Что дороже фаянс или фарфор – Фарфор или фаянс — что лучше для унитаза? 32 фото Чем отличается керамика от санфаянса и как отличить материал и выбрать производителя

Содержание

Что лучше фарфор или фаянс

Что лучше фарфор или фаянс

Большинство современной сантехники выполнено из керамических материалов. Раковины, унитазы, биде – всё это керамика. Но керамика, это понятие обобщённое. Внутри него есть разновидности. Наиболее распространённые разновидности керамики применительно к сантехнике – фарфор и фаянс. Что лучше – фарфор или фаянс? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в приведенной ниже статье.

Особенности фаянса

Фаянс представляет собой керамический материал с мелкопористой структурой. Как правило, изделия из фаянса покрывают эмалью. Делается это для того, чтобы мелкопористая структура не впитывала в себя влагу, красители, запахи. Таким образом, стойкость фаянсовых изделий к поверхностным загрязнениям достигается исключительно наличием защитной эмали. Стоимость фаянсовых изделий относительно невелика, что делает такие позиции лидерами продаж в низшем ценовом сегменте. При аккуратном использовании фаянсового элемента, эмаль может сохранять свою целостность десятилетиями.

Особенности фарфора

Фарфор имеет более сложную технологию изготовления, нежели фаянс, при его производстве производят обжиг исходного состава при более высокой температуре. Это сказывается на стоимости готовых изделий – они несколько дороже, чем аналогичные элементы из фаянса. Но усложнение технологии оправдывает себя. Изделия из фарфора не гигроскопичны, краситель не впитывается в их поверхность, равно как и грязь. Именно поэтому, поддерживать чистоту фарфоровых изделий гораздо проще, чем фаянсовых – загрязнения удаляются с фарфоровой поверхности гораздо быстрее.

Если транслировать вышесказанное на реальную сантехнику, что можно увидеть? Стандартный сантехнический комплект из фаянса будет дешевле, чем из фарфора. При этом не стоит думать, что фаянс - это на пару лет. Вовсе нет. Просто если фаянсовые изделия будут достойно служить лет двадцать, то фарфоровые – все пятьдесят.

Так какая должна быть сантехника, фарфоровая или фаянсовая? Всё зависит от начальных финансовых возможностей и конечных притязаний Заказчика. Кто-то готов платить сразу и в достаточных объёмах для получения качественной вещи с претензией на высшее качество. Для такого покупателя оптимальным вариантом будет фарфоровая сантехника. Кто-то желает сэкономить и при этом согласен уделять больше внимания для поддержания надлежащего внешнего вида сантехники. Для каждого потенциального клиента производители предусмотрели своё предложение, которое формулируется в выборе: фарфор или фаянс для унитаза, раковины, биде и т.д.

Именно поэтому считать, что фаянс – однозначно плохо, а фарфор – хорошо, неправильно. Если бы всё было так однозначно, фаянсовых изделий в продаже почти не встречалось. Но на практике, они успешно разделяют объёмы продаж с более стойким фарфоровыми «собратьями».

Какая бы ни была раковина, фарфоровая или фаянсовая, периодически мыть её придется. Если это помнить, то и фаянсовый экземпляр будет радовать глаз. Ну а если об этом забыть, то и фарфор в качестве материала не спасёт положение. Принимая во внимание это обстоятельство, приобрести можно сантехнику из любого материала, главное – чтобы производителем выступала компания с именем. Тогда всё будет выполнено по технологии, и сантехника прослужит период, прописанный в сертификатах качества.

Получить подробную консультацию по выбору керамической и другой сантехники, можно по телефонам, указанным на нашем сайте. Специалисты внимательно ознакомятся с Вашими пожеланиями и предложат оптимальный вариант.


Фаянс или фарфор?

В старину на Руси домашняя посуда была предметом гордости хозяйки дома. В княжеских дворах яства подавали на серебряных и золотых тарелках, украшенных драгоценными камнями. В домах меньшего достатка использовали медную и оловянную посуду, а крестьяне ели в основном из глиняных или деревянных ёмкостей. Посуда свидетельствовала о благополучии хозяев дома, именно поэтому самые красивые тарелки и чашки всегда выставляли на показ, в специальных шкафах-поставцах.

Частично эта традиция перебралась и в советское время, вспомните вездесущие серванты. Сегодня, мы так же тщательно относимся к выбору посуды для своего дома, даже если не собираемся делать её предметом интерьера комнаты для гостей. Выбор подходящего чайного или столового сервиза, порой, занимает не один месяц. Ведь столько нюансов нужно учесть: фаянс или фарфор, с декором или без, красивый или практичный и т.п. В этой статье мы детально рассмотрим свойства фарфоровой и фаянсовой посуды, надеюсь это поможет вам сделать правильный выбор.

История возникновения фарфоровой посуды

Китайский фарфор

Секрет изготовления фарфора долгое время не был известен в Европе. Его привозили из Китая, где изобрели более 2000 лет назад. Светские дамы носили кусочки дорогого фарфора в качестве украшений. Китайский фарфор — считается гордостью этого народа, и поэтому тайна его изготовления очень долго хранилась в секрете. Настоящий фарфор из поднебесной отличается белизной, тонкостью и изумительной росписью, рисунок на посуде зависел от региона в котором была расположена мастерская. Но изготовление традиционного фарфора пришло в упадок в конце 19 ст. Сейчас фарфор в Китае тоже производят, но ценится он куда меньше.

Европейский фарфор

В Европе фарфор был заново изобретён в 1703 году немецким химиком — ЭренфридомЧирнгаузом, преждевременная смерть которого, позволила его помощнику Беттгеру взять всю славу от этого изобретения на себя и открыть известную Мейнсенскую фабрику фарфора, которая работает по сей день. В Царской России формула фарфора была изобретена несколькими десятилетиями позже, но она оказалась ещё более удачной. Был основан Императорский фарфоровый завод, первое изделие которого было подарено Екатерине II. Сегодня это предприятие переименовано в Ломоносовский Фарфоровый Завод (аббревиатура ЛФЗ).

Разновидности фарфора

1. Твердый фарфор. Делают его в основном из каолина и полевого шпата, добавляют также песок или кварц. Температура обжига твердого фарфора — довольно высока, около 1400 °C. Такой фарфор считается более крепким и белым. Приобретать твёрдый фарфор нужно только у европейских производителей известных марок: Росенталь, Мейнсен, Королевская фарфоровая мануфактура и др.

2. Мягкий фарфор. При производстве данного вида фарфоровых изделий добавляют так называемые плавни: мрамор, магнезит или фосфорит.Температура обжига ниже — 1200 °C. Мягкий фарфор менее прочен и более прозрачен. Китайский фарфор — относится к мягкому виду. Хотя в Китае фарфоровой массе перед изготовлением изделий давали отлёживаться в земле несколько лет, а то и десятилетий.

3. Костяной фарфор. В него добавляют значительную массу костяной муки, которая придаёт изделиям твёрдость и прозрачность. Такой фарфор считается самым изысканным. Маркируют костяной фарфор так: Bone china. Лучше приобретать костяной фарфор известных английских или немецких производителей, кроме того чудесный костяной фарфор делают также на Ломоносовской фарфоровой фабрике.

  

Как выбрать фарфор и ухаживать за ним

Фарфоровая посуда отличается благородностью и отличными эстетическими свойствами. Поэтому выбирать дешёвый фарфор не рекомендуется, прослужит от не долго, да и красоты вашему дому не добавит. Лучше всего приобретать фарфор известных европейский производителей. Современный китайский фарфор — к сожалению, лишь бледное подобие былого великолепия. Больше всего ценится обычный белый фарфор с минимальным декором. Маркировка известных мануфактур, всегда говорит о высоком качестве изделия. Стенки фарфоровой посуды просвечиваются на свету, при постукивании фарфор издаёт — мелодичный и продолжительный звон.

Ухаживать за фарфоровой посудой придётся бережно и тщательно. Фарфоровую чашечку не забудешь с остатками кофе в углу комнаты. Мыть такую посуду нужно вручную, тёплой водой, сразу после использования.

Фаянс. История возникновения

Изделия напоминающие чем-то современный фаянс изготавливали ещё во времена Древнего Египта и Месопотамии, тогда мастера добавляли в посуду известняк и медные руды. Потом он снова возник в Европе, сначала в Италии, где назывался майоликой. Даже слово фаянс, походит от итальянского города Фаянсе, где изготавливалась фаянсовая посуда в 16 веке. На русских землях фаянсовая посуда делалась умелыми руками мастеров из Товарищества Кузнецова. Кроме того красивый расписной фаянс делался на Гжельских фабриках. В 19 веке фаянсовая посуда сдала очень популярной, известный завод находился в Украине в Межигорье, которое славилось залежами белой глины. Кстати к возникновению известного завода в Межигорье, также приложила руку Екатерина II.

Разновидности фаянса

1.Мягкий делается из сплава глины, кварца и плавней.

2.Твёрдый. Более износостойкий вид фаянса, обжих происходит при высокой температуре

3. Известковый. Добавляется мел и доломит. Температура обжига — низкая

4. Полевошпатный фаянс изготавливается при добавлении минералов

Отличие фаянсовой посуды от фарфоровой

Хотя и компоненты для изготовления фаянса, практически те же что и у твёрдого фарфора, но соотношение разное. Фаянсовая посуда более дешёвая в производстве, отличается большей пористостью, холодным белым отливом. Меньше держит тепло чем фарфоровая. Фаянсовая посуда удобна в ежедневном обиходе, недорогая и практичная. Если постучать по фаянсу, посуда издаст короткий и глухой звук. Сегодня, посуду сделанную из фаянса можно встретить на кухне каждой хозяйки. А дорогие фарфоровые сервизы, чаще всего приберегают для особого случая.

Образно говоря, если вам нужно торопливо выпить чашку чая — тогда покупайте фаянс, а если вы хотите провести чайную церемонию — берите фарфор.

Источник

Фарфор или фаянс - что лучше для унитаза? 32 фото Чем отличается керамика от санфаянса и как отличить материал и выбрать производителя

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Выполняя ремонт в квартире, каждый хозяин старается создать атмосферу максимального комфорта не только в гостиной или спальне, но и в комнате личной гигиены. При обустройстве санузла особенно пристальное внимание следует уделить выбору сантехники. От качества такого оборудования, как унитаз или биде, зависит удобство и комфорт выполнения ежедневных гигиенических процедур. Основным вопросом, с которым сталкивается большинство покупателей сантехники, является материал ее изготовления. Что же лучше для унитаза – фарфор или фаянс?

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

На что обратить внимание при выборе унитаза?

Перед тем как отправиться в магазин за новым унитазом для своего санузла, следует определиться с наиболее важными критериями выбора подобных изделий.

Среди основных характеристик стоит уделить внимание определенным параметрам предлагаемой сантехники.

  • Тип подключения. Крайне важно, чтобы слив канализационной системы подходил по размеру и расположению к основанию выбранного унитаза. Например, при горизонтальном расположении сливной трубы к ней практически невозможно пристыковать унитаз с вертикальным выпуском.
  • Форма чаши. По геометрической форме и размерам унитаз должен быть удобным для всех членов семьи. Выбирая сантехнику, учитывайте стилевое оформление помещения и собственные габариты.
Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?
  • Модель. Независимо от материала изготовления сантехнические приборы лучше всего подбирать исходя из имеющегося помещения. Так, для большого по площади санузла отлично подойдет монтируемая в пол модель, а вот в маленькую комнату лучше поставить подвесную чашу, позволяющую экономить полезное пространство. К примеру, под таким оборудованием можно хранить средства бытовой химии или другие полезные в хозяйстве вещи.
  • Практичность. Выбирая унитаз для своей комнаты гигиены, обратите внимание на вероятность разбрызгивания воды при смыве. Данный фактор обычно обуславливается формой чаши, которая в идеале не должна допускать расплескивания.
Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

При выборе сантехнического оборудования для санузла следует учитывать, что его стоимость находится в прямой зависимости от таких характеристик, как дизайн, прочность чаши и функциональность.

Что выбрать – фарфор или фаянс?

Определившись с предпочтительными размерами унитаза, формой чаши, способом установки и подключения, можно приступать к выбору материала изготовления сантехнического оборудования. Чтобы проще было определиться с подходящей моделью, специалисты рекомендуют проанализировать основные характеристики рассматриваемых материалов и их особенности.

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Фаянс

Фаянс представляет собой плотный материал, имеющий мелкопористую структуру. Такая особенность изделий объясняется входящей в их состав белой глиной, которая имеет достаточно высокий коэффициент водопоглощения. Чтобы свести к минимуму данное свойство фаянса, поверхность сантехнического оборудования покрывают несколькими слоями специальной глазури.

Благодаря такой технологии дополнительной обработки возможно существенно повысить средний срок эксплуатации унитаза, увеличить его прочность и достичь большей эстетической привлекательности. Внешне поверхность фаянса получается глянцевой.

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Преимущества материала:

  • относительно небольшой вес;
  • компактные размеры, что объясняется достаточно тонкими стенками унитаза;
  • долговечность;
  • устойчивость к агрессивному воздействию средств бытовой химии;
  • доступная стоимость.
Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Недостатки фаянса:

  • основные характеристики фаянсового унитаза зависят от качества используемой производителем при его изготовлении глазури;
  • привезенный из-за рубежа фаянс может обойтись намного дороже отечественного фарфора.

Если вы имеете ограниченный бюджет и ищете максимально выгодное решение для своего санузла, то рационально будет отдать предпочтение фаянсовой сантехнике отечественного производства.

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Фарфор

Фарфор, как и фаянс, изготавливается на основе белой глины. Однако состав этого материала отличается повышенной прочностью благодаря добавлению таких укрепляющих компонентов, как кварц и полевой шпат. К тому же используемая для создания основы глина проходит тщательную проверку качества, что обеспечивает итоговой продукции плотную и сверхгладкую поверхность.

В отличие от фаянса, фарфоровые сантехнические устройства имеют небольшой коэффициент водопоглощения. Такого эффекта удается достигнуть благодаря более широкому компонентному составу. Так, для фарфора свойственен коэффициент водопоглощения в 0,05%, в то время как у фаянса он составляет 0,5%.

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Преимущества материала:

  • высокий уровень механической прочности;
  • плотная структура, обеспечивающая устойчивость к различным загрязнениям;
  • пониженный риск появления неприятных запахов из канализационной системы;
  • относительно простой и легкий уход.
Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Недостатки:

  • высокая стоимость фарфоровой сантехники, которая соответствует присущему ей уровню качества;
  • по внешнему виду санфарфор не сильно отличается от изготовленных из санфаянса изделий, что позволяет недобросовестным поставщикам продавать фаянсовые унитазы по более высокой цене.

Если выбираете сантехнику с расчетом на максимально длительный срок эксплуатации, следует отдать предпочтение изделиям из фарфора. Унитаз из этого материала прослужит минимум полвека, в то время как долговечность фаянса составляет около 30 лет.

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Популярные производители

Определившись, унитаз из какого материала подойдет именно в ваш санузел, можно более подробно рассмотреть популярных производителей. Чтобы изделие из фарфора или фаянса было действительно качественным и надежным, рекомендуется отдавать предпочтение изделиям того бренда, надежность которого не вызывает сомнений благодаря наличию соответствующих сертификатов и положительных отзывов потребителей.

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

С лучшей стороны зарекомендовали себя сантехнические устройства следующих торговых марок.

  • Sanita. Продукция этого бренда зарекомендовала себя высоким качеством и разумной стоимостью, которые не вызывают практически никаких претензий.
  • Jika. Этот производитель предлагает большой ассортимент сантехники различных моделей и дизайнерских оформлений. Среди продукции этого бренда имеются как бюджетные, так и достаточно дорогие изделия. Дизайнерское оформление унитазов выполнено в различных стилях и отвечает современным модным тенденциям в дизайне интерьера. Также стоит заметить, что в процессе изготовления производитель использует лишь качественные и тщательно отобранные материалы.
Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?
  • Иддис. Торговая марка достаточно бюджетной российской сантехники, которая отличается замечательными техническими показателями, доступной ценой и эстетически привлекательным дизайнерским оформлением.
  • Gustavsberg Чехия. Унитазы этого производителя относятся к средней ценовой категории, но имеют и соответствующий класс качества.
Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Также славится продукция лобненского завода «Стройфарфор». Их керамический унитаз имеет высокое качество и доступную стоимость.

Помните, что известные бренды, которые представляют свою продукцию на рынке сантехники на протяжении долгих лет, обычно очень трепетно относятся к собственной репутации. Соответственно, отдавая предпочтение таким унитазам, вы сводите к минимуму риск быть обманутыми.

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Полезные рекомендации

Если вас интересуют и другие варианты материалов изготовления сантехнических устройств, следует обратить внимание на изделия из полимербетона, стекла, нержавеющей стали или естественного камня. Фарфор и фаянс – материалы, безусловно, хорошие и очень популярные, но не стоит думать, что выбор заканчивается на керамике, ведь при помощи других материалов можно добиться большего соответствия выбранному стилю оформления.

Если же вы предпочли приобрести выполненное из фаянса или фарфора сантехническое устройство, то следует задуматься об основных правилах ухода за ним.

Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

Чтобы сохранить привлекательность и прочность унитаза, можно выполнить его чистку одним из следующих народных средств.

  • Лимонная кислота. Это средство поможет с легкостью удалить образовавшиеся на поверхности сантехники следы ржавчины и известковый налет. Чтобы получить желаемый результат, достаточно обильно смочить чашу водой и насыпать на ее поверхность примерно 3 упаковки порошка лимонной кислоты, которая продается в любом продуктовом магазине. Оставив сантехнику в таком состоянии на пару часов, что необходимо для прохождения соответствующей реакции вещества с загрязнением, тщательно очистите ее поверхность при помощи специального ершика. После чистки вы заметите, что от налета не осталось и следа.
Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?
  • Сода с уксусом. Комбинация этих компонентов, которые найдутся практически на каждой кухне, довольно часто применяется для чистки изделий и поверхностей из различных материалов. Отлично справляется сода с уксусом и с загрязнениями на чаше унитаза. Чтобы добиться желаемого результата, достаточно посыпать загрязненную поверхность фарфора или фаянса порошком соды и сбрызнуть его 9% раствором столового уксуса. Обработку кислотным раствором удобнее всего делать при помощи пульверизатора. Спустя полчаса после проведенной обработки нужно тщательно вычистить сантехническое устройство ершиком.
Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза? Фарфор или фаянс: что лучше для унитаза?

О том, какой унитаз выбрать, фарфоровый или фаянсовый, смотрите далее.

Как отличить фарфор от керамики

И фарфор, и фаянс являются разновидностями керамики. Они различаются составом, техникой изготовления и стоимостью, а вот по внешним признакам материалы схожи. Фарфоровые изделия являются более изысканными и дорогими. Поэтому их начали подделывать, заменяя материал на более доступный фаянс. В данной статье мы узнаем, как узнать подделку. И рассмотрим, как отличить фарфор от фаянса и керамики.

набор посуды из фарфораФарфоровая посуда

Характеристика материалов

Керамика — древний материал, который получают путем спекания глины с минеральными добавками и органическими соединениями. Он считается одним из первых материалов, который человек создал самостоятельно. Керамику используют для изготовления посуды, в строительстве, машино- и приборостроении, в медицине и науке.

Фарфор и фаянс являются более сложными видами керамики. Первый вид представляет тонкий материал, который получают при обжигании специальной смеси в условиях высокой температуры. В результате он получается водонепроницаемым, тонким и даже прозрачным.

Фаянс представляет плотный мелкопористый материал, чаще белого цвета. Он схож по составу с фарфором, но имеет немного другое соотношение глиняной смеси и добавок. Здесь больше глины. Кроме того, при изготовлении фаянса применяют более низкую температуру обжига. Давайте подробнее рассмотрим технологию изготовления этих керамических материалов. Это поможет определить различия между объектами.

Изготовление фаянса

При изготовлении фаянса используют свыше 80% глины, также добавляют силикат, кварц и небольшой объем белой глины. В результате материал получается хрупким с мелкими порами и шершавой поверхностью. Кроме того, он поглощает воду. Чтобы убрать дефекты, изделия покрывают глазурью. Предметы становятся матовыми, непрозрачными и тяжелыми.

изготовление посуды из фаянса

При необходимости фаянс окрашивают в другие оттенки и цвета. Он используется для изготовления плитки, фигурок и декоративных изделий, посуды и сантехники. В отличие от фарфора, этот материал непрозрачный и тяжелый, неустойчивый к влаге без обратки глазурью, менее прочный, надежный и долговечный.

Изготовление фарфора

При изготовлении фарфора, кроме белой и пластичной глины, применяют кварц, силикат и минеральные примеси. После термической обработки получается тонкий, легкий, непористый и прочный материал, устойчивый к высоким температурам, воде и переработкам.

Сегодня изготавливают два вида фарфора в зависимости от состава и пропорции смеси. В результате получается мягкий и твердый тип. Первый вариант очень нежный, тонкий и чувствительный к перепадам температур. Мягкий фарфор подходит для изготовления эстетичных изделий. Например, статуэток, фигурок, украшений и пр..

Посуда изготавливается только из твердого фарфора, так как это плотный и более устойчивый материал, который переносит механические воздействия. Твердый вид отличают легкий вес, прозрачность и гладкая поверхность. Он не только подходит для изготовления декоративных изделий и посуды, но и применяется в сантехнике. Давайте узнаем, как отличить фарфор от подделки.

фарфоровая кружка

Шесть способов, отличить фарфор от фаянса и керамики

  1. Фарфор представляет плотный, белый на изломе, твердый и звенящий, как стекло, материал. Как различить хрусталь и стекло, смотрите здесь;
  2. Слегка ударьте деревянной палочкой по фарфоровой вещи, и вы услышите высокий, продолжительный и чистый звук. У фаянсового изделия звук глухой, короткий и низкий;
  3. Любые изделия с глазурью или покраской — фаянс. Такие изделия имеют яркую окраску и покрытие, которое наносят, чтобы устранить пористость, влагопроницаемость и другие недостатки материала;
  4. Фарфор, в отличие от других керамических изделий, на протяжении всего срока службы выглядит привлекательно, не теряет первоначальные внешние свойства и не подвергается растрескиванию. Фаянс и дешевая керамика со временем покрываются микротрещинами;
  5. Фарфор — более дорогой материал с легким весом, устойчивостью к механическим воздействиям и продолжительным сроком службы;
  6. Фаянс — более доступный, дешевый и практичный материал. Но он менее гигиеничный, так как поглощает влагу. Фаянсовые изделия плохо переносят резкие перепады температур.

Что выбрать: фарфор или фаянс

Наиболее распространенными керамическими изделиями, которые применяют в быту, являются посуда и сантехника. Унитаз и раковины из фаянса или фарфора выглядят практически одинаково. На каждое изделие, в независимости от типа материала, наносят специальное покрытие. Под нанесенным блеском трудно различить вид.

унитаз из санитарного фаянса Унитаз из фаянса

Фарфоровая сантехника более прочная и гигиеничная. Материал меньше впитывает грязь и запахи, не поглощает влагу. Но стоит фарфоровый унитаз или раковина гораздо дороже, чем фаянсовый. При покупке сантехники обязательно проверяйте сертификат изготовителя.

В качестве посуды для ежедневного использования эксперты советуют выбирать недорогой и доступный качественный фаянс. Он более практичен и рационален в повседневном быту. Кроме того, если тарелка или чашка разобьется, это не станет большой трагедией. Сегодня вы найдете широкий выбор яркой и красочной посуды разных цветов.

Вы можете повысить прочность фаянсовой посуды. Для этого поместите изделия в большую глубокую емкость и залейте холодной водой без извести. Затем подогрейте воду на маленьком огне и доведите до кипения. Оставьте кипеть на 15 минут, после чего остудите. Повторяйте процедуру раз в год, и посуда станет прочнее.

Для праздника или торжества можно запастись настоящим фарфоровым сервизом. Такую посуду характеризуют изысканность и роскошь, эстетичность и аристократичность. Она украсит каждый стол, сделает праздник изящным и богатым. А чтобы изделия прослужили долго, важно соблюдать правила ухода.

посуда для праздничного стола

Как ухаживать за фарфоровой и фаянсовой посудой

Помните, что фаянс плохо переносит сильный нагрев и перепады температур. Поэтому при мытье таких изделий используйте теплую воду, а при ополаскивании прохладную. При горячей воде глазурь потрескается, краска облупится, и на изделиях появятся трещины.

Несмотря на то, что фарфор со временем не теряет привлекательность и не трескается, при неправильном уходе и хранении он может потемнеть. Чтобы отбелить фарфоровую посуду протрите поверхность смесью воды с содой, уксуса с солью либо лимонной кислотой. Кстати, эти средства прекрасно подойдут, чтобы почистить унитаз или раковину.

Изделия из фарфора мойте теплой или прохладной водой и мыльным раствором. Не используйте абразивные и агрессивные составы, порошки и средства с хлором, грубые и жесткие щетки или губки, иначе они поцарапают материал. Пятна с посуды можно удалить при помощи теплой воды и нашатырного спирта.

Не оставляйте фарфор в воде надолго. После мытья вытрите посуду насухо, не оставляйте предметы сохнуть естественным способом. При продолжительном хранении уберите изделия в коробку или ящик. Каждый предмет заверните в белую бумагу, которая подходит по размеру. Не ставьте на коробку тяжелые вещи!

чайный набор из фарфора

Фарфоровую посуду нельзя ставить в микроволновую печь! А вот керамические и фаянсовые изделия, покрытые глазурью, можно. При этом изделия должны быть без трещин и сколов. Что касается посудомоечной машины, и фарфор, и фаянс можно мыть при деликатном режиме. Однако эксперты советуют мыть фарфоровую посуду вручную.

При мытье в посудомоечной машине ставьте посуду так, чтобы она не соприкасалась друг с другом. Как правильно поставить посуду и какой режим при мытье использовать, какую посуду можно мыть в посудомойке, а какую — нет, подробнее смотрите по ссылке https://vsepodomu.ru/uborka/kakuyu-posudu-nelzya-myt-v-mashine/.

Как определить фарфор: признаки оригинального изделия

Как определить фарфор

За настоящий фарфор сегодня пытаются выдать не только низкосортную керамику, но и полимерные материалы. Подделка – это не только потеря денег, но и возможный вред здоровью, если речь идёт о посуде, которой пользуются ежедневно. Рынок наводнён китайским фальсификатом, который без тени сомнений выдаётся за продукцию наиболее известных европейских брендов. Чтобы не попасться на удочку недобросовестных производителей, лучше совершать покупки только в проверенных местах, а при выборе антиквариата советоваться со специалистами.

Отличие от фаянса и керамики

Фарфор можно смело назвать вершиной гончарного искусства. Недаром он получил неофициальный титул «белого золота». Фаянс занимает второе место по качеству, эксплуатационным характеристикам и эстетичности. Он тоже изготавливается из каолина с добавлением кварца и некоторых алюмосиликатов, в том числе полевого шпата. Однако сырьевая масса (шихта) у фаянса отличается от фарфоровой – в ней преобладают глины, а не плавни, что приводит к снижению температуры обжига и, как следствие, меньшей спекаемости черепка. Рыхлая структура с большим количеством пор сказывается на прочности, водо- и газопроницаемости, а также декоративных свойствах изделий.

У фарфора черепок, наоборот, плотный, при минимальной толщине устойчивый к механическим воздействиям, не впитывающий и не пропускающий жидкости. Поэтому материал ценится выше других и приобретать фаянс по такой стоимости нет никакого смысла. Тем более, что со временем он разрушается: появляются микротрещины на глазури, сколы, потемнения и так далее.

Чем фаянс отличается от фарфора

На что обратить внимание

Есть несколько признаков, позволяющих отличить фарфор от фаянса:

  1. Звук. У фарфоровых изделий он высокий, чистый, напоминающий колокольный звон, с долгим резонансом. У фаянсовых – глухой и невыразительный. Для проверки по краю изделия несильно ударяют деревянной палочкой и слушают «отклик».
  2. Неглазурованный кант на донышке. При высокотемпературном обжиге, который «показан» фарфоровым изделиям, покрывающая их глазурь не должна соприкасаться с опорной конструкцией, иначе она прикипит и отделится только с фрагментом черепка. Чтобы этого избежать, на донышке по периметру делают специальный зачищенный бортик. В готовых изделиях его легко определить по шероховатой текстуре. Но цветом неглазурованный фарфор не выделяется – это один из признаков высокого качества. У фаянсовых изделий либо вообще нет неглазурованного канта, либо он отличается по оттенку.Кант на донышке фарфоровых изделий
  3. Просвечиваемость. Этим свойством обладает только фарфор. Изделие подносят к любому источнику света и смотрят «сквозь» стенки. Должны быть хорошо видны контуры пальцев, а в особенно тонкой посуде и рисунок на внешней стороне.
  4. Цвет. У качественного фарфора он молочно-белый, у отдельных производителей со сливочным оттенком. Фаянс обычно имеет сероватый или жёлтый подтон, но эта характеристика не распространяется на высший сорт «опак». Визуально посуду или малую пластику из него трудно отличить от фарфоровой.
  5. Рисунок. Поскольку фаянс отличается более пористой структурой, при нанесении на него линий они слегка расплываются. Едва заметная особенность, но по ней тоже можно «вычислить» вид керамики. Ручная роспись фаянсовых изделий всегда немного «грубее», без очень мелкой деталировки.

Рисунок на фаянсовой чашке

Керамику – гончарные изделия из цветных, чаще всего красножгущихся глин, отличить от фарфоровых аналогов можно невооружённым глазом. Массивные предметы имеют простые, лаконичные формы, тяготея, преимущественно, к народной стилистике.

Что такое Fine Bone China

На посуде разных производителей встречается подобная маркировка. И цены на предметы сервировки с загадочной надписью на порядок выше среднестатистических. Слово «сhina» знакомо потребителям и, увы, далеко не с лучшей стороны. Но в данном случае оно обозначает не страну-производителя, а в целом изделия из фарфора. Это – давняя европейская традиция, берущая начало в XVI веке, когда была известна только китайская тонкостенная керамика.

Fine Bone China

«Bone China» называют костяной фарфор. Из него получаются уникально тонкие (как лист писчей бумаги), полупрозрачные, прочные и устойчивые к сколам изделия. Их легко определить по тёплому молочному оттенку. Bone China был открыт английскими фарфористами при попытке изготовить аналог китайского фарфора «яичная скорлупа». Джозия Спод из Стаффордшира в 1790-х годах впервые попробовал добавить к фарфоровой шихте пережжённые молотые кости животных. Результат превзошёл все ожидания. Зола в процессе обжига проникала в поры черепка, увеличивая его прочность и позволяя до максимума уменьшать толщину стенок посуды (для статуэток материал не используется из-за малой пластичности).

До середины XX века производство Bone China было исключительно британской привилегией. Однако сегодня среди мировых производителей можно найти три японские компании: Noritake, Nikko и Narumi, российский Императорский завод (ИФЗ), немецкий Dibbern, Lenox из США и других.

Bone China

Увидев надпись «Fine Bone China», следует убедиться, соответствует ли посуда заявленным характеристикам. У костяного фарфора звук особой чистоты, звонкости и продолжительности, с «металлическими» нотками, а на свет он кажется почти прозрачным. Если расположить керамику непосредственно под лампой, будет хорошо видна идеально ровная поверхность, без потёков, вмятин или шероховатостей. Черепок на донышке не уступит в белизне глазурному слою.

И ещё один важный момент: поверхность чашек, тарелок и других элементов сервировки Bone China никогда полностью не покрывают декором. Качественное «белое золото» производитель стремится показать без всяких украшений, довольствуясь лишь небольшим рисунком или окантовкой драгметаллами. Так называемое «крытьё» – полностью записанная поверхность фарфоровых изделий, за редким исключением, является попыткой скрыть дефекты материала.

Костяной фарфор

Как не купить китайский новодел по цене антиквариата

Цена старинных фарфоровых предметов исчисляется тысячами долларов. Продукция именитых брендов прошлого – не только гордость коллекционеров, но и выгодное вложение капитала, ведь со временем она только дорожает. Однако неопытным добытчикам «белого золота» легко стать жертвой китайских «умельцев», поднаторевших в изготовлении контрафакта. Как определить, антикварный ли предлагается фарфор или это ничего не стоящий новодел?

Опытные эксперты советуют начинать нелёгкий путь коллекционера не с первых статуэток или сервизов, а с научных изданий, где содержится информация по той или иной известной марке. Не стоит «набрасываться» сразу на всех флагманов фарфоровой индустрии – от Мейсена до Гжели или Дулёво. Лучше досконально изучить почерк одного производителя, чтобы даже на глаз отличать подлинник от подделки, а затем уже расширять круг своих интересов.

Китайские фарфоровые новоделы

Обязательно следует познакомиться с историей предприятия, особенностями технологии в разные периоды его работы и оригинальными клеймами. В дальнейшем эти знания помогут выявить подделку.

Предупреждён, значит, вооружён

  1. Покупка антиквариата через интернет – идеальный способ «нарваться» на мошенников. Не видя предмет «вживую», трудно определить его подлинность, даже по очень хорошим фотографиям. На проверенных сервисах вполне может случиться форс-мажор, ведь их владельцы не отвечают за действия продавцов. Единственное место, где обман покупателей исключён – аукционные дома, заинтересованные в своей безупречной репутации.
  2. Низкая цена – первый сигнал, что под видом антиквариата продаётся китайский новодел. Настоящий старинный фарфор не может стоить дёшево.
  3. Многие бренды прошлого, на сегодняшний день не существующие, но востребованные на антикварных рынках, пережили «второе рождение» в Китае. Это относится в частности, к легенде итальянской культуры – Capodimonte и не менее популярной немецкой марке Karl Ens.Китайские фарфоровые изделия
  4. Позолоченные предметы без потёртостей не могут быть старинными. Технология нанесения драгметаллов в XVIII – XIX веках отличается от современной и при активном пользовании отводки обязательно стираются.
  5. Подделки проявляются в деталях, которым обычно уделяют мало внимания. Но, чтобы увидеть обман, необходимо хорошо знать особенности того или иного производителя. Неправильно подобранная цветовая гамма, искажённые пропорции, изменённая форма подставки, странно расположенное клеймо говорят о том, что перед покупателем не оригинал, а китайский новодел.
  6. Некачественный глазурный слой с пятнами, «проплешинами», инородными вкраплениями и прочими дефектами не характерен для таких гигантов индустрии, как Севр, Мейсен, Лимож или Веджвуд. Зато современных китайских фальсификаторов подобные «мелочи» совсем не волнуют.
  7. Приобретая товар через интернет-сервисы, важно внимательно читать описание. Новоделы нередко представляются как «старинный фарфор из Германии (Франции), без указания конкретного производителя. Цена при этом вполне соответствует оригинальным брендам.Как купить оригинальный фарфор
  8. Контрафактный товар часто выдаёт деколь, заменяющая ручную роспись. Хотя многие производители прошлого тоже применяли штампованный рисунок, сначала шелкографию, а затем и переводные изображения. Но вид современной деколи отличается от аналогов прошлого – она более чёткая, красочная и гладкая, без отдельных точек, которые характерны для забытой сегодня офсетной печати. Увидеть, что кроется за тем или иным изображением: живописные мазки или механическая штамповка, поможет лупа.
  9. Почти весь антиквариат XVIII – XIX века прошёл реставрацию. Чтобы проверить, так ли это, достаточно на несколько секунд поднести зажигалку к одной из частей изделия. При наличии повреждений будут слышны потрескивания – это нагревается лак на отреставрированных местах. О проводившихся восстановительных работах могут свидетельствовать и слишком тонкие пальцы или другие мелкие детали.

Какой фарфор лучше: информация о производителях

Лучший фарфор

Какой фарфор считается лучшим на современном рынке? Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что у каждой мануфактуры с историей есть собственный почерк, традиции, секреты. Еще два-три столетия назад китайские сервизы были вне конкуренции, что неудивительно. Ведь именно мастера Китая сумели приготовить идеальный состав – было это в 620 году. С тех пор они не одно столетие хранили его в тайне.

Какой фарфор считается лучшим

Европейские аристократы готовы были платить за изысканную посуду огромные деньги. Фарфоровые изделия в то время считались королевской роскошью. В 18 столетии европейским мастерам удалось получить этот вид керамики экспериментальным путем. В 1740 году секрет производства открыли и в России.

Особенности европейских фабрик

Так началась эра европейских мануфактур. С тех пор они занимают верхние строчки в рейтинге лучшего фарфора в мире и не сдают позиций.

Состав сырья европейских производителей отличается от китайского – в первом количество каолина больше, а обжиг проводится при более высокой температуре. В результате готовые изделия получаются прозрачными.

Лучший европейский фарфор

Высокая температура выжигает и краску на заготовках – любой цвет, кроме синего. По этой причине европейские мастера расписывают их поверх глазури.

Ведущим европейским центром является Германия и ее знаменитый Мейсенский фарфор.

Германия

Восемь из десяти потребителей считают, что Meissen – самый лучший в мире фарфор. Его выпускают более 300 лет – коллекции относятся к Luxury сегменту. Они украшают дипломатические приемы, ими пользуются высокопоставленные политики и аристократы из разных стран.

История Мейсенской мануфактуры началась, когда алхимик Иоганн Беттгер изобрел красный фарфор – его назвали яшмовым. В составе находилось большое количество оксида железа – отсюда и необычный цвет. Предприятие выпускает яшмовую продукцию до сих пор.

Беттгер не останавливался на достигнутом – хотел получить рецепт тонкостенной керамики и путем экспериментов подбирал глину. Ему помог случай: Беттгера заинтересовал порошок, которым парикмахер припудривал парики. Выяснилось, что это перетертая белая глина из карьера, расположенного неподалеку. Недостающее звено было найдено.

Фарфор Meissen Фарфор Meissen

Мейсенская мануфактура и сегодня использует рецептуру Беттгера для производства твердых, но тонкостенных столовых приборов и аксессуаров. Кобальтовая роспись – тоже открытие мастеров этой фабрики.

Сегодня в ассортименте производителя:

  • столовые сервизы;
  • скульптуры из керамики;
  • художественные изделия;
  • эксклюзивные заказы.

Konigliche PorzellanManufaktur (КРМ) еще одно уникальное немецкое производство, история которого насчитывает почти два с половиной века. Ассортимент компании, как и ее история, впечатляют многообразием стилей. Каждый из них отражает определенный временной отрезок.

В коллекциях КРМ присутствуют классика, классицизм, рококо, абстракционизм. Дизайн лаконичный – акцент сделан на чистоту и белизну цвета, совершенные формы. Стенные тарелки с росписью, которыми так славится Королевская мануфактура, стоят 5-20 тысяч долларов.

Фарфор КРМ Фарфор КРМ

Англия

Английское чаепитие ассоциируется с чайными сервизами из благородного материала. Они во все времена олицетворяли роскошь и аристократизм. Сегодня лучший фарфор выпускают торговые марки WWRD, Thomas Goode, Caverswall – все они имеют специальный сертификат от королевы и поставляют его для королевского стола.

Королевская привилегия свидетельствует о безупречном качестве и безопасности каолиновой посуды.

WWRD – группа компаний, объединившая бренды Royal Doulton и Minton. Оба являются производителями эксклюзивных фарфоровых изделий. В свое время Теодор Рузвельт приобрел сервиз компании для Белого дома и активно им пользовался.

Фарфор Royal Doulton Фарфор Minton

Для дизайна WWRD характерны сдержанность форм, цветочные элементы в декоре, классическая золотая окантовка. Создают каолиновую классику молодые перспективные дизайнеры.

Thomas Goode – одна из старейших фабрик, основанная в 1827 году. С первого года основания она занимается производством столовой посуды и аксессуаров из костяного фарфора. На многих изделиях, выполненных по индивидуальному заказу, встречаются монограммы клиентов.

Фарфор Thomas Goode Фарфор Thomas Goode

Современные тенденции, мода на минимализм и ассиметричные формы пока не коснулась моделей Thomas Goode. В модельном ряду главенствует по-королевски роскошная классика.

Caverswall – молодая торговая марка, основанная в 1973 году, но уже завоевавшая имя, репутацию, доверие клиентов и производителей. Клиенты могут выбрать из каталогов компании понравившиеся образцы и заказать их эксклюзивный дизайн.

Посуда и аксессуары от Caverswall – произведения искусства, которые украсят любой стол. У английских потребителей особенно ценятся супницы, стоимость которых доходит до 1,5 тысяч долларов.

Франция

Культовая французская фабрика Raynaud & Co работает с 1849 года и специализируется на выпуске лиможского фарфора. Ее продукция известна и ценится во всем мире за прозрачность, изящество и высокую прочность. Чтобы получить посуду такого качества, производитель использует каолин определенной марки.

Фарфор Raynaud Фарфор Raynaud

В модельном ряду компании удачно сочетаются репродукции старинной китайской посуды и ноу-хау. Вдохновение мастера марки ищут в творчестве Сальвадора Дали, других знаменитых живописцев.

Дания

Royal Copenhagen – лучший производитель фарфора в Дании. Его работы узнаются по торговому знаку в виде трех волнистых линий. Самые востребованные – датские рождественские коллекции. Фарфоровые изделия из них узнаются по классическому сочетанию белого и синего цветов, элементам декора, напоминающим русскую гжель.

Прежде чем конечный потребитель получит рождественскую чашку, блюдце, сервиз или любой другой предмет, он пройдет десятки процессов: от бережного приготовления сырья и обработки глины до обжига заготовок, росписи, покрытия глазурью. На каждом этапе осуществляется всесторонний контроль качества.

Фарфор Royal Copenhagen Фарфор Royal Copenhagen

Столовые предметы пользуются спросом у коллекционеров и представляют художественную ценность для их частных коллекций. Стоимость одного предмета стартует с 200 долларов.

Производитель отправляет свою продукцию в разные страны мира и гарантирует ее доставку в целости. Для этого изделия упаковывают в специальную бумагу.

Россия

Российское фарфоровое производство переживает не лучший период: десятки фабрик закрылись, не выдерживая конкуренции с дешевым китайским фарфором, испытывая дефицит сырья, кадров и оборудования.

Объемы российского производства не превышают 20% от общего объема мирового рынка. Крупнейшими производителями являются Императорский и Дулевский заводы.

Императорский фарфоровый завод основан в 1744 году. Первыми его изделиями были табакерки, трубки для курения, чашки, пуговицы из фарфора и другие аксессуары. В 1756 году на заводе построили горн для обжига заготовок и освоили выпуск других изделий.

Фарфор Императорского фарфорового завода Фарфор Императорского фарфорового завода

После революции завод национализировали – с того времени предприятие наряду со столовыми приборами выпускало агитационные статуэтки. В послевоенный период было налажено производство фарфоровых изделий для быта.

Сегодня ИФЗ выпускает предметы интерьера, столовые приборы, тематический ассортимент, скульптуры и статуэтки, сохраняя традиции и собственный неповторимый стиль.

Дулевский завод в свое время считался крупнейшим производителем посуды, скульптур, сувениров из фаянса и фарфора. Мануфактуру основал купец Кузнецов в 1832 году. За два десятилетия она стала ведущим предприятием в России.

В 1887 году завод вошел в Товарищество Кузнецова, что ознаменовало новый этап развития. Продукция, выпускавшаяся в этот период, славилась безупречным качеством, чистотой цвета.

В период Товарищества цеха модернизировали, оборудовали новыми станками и горнами – их специально привезли из Франции. Мастера выпускали изысканную посуду для императорского двора и доступные изделия массового спроса.

Дулевский завод - фарфор Дулевский завод - фарфор

К концу 19 века Товарищество Кузнецовых обеспечивало поступления в казну в размере 75% от общего оборота фарфоровой промышленности.

Сегодня коллектив Дулевского завода старается сохранить традиции, держать марку. Более 1400 наименований из его ассортимента прошли аттестацию экспертного совета Минпромторга России и признание художественного достоинства. Отечественным и европейским производителям продукция предприятия тоже нравится – они охотно ее приобретают для себя и в подарок.

Виды фарфора, керамики и фаянса

Систематизируем фарфор по составу сырья. Весь фарфор можно разделить на три основные группы - восточный фарфор, европейский твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).

Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудно-плавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.
Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием "б и с к в и т а"; но большею частью фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.

Массы для фарфоровых изделий

Фарфоровые изделия отличаются тонким помолом исходных компонентов массы, высокой температурой обжига, белизной, просвечиваемостью, отсутствием открытой пористости, высокой прочностью, термической и химической устойчивостью. Фарфоровые массы состоят из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и др. алюмосиликатов. Основная прелесть фарфора- белизна и просвечиваемость, поэтому для изготовления фарфоровых изделий применяется наиболее чистое керамическое сырье. Для повышения пластичности массы часть каолина иногда заменяют высокопластичной белой огнеупорной глиной или бентонитом. В зависимости от состава массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при температуре 1350-1450°С и выше и мягкий фарфор, температура обжига которого ниже1350°С. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата (до36% и до 28% полевого шпата соответственно). Мягкий фарфор делят на полевошпатовый, низкотемпературный (выокополевошпатовый), фриттовый, костяной и др.
Первый обжиг твердого фарфора производится до температуры 850-950°С. Костяной фарфор производится из масс, содержащих костяную золу, фосфорнокислый кальций, полевой шпат и др. Обжигается вначале при температуре 1230-1250°С, затем при температуре плавления глазури 1050-1150°С. Фриттовый фарфор содержит щелочные легкоплавкие фритты, сплавленные из кварцевого песка, соды, поташа, селитры, гипса и др. материалов. Обжиг фриттового фарфора производится вначале при более высокой температуре (1200-1300°С), а при более низкой. Низкотемпературный фарфор изготавливается из низкоспекающихся масс и покрывается белой глухой циркониевой глазурью. Основными компонентами для его изготовления служат каолин, бентонит, пегматит, глинозем, доломит и др. материалы. Черепок спекается, обжигается однократно при температуре 1160-1180°С, водопоглощение до 0.5%.
Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С. Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%. Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др. Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками. Механическая прочность мягкого фарфора в полтора раза меньше твердого.
Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
1.Хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы).
2.Электротехнический (изоляторы).
3.Химический фарфор (лабораторная посуда и др.).
Наиболее вредные примеси фарфора - Fe2O3 и ТiO2 . Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Для обеспечения высокого качества изделий сырьевые материалы подвергаются тонкому помолу, тонина которого контролируется ситом 10000 отв/см2. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.
Костяной фарфор отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Отдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.
Высокополевшпатовый фарфор напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д.
Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т.
Мягкий фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.
Французский мягкий фарфор состоит из невполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, с свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.
Основной составной частью фарфора восточного и европейского твердого является каолин (неплавящаяся фарфоровая глина и полевой шпат). В европейском фарфоре каолина больше, чем в восточном, и он требует более жаркого огня при обжиге. Это сообщает ему прозрачность, зато в таком огне выгорают все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор приходится расписывать поверх глазури, восточный же позволяет применять ряд красок для подглазурной росписи.
Европейский полуфарфор каолина не содержит и потому к фарфору подходит только внешним видом, а по составу своему ближе к стеклу. При обжиге он не требует высокой температуры, что позволяет употреблять большее количество красок, которые, сплавляясь с глазурью, придают росписи особую прозрачность и блеск.
Если попытаться классифицировать изделия из обожженной глины в порядке усложнения технологии их изготовления, то получится следующая схема: ручная примитивная лепка и костровой обжиг; гончарные изделия и горновый обжиг; майолика; полуфаянс; фаянс; фарфор. Эти технологии появлялись в разное время и в разных странах, имея в зависимости от этого значительные особенности. Сегодня почти все они существуют в современных вариантах, и в любой, даже самой примитивной технике, используя самую незамысловатую технологию, талантливый керамист может достичь больших успехов. В русский язык давно и прочно вошли термины, обозначающие изделия, сделанные из глины. Так вот, как говорится, разберемся сначала с терминами.
Самое общее понятие, включающее в себя все изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислами и другими неорганическими соединениями, -это керамика. Далее, если соблюдать хронологию в освоении людьми свойств и возможностей глины как материала, идут лепные и гончарные изделия. Я думаю, всем понятно, что гончарные изделия сделаны на гончарном круге, а лепные слеплены руками. Но тем не менее, тут есть один нюанс. Гончарные изделия - это термин, обозначающий изделия, сделанные на гончарном круге без дальнейшего применения глазури. И фаянс, и майолику, и даже фарфор тоже можно делать, используя гончарный круг, но мы при этом не называем их гончарными изделиями. Главным отличительным признаком является то, что фаянс и майолику покрывают глазурью. Причем очень трудно провести грань и определить, на сколько процентов нужно покрыть гончарное изделие глазурью и расписать, чтобы оно превратилось в майолику.
Некоторые современные мастера свою гончарку изнутри покрывают глазурью, отчего она, по их мнению, не превращается в майолику. Название этой керамики происходит от названия острова Майорка, где под влиянием морисков из города Малаги (Испания) в ХIV-ХV веках расцвело производство керамических изделий из естественно окрашенных глин, полностью крытых глухой оловянной глазурью и расписанных. Майоликовое производство распространилось в Северной Италии, получив особое развитие в окрестностях городов Фаэнца и Урбино. Я думаю, вы догадались, что именно название города Фаэнца и дало имя следующей разновидности керамики - фаянсу. Но тут я должен оговориться: до сих пор еще до конца не выяснено, что же появилось раньше - майолика или фаянс - не как названия, а как виды керамики. Ведь до сих пор майолику называют иногда "простым фаянсом", а значит, фаянс - это более общее понятие, включающее в себя и майолику.
Сегодня майоликой называют керамические изделия из естественно окрашенных легкоплавких глин, красный черепок которых покрыт глухой глазурью, с водопоглощением 10-15 процентов. Фаянсом называют керамические, крытые прозрачной глазурью изделия с водопоглощением от 9 до 12 процентов. Цвет фаянса может быть различным: преимущественно светлых тонов до белого. Состав фаянсовых масс можно разделить на три группы: глинистый древний фаянс - из глины и молотого обожженного кремня или кварца; известковый, или мягкий, фаянс (типичный средневековый) - из глины, обожженных кремня или кварца и мергеля или мела; полевошпатовый, или твердый, - из глины, кремня или кварца и полевого шпата, впервые изготовленный в начале XVIII века в Германии.
Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называли, поливой, были сделаны в Египте. Из Египта искусство глазурования пришло в Вавилонию и Ассирию, а оттуда проникло в Персию, где оно достигло расцвета главным образом в области строительного искусства. Разные литературные источники по-разному оценивают использование глазури греками и римлянами. Например, немецкий исследователь истории фаянса А.Н. Кубе считал, что грекам и римлянам была известна технология использования глазури, но их исключительная любовь к чистому черепку ограничивала их в ее применении. И когда рухнула античная культура, то вместе с ней погибло для Европы искусство глазурования. Но в эпоху Средневековья фаянс снова появляется и снова на Востоке. В начале XIII века переправившиеся из Африки арабы после семилетней упорной борьбы завладели Пиренейским полуостровом. И вот вместе с арабами в Испании появляется и фаянсовое производство, которое еще долго останется во власти восточных традиций. В конце концов появляется испано-мавританская керамика — своего рода мост между Востоком и Западом. Затем, из Испании фаянсовое производство проникло в Италию, где оно в середине XVI века в так называемых итальянских майоликах достигло своего расцвета.
В Древней Руси поливная керамика известна с X века. Так, в конце ХIХ столетия в богатых языческих курганах у деревни Гнездово (под Смоленском) были обнаружены обломки двух тарелок и кружки белой глины, покрытые поливой и украшенные разноцветной росписью.
Производство майолики, перешедшее из Италии в другие страны центральной Европы, в дальнейшем развилось в производство фаянса с черепом белого или кремового цвета, крытого прозрачной свинцовой глазурью. Так возникли французские фаянсы, знаменитые голландские делфтские фаянсы, немецкие и английские фаянсы. Развитию фаянсового производства в Европе нередко способствовали даже курьезы. Так в конце XVII - начале XVIII века войны подорвали экономику Франции и, нуждаясь в средствах, Людовик XIV запретил употреблять золотую и серебряную посуду, что привело к бурному развитию производства керамики, и в частности фаянса.
В XVII веке фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, назывались полуфаянсами. Приставка "полу" не содержала в себе ничего пренебрежительного или указывающего на низкое качество, она указывала только на технические отличия этих фаянсов от "настоящих" фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью. Наивысших результатов в использовании прозрачных свинцовых глазурей достигли в Германии семья Гирш-Фогель и во Франции Бернар Палисси.
Так называемый турецкий полуфаянс (XVI—XVII века) относят к группе мягкого фаянса, который изготавливался из смеси красножгущейся глины с мелом. Обычно этот полуфаянс ангобировали или покрывали оловянной глазурью и декорировали густыми пастами с использованием охры (болюса), что придавало поверхности изделия некоторый рельеф.
В Европе производство фаянса своих вершин достигло в Англии в XVII веке, когда английский керамист Джозайя Уэджвуд (Веджвуд) изобрел высококачественные фаянсовые массы ("кремовую", "базальтовую", "яшмовую"). Самое замечательное его произведение находится в России. Это столовый сервиз из 952 предметов, сделанный по заказу Екатерины II (в Англии он получил название "русского"). На каждом предмете этого сервиза есть личное клеймо автора — зеленая лягушка.
В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Первый известный нам завод был основан в Москве в 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым. В 1752 году в Петербурге был открыт Казенный фаянсовый завод, а затем и Императорский фаянсовый завод, на котором работал Дмитрий Виноградов. С 1757 года начала работу фабрика Ивана Сухарева, занимавшаяся ранее изготовлением красок. Во второй половине XVIII века массовой становится продукция многочисленных заводов и мастерских подмосковной Гжели. В августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии возник один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле — будущий Конаковский (Кузнецовский) завод. А в сентябре 1810 года владельцем этого фаянсового завода становится А.Я. Ауэрбах, который с первых же дней проводит ряд мер по укреплению своего предприятия.
В 1870 году завод Ауэрбаха был продан М.С. Кузнецову - яркой, колоритной личности, типичной для периода развития капитализма в России. М.С. Кузнецов присоединил это предприятие к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии (основан в 1832 году) и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в России. Бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии стал одним из предприятий обширной кузнецовской фирмы, в которую входили: керамическое предприятие в селе Буды Харьковской губернии, завод Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда, завод в городе Славянске Черниговской губернии, завод в деревне Песочная Ярославской губернии, фаянсовая фабрика в селе Песочня Калужской губернии. В 1889 году учреждается "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" с правлением в Москве. В 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР в числе других крупных промышленных предприятий Кузнецовская фабрика в Тверской губернии была национализирована. Но только в 30-х годах фабрика налаживает производство и сюда приходят молодые талантливые художники И. Фрих-Хар, И. Чайков, И. Ефимов, В. Фаворский, В. Филянская, П. Кожин, С. Лебедева, М. Холодная.
Некоторые фаянсовые заводы наряду с фаянсом с середины XVIII века стали выпускать фарфоровые изделия. Фаянс отличается от фарфора тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В "глинистом" фаянсе содержание глины доходило до 85 процентов, температура обжига была 950-960°С , такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность. Известковый фаянс средних веков содержал кроме глины и кремня еще 10-35 процентов известняка или мела; температура обжига его достигала 1100-1160°С; черепок был пористый (19-22% по водопоглощению) и малопрочный. Твердый, или полевошпатовый, фаянс получил распространение с конца XIX века. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) - для получения качественного черепка, а вторично - при более низкой температуре (1050-1150°С) - только для оплавления глазури.
В отличие от европейского, непросвечивающего в черепке, фаянса, персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII век), имел хорошо просвечивающий черепок. Персидский фаянс готовился из массы, богатой кварцевой составляющей с небольшой добавкой остекленной после обжига глины. Изделия покрывались тонким слоем белого ангоба и прозрачной щелочной глазурью с люстровым металлическим отблеском или опоковой свинцово-оловянной глазурью. Впервые технология люстрованной керамики описана в трактате XII века Абу-ль-Фазлом Хубайшем Тифлиси. Если говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его разбуханию (0,016—0,086% от объема), к разрыву глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса или майолики.
Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4 процентов мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20-40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два - три года.
В конце этой краткой справки о фаянсе я приведу состав фаянсовых масс некоторых заводов. Завод Бармина, Москва, 1876 год: 3 пуда глуховской глины, 1 пуд 20 фунтов английской глины, 6 пудов песка, 6 пудов опоки; Конаковский завод, середина XIX века: глины 29 процентов, каолина 32,5 процента, кварцевых отходов 32,5 процента, боя б процентов, обжиг при 1250-1280°С. Продолжим знакомство с видами керамики. Самым сложным по составу, самым высокотемпературным по обжигу и доставшимся человеку труднее всего материалом является фарфор. Отличительные признаки фарфора - белый цвет, отсутствие пористости, просвечиваемость, прочность, термостойкость и химическая стойкость - определяются как составом исходного сырья, так и технологией его обработки. Фарфор изобретен в Китае в период Хань (206 г. до н. э. - 221 г. н. э.). Различают следующие периоды в китайском фарфоровом производстве, названные по правящим династиям: Тан (618 - 907), Сун (960 - 1279), Мин (1367 - 1643), Канг-Хси (1662-1722), Чьенг-Лунг (1723 - 1795) и новый - с 1795 г. Своего расцвета в развитии формы и декорировки фарфор достиг в период Канг-Хси.
Редко встречаемый благоприятный состав "фарфорового камня" (нан-кан), большие запасы которого находятся вблизи исконного места фарфорового производства (г. Дзиньдэчжень), весьма упрощает составление и приготовление фарфоровой массы при добавлении каолина. В минералогическом отношении нан-кан представляет собой серицитовый песчаник состава: 75,06 процента окиси кремния, 0,05 процента окиси титана, 16,01 процента окиси алюминия, 0,41 процента окиси железа, 0,28 процента окиси кальция, 0,60 процента окиси магния, 1,97 процента окиси натрия, 3,3 процента окиси калия и прочих примесей — 2,2 процента. Масса вылеживалась в закрытом состоянии в земле по 100 лет, что давало возможность получать из непластичного сырья массу с высокими формовочными свойствами, позволявшими изготовлять (уже в периоде Сун) знаменитый "фарфор яичной скорлупы", то есть изделия с очень тонкими стенками. Китайскими керамистами школы профессора Чжоу-Женя установлено, что размол "фарфорового камня" в современной шаровой мельнице не сообщает фарфоровой массе той пластичности и связности, которые достигаются при толчении этого камня в ступах и ее вылеживании, как это делали в старину.
Естественно, что высокая стоимость китайского фарфора, ввозимого в Европу в XV - XVII столетиях (за одну фарфоровую вазу могли отдать целую роту солдат), вызывала попытки подражаний. Таковы мягкий фарфор Медичи, французский фриттованный фарфор с добавкой к стеклу мергелистой глины и мела, реомюров фарфор и др. В 1708 г. мейсенскому алхимику И.Ф. Бетгеру удалось изготовить прототип европейского фарфора из каолина, песка и мела; но уже с 1720 г. мел был заменен полевым шпатом, и был получен настоящий твердый фарфор. Мануфактура была строго засекречена. В XVIII веке получили развитие крупные мануфактуры, а впоследствии заводы в самом Мейсене, прославившемся своим "саксонским" фарфором.
В России состав фарфора был самостоятельно разработан в 1744 г. Д.И. Виноградовым, который наладил фарфоровое производство на Императорском заводе под Петербургом (ныне Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). Рецепт фарфора в записи Виноградова таков: "Возьми кварца прокаленного 768 ч., глины подготовленной 384 ч., песчанка, алебастра отсеянного 74 ч.". В этой массе кварц играет роль отощителя, алебастр - роль плавня, глина - роль связующей пластической добавки. Подготовка глины (разновидность гжельской беложгущейся песчанки) состояла в ее отмучивании.
Современные технологи различают две основные разновидности фарфора - твердый (с небольшим количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге при температуре 1380-1460°С, и мягкий (с повышенным количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге и при более низких температурах, но не ниже 1200°С. Первый, утельный, обжиг одинаков - при 900- 1000°С. Известно, что Броньяр (Севрский фарфоровый завод во Франции) опробовал в середине прошлого столетия массы, обжигая их даже при 1500-1550°С, применив в качестве глазури пегматит весьма тонкого помола (пегматит - светлая крупнозернистая магматическая горная порода, по физическим свойствам аналогичная граниту).
Помимо двух основных видов фарфора в настоящее время известно много специальных видов технических фарфоров и фарфороподобных материалов. Например, полуфарфор, или низкотемпературный фарфор "витриес-чайна", или английский костяной фарфор, который начал производить И. Спод (второй) в 1759 год) в районе г. Сток-он-Трент, где в настоящее время сосредоточено большинство английских фарфоровых заводов. Костяной фарфор отличается высокими декоративными качествами, и они зависят от правильного приготовления золы костей крупного рогатого скота, которая входит в состав фарфора. Подготовка костей состоит в обезжиривании, в обработке паром и обжиге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *