Как называется лестница для инвалидов: скат для инвалидных колясок, 6 букв, сканворд – размеры, требования по ГОСТ, монтаж своими руками

Содержание

размеры, требования по ГОСТ, монтаж своими руками

Наличие пологих спусков на входах обеспечивают людям с ограниченными возможностями передвижения свободный доступ в жилые и общественные здания наравне со здоровыми людьми. Поэтому такие конструкции должны создавать все необходимые условия для свободного подъезда без каких-либо ограничений.

Согласно существующим нормативам, каждое здание общественного пользования должно иметь хотя бы один вход, оборудованный специальной наклонной поверхностью, которую называют пандус, для проезда инвалидных колясок.

За последние годы в Российской Федерации этим вопросам уделяется большое внимание со стороны законодательных структур. Принятые законодательные нормативы содержат статьи, требующие обязательного строительства специальных конструкций и сооружений для возможности передвижения людей, находящихся в инвалидных колясках.

пандус

Существующие виды пандусов

По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.

телескопический пандусТелескопический пандус.

Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

  1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
  2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
  3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.
рампа - пандус для пороговРампа.

В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.

ролл пандусРолл пандус.

Конструкции стационарных спусков

Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.

Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:

  1. верхней горизонтальной платформы;
  2. наклонного спуска для перемещения;
  3. нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.

Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.

конструкция пандуса

При разнице меньше 200 мм, горизонтальные платформы не устанавливаются, а конструкция проезда представляет собой упрощенный перекатный мостик. В отдельных случаях при крайне стесненном пространстве допускается возведение винтовых сооружений или установка механических подъемников.

Дорожка и площадки с внешней стороны должны ограждаться устойчивыми перилами с нормируемой высотой. Для обеспечения устойчивости стационарный пандус, как и любая капитальная строительная конструкция, должен иметь опорный фундамент, способный нести данную весовую нагрузку.

Действующие строительные нормы

Требования к конструкции пандусных спусков для передвижения инвалидных колясок определяются тремя действующими документами:

  • СНиП 35-01-2012;
  • Свод Правил 59.13330.2012;
  • ГОСТ Р 51261-99.

В СНиП подробно изложены все конструктивные требования к размерам пандусов для инвалидов при стационарных условиях монтажа. Указаны необходимые углы наклона маршей, их ширина, предельная длина, размеры площадок и дополнительные установочные элементы в виде перильных ограждений, страховочных бортиков и другого.

Свод Правил (СП) — это более актуальная расширенная редакция СНиП. Указанные в нем нормативы несколько отличаются в сторону уменьшения углов наклона пандусной дорожки и ее предельной длины, увеличения ширины проезда и габаритов площадок, устройства дополнительных элементов для обеспечения большей безопасности и удобного пользования.

металлический пандус в подъезде

Однако следует учесть, что СНиП законодательно выше по техническим указаниям, чем СП. Поэтому, если в технических условиях и проектной документации не оговаривается выполнение работ по требованиям Свода Правил, то выполняются обычные нормативы.

Требования Государственного стандарта и СНиП к устройству пандусов идентичны, но особенность ГОСТ заключается в более подробном изложении к установке перильных ограждений. В нем точно указано, в каких случаях установка перил является обязательной и изложены подробные требования к их конструкции.

Нормативные размеры и конструкции

Высота подъема одного пролета — не более 800 мм. Эта величина обеспечивает горизонтальную длину максимально возможного спуска до 9,0 м. Ширина пандуса для инвалидов-колясочников при движении только в одну сторону — от 1500 мм, в случае встречного пересечения — от 1800 мм.

основные параметры пандусов

Оптимальная ширина составляет 2000 мм. По краю дорожки устанавливается бортик высотой 50 мм или металлическая трубка на высоте 100 мм.

размеры пандусов для инвалидовПодбор оптимальной ширины.

Изготовление двухколейных вариантов конструкций допускается только в случаях индивидуального пользования. В зоне общественной застройки пандусные спуски должны иметь единое сплошное покрытие. Для подъема сопровождающего помощника допускается наличие посередине дорожки полосы ступеней шириной до 400 мм.

Предельные углы спуска

Уклон пандуса для инвалидов по новым нормам не может превышать 8%-15%. Это означает, что на один метр горизонтальной длины величина подъема составляет 8-15 см. В практике строительства за оптимальную величину наклона принимают показатель 10% и увеличивают его только при невозможности принятия другого решения.

Предельная величина перепада высот никогда не должна превышать 18%.

углы наклона пандусов

На существующие лестницы установка пандусов запрещена из-за несоответствия уклона нормативным требованиям.

Требования к площадкам

Все пандусы оборудуются входными, верхними и, при необходимости, промежуточными площадками. Согласно указаниям СП 59.13330.2012, их размеры должны соответствовать следующим показателям:

  • ширина — не менее 1850 мм;
  • глубина при дверях открывающихся внутрь здания 1400 мм и наружу – 1500 мм;
  • размер места для разворота коляски — от 2200 мм.

При открывании входных дверей наружу, размеры площадки должны учитывать возможность маневрирования инвалидной коляски в этот момент. Поэтому ширина или глубина могут быть увеличены.

Для исключения возможного обледенения конструкций, расположенных на открытом воздухе и не имеющих навеса, их поверхность должна быть покрыта антискользящим материалом или иметь подогрев, работающий в холодное время года.

Ширина промежуточной площадки должна совпадать по размеру с подходящими к ней дорожками. Рекомендуемые планировочные решения соответствуют следующим размерам:

  • на едином прямом марше — 900х1400 мм;
  • при ширине дорожки 900 мм и наличии поворота на 90 градусов — 1400х1400 мм;
  • при ширине спуска 1400 мм и изменении направления под прямым углом — 1400х1500 мм;
  • на промежуточных площадках с полным разворотом — 1500х1800 мм.

Для обеспечения более удобного движения коляски, конфигурация поворотной платформы может иметь с одной стороны овальную форму. Края промежуточных площадок, так же, как и дорожки, должны иметь нижнее обрамление в виде бортика или металлической трубы.

пандус в сложенном состоянииОткидная платформа для подъема на площадку первого этажа.

Элементы ограждения

Определение высоты, крепления и типа конструкции ограждений пандуса должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в ГОСТ Р 51261-99. Любая сторона пандуса и площадки при отсутствии примыкающей стены должна быть ограждена. Конструкции ограждений должны предусматривать наличие одинарных или разновысоких парных поручней, перил и ограждающих бортов. Нормативные требования к ограждениям:

  • установка на всех участках наклонных дорожек и горизонтальных площадок;
  • высота расположения основных поручней — 700 мм от поверхности пандуса, вспомогательных — 900 мм;
  • расположение поручней должно быть в виде сплошной линии на одном расстоянии от поверхности спуска;
  • крепление ограждений производится только с наружной торцевой стороны;
  • на окончании нижнего марша перила и поручни должны выступать на 300 мм;
  • сечение поручней круглое, с поперечным диаметром 30-50 мм.

Материал конструкции ограждения должен быть защищен от возможного воздействия коррозии и иметь достаточную механическую прочность для сопротивления боковым нагрузкам.

размеры поручнейНормативные размеры поручней.

Как сделать пандус самостоятельно

Установка откидного пандуса для инвалидов в подъезде согласования от жильцов не требует. По закону каждый человек с ограниченной способностью к передвижению имеет право на создание условий, позволяющих ему перемещаться по своему дому. Единственное правило заключается в том, что установленная конструкция не должна создавать помех другим людям, проживающим в этом подъезде.

чертеж пандусаЧертеж пандуса.

Уклон въезда по направляющим, установленным на стандартный лестничный марш, конечно, не соответствует нормативным требованиям. Но, в присутствии сопровождающего, наличие складного пандуса для инвалидов на лестничный марш намного облегчает процесс подъема в коляске.

К тому же, длина лестничного пролета на первом этаже обычно не превышает 6-ти ступеней. Зато после этого инвалид колясочник сможет свободно въехать в квартиру или воспользоваться лифтом для подъема на верхние этажи.

Необходимые материалы и инструмент

Для изготовления двухколейного откидного пандуса для подъема на площадку первого этажа потребуется приобрести:

  • два гнутых металлических швеллера № 18-24 с толщиной стенки 3-4 мм или 4 неравнополочных уголка 100х65 мм длиной равной длине лестничного марша;
  • профильная труба 25х50 мм длиной ¾ лестницы;
  • 3 стальные дверные петли;
  • 2 метра профильной трубы 25х32 мм;
  • полоса стальная 50х2,5 мм – 0,5 метра;
  • анкерные болты для крепления конструкции к стене;
  • поворотную или сдвижную защелку;
  • сварочные электроды.

Обратите внимание, что для изготовления пандуса рекомендуется использовать не тяжелый горячекатаный, а гнутый тонкостенный швеллер. Он значительно легче, а его жесткости и прочности вполне достаточно для того, чтобы выдержать вес коляски и человека без прогиба. С целью удешевления швеллер можно заменить двумя неравнополочными уголками, сваренными вдоль широкой полки и образующими П-образную конструкцию.

швеллераШвеллера.

Из инструмента необходимо иметь сварочный аппарат, болгарку, перфоратор, молоток и монтировку.

Порядок выполнения работ

Положите швеллер на лестницу таким образом, чтобы его плоскость соприкасалась со всеми ступенями, а нижний край упирался в пол входной площадки подъезда. Сделайте отметки уровня верхней ступени, пустого пространства ниже первого и последнего подступенков, а так же в посередине между двумя последними отметками.

В этих трех местах будут приварены соединительные перемычки из профильной трубы, они не должны упираться в ступени лестничного марша. После этого:

  1. приложите второй швеллер к размеченному, скопируйте отметки и обрежьте болгаркой лишнюю длину;
  2. положите швеллера широкой полкой вверх таким образом, чтобы центральные продольные оси соответствовали расстоянию между колесами инвалидной коляски;
  3. измерьте расстояние между внешними краями швеллеров и добавьте к этой величине 300-400 мм, в результате вы получите размер заготовок для соединительных поперечных перемычек;
  4. отрежьте от профильной трубы 25х32 мм три куска необходимой длины и с одного края приварите к ним Т-образные поперечины из такой же трубы, по длине равные размерам поворотных петель;
  5. приварите петли одной стороной к поперечинам;
  6. положите заготовки перемычек на ранее нанесенные отметки так, чтобы один край совпадал с краем швеллера, а второй, с поперечиной, выходил за пределы конструкции на 30-40 см;
  7. приварите перемычки к швеллерам;
  8. положите на лестницу широкой стороной к стене профильную трубу 25х50 мм и с помощью анкерных болтов надежно закрепите ее;
  9. приставьте собранный поворотный каркас пандуса к закрепленной трубе петлями и сделайте несколько сварочных прихваток;
  10. после этого поднимите пандус вертикально и выполните окончательную приварку петель к трубе;
  11. для ровного съезда со швеллера приварите на его краях небольшие плоские пластины по уровню пола;
  12. на последнем этапе устанавливается фиксирующая защелка или задвижка, монтаж которой зависит от ее конструкции;
  13. после окончания монтажа все элементы пандуса необходимо покрыть грунтом и покрасить.

Как видим из инструкции монтаж поворотного пандуса в подъезде пандуса не отличается особой сложностью, но для выполнения работ необходимо обладать сварочными и слесарными навыками.

Видео по теме

размеры, уклон и требования по ГОСТ, виды (телескопические, складные на лестничный марш)

Пандусы для инвалидов и остальных маломобильных граждан являются важной составляющей их самостоятельного передвижения или транспортировки. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и так имеют достаточно много различных препятствий, которые снижают качество жизни, и государство должно по максимуму обеспечить им комфортное существование.

Обустройство общественных и жилых помещений пандусами для инвалидов – одно из немаловажных направлений государственной программы, разработанной для создания доступной, так называемой безбарьерной среды для людей с ОВЗ. Такие объекты должны проектироваться с учетом правил ГОСТа, иначе маломобильные граждане попросту не смогут ими воспользоваться.

Основные характеристики пандуса

Под пандусом подразумевается наклонная плоскость, позволяющая соединить горизонтальные поверхности, расположенные на разной высоте. Иными словами, это пологая дорожка без ступеней, предоставляющая возможность маломобильному человеку, который перемещается на инвалидной коляске, подняться вверх либо опуститься вниз.

Стационарные, то есть несъемные варианты данных приспособлений, которые устанавливаются на крыльце различных помещений, планируются на начальных этапах проектирования различного вида архитектурных построек.

Такие пандусы считаются наиболее надежными сооружениями, так как в основном производятся из бетона или металла. Стационарные приспособления чаще всего проектируются однопролетными, но в отдельных случаях их бывает несколько. Последние конструкции подразделяются на винтовые и П-образные.

Правила установки и размеры

Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.

Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.

Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, — 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.

Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.

Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.

Пандусы для инвалидов
Пологая дорожка с возможностью двухстороннего перемещения

Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.

Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.

Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.

Угол наклона

Основополагающим параметром, на котором базируется проектировка сооружения пологих дорожек для инвалидов, является уклон пандуса. Поверхности, имеющие наклон, необходимо конструировать под углом определенной величины, которая указана в ГОСТе. При несоблюдении требований ГОСТа приспособление становится опасным и некомфортным для людей с физическими отклонениями здоровья.

Расчет уклона пандуса производится путем соотношения его высоты к длине, то есть проецированием на горизонтальную ось, и выражается чаще всего в процентах, хотя иногда его определяют и в градусах. При обустройстве пандусов для инвалидных колясок ГОСТ рекомендует делать угол наклона не более 5 %. Если данную величину вычислять в градусах, то она будет немного меньше 3°, а конкретнее – 2,86°.

Максимальный уклон иногда разрешается увеличить, если пологая дорожка обустраивается на короткое время. Пределом в данном случае является 8 % или 4,8°. Кроме этого, обязательно должны соблюдаться два требования – перепад высот не превышает 0,5 м, а пологая дорожка не длиннее 6 м.

Важно! Согласно СП 59.13330.2012 в затесненных местах угол уклона площадки при необходимости можно увеличить до 10%, что соответствует 5,7°. Но следует избегать перепада высот свыше 20 см.

Кроме того, требования СНиП содержат параметры допустимого поперечного уклона, который не должен быть свыше 2 %. Необходимо добавить, что лестницы в большинстве помещений, а также у входов в них, имеют довольно значительный наклон, из чего следует: оборудование их пандусами абсолютно нецелесообразно. Во-первых, подобная конструкция не будет отвечать вышеупомянутым правилам, а во-вторых – подниматься или опускаться по наклонной с углом 30-40° не представляется возможным.

Пандусы для инвалидов
Стандартные размеры пандусов для инвалидов

Поручни и перила

Для обустройства безопасного перемещения людей с ОВЗ пологие площадки оснащают поручнями или перилами. Правила, прописанные в нормативных документах, обязывают делать поручни по обеим сторонам лестничного марша, которым пользуются инвалиды. Если сооружение подразумевает двухстороннее движение малоподвижных граждан, то перила следует устанавливать дополнительно и вдоль средней линии пологой дорожки.

Однако если угол наклона не выше 5 %, то присутствие поручней не является обязательным. Нормы ГОСТа предусматривают монтаж поручней с двумя уровнями высоты. Первый уровень должен располагаться на высоте 0,7 м, а если подразумевается, что пандусом будут пользоваться дети-инвалиды, то он может уменьшаться до 0,5 м.

Второй уровень равен 0,9 м, но во время проектирования разрешается подбирать его высоту в интервале 0,85-0,92 м. Данные рекомендации не выходят из рамок СП. Согласно ГОСТу Р51261-99 поручни необходимо устанавливать, если высота подъема имеет размер 150 мм и выше либо горизонтальная проекция наклонной дорожки равна 1800 мм и более.

Также в данном документе немного по-другому указывается первый уровень высоты перил – 0,7-0,75 м. Окончания поручней, то есть участки, которые выходят за границы самой площадки, должны иметь размеры не менее 0,3 м (нормальной считается длина в интервале 0,27-0,33 м). Окончания перил должны быть гладкими и без острых зазубрин, чтобы человек не мог о них пораниться.

Дополнительные требования к установке перил включают в себя следующее:

  • неразрывность их по всей длине дорожки;
  • параллельность друг другу;
  • круглое сечение размером 4-6 см;
  • отступ от шероховатых стен – 6 см, от гладких – 4,5 см.

Бортики и горизонтальные площадки

Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.

В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.

Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.

Совет! Если пандус создается для одного человека, то его габариты можно вычислить индивидуально. За основу для конструирования, как правило, берутся размеры инвалидной коляски.

Аппарель и виды пандусов

Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.

Пандусы для инвалидов

Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.

Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.

Несъемные устройства

Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.

Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.

Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.

Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.

Читайте также:

Съемные пологие дорожки

Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.

Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.

Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.

Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.

Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.

Аппарель
Фото съемной раздвижной аппарели

Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.

Заключение

Людям с ОВЗ недоступны многие блага. Свободное и комфортное перемещение – это самое банальное, что они могут себе позволить. Поэтому оснащение лестничных конструкций и входов в большинство зданий должны быть оборудованы пандусами и прочими приспособлениями для удобного передвижения. Не менее важным моментом является строгое следование нормам СНиПа, чтобы инвалиды могли не только беспрепятственно перемещаться, но и были в абсолютной безопасности.

Пандусы для колясок, пандусы для инвалидов и их виды

пандус для колясокПандус (в переводе с франц. pente douce – пологий склон) – важнейшая составляющая в городской среде, без которой исключено доступное и свободное перемещение в инвалидной коляске (кресле). Пользователи колясок (кресел) благодаря пандусу могут преодолевать различные препятствия (ступеньки, пороги, бордюры и т.п.), которые находятся выше горизонтального уровня больше, чем на 4 см. Пешеходы с детскими колясками и сумками-тележками тоже пользуются пандусами.

Часто можно услышать, как пандусы именуют рампами либо аппарелями. Слово «рампа» берёт истоки от французского слова «rampe», которое в переводе означает «наклонная поверхность, пандус». Как видно, рампа и пандус между собой принципиально ничем не отличаются. Но на отечественном рынке эти два понятия разграничивают. Изначально рампой считались только технические пандусы, предназначенные для разгрузки-выгрузки транспортных средств. Поэтому сегодня, говоря о рампе, подразумевают пандус в форме платформы. А само понятие пандус остаётся общим, под которым понимают любые типы пандусов.

Стационарные пандусы

стационарный пандусПри входе в общественные места (больницы, магазины, подъезды жилых домов, кинотеатров и др.) устанавливаются стационарные панудсы для инвалидов. Очень часто встречается, что этот тип пандусов закладывается архитектурный план здания ещё на момент его планирования. Стационарные пандусы представляют собой платформы монолитной или П-образной формы. Изготавливаются они из бетона, дерева или металла. Устанавливаются такие пандусы поверх ступенек, дублируя, таким образом, лестницу либо металлические рельсы.

откидной пандус

Откидные (полустационарные) пандусы

Откидные пандусы имеют форму платформы или рельсов. Крепятся они к стене с одной стороны. В случае, когда в них отпадает необходимость, они откидываются наверх, тем самым, освобождая лестницу.

Портативные пандусы

Портативные пандусы легко поддаются монтажу и демонтажу. Не доставляют особых хлопот при складывании и транспортировке. Как правило, изготавливаются они из стали или же из дюралюминия. Портативные пандусы можно подразделить на три основные группы:

  • рельсовые;
  • пандусы-платформы;
  • для порогов.

Рассмотрим эти группы пандусов более подробно.

рельсовый портативный пандус

Рельсовые пандусы представляют собой две раздельные металлические рельсы с невысокими бортиками, по каждой из которой проезжает по одному колесу инвалидной коляски. Этот тип пандусов позволяет с лёгкостью организовать беспрепятственный проезд. Но, несмотря на это, при крутом подъёме без сопровождающего лица на нём не обойтись.

Рельсовый пандус может иметь одну или несколько секций. Раздвижной характер  многосекционного пандуса, облегчает его транспортировку, с одной стороны, и даёт возможность использовать его для лестниц любой высоты, с другой.

пандус платформа

Пандус-платформа лицам, пользующимся инвалидными колясками, предоставляет твёрдую поверхность для подъёма/спуска по лестнице, а также выезда/заезда из специального приспособленного транспорта. Такой тип пандуса имеет ширину общим размером в 60-250 см. Изготавливается пандус-платформа из нержавеющей стали либо алюминия со специальной противоскользящей обработкой. Зачастую, данный вид пандуса представляет собой две секции, которые складываются горизонтально или вертикально.

Если пандус двухсекционный и он складывается пополам, его считают пандусом-книжкой. У такого пандуса могут иметься ручки для транспортировки, что, тем самым, преобразует его в пандус-чемодан. «Чемодан» лёгок в транспортировке, при хранении много места не занимает и, в основном, мало весит.

Также существуют и мультискладные пандусы. Они отличаются максимальной компактностью при хранении за счёт складывания в несколько раз. В разложенном состоянии такие пандусы, как правило, имеют максимальный размер.

рулонный пандусНовеллой среди монолитных пандусов является роллопандус. Его ещё называют пандус-ролл или пандус-рулон. Роллопандус представляет собой множество снимающихся секций, расположенных поперёк и соединённых спецприспособлениями – делителями. Если в пандусе нет надобности, его можно скрутить в рулон и поместить в багажник. Благодаря вынимающимся секциям у роллопандуса, длина может варьироваться как в сторону удлинения, так и в сторону сокращения. Эта особенность пандус-рулона помогает приспосабливаться ему к лестницам с различной высотой. Изготавливается этот новый тип пандуса из авиационного прочнейшего алюминия. Обладает отличной грузоподъёмностью.

пандус для пороговНаиболее простыми и распространёнными являются пандусы для порогов. С их помощью пользователям колясок, скутеров обеспечена возможность преодолевать пороги у дверей высотой от 3 до 15 см. В основном, пандус для порога изготавливается из резины или металла и представляет собой форму клина, у которого высота зафиксирована. Ширина пандуса прямо пропорциональная ширине дверного порога и составляет она не более 85 см.

Если порог с выступом, пандус устанавливается с обеих сторон, что обеспечивает коляске свободный заезд и съезд с него. В подобных ситуациях используются ещё и двусторонние пандусы для порогов, состоящие из трёх секций, средняя из которых перекрывает порог, а две остальные предоставляют заезд/съезд на поверхность. Единственный изъян двусторонних пандусов – это блокирование двери, что исключает возможность закрывать дверь во время их применения.

 


Перейти в раздел пандусы для колясок

Использование материалов сайта без согласия автора строго запрещено. При копировании статьи ссылка на ресурс обязательна.

Ступенькоходы для инвалидов: гусеничные и шагающие

Ступенькоходы для инвалидовСтупенькоходы для инвалидов

Ступенькоходы для инвалидов — обзор различных типов

Лестница не является серьезным препятствием для здорового человека. Но тому, кто оказался в инвалидной коляске, без посторонней помощи преодолеть эту преграду невозможно, даже если она всего в несколько ступенек.

Ступенькоход, или мобильный подъемник для инвалидов, — это один из способов решения такой проблемы, как передвижение человека в инвалидной коляске по лестницам.

Там, где нет пандуса, вертикального стационарного подъемника для инвалидов, лифта, в который входит инвалидная коляска, — на помощь приходят ступенькоходы.

Устройство

Ступенькоход — это мобильное механическое устройство с электроприводом и электронным управлением, предназначенное для перемещения коляски с сидящим в ней инвалидом вверх и вниз по лестничным маршам.

Работает агрегат от перезаряжаемого аккумулятора, срок действия без подзарядки некоторые производители измеряют количеством пройденных ступеней.

Представляет собой стойку, в нижней части которой расположена ходовая часть (колесная или гусеничная) с двигателем и аккумулятором, узлы крепления коляски, а в верхней части – ручки с выведенными на них кнопками управления. Бывают также ступенькоходы с дистанционным управлением.

Рекомендуем посмотреть — Велосипеды для взрослых инвалидов

Классификация ступенькоходов

Виды ступенькоходов, по возможности инвалида управляться с устройством:

  1. активные;
  2. пассивные.

По принципу передвижения:

  • гусеничные;
  • шагающие.

Активным ступенькоходом инвалид может пользоваться самостоятельно: закрепить свою коляску и, управляя подъемником при помощи пульта, подняться или спуститься по лестнице.

Такие подъемники недешевы и в России не распространены. Существует также кресло-коляска с встроенным ступенькоходом активного типа – это Observer Гибрид 2.0.

Пассивный мобильный подъемник предполагает участие сопровождающего (оператора).

После фиксации коляски с инвалидом на подъемнике оператор направляет ступенькоход, регулируя скорость движения и наклон стойки для плавного спуска или подъема по лестнице.

Для управления ступенькоходом необходимы некоторые навыки — этот процесс требует внимания, координации и четкого соблюдения правил безопасности при использовании устройства.

Ступенькоход Sherpa N-902Ступенькоход Sherpa N-902

Ступенькоход Sherpa N-902

Гусеничные подъемники имеют ходовую часть из гусениц и небольших колес. Гусеницы выполнены, как правило, из резины, которая не царапает и не оставляет следов на поверхности ступеней и пола.

Гусеничный ступенькоход для инвалидов имеет более плавный ход, но и более громоздок по сравнению с шагающим. Вес гусеничного ступенькохода – от 55 до 100 кг. Но он разбирается и в сложенном виде помещается в багажник автомобиля.

Шагающие модели ступенькоходов оснащены сложной системой рычагов и колес разного диаметра с интеллектуальным управлением. Их основное преимущество – легкость и компактность, весят они меньше 50 кг.

Плюс шагающих ступенькоходов – их маневренность

Есть модели, которые можно не откреплять от коляски и передвигаться вместе с ними до следующего препятствия.

Видео: Гусеничный подъемник для инвалидов БК С100

Обзор популярных моделей ступенькоходов

Ступенькоходы Observer и S-max

Российская компания Observer создана калининградцем Романом Араниным после того, как он стал инвалидом-колясочником, упав с парапланом с 30-метровой высоты.

Observer разрабатывает собственные модели высокотехнологичных электроколясок для инвалидов, а также продает и обслуживает на российском рынке реабилитационные средства для инвалидов других производителей, в том числе немецкие шагающие ступенькоходы S-max.

Ступенькоход S-max SDM7Ступенькоход S-max SDM7

Ступенькоход S-max SDM7

Основная модель — S-max с универсальным портом SDM7. Компактен, позволяет преодолевать в том числе винтовые лестницы. Его вес 31/32,7 кг. Грузоподъемность 135/160 кг. Рабочая ширина 72/77 см.

Скорость регулируемая – 6-20 ступенек в минуту. Для предотвращения падения с лестницы имеет механическую систему блокировки движения устройства на краю ступенек.

Vimec roby

Ступенькоходы Vimec roby (итальянская марка, имеющая официальное представительство в России) – это гусеничные модели подъемников. Две основные модели — более компактная T09 Roby Standart и T09 ROBY PPP (Универсал), подходящая для использования с большим количеством разных типов колясок.

Ступенькоход Vimec robyСтупенькоход Vimec roby

Ступенькоход Vimec roby

Вес моделей – 47 и 55 кг соответственно. Грузоподъемность обеих моделей – 130 кг, скорость — 5 м/мин. Модель T09 ROBY PPP (Универсал) оснащена для большей безопасности двумя пандусами, по которым коляска заезжает и съезжает с подъемника.

Scalamobi

Ступенькоходы Scalamobil производятся в Германии. Scalamobil S35 – это ступенькоход для инвалидов, технические характеристики которого можно сравнить со ступенькоходом S-max, поскольку это также шагающая модель. Вес подъемника – 25 кг.

Грузоподъемность – 160 кг. Скорость движения по лестнице – 6-19 ступеней/мин.

Ступенькоход Scalamobil S35Ступенькоход Scalamobil S35

Ступенькоход Scalamobil S35

Подходит как для стандартных инвалидных колясок, так и для детских колясок с шириной сиденья 26 см.

Модель оснащена сенсорной системой безопасности, тормозящей движение устройства на краю ступени.

Преимущества ступенькоходов

Современный ступенькоход представляет собой простой в управлении и удобный в использовании «умный» механизм.

Устройство решает серьезную задачу – обеспечивает безопасный и комфортный спуск-подъем по лестнице инвалида-колясочника там, где отсутствуют другие возможности, такие как лифт, пандус или стационарный подъемник.

Таким образом, это дополнительный инструмент для создания безбарьерной среды и повышения возможностей и качества жизни инвалидов.

Для применения мобильных подъемников не требуются никакие дополнительные приспособления.

Их можно перевозить в багажнике машины, они легко собираются, для их использования достаточно одного сопровождающего. Плюсом является и возможность автономной работы с периодической подзарядкой.

Заключение

Качество жизни инвалидов показывает уровень развития и осознанности общества в целом. Поэтому создание безбарьерной среды заявлено как одно из приоритетных направлений в государственной политике.

И в сознании все большего количества людей появляется понимание по отношению к людям «с расширенными потребностями».

Видео: Мобильный гусеничный подъемник для инвалидов Vimec Roby T09

Пандус — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019; проверки требуют 4 правки.

Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п. В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок лестницы, как правило, дублируют пандусом.

Откидной пандус, как правило, крепится к ступенькам (или к стене) на петли. Каждый откидной пандус комплектуется ручкой для удобства эксплуатации. В разложенном виде пандус опирается на каждую ступеньку лестницы, что позволяет равномерно распределить нагрузку при использовании. В сложенном виде толщина пандуса составляет около 40 мм, фиксируется на защелку вдоль стены.

Пандус изготавливается из оцинкованной стали, алюминия или нержавеющей стали толщиной 1–3 мм (в зависимости от свойств металла). Размеры полозьев — 40 × 200 × 20 мм. Расстояние между полозьями — 250—300 мм. По желанию заказчика расстояние между полозьями может быть и другим. Между собой полозья соединены поперечными направляющими. Разная высота бортов пандусов решает несколько задач. Высота внутреннего борта пандуса 20 мм делает пандус приспособленным даже для колясок-тростей и чемоданов с маленькими колесами. Высота внешнего борта пандуса 40 мм обеспечивает безопасность и препятствует соскальзыванию с пандуса. У пандусов безопасные борта — без острых кромок.

Откидные пандусы, их преимущества:

  • подходят для большинства детских колясок.
  • легки и удобны в использовании.
  • Поверхность рельс не скользит (при наличии противоскользящего покрытия).
  • Могут устанавливаться на лестницах любой ширины.

По закону[1] управляющая организация обязана оборудовать пандусами подъезды многоквартирных домов для удобства проживания маломобильных групп граждан. При этом существуют и более дорогие, технически сложные модели, например, стационарные выдвижные пандусы с регулируемой шириной колеи

[2].

Существуют специальные улавливающие пандусы, которые устанавливаются на крутых поворотах автотрасс. Они способны остановить грузовик с отказавшими тормозами или просто потерявший управление автомобиль. Такой пандус выполняется в виде криволинейной плоскости с постепенно увеличивающимся наклоном и рыхлой поверхностью, обеспечивающей увязание колёс. Впервые подобные пандусы построены в США. Автомобильные пандусы доказали свою высокую эффективность.[источник не указан 2592 дня]

Существуют следующие виды пандусов 1. Пандус-книжка 2. Пандус раздвижной телескопический 3. Роллопандус

Подъемники для инвалидов (вертикальные, гусеничные, мобильные, уличные и лестничные)

Пенсионеры с группой инвалидности в повседневных условиях сталкиваются с рядом проблем. Это касается колясочников, неспособных подняться по лестницам и другим препятствиям. Поэтому существуют разные подъёмники для инвалидов для определённых нужд. В настоящее время в подъездах новостроек специально проектируют конструкции по спуску и поднятию человека с ограниченными возможностями.

Классификация подъёмников

Для пенсионеров с ограниченными возможностями предусматриваются приспособления для облегчения жизни. Подъёмники располагаются не только в общественных местах, но и дома у человека. Приспособления классифицируются по видам и типам привода.

По виду

Инновационные технологии позволяют изготавливать надёжные приспособления для облегчения условий ограниченным в возможностях пенсионерам. Конструируют механизмы надёжно, и поэтому не возникало неприятных ситуаций. Устройства разделяются по виду:

  • подъёмной платформы;
  • по перемещаемой площадке;
  • кресельного вида;
  • гусеничного или уличного типа;
  • стационарного или мобильного вида.

По типу

Конструкции для инвалидов классифицируются на несколько типов:

  • Механизмы для улучшения жизни пенсионеров с гидравлическим приводом. Этот тип подъёмника используется для поднятия на небольшую высоту. Передвижение плавное, останавливается точно по заданной установке. Механизмы с гидравлическим приводом легко собираются. Однако конструкция не позволяет увеличивать скорость поднятия платформы. Гидравлический привод есть в некоторых моделях мобильных механизмов.
  • Подъёмники с электрическим приводом. В этот тип не входят платформы и площадки. Электрический механизм имеется в мобильных конструкциях. Функциональность обеспечивается различными типами подъёмного крана. Электрический подъёмник предназначен для комфортного перемещения пенсионера. Поэтому механизм часто используют в медицинских учреждениях. Такие устройства покупают для ванны или для удобного передвижения по лестничным переходам. Популярностью пользуется модель Миник. Эта конструкция универсальна и инвалид способен без труда садиться в машину или на унитаз. Конструкцию можно подобрать по размеру и встроенной функциональности.
Подъемники для инвалидов
Стоимость модификации равнозначна качеству изготовления механизма

Разделение по типу перемещения

Устройства разделяются на несколько типов, что зависит от типа перемещения.

Вертикального типа

В большинстве случаев устройства для облегчения передвижения колясочникам располагаются там, где тяжело поставить уличные пандусы под необходимым углом. Вертикальный подъёмник для инвалидов ставят в старых домах и включают в проекты в новых застройках. Преимуществом этого устройства считается компактность, он не занимает много места. Во время установки механизм без затруднений монтируется.

Конструкция отличается высоким качеством и является безопасным устройством для облегчения передвижения колясочников. Устройство отличается перемещением в вертикальной плоскости (вниз-вверх). Преимущества для людей с ограниченными возможностями: крепкая фиксация на подъёмной площадке, человек способен сам управлять устройством передвижения. Грузоподъёмность устройства доходит до 250 кг. На нём можно перевозить детскую коляску или использовать его для ванны.

Механизмы с платформой и вертикальным перемещением применяются в некоторых машинах и проходах.

Универсальные или мобильные

На подъёмные устройства устанавливают модификации, позволяющие адаптировать механизм к любому зданию. Поэтому мобильный тип может быть вертикальным. Универсальные устройства устанавливаются на улицах и в зданиях, где находятся небольшие лестницы.

Подъёмники с наклоном

Для инвалидов-колясочников сделали специальное устройство для преодоления ступенек. Механизм предназначен для передвижения по лестнице.

Лестничный подъёмник для инвалидов классифицируется по траектории движения:

  • прямая траектория;
  • сложная траектория.

Наклонный подъёмник с прямой траекторией используется для одного лестничного пролёта. Устройство устанавливают внутри и снаружи здания. Закрепляется механизм на несущей стене. В ином случае, при проектировании, для платформы перемещения выделяют специальные стойки.

Конструкция с наклонным перемещением сложной траектории располагается на несколько пролётов. Устройства имеют углы поворота для инвалидных колясок.

Лестничный механизм должен соответствовать ГОСТу. Поэтому выделяют следующие критерии:

  • Конструкция, перемещающего устройства, должна иметь функцию складывания.
  • Простота в приведении в рабочее состояние платформы устройства.
  • Простота управления механизмом.

Конструкции должны быть безопасны для передвижения инвалидов. Поэтому подъёмники обладают рядом технических характеристик. Упоры, не позволяющие смещаться за допустимую область. Имеется ограничитель скорости, ручной привод для аварийных ситуаций, безопасное расположение механизмов конструкции.

Читайте также:

Подъёмник кресельного типа

Приспособления для подъёма инвалидов могут быть и кресельного типа. Механизм работает на реечной передаче. Источник питания прилагается к устройству. К плюсам приспособления для подъёма инвалида относят следующее:

  • Установка конструкции может быть, как на внешней, так и на внутренней стороне.
  • Монтируется к любой лестнице.
  • Останавливается, если возникло препятствие или аварийная ситуация.
  • Управлять можно при помощи пульта, установленного в подлокотник.
Подъемник для инвалидов
Подъёмник для перемещения на несколько лестничных пролётов

Кресельный подъёмник используется, в качестве лифта, в местах с лестничными пролётами. Уличный механизм позволяет компактно сложить кресло, что позволяет не заслонять проход. В конструкции предусмотрена подставка для ног. Ее часто заказывают как подъемник для бассейна в реабилитационные центры. Цена зависит от модификаций и качества изготовления устройства.

Подъёмник на гусеницах

Лестничный гусеничный подъёмник оснащён специальной платформой. На устройство крепится инвалидное кресло. Передвигается при помощи резиновых гусениц. Механизм работает за счёт электрического привода высокой мощности. Модель передвижной платформы помогает передвигаться людям с ограниченными возможностями на любых колясках через сложные лестничные пролёты. Конструкция предусматривает специальные крепежи для колясок.

Гусеничный механизм представлен несколькими моделями. Один из них применяется для инвалидов на колясках, вместе с сопровождающим. Помощник помогает управлять подъёмником. Человеку потребуется зафиксировать коляску и подвезти к ступенькам. Затем осуществляется движение по лестнице.

В ином случае инвалид способен самостоятельно передвигать подъёмник по лестнице. Человек с ограниченными возможностями заезжает на платформу и закрепляет коляску. Для управления конструкцией у него имеется рычаг. С его помощью происходит поднятие платформы, и гусеницы не касаются пола. После этого можно осуществлять движение по ступенькам вниз или вверх.

Инвалидные подъёмники отличаются друг от друга способом применения и типом привода. Из множества конструкций выделяют домашний и уличный тип. Турбомаш – компания, которая считается одним из лидеров по производству данных конструкций. У них можно заказать необходимую модель. Инвалиду предоставляется возможность упростить жизнь в пределах своего жилища. Поэтому применяются мобильные или кресельные конструкции для перемещения с кровати в кресло-коляску и наоборот.

Лестницы. Доступная среда глазами инвалида. Леонтьева Елена Геннадьевна

Библиотека Библиотека

Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть глухими, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью (рис. 8.1). Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см (рис. 8.4).

На рис. 8.2 изображены открытые ступени, в которых есть только горизонтальные проступи, но нет вертикальных подступенков. Такие ступени не являются глухими. Обычно так сваривают «железные» лестницы. Инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата подниматься по ним неудобно, так как нога, не встречая упора, «проскакивает» под ступеньки. Приходится инвалиду с ограниченными возможностями не просто поднимать ногу на ступеньку вверх, а прилагать дополнительные усилия, чтобы шаг за шагом «вытаскивать» ее из-под ступеней. К тому же из-за этого царапается и повреждается поверхность носка обуви. Как из-за этого не расстроиться инвалиду, который имеет право на замену старой специальной ортопедической обуви на новую не чаще одного раза в год?
Для облицовки ступеней лестниц (особенно наружных) лучше использовать пиленый гранит. Нельзя использовать полированные материалы и мрамор (как полированный, так и неполированный), так как они не обеспечивают должного сцепления подошвы обуви с поверхностью материала при увлажнении и в условиях гололеда. Неполированный мрамор при низких температурах и в дождь становится очень скользким.
Для слепых и слабовидящих рекомендуется контрастная окраска ступеней – светлые проступи и темные подступенки. Это требование можно реализовать за счет подбора облицовочного материала соответствующих оттенков.
Ширина проступей должна быть: для наружных лестниц – не менее 40 см, для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях – не менее 30 см; высота подъемов ступеней: для наружных лестниц – не более 12 см, для внутренних – не более 15 см (рис. 8.5 и 8.6). Все ступени в пределах марша и лестничной клетки, а также наружных лестниц должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема.
В Екатеринбурге допускается – в порядке исключения – выполнять ступени наружных лестниц размером 120х360 мм.
С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничных маршах на пути следования должно быть одинаковым.
Для предотвращения соскальзывания ноги, трости, костыля должны быть предусмотрены:
— по боковым краям лестничного марша, не примыкающим к стенам, ступени должны иметь бортики высотой не менее:
— ВСН 62-91* (1994 г.) – 0,02 м, СНиП 2.08.02-89* (1999 г.) – 0,05 м;
— по не примыкающим к стенам краям перепада высот горизонтальной поверхности более 0,45 м должны быть предусмотрены бортики высотой не менее 0,05 м.

На рис. 8.7 показан ограждающий бортик по боковым краям лестничного марша, переходящий в ограждающий бортик на лестничной площадке.
На рис. 8.8 ограждающий бортик выполнен только по краям ступеней. На лестничной горизонтальной площадке его нет. Чтобы исправить ситуацию, можно на площадке по низу перил приварить тонкую трубку – дополнительное нижнее ограждение, играющее роль бортика (рис. 8.9). Трудно однозначно сказать, на какой высоте он должен быть установлен: на мой взгляд, на высоте 5–15 см от уровня площадки. Справедливости ради замечу, что в данной ситуации (рис. 8.8), наверное, ограждающим бортиком на площадке можно пренебречь, так как горизонтальная поверхность находится на высоте, не превышающей 0,45 м от уровня земли.
Мне кажется, что бортик не обязателен и в тех случаях, когда перила установлены на достаточном расстоянии от края ступеней, что исключает возможность падения ноги вбок (рис. 8.10).

Ограждающий бортик относится к разряду очень важных «мелочей». На лестницах он не только страхует от соскальзывания ноги, трости или костыля. Инвалидам с ограниченными возможностями передвижения он дает дополнительный упор для ноги и тем самым облегчает подъем по ступенькам. Ограждающий бортик на площадке предупреждает случайное соскальзывание ноги или колеса инвалидной коляски. Это помогает избегать случайных и нелепых травм.

Ограждающий бортик в виде трубы, выполненный на лестничной площадке, может быть продолжен дальше – вдоль лестничного марша (рис. 8.11). Здесь есть маленькая особенность, на которую я хочу обратить Ваше внимание.
Изменение горизонтального положения трубы (вдоль площадки) на наклонное (вдоль лестницы) происходит на крайней вертикальной стойке площадки. В зависимости от местоположения стойки будет меняться расстояние по высоте от площадки до ограждающей трубки. На рис. 8.11 расстояние по высоте между ребром ступени и ограждающей трубкой составляет 20 мм. Если крайняя стойка площадки будет расположена на самом краю, то расстояние между площадкой и трубой составит тоже 20 мм. Для площадки этого мало. Если стойку отодвинуть дальше от края площадки, то эта цифра увеличится. Поэтому в каждом конкретном случае высоту крепления ограждающей трубы нужно подбирать индивидуально. Важно обратить внимание на то, что выполнение ограждающего бортика в виде трубы – дополнительного нижнего ограждения перил лестниц и горизонтальных площадок возможно только в случаях, когда перила установлены вплотную к ступенькам лестницы и площадки (рис. 8.12).
Если между ступенями и стойками перил есть некоторое расстояние, то приваренная труба не защитит открытый боковой край ступени (рис. 8.13). При этом место крепления вертикальных стоек к ступеням лестницы станет еще более опасной зоной «застревания» ног, особенно детских.
Вообще, дугообразное или аналогичное крепление стоек перил к ступеням и лестничной площадке при отсутствии ограждающего бортика очень опасно (рис. 8.14). Нога человека, находящегося на такой площадке и стоящего спиной к перилам, может очень легко соскользнуть с края площадки, когда он будет отходить назад, уступая дорогу кому-то из посетителей.
Чтобы этого избежать, необходимо при дугообразном креплении стоек обязательно предусмотреть сплошной ограждающий бортик (рис. 8.15).
Как вариант, можно изменить конфигурацию перил, при которой нижняя часть стойки до ограждающей трубы будет установлена вплотную к ступенькам лестницы, а верхняя часть продолжится дугообразно (рис. 8.16).
Вдоль обеих сторон всех лестниц, а также у всех перепадов высот более 0,45 м должны устанавливаться ограждения с поручнями (СНиП 2.08.02-89*).

Скажу честно, что мне эта формулировка нравится гораздо больше, чем половинчатая и нерешительная фраза в ВСН 62-91* (п. 2.5.6.): «По обеим сторонам … предназначенного для передвижения инвалидов лестничного марша должны предусматриваться ограждения высотой не менее 0,9 м с поручнями». Получается, что ограждения на лестницах и поручни нужны только инвалидам, а другие маломобильные категории граждан: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины, временно нетрудоспособные (например, в гипсе при переломах конечностей) в них совсем не нуждаются. Но ведь ограждения защищают от падения всех без исключения людей, а с удобными поручнями легче подниматься по лестнице каждому человеку! Ходим-то мы все одинаково: одинаково спотыкаемся, одинаково падаем в гололед. Неужели нам всем не нужна помощь и поддержка в виде удобных поручней? Ведь кому-то они просто помогут, а кого-то могут уберечь от травмы.
Ступени не отделимы от поручней! Это единое целое. Образно говоря, «лестница» – это ступеньки плюс поручни, точно так же, как «велосипед» – это рама плюс колеса.
По моему глубокому убеждению, поручни – это показатель уровня культуры и самоуважения общества, отношения его к каждому человеку: молодому и пожилому, здоровому и больному, бедному и богатому. Когда общество признает уникальность и ценность каждой человеческой жизни, тогда оно перестанет решать дилемму: где делать перила, а где – не делать. Нельзя экономить на уважении к человеку! Почему перила должны быть только в общественных зданиях? Почему их необязательно устанавливать на служебных входах? Ведь рабочие и служащие на работе – это те же люди, которые ходят после работы в магазин. Перила в общественных и производственных зданиях – это не привилегия, а всего лишь удобство и безопасность. Я знаю «забавный» случай, когда директор упорно не хотел устанавливать перила на скользкой мраморной лестнице своего магазина. Но перила появились моментально после того, как он сам сломал ногу на этой лестнице. Помимо всего прочего, отсутствие поручней в офисах и на производстве – это еще и дискриминация при приеме на работу инвалидов и пожилых людей. А ведь именно работа дает инвалиду наибольшие возможности по реабилитации и адаптации, способствует повышению уровня и качества жизни, уходу от иждивенческих настроений.
Отметим в формулировке еще два важных момента.
Во-первых, ограждения с поручнями устанавливаются с обеих сторон лестниц, потому что человек, поднимающийся вверх по лестнице, и человек, одновременно спускающийся по лестнице, имеют право на поручни. Практический опыт показывает, что выполнить это условие не всегда возможно. При реконструкции квартиры на 1 этаже под будущий магазин обычно крыльцо стараются вытянуть вдоль стены здания, чтобы не выходить далеко на тротуар. Ширина крыльца в этом случае обычно не превышает 1,2 м. В такой ситуации, наверное, можно согласиться с установкой перил только с одной стороны – не примыкающей к стене. При ширине крыльца 1,4 м и больше необходимо устанавливать поручни с двух сторон.
Во-вторых, вдоль лестниц устанавливаются не просто ограждения, а ограждения с поручнями.

На рис. 8.17 с обеих сторон лестницы выполнено только ограждение в виде стенки. Поручни, однако, отсутствуют. Это достаточно типичная ситуация.
Чтобы выполнить нормативные требования, необходимо дополнительно установить на ограждающих стенках поручни. Если стена высокая, то можно это сделать, как на рис. 8.18.
✔ Сколько уровней поручней должно быть установлено на лестницах?
Вопрос этот достаточно сложный, и на него мне трудно дать однозначный ответ. Формулировки на этот счет достаточно противоречивы и запутаны. Чтобы Вам самим дать возможность сделать необходимые выводы, представлю Вам выдержки из разных нормативных документов по поводу того, сколько поручней должно быть установлено на лестнице (табл. 8.1).
Таким образом, можно сделать несколько выводов:
– лестничный поручень должен быть обязательно установлен на высоте 0,9 м.
Это касается всех зданий и сооружений.
– желательно устанавливать парные поручни на высоте 0,7 и 0,9 м на лестницах общественных зданий и сооружений;
– лестницы социально-значимых объектов (продуктовых магазинов, аптек, жилых домов и т. п.), посещаемых всеми категориями граждан, в том числе и детьми дошкольного возраста, должны быть оборудованы тремя уровнями поручней на высоте: 0,5–0,7–0,9 м.

Лестницы и их площадки представляют большую опасность для маленьких детей. Из-за своего невысокого роста и большой подвижности малыши могут легко упасть с лестницы, огражденной только одним уровнем поручней на высоте 900 мм (рис. 8.19). Такие открытые лестницы не допустимы, если их высота превышает 0,45 м. Даже если на этой лестнице будет дополнительно установлен парный поручень на высоте 700 мм (рис. 8.11), это все равно в корне не меняет ситуацию. Некоторые проектировщики также убеждены, что для предотвращения от падения достаточно установить стойки на каждой ступени (рис. 8.20 и 8.21). Но ведь расстояние между стойками на наружной лестнице составит 400 мм, а на внутренней – 300 мм. Это очень большая ширина открытого пространства. Следовательно, ребенок между стойками элементарно пролезет.

На рис. 8.22 представлен рекомендуемый вариант минимального количества ограждений перил, обеспечивающий хотя бы минимальную безопасность открытых лестниц для детей. Промежуточное ограждение находится ориентировочно посередине между верхним поручнем и нижним ограждающим бортиком.
Чтобы максимально обезопасить детей от падения, необходимо закрывать оставшееся открытое пространство перил между обязательными поручнями и ограждающим бортиком дополнительными ограждениями или фигурными вставками (рис. 8.23).
Исходя из собственного опыта, хочу обратить Ваше внимание на встречающуюся в проектах ошибку.
Часто после входного тамбура внутри помещения идет внутренняя лестница, по которой посетители поднимаются до уровня пола в зале магазина, аптеки и т. п. Если перила вдоль лестницы иногда все-таки предусматривают, то ограждение вдоль открытого, нависающего над лестницей края пола, как правило, всегда отсутствует. А зря. Если его не установить, как на рис. 8.24, то на головы людей, поднимающихся по лестнице, могут свалиться как предметы, так и случайно оступившиеся люди.
Следующий немаловажный момент.

На рис. 8.25 входы в магазин № 1 и № 2 находятся на одном уровне. Площадка перед входами в магазин является своеобразной «объединяющей платформой», некоторые называют ее словом «стилобат». Идея объединяющей платформы заключается в том, что посетителю достаточно один раз подняться по лестнице (или по пандусу), чтобы попасть во все магазины, находящиеся на этой платформе. Важно, чтобы проектируемые поручни не перекрывали возможное движение вдоль платформы, как это произошло возле входа в магазин № 1. Когда поручни доходят до самой двери, это действительно удобно для людей. Но в данной ситуации поручни необходимо выполнить так, как у входа в магазин № 2, или протянуть их вдоль стены по периметру здания, предусмотрев боковые ступеньки на объединяющую платформу.

Проектирование объединяющей платформы позволяет экономить пространство и денежные средства. Возьмем для примера восемь магазинов, расположенных на 1 этаже длинного жилого дома. Вместо того, чтобы строить отдельные входные группы в каждый из восьми магазинов, можно входы в магазины расположить на одном уровне и объединить их между собой общей платформой. Бесступенчатые входы непосредственно в магазины будут находиться на уровне этой платформы. Тогда будет достаточно предусмотреть не восемь лестниц, а всего две (по краям дома). Покупатель на одном краю дома поднимется по лестнице либо по пандусу на платформу, свободно посетит все магазины и спустится по лестнице либо по пандусу в конце дома. Если объединяющую платформу выполнить в виде закрытой галереи вдоль первого этажа дома, то это обеспечит защиту платформы от осадков и комфорт для посетителей.

Опорные устройства, захватываемые одной рукой, необходимо размещать на стороне соответственно действующей правой или левой руки инвалида в пределах досягаемости при сгибе ее в локтевом суставе под углом 90°–135° и приложении усилия по направлению прямо «на себя – от себя».
Очень сложное для понимания нормативное требование. Возможно, именно из него вытекают два нижеследующих правила, которые я сформулировала для себя, опираясь на практический опыт приемки в эксплуатацию готовых объектов.

Поверхность поручней должна располагаться под углом 90° к плоскости ступеней.
Поручни, установленные на стене вдоль лестницы, – достаточно распространенная практика, так как это обходится недорого, и такие поручни не перекрывают свободное пространство перед входной дверью (рис. 8.26). Они абсолютно оправданы, когда крыльцо имеет сходы на три стороны, а боковые ступеньки расположены под прямым углом к стене здания и к поручням (рис. 8.27).

Если же крыльцо имеет сходы на три стороны, но его боковые ступеньки расположены не под прямым углом к стене здания (рис. 8.28), то устанавливать поручни на стене нецелесообразно. Человек, поднимающийся по лестнице вдоль стены, сможет полноценно встать на ступеньку только одной ногой (на рис. 8.29 – правой), а подошва второй ноги на ступеньке не уместится. В этом случае лучше проектировать поручни в местах, показанных на рис. 8.28. Тогда поручни будут располагаться под углом 90° к ступенькам.

Поручни должны располагаться непосредственно возле ступенек, чтобы до них не нужно было тянуться.
Довольно часто перила крепятся в подпорных стенках, ограждающих лестницу по бокам (рис. 8.30).

Если ширина подпорных стенок составляет 250–500 мм, то поручни стандартных перил, установленных посередине подпорных стенок, теряют свое функциональное предназначение и превращаются из поручней в обычные ограждения (рис. 8.31). Людям приходится корпусом тела наклоняться к поручням, чтобы как-то дотянуться до них, цепляясь при этом одеждой за выступающий угол стенки. Проку от таких поручней никакого.
Это не значит, что нужно совсем отказаться от подпорных стенок.

Необходимо просто максимально приблизить поручни к ступенькам, установив их как можно ближе к краю подпорной стенки (рис. 8.32), или выполнить дублирующие поручни (рис. 8.33 и 8.34).
Марш лестницы должен иметь не менее 3 ступенек.
Следовательно, вход в здание должен быть либо с поверхности земли, либо он должен быть оборудован лестницей, в которой не менее трех ступенек. В идеале не может быть двух ступенек и не должно быть видно краев плиты перед входом.
Если же это встречается в существующих зданиях, значит надо тем или иным образом улучшить данную ситуацию: дополнительно оборудовать две ступеньки поручнями, «закатать» все или один край плиты перед входом с уклоном не более 5% и т. п.
У архитекторов за многие годы проектирования в сознании укрепился стереотип по поводу того, что «лестницы высотой до 0,45 м не обязательно оборудовать поручнями». А так как раньше высота подъема наружной ступеньки составляла 15 см (а не 12 см), то многие из проектировщиков убеждены, что «до трех ступеней поручни можно не делать». Смею Вас заверить, что это уже устарело. На сегодня можно не устанавливать ограждения с поручнями, если это касается просто участков перепада высот до 0,45 м (например, на площадке у входа в здание). Однако все лестницы без исключения должны быть оборудованы поручнями.
При расчетной ширине лестниц более 2,5 метра следует предусматривать дополнительные разделительные поручни.
Поручни лестниц должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы длины лестничного марша: как минимум, 300 мм внизу и 300 мм вверху. Указанные участки должны быть горизонтальными.
Эта формулировка достаточно стандартна и содержится практически во всех нормативных документах. В отличие от них, вышедший в 1999 году ГОСТ Р 51261-99, обратил внимание на одну проблему, возникающую при такой установке поручней.
На рис. 8.35 верхний поручень установлен на нормативной высоте 900 мм параллельно линии В. Поручень начинается снизу на 400 мм раньше первой ступеньки лестничного марша. Все соответствует нормативным требованиям, кроме одного – выходящий за пределы лестничного марша участок поручня в 400 мм не является горизонтальным. Но самое интересное то, что на рис. 8.35 начало поручня находится на той же высоте от уровня земли, на какой расположен весь поручень вдоль уровняВ, то есть на высоте 900 мм.

На рис. 8.36 выходящий за пределы лестницы участок поручней выполнен в виде горизонтальной петли. Но именно этот участок поручней находится на высоте не 900 мм, а 1020 мм (то есть он выше по сравнению с уровнем всего поручня на высоту ступеньки).
Обратите внимание, что с верхним выступающим участком поручней таких проблем не возникает (рис. 8.37), но только при условии, что вертикальные стойки перил будут находиться на одинаковом расстоянии друг от друга. При оборудовании поручнями пандусов аналогичных проблем нет ни с нижним, ни с верхним выступающими участками поручней.
По-видимому, для того чтобы избежать этого недоразумения, требования по поручням лестниц в ГОСТ Р 51261-99 сформулированы следующим образом (п. 5.3.3):
Лестничные поручни должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы длины лестничного марша вверху, как минимум, на 300 мм и внизу, как минимум, на 300 мм с прибавлением глубины одной ступени лестницы А, как показано на рисунках 8.38 и 8.39. Указанные участки должны быть горизонтальными.
Мне кажется, что это будет удобно также для слепых и слабовидящих, для которых поручни являются важными направляющими ориентирами.
Откровенно говоря, при знакомстве с этим нормативным требованием у меня сразу возникли вопросы: Всегда ли это целесообразно? Как быть в конкретной ситуации, когда это требование практически невыполнимо?
В случае реконструкции жилой квартиры под будущий магазин всегда сложно спроектировать лестницу, так как необходимо при этом сохранить достаточную для пешеходов ширину тротуара. Практика показывает, что при реконструкции часто возникают проблемы с выполнением нижнего выступающего на 300 мм участка поручней. А вытянуть этот участок на 700 мм (!) – это, на мой взгляд, технически сложно выполнимое требование. Скорее всего, пока это будет встречаться как редкое исключение в повседневной практике проектирования (например, перила могут так устанавливаться на стене или во вновь строящихся зданиях).

Конечно, придется индивидуально подходить к каждому реконструируемому объекту, когда возможности проектировщика изначально ограничены существующими условиями. Но для этого хочется понять, что инвалиду важнее: горизонтальность выступающего начального участка поручня (рис. 8.36) или высота этого участка – 900 мм от уровня земли (рис. 8.35)? Я специально расспрашивала инвалидов на эту тему, но они не смогли дать ответа, так как у них нет повседневной практики пользования поручнями с выступающими участками, которые пока встречаются редко.

Чтобы ответить на вопрос, заглянем на страницы издания «Designing for Accessibility» (рис. 8.40).
Судя по рис. 8.40, в Великобритании расположение поручней на уровне 1000 мм над горизонтальной поверхностью – это обычная практика. При этом выступающие за пределы лестничного марша участки поручней должны быть расположены обязательно горизонтально. Обратите внимание, что нормативами («Building Regulations») установлена максимальная высота подъема лестничного марша между горизонтальными поверхностями: для наружных лестниц – 1200 мм, для внутренних – 1800 мм.
Остальные нормативные требования, предъявляемые к поручням (диаметр, расстояние между поручнями и стеной в свету, а также другие), едины для лестниц и пандусов и подробно описаны в разделе «Поручни».
✔ При каком уклоне рельефа необходимо делать ступеньки?
Пологий уклон пешеходных дорожек или тротуаров до 5% не вызывает особых проблем для передвижения всех категорий населения. Поэтому в «Designing for Accessibility» рекомендуется делать ступеньки, когда уклон превышает 5% (т.е. 1:20).
В отечественной нормативной литературе встречается несколько иная формулировка:
В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц.
✔ Можно ли вход в здание оборудовать только пандусом с уклоном 5–8%, исключив строительство дублирующей лестницы?
Нет, нельзя. Необходимо вход в здание оборудовать одновременно и пандусом, и лестницей. Это связано с тем, что людям безопаснее ходить во время гололеда или дождя по лестнице, чем по скользкой наклонной поверхности. Некоторые категории больных и инвалидов с ограниченными возможностями передвижения также предпочитают передвигаться по прямоугольным ступенькам лестницы, а не по пандусу. Например, больные, у которых загипсована стопа, или инвалиды, которые носят ортопедическую обувь. У них стопа жестко зафиксирована под углом 90° к ноге и не сгибается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *