Модерн характерные черты: Модерн — Википедия – Стиль модерн ч.2. Основные характеристики
Стиль модерн ч.2. Основные характеристики
В России и Англии — модерн, в Германии — югендстиль, в Австрии — сецессион, в Италии — либерти, во Франции — ар нуво.
Мы продолжаем наш разговор об одом из прекраснейших и интереснейших стилей. Первую чать публикации с фотографиями интерьеров в стиле модерн можно увидеть здесь:
http://www.livemaster.ru/topic/280775-stil-modern-v-interere?vr=1&inside=1
Сегодня мы вычленим характерные черты стиля модерн.
Модерн часто называют манерным и декадентским, забывая, что он возник благодаря промышленной революции XIX века и в свое время считался чрезвычайно радикальным и прогрессивным.
Быстрому распространению модерна помогли всемирные выставки, и прежде всего грандиозная парижская 1900 года, которой Европа отмечала переход в новое столетие (на ней впервые были представлены, к примеру, озвученный фильм, эскалатор и дизельный двигатель! :)).
Именно Всемирные выставки, на которых разные страны представляли свои достижения, свою культуру в отстроенных специально для этого павильонах, являлись толчком к объединению искусства, науки. Можно сказать были первым шагом к созданию единого информационного пространства, к которому мы сейчас в эпоху интернета так привыкли. На эти выставки съезжались промышленники и художники из разных стран… Хотя… я немного отвлеклась, это уже немного другой разговор. А сейчас мы говорим про модерн как стиль в искусстве…
Кстати, вот так выглядел павильон России на Всемирной вытавке 1900 года в Париже:
Итак, продолжая начатый нами ранее разговор, можно вычленить некоторые особенности стиля модерн:
Прежде всего, для модерна характерны мягкие, тягучие, плавные линии, нарочитое избегание прямых углов. Линия в орнаменте приобретает так называемую форму «удара хлыста». Это, пожалуй, самая характерная особенность этого стиля.
Возврат к природе, интерес к естественным наукам, активное использование элементов и идей, почерпнутых, подсмотренных у природы — еще одна характерная особенность этого времени. Растительное царство, царство птиц, рыб и насекомых просто врываются в эпоху модерна, подчиняя его своим законам.
В орнаменте — растительные мотивы, очень любимые художниками того времени павлины и павлиньи перья, активный фантазийной декор . Преобладание водных цветов и изысканных по форме растений: камыши, лилии, ирисы, папоротники, орхидеи.
Жители подводного царства, медузы, морские коньки, улитки, бабочки, стрекозы, всевозможные жуки-пауки переселяются в интерьеры, украшения, ткани.
Таинственные девы, нимфы и русалки поселяются даже на самых обыденных предметах.
Архитектура отступает от жестко заданной трезхвенной ордерной структуры классицизма и подчиняется только фантазии и мастерству архитектора. Формы как бы произрастают одна из другой, заимствуя этот принцип у растений. Этому способствовало строительство из железобетона (из кирпича и дерева сложно наладить массовое строительство зданий столь разнообразных и гибких форм).
Во многих интерьерах архитекторы того времени активно экспериментируют, нарочито избегая острых углов. Мы можем увидеть овальные окна, мягкие линии потолков и ниш, сложные изогнутые линии стен. Стремясь приблизить жилище человека в природе, архитекторы в некоторых случаях заходят так далеко, что создают жилые помещения, непривычные и неудобные для проживания человека.
Активно используется спираль, позаимствованная у раковины, как пример — лестницы, в форме спирали.
Фасады домов спорят между собой в первенстве за красоту и оригинальность. (Как здесь не вспомнить знаменитый «Квартал раздора» в такой модернистской на местный манер Барселоне:)).
Мебель приобретает более легкий внешний вид и оригинальные формы. Она не расставляется четко по периметру комнаты, как это делалось в интерьерах классицизма, а свободно располагается по всему пространству комнат, встраивается в стены и ниши. Мебель производится целыми гарнитурами, коллекциями.
Появляются сложные мебельные конструкции, объединяющие себе, например, диван, придиваные тумбы, полки, зеркала. Можно сказать, что знакомые нам с детства «стенки» нашли свое рождение именно в это время.
Промышленное производство мебели и предметов интерьера способствовали тому, что мебели в помещениях становилось много, иногда избыточно много. Тоже можно сказать и о безделушках, интерьерных вещицах.
В противовес этому возникали течения, в которых художники, архитекторы, писатели, дизайнеры, ремесленники критиковали фабричные изделия, «ширпотреб», подчеркивая превосходство предметов личного производства. Еще у истоков модерна в конце XIX века сторонниками движения «Искусство ремесел» была предложена концепция, согласно которой искусство, дизайн и предметы не фабричного, а индивидуального, ремесленного производства могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей. Надо заметить, что художники оказались правы, и в свое время именно «ширпотреб» вытеснит модерн с историчекой сцены. В обескровленной войнами и революциями Европе станет не до дорогого и штучного модерна…
Развитие фотографии — отсюда множество фото, расставленных на полках и столиках, заполоняющих собой стены.
Время модерна также возвращает нас к мистике. Художники и композиторы изучают народные сказки и легенды (в отличие, скажем, он предыдущих веков, когда искусство опиралось на классические сюжеты Древней Греции и библейские истории). Русалки, эльфы, феи, сильфиды, элементали, оккультная и мистическая символика, символизм как таковой — все это неотъемлемые части модерна.
Надо сказать, что влияние мистицизма испытали на себе не только художники и композиторы начала XX века. В это время стало появляться множество оккультных обществ, спиритических кружков. В моду входят карты Таро, астрология, буддизм, повсеместное увлечение мистериями и тайными учениями. Выйдя за границы «тайных братств», эзотерика захлестнула собой широкие круги интеллигенции. Конечно, эта мода не могла в той или иной степени оставить равнодушными и художников эпохи модерна. Как очень характерный пример — творчество Врубеля. Помните: «Фауст», «Пан», «Царевна лебедь», «Принцесса Греза», демон… Хотя про русский модерн можно и нужно говорить отдельно!…
Погружение в тайны психики и бессознательного (Фрейд, Юнг), изучение и терапевтическое использование гипноза и трансовых состояний…
В цвете модерн у меня ассоциируется со всеми оттенками синего. Мистического фиолетового, небесного серебряного. Все цвета водного и воздушного царств… Цвета увядших роз. Странное и неведомое…
Цветное стекло и витражи на окнах.
Парящие конструкции из металла и стекла
Кованные детали
Легкие конструкции-перегородки
Как я уже говорила выше, начало ХХ века это, прежде всего, эпохи технического прогресса. В архитектуре это использование железобетона, металлических конструкций, стекла, огромных окон, зеркал. Строительство железных дорог и железнодорожных вокзалов.
Какие красивые вокзалы в стиле модерн из стекла и бетона, с любовно обыгранными архитекторами опорными конструкциями из железа, стеклянными крышами…
Тема модерна неисчерпаема. Мы только обозначили основные моменты этого стиля. Впереди еще очень много интересного…
В следующей публикации мы, как я и обещала, поговорим о Шехтеле и одном из моих любимых зданий в Москве, особняке Рябушинского.
Оставайтесь с нами:)…
Стиль модерн
Модерн (фр. Art Nouveau — новое искусство, нем. Jugendstil — молодежный стиль, англ. Stile Liberty — стиль свободы) — международное движение и стиль в искусстве, архитектуре и особенно декоративно-прикладном искусстве, который достиг пика своей популярности на рубеже 20-го века (1890-1905)
Само название стиля «модерн» во многих странах разное. Русскоязычное название «Модерн» в других языках не встречается. На Западе самым распространенным названием стиля можно считать «Ар-Нуво» (Art Nouveau). Так же широко известны названия стиля — «Тиффани» в США, «Югендстиль» в Германии, «Сецессион» в Автсрии, «Модерн Стайл» в Британии.
Стиль Модерн имел несколько основных направлений:
- Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.
- Неоклассицизм
- Рационализм, направление с преобладанием более простых форм
- Иррационализм
- Кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича.
- Модерн венский, берлинский, парижский, в России и Восточной Европе — московский, петербургский, рижский, провинциальный и так далее.
История возникновения стиля модерн
Предшественником стиля модерн был стиль эклектики (цитирования и смешения предыдущих стилей). В такой ситуации возникновение нового стиля было просто необходимо. Одним из толчков к возникновению нового художественного направления стало влияние искусства Японии эпохи Мэйдзи, а так же искусство Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Большое влияние на развитие архитектурного стиля модерн имели работы знаменитых художников и скульпторов этой эпохи, таких как Густав Климт, Альфонс Муха, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, скульпторов, таких как Огюст Роден, Камилла Клодель и другие.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Знаменитые архитектурные сооружения стиля модерн:
Основные признаки модерна
Отличительными чертами этого красивого пластичного стиля можно назвать отказ от прямых линий и углов в пользу естественных природных изогнутых плавных линий, широкое использование прикладного искусства, применение новых технологий (например, сложные железобетонные конструкции), использование металла, стекла.
Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Преобладающие и модные цвета |
Приглушенные цвета — цвет увядшей розы и табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона |
Линии стиля модерн |
Отказ от прямых линий, плавность, текучесть линий, подражание природным формам растений. Часто отказ от симметрии |
Формы модерна |
Плавность и текучесть форм, отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую |
Характерные элементы интерьера модерна |
Сочетание плоскостей, гнутая мебель. Мозаика, эмаль, золотой фон, расчеканенная медь и латунь |
Конструкции стиля модерн |
Часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас) |
Окна стиля модерн |
Прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. |
Двери стиля модерн |
Прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные |
Архитекторы модерна
Виктор Орта (Victor Horta 1861—1947 гг.) бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Четыре брюссельских дома работы Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet 1852—1926 гг.). Всемирно известный каталонский архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Наиболее известные работы — Церковь Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), Дворец Гуэля (Palau Güell). Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Анри Клеманс Ван де Вельде (1863—1957 гг.) бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.
Йозеф Мария Ольбрих (1867—1907 гг.) австрийский архитектор, мастер модерна, автор знаменитого выставочного здания Венского сецессиона в Вене. C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте.
Городецький Владислав Владиславович (1863—1930 гг.) — украинский и польский архитектор, автор Дома с химерами и Собора Св. Николая в Киеве.
Виктор Александрович Шретер (1839—1901 гг.) русский архитектор немецкого происхождения. Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых), создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе. Именно его авторству принадлежит проект Оперного театра в Киеве (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко).
В Москве работал целый ряд знаменитых архитекторов модерна: Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое «Московским модерном».
Типы сооружений стиля модерн
Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы объектов, огромное внимание, уделяемое интерьеру, поскольку именно он образует ядро, определяющее наружный облик здания. Рационализация планировки. Модерн отказывается от коридорной планировки в пользу своеобразно понятой центрической. Разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. Жесткость, с которой выдерживается этот принцип, не исключает свободы приемов, асимметрии, геометрической неправильности рисунка плана. Но исходный принцип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно.
Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана.
Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, — качества слитые в модерне воедино. Больше того, утилитарность, функциональные достоинства поставлены на службу создания поэтического настроения. Одухотворенность, поэтичность входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, отождествляемого как с чувством покоя и удовлетворенности и удобствами и уютом, так и с удовлетворенностью обстановкой, в которой сознаешь себя приобщенным к высшим духовным ценностям и красоте. В модерне происходит чудо преобразования — поэтизация обыденного.
Модерн в интерьере
Что касается организации интерьерной среды стиля модерн, то для нее были характерны элегантность и стильность, а также особый разреженный ритм всех элементов. И большую роль в этом сыграло увлечение японским искусством.
Возрожденный манерами модерна (Ар-Нуво) витраж приобрел новое звучание. Флореальный или геометрический орнамент, яркие цветные стекла в металлических переплетах придавали интерьеру изысканный декоративизм. Известный американский художник Л.К.Тиффани изобрел особый ручной метод изготовления стеклянных предметов. Их образовывало, покрывая слой за слоем (до 15), жидкое разноцветное стекло с примесями металлов. Будучи учеником не менее известного мастера — художника школы «Нанси» Э.Галле, Тиффани использовал в росписи флореальные мотивы. И сами его предметы, как у Галле, имели текучие, уподобленные природным формы.
Вообще стекло было излюбленным материалом художников стиля модерн. Впрочем, создавались также эскизы изделий из фарфора. Здесь тоже доминировали растительные мотивы, но были и исключения. Например, серовато-голубой датский фарфор славился своими строгими геометризованными формами и пользовался большим спросом.
Много работ выполнялось и в металле. Бронза и медь использовались для изготовления осветительных приборов. Мастера стиля увлеклись разработкой различных светильников, дизайном столового серебра, ювелирных изделий.
Теперь мебельным дизайном занимались такие художники как Макинтош или Годуин. Последний стал пропагандистом японской мебели. Светлые, легкие предметы Годуина изготовлялись из дерева, покрытого белой или серой краской.
В связи с интересом модерна к японскому искусству в моду вновь, как и в XVIII столетии, вошли ширмы. Поскольку художники, занимающиеся мебелью, столь же успешно работали в стекле, художественном текстиле, книжной графике, разносторонность их дарований не могла не проявиться в мебельном дизайне. Так мастера школы Нанси предпочитали черное дерево и придавали предметам флореальные очертания и орнаментику. Резные панно кресел-бержер, стульев, диванов имели формы гибких ветвей, цветков ирисов. Ножки были волнообразными. Столы в виде двух тумб, соединенных волнообразной доской, напоминали причудливые природные образования.
Мебель по эскизам Ч.Р.Макинтоша и его коллег из Глазго (Шотландия) отличается удлиненными формами. Кресла-троны этого дизайнера сочетают вытянутую спинку с короткими ножками.
Обои, выполненные в стиле модерн, вобрали в себя и элементы щпалер и росписи, носившей символический характер. Популярны растительные, нежные цветочные орнаменты, вязь. Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные картины, служащие украшением стен и полов комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.
Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.
- < Назад
- Вперёд >
характерные особенности и элементы интерьера
История стиля модерн
Распространение стиля модерн в Европе началось в конце девятнадцатого века. В это же время он появился и в России. Наибольшей популярностью стиль стал пользоваться в аристократических кругах Москвы и Петербурга. В салонах аристократов в то время царила атмосфера символизма и декадентства. Этот период получил название Серебряного века. Желание достичь гармонии и изящества во всем отразилось и на интерьере помещений.
Дизайн интерьера в стиле модернНа смену классическому стилю с его прямыми линиями пришел стиль с плавными и мягкими изгибами. Французы назвали его Ар-Нуво. Во всех странах его называют по-разному. Стиль модерн прослеживался не только в интерьере помещений. Популярность его была настолько велика, что начали проявляться дома в стиле модерн, картины, ювелирные изделия и даже в одежда.
Стиль модерн в интерьереХарактеристика стиля модерн в интерьере
Плавность и изящество линий характерно для этого стиля. Прослеживается изогнутая линия во всех деталях интерьера. Окна, двери, мебель изготовлялись с чувством стиля и утонченности.
Мебель в стиле модерн
Материалы для изготовления мебели и предметов декора только натуральные. Дерево светлых тонов в основном служило для производства мебели. Изделия, выполненные из кованого железа, были воздушны и легки. Первооткрывателем изготовления кованых изделий был Гауди. Он явился вдохновителем для многих мастеров. Методом художественной ковки были выполнены каминные решетки, элементы лестницы, дверные ручки и многое другое. Было широко распространено применение природного камня для отделки.
Как выполнить интерьер в стиле модерн?Витражи в интерьере
Витражи – популярные элементы стиля модерн. Они служили украшением окон, дверей, мебели. Всевозможные мотивы с использованием плавных линий были изображены на них. Для стиля модерн характерны рисунки с изображением растений и животных. Многие изображения были символичны. Довольно часто встречалось изображение бутона, который символизировал начало новой жизни. Птицы и насекомые тоже часто появлялись на рисунках. Эти мотивы можно было увидеть на витражах, вазах и на других предметах интерьера.
Витражные окна в стиле модернЦветное стекло было популярно для изготовления элементов декора. Известен своими дизайнерскими работами по стеклу Луис Комфорт Тиффани. Поэтому стиль модерн называется в Америке стилем Тиффани.
Витражные арки в интерьереХарактерно для этого стиля и использование мягких натуральных цветов. Очень популярны были оттенки серебристого и золотого цветов. Используются все приближенные к натуральному цвету. Романтическая обстановка достигалась использованием приглушенного света. Поэтому светильники были сделаны из цветного и матового стекла.
Витражи в интерьере домаОбязательным условием для создания стиля считалось использование большого пространства. Полы могли быть разного уровня. Часто использовались подиумы. Для изготовления пола применялся фигурный паркет. Узор этого паркета напоминал изгиб морской волны. Потолки украшались гипсовой лепниной. Потолок мог иметь несколько уровней с плавными переходами.
Модерн и современность
В современном мире стиль модерн снова стал пользоваться популярностью. Так же как и раньше чаще всего его применяют люди творческих профессий. Популярен он у любителей и знатоков Серебряного века. Современный вариант стиля модерн несколько отличается от классического.
Современная архитектура в стиле модернБольшие пространства и широкие окна предпочтительны для использования в этом стиле. Просторные помещения позволяют произвести свободную расстановку мебели, что характерно для того времени. Допускается на потолке не делать рельефных узоров. Потолок может быть одного уровня. На полу использование подиума тоже необязательно. Хотя при желании возможно.
Модерн в архитектуреИспользование цвета в помещении более сдержанное. Применяется в основном комбинация трех цветов. Черный, белый и серый – основные цвета интерьера. Украшаются узорами и орнаментом только отдельные элементы. Цветочная обивка мягкой мебели, абстрактная картина на стене. Все это подчеркивает стиль. Настольная лампа с рисунком на стекле добавит романтичности.
Дом в стиле модернМодерн — Особенности стиля
Основной отличительный признак стиля модерн – это плавность и изящество линий. Он сохраняется и в современном варианте стиля. Чтобы сгладить прямые сочетания и углы, которые неизбежны в современных планировках, подходят светильники разнообразных видов. Они должны иметь плавную изогнутую форму.
Мебель в стиле модернМебель служит для придания интерьеру необходимой плавности и изысканности. Диваны, софы и пуфики должны иметь округлые формы. Мягкое кресло с изогнутыми подлокотниками идеально впишется в стиль.
Модерн — Особенности стиляВ современном варианте стиля модерн необязательно использовать только натуральные материалы. Применяется искусственный полированный камень, пластик и стекло. Комбинируются материалы иногда очень неожиданно.
Стиль модерн постоянно обновляется и совершенствуется. В этом секрет его всевозрастающей популярности.
Особенности стиля Модерн. — Характеристика основного художественного направления: модерн. — LiveJournal
Главной чертой стиля модерн является волнообразно изогнутая линия, которая сочетает в себе атмосферу Востока и тяготение к конструктивности. Изящные линии декора визуально сливаются с элементами строительной конструкции. Модерн часто называли «стилем волн» за отсутствие углов и за использование плавных линий, которые словно перетекают из плоскости в плоскость, обволакивая дом. В отделке преобладают мягкие текучие формы, стилизованные растительные рисунки, которые превращают металлические конструкции в неординарные заросли сказочных цветов. Модерн характеризуется довольно широким стилистическим диапазоном, в котором сочетаются элементы разнообразных стилей. В стиле модерн смешиваются необычные материалы и техники: дерево, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, мозаика, витраж.Стиль модерн полностью отрицает использование прежних архитектонических принципов декорирования внутреннего пространства. Впервые стены и арки становятся полноправными частями интерьера, которые требуют не меньше внимания, чем мебель. Модерные стены покрываются нерациональными, асимметричными, необыкновенными формами, прихотливо извивающимися линиями. Потолки в стиле модерн украшаются плоскорельефной гипсовой пластикой, стены выполняются в более ярких цветах, а занавеси – в более светлых. Иногда складывается впечатление немного произвольной атмосферы, которая полностью отображается на формах мебели, окон, дверей. Стилизованный растительный орнамент в декоре модерна преобладает в декоративных украшениях стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров в форме чашечки цветка. В мебели стиля модерн параллельно развиваются два направления: декоративное с прихотливыми формами и силуэтами и конструктивное с характерной прямолинейностью и ясностью построения. Для немецких и английских изделий более свойственно именно конструктивное направление. Предметы, устремленные к конструктивно четким линиями и формам, являются более простыми с минимальными декоративными элементами. Данное направление наиболее раскрыто и представлено в творчестве таких мебельных мастеров как Римершмид и Панкок.
Создание своеобразного синтеза искусств являлось важным заданием для стиля модерн. Для этого был необходим общий формальный язык, который бы визуально соединял целые произведения и их части. Синтетичность модерна можно легко подтвердить интерьером любого особняка, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составляющих элементов целого, решено все в одном ключе. Примером синтеза разных элементов интерьера являются два стеллажа, которые соединены между собой длинной полкой и таким образом формируют пространство для небольшой кушетки.
Главный мотив и выразительная форма стиля модерн – это капризная и гибкая, изящная и живая, одухотворенная линия. Язык искусства стиля модерна – это абстрактные формы, весьма органические и живые, дышащие и растущие.
Для интерьера в стиле модерн характерна свободная планировка с полом разных уровней, расширенными оконными проемами. Для модерна импровизация на определенную тему — один из принципов работы. Стены помещений покрываются асимметричными, необыкновенными прихотливо извивающимися линиями; становятся более колоритными и украшаются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент модерна преобладает в декоративных украшениях мебели декоративного направления. А конструктивное направление в мебели, развиваясь параллельно, использует минимум декора. Цветовая гамма модерна использует расцветку без оттенков, довольно приглушенные тона: лиловый, серовато-зеленый, серебристый, палевый.
Силуэты изысканных цветов (ирисов, водяных лилий) и насекомых (стрекоз, кузнечиков, жуков) украшают кроме ткани, обои стен, витражи окон. В стиле модерн используют популярные большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, напоминающие готику.
Стиль модерн в интерьере помещения помогает раскрыть утонченность, оригинальность и яркую индивидуальность владельца. Кроме плавных и мягких линий в модерне акцентируется внимание на максимальном выявлении фактуры и пластических возможностей материала.Для модерновой мебели характерна простота форм и высокая функциональность. Современные интерьеры легко сочетаются с оригинальными мебельными моделями и решениями. Например, кресло в виде обтянутого кожей или тканью металлического каркаса. Поскольку стиль модерн был распространен в разных странах, то в каждой он сформировал свои особые черты в мебели. В дизайне мебели стали также популярны растительные мотивы. Например, простой стул может быть выполнен в форме бутона цветка.
Стиль модерн отличается гармоничным сочетанием самых разных материалов: стекла, пластика, дерева и металла – это именно то, к чему стремились дизайнеры начала века. Интерьеру в стиле модерн не свойственна холодность хай-тека или вычурность эклектики. В такой интерьер прекрасно вписывается современная корпусная мебель, которая является прямым потомком конструктивных немецких и английских решений для мебели.
Современный стиль модерн использует много новых материалов и текстур, которыми успел обогатится, что делает его еще более разнообразным. Правда, главные принципы и тенденции остаются неизменными: плавность изогнутых линий, использование природных мотивов, а также синтез всех дизайнерских элементов для создания органичной и гармоничной полной картины. Здесь применяется неограниченная фантазия, но направленная в одну сторону.
Стиль Модерн идеально подходит для человека практичного, устремленного в будущее, но при этом знающего толк в искусстве, ценящего уют и красоту в деталях. Основная особенность стиля Модерн – это сочетание простоты, функциональности и декоративности, которое наполнить Ваш дом светом и легкостью и удовлетворить каждую интеллектуальную и творческую натуру.
МОДЕРН (часть 3). Русский модерн. Ф. О. Шехтель
Русский модерн.Федор Осипович Шехтель.
Модерн (часть 3)
На рубеже XIX — XX веков русская архитектура тяготела преимущественно к стилю модерн. Успешно развивая основные черты западноевропейского модерна, она в то же время сохраняла архитектурные традиции русского Средневековья (так называемый «неорусский стиль») и классицизма (неоклассицизм). Русский вариант модерна нашел практическое воплощение в строительстве вокзалов, крупных промышленных зданий, банков, отелей и частных особняков.
Характерные черты архитектуры русского модерна — это асимметричная многообъемная композиция вокруг вертикальной оси, свободное размещение окон разнообразной конфигурации и размеров на различных уровнях. Это построение форм «изнутри наружу» (когда интерьер определяет внешний облик здания), перетекание внутреннего пространства из одного помещения в другое, роль лестницы как главного элемента организации внутреннего пространства, декоративность оформления.
Наиболее полно и ярко модерн проявился в сооружениях Федора Осиповича Шехтеля (1859 — 1926). Его лучшие архитектурные произведения в Москве — особняки З. Г. Морозовой на Спиридоновке, А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, А. Н. Рябушинского на Малой Никитской улице, а также здания Ярославского вокзала и Московского Художественного театра.
Высшим достижением русской архитектуры эпохи модерн стал особняк А. Н. Рябушинского (ныне музей-квартира М. Горького).
Когда в 1931 году писатель впервые переступил его порог, он воскликнул: «Какой нелепый дом!» Что же могло так поразить Горького? Прежде всего необычность архитектурных форм небольшого трехэтажного здания. Она создавалась благодаря асимметрично выступающему вперед балкону, пристройкам парадного и бокового крыльца, разнообразным конфигурациям окон с изгибающимися рамами. Сверху по краю стены протянулся изысканный мозаичный фриз с изображением огромных цветов ирисов на якро-голубом небесном фоне. Общее впечатление усиливает орнамент чугунной ограды из спиралевидных, бегущих друг за другом волн. Этот же мотив волны использован и в оформлении дверных проемов, ручек; он сохранен и в убранстве интерьера.
Подлинным украшением холла является закрученная спиралью широкая лестница из искусственного серо-голубого мрамора. Её массивные перила напоминают набегающую череду морских волн. Сверху она воспринимается как низвергающийся с утеса водный каскад.
На верхней площадке лестницы огромная арка открывает вход в жилые покои. Один конец арки опирается на мощную темно-красную колонну с капителью из переплетенных бронзовых цветов и змей. Стену украшает витраж с рисунком гигантского крыла бабочки и каких-то диковинных трав.
Массивный деревянный потолок с лепниной в виде кувшинок, морских звезд и улиток контрастирует с мозаичным полом, узор которого напоминает искрящуюся под лучами солнца водную зыбь. Постоянно повторяющиеся криволинейные ритмы выражают идею непрерывно движущейся жизни.Другие сооружения Ф. О. Шехтеля.
Ярославский вокзал:
Особняк З. Г. Морововой:
Особняк А. И. Дерожинской:
Московский Художественный театр:
Постепенно Шехтель переходит от модерна к конструктивизму. Он отказывается от излишней декоративности в оформлении сооружений, изысканным орнаментам предпочитает гладкие поверхности стен. Но это уже другая история.
Использованная при подготовке всех трех частей литература:
1) Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн. М., 1998.
2) Бусальи М. Понимать архитектуру. М., 2007.
3) Герман М. Ю. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. СПб., 2005.
4) Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. СПб, 1992.
5) Кириченко Е. И. Федор Шехтель. М., 1973.
6) Пэнэжко Н. Л. и др. Шехтель. Рябушинский. Горький (дом на Малой Никитской, 6). М., 1997.
7) Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М., 2001.
8) Фар-Беккер Г. Искусство модерна. М., 2000.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика понятия стиль модерн в искусстве Европы и России………………………………………………………………………………4
2. Архитектура модерна……………………………………………………………6
2.1. Архитектура модерна: основные черты, направления, история и динамика развития………………………………………………………………..6
2.2. Каталонский модерн Антонио Гауди……………………………….10
2.3. Архитектура русского модерна………………………………………13
2.3.1. Колористика московской архитектуры модерна……………………………………………………………………………13
2.3.2. Специфические особенности екатеринбургского модерна……………………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Введение
Стиль по словарю Даля — это образ, вкус. Стиль в нашем понимании это единство художественного направления, гармоничная совокупность черт.
В любом искусстве — и в том числе в архитектуре и дизайне — каждая эпоха оставляет свой неизгладимый отпечаток, который может многое поведать об уровне культуры и жизненном укладе общества данной эпохи. Сложенные вместе и обобщенные, признаки типичные для определенного времени и места и составляют стиль.
Стиль находит свое выражение не только в каждом произведении искусства, но даже и в скромных формах повседневных предметов быта. Прежде всего, стиль — это своеобразный способ выражения, который проявляется и повторяется во всем, что создают человеческие руки в определенный исторический период.
Планируя ремонт, большинство из нас задумывается о принципиально новом дизайне, о заказе дизайн-проекта квартиры или офиса. Пожалуй, все стили давно уже придуманы, нам остается только выбирать, что это будет: хай-тек, классицизм, кантри или, может, готика… . Но, несомненно, самым популярным из «больших» исторических стилей в современном интерьере является модерн. Само сочетание «исторический стиль модерн» звучит несколько парадоксально, ведь слово «модерн» и значит «современный». Таким образом, все вышеупомянутое послужило мотивами избрания мной данной темы для написания реферата.
Целью данной работы является изучение стиля модерн в архитектуре.
Реферат имеет 2 основные главы, каждая из которых решает определенную группу поставленных задач.
Первая — «Характеристика понятия стиль модерн в искусстве Европы и России» — определяет понятие стиля модерн, предпосылки его зарождения.
Во второй главе «Архитектура модерна» рассматриваются общие черты этого стиля, основные направления, история и динамика развития, а также проявление стиля модерн в архитектуре Москвы и Екатеринбурга.
Глава 1. Характеристика понятия «стиль модерн» в искусстве Европы и России
В 90е гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль, получивший название «модерн». Главным содержанием модерна ( франц. Moderne от лат. Modernus — новый, современный) было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX — отсюда название. Поэтому термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» или «современное искусство», а также термина «модернизм», обозначающего все наиболее авангардистские, экспериментальные и формалистические течения в искусстве XX века. Хронологические рамки модерна очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет: приблизительно 1886-1914 гг. Однако модерн — это не один какой-либо стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI века.
На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизм, оформившийся в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Однако национальный романтизм ранее, в 1830-1880-х гг., способствовал формированию идеологии историзма и эклектики, а символизм присущ искусству, в особенности архитектуре, на всех этапах развития. Поэтому подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования, имеющую более глубокие внутренние причины.
Рубеж XIX-XX вв. имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. Несомненно, то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей». В этих словах отражен созидательный пафос того времени. Однако, несомненно и другое — именно это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре ХХ столетия
Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается совершенно новое искусство. «Мы гребень вставшей волны», — писал В. Брюсов. В период модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.».
Главным содержанием периода модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов.
Действительно, так же, как и в начале XX столетия, на рубеже веков преобладал идеализм, вера в то, что искусство может изменить жизнь. Однако художники модерна стали использовать в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусство этрусков и французского Рококо…
В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции.
Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства модерна. В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Поэтому в период модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии — геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендстилем, в Италии — либерти, в Польше — «сецессией». В России утвердился термин «модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой). Тем не менее, все эти термины — не синонимы, они имеют разный смысл.
Архитектура модерна в Вене
Модерн в Вене получил название Сецессион (от нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение, обособление) – от названия ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX — начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» был журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.
Представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы – Отто Вагнер. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. «Стиль практической полезности», разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата», или геометрическим стилем.
Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Гансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства «модерна», мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар-Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша «флоралист» В. Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками».
Здание почтовой сберегательной кассы – одно из важнейших сооружений Вагнера, здание, где сосуществуют красота и целесообразность, практичность и чистота линий, гармония.
Когда Вагнер в 1894 г. стал профессором Венской академии, то в своих лекциях выступал за отказ от исторически выдержанных стилей. Он воплотил свои принципы на практике в поэтичном Майолика-хаусе (1898) — доходном доме, фасад которого был облицован плитками, декорированными цветными растительными орнаментами.
Другой выдающийся архитектор, Йозеф Мария Ольбрих был учеником Отто Вагнера. В 1898-1899 гг. Йозеф Мария Ольбрих выстраивает в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона, Дом венского Сецессиона (1897—1898), увенчанное крайне оригинальным куполом — ажурной работой из позолоченных кованых лавровых листьев. Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченными лавровыми листьями и 700 ягодами. Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным «вагнеровским» орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов». Фронтон здания украшает позолоченная надпись со словами «Каждому времени — своё искусство, каждому искусству — своя свобода». Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующими живопись, архитектуру и пластику.
Поздний стиль Вагнера. В проекте современной церкви св. Леопольда (1905—1907), которая служит часовней в больнице Штайнхоф под Веной, Вагнер вернулся к более богатому, фантастическому стилю здания Сецессиона своего ученика Ольбриха. Крестообразное, перекрытое куполом творение Вагнера подобно торжественному выставочному залу с фигурами ангелов, венками Шимковица и статуями святых Рихарда Лукша. Все формы, в том числе купол и его ребра, изготовлены из позолоченной меди. Здесь фасады выигрывают в легкости благодаря мраморной облицовке с видимыми заклепками. Купол эффектен в белом интерьере, украшенном мозаиками Рудольфа Эттмара и цветным стеклом Коломона Мозера.