Донато браманте: Браманте, Донато. Donato Bramante | Знаменитые архитекторы и дизайнеры
Браманте Донато Архитектура биография Bramante Donato
Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514)
Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения.
Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо д’Антонио (Рascuccio d’Аntonio).
Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны.
Собор святого Петра, 1506–1667, Рим
В 1470–х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане; фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм.
При перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479–1483): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492–1497) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Строг и величав завершенный Браманте в 1499–1511 фасад дворца Канчеллерия; его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503–1545) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его трех террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих римских вилл последующего времени. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500–1504), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Поиски Браманте образа пластически цельного, совершенного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502; проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года.
Браманте, Донато | это.
.. Что такое Браманте, Донато?ТолкованиеПеревод
- Браманте, Донато
Памятник Браманте на вилле Медичи.
Донато Браманте (Donato Bramante; настоящее имя Паскуччо д’Антонио, Pascuccio d’Antonio; 1444—1514) — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства — базилика Святого Петра в Ватикане.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Работы Браманте
- 3 Интересные факты
- 4 Библиография
Биография
Юность провёл в Урбино, где испытал влияние художников Пьеро делла Франчески и Лучано Лаураны. Начинал как живописец. В 1476 г. был приглашен в этом качестве в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где встретился с Леонардо да Винчи, чьи идеи в области градостроительства оказали на него большое влияние.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. При папе Юлии II стал главным папским архитектором; с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Петра в Ватикане (с 1505 г.) и успел возвести храм до высоты арок. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан Дамазо (ок. 1510). Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.
Работы Браманте
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим
- Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа)
- Миланский период: Санта-Мария-делле-Грацие
- Римский период:
- Внутренние дворики:
- Санта-Мария-делла-Паче (1500—1504). (Композиция делится на два яруса; лишенные декора; нет архивольтов).
- Палаццо делла Канчеллерия (1499—1511). (Очень длинный фасад; членение на три яруса; рустованный — имитация клееной кладки; лаконичность; немногословие; отсутствие лишнего; 2 яруса аркад; медальончики; окантовка ярусов и достаточно высокие проемы).
- Сан да Маза (1510)
- Внутренние дворики:
- Темпьетто (Часовня — ротонда; «Маленький храмик»; Три основных ступеньки; крипта).
- Собор Святого Петра (Крест вписанный в квадрат).
- Бельведерские дворики
Интересные факты
- В честь Браманте назван кратер на Меркурии.
Библиография
- Бартенев И. А. Зодчие итальянского Возрождения. М., 1965
- Всеобщая история архитектуры. Т.5. М., 1967
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
- Брамбаров, Христо
- Браманте, Донато д’Аньоло
Полезное
Донато Браманте | итальянский архитектор
Браманте, Донато
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- около 1444 г. Италия
- Умер:
- 11 апреля 1514 г. Рим Италия
- Известные работы:
- Базилика Святого Петра Базилика Сант-Амброджо Темпьетто Ватиканский дворец
- Механизм/стиль:
- Раннее Возрождение Ренессанс
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Донато Браманте , Донато также пишется как Донино или Доннино (род. ок. 1444, вероятно, в Монте-Асдруальдо, герцогство Урбино [Италия] — умер 11 апреля 1514 г., Рим), архитектор, представивший Стиль Высокого Возрождения в архитектуре. Его ранние работы в Милане включали приходский дом Сант-Амброджо и церковь Санта-Мария-делле-Грацие. В Риме Браманте был главным планировщиком комплексного проекта папы Юлия II по восстановлению города. Базилика Святого Петра, главным архитектором которой он был, была начата в 1506 г. Другими крупными римскими сооружениями были Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502 г.) и двор Бельведер в Ватикане (начало 9 г. до н.э.).0043 с.
1505).Ранние годы и обучение
Донато Браманте родился в семье зажиточных фермеров. В детстве, как говорит биограф и художник XVI века Джорджо Вазари, «помимо чтения и письма, он много практиковался на счетах». Его отец, вероятно, направил его к живописи.
Мало что известно о жизни и творчестве Браманте до 1477 года. Вероятно, он служил помощником Пьеро делла Франческа в Урбино, который при дворянине Федерико да Монтефельтро (умер в 1482 году) стал важным гуманистическим центром. В 1477 году Браманте работал в Бергамо художником иллюзионистских росписей архитектуры. Он, вероятно, получил свое образование не только на работах художников, работавших в Урбино, но и на работах других художников, которых он мог наблюдать в своих путешествиях, таких как Леон Баттиста Альберти (в Римини и Мантуе), Андреа Мантенья (в Мантуе и Мантуе). Падуя), Эрколе де’Роберти (в Ферраре) и Филиппо Брунеллески (во Флоренции).
Ни одна из юношеских постановок Браманте не сохранилась, хотя некоторые историки приписывают ему различные архитектурные ракурсы. Почти все они демонстрируют некоторые черты творчества Браманте, но при этом сильно отличаются друг от друга. До 1477 года Браманте, возможно, был в первую очередь планировщиком, дизайнером и художником архитектурных перспектив, которые другие художники частично модифицировали и вставляли в свои картины или выполняли в строительстве; есть ряд более поздних случаев, когда он, как известно, снабжал художников такими архитектурными перспективами.
Викторина «Британника»
Художники, живописцы и архитекторы
Ломбардский период
К 1477 году Браманте по неизвестным причинам покинул Урбино и поселился в северной итальянской провинции Ломбардия. Он работал над фресками для фасада Палаццо дель Подеста (позже измененного) в Бергамо, изображая классические фигуры философов в сложной архитектурной обстановке. Вазари (хотя и плохо осведомленный об этом периоде) говорит, что Браманте, поработав в разных городах над «вещами невеликими и малоценными», отправился в Милан «чтобы посмотреть собор». Соборная мастерская, в которой попеременно работали итальянские, немецкие и французские мастера, представляла собой важный центр обмена знаниями, методами и приемами планирования. Более того, Милан был большим и богатым мегаполисом, столицей государства, которым правил Людовико Сфорца, под названием Иль Моро, а архитектура эпохи Возрождения была товаром, который нужно было импортировать. Таким образом, город представлял собой возможность для молодого и современного архитектора, такого как Браманте.
Первым архитектурным произведением, которое можно однозначно отнести к Браманте, является эскиз: гравюра, выполненная в 1481 году миланским гравером Бернардо Преведари с рисунка Браманте, изображающего разрушенный храм с человеческими фигурами. Примерно в то же время Браманте работал над церковью Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро, первой постройкой, определенно приписываемой ему. Наряду с определенной приверженностью к местным вкусам, в этой церкви прослеживаются следы влияния Альберти, Мантеньи, Брунеллески, школы Урбино. Это последнее влияние особенно заметно в его хоре, который был нарисован в перспективе, чтобы создать иллюзию гораздо большего пространства. Возможно, из того же периода ( с. 1480–85) — украшение Браманте комнаты в Каса Панигарола в Милане (фрагменты в Брера, Милан), состоящее из архитектурных декораций и фигур вооруженных людей, переданных с помощью иллюзионистской перспективы. Подобные эксперименты, возможно, также в те же годы, кажется, были проведены Браманте на фасадах зданий, таких как Каса Фонтана, позже названный Сильвестри, в Милане.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В 1488 году кардинал Асканио Сфорца, брат Людовико Сфорца и епископ Павии, попросил Браманте вместе с рядом других архитекторов составить новый план собора Павии. В этот период Браманте много раз бывал в этом городе, и, вероятно, именно под его руководством были выполнены склеп и нижняя часть здания.
Браманте, похоже, был в близких отношениях с Леонардо да Винчи. В 1482 г. Леонардо посетил Милан из Флоренции, а в 149 г.0 и Браманте, и Леонардо были заняты стилистическими и структурными проблемами tiburio, или пересекающей башни Миланского собора. С 1487 по 1490 год можно задокументировать ряд взаимных обменов. Единственное письменное свидетельство идей Браманте об архитектуре относится к этому времени (1490 г.) и состоит из сообщения о проблеме tiburio . Браманте рассмотрел различные решения (среди них одно из его собственных, квадратный план), продемонстрировав концепцию архитектуры, удивительно похожую на концепцию Альберти.
Браманте к тому времени пользовался расположением Людовико и Асканио Сфорца, а также влиятельных придворных. Его скромное жалованье и нерегулярность выплаты, однако, не позволяли ему жить роскошно. Он контактировал не только с художниками, но и с гуманистами и поэтами двора Сфорца, и сам писал стихи. Как и Леонардо, он участвовал в постановке спектаклей при дворе Сфорца, например, по случаю крещения в 1492 году.
Архитектура все больше преобладала в его интересах, но он не отказывался от живописи. Однако из многих произведений, приписываемых ему различными писателями 16 века, ни одно, похоже, не сохранилось. Единственная дошедшая до нас станковая картина, которую когда-либо приписывали ему, — это Христос у колонны аббатства Кьяравалле ( c. 1490). Фреска в сложной архитектурной обстановке ( c. 1490–92) в Кастелло Сфорцеско в Милане, вероятно, принадлежит ему в сотрудничестве с его учеником Иль Брамантино.
Начиная с 1492 года, Людовико и Асканио Сфорца доверили Браманте реконструкцию каноники (ректора) Сант-Амброджо в Милане. Работа была прервана падением Людовико, и, хотя она была возобновлена в 16 веке, была выполнена только одна сторона здания. Хотя ответственность Браманте не может быть доказана, идея нового tribuna (канцелярия) для Санта-Мария-делле-Грацие, вероятно, произошла от него; трибуна предназначалась для погребения мавзолея Сфорца и была включена в общий проект реконструкции, начатый в 1492 году, для всей церкви. Браманте также мог спланировать роспись интерьера, но исполнение и прояснение деталей, особенно экстерьера, вероятно, были выполнены ломбардскими мастерами.
Деятельность Браманте в 1490-х годах, прежде чем он наконец уехал из Милана в Рим, спорадически задокументирована. Предполагается, что летом 149 г.2 он был во Флоренции, изучая работы Брунеллески, ввиду подчеркнутого брунеллесского характера каноники Сант-Амброджо . В 1493 году он сделал для Людовико отчет о некоторых укреплениях на швейцарской границе.
Его последние несколько лет в Ломбардии были отмечены беспокойной деятельностью, характерной для остальной части его карьеры. Вероятно, он отвечал за проекты площади Виджевано (выполненные между 1492 и 1494 годами, частично преобразованные в конце 17 века), расписные архитектурные украшения на фасадах с аркадами, которые обозначали ее границы, и за проекты других построек. комплекса Виджевано, а также расписной декор (который исчез) для интерьера замка того же города. Его крытый проход ( ponticella ) для Кастелло Сфорцеско в Милане также должен быть из этого периода, а фасад церкви Санта-Мария-Насенте-ад-Аббиатеграссо (недалеко от Милана) датируется 1497 годом. Между 1497 и 1498 годами, в дополнение к часовне (позже измененной ) Сант-Амброджо в Милане, он работал над цистерцианским монастырем, возводимым в Милане под покровительством Асканио Сфорца; как и его работа над каноникой , она была приостановлена в 1499 году и не завершена.
Наделенный чрезвычайно восприимчивым характером, Браманте никоим образом не был застрахован от влияния других художников, работавших в Милане. На него также повлияло изучение ломбардских памятников, относящихся к позднему античному и каролингскому периодам, память о которых должна была пригодиться ему в Риме. И наоборот, присутствие Браманте (вместе с Леонардо) в Милане имело фундаментальное значение для более позднего художественного развития этого города.
Ватиканский дворец | Определение, история, архитектура, искусство и факты
Ватиканский дворец , также называемый Апостольский дворец , папская резиденция в Ватикане к северу от базилики Святого Петра. Крупный туристический объект, роскошное здание является домом для ряда общественных часовен, в частности Сикстинской капеллы; четыре Stanze di Raffaello (Комнаты Рафаэля) с обширными фресками художника и его преемников; Музеи и галереи Ватикана; и Апостольская библиотека Ватикана. В 2019 годуКвартира Борджиа также была открыта для туризма. В дополнение к этим общественным помещениям, в Ватиканском дворце находится ряд офисов Святого Престола, частных часовен и комнат, таких как Капелла Павла и Королевский зал, а также сами папские апартаменты. Ватиканский дворец является официальной резиденцией пап с 17 века (летняя резиденция — Кастель-Гандольфо на озере Альбано, к югу от Рима). После своего избрания Папа Франциск отказался жить в Ватиканском дворце, выбрав вместо этого двухкомнатную квартиру в Domus Sanctae Marthae, которую обычно используют кардиналы-выборщики.
С 4 века до Авиньонского папства (1309–1377 гг.) резиденцией пап обычно был Латеранский дворец на юго-востоке Рима. В начале 6 века папа Симмах построил две епископские резиденции в Ватикане, по одной по обе стороны от базилики, для краткосрочного пребывания. Карл Великий построил Palatium Caroli к северу от собора Святого Петра, чтобы разместить своих подданных во время их визитов в Рим. Другие здания, добавленные папами Львом III и Евгением III, были модернизированы папой Иннокентием III, который придал им дополнительную защиту, когда построил вторую укрепленную стену внутри стены, построенной папой Львом IV. Папа Николай III начал строительство первого из многих зданий, известных сегодня как папские дворцы.
В эпоху Возрождения Папа Николай V перестроил северную и западную стены дворца Николая III и основал Апостольскую библиотеку Ватикана, привлекая таких архитекторов, как Леон Баттиста Альберти и Бернардо Росселлино. Он также поручил Фра Анджелико написать истории святых Стефана и Святого Лаврентия в часовне Николая V.
По заказу Папы Сикста IV Джованни деи Дольчи построил Сикстинскую капеллу, папскую капеллу в Ватиканском дворце. Он также реконструировал и украсил Апостольскую библиотеку Ватикана. Папа Александр VI реконструировал квартиру Борджиа и поручил Бернардино ди Бетто (Пинтуриккьо) украсить массивные комнаты фресками. При папе Юлии II Донато Браманте спроектировал двор Бельведера для размещения папской коллекции античных статуй и завершил северный фасад и две так называемые лоджии (к которым Рафаэль добавил третью). Рафаэлю было поручено украсить комнаты Сегнатуры и Гелиодора, а также лоджию с видом на двор Марескиалло.
По заказу Папы Павла III были построены Зал Региа и Капелла Павла, спроектированные Антонио да Сангалло Младшим. Художники Джорджио Вазари, Таддео Зукаро и Даниэле да Вольтерра украсили Sala Regia. Микеланджело изобразил мученичество святого Петра и обращение святого Павла в капелле Павла (1542–1550). Казино Пия IV было работой Пирро Лигорио и Джованни Салустио Перуцци; сегодня в этом здании располагается Папская академия наук. Три часовни св. Стефана, св. Петра и св. Михаила с картинами Вазари и лепниной Гульельмо делла Порта, а также часовня швейцарской гвардии с росписью Джулио Маццони и Даниэле да Вольтерра относятся ко времени Папа Пий V. Папа Григорий XIII (1572–1585 гг.) отвечал за крыло, закрывающее северную сторону нынешнего двора Сан-Дамасо, с комнатами, украшенными Антонио Темпеста и Матисом Брилем, и за Картографическую галерею, спроектированную Оттавиано Маскерино. и с картами регионов Италии по эскизам Игнацио Данти. Нынешние апартаменты вдоль восточной стороны двора Сан-Дамасо были построены во времена Папы Сикста V Доменико Фонтаной, который также построил новое крыло для Апостольской библиотеки Ватикана, включая Сикстинский зал, тем самым разрезав двор Бельведера пополам.
В эпоху барокко Папа Урбан VIII построил Зал графини Матильды, сегодня называемый Капеллой Матильды, который был украшен Пьетро да Кортона.