Модерн моррис: Моррис, Уильям — Википедия – Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения

Моррис, Уильям — Википедия

Уильям Моррис (англ. William Morris; 24 марта 1834, Уолтемстоу — 3 октября 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

Родился в обеспеченной семье. Учился в Мальборском и Экзетерском колледжах (последний в составе Оксфордского университета). Там познакомился и подружился с Бёрн-Джонсом. Молодых людей объединила любовь к средневековью и интерес к движению трактарианцев. В 1855 году Моррис и Бёрн-Джонс совершили путешествие по Франции. В январе 1856 года начал работу в бюро неоготического архитектора Джорджа Эдмунда Стрита. Летом 1856 года познакомился с Россетти, которого Моррис и Бёрн-Джонс считали «главной фигурой прерафаэлитского движения». Россетти дал согласие на работу в созданном Моррисом журнале Oxford and Cambridge Magazine, продолжавшем дело журнала прерафаэлитов «Росток». Моррис публиковал в нём свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Сам журнал просуществовал недолго (вышло двенадцать номеров), но сотрудничество с Россетти продолжалось. Увлечение Морриса легендами о короле Артуре вдохновило его на создание одного из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов — сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи», вышедший в 1858 году.

В 1859 году женился на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса.

В начале 1860-х годов Моррис был поглощён строительством и оформлением Красного дома (Red House) в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Вместе с тем он отходит от станковой живописи: последняя его картина датирована 1862 годом, а единственная законченная — «Прекрасная Изольда», написана с Джейн Бёрден в 1858 году. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен по проекту Филиппа Спикмена Уэбба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.

Опыт совместной работы прерафаэлитов получил продолжение. В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Постоянными её сотрудниками были Бёрн-Джонс, Ф. М. Браун, Филипп Уэбб, Россетти. Для работы в ней привлекались также А. Хьюз и С. Соломон. Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. В 1875 году в результате конфликта со своими сотрудниками Моррис остался руководить фирмой единолично. Тем не менее «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» сохраняла позиции ведущей мануфактуры Европы в области декоративно-прикладного искусства и просуществовала до 1940 года. Вслед за Рёскиным Моррис отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального. Романтический критик современного общества, делавшего невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в средневековье. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную.

Моррис стоял у истоков современной таписерии. В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Филипп Уэбб и Джон Дирл.

Ещё будучи студентом-богословом, Моррис интересовался общественными движениями. Позднее он увлёкся критическим социализмом Карлейля, но более всего на него повлияли взгляды Рёскина. Его всегда привлекали идеи социального преобразования общества, активным же политиком Моррис стал в середине 70-х годов. В 1878 и 1881 годах в Лондоне и Бирмингеме он прочёл курс лекций «Надежды и страхи искусства» — в нём содержалась критика капиталистического общества, все устремления которого направлены лишь на извлечение возможно большей прибыли. Моррис был знаком с «Капиталом» — однако, сойдясь во взглядах с автором по поводу исторической части труда, он не принял её политэкономическую составляющую. В 1879 году он вошёл в Национальную Либеральную лигу (National Liberal League), её ряды покинул в 1881 году из-за позиции лиги по ирландскому вопросу. В январе 1883 года был зарегистрирован членом первой социалистической партии Великобритании — Социалистической Демократической федерации (Social Democratic Federation). Со свойственной ему энергией он взялся за пропаганду нового учения: читал лекции, писал, издавал и распространял брошюры, участвовал в собраниях, финансировал партийный журнал «Джастис». В конце 1884 года из-за разногласий с руководителем СДФ Г. Гайндманом Моррис покидает федерацию. В январе 1885 года Моррис, Э. Эвелинг и Э. Маркс создают Социалистическую лигу, в которую вошли представители левого крыла СДФ и анархисты. Моррис стал редактором печатного органа лиги — журнала «Коммуноил» и публиковал в нём свои произведения. В 1891 году, когда в лиге влияние окончательно перешло к анархистам, Моррис отходит от активного участия в её делах.

В конце 1880-х годов Моррис основал издательство «Келмскотт-пресс» (Kelmscott press). Целью его было возрождение средневековых традиций книгопечатания. Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. «Суть моей работы в том, чтобы не просто производить печатную продукцию, а делать красивые книги», — так он определял задачу издателя. С Kelmscott Press сотрудничали Бёрн-Джонс и Уолтер Крейн. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896).

«Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия» — одно из самых значительных произведений Морриса, наиболее полно отражающее его политические взгляды. Моррис написал книгу в ответ на утопию американца Беллами «Оглядываясь назад, или 2000 год», имевшую невероятную популярность у читателей и раскритикованную Моррисом в печатном органе Социалистической лиги «Коммуноил». Беллами нарисовал будущее общество как торжество урбанизации, механизации, централизованного управления. По Беллами высокая концентрация капитала приводит к мирному объединению всех граждан в один трест в качестве акционеров под руководством единого правительства. Всем обеспечено комфортное существование, однако потребление контролируется властью, всё механизировано до предела, но в то же время существует трудовая повинность: солдаты «промышленной армии» выполняют тяжёлую и грязную работу. Страх голода исчез и, чтобы заставить человека работать, необходимо принуждение.
По мнению Морриса, книга Беллами могла лишь оттолкнуть одних людей от идей социализма, а другим указать ложный путь. Моррис считал, что социализм должен представить бо́льшую степень свободы, чем капиталистическое общество. Стимулом полезного труда по Моррису должна быть радость, исходящая из самого труда. Он изложил собственное видение будущего — это был взгляд поэта и художника. В «Вестях ниоткуда» царит гармония человека и окружающей его среды. Это сон современника, весьма похожего на самого Морриса, о будущем, поэма в прозе. Автор описал идеал, к которому сам стремился всю жизнь — это человек, преобразивший мир своим трудом. Нет более голода и принуждения, стимулом к работе является жажда творчества и каждое произведение человеческих рук — произведение искусства. Города превратились в огромные сады, нет более частной собственности, классов, в любви следуют своему чувству, исчез институт брака, порождённый корыстью. Отмирает государство, так как нет необходимости в насилии, общество состоит из небольших самоуправляемых общин. А. Л. Мортон сказал о «Вестях», что «многие писали утопии, в которые можно было поверить. Но Моррису удалось изобразить такое утопическое государство, в котором хочется жить». Моррис не сбрасывал со счетов научный прогресс — новые достижения приводят к повышению производительности труда, однако, как только заканчивается «переходная эпоха» — ручной труд вытесняет механизированный. Моррис отдаёт дань своему идеалу — медиевизму. По собственному опыту Моррис знал, как непроизводителен и дорог ручной труд, но в обществе, где наступил расцвет личности, потребности человека в материальных благах будут невелики. Однако и здесь не всё гладко. Гость из прошлого застаёт «эпоху спокойствия», передышку, наступившую после «переходного периода». Моррис предсказывает грядущий конфликт между патриархальной общиной и «людьми науки», приверженцами научного прогресса.

Any decoration is futile when it does not remind you of something beyond itself. — «Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя».

Сборники стихотворений:

  • «The Defence of Guinevere» — художественное воспроизведение средневековой жизни;
  • «Life and death of Jason», «Earthly paradise» — искание новой красоты в классических и христианских преданиях;

Проза:

  • «A Tale of the House of the Wolfings, and All the Kindreds of the Mark Written in Prose and in Verse» («Сказание о доме Вольфингов и всех племенах в прозе и поэзии»(1889) — романтическая реконструкция жизни германских племен с элементами сверхъестественного и пространными поэтическими вкраплениями; оказала определенное влияние на «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина
    [2]
  • «Вести ниоткуда» (1890) — социалистический роман-утопия.
  • «The Wood Beyond the World» (1894) — один из первых романов-фэнтези.
  • Прекрасная Изольда, 1858

  • Обои с лиственным орнаментом по дизайну Уильяма Морриса, 1875

  • Фрагмент гобелена «Дятел» («Woodpecker») по дизайну Уильяма Морриса, 1885

Дизайн ткани и книжная графика Уильяма Морриса (William Morris)

Все изображения увеличиваются по клику:

МОРРИС, Уильям - (Morris, William. 1834-1896) английский художник, теоретик искусства, дизайнер по ткани и мебели, оформитель книг, разработчик типографских шрифтов, писатель, общественный деятель - стоял у истоков концепции синтеза - ключевого понятия нового искусства. Родился в Уолтемстоу, Эссекс, в семье богатого буржуа. Учился в Оксфордском университете (1853-1856 гг.). Жена Морриса - Джейн Бёрден - впоследствии стала возлюбленной и музой Д. Россетти. С 1856 г. работал в архитектурной мастерской Дж. Стрита в Лондоне. В 1857-1862 гг. обратился к живописи. В 1861-1862 гг. организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды Морриса формировались под влиянием учения Т. Карлейля, лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов. Моррис был основателем "Движения искусств и ремесел", которое оформилось как художественный стиль во 2-й пол. XIX в. Сотрудничая с Ф. Брауном, Д. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, Моррис стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество, возродить народного ремёсла и таким образом решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле Моррис закладывал основы художественного конструирования, выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских Морриса, оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний. Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению английского декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой Морриса. Идя вслед за Рескиным, Моррис искал гармонии и единства природы, человека и искусства. Постройка и обстановка им собственного дома, известного под названием "Красный Дом" (1860 г.), явились попыткой перенести а жизнь и художественную практику морально-этические утопии Рескина, попыткой осуществления синтеза архитектуры, живописи и декоративного искусства. "Красный дом" - один из первых образцов архитектуры "Движения искусств и ремесел" - был построен архитектором Ф. Уэбблом в Бексли-Хис (ныне Лондон). Моррис с друзьями-художниками пытался превратить его в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством обаза жизни. В 1877 г. Моррис основал Общество защиты старинных зданий, в 1890-1891 гг. - Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул [иллюстрированные Моррисом в духе английских готических миниатюр "История сверкающей долины" (совместно с У.Крейном) и "Сочинения Джеффри Чосера" (совместно с Э.Берн-Джонс, 1896 г.]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество Морриса (поэмы "Защита Гиневры", 1858 г., и "Земной рай", 1868-1870 гг.). С января 1883 г. член Демократической (с начала 1884 г. Социал-демократической) федерации. После её раскола - один из основателей (1884 г.) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884-1890 гг.) её органа "Коммонуэл". Творчество Морриса и его соратников, рядом черт предвосхитившее стиль "модерн", способствовало подъёму декораивно-прикладного искусства в Англии и заложило основы художественного конструирования. Его вклад в развитие и реализацию принципов "Движения искусств и ремесел" неоценим. Мастера ручного труда долго после смерти Моррис лелеяли романтическую надежду на то, что искусство способно изменить существующий уклад жизни. Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться "дизайн". Моррис умер в Лондоне.

(источник)

Рекомендую




Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Моррис - История красоты — LiveJournal

Уильям Моррис (1834-1896) - английский писатель, общественный деятель и издатель, заложивший в искусстве основы стиля модерн. Крупнейший представитель второго поколения прерафаэлитов, неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

Издательская деятельность была для Морриса одним из многочисленных страстных увлечений. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное образование в Оксфорде, затем стал горячим поклонником Карла Маркса. Под его влиянием заинтересовались социалистическим учением Герберт Уэльс и Джордж Оруэлл. Морис писал стихи, памфлеты и социальные утопии, руководил фирмой, выпускавшей мебель и ковры, а в 1891 году основал эстетское издательство, целью которого было возрождать книжные традиции XV-XVI веков.


Портрет Уильяма Морриса кисти Джорджа Фредерика Уоттса, 1870

Сразу же после окончания университета художник начинает активно работать. Его имя мелькает во многих видах искусства: живописи, литературе, дизайне.
В 1856 году он устроился на работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита, а вскоре перешел в журнал "Oxford and Cambridge Magazine", где публиковал свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Хотя сам журнал просуществовал недолго, Моррис продолжил свое литературное творчество. Давнее увлечение легендами о короле Артуре вдохновило его на создание сборника "Защита Гвиневры и другие стихи" (1858).


Уильям Моррис. Королева Гвиневра, 1858

В 1859 году Моррис женился на Джейн Бёрден. Он познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза. Английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник Россетти (1828-1882) пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. До замужества Джейн была малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис брала частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как "царственную" особу. Позже она вошла в высшее английское общество и, возможно, послужила прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион". С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса. Один из многочисленных портретов Джейн Моррис, написанных Россетти:


Данте Габриэль Россетти. "Сон наяву", 1880. Музей Виктории и Альберта, Лондон

В начале 1860-х годов Моррис занимался строительством и оформлением Красного дома в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью и вехой в истории дизайна. Он был построен по проекту Филиппа Спикмена Уэбба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены.


Красный дом

Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.

Моррис с завидным энтузиазмом работал во многих гуманитарных областях. Главным, что определило путь Морриса в искусстве и его стиль, было Средневековье, которое он изучал и боготворил. В конце 1880-х годов Моррис основал издательство "Келмскотт-пресс".

Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. Все 53 книги, выпущенные Моррисом тиражами 300-500 экземпляров, сейчас стали библиографической редкостью. Каждая из них была изготовлена на ручном типографском станке и только из бумаги ручной выделки. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896).

Моррис являлся автором ряда книг собственного сочинения. Предприятие просуществовало до 1898 года. Книги "Келмскотт-пресс" возродили ремесло книгопечатания времен Гутенберга и Мануция, а также существенно повлияли на улучшение качества массовой книги. Его концепция книги как цельного художественного объекта в начале ХХ века легла в основу типографики и помогла существенно поднять качество массовой книги.


Страница и обложка сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год


Страницы из Рубаи Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса


Фронтиспис книги Уильяма Морриса "Вести ниоткуда" (News from Nowhere) издательства Келмскотт-пресс, 1893

Плотный орнамент на обоях, тканях и коврах Морриса напоминает средневековые гобелены; витражи и росписи по дереву - готические аналоги, и даже оформленные им книги похожи на манускрипты XI-XIII веков. Но Моррис не занимался бездумным копированием. В своих орнаментах он пытался "скрестить" готику с натурализмом и считал, что природа - лучший источник вдохновения.


Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Kennet (1883 год)

Моррис призывал своих современников брать за основу орнаментов простые английские цветы: розы, лилии и маргаритки, а не экзотические заморские растения.  Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их.


Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс.

"Мы, дизайнеры и художники, являемся сейчас единственными представителями ремесленного искусства, которое в условиях рыночного производства фактически вымирает", - говорил он.
Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне:


Орнамент 1875 года


Орнамент 1860 года


Орнамент 1864 года


Орнаменты 1864 года

В моду стиль Морриса вошел не сразу. В начале 1860-х годов его работы интересовали только друзей и коллег Морриса - дизайнеров, поэтов, художников, и только к 1880-м годам проникли в дома представителей среднего класса и в справочники для декораторов.


Архивный образец с изображением гранатов, лимонов и оливок. 1862 год. Этот узор лёг в основу знаменитых обоев Fruit


Современная интерпретация обоев Fruit

Именно многопрофильность и узнаваемый стиль сделали Морриса первым британским интерьерным дизайнером в современном значении этого слова.


Витраж по эскизам Морриса, Король Артур и сэр Ланселот из серии Тристан и Изольда, 1862 год

Благодаря Уильяму Моррису в 1880-х годах было основано Движение искусств и ремесел (Arts & Crafts Movement), одно из самых влиятельных и долговечных объединений за всю историю дизайна. Растущая популярность Морриса способствовала восприятию идей движения далеко за пределами Англии: в США движение получило собственное развитие; в Европе оно способствовало зарождению национальных стилистических школ. В результате возникли такие значительные явления, как стиль модерн во всем его разнообразии, Венские мастерские, "Мир искусства", японское ремесленное движение "Мингей". Без преувеличения можно сказать, что Движение искусств и ремесел сыграло решающую роль в формировании современного дизайна.
"Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век".
Уильям Моррис, август 1895
Источники: Википедия, AD Magazine
Другие знаменитые издатели:
Альды, Эльзевиры, Дидо, Бодони, Вольф


Первый дизайнер в истории - Уильям Моррис

Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предметы были не только функциональны, но и эстетически приятны. Все потому, что человеку свойственна тяга к прекрасному, нехватка которого в быту особенно ощущается с начала «эпохи конвейера». Наполнить повседневность красотой и вернуть ощущение гармонии с природой, от которой люди так отдалились, стремился английский художник-прерафаэлит XIX века Уильям Моррис – первый дизайнер в истории.

Читайте также:

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе. В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов, к которым Уильям себя, безусловно, относил, хотя единственная написанная им картина была раскритикована лидером братства Данте Габриелем Россетти.


Картина У. Морриса «Королева Гвиневра» («Прекрасная Изольда»), 1858 г. Моделью для создания образа «прекрасной дамы» из средневековой куртуазной литературы стала супруга художника и муза прерафаэлитов Джейн Бёрден. 

 

Уильяма Морриса вдохновляли ремесленные традиции средневековых мастеров, ведь каждая вещь, сделанная руками, уникальна и неповторима, в отличие от фабричных изделий. Поэтому он основал “Движение искусств и ремёсел” – группу художников-единомышленников, убеждённых, что эстетически продуманная среда обитания может способствовать совершенствованию человека. Первым проектом группы стал «Красный дом» - особняк Морриса, спроектированный им в соответствии с собственными нормами вкуса. 

 
«Красный дом» в Бекслихит, Англия (1859-1860 гг.),  архитектор Филипп Уэбб. Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. На фото – двор с колодцем. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.

 

По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома.


Гостиная «Красного дома». В украшении интерьеров принимали участие сам У. Моррис, его супруга, а также ведущие мастера «Братства прерафаэлитов»: Д.Г. Росетти, Э. Бёрн-Джонс, Э. Сиддал.

 

Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.


«Решётки» - первые обои, созданные в 1862 г. по рисунку У. Морриса. По признанию автора, эскизы были срисованы с розового куста его собственного сада.

 


Фрагмент гобелена «Дятел» по дизайну Уильяма Морриса, 1885 г.

 


«Келмскоттский Чосер» (1896 г.). Задачей издательства У. Морриса «Келмскотт-пресс» стало возрождение традиций средневекового книгопечатания и оформления фолиантов. Для издания «Сочинений» Джеффри Чосера Моррис разработал уникальный шрифт и орнаменты, а иллюстрации создал Бёрн-Джонс.

 

К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.


У. Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.

 

Желая реализовать свои устремления по облагораживанию быта простых людей, Моррис выпустил знаменитые «сассекские» стулья, созданные в традиции английских сельских домов XVIII века. Они стоили совсем недорого, поэтому были невероятно популярны, в народе их даже прозвали «мебель добрых горожан». Тем не менее большинство изделий компании "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко" так никогда и не вошли в дома массовых потребителей.


«Сассекские» стулья с плетеными сиденьями были просты, функциональны, а главное – недороги.

 

Творчество Уильяма Морриса и его соратников открыло новую страницу в истории интерьера. Излишняя помпезность в буржуазных домах уступила место простоте и удобству, а обезличенные фабричные изделия – вещам ручной выделки из натуральных материалов. Эстетические принципы, предложенные Моррисом, легли в основу последнего большого стиля - стиля модерн, а подходы художника к оформлению интерьеров до сих пор используются дизайнерами по всему миру.


Компания «The Morris & Co» существует по сей день и занимается выпуском обивки, текстиля и обоев по эскизам художника. Правда, технологии давно поменялись, о чем нас предупреждает производитель на оф

Уильям Моррис - история дизайна — LiveJournal


24 марта 1834 года родился Уильям Моррис,  английский художник, дизайнер по ткани и мебели, оформитель книг, разработчик типографских шрифтов, поэт и социалист - стоял у истоков концепции синтеза - ключевого понятия нового искусства.
Моррис открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на этический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Для Рескина понятие красоты неотделимо от понятий справедливости, добродетели, верности природе. Познать истину для художника означало приблизиться к природе, для чего в своем творчестве необходимо ей подражать.
Моррис был основателем "Движения искусств и ремесел", которое оформилось как художественный стиль во 2-ой половине 19 века. Всех участников движения объединяло убеждение, что эстетически продуманная среда обитания человека - радующие глаз здания, искусно сработанная мебель, гобелены, керамика - должна способствовать совершенствованию общества в интересах и производителей и потребителей. Идя вслед за Рескины, Моррис искал гармонии и единства природы, человека и искусства.
Постройка и обстановка им собственного дома, известного под названием "Красный Дом" (1860), явились попыткой перенести а жизнь и художественную практику морально-этические утопии Рескина, попыткой осуществления синтеза архитектуры, живописи и декоративного искусства. Красный дом - один из первых образцов архитектуры "Движения искусств и ремесел" - был построен архитектором Филипом Уэбблом в Бексли-Хис (ныне часть Лондона). Моррис с друзьями-художниками пытался превратить его в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством обаза жизни.
В профессиональнм плане цель была достигнута. Осуществляя утопии Рескина с ее идеалами простоты и справедливости, ансамбль дома следует традициям добротного средневекового ремесленничества. Он прост и естественен в сравнении с неоготическими пострйками своего времени. Таким же сдержанным было и внутренне оформление дома. Общая простота внутренних помещений со стенами белого цвета оттенялась художественно-выразительными предметами мебели. витражами, фресками, выполенными усилиями художников и ремесленников, связанных с прерафаэлитами.
Выполненная Моррисом и его товарищами работа была неординарной и впечатляющей, но вней ощутим все же силдьный романтический настрой. Ред-хауз служил только созданию замкнутой коммуны художников и средством бегства от господствующих эстетических норм.

Развивая эксперимент, начатый строительством Красного дома, Моррис в 1861 году основал фирму "Моррис, Маршал, Фокнер и К -Работники искусства". Моррис и его единомышленники пытались вернуться к великолепию средних веков и выпускали обои, такни, витражи, шпалеры и мебель ручной работы. Использовавшая только квалифицированная ручной труд фирма имела успех; продукция ее хорошо раскупалась. Большинство ранних работ фирмы стояли очень дорого. Дирекция Южно-Кеснгтонского музея, для которого фирма оформляла интерьер Зеленой столовой, сокрушалась по поводу того, во что обошлась ее отделка; те, кто видел дизайнерские работы фирмы, замечали, что, "если хочешь соответствовать стандартам Морриса, имей толстый кошелек". Позднее фирма старалась выпускать вещи для людей со скромным достатком. Самым знаменитыми образцами мебели простых форм, выпускавшейся "Моррисом и К", стала серия "сассекских" стульев. "Мебель добрых горожан", как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к 18 веку. "Сассекские" стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы - от 7 до 35 шиллингов - и были, безусловно, по карману со скромными средствами.
Вместе с тем в 1880е годы наиболее удачливые для фирмы в финансовом отношении, намечается сдвиг в оценке Моррисом значения содружества "Искусств и ремесел". Моррис понимает, что, несмотря на попытки создавать дешевые вещи, созданная им фирма, создававшая по-настоящему красивые предметы быта, работает только на богатых. Моррис столкнулся с дилеммой, коснувшейся всех ремесленников Европы и США, связанных "Движением искусств и ремесел": изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны массам неимущих. Отвергая машинное производство, Моррис не смог сделать качественные вещи доступными массовому потребителю, повлиять на быт и художественную культуру времени. Признав это, он пришел к выводу, что идеал неосуществим вне преобразований общества. Отвергая веру в эстетическую утопию, Моррис, однако, не отказался от утопизма как такового, примкнув в 1883 году к социалистическому движению.
В 1890 году Моррис основал свое последнее предприятие, знаменитую типографию "Кельмскотт Пресс", в которой занялся дизайном шрифтов, переплетов и виньеток.

Умер Моррис в 1896 году. Его вклад в развитие и реализацию принципов "Движения искусств и ремесел" неоценим. Мастера ручного труда долго после смерти Моррис лелеяли романтическую надежду на то, что искусство способно изменить существующий уклад жизни. Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться "дизайн".

По материалам:
«Движение искусств и ремесел», Стивен Адамс
«История дизайна», том 2, С.Михайлов
"История архитектуры. Утопии и реальность" в 2-х томах, А.В.Иконников
 


 

Текстильный дизайн Уильяма Моррис

Выражения ритма и цвета. Человек, который помог построить модернизм, Уильям Моррис (1834-1896)

Был ли Уильям Моррис великим дизайнером? Или просто отцом цветочных обоев? Было его социалистическое видение жизни нечто большим, чем ностальгия по средневековым навыкам ремесел?

Его связи с князем Кропоткиным, российским анархистом, и его влияние на британских радикалов из П. Томпсона – это, конечно, левые  убеждения, но ни в коем случае не марксистские,  а скорее, утопические, с Марксом Моррис был категорически не согласен по многим вопросам. Его убеждения - о равенстве женщин, сохранении национального наследия и охране окружающей среды.

Согласно Моррису, стремительно развивающееся фабричное производство, направленное на максимальное извлечение прибыли, обезличивало все – и товары, и производителей, и потребителей. Свой идеал поэт и художник видел в Средневековье, в гармоничном сочетании ручного физического и интеллектуального труда ремесленников на мануфактурах.

Он был основателем Движения искусств и ремесел (Arts & Crafts). Основная идея Морриса и его сотрудников состояла в том, чтобы объединить изящество формы, простоту отделки и функциональность каждого предмета декоративно-прикладного искусства.

В 1861 году, с группой талантливых друзей (среди них Эдвард Бёрн-Джонс, Филипп Уэбб и Данте Габриэль Россетти) Уильям Моррис создал компанию по производству красивой мебели ручной работы. Его первые обои созданы в то время. Удивительный перечень приобретенных навыков. Для печати на тканях пришлось научиться искусству резьбы на деревянных блоках и технике естественной окраски тканей, которая исчезла много лет назад и вновь была восстановлена и обновлена.

Он научился вышивать антикварными швами; он узнал о ткачестве из старой французской книги и на созданном ткацком станке в своей спальне, очень рано, каждое утро учился работать. Всего за три месяца — 518 часов — он завершил свой первый дизайн гобелена. Моррис продолжал писать всю свою жизнь: поэзия, социалистические учения и очаровательные рассказы, которые повлияли на творчество Толкиена.


Уильям Моррис родился в 1834 г. Его семья, имевшая уэльское происхождение, не только обеспечила богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни.

Идиллическое детство Морриса в Вудфорд Холле оказало огромное влияние на его жизнь. Дом располагался в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона, и в детстве Уильям провел много часов, созерцая окрестные красоты.
Визиты в охотничий замок королевы Елизаветы I в Чингфорд Хатч пробудили в молодом Уильяме интерес к традиционному английскому убранству интерьера.

Моррис получил классическое образование в Марльборо и Оксфорде. В 1856 году он под влияньем Д.Г.Россетти увлекся живописью и примкнул к Братству прерафаэлитов.
Но  художником он был средним, и сам признавал это. Из его картин, в сущности, известна только одна - Гвиневера (1858)

Джейн Берден (муза прерафаэлитов), позировавшая для этой картины, в 1859 г. стала его женой.

Они переехали жить в знаменитый теперь Красный дом (Red  House), превратившийся в место сборов  общины  художников-единомышленников.

Красный дом – один из первых образцов архитектуры “Движения искусств и ремесел” – был построен архитектором Филипом Уэбблом в Бексли-Хис (ныне часть Лондона). Моррис с друзьями-художниками пытался превратить его в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.
(Большая фото Красного дома – первая в посте)

Интерьер в стиле Морриса

Развивая эксперимент, начатый строительством Красного дома, Моррис в 1861 году основал фирму Morris, Marshall, Faulkner & Co, которая занималась любыми видами дизайна. Моррис и его единомышленники пытались вернуться к великолепию Средних веков и выпускали обои, ткани, витражи, шпалеры и мебель ручной работы.

Так, например, выглядела мебель – простая, без излишних украшений, но удивительно элегантная "под старину".

 

Витражи Морриса

Умер Моррис в 1896 году. Его врач объявил, что причина смерти заключается в том, что "он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек".

Его вклад в развитие и реализацию принципов "Движения искусств и ремесел" неоценим.

"Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко" не распалась со смертью своего основателя, а просуществовала до 1940 года, оставаясь ведущей в своей нише. Именно стиль прерафаэлитов способствовал возникновению модерна во всех его ипостасях, ар-деко и многих других направлений декоративно-прикладного искусства.

Дизайнерские идеи Уильяма Морриса и его сотрудников живы до сих пор. И в наши дни эскизы художников используют в производстве обивочных тканей, портьер, обоев и подарочной упаковки.
Салфетки для стола, чайная посуда и кухонные полотенца – знакомые узоры можно найти на всех этих вещах.


Гобелен Морриса

William Morris

William Morris

материалы по теме:  (1) (2)  (3)


Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям

" Не имейте в своем доме ничего, кроме того, что считаете полезным и называете красивым".

Уильям Моррис

Мне хочется познакомить вас с прекраснейшими образцами американского и английского хлопка, дизайн которых навеян творчеством таких известных художников, как Уильям Моррис и Альфонс Муха .

Уильям Моррис известен как основатель и идеолог движения Art & Craft, возникшего в конце 19 века в Англии. Движение положило начало одноименному стилю, который, в свою очередь, предшествовал стилю Modern.

С именем Морриса ассоциируются своеобразные обои и ткани того времени с роскошными растительными орнаментами, их так и называют «Моррисовские». "Король" орнаментов — чертополох, обилие птичьих силуэтов, плавные сложные линии рисунка, использование достаточно насыщенных и темных тонов — во всем этом заметна стилизация под Средневековье.

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 1

Давайте посмотрим на оригиналы и сравним их с современной интерпретацией американских и английских художников по текстилю.

Достаточно часто мориссовские мотивы используют в своем творчестве художники фабрики IN THE BEGINNING.

Вот, например, колллекция, которая так и называется Arts & Crafts:

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 2

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 3

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 4

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 5

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 6

А вот ткани из коллекции Paradise, в которой тоже очень сильны мотивы моррисовского стиля.

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 7

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 8

В коллекции хлопка английской фабрики FABRIC FREEDOM тоже можно разглядеть знакомые мотивы. Цвета более приглушенные, масштаб рисунка мельче, но от этого ткани не становятся хуже, наоборот, приобретают некую "патину времени".

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 9

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 10

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 11

А вот примеры подлинных рисунков Морриса.Согласитесь, преемственность налицо...

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 12

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 13

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 14

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 15

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 16

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 17

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 18

Вот ткани фабрики TIMELESS TREASURE, новые коллекции, которые только анонсированы фабрикой.

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 19

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 20

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 21

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 22

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 23

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 24

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 25

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 26

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 27

Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.

В этом стиле получили развитие растительные мотивы стиля Морриса — чертополох активно заменяется на лилии и ирисы, линии узоров становятся более сложными и прихотливыми, добавляется геометрический "египетский" орнамент и появляется много золота и серебра в сочетании с яркими и насыщенными красками рисунков.

Маленьких птичек сменяют царственные павлины.

Смотрим коллекции FABRIC FREEDOM.

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 28

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 29

И с павлинами:

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 30

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 31

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 32Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 33

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 34

А вот опять новинки TIMELESS TREASURE

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 35

Работы William Morris и Alfons Mucha как источник вдохновения дизайнеров по тканям, фото № 36

Приятного просмотра и вдохновения вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *