцатого. Он вторгается в устоявшийся мир античных ордеров, колоннад и портиков со своими новаторскими, аскетически прямолинейными формами. Он демонстративно презирает все архитектурное наследие феодальных веков – пристрастие к декоративности, пышности, усложненным планам, извилистым линиям. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля». Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях».

Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. Здания замыкаются в суровые и массивные объемы кубов или параллелепипедов, стены лишаются декора, все формы становятся элементарными. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего то необычного и дерзкого. Так в его проектах возникают то реминисценции далекого прошлого – конус пирамиды, кольцо амфитеатра, – то формы, обращенные своей новизной в такое же далекое будущее. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа».

Леду настойчиво подчеркивал моральную сторону искусства, приписывая архитектуре самые неограниченные возможности. «Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство». Эта Вера в переустройство Мира эстетическими средствами была созвучна самым благородным мечтам просветителей о преображении человеческой природы убеждением и развитием мысли. Леду входит в то сильное течение французской культуры накануне революции, которое стремится к созданию высоко этического искусства, полного значительных идей и героических образов.

Леду, Клод-Николя — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Леду.

Клод-Николя Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux; 21 марта 1736 (1736-03-21) — 19 ноября 1806, Париж) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено[5].

Биография

Клод-Николя Леду родился 21 марта 1736 года в округе Эперне.

Аббатство Саснаж финансировало его обучение в Париже (1749–1753) в Коллеж де Бове , где он прошел курс классики. Выйдя из колледжа в 17 лет он устроился на работу гравером, но четыре года спустя он начал изучать архитектуру под руководством Жака-Франсуа Блонделя, к которому он сохранял уважение на протяжении всей жизни.

Ученик Блонделя. В 1760-е и начале 1770-х годов проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено ещё в XIX веке. Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо», обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа (1762), «Павильон музыки» в лувесьенском поместье мадам дю Барри (1770—1771), дом балерины М.-М. Гимар в 7 округе Парижа (1770).

в 1770 году маркиз де Монтескью-Фезансак поручил Леду перестроить старый замок на вершине холма в его поместье в Мопертюи. Леду перестроил замок и создал новые сады, изобилующие фонтанами. Кроме того, в садах и парке он построил оранжерею.

В 1771—1773 годах при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром. В 1785-1789 годах возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-1794 годах был в заточении за связи с жирондистами. Леду — сторонник монархии, он считает, что общество и государство нуждаются в реформе, но в рамках старого порядка, с сохранением добродетелей дворянства.

В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан — памятник Всемирного наследия). Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер — таковы дом садовника в виде правильной сферы, дом терпимости в виде фаллоса и т. д. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 году, второй том был опубликован посмертно, в 1847 году.

Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («L’architecture consideré par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)[6] было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Намёк на литературу в названии трактата уже говорит о связи словесного и архитектурного искусства, по крайней мере, так он хотел представить свой труд. В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Одновременно с этим, в случаях, когда Леду говорит о мироустройстве, он описывает его в архитектурных образах, через призму архитектуры. Архитектура не только подражает обществу, но и воспитывает его: характер монументов служит очищению нравов. Красота для Леду в пропорции, соотношении масс и деталей, и это красота способна воздействовать на общество, в чём и есть её цель.

Эмиль Кауфман, историк искусства провозглашает его, ни много ни мало, отцом современной архитектуры, предшественником Ле Корбюзье. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Своими архитектурными утопиями Леду во многом предвещал работы модернистов и конструктивистов начала XX века[7]. Он даже применял своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)[5].

Клод-Николя Леду умер 19 ноября 1806 года в Париже.

Примечания

Литература

  • Барабанов А. А. Клод-Николя Леду. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству. Том 1. Екатеринбург: Архитектон — Издательство УралГАХА, КАНОН, 2003.
  • Саваренская, Т. Ф. Западноевропейское градостроительство XVII—XIX веков. М: Стройиздат, 1987. — 192 с.
  • Gallet, Michel (1980). Claude-Nicolas Ledoux (1736–1806). Paris.

Фотогалерея

  • Павильон музыки

  • Проект дома садовника

  • Проект дома терпимости

  • Проект дома хранителя источника

Ссылки

Леду, Клод-Никола — это… Что такое Леду, Клод-Никола?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леду. Портрет Клода-Никола Леду работы Мартина Дроллинга

Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux; 21 марта 1736(17360321) — 19 ноября 1806, Париж) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Ученик Блонделя. В 1760-е и начале 1770-х гг. проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено уже в XIX веке. Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо» (обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа), 1762; «Павильон музыки» в Лувесьеннском замке мадам дю Барри, 1770-71; дом балерины Гимар в 7 округе Парижа, 1770.

Таможенная застава на площади Сталинграда в Париже.

В 1771-73 гг. при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром. В 1785-89 гг. возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. был в заточении за связи с жирондистами.

В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан — памятник Всемирного наследия). Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер, — дом садовника в виде правильной сферы, дом терпимости в виде фаллоса и т. д. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 г., второй том был опубликован посмертно, в 1847 г.

Ссылки

Леду, Клод-Николя — Википедия. Что такое Леду, Клод-Николя

Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux; 21 марта 1736 (1736-03-21) — 19 ноября 1806, Париж) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено[5].

Биография

Клод-Никола Леду родился 21 марта 1736 года в округе Эперне.

Ученик Блонделя. В 1760-е и начале 1770-х годов проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено ещё в XIX веке. Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо», обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа (1762), «Павильон музыки» в лувесьенском поместье мадам дю Барри (1770—1771), дом балерины М.-М. Гимар в 7 округе Парижа (1770).

В 1771—1773 гг. при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром. В 1785-89 гг. возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. был в заточении за связи с жирондистами. Леду — сторонник монархии, он считает, что общество и государство нуждаются в реформе, но в рамках старого порядка, с сохранением добродетелей дворянства.

В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан — памятник Всемирного наследия). Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистический характер — таковы дом садовника в виде правильной сферы, дом терпимости в виде фаллоса и т. д. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 году, второй том был опубликован посмертно, в 1847 году.

Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («L’architecture consideré par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)[6] было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Намёк на литературу в названии трактата уже говорит о связи словесного и архитектурного искусства, по крайней мере, так он хотел представить свой труд. В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Одновременно с этим, в случаях, когда Леду говорит о мироустройстве, он описывает его в архитектурных образах, через призму архитектуры. Архитектура не только подражает обществу, но и воспитывает его: характер монументов служит очищению нравов. Красота для Леду в пропорции, соотношении масс и деталей, и это красота способна воздействовать на общество, в чём и есть её цель.

Эмиль Кауфман, историк искусства провозглашает его, ни много ни мало, отцом современной архитектуры, предшественником Ле Корбюзье. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Своими архитектурными утопиями Леду во многом предвещал работы модернистов и конструктивистов начала XX века[7]. Он даже применял своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)[5].

Клод-Никола Леду умер 19 ноября 1806 года в городе Париже.

Примечания

Литература

  • Барабанов А. А. Клод-Николя Леду. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству. Том 1. Екатеринбург: Архитектон — Издательство УралГАХА, КАНОН, 2003.
  • Саваренская, Т. Ф. Западноевропейское градостроительство XVII—XIX веков. М: Стройиздат, 1987. — 192 с.

Фотогалерея

  • Павильон музыки

  • Проект дома садовника

  • Проект дома терпимости

  • Проект дома хранителя источника

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *