Город утопия: Почему построить город-утопию невозможно, но архитекторы продолжают пытаться — Bird In Flight
Почему построить город-утопию невозможно, но архитекторы продолжают пытаться — Bird In Flight
В начале XX века описание городов-утопий можно было встретить только в книгах. Сегодня над их созданием работают несколько архитектурных бюро. Гарантий, что проекты будут успешными, нет. Практика показывает, что большинство утопических задумок провалились. И вот почему.
У датского архитектора Бьярке Ингельса есть амбиции, которые выходят далеко за рамки обычного архитектурного проектирования: он хочет создать генплан для всей планеты (Masterplanet). Сейчас же Ингельс занимается дизайном футуристического города Телоса в пустыне на западе США по заказу миллиардера Марка Лора. Согласно задумке Лора, поселение на 5 миллионов жителей будет не только построено по принципам устойчивого дизайна с беспилотными электрокарами, вертикальным озеленением и пешеходной инфраструктурой, но и продемонстрирует новую форму общества в «наиболее открытом, честном и инклюзивном городе мира».
Проект города Телоса. Изображение: BIG
Подобные попытки построить идеальный город с нуля неоднократно оборачивались провалом или не оправдали всех надежд. Стремления создать идеальное общество пока тоже не привели ни к чему хорошему. Однако утопические проекты имеют вполне реальное влияние на наш несовершенный мир, и прекращать мечтать человечество, судя по всему, не собирается.
От Возрождения к промышленной революции
Утопию придумал британский мыслитель эпохи Возрождения Томас Мор — так он назвал остров, где существовал идеальный, на его взгляд, государственный строй. С тех пор этим термином характеризуют любые проекты идеального общественного устройства. Однако Мор был далеко не первым утопистом и вдохновение черпал в работах древнегреческих философов, в частности «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля, где те описывали идеально устроенные города-государства.
Карта Утопии из книги Томаса Мора. Фото: Universitätsbibliothek Basel / Wikimedia Commons
Ренессанс с его вниманием к Античности и увлеченностью гуманизмом после беспросветности Средних веков породил новую волну интереса к идеям утопизма, а также к их реализации на практике. Последователь Мора, итальянский монах-доминиканец Томмазо Кампанелла, в своем произведении «Город Солнца» одним из первых описал тот самый идеальный город. Он расположен на холме и, чтобы его было удобно защищать, имеет радиальную структуру. Через него проходят две основные улицы, тянущиеся с юга на север и с запада на восток.
Именно таким в эпоху Возрождения видели идеальный город: крепостью. Пример практической реализации подобной идеи — Пальманова в Италии. Заложенный по заказу правительства Венецианской республики в 1593 году на границе с владениями Османской империи, город должен был стать образцовым форпостом христианского мира. В крепости, имевшей форму правильной многоконечной звезды, имелось все необходимое для проживания нескольких тысяч человек, включая театры и музеи.
Но люди не горели желанием срываться с насиженных мест, чтобы перебраться в опасную пограничную зону, поэтому правительство республики было вынуждено заселять город бывшими каторжниками. Однако в XVII веке Венеция растеряла остатки своего величия и самой независимости, а Пальманова утратила стратегическое значение и перешла в руки Габсбургов. Сейчас город является частью наследия ЮНЕСКО и местом постоянного проживания для 4,5 тысячи человек.
Карта Пальмановы, XVI—XVII века. Фото: Wikimedia Commons
Новая волна интереса к утопическим идеям пришлась на конец XVIII века. В Европе начиналась первая промышленная революция, которая полностью изменила экономическую структуру общества и, соответственно, требовала новых планировочных решений. Один из ярчайших примеров урбанистического утопизма того времени — проект солеварни Арк-э-Сенан во Франции. Архитектор Клод-Николя Леду стремился создать идеальный рабочий поселок для добычи и обработки соли.
В центре круглой структуры, согласно плану, должен был находиться дом управляющего, рядом со строением — цеха для производства соли. По краю окружности располагались жилища рабочих. Проект успели реализовать лишь наполовину, в виде полукруга: завершению помешала Французская революция. Солеварни успешно функционировали вплоть до начала ХХ века, а сейчас также включены в список ЮНЕСКО.
Арк-э-Сенан во Франции. Фото: Wolfgang Moroder / Wikimedia Commons
Макет Арк-э-Сенан. Фото: Concierge.2C / Wikimedia Commons
Макет Арк-э-Сенан. Фото: Jean Housen / Wikimedia Commons
План Арк-э-Сенан. Фото: Wikimedia Commons
Создать собственную утопию пытался и крупный американский промышленник Генри Форд в 1920-х годах. Он инициировал строительство в бразильских джунглях поселка Фордляндия, где американские рабочие должны были заниматься культивацией каучука, необходимого Форду для автомобильной резины. Все пошло не так, когда оказалось, что жить по высоким моральным стандартам, которые выдвигал предприниматель, никто не собирается: без алкоголя и публичных домов простым американским и бразильским работникам в джунглях было очень скучно. Также Форд просчитался с производством каучука. Деревья гевеи, из которых его добывают, высадили неправильно, и они плохо росли. Поселок был основан в 1927 году и буквально за несколько лет пришел в упадок.
Главный цех Фордляндии в 2010 году. Фото: Amit Evron / Wikimedia Commons
Утопический модернизм
Утопические градостроительные идеи начала ХХ века связаны в первую очередь с автомобилизацией. У великих архитекторов той эпохи Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта были свои взгляды на дизайн идеального города. Согласно концепции Райта, названной «растянувшимся городом» (Broadacre City), каждый должен иметь свой собственный сад; соответственно, в представлении архитектора идеальное поселение состояло из одинаковых приватных участков, размером в акр (около 4 тысяч квадратных метров), сообщение между которыми осуществлялось по автомагистралям.
«Лучезарный город» Ле Корбюзье с широкими зелеными проспектами. Изображение: inmediahk / flickr
Скетчи Фрэнка Ллойда Райта к его идее идеального города. Изображение: Wikimedia Commons
Broadacre City Фрэнка Ллойда Райта. Красным показаны дома и дороги к ним. Фото: Charlie Vinz / Flickr
Несмотря на то что проекты Райта и Ле Корбюзье не были реализованы, они оказали значительное влияние на градостроительство после Второй мировой войны. Концепция Райта во многом предвосхитила появление и расцвет американской субурбии во время экономического бума 60-х. Идеи Ле Корбюзье легли в основу модернистского городского планирования, следы которого можно найти по всей планете, где что-либо строили с начала 1950-х и до конца 1980-х.
Оба подхода сейчас переживают кризис: в XXI веке стало очевидно, что ориентировать город на личные автомобили — плохая задумка.Пожалуй, наиболее масштабным примером попытки реализовать модернистскую утопию на практике является Бразилиа. Устав переносить столицу из Рио-де-Жанейро в Сан-Паулу и обратно, власти Бразилии решили построить новый правительственный город посреди джунглей. Поселение, спроектированное архитекторами Лусио Костой и Оскаром Нимейером в 1960 году, имеет очертания парящей птицы, а его центральная часть заполнена действительно впечатляющей модернистской архитектурой. Однако со временем Бразилиа, как и любой другой латиноамериканский мегаполис, обросла районами фавел и элитной приватной застройки, а основной проблемой города остается автомобилецентричность и, как следствие, плохая пешая доступность объектов.
План Бразилиа. Фото: Uri Rosenheck / Wikimedia Commons
Бразилиа из космоса. Фото: NASA
Центр Бразилиа с Дворцом Национального конгресса по центру и зелеными зданиями министерств по бокам.
Фото: Cayambe / Wikimedia CommonsВ социалистических странах тоже предпринимали попытки создать утопию. К примеру, Новая Гута, которая сейчас является районом Кракова, была задумана как город — витрина социалистического строя, населенный работниками крупного металлургического комбината. С высоты Новая Гута чем-то напоминает Версаль с парками и дворцами. Сейчас это престижный и комфортабельный район Кракова. Хотя, возможно, будь Новая Гута оторванной территориально от крупного города, ее могла бы постигнуть печальная судьба монофункциональных промышленных поселений, переживающих кризис в постиндустриальную эпоху.
Район Новая Гута в Кракове. Фото: Piotr Tomaszewski-Guillon / Wikimedia Commons
Ближе к природе
Во второй половине ХХ века из-за усугубляющихся экологических проблем утописты обратили свое внимание на формат экопоселений. Итальянский архитектор и преподаватель Университета Аризоны Паоло Солери в 1969 году спроектировал город Аркозанти на основе изобретенной им же концепции аркологии — комбинации архитектуры и экологии. В нем Солери хотел совместить комфорт городской жизни и минимальное воздействие на окружающую среду.
Все дома в Аркозанти ориентированы на юг, чтобы получать максимум света и тепла, а их планировка продиктована рельефом. Дорог здесь нет: чтобы попасть на работу, жители просто спускаются с верхних этажей своих домов на нижние, где и расположены общественные и офисные пространства. Паоло Солери мечтал о городе без автомобилей, и в этом смысле можно сказать, что его идеи все еще остаются актуальными.
Футуристические здания начали возводить к северу от Феникса в 1970-м, однако в итоге Аркозанти построили лишь на 5%: для реализации проекта банально не хватает средств. Сегодня постоянное население утопического города в аризонской пустыне составляет около сотни жителей. Тем не менее ежегодно сюда приезжают десятки тысяч человек, желающих поближе познакомиться с аркологией и дизайнерскими подходами Паоло Солери.
Аркозанти. Фото: Carwil / Wikimedia Commons
Аркозанти.
Фото: Graeme Maclean / FlickrМакет Аркозанти. Фото: theregeneration / Flickr
По мнению американского промышленного дизайнера и футуриста Жака Фреско, города нового типа, подобно ренессансным идеальным поселениям, должны иметь радиальную структуру. Как и Солери, Фреско был противником автомобилей. Согласно его проекту «Венера», разработанному еще в 1994 году, весь транспорт в идеальных городах электрический и беспилотный, а дома — напечатаны на 3D-принтере.
В утопических поселениях Фреско не будет органов власти — их заменят суперкомпьютеры, способные принимать сугубо рациональные и наиболее полезные для общества решения. Также футурист считал, что все ресурсы планеты надлежит признать общим достоянием человечества, а доступ к ним должен стать свободным и не предполагающим денежного обмена. Фреско назвал эту модель ресурсно ориентированной экономикой.
Экспериментальный центр «Венера» сейчас функционирует во Флориде и имеет статус автономного поселения.
Футуристичные сооружения из проекта «Венера». Изображение: Amber Case / Flickr
Экспериментальный центр «Венера» — все, что построено из грандиозного проекта Фреско. Фото: nicknak / Wikimedia Commons
Ярмарка тщеславных идей
Для реализации масштабных градостроительных проектов требуются немалые средства, потому воплощение утопий на практике — прерогатива богатых: людей либо государств. В наше время такими ресурсами обладает, к примеру, правительство КНР, проводящее масштабную урбанизацию в последние несколько десятилетий. Бюро итальянского архитектора Стефано Боэри по заказу китайских властей разработало проект «города-леса» Личджю, который состоит из многоэтажных домов с террасами, покрытыми растительностью. Вертикальное озеленение — фирменный стиль Боэри. До этого в Милане он спроектировал зеленый небоскреб, здание с деревьями на всех этажах. Личджю стал попыткой масштабировать идею на целый город. Предположительно, здесь будет 40 тысяч деревьев и около миллиона растений более чем 100 видов.
Проект инновационного и экоориентированного поселения на 30 тысяч жителей пока находится на стадии концепции и остается каплей в море на фоне однотипных городов-миллионников вроде Ордоса во Внутренней Монголии, которые в Китае продолжают возводить по сей день. Однако если Личджю удастся построить и реализация идеи окажется успешной, это может стать «ролевой моделью» для китайских городских планировщиков на будущее.
«Город-лес» Личджю. Изображение: Stefano Boeri Architetti
«Город-лес» Личджю. Изображение: Stefano Boeri Architetti
«Город-лес» Личджю. Изображение: Stefano Boeri Architetti
«Город-лес» Личджю. Изображение: Stefano Boeri Architetti
«Город-лес» Личджю. Изображение: Stefano Boeri Architetti
«Город-лес» Личджю.
Изображение: Stefano Boeri ArchitettiПравительство ОАЭ задумалось о конечности ископаемых ресурсов и в 2006 году презентовало концепцию города Масдар, полностью спроектированного под использование возобновляемых источников. Поселение, разработанное бюро Нормана Фостера, должно стать центром науки и высоких технологий. Изначально рассчитывали, что в нем будет нулевой баланс выбросов углерода, однако в 2016-м менеджмент проекта признал нереалистичность подобных заявлений.
Строительство города тем не менее идет полным ходом, и завершить его планируют к 2025 году. Электричество в Масдаре производят за счет солнечной энергии. В Персидском заливе это работает, однако в других частях света, где солнечного света меньше, обеспечить такое количество энергии за счет фотоэлектрических панелей достаточно проблематично. Кроме того, возведенные здания в Масдаре стоят полупустые, а власти ОАЭ критикуют за создание закрытого эксклюзивного сообщества для ультрабогатых, которое не решает глобальных проблем человечества.
Центр Масдара. Фото: Nadia Ferroukhi / Hans Lucas / AFP
Еще один футуристический проект может появиться с другой стороны Аравийского полуострова. В январе 2021 года принц Саудовской Аравии анонсировал строительство «города-линии» Неом, в котором будет миллион жителей. Поселение займет 160 километров от гор на северо-востоке страны до побережья Красного моря. По земле можно будет передвигаться только пешком или на велосипеде, а под землей пустят метро и скоростной поезд. Автомобилей в городе не будет, выбросов углерода в атмосферу, как предполагают, тоже.
Если инвестиции королевской семьи Саудов, которые оценивают в $100-200 миллиардов, удастся превратить в заявленный проект, это станет ее наилучшим вложением в будущее своей страны. Но все же конкретных данных о том, как Саудовская Аравия намерена реализовывать заявленную экологичность и устойчивость, пока нет. Проект также критикуют за то, что он лишит дома до 20 тысяч человек, потому как на месте, где должен быть построен Неом, сейчас живет крупное племя бедуинов. Первая жертва у города уже есть: военные расстреляли лидера одного из племен, который отказывался покидать свой дом, — жилище тоже подлежало сносу в рамках строительства нового города. Несколько других активистов, критиковавших Неом из-за границы, тоже были убиты.
Как будет проходить по стране «город-линия» Неом. Изображение: Luistxo / Wikimedia Commons
Авторы футуристического проекта Телоса в США, о «реформированном капитализме» которого идет речь в начале статьи, обещают «город с яркостью, разнообразием и культурой Нью-Йорка, эффективностью, безопасностью и инновациями Токио, а также устойчивостью, управлением и социальными услугами Швеции». В презентации сказано, что он станет примером устойчивого развития для всех остальных городов мира. И это правда: подходы к проектированию Телосы, такие как доступность всего, что необходимо человеку, в пределах 15 минут, можно было бы перенести на уже существующие поселения, но над подобными задачами урбанисты работают повсюду. Идея сделать каждого жителя совладельцем города, как в бизнес-корпорации, будет работать только до первого притока «нелегалов». Так что пока непонятно, за счет чего Телоса окажется проводником человечества к светлому будущему, а не очередным закрытым сообществом для избранных.
В поисках идеала: города-утопии по всему миру от Бразилии до
В поисках идеала: города-утопии по всему миру от Бразилии до | Perito«Это не сюжет антиутопии, это мир, в котором мы живем»
PeritoИнтересыУрбан
АзияИталияСШАУрбанБразилияВеликобританияИндияЮжная АмерикаЕвропаПодборкиСеверная Америка
Дата публикации 15.10.2018
Утопические проекты от XVI века до современности — чему они могут нас научить?
Антон Дьяконов
текст
Слово «утопия» впервые использовал сэр Томас Мор в 1516 году в своем одноименном романе. Оно образовано от древнегреческих «место, которого нет» и «хорошее место» и означает идеальный общественный строй, существующий в далеком будущем или выдуманной стране. Впрочем, люди пытались создать идеальное общество задолго до того, как Мор придумал ему название.
Как и у религий, у различных утопий есть много общих черт. Все они основаны на принципах равенства, честности и отказа от иерархии и всего, что идет вразрез с природой человека. Все это звучит хорошо в теории, но осуществить эти идеи вовсе не так просто.
Британский исследователь и режиссер Брюс Перри провел более десяти лет в обществе самых древних и изолированных племен в мире. По его словам, иерархии не было только у одного — пунанов, охотников-собирателей с острова Борнео.
Тем не менее утопии интересно изучать. Издание The Telegraph собрало девять самых заметных экспериментальных поселений в истории человечества. Практически ни одно из них не достигло заявленных при основании целей, однако их история любопытна сама по себе. Вот они.
Пальманова, Италия
Коммуна Пальманова на севере Италии возникла под прямым влиянием идей Томаса Мора. Этот городок в форме девятиконечной звезды был построен в 1593 году. Он должен был стать идеальным городом эпохи Возрождения: сообществом равных и местом свободного обмена знаниями.
Впрочем, у города было еще одно предназначение. «Город-крепость Пальманова был построен в том числе и для отражения атак Османской империи в Боснии, — объясняет американский профессор Эдвард Мюир. — Жить здесь должны были независимые торговцы, ремесленники и фермеры».
Однако, несмотря на красоту нового города, люди не особенно стремились туда. В 1622 году власти Венеции были вынуждены помиловать преступников и предложить им землю и стройматериалы, если они согласятся заселить Пальманову.
Почему Венецианская республика не смогла привлечь людей в «идеальный город»? Пальманову воспринимали с подозрением. Многие считали город-крепость слишком обособленным и вычурным местом.
Хотя утопический проект так и не был реализован, сам по себе город Пальманова сохранился. Сейчас в нем живут всего пять тысяч человек. Город внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Пальманове ежегодно проводится фестиваль исторической реконструкции; туристы едут сюда, чтобы принять в нем участие, а также посмотреть местные соборы и крепостные руины.
Нью-Ланарк, Шотландия
Промышленник и филантроп Роберт Оуэн был одним из первых создателей утопических сообществ в XIX веке. Во времена, когда детский труд и многочасовая сверхурочная работа были привычным делом, он ввел на своей текстильной фабрике Нью-Ланарк восьмичасовой рабочий день, следуя принципу «восемь часов работы, восемь часов досуга, восемь часов отдыха».
В 1800 году, пытаясь улучшить жизнь рабочих своей фабрики, Оуэн построил для них необычную деревню. Дома в ней были спроектированы по самым современным на тот момент стандартам, а на улицах убирали. Но самое важное — Оуэн построил первую в Великобритании школу для детей рабочих.
Подход Оуэна к образованию также был необычным для того времени. Он утверждал, что естественная история, музыка, танцы и игры были неотъемлемой частью школьной жизни, и настаивал на использовании рисунков, карт и таблиц, чтобы сделать обучение более занимательным. Для детей в школе и рабочих на фабрике не предполагалось никаких наказаний.
Утопия рухнула в 1825 году, после конфликта Оуэна с инвесторами-квакерами, которые раскритиковали его из-за слишком мягкого подхода. В результате Оуэн был вынужден покинуть предприятие. Он отправился в Америку, где впоследствии придумал еще как минимум 16 утопических проектов.
Оуэн поддерживал принятие законов о запрете детского труда в Великобритании (и это наследие пережило его). Однако в целом мир не был готов к его гуманистическому подходу к найму подчиненных. Его эксперименты провалились, и он умер в нищете в родном городе Ньютон в Уэльсе.
Фабрика Нью-Ланарк закрылась в 1968 году. Деревне при ней угрожал снос, однако активистам удалось спасти и отреставрировать ее. В 2001 году деревню внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно Нью-Ланарк посещают около 400 тысяч туристов.
Брукфарм, Массачусетс
Брукфарм основали в 1841 году Джордж и София Рипли. Это была сельская община, члены которой руководствовались философией Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо. Идея была проста: сами по себе люди хорошие, но жестокое общество портит их.
Основатели Брукфарма выступали за равные права и одинаковое жалованье для мужчин и женщин. Они считали, что таким образом можно достичь идеального баланса между работой, отдыхом и образованием. Предполагалось, что поселение будет обеспечивать себя с помощью фермерства и продажи товаров.
К сожалению, товары продавались плохо, и жителям Брукфарма пришлось прикладывать большие усилия, чтобы поддерживать коммуну. Пытаясь выбраться из долговой ямы, Рипли начали вводить все больше ограничений, что вызвало недовольство свободолюбивых жителей. Спустя пять лет после основания проект обанкротился. Обитатели Брукфарма были вынуждены вернуться к обычной жизни.
Фордландия, Бразилия
Глубоко в джунглях Бразилии, в 300 километрах от города Сантарен, на берегу реки Тапажос находятся руины Фордландии — города-утопии Генри Форда. Это был довольно мрачный проект: женщинам был запрещен вход в город, а мужчинам нельзя было употреблять алкоголь, курить табак и даже играть в футбол.
Форд придумал это поселение в 1920-х в попытке избежать британской монополии на поставки резины — ключевого компонента его автомобилей. Колония в тропическом лесу могла бы позволить промышленнику производить собственную резину. Сначала Форд рассматривал страны Центральной Америки, однако в конце концов остановился на Бразилии и подписал с ее правительством договор о передаче ему миллиона гектаров земли и освобождении от налогов на экспорт в обмен на 9 % от будущей прибыли.
Строительство Фордландии началось в 1926 году. Вскоре Форд столкнулся с массой проблем: до места стройки не было дорог, добираться туда приходилось по реке, многие рабочие заболевали малярией и желтой лихорадкой.
Планировка города была продумана со всей скрупулезностью. Бразильские рабочие жили в одной деревне; американские менеджеры — в другой. Жилые дома в Фордландии были выполнены в классическом американском стиле; в городе построили больницу, школу, библиотеку, бассейн, детскую площадку, отель и даже поле для гольфа. Обещанное высокое жалованье привлекло массу желающих работать, однако странные запреты Форда касаемо алкоголя, табака и футбола (инспекторы даже заходили в дома, чтобы проверить их соблюдение) вскоре начали вызывать недовольство.
Чтобы обойти запреты, рабочие прятали выпивку и другие контрабандные предметы, либо уплывали дальше по реке, где за ними никто не следил. Вскоре в восьми километрах вверх по реке от Фордландии появилось стихийное поселение — Остров Невинности. Там открыли бар, ночной клуб и бордель. Через несколько лет недовольство переросло в открытую конфронтацию: в 1930 году бунтовщики перерезали линию телефонной связи и на несколько дней изгнали руководство в джунгли. Для подавления восстания пришлось привлечь бразильских военных.
Форд столкнулся и с другими бедами: американские менеджеры ничего не знали о ведении сельского хозяйства в тропиках, и каучуковые деревья стали гибнуть из-за вредителей и пожаров. В 1934 году было решено переместить поселение на другое место ниже по течению реки. Ожидалось, что условия там будут не столь суровы. Однако к 1945 году новый город также оказался заброшен. С развитием производства синтетической резины необходимость в нем отпала.
Многие здания Фордландии сохранились до сих пор, за исключением госпиталя, который разрушили мародеры. Среди оставшихся строений — 50-метровая водонапорная башня, которая, как ни странно, до сих пор работает, трехэтажная мастерская, лесопилка и печь.
Дроп-Сити, Колорадо, США
Дроп-Сити считается первой хиппи-коммуной в США. Его основали в 1965 году четверо выпускников школы искусств. Главными принципами сообщества были общая ответственность, отсутствие наказаний и взаимная забота. Жители Дроп-Сити вели хозяйство, занимались искусством и активно привлекали посетителей, чтобы рекламировать свой проект.
В качестве жилья в Дроп-Сити использовались цветные купола, спроектированные под влиянием архитектора-футуриста Ричарда Бакминстера Фуллера — позже он наградил создателей коммуны премией за этот проект. Основатели Дроп-Сити объявили, что он «всегда будет свободным и открытым для всех». Это и погубило проект.
В 1967 году один из жителей Дроп-Сити организовал мини-фестиваль под названием Joy Fest — праздник музыки и искусств, который привлек сотни хиппи, многие из которых остались жить в коммуне.
Неизбежно нарушались правила, установленные при основании сообщества. Возникали личные конфликты. Постепенно Дроп-Сити начал превращаться в остров из «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Отказ от наказаний привел к вседозволенности. В конце концов даже основатели коммуны сдались и покинули ее. Спустя несколько лет конфликтов из Дроп-Сити уехали и оставшиеся жители.
Ауровиль, Индия
Этот проект можно считать вполне успешным. Правда, это зависит от того, что считать утопией. Ауровиль основала на юге Индии в 1968 году французская гуру Мирра Альфасса. Поселение до сих пор существует, сейчас в нем живут 2,5 тысячи человек из 49 стран. Город развивается под эгидой ЮНЕСКО и при поддержке правительства Индии. Изначально предполагалось, что он будет намного больше — до 50 тысяч жителей. Впрочем, в последние годы его население растет.
«Ауровиль стремится стать всемирным городом, в котором люди всех стран могли бы жить в мире и гармонии, выше любых религиозных, политических и национальных различий. Цель Ауровиля — реализовать человеческое единство», — говорится в манифесте города 1968 года.
Город окружен зеленым поясом, который служит «защитой от городского вторжения». В центре находится Матримандир — огромный золотой купол, в котором проходят занятия йогой и медитацией. Город делится на международный, культурный, промышленный и жилой районы.
Обозреватель The Telegraph Стивен Маккларенс побывал в Ауровиле во время своего путешествия по югу Индии и остался в некотором недоумении. По его словам, большая часть населения — «длинноволосые мужчины средних лет в цветастых футболках». Купол в центре города, по мнению Маккларенса, напоминает не «символ совершенства», а скорее «что-то из комиксов об Отважном Дэне».
Журналистка Slate Мэдди Кроуэлл посетила Ауровиль в 2015 году и пришла к еще более мрачным выводам. «Для утопии у Ауровиля слишком много проблем, — пишет она. — Главные среди них — грабеж и сексуальные домогательства среди местных жителей, но были и случаи изнасилований, самоубийств и убийств».
Аркозанти, Аризона, США
Указатель на въезде в этот экспериментальный город весьма многословен. «Если вас по-настоящему беспокоят проблемы загрязнения, отходов, истощения ресурсов, бедности, перенаселения, сегрегации, нетерпимости, а также защиты земли, воздуха и биологического разнообразия, присоединяйтесь к нам», — написано на нем.
Аркозанти основал в 1970 году итальянский архитектор Паоло Солери. Он придумал экоутопию, в которой автономно и в гармонии с природой могли бы жить пять тысяч человек — в противоположность мегаполисам того времени, которые занимали слишком большие площади и оставляли слишком много отходов.
Концепция аркологии (синтез архитектуры и экологии) Солери предполагала, что город будет частью природы. Его жители должны были жить, работать и отдыхать в условиях полной автономности, автомобили бы использовались крайне редко, а тепло и прохлада обеспечивались бы благодаря ветру и солнечному свету. В Аркозанти должны были быть обеспечены одновременно приватность и общность.
Город планировалось построить за пять лет. На данный момент реализовано не более 5 % проекта. В Аркозанти живут около 150 человек. Солери, который продолжал работать над проектом всю жизнь, умер в 2013 году в возрасте 93 лет. Однако, пусть город пока так и не достиг планируемых масштабов, считать этот проект полным провалом нельзя.
В 1976 году журнал Newsweek назвал Аркозанти «возможно, самым важным экспериментом в урбанистической архитектуре своего времени». Идеи Солери до сих пор привлекают волонтеров со всего мира. Ежегодно десятки человек, впечатленных футуристическим городом, приезжают, чтобы закончить его мучительно долгое строительство.
Стройкой руководит некоммерческий фонд Козанти. Немногочисленные жители города зарабатывают на литье бронзовых колоколов, производство которых расположено прямо на месте, а также на экскурсиях для туристов. Подробности можно узнать на сайте Аркозанти.
The Farm («Ферма»), Теннесси, США
В 1970 году бывший морпех и профессиональный хиппи Стивен Гаскин провел четыре месяца в турне с лекциями в церквях и колледжах от Сан-Франциско до Теннесси, собирая сотни пацифистов, вегетарианцев и любителей марихуаны в каждом городе.
Стивен Гаскин выступает перед хиппиПо завершении своего путешествия он приобрел 400 гектаров земли недалеко от Саммертауна, поселения амишей в Теннесси. Так появилась на тот момент самая большая хиппи-коммуна в мире.
Сообщество, которое построил Гаскин, было довольно консервативным. Его ключевые ценности включали неприкосновенность брака, важность упорной работы и уважение к жителям окрестных городов. «Утопия означает „нигде“. У „Фермы“ же есть почтовый код», — говорил Гаскин.
Желающие присоединиться к коммуне должны были предоставить рекомендацию от местного жителя и рассказать, как собираются зарабатывать и что могут привнести в сообщество. После этого требовалось пройти испытательный срок.
Отношение Гаскина к наркотикам также было довольно строгим. «Не теряйте голову», — говорил он. На «Ферме» было запрещено принимать стимуляторы, кокаин, барбитураты и транквилизаторы. Гаскин называл эти вещества отупляющими. Однако стоит обратить внимание на отсутствие марихуаны в этом списке. В 1974 году лидера «Фермы» арестовали за хранение 400 граммов этого наркотика.
Деятельность «Фермы» распространялась далеко за пределы самого поселения. Сообщество поддерживало благотворительные проекты в Гватемале, Чернобыле, Белизе и Бронксе.
Жена Гаскина, Ина Мэй, запустила успешную бесплатную акушерскую службу, которой могли воспользоваться как жители «Фермы», так и посторонние. Тем не менее она отказалась лететь в Голливуд принимать роды у Деми Мур. Процветали и другие инициативы — от издания книг до производства соевого молока.
В период расцвета «Фермы» на ней жили тысячи людей. Сейчас ее населяют всего 200 человек, большинству из которых за 50. Она стала одной из старейших коммун США.
Стивен Гаскин умер в 2014 году в возрасте 79 лет. Когда в старости его спрашивали, как удалось сохранить «Ферму», он подчеркивал важность практического подхода. «Мы были хиппи, которые хотели жить вместе, и для этого нам требовалась дисциплина», — говорил он.
Финдхорн, Шотландия
История экодеревни Финдхорн началась еще в 1960-х, однако к реализации проекта приступили только в начале 1980-х, когда идея проекта нашла достаточно последователей и им удалось построить поселение.
Сейчас Финдхорн является местом с одним из наименьших уровней выброса парниковых газов в мире. Дома здесь построены из переработанных материалов, энергию получают от ветряных электростанций. Для очистки воды используют так называемую живую машину, в которой задействованы (внимание!) улитки, растения и водоросли.
Эксперт The Telegraph по Шотландии Линда Макдональд пишет: «Скажите „Финдхорн“ — и большинство людей определенного возраста ответят „коммуна“. Возможно, при этом у них будет взгляд, будто говорящий „вам стоило бы там побывать“».
«Идея ответственной и нравственной жизни и сама по себе экодеревня, расположенная на живописном морском берегу рядом с рыбацким поселком, привлекли массу энтузиастов из самых удаленных уголков мира. Благодаря им Финдхорн сейчас процветает», — пишет Макдональд.
АзияИталияСШАУрбанБразилияВеликобританияИндияЮжная АмерикаЕвропаПодборкиСеверная Америка
Дата публикации 15.10.2018
Антон Дьяконов
текст
Читать дальше
КиноЗаброшки
Дата публикации 19.07.2016
Читать дальше
АрхитектураПарижФранция
Дата публикации 06.03.2018
Наши редкие и полезные дайджесты, трюки в путешествиях. Мы не спамим.
В закладкиБылое величие коммунизма: памятный комплекс Бузлуджа
ЗаброшкиБолгария
Дата публикации 28.06. 2016
В закладкиГородская легенда: чем знаменит бывший берлинский аэропорт Темпельхоф
АрхитектураУрбанГермания
Дата публикации 02.06.2016
В закладкиСтражи Балкан
СербияФотопроектыЧерногорияЗаброшкиХорватияКосовоСеверная Македония
Дата публикации 06.05.2016
В закладкиКак посетить кладбище кораблей в Муйнаке
ЗаброшкиУзбекистан
Дата публикации 30.04.2016
Миллиардер хочет построить инклюзивный утопический город. Правительственные лидеры настроены скептически.
Миллиардер электронной коммерции Марк Лор хочет построить первый в мире «город пробуждения», который он называет Телосой, где-то в пустыне США, где, по его словам, жители будут иметь равный доступ к здравоохранению, отличным школам и безопасным условиям, независимо от дохода. Но чтобы жить там, людям, вероятно, придется соответствовать критериям разнообразия и инклюзивности.
Мегаполис стоимостью 400 миллиардов долларов, названный «новый город в Америке», начнет строиться после того, как будет должным образом профинансирован, по словам Лора, бывшего руководителя Walmart, но он не сказал, сколько финансирования необходимо для начала строительства.
Слово Телоса происходит от древнегреческого слова Телос, означающего «высшая цель», а термин «пробужденный город», который использует Лор, означает бдительность в отношении расовой или социальной дискриминации и несправедливости. Lore стремится к тому, чтобы Телоса была разнообразным местом, где обитали представители различных рас, полов, сексуальных ориентаций, религий и политических взглядов .
«Миссия Telosa — создать более справедливое и устойчивое будущее. Это наша Полярная звезда», — сказал Лор в рекламном ролике. «Мы собираемся стать самым открытым, самым справедливым и самым инклюзивным городом в мире».
Согласно Bloomberg Businessweek, Лор не сказал, как он добудет деньги для финансирования Телозы, и ему еще предстоит приобрести права на землю или воду, что предшествовало тому, чтобы убедить людей покинуть настоящие города для его гипотетического. Лор также не понял, как он будет работать, и не убедил каких-либо правительственных чиновников предоставить ему полномочия для работы.
Заявление Лора о миссии Телосы состоит в том, чтобы «создать более справедливое и устойчивое будущее», которое может «стать образцом для будущих поколений». Согласно веб-сайту Telosa, это поддерживается проектным предложением площадью 150 000 акров с экологически чистой архитектурой, устойчивым производством энергии и засухоустойчивой системой водоснабжения.
«У нас есть шанс доказать новую модель общества, которая предлагает людям более высокое качество жизни и большие возможности», — говорится в заявлении Лора. Инженеры, эксперты по климату, историки и дизайнеры помогают разработать критерии отбора потенциальных жителей
Большие потенциальные вызовы
Брукс Рейнуотер, старший исполнительный директор и директор Национальной лиги городов, сказал, что город требует подачи заявки процесс скрининга может привести к «множеству проблем, не последней из которых является простое размышление о том, какие критерии имеются в наличии и как эти критерии могут измениться со временем. каким-то образом.»
Согласно веб-сайту Telosa, равноправие — это новая экономическая модель, основанная на предпосылке, что граждане должны иметь долю в земле. Чем лучше городу, тем лучше и жителям. Он сохраняет капитализм, но с дополнительным механизмом финансирования для расширенного обслуживания по всему городу. С помощью равноправия Лор надеется создать более высокий уровень социальных услуг для жителей без дополнительной нагрузки на налогоплательщиков.
«У нас есть шанс доказать новую модель общества, которая предлагает людям более высокое качество жизни и большие возможности», — написал он.
Хотя локации для города нет, на веб-сайте Телосы говорится, что Лор и его команда исследуют локации по всей территории США, включая Неваду, Юту, Айдахо, Аризону, Техас и Аппалачи. Лор надеется, что к 2030 году 50 000 жителей, разбросанных по 1500 акрам, переедут в город, что обойдется примерно в 25 миллиардов долларов, сообщает USA Today.
«Я не хочу быть правителем города; это скорее общественная услуга», — сказал Лор USA Today. «Я хочу дать ему место для роста и процветания. Это не должно быть частным городом; он должен быть городом для всех — с инновационным образом жизни».
Поскольку Лор рассматривает в основном пустынные места, воды будет недостаточно. Лор сказал USA Today , что для того, чтобы это сработало, городу придется использовать на 80% меньше воды на человека.
Не новая концепция
Это не первый раз, когда богатый человек представляет утопический город. Основатель Microsoft Билл Гейтс объявил в 2017 году о планах построить умный город за пределами Феникса на 2800 акрах, а миллионер Джеффри Бернс купил 67 000 акров в Неваде для умного города.0007 США сегодня.
Но компания NLC Rainwater скептически относится к этой концепции. «В США и по всему миру есть множество городов, которые… стали великими с течением времени из-за природы городов, формирующихся и формирующихся на протяжении всей их истории вместе с людьми, которые там живут», — сказал он. «Поэтому я немного устал от идей миллиардеров, желающих создавать города из цельного куска ткани».
Миллиардер Марк Лор хочет построить утопический город под названием Телоса
Интернет-миллиардер Марк Лор обеспокоен растущим разрывом в уровне благосостояния в Америке. Его ответ? Создайте новый утопический город.
Он хочет купить дешевую землю на Западе или в Аппалачах и создать город под названием Телоса, происходящее от древнегреческого слова, означающего «высшая цель». В городе будут крытые фермы, энергоэффективные здания, автономные электромобили и высокоскоростной транспорт.
Но самая новая концепция заключается в том, как земля будет принадлежать: любой сможет строить дома и продавать их, но город сохранит за собой право собственности на землю под ним.
Теоретически стоимость этой земли со временем будет расти. Лор предсказывает, что по мере роста города земля может в конечном итоге стоить 1 триллион долларов и ежегодно приносить 50 миллиардов долларов за счет инвестиций, которые будут использоваться для обеспечения того, чтобы каждый гражданин — независимо от его дохода — имел равный доступ к здравоохранению, хорошим школам, паркам, безопасные улицы и транспорт. Лор называет это «эквитизмом» или искажением капитализма.
«Я пытаюсь создать новую модель общества, в которой богатство создается справедливым образом», — объяснил Лор из своего дома у озера в Нью-Джерси. «Это не обременяет богатых; это не повышение налогов. Это просто возврат гражданам и людям богатства, которое они помогли создать».
В среду Лор объявил, что нанял архитектурную фирму BIG для разработки генерального плана города. Компания принадлежит датскому архитектору Бьярке Ингельсу, ранее спроектировавшему штаб-квартиры Google и Apple.
Утопические города стали популярны среди богатых людей. Билл Гейтс, например, планирует построить умный город за пределами Феникса на 2800 акрах. Тем временем криптовалютный миллионер Джеффри Бернс купил 67 000 акров земли в Неваде, чтобы основать собственный умный город. Даже принц Чарльз основал город в Великобритании под названием Паундбери, спроектированный как интегрированное сообщество магазинов, предприятий, частного и социального жилья без зонирования и ограниченного использования автомобилей.
Лор, выросший на Статен-Айленде, заработал состояние, перейдя из инвестиционно-банковской сферы в электронную коммерцию. В 2010 году он продал свой стартап Quidsi, в который входил Diapers.com, компании Amazon за 545 миллионов долларов. Затем в 2016 году он продал свое следующее предприятие, интернет-магазин Jet.com, компании Walmart за 3,3 миллиарда долларов. -коммерческое подразделение более четырех лет до января.
Радикальный подход Lore к землевладению вдохновлен книгой 9 -го -го века XIX века.0007 Прогресс и бедность Генри Джорджа. Он считает, что большая часть состояния американской семьи была создана просто благодаря удаче, что «предок воткнул кол в землю и сказал, что это мое». Неравенство еще больше усугубляется системой, в которой местные налоги на недвижимость финансируют местное образование. Это создает порочный круг, в котором некоторые люди получают худшее образование и, следовательно, зарабатывают меньше денег и живут в менее ценных домах. Образование, по словам Лора, не должно зависеть от местного богатства.
Лор будет привлекать частных инвесторов, филантропов, федеральные и государственные гранты и субсидии на экономическое развитие для финансирования города, но он также планирует платить за Telosa из собственного кармана — примерно 500 миллиардов долларов — используя ожидаемую прибыль от своего стартапа. инвестиции, в том числе в компанию аэротакси Archer. Это означает, что, как это ни парадоксально, Лор попытается сократить разрыв в богатстве, став еще богаче.
Лоре присоединяется к другим миллиардерам, включая Марка Бениоффа и Рэя Далио, которые призвали к реформам системы, которая в последние годы обогатила и без того богатых. Например, с начала пандемии состояние американских миллиардеров выросло на 60%, или 1,8 трлн долларов в виде экономической выгоды. Между тем, согласно июльскому отчету Inequality.org, около 24 миллионов взрослых американцев сообщают, что их семьи не получали достаточно еды на прошлой неделе.
Понятие общинной земли не ново. Правительству Сингапура принадлежит 90% земли этой страны, которая сдается в аренду, а вырученные средства реинвестируются в страну. Кроме того, в Соединенных Штатах действуют 277 общинных земельных фондов, которые обеспечивают доступность жилья. Тресты владеют землей, но сдают ее в аренду домовладельцам, которые при продаже зарабатывают лишь часть возросшей стоимости собственности.
Телоса, по словам Лора, когда-нибудь может занять территорию в 200 000 акров — размером с Нью-Йорк — и стать домом для 5 миллионов человек. К 2030 году он планирует засеять 1500 акров земли разнообразной группой из 50 000 человек. В него войдут все, от врачей и юристов до учителей и бариста. Лор сказал, что жители приедут в поисках работы, образования и «нового образа жизни».
«Жители будут участвовать в создании чего-то нового, и вместе с этим приходит гордость присоединиться к сообществу», — сказал он. Венчурный фонд, контролируемый Lore, также будет привлекать граждан, обещая инвестиции в стартапы, которые переезжают в город.
Амбициозный? Да. Хорошая идея? Это зависит от того, кого вы спросите.
Деннис Гилберт, заслуженный профессор социологии Гамильтонского колледжа в Клинтоне, штат Нью-Йорк, автор книги «Американская классовая структура в эпоху растущего неравенства» , сказал, что идея наивна. По его словам, рост неравенства в США за последние 50 лет во многом является результатом изменений на рынке труда и в американских семьях. Технологический прогресс и зависимость от импортных товаров означают меньшее количество высокооплачиваемых рабочих мест для низкоквалифицированных рабочих на производстве. В то же время разрыв в уровне брака между людьми с высшим и средним образованием увеличился и привел к тому, что все больше семей с одним родителем зависят от низкооплачиваемой работы. По словам Гилберта, домовладение сыграло свою роль в неравенстве, но не в нем основная проблема.
«Я не верю в то, что какой-то человек сможет решить наши проблемы вне политического контекста», — сказал Гилберт. «Но богатство дает людям платформу. Вы умны, уверены в себе и успешны. Ты думаешь, что спасти мир возможно».
Руководствуясь идеей о том, что предприниматели действуют быстро, мыслят масштабно и не боятся потерпеть неудачу, Lore собрала команду из 50 человек, состоящую из штатных сотрудников и волонтеров, включая архитекторов, историков, исследователей, экономистов, креативщиков, дизайнеров, инженеров и экспертов по климату и устойчивому развитию.
«Мне нравится, что он пытается переосмыслить, но не сломать шаблон», — сказала Эллен Данхэм-Джонс, профессор городского дизайна в Технологическом университете Джорджии. «Но идея содержать миллион человек на бесполезной земле — непростая задача».
Большое препятствие на пути к будущему города, по крайней мере, на западе, — это вода или ее отсутствие. Сильная засуха значительно сократила количество доступной воды, и ожидается, что изменение климата со временем усугубит ситуацию.
Лор сказал, что для решения проблемы воды потребуются инновации, деньги, политическая решимость и общественная поддержка. Но он признает, что вода — это проблема, с которой сталкиваются 40% городов США.
Dunham-Jones сказал, что на самом деле, вода, технологии и городское планирование могут быть самыми легкими задачами для решения. Самым большим препятствием может быть просто идея изобретения новой модели общества.
Создать конституцию будет непросто. И есть вопросы о том, может ли совместное владение землей превратиться в кошмар. Могут ли вас выгнать из дома, если вы не переработаете? Кто устанавливает правила относительно того, какое образование получают люди? Это было бы похоже на ассоциацию домовладельцев на стероидах.
История технологических утопий не совсем успешна. Google попытался создать управляемый данными проект под названием Sidewalk в Торонто, который предусматривал установку датчиков в каждом доме для регулировки температуры (чтобы минимизировать потребление энергии), а также камер и ИИ для анализа дорожного движения. Но план был отклонен городскими властями из соображений конфиденциальности.
Отдельное усилие покойного генерального директора Zappos Тони Шейя включало вложение 350 миллионов долларов в оживление центра Лас-Вегаса, сделав его очагом совместного обучения и коворкинга. Несмотря на первоначальную шумиху, ему не удалось преобразовать центр города, который до сих пор состоит в основном из казино и стареющих правительственных зданий.
С 19 века исследователи долго изучали утопические города и в основном обнаружили, что экономические модели «сверху вниз» не работают, — сказал Марк Гилием, профессор городского дизайна Орегонского университета. Города, по его словам, растут органически в ответ на миллионы факторов.
«Предания говорят о реформированном капитализме, но кто будет править?» — спросил Гилием. — Я думаю, это звучит опасно.
Лор говорит, что он не будет главным. Скорее, город будет «ориентирован на людей» и построен на ценностях открытости, справедливости и инклюзивности. И это может занять от 10 до 20 лет, если вообще произойдет.