Клод перро восточный фасад лувра: Колоннада Лувра | izi.TRAVEL
Фасады Лувра / Архитектура барокко во Франции / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Исключительно важное событие в истории французской архитектуры и в эволюции ее стиля — строительство на рубеже 1670-х годов наружных фасадов королевского дворца Лувра.
Придворная архитектура гораздо более восприимчива к внешним влияниям и открыта для новшеств или экспериментов куда больше, чем архитектура частная. Так, во французской архитектуре колоннада Лувра, выходящий в сад фасад версальского дворца и замок Марли представляют собой сложный синтез, в котором галльские традиции сочетаются с чуждыми французскому стилю элементами: это типологические исключения, и определить их происхождение весьма затруднительно. Большие городские дворцы, Лувр, мадридский Алькасар, лондонский Уайтхолл, римский Ватикан, мюнхенская Резиденция или ненский Хофбург выделяются в XVII в. соединением стилистически разнородных зданий, свидетельствующих о многочисленных перестройках. Почти все они были объектом честолюбивых планов по украшению или реконструкции существовавших прежде комплексов, для чего приглашались самые знаменитые архитекторы.
Особенно показателен и этом смысле Лувр. Франциск I распорядился снести крепость Карла V и поручил Пьеру Лекоту строительство нового четырехугольного дворца. Увеличившийся за счел пристроек, выходивших фасадом на Сену, Лувр к концу XVI в. начинает более или менее хаотически расползаться на юго-запад, пока Генрих IV не отдает распоряжение соединить его посредством галерей с дворцом Тюильри, возведенным по приказу Екатерины Медичи. Людовик XIII задумывает проект его обновления и расширения, но не доводит дело до конца.
Когда в 1664 г. Кольбер был назначен генеральным cуперинтендантом резиденций короля, строительством Лувра уже в течение десяти лет руководил Лево. Кольберу не понравились предложения главного архитектора, и он приостановил работы. Кольбер принимает решение сделать строительство этого дворца главным событием царствования Людовика XIV, но становится очевидно, что король — который будет жить в Лувре только до совершеннолетия — полностью утратил интерес к проекту.
Тем не менее за советом обращаются к самым выдающимся архитекторам. В Париж приглашают Бернини.До нашего времени дошли чертежи Франсуа Мансара, Пьеро да Кортона и Бернини. По плану Бернини в здании должно быть две скругленные поверхности. Обрамление центральной части, выделяющейся благодаря двум массивным флигелям, напоминает палаццо Барбарини в Риме Риме. Этот проект бы отвергнут, как и проект Карло Райнальди который представляет собой, пытавшегося приспособить итальянское палаццо кфранцузской манере с ее четко выраженными флигелями, его планы получают одобрение… но так и остаются на бумаге. Последнее крыло начинают возводить в 1667 г. — и завершают лишь в следующем столетии. Однако дискуссия по поводу окончательной версии Лувра становится одним из самых важных событий века. Проект Бернини, запечатленный на гравюре, получил широкое распространение и значительный отклик в Европе.
Победил в конкурсе проект Клода Перро (не архитектора, а врача), которыкй более всего отвечал французским привычкам и соответствовал окружающей среде и стал даже примером чисто французского барочного архитектурного стиля (строительство дворца началось в 1665 г. ).
Кольбер доверил разработать окончательный проект восточного фасада Лувра «малому совету», куда вошли Ле Брен, Лево и Клод Перро. Результатом их совместных трудов стала Луврская Колоннада (так зачастую именуют основной, восточный, фасад дворца) — один из самых ранних примеров академического эклектиэма, о чем свидетельствуют как ее могочисленные заимствования, так и порожденные ею острейшие теоретические дискуссии.
Огромный коринфский портик, ограничивающий лоджии второго яруса, центрируется ризалитом, завершенным фронтоном. В архитектурном облике луврских фасадов еще сильнее, чем в фасадах Версаля — Лево, сказывается значение ордера.
Лувр воплощает идеальный образец, четырехугольного дворца, которым будут вдохновляться создатели такого рода дворцов в Берлине, Стокгольме и Мадриде. Такие произведения архитектуры, как Версаль и внешние фасады Лувра, в сильнейшей степени способствовали утверждению принципов классицизма в пределах стиля барокко.
Читайте также:
- Архитектура барокко
- Архитектура барокко во Франции
- Французское искусство XVII в.
- Луи Лево. Замок Во ле Виконт
- Версаль — наследие «века Людовика XIV»
- Жюль Ардуэн Мансар
- Интерьеры в «стиле Людовика XIII»
Источники
Перро Клод Архитектура биография Perrault Claude
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Перро Клод (Perrault Claude) (1613-1688), французский ученый, архитектор и теоретик искусства, один из лидеров барочного классицизма. Родился в Париже 25 сентября 1613 года в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим братом теоретика искусства и литератора Шарля Перро (1628–1703), известного французского писателя-сказочника, поэта и художественного критика, члена Французской академии с 1671 года.
Клод Перро, двойной портрет с Франсуа Мансаром,автор картины художник Филипп де Шампень
Колоннада Перро, восточный фасад Лувра,
строительство с 1667 года при короле Людовике XIV
Получив ученую степень доктора медицины в 1642 году, Клод Перро долгое время работал как врач, а затем преподавал в 1650–е годы анатомию и физиологию в Парижском университете. Занимался также математикой, физикой, механикой и археологией. С 1675 года работал над «Трактатом о механике» (издан в 1700 году), своеобразной технической энциклопедией, куда Перро включил немало различных военных, хронометрических, гидравлических и весовых устройств собственного изобретения, а в 1680–е годы опубликовал свой труд «Физические опыты». Клод Перро был членом Академии наук (с 1666 года) и Академии архитектуры (с 1672 года).
В первую очередь Клод Перро – ученый-теоретик – продвинулся в архитектурной практике благодаря родственным связям (Шарль Перро был секретарем Жан-Батиста Кольбера, занимавшего с 1664 года пост главного инспектора королевских строений).
В условиях тогдашней напряженной академической полемики о путях развития национального искусства восточный фасад Лувра явился подлинным зданием-манифестом, противопоставившим вычурности римского барокко кристальную стилистическую чистоту своих открытых галерей из парных коринфских колонн над гладким цоколем; впрочем, динамический пространственный размах этой структуры все равно остался чисто барочной чертой. Среди других архитектурных произведений Перро – столь же стилистически строгое здание парижской Обсерватории (1667-1672). В 1671 году Перро стал одним из основателей Королевской академии архитектуры в Париже.
В 1673 году он выполнил перевод архитектурного трактата Витрувия долгое время считавшегося лучшим, и издал аннотированный перевод античного труда Витрувия «Десять книг об архитектуре», а также в 1683 году архитектурное исследование «Система пяти видов колонн согласно методу древних».Скончался Клод Перро в Париже в 1688 году.
Клод Перро, Восточный фасад Лувра – Smarthistory
Колоннада Лувра в Париже (фото: Жан-Пьер Дальбера, CC BY 2.0)
Не сразу понятно, почему восточный фасад Лувра, первоначально королевского дворец, считался одним из самых важных архитектурных произведений во Франции в конце семнадцатого века. Сегодня существует несоответствие между величием здания и обыденностью — и малостью — пространства перед ним, площади Лувр. Фасад, изначально задуманный как главный парадный вход во дворец, привлекает к себе пристальное внимание, несмотря на его невозвышенное положение сегодня. Это главный пример строгих дизайнерских традиций французского классицизма, почитаемая модель для последующего дворцового дизайна и памятник, связанный с истоками современности в архитектуре.
Лувр сквозь века
Лувр, каким мы его знаем сегодня, появился в результате серии расширений, продолжавшихся более 800 лет. Следует помнить, что хотя сейчас Лувр находится в самом центре Парижа, до восемнадцатого века он располагался на западной окраине города.
Герман, Поль и Жан де Лимбур, Октябрь (фрагмент с Лувром), из Les Très Riches Heures du Duc de Berry , 1413–1416 гг., тушь на пергаменте (Музей Конде, Шантийи)
Начиная с 1190, король Филипп II построил укрепленный арсенал на правом берегу Сены. В четырнадцатом веке Карл V превратил его в королевскую резиденцию. Октябрьская иллюстрация из знаменитого Très Riches Heures du Duc de Berry , прекрасно оформленного Часовника (сборника ежедневных молитв для мирян) братьев Лимбург (вверху), показывает, как крепость-дворец выглядела сразу после вмешательства Чарльза.
Клод Перро, перспектива с высоты птичьего полета на Кур Карре (Лувр), с востока, 1663
В начале шестнадцатого века архитекторы Франциска I планировали расширить дворец до более просторного здания эпохи Возрождения. Его преемники, особенно короли Генрих IV, Людовик XIII и Людовик XIV, продолжали строить еще более грандиозные планы, превращая дворец в раскинувшееся вдоль реки сооружение. Людовик XIII инициировал строительство восточного блока, известного как Cour Carrée (квадратный двор) в семнадцатом веке — символический жест стремления к центру города с его периферии (вверху). Его фасады должны были намекать на связь короля с его столицей. К середине семнадцатого века от средневековой крепости и дворца пятнадцатого века не осталось ничего над землей. Наконец, в 1660-х годах восточное крыло было переосмыслено как грандиозный королевский вход во всю структуру.
фото © Google Earth
Однако к 1680 году Людовик XIV сосредоточил все свое внимание — и весь свой двор — на новом дворце в Версале. Работы в Лувре прекратились, и заброшенный Кур-Карре томился без крыши около века. По иронии судьбы то, что было задумано его покровителем и архитекторами как один из самых выдающихся символов парижского королевского владычества над городом, вместо этого стало признаком отсутствия короля.
Кольбер, Ле Вау и Бернини
В 1664 году завершение Кур-Карре с новыми восточным и южным крыльями стало обязанностью министра финансов Людовика XIV, управляющего зданиями и лидера королевского культурного покровительства Жана-Батиста Кольбера. Королевский премьер-архитектор (главный архитектор) Луи Лево уже завершил южное крыло в 1663 году. В рамках своего плана по завершению Кур-Карре он также начал строительство восточного крыла с проектом, состоящим из колоссального порядка. (выше одного этажа) колонн по всей длине и центрального павильона (часть, выступающая вперед). Это имело сходство с Коллежем четырех наций Ле Вау (ниже), построенным в то же время прямо через реку от южного крыла Кур-Карре.
Louis Le Vau, Collège des Quatre Nations, 1662-70 (фото: Tales of a Wanderer, CC BY-NC 2.0) пост управляющего строительством 1 января 1664 года. Ле Вау недавно спроектировал впечатляющий замок Во-ле-Виконт для Николя Фуке (министра финансов до Кольбера). В 1661 году Людовик XIV заключил Фуке в тюрьму на всю жизнь по преувеличенным обвинениям в неправильном обращении с казной. Кольбер остановил работу Ле Вау в Лувре, возможно, желая поддержать притязания короля на абсолютную власть и утвердить свою исключительную прерогативу решать художественные вопросы. Затем Кольбер запросил проекты у других французских архитекторов, а в марте он получил предложение от Джанлоренцо Бернини, самого известного художника в Европе того времени. Бернини был итальянцем и работал в основном на папских покровителей в Риме.
Джан Лоренцо Бернини, Лувр, восточный фасад (этюд для Первого проекта) , коричневая тушь на бумаге верже, 16,3 x 27,8 см (Галерея Курто, Лондон)
Первые проекты Бернини для восточного фасада Лувра ( выше) были удивительно яркими, сочлененными колоссальными зацепленными колоннами («зацепленные» здесь означает прикрепленные к стене). Его стены оживлялись контрастами света и тени, твердости и пустоты, изогнутых и прямых линий. Кольбер не одобрял эти проекты как слишком далекие от французских традиций, но, намереваясь создать столь уважаемого художника для короля (и не обращая внимания на оскорбление, которое французские архитекторы почувствовали бы, если бы их пренебрежительно отнеслись к иностранцу), он пригласил Бернини в Париж, чтобы попробовать еще раз. Бернини оставался в Париже с июня по октябрь 1665 года. Созданный им проект (ниже) представлял собой массивный блок, поднятый на сильно рустованном основании и снова сочлененный колоссальным порядком зацепленных колонн и пилястр (пилястры — это плоские зацепленные колонны). Хотя его конец и центральные павильоны были намеком на традиционную форму французских дворцов, он казался более уместным в Риме, чем в Париже. Строительство началось незадолго до отъезда Бернини из Парижа, но Кольбер вскоре остановил и эту работу.
Джанлоренцо Бернини, третий и окончательный проект восточного фасада Лувра 1665 года, нарисованный Маттиа Де Росси
Маленький совет и окончательный проект petite conseil (небольшой совет) в начале 1667 года, первоначально состоящий из трех членов: Луи Ле Вау (до сих пор премьер-архитектор , несмотря на его связь с Фуке), премьер-художник (главный художник короля) Шарль Лебрен, и врач, ставший ученым и архитектором, Клод Перро. Клод был братом Шарля Перро, писателя, наиболее известного своими сказками, видного представителя 9-го0011 Académie française (Французская академия) и близкий сотрудник Кольбера. Чарльз, вероятно, повлиял на Кольбера, чтобы дать его брату Клоду место в petite conseil . В свою пользу Карл мог указать на недавние занятия своего брата архитектурой, в том числе на поручение самого Кольбера в 1666 году перевести на французский язык трактат древнеримского архитектора Витрувия.К маю 1667 года совет разработал новый дизайн. К трем членам присоединился четвертый, архитектор Ролан Фреар де Шамбре в 1668 году; кажется, он внес свой вклад в окончательный дизайн павильонов. Из-за структуры комитета споры об авторстве восточного крыла продолжаются с самого начала и до настоящего времени. Несомненно, все четыре члена совета, каждый из которых был сильной личностью, внесли свой вклад в разработку. Однако относительная важность вклада Лево и Перро остается спорной.
Табличка 7. Лувр в Париже: вид главного фасада, выходящего на Сен-Жермен-л’Осеруа, от Жака-Франсуа Блонделя, Архитектура françoise , Том 4, Ливра 6, 1756
Дизайн совета представляет собой исследование единства . Длинный фасад соответствует образцу французских дворцов, состоящему из пяти частей: два павильона, по одному на каждом конце, с утопленными крыльями и центральным входом, увенчанным фронтоном. Однако павильоны лишь немного выступают вперед от кулис, а не возвышаются над ними, как это было принято. Лишь невысокая треугольная форма фронтона центрального павильона нарушает строгую горизонтальность линии крыши, подчеркнутую и смягченную балюстрадой (непрерывной решеткой), которая была излюбленным мотивом Ле Вау. Торцевые павильоны, элегантно украшенные барельефом, напоминают римские триумфальные арки. Нижний этаж, задуманный как прочная основа, использует окна, аналогичные более ранним в Лувре, создавая визуальную преемственность со старыми секциями и обеспечивая визуальную сильную поддержку колоннад наверху.
Классические ордера
Наряду с горизонтальностью фасада, двойные колонны двойных портиков (крытые проходы или крыльцо, здесь вдоль колоннад или утопленных флигелей) отмечают отход от более ранних королевских зданий во Франции. Коринфские колонны придают всему фасаду непрерывный, ровный ритм. Расположенный перед глубокими портиками свет и тень колонн создают визуальное обогащение. И разнообразие в использовании колонн: в центральном павильоне и в колоннадах они отдельно стоящие, а в крайних павильонах превращаются в зацепленные колонны вокруг центральных окон и в пилястры по внешним краям. Их немного более тонкие пропорции по сравнению с большинством коринфских колонн компенсируют более широкую пропорцию, которую можно увидеть в спаренном мотиве.
Клод Перро, восточный фасад Лувра, Париж (фото: BikerNormand, CC BY-SA 2.0)
План (вид сверху) с углубленным портиком (открытый проход или крыльцо за парными колоннами)
В то время парные колонны были самым поразительным аспектом дизайна. Вопрос о расстоянии между колоннами (называемый межколонным) был вопросом, на который архитектурные писатели Витрувия и Ренессанса потратили много времени. Небольшая диаграмма, опубликованная в переводе Клода Перро Витрувия, Les dix livres d’architecture de Vitruve объясняет, как были спроектированы колоннады. Перро показывает серию из четырех столбцов, равномерно расположенных в ряду. Например, это типичное межколонное сооружение древнего храма. Чтобы достичь дизайна колоннады Лувра, Перро показывает, как каждая вторая колонна смещена к своему соседу слева.
Схема основана на оригинале Клода Перро, Les dix livres d’architecture de Vitruve, Paris: Coignard, 1673. Рисовал Поль А. Раногаец
Путем смещения половины столбцов для создания шаблона с двумя столбцами больше внимания уделяется промежуткам между столбцами: то есть большому промежутку между каждой парой столбцов (B) и узкому промежутку между столбцами каждого пара (А). Это создает динамический визуальный ритм А-В-А вместо более статичного А-А-А.
Согласно Перро, такое расположение, приводящее к большему, чем обычно, интервалу ( dégagement ), является законным изобретением шестого типа классического межколоночного пространства. Древнеримский авторитет в области архитектуры Витрувий обсудил пять идеальных типов расстояния между колоннами; Перро утверждал, что Лувр был новым типом, соответствующим современному французскому вкусу. Он утверждал, что в то время как древние предпочитали близко расположенные колонны — отчасти из-за структурных ограничений каменного строительства — французы с их традицией более легкой и открытой структуры, происходящей от готических соборов позднего средневековья, предпочитают более широкое расстояние. Перро, однако, никогда не обсуждает тот факт, что в фасаде используется большое количество железной арматуры, без которой структурные силы имели бы тенденцию выталкивать колонны наружу.
Теория красоты Перро и спор между древними и современными современность. Фундаментальный вызов Перро традиционным архитектурным идеям заключался в утверждении, что красота не является естественным или универсальным качеством; оно не зависело от точных, неизменных законов пропорции или математической гармонии.
Красота, утверждал Перро, условна, основана на воображении и обычаях. Чтобы преодолеть возможность полностью субъективного суждения об архитектурной красоте, разум должен был управлять подходом архитектора. Архитекторы должны были открыть для себя красоту в процессе проектирования.Собственная попытка Перро применить современный подход к красоте содержится в его архитектурном трактате Ordonnance des cinq espèces de colonnes selon la méthode des Anciens . Он постулирует два типа красоты, доступных архитектуре: положительную и произвольную. Позитивная красота есть,
основанная на убедительных доводах… чье присутствие в работах должно понравиться всем, настолько легко воспринимаются их ценность и качество. Они включают в себя богатство материалов, размер и великолепие здания, точность и чистоту исполнения, а также симметрию… [которая] состоит в отношениях между частями…». Напротив, произвольная красота «определяется нашим желанием придать определенную пропорцию, форму или форму вещам, которые вполне могли бы иметь другую форму, не будучи уродливыми, и которые кажутся приятными не по понятным всем причинам, а просто по привычке…
Пропорции были второй областью, где Перро предложил что-то новое в архитектурной теории. До него писатели по архитектуре обычно отводили пропорции определяющую роль в восприятии красоты. Напротив, Перро пишет на первой странице Ордонанса , что «красота здания, как и красоты человеческого тела, заключается не столько в точности неизменных пропорций и относительном размере составных частей, сколько в изяществе его формы». форма.» Тем не менее Перро признавал, что определенные диапазоны допустимых пропорций можно извлечь как из существующих памятников древности, так и из пропорциональных схем, разработанных Витрувием и известными архитектурными писателями эпохи Возрождения. Он признает, что существуют «подробные правила, от которых нельзя отклоняться, не лишая здание значительной части его изящества и элегантности», но он быстро утверждает, что все еще «достаточно свободы, чтобы предоставить архитекторам свободу увеличивать или уменьшать размеры различных элементов». в соответствии с требованиями, вызванными различными обстоятельствами». Он критикует системы пропорций более ранних писателей, а затем предлагает свою собственную: среднее значение, взятое из крайностей, встречающихся в уважаемых исторических зданиях. Хотя он оставляет место для изобретательности, он, тем не менее, старается обосновать свою пропорциональную систему примерами из прошлого.
Себастьян Леклерк, Подъем камней фронтона Лувра на место в 1674, 1677, гравюра
Фрагмент с парными колоннами, фото 7. Лувр в Париже: фасад главного фасада, выходящего на Сен-Жермен-л’Осеруа (фрагмент) от Жака -François Blondel, Architecture françoise , Tome 4, Livre 6, 1756
В Ордонансе Перро осуждает традиционалистов, которые питают «преувеличенное уважение к древности» и которые «искренне верят, что слава их любимой древности зиждется на ее считается непогрешимым, неподражаемым и несравненным». Это поместило его в современный лагерь в элитном культурном споре, который стал известен как Ссора древних и современников. Эти дебаты были сосредоточены на вопросах об относительных достоинствах литературных и художественных достижений современности (особенно времен Людовика XIV, но также и его непосредственных предшественников) и древности. «Современники» во главе с братом Клода Перро Шарлем, чья серийная книга Параллель Древних и Современников был пробным камнем для дебатов, верящих во все большую совершенствуемость и превосходство современной эпохи. Древние, с другой стороны, находили некоторые вещи из античного прошлого настолько исключительными и несравненными, что ничто не могло их превзойти в современную эпоху. Из-за своих новаторских идей о красоте, пропорциях и изобретательности Клода Перро всегда считали сторонником модернизма. И фасад Лувра всегда был связан с его теорией, что сделало здание ранним памятником современной архитектуры.
Но Перро, как мы видели, тоже полагался на авторитет античности и принимал классические ордера как первичные элементы архитектурного замысла. Как новатор, а не радикал, он очень старался подчеркнуть, что не столько противоречит традиции, сколько расширяет и даже совершенствует ее. Он писал:
Я также утверждаю, что любые нововведения, которые я ввожу, предназначены не столько для исправления того, что является древним, сколько для того, чтобы вернуть ему его первоначальное совершенство. Я делаю это не от себя, следуя только своему собственному прозрению, но всегда ссылаясь на какой-нибудь пример, взятый из древних сочинений или из авторитетных писателей. … Я не предлагаю ничего беспрецедентного в примерах или в работах выдающихся авторов. … Я бы сказал, что моя цель — просто расширить изменения немного дальше, чем раньше.
Шедевр, спрятанный у всех на виду
Восточный фасад Лувра остается одним из самых впечатляющих образцов французского классического дизайна. Видим ли мы, что он указывает на будущее или опирается на традицию, он является пробным камнем в дебатах о классицизме в современной архитектуре. Изучаемый архитекторами с момента его постройки, он стал прецедентом, образцом, источающим авторитет, для выдающихся зданий более поздних времен, включая знаменитую Парижскую оперу Шарля Гарнье в 19 веке.го века, который принял мотив спаренных колонн. Тот факт, что сегодня фасад Лувра фактически является задней частью музея, может умалить его известность, но не может свести на нет его важность.
Дополнительные ресурсы:
Robert W. Berger, The Palace of the Sun: The Louvre of Louis XIV (University Park, PA: Penn State University Press), Francis, 1993.