Что построил растрелли: Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Биография
Растрелли, Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич), подробная биография
(1700-1771) русский архитектор
Начиная строительство Петербурга, Петр I специальным указом повелел российским послам искать и нанимать в разных странах опытных архитекторов, художников и скульпторов. В числе приглашенных в Россию оказался и известный итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли.
В 1716 году он приехал в Петербург вместе со своим сыном Франческо и с первых же дней пребывания в России приступил к работе не только в качестве скульптора, но и оформителя, а также архитектора.
Бартоломео Растрелли поселили в бывшем дворце царицы Марфы Матвеевны, где на протяжении многих лет работал своеобразный художественный комбинат. По эскизам Растрелли русские мастера изготавливали макеты будущих построек, детали их архитектурного оформления, статуи на заказ.
Франческо Бартоломео сразу же включился в работу над большим проектом: вместе с отцом выполнил макет нового дворца в Стрельне, а затем стал практически руководителем его строительства.
Однако недостаток образования быстро дал себя знать, и отцу пришлось отправить его во Францию для обучения живописи и архитектуре. Дата отъезда Франческо точно не известна. Однако из документов следует, что еще до отъезда он проявил себя как одаренный архитектор, поскольку изготовил элементы декоративной отделки для дворцов приближенных Петра I, Петра Шафирова и князя Хованского. Затем отец и сын Растрелли начали еще одно крупное строительство — возведение дворца для представителя молдавского господаря князя Дмитрия Кантемира, отца будущего известного поэта.
Однако так случилось, что строительство завершил только старший Растрелли, поскольку Франческо выехал во Францию. Построенные дворцы так понравились русским вельможам и самой императрице Анне Иоанновне, что по возвращении Франческо в Россию семья оказалась заваленной заказами.
Франческо был назначен придворным архитектором, ему было поручено строительство сразу четырех дворцов в Москве и Петербурге. По воле императрицы Растрелли построил Зимний дом в Кремле, Летний в Лефортове и Зимний дворец в Петербурге. К сожалению, ни одна из этих построек не сохранилась до наших дней в своем первоначальном виде.
После окончания строительства дворцов Бартоломео Растрелли начал работать по заказам ближайшего приближенного императрицы герцога Бирона. Архитектор спешно возвел для него два дворца в Рундале и в Митаве (современная Елгава). Поскольку Бирон предоставил ему полную свободу в оформлении и не жалел средств, именно эти постройки стали лучшими творениями архитектора.
Бартоломео Франческо Растрелли реализовал в них новый архитектурный стиль, в котором сочетались элементы русской и европейской традиции. Дворец отличался особой отделанностью фасада и тщательной организованностью внутренних помещений. Благодаря отделке стен лепными панелями архитектор смог не только расширить зрительный объем каждого зала, но и добиться иллюзии плавного перехода одного помещения в другое. Оформление покоев образует единый ряд, который построен на повторяющихся деталях оформления. За эту работу ему было пожаловано звание обер-архитектора российского императорского двора.
Правда, еще до окончания строительства Растрелли срочно отозвали в Петербург для выполнения нового высочайшего заказа. Правительница Анна Леопольдовна заказала ему строительство парадной резиденции — летнего дворца. Он должен был стоять на том месте, где теперь высится Михайловский замок. Однако Бартоломео Растрелли успел лишь заложить фундамент будущей постройки.
В стране снова переменилась власть. Императрицей стала Елизавета Петровна, дочь Петра I. Она оказалась сторонницей русского стиля, поэтому вначале Растрелли оказался не у дел. Кроме того, его обвинили в дружбе с Бироном. Ему было приказано покинуть пределы России, и он уже начал упаковывать незаконченные проекты.
Однако он никуда не уехал, поскольку буквально через несколько недель последовал новый приказ: Растрелли вернули прежнее звание и должность. Императрица хотела получить новые роскошные дворцы. Поэтому архитектору было поручено немедленно закончить летний дворец, причем сделать его в виде уменьшенной копии знаменитого дворца короля Людовика XIV в Версале. Кроме того, Франческо Растрелли должен был закончить постройку Аничкова дворца, а также создать летнюю резиденцию императрицы в Петергофе.
Из всех этих построек самым удачным является ансамбль Петергофа. Его строительство началось в 1747 году и продолжалось пять лет. Растрелли поставил нарядное здание длиной около 300 метров на высоком морском берегу. Оно было обращено фасадом к морю, которое стало как бы продолжением парка с целым каскадом фонтанов и скульптур.
Известный историк искусства и художник Александр Бенуа написал о дворце Растрелли: «Петергоф как бы родился из пены морской. Петергоф — резиденция царя морей».
Работа в Петергофе еще шла полным ходом, а нетерпеливая императрица уже поручила Растрелли новую работу — перестройку старого дворца в Царском Селе. По ее замыслу он должен был стать парадной царской резиденцией. Растрелли создал не просто дворец, а единый ансамбль из множества построек. Вокруг дворца он разбил огромный парк, в котором построил нарядные павильоны, галереи, катальную горку. Весной 1757 года, когда строительство было уже закончено, Елизавета устроила во дворце прием для иностранных послов. Их восторгам не было предела, поскольку никто из них до сих пор не видел в России подобных сооружений.
Действительно, ансамбль царскосельского дворца — уникальный памятник русской архитектуры. Опираясь на традиции европейского барокко, Растрелли внес в оформление дворца черты русских построек. Он использовал разные цвета, элементы рококо — различные завитки и раковины. Поэтому многие исследователи и назвали этот стиль растреллиевским барокко.
Бартоломео Франческо Растрелли стал самым модным архитектором в Петербурге. Вельможи наперебой обращались к нему с предложениями о постройке и перестройке дворцов и усадеб. Он построил дворец графа Воронцова, дом придворного поставщика А. Штегельмана, дворец графа Строганова. Но главным делом архитектора оставались заказы императрицы.
Кроме дворцов, Растрелли спроектировал и построил комплекс Смольного монастыря. В его архитектуре также соединились черты старого и нового. Традиционный крестообразный храм окружен четырьмя зданиями для келий, похожими на небольшие дворцы. Благодаря множеству украшений огромный собор кажется очень легким. Обилие лепных украшений создает впечатление, что его стены вылеплены из камня.
К сожалению, Бартоломео Растрелли не смог завершить эту постройку. Началась война с Пруссией, и отпущенные на постройку деньги были взяты для финансирования армии и достройки Зимнего дворца.
Императрица требовала учета всех ее пожеланий. Но архитектор сумел ее убедить, что выгоднее не перестраивать старый дворец, а построить на его месте новый. В 1753 году дворец был заложен «для одной славы Российской империи». Растрелли блестяще выполнил этот заказ, и в апреле 1762 года в новом дворце поселился император Петр III.
Зимний дворец стал главной постройкой Петербурга, определившей весь силуэт города. В нем Франческо Растрелли спроектировал отделку свыше тысячи нарядных помещений. Довольный император наградил его чином генерал-майора и орденом св. Анны. Это были единственные награды, полученные им за все время службы в России.
А всего через два с половиной месяца в судьбе Растрелли произошли новые изменения. Теперь они были связаны с пристрастиями взошедшей на престол Екатерины Второй. Соответственно изменились архитектурные вкусы — увлечение французской культурой принесло с собой моду на классицизм. Поэтому Растрелли вновь оказался не у дел. Прекратились заказы и выплата жалования, так что прославленный архитектор должен был продавать свои картины. Но его известность от этого не уменьшилась. Об этом свидетельствует прием Растрелли в члены Петербургской Академии художеств.
Правда, извещение о своем избрании он получил, когда уже был смертельно болен. А через несколько месяцев знаменитого архитектора не стало. Могила его до сих пор не найдена. Так закончился жизненный путь крупнейшего русского архитектора. Но имя Растрелли не было забыто. В 1923 году площадь перед Смольным монастырем назвали его именем.
Растрелли Бартоломео Франческо | это.

Толкование
- Растрелли Бартоломео Франческо
Летний дворец Елизаветы Петровны (построен в 1741, снесён в 1797).
Екатерининский дворец в Царском Селе (г.Пушкин), август 2004.
Франческо Бартоломео Растре́лли (итал. Francesco Bartolomeo Rastrelli; до 80-х годов XX века было принято указывать русифицированное имя и отчество Варфоломе́й Варфоломе́евич; 1700, Париж — 1771, Санкт-Петербург) — знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770).
Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), обрусевшего итальянца. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Хронология работ Растрелли
- 3 Литература
- 4 См. также
- 5 Примечания
Биография
В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, куда его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1725 по 1730 год проходил обучение в Европе, предположительно в Италии. С 1730 по 1763 год был архитектором императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Построил дворцы герцога Бирона в Рундале (1736 — 1740) и Митаве (1738 — 1740). Оба дворца расположены в Латвии.
Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741 — 1744 годы), не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова (1749 — 1752), Строгановский дворец (1753 — 1754 годы). С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе.
В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 — 1757 — перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин).Две его наиболее известные работы — это ансамбль Смольного монастыря (1748 — 1754) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 — 1762).
С приходом к власти Екатерины II, Растрелли должен был покинуть свой пост, так как Екатерина II предпочитала пришедший на смену барокко стиль классицизм.
Хронология работ Растрелли
- 1754 год. Проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора (Санкт-Петербург)[1].
- 1750 — 1755 гг. Мариинский дворец в г.Киев. Сооружением дворца руководил выдающийся русский зодчий И.Мичурин
Литература
- Lexikon der Kunst: Malerei, Architektur, Bildhauerkunst в 12 томах. Karl Müller Verlag, Erlangen, 1994.
- Кузнецов С. О. История одного фасада Российской империи // Искусствознание. 2000. № 1. С.
376-399
- Кузнецов С. О. Дворец и его архитекторы. (История строительства Строгановского дворца на Невском проспекте Ф.Растрелли, Ж.-Б. Валлен-Деламотом [1]
- Кузнецов С. О. Пусть Франция поучит нас «танцовать» . Создание Строгоновского дворца в Петербурге и соеобразие придворной культуры России в первой половине XVIII века. СПб., 2003. — 512 c. — ISBN 5-303-001090-1
- Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгановых. Три века истории.. — М-СПб: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2008. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-3471-4
См. также
- Дворцы Санкт-Петербурга
- Дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга
- Архитекторы Санкт-Петербурга
Примечания
- ↑ Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
Документированные постройки Растрелли
Анненгоф (1730) • Зимний дворец (1733) • Рундальский дворец (1736) • Митавский дворец (1738) • Летний дворец (1741) • Большой Петергофский дворец (1747) • Зимний Кремлёвский дворец (1747) • Андреевская церковь (1749) • Смольный собор (1749) • Воронцовский дворец (1749) • Екатерининский дворец (1752) • Мариинский дворец (1752) • Строгановский дворец (1753) • Зимний дворец (1753)
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужен реферат?
- Растрелли Б. Ф.
- Растрелли Бартоломмео
Полезное
| ||||||||
Премия и конкурс A’ Design Award and Competition направлены на то, чтобы подчеркнуть превосходную квалификацию лучших дизайнеров, дизайнерских концепций и ориентированных на дизайн продуктов во всем мире во всех творческих дисциплинах и отраслях. | ||||||||
![]()
| ||||||||
Основная цель премии — создать рекламу, PR и рекламные возможности для победителей премии в области дизайна, одновременно поддерживая глобальную культуру дизайна, создавая стимулы для участников, чтобы придумывать превосходные проекты для лучшего будущего. A’ Design Awards — это главный ежегодный конкурс дизайна с участием жюри, который награждает лучших дизайнеров, архитекторов, инженеров, дизайн-студий, бренды и компании, ориентированные на дизайн, со всего мира, чтобы обеспечить им известность, известность и признание. Премия и конкурсы A’ Design Award и конкурсы организуются и присуждаются ежегодно и на международном уровне в самых разных категориях. Каждый год проекты, ориентированные на инновации, технологии, дизайн и креативность, награждаются премией A’ Award. В то время как реализованные проекты находят возможности для публикации, выхода на новые рынки и встречи с широким кругом покупателей для своих существующих продуктов, организация также помогает творческим умам и стартапам встречаться с деловыми людьми для реализации своих идей продукта. Премия и конкурс A’ Design Award и конкурс имеют очень хорошо разработанную методологию выбора лучших проектов с использованием строгих критериев оценки, процессов слепого оценивания, нормализации оценок, перекрестного сопоставления и т. д., чтобы награждать только лучших дизайнеров и фирмы, которые действительно заслуживают особого признания. Жюри премии A’ Design состоит из академиков, профессионалов, представителей предприятий и фокус-групп и следует строгим правилам, чтобы обеспечить справедливую и этичную оценку. Логотип A’ Design Award & Competition, присуждаемый международными экспертами, пользуется доверием во всем мире и обозначает проверенное временем качество дизайна. Компании и дизайн-студии используют свою победу в конкурсе A’ Design Award как видимый символ в своих коммуникациях. Для потенциальных клиентов логотип лауреата премии A’ Design Award является ориентиром при поиске лучших дизайнов и креативных услуг на рынке. Узнайте о преимуществах здесь. Участие в конкурсе A’ Design Award & Competition демонстрирует стремление к инновациям, перепроектированию, переосмыслению и мужество сравнивать себя с другими в соревнованиях. Целью A’ Design Award является выделение, реклама и поддержка хорошего дизайна, а также предоставление победителям широкой и интенсивной рекламы, известности и престижа.
| ||||||||
| ||||||||
|
Туристические новости России — uVisitRussia
Главная О Туристических новостях России Смольный собор, Санкт-Петербург
Смольный собор – шедевр Растрелли, жемчужина ансамбля Смольного монастыря. Сегодня это центр ухоженного квартала возле резиденции губернатора в здании Смольного института, а при Петре I здесь были «смоляные заводы» — филиал Адмиралтейской верфи, где варили смолу для постройки кораблей . Рядом стоял скромный деревянный дворец «Смоляной дом», позже перестроенный в камне. Императрица Елизавета Петровна жила там в юности, а в зрелые годы избрала это место для постройки монастыря, где планировала покинуть мир в старости. Поэтому монастырь строился как дворец, а Смольный собор до сих пор остается самым нарядным и нарядным из главных храмов Петербурга. Бело-голубой храм с позолоченными головами настолько совершенен и гармоничен, что создает оптические эффекты. Кажется, что он парит в воздухе, уменьшаясь по мере приближения.
Проект Смольного Воскресенского Новодевичьего монастыря создал Растрелли. Он планировал возвести в центре комплекса одноглавый храм европейского типа, но Елизавета настояла на традиционной для русских церквей пятиглавости. Растрелли удалось соединить обе традиции: он выглядит как пятиглавый собор, а на самом деле имеет один купол, окруженный четырьмя вспомогательными куполами-звонницами. Как и все главные храмы Петербурга, Смольный строился очень долго — почти сто лет, с 1748 по 1835 год. Проект Растрелли продолжил Юрий Фельтен, а завершил Василий Стасов. По стилю классик Стасов был почти антагонистом барочного гения Растрелли, но сохранил растреллиевский дух и совершенство пропорций, но добавил простоты и лаконичности. Бело-голубые стены с высокими окнами, вазы и гирлянды, головы херувимов – церковь прекрасна особой хрупкой красотой, напоминает о «женском правительстве» и воспитанницах Смольного института по соседству.
Утрачен декоративный интерьер Смольного собора для советских лет. Сохранились отдельные элементы: белые лепные ангелы, крылья, пальмовые ветви, цветы — символы воздуха и земли. Совершенно нет и не было привычных для храма такого масштаба символов огня и силы. Сегодня собор находится в промежуточном состоянии: концертный зал уже не совсем тот, что был много лет, не церковь и не музей, а все вместе. Вы можете зайти внутрь и оценить основные элементы — огромное белое пространство под великолепным куполом, отделанным мрамором. Есть зрительный зал и сцена, в свободном пространстве — выставка иконописи и реставрационные проекты.
За небольшие деньги по сеансу можно подняться с экскурсией на колокольню. Но самое доступное и приятное – побродить во дворе монастыря, между отреставрированными и еще ждущими реставрации старинными постройками. Собор окружен четырьмя угловыми церквями и жилыми домами с двухъярусными аркадами на фасаде. Обратите внимание на ажурную ограду храма, вылепленную по рисунку Стасова, — это произведение искусства на уровне оград Летнего сада и Казанского собора. Рядом, перед резиденцией губернатора, находится площадь с фонтаном и бюстами Маркса и Энгельса.
МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Колокольня Смольного собора – самая высокая музейная смотровая площадка города. Он расположен на высоте 50 метров, к нему ведут 277 ступенек. С звонницы открывается великолепная панорама Невы и кварталов исторического Петербурга.
Сам собор прекрасно смотрится с площади Растрелли, со Шпалерной улицы и Суворовского проспекта. Очень эффектный вид открывается с противоположного берега Невы. В ясную погоду купола собора видны с колоннады Исаакиевского собора.
В Смольном соборе проходят концерты духовной, классической и современной музыки, организуются выставки картин и фотографий.
ИСТОРИЯ
Воскресенский (Смольный) собор, окруженный четырьмя угловыми церквями и жилыми домами, строился долгих 87 лет. Лишь в 1830-х годах храм, начатый Растрелли в 1748 году, был достроен Василием Стасовым. Смольный собор был освящен 20 июля 1835 года и получил статус собора «всех учебных заведений во имя Воскресения Христова».
Высота собора 93,7 метра, вмещает до 6 тысяч человек. Рядом Растрелли планировал возвести пятиярусную колокольню, которая должна была стать самой высокой в России (140 метров, 18 метров над шпилем колокольни Петропавловского собора), однако не успел реализовать этот план. Его последователи решили, что гигантская колокольня не впишется в городской пейзаж.
Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь, первый женский монастырь Санкт-Петербурга, принял монахинь в 1764 г. Просуществовал до 179 г.7 (до смерти последней из 14 монахинь), то в его помещениях располагался Вдовий дом.
Также с 1764 года в свободных корпусах монастыря располагалось учебное заведение для девиц дворянского и мещанского происхождения — Институт благородных девиц (Смольный институт). Позже Екатерина II учредила школу для девочек низших сословий, которая разместилась в соседнем здании, построенном по проекту архитектора Ю.М. Фельтен. Он назывался Александровским институтом. В 1806–1808 годах к югу от монастыря было возведено специальное здание Смольного института благородных девиц, построенное Джакомо Кваренги. Существует легенда, что каждый раз, когда Кваренги проходил мимо Смольного собора, он останавливался перед главным входом, снимал шляпу и восклицал: «Это храм!» — а потом ушел в собственный проект. Смольный институт Кваренги отодвинулся на несколько метров от фасадной линии Смольного монастыря, как бы уступив первенство Растрелли.
В августе 1917 г., как известно, в Смольном институте размещался революционный штаб; сегодня там заседает городская администрация.