Какой признак отличает православные храмы от всех остальных: Какой признак отличает православных Храмов от всех остальных архитектурных сооружений.

Содержание

Отличия от новообрядческого храма — Русская вера

2

  1. Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого;
  2. Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы;
  3. Восьмиконечный крест;
  4. Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила;
  5. Иконы;
  6. Подручники;
  7. Унисонное пение и одежда верующих.

 

Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

 

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

 

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий. И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.

Крест на новообрядческом храмеКрест на старообрядческом храме

 

Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Паникадило с электрическими свечамиПаникадило для восковых свечей, Рогожское

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

 

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т. н. «каноническом стиле».

Внутреннее убранство старообрядческих храмов

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.

Новообрядческие иконы

Православные (старообрядческие) иконы

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

 

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники

 — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Подручники для земных поклонов. Рогожское

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.

Cтарообрядческий безпоповский храм

 

Унисонное пение и одежда верующих

Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.

Храм или приход. Чем отличается храм от собора и церкви, каково значение этих слов

В данном материале мы рассмотрим различия между церковными строениями народов мира.

Общение с Господом Богом и самыми высшими силами, как правило, происходит в особенном месте. Для таких целей были созданы: храм, церковь, собор, монастырь, костел, мечеть и часовня. Чем они отличаются? Что из себя представляет каждый объект?

Что такое храм и церковь, собор, монастырь, костел, мечеть, часовня: определение

Самый распространенный термин – это храм.

  • Храмом можно называть любую религиозную постройку любого направления. К примеру, мусульманскую мечеть, костел католиков, собор. Слово «храм» — это церковнославянское понятие, которое было образовано благодаря слову «хоромы».
  • Ранее люди так называли огромные, просторные здания. От сюда также возникло такое понятие, как «царские хоромы».

Собор, церковь, а также часовня являются теми терминами, которые используются для христианских храмов.

  • Термин «Собор» также обладает славянским происхождением. Только прислушайтесь, как он звучит «собирать» или же «собираться». На Руси люди собором еще называли собрание либо съезд, когда собирались церковные представители и представители других организаций.
  • Собор – это крупный храм. Также собором люди привыкли называть храм, расположенный на территории города.

Часовня – это маленькое сооружение, в котором люди молятся. Существует 2 варианта происхождения данного термина:

  • Часовня имела колокол, звонящий через 1 час
  • «Час» — разновидность службы, когда читались молитвы одновременно с псалмами. Эти чтения принято было называть «часы».

Как произошел термин «церковь», до сих пор никто не может точно сказать. Церковь очень похожа на собор. Но они все-таки имеют некоторые различия.

Чем отличается церковь от храма: краткое сравнение

Церковь – это Божий дом. Дом для избранных людей, для отобранных. Следовательно, церковь – это не здание, а группа людей, которые веруют в Бога. Храм – это тоже церковь. Самая основная часть храма – алтарь. На алтаре располагается трапеза с престолом (помещение, в котором находится молящийся). На престоле осуществляются таинства причастия, бескровное жертвоприношение.



Итак, перечислим главные различия между храмом и церковью:

  • Термин «церковь» — это широкое понятие, которое обозначает архитектурное строение, плюс совокупность нескольких людей.
  • Термин «храм» — это специальное место, где проводится богослужение.
  • Христианский храм состоит из алтаря и жертвенника.
  • Любая церковь – это христианский храм.
  • Главная городская церковь называется собором.

Как правильно говорить, называть: церковь или храм?

Какой же термин считается более правильным: церковь или же храм? Ответ простой – и первый, и второй вариант считаются правильными. Если речь касается здания, тогда правильнее говорить храм. А вот если верующих людей – тогда лучше сказать церковь. Однако в любом варианте название будет правильным.

Чем отличается храм от собора: краткое сравнение

Храм – культовое сооружение. В храмах, как правило, проводятся обряды. Храмы располагаются по всему миру, но они называются по-разному. К примеру, храм у индусов – это синагога, у мусульман храм называют мечетью.

Собор – основной городской храм, который играет главную роль в религиозной жизни каждого человека. Помимо этого, собор – это основная церковь, которая находится в монастыре.



Собор и храм имеют следующие отличительные признаки:

  • Храм – это каждое культовое здание, в котором осуществляется богослужение. Собором называют главный храм в населенном пункте или же в монастыре.
  • Что касается литургии, то в храме она может проводиться как каждый день, так и исключительно по воскресеньям. А вот в соборе литургия проводится каждый день.
  • В соборах богослужение проводят лишь высшие чины.
  • Собор со стороны смотрится массивнее, богаче, чем обыкновенный храм.
  • Храм имеет только один алтарь, собор может иметь несколько.

Чем отличается церковь от собора: краткое сравнение

  • Церковь и собор – это два архитектурных строения, построенные для того, чтобы проводить религиозные обряды и богослужения
  • Собор, как было сказано выше – это религиозное строение, расположенное или на территории города, или на территории монастыря
  • Церковь – это второстепенное религиозное строение

Отличаются собор и церковь числом алтарей. В соборе их несколько штук, а потому может проводится сразу несколько служб. Церковь имеет один единственный алтарь. Следовательно, служба тут проводится лишь одна.

Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение

Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие.

  • Размеры. Церковь – небольшое строение, расположенное на маленьком участке земли. Монастырь – это очень красивое по внешности здание. Оно мощное, достаточно высокое, может находится на большой территории.
  • Половое различие. Церковь посещают одновременно и мужчины, и женщины. Монастырь может предназначаться или для мужчин, или для женщин. Мужчины не могут заходить в женский монастырь, а женщины – в мужской.


  • Название должностей, обязанности. В церкви могут служить обычные горожане, люди, которые всего лишились. В церкви главным считается Епископ. В монастыре могут служить или монашки, или священники.
  • Проживание. В монастыре люди живут, как на постоянном месте жительства. В церкви можно только молиться, а потому тут жить пришедшим гражданам запрещено.
  • Божья Сила. Монастырь обладает сильной и мощной аурой. Сюда люди приходят, когда у них на душе тяжело. Церковь же имеет слабую ауру.

Чем отличается церковь от костела: краткое сравнение

Католическая церковь (костел) значительно отличается от православной церкви. Рассмотрим самые основные:

  • Внешний вид. Православная церковь имеет купола, число которых несет определенный смысл. Костел куполов не имеет.
  • Внутренний вид. Костел начинается с нартекса, по двум сторонам от него располагаются колокольни. Затем идет наос либо основной неф. В конце основного нефа находится алтарь. В больших церквях очень огромное помещение. В них, как правило, применяются органы, которые придают службе большей торжественности. Костелы украшены внутри фресками, а церкви – иконами. Место, где в православной церкви находится алтарь, отделен от территории солеей. Тут расположен иконостас. Иконы еще находятся на стенках главного помещения церкви.

Чем отличается церковь от мечети: краткое сравнение

Основное различие между мечетью и церковью заключается в следующем: мечеть – это не обычный молитвенный дом. Это именно то место, где проводятся местные праздники, а также ночуют уставшие путешественники.

Также эти строения отличаются следующими показателями:

  • Архитектура. Мечеть, как правило, обладает квадратными или круглыми абрисами, напоминая внешностью дворец. В мечети обязательно присутствует минарет – это высокая башня, которая с самого начала была маяком и охранным постом. Также вместо обычного креста в мечети устанавливается полумесяц. Плюс мечеть не имеет лишних элементов мебели. Место, где люди молятся, смотрится скромно.


  • Традиции. В обычной мечети присутствует главное помещение, которое ведет на Мекку, плюс 3 вспомогательные комнаты и 4 айвана. Важный момент – женщины никогда не молятся с мужчинами. Все потому, что женщины имеют право молиться в любом месте, а вот мужчины – лишь в мечети.

Чем отличается церковь от часовни: краткое сравнение

  • Часовня – это сооружение, в котором люди молятся. В часовне алтарь отсутствует
  • Церковь – это сооружение, в котором алтарь есть

Кроме того, церковь отличается от часовни следующими показателями:

  • По размеру. Часовня намного меньше церкви.
  • В церкви присутствует Престол с антиминсом. Именно без них невозможно совершить литургию. Часовня таковых не имеет.

Основная задача часовни – помощь каждому человеку. Следовательно, часовни зачастую располагают в аэропорту, на кладбище, в больнице и многих других местах.

Видео: Отличие католических от православных церквей

Храмы бывают: приходские, кладбищенские, домовые, крестовые (церковь при архиерейском или патриаршем доме) и соборные. Собор получили свое название потому, что богослужение в нем может совершаться духовенством нескольких храмов (соборное служение). Обычно соборами называют кафедральные храмы в епархиальных городах или главный храм в больших монастырях.

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») – архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Христианский храм также называют «церковью».

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий. Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся.

В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии. В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

Слово Собор происходит от старославянских слов: съезд, собрание. Так обычно называется главный храм в городе или монастыре. Собор рассчитан на ежедневные служения богу как минимум трёх священников. Здесь же проходят богослужение высших духовных лиц: патриарха, архиепископа, архиерея. Значительные размеры собора позволяет собраться в одном месте большому количеству прихожан и духовенства. Хотя собор по площади может не значительно отличаться от обычного приходского храма, но должен быть рассчитан на то, что главным образом праздничные богослужения будут совершаться духовенством из штата храма.

В идеале должно быть 12 священников помимо настоятеля- образ Христа и 12-ти Апостолов. Соборы имеют свою градацию: монастырский, кафедральный. Церковь, где находится кафедра правящего епископа или архиерея, называется кафедральным собором. В кафедральных соборах бывает многочисленное духовенство, в главных храмах епархии, где находится архиерейская кафедра, представляющая собой постоянное возвышение в центре храма, где стоит епископ, проводящий службы.

Слово Храм происходит от старорусских слов: «хоромы», «храмина». Храм представляет собой архитектурное здание или сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов- отправление религиозного культа. Христианский храм называют церковью. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии- бескровного жертвоприношения.

В приходских храмах, в городских – в обязательном порядке, имеется выносная кафедра- обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом, что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры, и священников там 2-3 в лучшем случае.

В главным образом в мужском монастыре, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности- благочинный, экклесиарх, ризничий и прочие, как правило всегда есть соборный храм. Экклесия- распространённое название народного собрания в Древней Греции. Этот термин, часто встречаем в греческом Ветхом Завете для обозначения собрания избранного народа перед Богом. Особенно когда речь идет о собрании у горы Синай, где Израиль получил скрижали закона и был установлен Богом как Его святой народ. Называя себя «Экклесиа», первая община веровавших во Христа признает себя наследницей этого собрания. В ней Бог «созывает» свой народ со всех концов света. Термин «Кириаке», от которого произошли «Kirche», «Church» и русское слово Церковь.

Слово «церковь» происходит от греческого слова и в переводе означает дом Господа, божий дом. Церкви имеют как минимум алтарную часть, ориентированную на восток и примыкающее помещение для молящихся- трапеза. Встречаются церкви с комплексом взаимосвязанных пространств: Капелла и Придел, Крипта и Трапезная. Лютеранские церкви именуются кирками или кирхами, польские католические церкви — костёлами.

По другой версии статус церкви определяется приделом- куполом с крестом. Храм имеет три или пять, семь или 11, 12, а то и 13 куполов, соответственно приделов. В церкви обычно один священник и он может служить только одну литургию. Даже второй священник в том же приделе не может служить следующую литургию в один день. В церквях, где имеется несколько приделов, можно служить такое количество литургий в день, сколько приделов, но разными священниками. Кроме того собором можно назвать церковь, в которой есть святыни. Это по некоторым суждениям считается главным отличием храма от церкви и собора.

В Православии часовня- это относительно небольшая постройка, здание или сооружение, приписанные или подчинённое какой либо городской или сельской церкви и предназначенное для проведения молитв. Часовня может быть посвящена какому-либо святому; христианскому празднику; памятному событию, важному для сердца верующего человека. В часовне не предусмотрено алтаря, но службы в ней или около неё могут проводиться, но относительно не регулярно. В часовне нет приделов, Престола, не служится Литургия.

Подытожим. Главное отличие собора от церкви и храма- особый статус, единожды присваемый церковному сооружению по причине какого либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Статус Собора не подлежит пересмотру. Нет разницы, что при перемещении кафедры епископа в другой храм ему присваивается звание Собора. Богослужения совершаются собором (сбором) духовенства, штат состоит из нескольких священников.
Основная разница между храмом и церковью наличие в храме жертвенника или алтаря.

В христианстве на алтаре совершалось бескровное жертвоприношение- евхаристия. Значение архитектуры храмов шире религиозных идей и обрядовых функций. Декоративное убранство и архитектура храма раскрывает представление о мироздании, являются местом торжественных церемоний и общественных собраний. Здания храмов обычно расположены в знаковых и узловых точках города- придают отличие архитектурному облику и способствуют укреплению верования.

протоиерей Александр Ильяшенко

Существуют слова, значение которых настолько многозначно, что сразу не разберешь, о чем идет речь. И если не проникнуть в самую суть, то догадываться приходится по контексту. Возьмем, к примеру, слово «собор». Это что такое, вы сразу скажете? Что имеет в виду человек, произносящий его? Согласитесь, необходимо выслушать предложение, чтобы понять суть. Ведь термин означает множество вещей. Давайте разберемся, собор — это что такое?

Полистаем словари

Даже самые простые теоретические изыскания принято начинать с первоисточников. Значение слов содержится в специальных книгах, обратимся к ним. Согласно специальной литературе, собор — это здание, собрание граждан, совещание ответственных лиц, проводимое с определенной целью. Как правило, термин принято связывать с религиозной темой. Например, всем известен Исаакиевский собор. Так называется большой православный храм, в котором по праздникам службу проводит патриарх. Однако на Руси собором назывались и светские мероприятия. У А.С. Пушкина есть такие строки: «Разите варваров кровавыми стихами; Невежество, смирясь, потупит хладный взор Спесивых риторов безграмотный собор». Здесь имеется в виду собрание, далекое от решения религиозных дел. А вот Словарь церковных терминов объясняет смысл слова, с точки зрения православия. В нем собор — это и здание, и совещание представителей христианских общин, и праздник. Следовательно, необходимо поподробнее разобраться с нашим термином.

Лексическое значение слова «собор»

Наука старается разобраться с понятиями досконально, чтобы не осталось никаких вопросов. Под понимают, если верить учебникам, тот образ или явление, на которые указывает набор звуков. И здесь мы приходим все к той же многозначности. Ведь под словом «собор» наш собеседник может понимать и существительное (храм) и явление (собрание). То есть, один и тот же термин указывает на разные, по сути, вещи. С одной стороны, оно обозначает строение, в котором совершаются богослужения, с другой, призывает подумать о съезде уполномоченных представителей. Разбираться, что конкретно имеется в виду, приходится по контексту. К примеру, когда слышите фразу: «Я посещал во время экскурсии православный собор», представляете здание. Каждому понятно, что речь идет о большом храме, украшенном иконами и фресками. Иное дело, к примеру, Это словосочетание — анахронизм. Таких мероприятий нынче не проводится.

Что такое земский собор

Чтобы понять суть этого понятия, необходимо обратиться к смыслу власти. Правитель должен опираться на какую-то силу, чтобы его приказы исполнялись. У тирана есть войско и полиция, у президента — избирательная система, народ и парламент. На Руси XVI века правители предпочитали советоваться с определенными группами населения при принятии важных решений, влияющих на все население. Народ собирали по месту жительства специальными распоряжениями. Московские правители слали гонцов во все концы страны с требованием посовещаться с представителями служилого и торгового класса. То есть, обычных крестьян не слушали. На земский собор приглашались люди состоятельные, имеющие влияние в своем квартале или цехе. Наверное, таким нехитрым образом зарождалась демократия. Земские соборы действовали довольно долго, порядка ста пятидесяти лет.

Церковные понятия

Верующие также организовывали работы своеобразных совещательных органов. Соборы у христиан бывают поместными, архиерейскими, вселенскими. Различаются они по статусу участников и уровню принимаемых решений. Так, на приходили, как архиепископы, так и простые верующие. Обсуждали вопросы религии и нравственности. А в работе принимают участие только церковные служители. Простой народ к нему не допускался. Такие собрания заменили со временем поместные. То есть вопросы религиозной жизни и нравственности стали обсуждать без учета мнения мирян. Велико значение Вселенских соборов. Это мероприятие проводится нечасто. На него съезжаются представители всех поместных церквей, то есть территориальных отделений. На таких собраниях обсуждаются важнейшие вопросы вероучения и церковного устройства. Последний пытались провести в 2016 году. Но большая часть в том числе и Русская православная, от участия отказались.

Здание

Чаще всего значение слова «собор» связывают с церковью. Так обозначают строение, в котором религиозные обряды отправляет патриарх или архиепископ. Здание имеет особую, более фундаментальную архитектуру, то есть выделяется среди других. Его украшают таким образом, чтобы верующие сразу могли оценить статус храма. Размеры его тоже должны быть значительными, так как в службе принимает участие большое количество духовенства. В соборах принято хранить духовные реликвии, имеющие огромную ценность. Они притягивают верующих, желающих прикоснуться к мощам или чудотворным иконам. Собором величают и главную церковь в большом православном монастыре. Она тоже выделяется среди остальных размерами и убранством. Именно в этом храме проводятся праздничные богослужения, руководит которыми настоятель.

Праздник

Некоторые дни в христианстве тоже принято называть соборами. Слово опять меняет свое значение. Например, Собор Пресвятой Богородицы. Это день после Рождества. В этот период в церквях проводятся специальные мероприятия, посвященные Богородице. После Крещения Господня празднуется Собор Иоанна Предтечи. Верующие приходят в церкви и славят этого Святого. Как видите, наш термин имеет много значений. Поэтому следует его правильно употреблять, чтобы слушатели понимали, о чем идет речь. Конечно, о земских соборах многие теперь не имеют представления, ведь подобные мероприятия давно канули в Лету. Однако и без этого остается много толкований термина.

Вселенский собор, повторим, это мероприятие, проводимое с целью решения основополагающих религиозных вопросов, касающихся всех верующих, а Исаакиевский — это большой храм. Необходимо отметить, что здания с таким названием обязательно сооружаются в традиционном архитектурном стиле страны и периода. Так, носит черты нормандского и готического стилей, характерных для того времени, когда он сооружался. Зодчие всех стран старались наделить свои творения характеристиками, отвечающими традициям общества, чтобы сохранить в веках его особенности.

Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворённость души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому. Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания. Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия. Однако мало кто из них задумывался, есть ли разница между словами «храм» и «церковь». А если есть, то в чем она заключается.

Хотя, с одной стороны, храм и церковь являются синонимами, заменять эти слова друг другом можно далеко не всегда.

Определения

Слово «храм » имеет старорусское происхождение и обозначает «хоромы», «храмина». В различных религиях храм именуется по-разному: в христианстве – это собор, церковь, костел, кирха; в иудаизме – синагога; в исламе – мечеть и т.д. Здание храма полисемантично. В христианстве и буддизме, например, храм представляет собой ориентированную по сторонам света модель Вселенной. Очень часто храм строят в виде креста.

Церковь (kyriakon) переводится с греческого как «дом Господа». У лютеран церковь именуется кирхой или киркой, у католиков – костёлом. Первые церкви представляли собой собрания в каком-либо доме, где верующие вкушали пищу, вели религиозные беседы, читали молитвы. Самые простые церкви на сегодняшний день – это какое-либо помещение, где имеется ориентированный на восток алтарь и трапеза, в которой собираются люди, чтоб помолиться.

Семантическое значение слов

Слово «храм» имеет несколько значений. Во-первых, храм – это здание, предназначенное для богослужений. В этом значении храм и церковь являются синонимами.

Также понятие «храм» применимо и для обозначения места, вызывающего почтение, благоговение, трепет.

Слово «церковь» кроме вышеуказанного значения может обозначать общность последователей какой-либо религии.

Предназначение

Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может помолиться, раскаяться в своих грехах и попросить о заступничестве. Любой храм – это место присутствия Господа Бога на земле.

Предназначение церкви с одной стороны созвучно с предназначением храма: это создание нормальных условий для поклонения Богу и общения верующих друг с другом. Но, в первую очередь, церковь занимается воспитанием и наставлением верующих на путь истинный.

Особенности архитектуры

Статус церкви можно определить по количеству куполов с крестами. Если над Господним домом возвышается 3, 5, 7, 11 или 12, 13 куполов, то, скорее всего, это храм. Если куполов меньше трех, то это церковь. Храмы обычно располагают в знаковых местах города. Храм, как правило, выглядит более величественно, чем церковь. Внутренний облик храма отражает историю мироздания.

Храм Троицы Живоначальной в Листах

Алтарь

Алтарем называют жертвенник, расположенный на некотором возвышении. В православных церквях под алтарем подразумевают отгороженную иконостасом часть храма, предназначенную для священнослужителей. В нем имеется престол, накрытый антиминсом, на котором располагаются крест.

Таких алтарей с престолами в храме может быть несколько. На каждом из этих престолов можно служить литургию, но в день на одном престоле только одну. Соответственно, в храме за день может проходить столько литургий, сколько в нем имеется престолов, но каждая новая литургия должна служится другим священником.

В церкви, как правило, имеется только один алтарь с одним престолом, а, значит, и литургия, даже при наличии второго священника, может служиться только одна.

Выводы сайт

  1. Храм, в первую очередь, является зданием для богослужений. Церковь – это община единоверцев.
  2. Храм по размеру больше церкви, на нем имеется не менее трех куполов.
  3. В храме может быть несколько алтарей с престолом, в церкви – один.
  4. В храме может служиться несколько литургий в день при наличии нескольких священников. В церкви даже при наличии двух священников литургия может служиться лишь единожды.

Для верующих людей статус храма, в который они пришли, вряд ли имеет какое-то значение, ведь они приходят туда в первую очередь для обретения душевного равновесия и для общения с Богом. Но всё-таки, многие интересуются, почему некоторые церкви называют соборами, а некоторые храмами. Предлагаем вам рассмотреть некоторые отличия храма от собора.

Определение

Храм – это культовое здание. Назначение храма заключается в проведении религиозных обрядов. Храмы есть во всех мировых религиях, но имеет они разное название. Например, в иудаизме храм называют синагогой, а в мусульманстве – мечетью. В христианстве храмами называют и православные церкви, и католические костёлы.

Собор – это главный храм города, или храм, имеющий значение в религиозной жизни жителей. Кроме того, это главная церковь в монастыре.

Сравнение

Архитектурные особенности

По строению собор отличается монументальностью, несколькими куполами, особым убранством. Но в некоторых случаях, статус собора присваивается обычной церкви. В этом случае, архитектурных отличий между собором и храмом может и не быть. Звание «собор» присваивается церкви навсегда.

В храме может быть как один, так и несколько алтарей. В соборе их всегда несколько.

Особенности проведения богослужения

Литургия в храме может проводиться как ежедневно, так и только по воскресеньям. Проводит богослужение один священник.

Литургия в Храме Христа Спасителя

Как правило, богослужение в соборе проводится епископом или другим высшим духовным лицом, делается это ежедневно. При этом во время богослужения присутствуют и другие чины духовенства.

Выводы сайт

  1. Храмом называется любое культовое здание, где проводится богослужение, собором – главный храм в городе, или монастыре.
  2. В храме литургия проводится как ежедневно, так и только в воскресенье. В соборе – ежедневно.
  3. В соборе богослужение проводит высший чин духовенства.
  4. Собор более массивный, богаче украшен, нежели обычный храм.
  5. В соборе несколько алтарей, а в храме может быть только один.

Что такое Православная Церковь? – DW – 21.

10.2018

Изображение: picture-alliance/dpa/ Пресс-служба Патриарха

Религия

Тимоти Джонс | Кит Уокер

21 октября 2018 г.

По мере углубления раскола между украинским и русским отделениями Восточной православной церкви доктор Ральф Ли, факультет богословия Кембриджского университета, внес свой вклад в обзор DW истории церкви и убеждения.

https://p.dw.com/p/36ts3

Реклама

Православная католическая церковь широко известна как Восточная православная церковь, отчасти во избежание путаницы с Римско-католической церковью. Она насчитывает около 200 миллионов членов, большинство из них в Восточной Европе, Греции и на Кавказе. Его традиционная база находится в современном Стамбуле, ранее известном как Константинополь.

В свое первое тысячелетие Восточная Православная Церковь сосуществовала с Римской Католической Церковью, хотя отношения между ними всегда были чреваты как богословскими, так и политическими разногласиями.

Эти разногласия в конечном итоге привели к расколу между Востоком и Западом, также известному как Великий раскол, в 1054 году нашей эры, в котором Рим и Константинополь порвали друг с другом. Каждая сторона обвиняла другую в разрыве, иногда даже обвиняя другую в ереси.

Религиозная роль Константинополя восходит к императору Константину, который в 4 веке сделал христианство официальной религией Византийской империи и, следовательно, ее столицы. Стамбул, как теперь известна эта столица, оставался исторической резиденцией православия, несмотря на его падение перед турками-мусульманами в 1453 г.

Константин был первым римским императором, принявшим христианство Изображение: picture-alliance/dpa/W. Grubitzsch

  Комплексная организация

Восточная Православная Церковь состоит из самоуправляющихся (автокефальных) церквей, многие из которых носят титул патриархата.

Традиционно ведущим авторитетом в православном христианстве является базирующийся в Стамбуле Вселенский Константинопольский Патриархат, в настоящее время возглавляемый Варфоломеем I. Хотя он не обладает властью папы в католической церкви, его последователи считают его быть «primus inter pares» (первым среди равных).

Этот статус часто оспаривается Московским Патриархатом, в котором верующих гораздо больше, чем в Константинопольском. 15 октября этого года эти вызовы завершились решением Московского Патриархата порвать с Константинопольским Патриархатом после того, как Варфоломей I удовлетворил просьбу православных священнослужителей Украины о независимости от Москвы.

Доктор Ральф Ли, факультет богословия Кембриджского университета , сказал DW, что: «Москва иногда называет себя «Третьим Римом», потому что правитель в Москве видел себя верховным правителем христианских православных народов, что-то, что развивалось как результат османских побед в традиционных центрах православия».

Догматические различия между церквями

Верховенство папы: Католики считают папу представителем Иисуса Христа на земле и преемником апостола Петра, который был назначен Иисусом первым главой их Церкви. Великий раскол частично произошел из-за «превосходства папы», то есть представления о том, что римский епископ имеет некоторую власть над всеми другими епископами из-за двойной апостольской чести Рима (которую восточные епископы никогда не принимали).

Папская непогрешимость — это догмат, который римский Папа может безошибочно провозглашать по вопросам доктрины — эта концепция развивалась во время Контрреформации, но не была формализована до 1870 года — так что папская непогрешимость не имела ничего общего с расколами с Востоком , но папское превосходство было.

Католическая церковь считает папу непогрешимым в вопросах доктрины. Православные верующие отвергают непогрешимость папы и считают своих патриархов тоже людьми и поэтому подвержены ошибкам. В этом они похожи на протестантов, которые также отвергают любое понятие папского первенства.

Дева Мария: Православная вера отвергает католическое учение о непорочном зачатии Девы Марии, согласно которому мать Иисуса была зачата без «первородного греха». Православные христиане не принимают католическую концепцию первородного греха, из-за чего Непорочное зачатие Девы Марии кажется необходимым римской церкви. Отвержение протестантами Непорочного Зачатия больше связано с идеей о том, что человечество Христа и, следовательно, человечество Марии должно было быть таким же по своей природе, как и все остальное человечество, чтобы Он был спасителем.

Варфоломей разозлил Московского патриарха Кирилла своим решением предоставить украинской церкви независимость от русской церкви Фото: picture-alliance/AA/O. Акканат

Подробнее:  Основные различия между католиками и протестантами

Святой Дух: Одно из основных различий между церквями касается происхождения Святого Духа, или духовного присутствия Бога на земле. Это одна из трех частей христианской Троицы, двумя другими являются Бог Отец и его человеческий сын Иисус. Православная церковь считает, что Святой Дух «исходит от Бога Отца», в то время как для католиков и протестантов Святой Дух «исходит от Отца и Сына». Некоторые православные считают, что католическая / протестантская версия недооценивает роль Отца в Троице, в то время как критики православной версии говорят, что она унижает роль Сына. Разногласия по этому вопросу были и остаются одной из основных причин раскола между двумя церквами.

Безбрачие: В католической церкви безбрачие — обет воздержания от брака и половых отношений — является обязательным для священников. Большинство православных церквей рукоположили как женатых священников, так и монахов, соблюдающих целибат, поэтому безбрачие является вариантом. Все епископы и патриархи обычно берутся из рукоположенных монахов. Протестанты отвергают безбрачие: реформатор XVI века Мартин Лютер отказывался признать, что девственность выше брака.

Фестивали: Православная церковь придерживается юлианского календаря, поэтому ее последователи отмечают религиозные праздники в разные дни, в отличие от католиков и протестантов, которые используют более поздний григорианский календарь. Например, Рождество, отмечаемое католиками и протестантами 25 декабря, у православных отмечается примерно 7 января9.0005

Каждый вечер в 18:30 по всемирному координированному времени (UTC) редакторы DW рассылают подборку самых важных новостей дня и качественных журналистских материалов. Вы можете зарегистрироваться, чтобы получить его прямо здесь. Перейти на главную страницу верования и обычаи православного Востока и римско-католического Запада могут показаться похожими на первый взгляд, но на самом деле они совершенно разные. В этом посте мы перечисляем некоторые отличия между Восточной Православной и Римско-Католической Церквами.

Обратите внимание: этот список не является исчерпывающим и лишь поверхностно касается этой темы.

Приблизительное время прочтения: 14 минут

Различия между православной и римско-католической церквями

  • Совпадения
  • Различий больше, чем вы думаете!
  • Различия между православной и католической церквями
    • Развитие вероучения
      • Development of doctrine in Orthodoxy
    • Faith and reason
    • Liturgical revision
    • Papal Supremacy
    • Papal infallibility
    • The Filioque
    • Absolute Divine Simplicity
    • Created Grace
    • The Immaculate Conception
    • Purgatory
  • Православие и римо-католицизм не могут быть более разными!

Области согласия

Прежде чем мы углубимся в суть этого поста, давайте начнем со списка того, что у нас есть общего. Обе церкви принимают:

  • Решения первых семи Вселенских соборов неделимой Церкви
  • Божественная и человеческая природа Иисуса Христа
  • Апостольское преемство
  • Служения диаконов, священников и епископов
  • Широкая структура видимой церкви
  • Призывание святых
  • Безгрешная жизнь Пресвятой Богородицы и честь, причитающаяся Ей как Богородице
  • Принятие семи таинств
  • Исповедь в присутствии священника
  • Использование икон в богослужении (хотя способ икон различается, что мы обсудим чуть позже)
  • Торжественное совершение Евхаристии и утверждение ее жертвенного характера, тождественного с жертвой Христа
  • Евхаристическое становление хлеба и вина Тело и Кровь Иисуса Христа

Более того, обе церкви отвергают многие из одних и тех же новых протестантских доктрин, таких как спасение только через веру (потому что вера без милосердия и слов мертва; Иакова 2:14-26) и Sola Scriptura, которая отрицает авторитет Церкви, Священное Предание и согласие Отцов Церкви.

Различий больше, чем вы думаете!

Представьте на минуту: американец едет в Европу и видит там европейца. Он смотрит на европейца и, оценив его на мгновение, говорит себе: «Мы так похожи». Но европеец оглядывается на американца, внимательно изучая его, и думает: «Он не может быть более непохожим на меня». В этом сценарии европеец — это православный, а американец — католик. Что мы пытаемся сказать здесь? Различия между нашими церквями гораздо более многочисленны с православной точки зрения, чем с католической.

Многие католики считают, что наши церкви ближе друг к другу по верованиям и практике. В какой-то степени это правда, потому что у нас определенно больше общего друг с другом, чем с протестантским миром. Однако между нашими церквями есть несколько различий, и те, кто интересуется любой из них, заслуживают того, чтобы знать, в чем состоят эти различия.

Различия между православной и католической церквями

Развитие вероучения

Возможно, самое важное различие между восточной православной и римско-католической церквями заключается в их подходе к самой доктрине. Римско-католическая церковь считает, что Святой Дух заставляет «понимание как действительности, так и слов наследия веры способно возрастать в жизни Церкви» (ККЦ, 9).4). Римско-католическая церковь понимает, что это означает прогресс церкви в понимании и выражении доктрины, а не введение новых догм. Другими словами, доктрина может развиваться со временем, вырастая из «семени», существовавшего во времена ранней Церкви.

Однако Православная церковь утверждает, что Рим действительно ввел новые догмы за эти годы и что римский католицизм не является «обратно совместимым». Сегодня в катехизисе появляются догмы, которых просто не существовало в прежние века (например, непорочное зачатие или папская непогрешимость). Римско-католический катехизис, кажется, предполагает, что это изменение уместно. Однако это становится проблематичным, потому что язык там предполагает, что просто потому, что вы родились дальше по временной шкале истории, вы можете понимать веру лучше, чем те, кто был до вас, включая самих Апостолов!

Развитие вероучения в Православии

Православная Церковь, напротив, практикует развитие выражения вероучения, но не его смысла и содержания, которые вечны и неизменны. Всякий раз, когда Православие формулировало или провозглашало догмы во времена ранней Церкви, это делалось специально для того, чтобы ответить на ересь. Это не было возможностью кодифицировать спекуляции или систематическое воображение в доктрину, что является обычной практикой в ​​римском католицизме. Православный догмат никогда не претендует на изложение всей истины о чем бы то ни было. Наоборот, оно лишь очерчивает границы тайны, которую Сам Бог открыл нам так, как Он избрал ее открыть.

Именно это основное (и часто упускаемое из виду) различие между нашими церквями неизбежно привело ко всем остальным, которые следуют в этом посте.

Вера и разум

Римско-католическая церковь ставит разум на гораздо более высокий уровень в духовной жизни христианина, чем Православная церковь. Папа Иоанн Павел II называет веру и разум «двумя крыльями, на которых человеческий дух поднимается к созерцанию истины». Далее он говорит:

Бог вложил в человеческое сердце желание познать истину – одним словом, познать Себя, – чтобы, познавая и любя Бога, мужчины и женщины также могли прийти к полноте правду о себе.

1998 энциклика, Fides et Ratio

Его язык здесь является причиной того, что православные рассматривают католицизм как рационалистический , подчиненный требованиям и ограничениям человеческой рациональности. В католицизме разум становится самим критерием Истины, а не просто инструментом, помогающим установить Истину. (Мы, конечно, видим плоды такого мышления в протестантском мире.) Эта связь между верой и разумом также является причиной того, что большая часть духовной жизни римско-католической церкви законник . Потому что духовная жизнь для римо-католиков чаще связана с удовлетворением потребностей, чем с исцелением духовной болезни.

В Православии разумное мышление является полезным инструментом, помогающим нам прийти к познанию истины. Но разум не является обязательным элементом христианской жизни. Вы можете быть умственно отсталым и все же познать Бога, потому что познание Бога приходит от молитвы сердца, а не от ума.

Литургическая ревизия

Одно время литургическое богослужение в Римско-католической и Восточной православной церквях выглядело почти одинаково. Но на протяжении последних 70-80 лет Римско-католическая церковь претерпела значительные изменения в своей богослужебной жизни. Второй Ватиканский собор внес множество современных изменений в обычную богослужебную жизнь среднего католика. Структура и язык мессы изменились, как и другие части их поклонения. «Хороший католик» 1800-х годов больше не будет считаться «хорошим католиком» в нынешней Римско-католической церкви.

Ничего подобного в Православной Церкви еще не было. Конечно, и в Восточной, и в Западной церкви на протяжении столетий происходили литургические изменения, но, как правило, эти изменения были очень медленными. Если и были реформы, то тонкие вещи. Это было совсем не то, что пережили католики в конце 1960-х и начале 70-х годов. Для православного христианина очень мало различий между духовной жизнью первых христиан и нашей духовной жизнью сегодня. Вместо этого возникает вопрос, насколько мы на самом деле участвуем в том, что является нормальной православной христианской жизнью.

Папское превосходство

Папское превосходство — это учение о том, что Папа Римский имеет непосредственную, высшую, всеобщую юрисдикцию над каждым христианином. По сути, он является физическим главой Церкви. Никто, даже вселенский собор, не может якобы отменить решение папы. Отказ от этой догмы ставит под угрозу ваше спасение. Другими словами, если вы не подчиняетесь папе, вы не будете спасены (Pastor aeternus, Vatican I, 1870).

Это учение проистекает из определенного взгляда на Святого Петра. Римская церковь утверждает, что епископ Рима является единственным преемником Петра, потому что Петр якобы — доказательств этому очень мало — служил там епископом и получил «ключи» от Царства Небесного, чтобы «связать» и «разрешить» (Мф. 16:19). Интересно, что остальные апостолы получают те же самые ключи для связывания и развязывания в Иоанна 20:23, и Сам Господь говорит, что Он Тот, у кого есть «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Православные, безусловно, признают, что Петр занимал среди апостолов особое место как первый среди равных. Но мы не признаем никаких притязаний на превосходство, потому что эти притязания не имеют основания ни в Писании, ни в писаниях отцов.

Нынешний папа римско-католической церкви Папа Франциск.

Кроме того, Писание ни в каком смысле не называет Петра главой Церкви. Наоборот, мы видим, что Христос является главой Своей Церкви (Еф. 1:22, 5:23; Кол. 1:18) и, таким образом, не нуждается в наместнике . Петр никогда не апеллирует к какой-либо высшей власти, и ни один из других апостолов не узаконивает эту власть. Меньше всего Павел, который вызвал Петра из-за его временной поддержки иудействующей ереси (Гал. 2:11).

Папская непогрешимость

Папская непогрешимость учит, что папа не может ошибаться в вопросах веры и морали, когда говорит ex cathedra («с престола»; это делает , а не папу безгрешным или совершенным).

Этого догмата не существовало до Первого Ватиканского Собора (1870 г.), который определяет его следующим образом: «Этот престол св. Петра всегда остается незапятнанным никаким заблуждением, в соответствии с божественным обетованием нашего Господа и Спасителя князю учеников Своих» (Pastor aeternus; курсив добавлен). Далее говорится, что когда римский первосвященник говорит ex cathedra , «он обладает […] той непогрешимостью, которой божественный Искупитель пожелал обладать своей Церкви». Это «божественное обетование» относится к Луки 22:32, в котором Христос говорит Симону Петру, что его вера не ослабеет. Другими словами, Святой Дух защищает папу от ереси. В то время как католицизм использует Луки 22:32 как оправдание непогрешимости папы, православные (и отцы церкви) этого не делают.

Любопытно, что не существует ни единого согласованного списка безошибочных заявлений, сделанных папой, ни списка критериев того, что представляет собой заявление, сделанное бывший кафедра . Наиболее очевидная проблема здесь заключается в следующем: что делать, если папа еретик? Его могут сместить? Если да, то кто имеет на это полномочия? Православной иерархии нет нужды утруждать себя такого рода вопросами, поскольку православные священнослужители (в том числе вселенские патриархи) могли и неоднократно подвергались низложению, не предполагая распада всей христианской Церкви.

Филиокве

Филиокве (лат. «и Сын») является дополнением к Никейскому символу веры. Эта фраза меняет природу исхождения Святого Духа, утверждая, что Он вечно исходит от Отца и Сын , а не только от Отца. Рим официально провозгласил это учение на Втором Лионском соборе. Подобные формулировки мы также видим в действующем Катехизисе Католической Церкви (246). Несмотря на официальную позицию Рима, многие католики утверждают, что filioque относится к временной миссии Духа, а не к Его вечному шествию. Православные могут согласиться с таким подходом, хотя мы в конечном счете отвергаем то, как филиокве было вставлено в Символ веры.

Само собой разумеется, но здесь православные не разделяют официальную позицию Рима. Мы возражаем против филиокве по нескольким причинам. Первый , он намеренно изменяет слова Христа в Иоанна 15:26. Христос конкретно говорит, что Дух исходит от Отца, а не Отца и Сына. Второе , это нарушает идеальный баланс тринитарной теологии. В этом балансе любой конкретный атрибут может принадлежать либо божественной Природе (Божественности), либо одной Личности (Отцу, Сыну или Святому Духу). Если вечное исхождение принадлежит Отцу и Сыну, а не Духу, то Дух подчинен. И в-третьих добавление filioque было неканоническим. Второй Вселенский Собор утвердил Символ веры в его нынешнем виде. Его неприкосновенность была подтверждена несколькими папами, предавшими анафеме любые изменения в нем. Следовательно, преднамеренное изменение Римом Символа веры без согласия Вселенского Собора вызывает конфликт.

Абсолютная Божественная Простота

Другим отличием православного и католического понимания Бога является абсолютная Божественная простота . Это может быть немного сложно, но мы постараемся максимально упростить различия.

Католицизм утверждает, что сущность Бога (кто Он есть в Себе) идентична атрибутам Бога (что о Нем сказано). Абсолютная божественная простота философски классифицирует Бога как «субстанцию» и настаивает на том, что единство Бога — это недифференцированная сингулярность, без граней, аспектов или различий. Это делает католическую версию Бога гораздо менее доступной или близкой для нас, потому что Он есть только Он Сам. Мы не можем испытать Его каким-либо осязаемым, реалистичным образом.

Православная вера, с другой стороны, учит, что Бог есть и непознаваемая сущность, и познаваемые энергии, следуя учению Григория Паламы и древних Отцов Церкви (т.е. св. Василия Великого). Будучи одновременно непознаваемой сущностью и познаваемыми энергиями, Бог по-прежнему Сам, Единый Бог в Трех Лицах, неделимый. Представьте себе солнце. Солнце непознаваемо в своей сущности/первичной субстанции, потому что любое человеческое существо, пытающееся подобраться достаточно близко, уничтожается. Тем не менее, как люди, мы можем взаимодействовать с солнцем через его энергию, тепло, которое оно излучает, свет, который оно дает, и энергию, которую оно выделяет для питания растений, которые, в свою очередь, обеспечивают нас кислородом для дыхания). То же самое относится и к Богу. Мы никогда не познаем Его в Его сущности, но мы можем познать Его через Его энергии, особенно через Благодать.

В конечном счете, эта доктрина выдает желание Рима определить природу Бога, а не просто испытать Бога, как Он открылся нам. Мы воспринимаем Бога конкретно как Три Лица, а не как природу.

Сотворенная благодать

Из-за доктрины католицизма об абсолютной божественной простоте возникают проблемы в понимании как присутствия Бога в верующем, так и эффектов, происходящих из-за Его присутствия. В отличие от православных, которые верят, что благодать нетварна, католики верят, что благодать и нетварна, и и созданы. ( Примечание: это не догматическое учение. Таким образом, это одно из различий между православной и католической церквями, которое легче понять. )

Римско-католическое богословие учит как нетварной благодати (Богу), так и сотворенной благодати, которая , когда даруется или возлагается на верующего, дает ему «заслугу». Другими словами, сотворенная благодать — это следствие. Она понимается только по аналогии с Божьим делом и, следовательно, вовсе не является благодатью. Наоборот, это другой способ описания состояния верующего под влиянием нетварной благодати Божией.

Связанный: Есть ли благодать вне церкви?

В православном учении божественная благодать нетварна и поэтому представляет Самого Бога – Его энергии. Верующий освящается благодаря синергии с Богом и Его энергиями. Если благодать, которую испытывает верующий, является просто «эффектом», тогда он остается отделенным от Бога. Естественно, истинное общение с Богом невозможно, если мы остаемся отделенными от Него.

Непорочное зачатие

Непорочное зачатие (НЗ) — католическая догма, в которой говорится, что Богородица была зачата без пятна первородного греха (согласно св. Августину). Это, следовательно, и позволило ей согласиться с воплощением Христа. Хотя православные согласны с тем, что утроба Марии была освящена для подготовки ко Христу, мы считаем, что это произошло во время Благовещения.

В подходе святого Августина к греху есть фатальная ошибка. Православные придерживаются подхода отцов церкви, рассматривая грех как болезнь, нуждающуюся в исцелении, а не как состояние вины, требующее возмездия. Таким образом, Августин считал, что вина за грех Адама, с которым все рождаются, заслуживает осуждения и отделения от Бога. Если это пятно не будет удалено (через крещение после Христа), каждый человек находится в состоянии безблагодатности и осуждения. Мэри пришла до Христос, но она была святой и непорочной перед Богом. Чтобы сохранить последовательность, Дева должна каким-то образом быть зачата без первородного греха, чтобы быть чистым сосудом для Христа. Но если Бог мог сделать это для нее, то почему не для всех остальных? Какая потребность была в Воплощении Христа в первую очередь?

В глазах православных этот догмат фактически унижает Богородицу. Как писал святой Иоанн Максимович, «это учение […] отрицает все ее достоинства. Ведь если Мария еще во чреве матери, когда не могла даже желать ничего доброго или худого, была сохранена благодатью Божией от всякой нечистоты, а затем той благодатью сохранена от греха и после своего рождения, то в в чем ее заслуга? […] тогда за что Бог прославил ее? […] Нет победы без противника».

Чистилище

Последнее различие между православной и католической церквями, которое мы здесь обсудим, заключается в том, что происходит, когда мы умираем. Согласно католицизму, «спасенные» попадают в чистилище, когда уходят из этой жизни. В самых основных терминах чистилище — это место временного наказания, которое позволяет тем, кто «умирает в Божьей благодати и дружбе», «достичь святости, необходимой для того, чтобы войти в радость небесную» (КХЦ, 1030). Другими словами, даже после того, как вы спасены и Бог простил ваши грехи, после смерти вы все равно должны их искупить.

Православная церковь не верит в чистилище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *