Проекты дворцов растрелли: Архитектурные шедевры Растрелли в Санкт-Петербурге
Графика Растрелли — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal
Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику — проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов — подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан.
Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных — в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов.
Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале, заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.
План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале
Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве, нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия.
Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы, который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит).
Московский дворец Елизаветы, тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует.
Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском. Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло.
Среднерогатский дворец Елизаветы, на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году.
Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца, 1746 год.
Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы.
И последняя по времени из елизаветинских резиденций — Зимний дворец в Петербурге, 1753-1762 годы
Дальше растреллиевские интерьеры, в основном для Зимнего и Екатерининского дворцов. Вообще интерьеров Растрелли осталось немного, да и из тех большинство реставрационные новоделы после военных разрушений. В Зимнем почти все было переделано уже при Екатерине в классицизме, а потом сгорело в большом пожаре 1837 года и частично воссоздано Стасовым как, например, Иорданская лестница.
Печи Растрелли как самостоятельные архитектурные формы, не то церковные колокольни, не то парковые павильоны.
Триумфальная ниша для трона Елизаветы.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе. 1748 год. Великолепно сохранился и недавно отреставрирован.
Павильон Грот тоже для Царского Села. 1749-1761 годы. Сохранился, но частично утратил отделку
Охотничий павильон Монбижу в Царском Селе. 1754 год, перестройка первоначального здания С.И. Чевакинского. Потом Адам Менелас снова перестроил павильон, в результате чего он стал Арсеналом на окраине парка. Сейчас заброшен, но стоит. Первый вариант проекта.
Второй окончательный вариант
Катальная Горка в Царском Селе, построена в 1754 году. Разобрана за ветхостью в 1795-м.
Православная церковь в Митаве (Елгаве), перестроена до неузнаваемости в конце 19 века
Проект воссоздания шатра ротонды в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Проект был реализован под руководством Карла Бланка. Разрушена во время войны, сейчас вовстанавливается уже во второй раз.
Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге. Заложен в 1748 году. Ранний проект, где у собора угловые колокольни расставлены широко, и совершенно другая колокльня, чем та, которую в итоге решили строить. Этот проект повлиял на облик колокльни соборного комплекса в Костроме, построенной Воротиловым. А та, в свою очередь, повлияла на растпространение характерного типа колоколен с узнаваемым изогнутым завершением во всей Костромской губернии и соседних поволжских территориях.
План к этому варианту проекта
Боковой фасад утвержденного варианта проекта Смольного собора. Но при строительстве главы решили соединить вместе, что и было осуществлено.
Разрез собора. Можно видеть, каким Растрелли задумывал интерьер. Его замысле так и не был осуществлен полностью. Елизавета умерла, а Екатерина не собиралась продолжать затратное строительство в соответствии с проектом. Интерьер сделали сильно скромнее и уже в другую эпоху, по проекту Стасова.
Также не была построена и высоченная 140-метровая колокольня, верх которой прозрачно намекал на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.
Среди проектов Растрелли есть и такой вот оригинальный чертеж церкви треугольной конфигурации. Проект близок аналогичным замыслам треугольных церквей (обычно их посвящали Св. Троице), распространенным в итальянском и немецком барокко. Для какого места предназначался именно этот чертеж, неизвестно. Он так и не был реализован.
Полностью не был реализован и растреллиевский замысел Гостиного двора в Петербурге на Невском проспекте, 1757 года. Из-за экономии средств, Елизавета передала стройку приехавшему из Франции Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сильно утростил проект Растрелли, отказавшись от всех пышных деталей барокко. На чертеже видно, какой Растрелли хотел видеть часовую башню над центральным входом в здание.
Вот такой он был, италианской нации обер-архитектор Двора Ея Величества граф Растрелли…
Включенные в подборку проекты Растрелли опубликованы в книгах:
Денисов Ю, Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963
Франческо бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты из собрания Государственнного музея истории Санкт-Петербурга. Каталог. Спб., 2000
Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись 17 — начала 20 в. Альбом-каталог. М., 2004
Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. Спб., 2010
Lancmanis Imants. Jelgavas pils. 2006
Ф. Растрелли | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Екатерининский дворец
Фридрих Гартман Баризьен. Вид Большого Царскосельского дворца. 1760
Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева
Павильон «Эрмитаж». Екатерининский парк
Павильон «Эрмитаж». Екатерининский парк
Янтарная комната. Екатерининский дворец
Большой зал. Екатерининский дворец
Золотая анфилада. Екатерининский дворец
ЛуиджиПремацци. Картинный зал, 1870
Эдуард Гау. Церковь в Большом Царскосельском дворце. 1860-е
Екатерининский дворец
Павильон «Грот». Екатерининский парк
Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли(1700 — 1771)
Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын архитектора и скульптора Карла-Бартоломео Растрелли учился у отца. В 1716 году приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. С 1722 года начал работать самостоятельно как архитектор. В период с 1722 по 1730 годы дважды ездил в Италию и Францию совершенствоваться в архитектурном деле (один раз на 5 лет). Выполнял частные заказы в Санкт-Петербурге и Москве. С воцарением императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году стал ее любимым придворным архитектором. Генерал — майор, кавалер ордена Святой Анны, академик архитектуры (1770). Имел учеников и последователей. С воцарением императрицы Екатерины II в 1762 году Ф. -Б. Растрелли временно вышел в отставку, в 1763 году был уволен окончательно и уехал в Швейцарию.
Архитектора часто называют мастером «елизаветинского барокко». Основные его работы в Санкт-Петербурге: Смольный монастырь, дворец М. И. Воронцова, дворец А. С. Строганова, Летний дворец Елизаветы Петровны (находился на месте Михайловского (Инженерного) замка), Большой Петергофский дворец, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара).
С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. Растрелли возглавлял строительство царскосельской резиденции. В этот период он заново перестроил весь Большой (Екатерининский) дворец. По его проекту в регулярной части Екатерининского парка были воздвигнуты павильоны «Эрмитаж» (1746-1752) и «Грот» (1755-1756). В 1754-1757 годах по чертежам и модели Ф. Растрелли в Екатерининском парке была построена Катальная горка, разобранная в 1792-1795 годах. На ее месте по проекту архитектора Л. Руска была построена Гранитная терраса, сохранившаяся и поныне.
В 1750-1752 годах в центре Зверинца, на месте которого была разбита пейзажная часть Александровского парка, по проекту Ф. Растрелли был построен павильон «Монбижу», на месте которого в начале XIX века по проекту А. Менеласа был сооружен Арсенал.
Рундальский дворец: скрытая жемчужина Латвии
History Of Styles
Анна Ковальченко
Латвия – удивительная страна для отдыха. Если вы хотите исследовать великолепную архитектуру Риги в стиле модерн или насладиться аристократическим отдыхом в старинном поместье, вы будете удивлены и восхищены количеством достопримечательностей, которые может предложить эта прекрасная страна. Одна вещь, которую вы определенно не должны пропустить, — это впечатляющий Рундальский дворец, который я лично могу назвать «Латвийскими Весайями».
Построенный и украшенный лучшими архитекторами и дизайнерами того времени, Дворец может стать наглядным ориентиром для изучения истории стилей XVIII века. Мы провели в нем несколько часов и, кажется, сделали тысячу фотографий. Каждая мелочь потрясающих интерьеров Дворца достойна внимания, потому что выполнена с кропотливой тщательностью и исключительным мастерством.
Расположенный посреди сельской местности величественный вид Дворца производит еще более сильное впечатление из-за контраста с деревенской и простой обстановкой.
Рундальский дворец был построен известным итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, большую часть жизни прожившим и работавшим в Императорской России. Первоначально это была летняя резиденция Эрнста Иоганна фон Бирона, герцога Курляндского, позже сменилось несколько владельцев.
Строительство началось в 1730-х годах, когда Бирон был на пике своего могущества и его влияние на русскую царицу Анну Иоанновну было первостепенным.
Парадная лестница была построена в 1730-х годах – это время, когда Растрелли увлекся стилем барокко. Как определить стиль : можно заметить строгую симметрию элементов, помещение имеет торжественный и официальный вид. Основными декоративными элементами являются колонны и арки, С-образные изгибы, человеческие маски и картуши.
Роскошный Позолоченный зал оформлен в стиле немецкого рококо. Это была самая роскошная и значительная комната во дворце, предназначенная для государственных собраний. Как определить стиль : асимметрия декоративных элементов, роскошь и величие, сложные и цветочные орнаменты, обилие позолоты. Любимые цвета — пастельно-розовый, сиреневый, голубой и зеленый (обычно хорошо сочетаются или используются по отдельности). Частыми декоративными элементами являются рокайль, S-образные и С-образные изгибы, листья аканта, птицы и цветы, пухленькие малышки.
Стиль рококо совпал с модой для всех китайцев – шинуазри. Во всех знатных домах и дворцах имелись уединенные комнаты или будуары, украшенные китайской мебелью и обоями. В Позолоченном зале Рундальского дворца есть скрытая смежная комната с впечатляющей коллекцией драгоценных китайских ваз:
Один из талантов Растрелли как архитектора и дизайнера заключался в его умении украсить комнату согласно ее назначению. Например, Позолоченный зал был призван произвести впечатление на посетителей и показать силу и власть хозяина, а танцевальный зал сделали полностью белым, что создает очень расслабляющее и легкомысленное настроение. Здесь все внимание приковано к красивым и элегантным нарядам гостей.
На первый взгляд кажется, что лепные украшения на потолке и стенах абсолютно симметричны, при ближайшем рассмотрении можно определить, что все они имеют неповторимый орнамент (сложные цветочные орнаменты указывают на стиль рококо). Каждая деталь выполнена с особой тщательностью: например, это гнездо аиста на потолке сделано из настоящих веток, покрытых гипсом.
Фарфоровая комната Белого зала — одна из самых эффектных комнат дворца. Стены украшены изумительными лепными украшениями в виде водопада, которые служат полками для редких китайских и японских ваз:
Почти в каждой комнате дворца есть изразцовая печь (представляете, как сложно было организовать нормальное отопление система для такого огромного дома?!). Каждая плитка была расписана вручную и имела уникальный дизайн, обычно изображающий охотничьи или пасторальные сцены.
Розовая комната — настоящий сюрприз для посетителя. Отделанный розовым искусственным мрамором и яркими лепными украшениями, он выглядит очень романтично и нежно. Декор этой комнаты типичен для берлинских и потсдамских дворцов и представляет собой немецкое рококо, для которого характерны, в частности, этот пастельно-розовый цвет, использование серебра вместо золота и расписные лепные цветочные украшения.
Спальня герцога украшена со всей помпезностью и великолепием, что неудивительно, ведь иногда герцог мог встречать здесь своих гостей: такие «парадные» комнаты предназначались для показа публике.
В XIX веке некоторые помещения были реконструированы новыми владельцами дворца – семьей Шуваловых. Это было время возрождения рококо, которое часто называют Второй империей. Как определить стиль : смелый и роскошный декор, элементы рококо намеренно преувеличены и преувеличены. В комнате Шувалова мы видим французскую мебель буль, выполненную в технике маркетри.
Когда я посещаю исторические здания, мне нравится представлять себе повседневную жизнь людей разных эпох. Некоторые из предметов, которые они использовали, мы никогда не увидим в наши дни, и иногда трудно понять их первоначальное назначение. Например, этот красивый резной стул работы Пьера-Клода Тюрко служил ночным горшком:
Одной из самых красивых и уютных комнат Дворца является Будуар Герцогини. В нем есть ниша в виде огромной раковины, на вершине которой двое детей держат зонт. Эта ниша предназначена для размещения кушетки. Тип кровати, который мы здесь видим, называется duchesse brisée (сломанная герцогиня) и обычно состоит из двух или трех частей, которые можно использовать по отдельности.
К сожалению, было холодно, и мы не смогли насладиться фантастическим дворцовым садом в стиле барокко. Летом можно часами гулять среди широких аллей, беседок и великолепных розовых кустов.
Хотите узнать больше о различных стилях интерьера? Проверьте мою книгу «ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ»:
[ebook_store ebook_id=»15760″]
Почтовые теги: #Андре-Шарль Буль#Архитектура#Барокко#Шинуазри#Франческо Бартоломео Растрелли#Мебельные стили#исторический стиль#Дизайн интерьера#Латвия#Рококо#Рундальский дворец
Анна Ковальченко
Дизайнер интерьеров, ювелирный дизайнер и блогер. Увлекается дизайном и искусством, путешествиями и едой.
Вдохновение
Не позволяйте холодному современному дизайну нарушать ваш комфорт
Когда большинство людей думают о домах знаменитостей, первое слово, которое они обычно думают, это «дорого». Что, конечно же, обычно является очень точным термином! Люди думают о больших, тщательно продуманных, богато украшенных домах, которые с первого взгляда показывают, что их владелец является мультимиллионером (как минимум). Но дело в…
Читать далее Не позволяйте холодному современному дизайну нарушать ваш комфортПродолжить
Арт
Искусство дома и наше благополучие
У каждой картины есть душа. Создавая его, художник отдает ему свою энергию, эмоции, чувства… Более того, эмоциональное состояние художника во время написания картины оказывает большее влияние на наше восприятие полотна, чем его сюжет. Другое дело, что одна и та же картинка у разных людей может вызывать совершенно разные эмоции.
У меня есть…Подробнее Искусство дома и наше благополучиеПродолжить
Рундальский дворец | Южная Латвия, Латвия | Достопримечательности
Построенный как величественная резиденция герцога Курляндского, этот великолепный дворец является памятником аристократической роскоши 18-го века и архитектурной изюминкой сельской Латвии. Он был спроектирован итальянским гением барокко Бартоломео Растрелли, наиболее известным благодаря Зимнему дворцу в Санкт-Петербурге. Около 40 из 138 комнат дворца открыты для посетителей, как и прекрасные формальные сады, вдохновленные садами Версаля. Подробные экспонаты внутри дворца предлагают увлекательное представление о его дизайне и реставрации.
Эрнст Иоганн Бирон начал свою карьеру в качестве жениха и любовника Анны Иоанновны, русской герцогини Курляндской. Она подарила ему герцогство, когда стала русской императрицей, но он остался с ней в Петербурге, превратившись в самую влиятельную политическую фигуру империи. В 1736 году он поручил итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли построить свою летнюю резиденцию недалеко от Бауски.
Российские авторы впоследствии обвиняли Бирона в открытии эпохи террора, но многие историки считают его роль в преследовании дворянства преувеличенной. На смертном одре императрица провозгласила Бирона регентом России, но через два месяца соперники арестовали его и приговорили к смертной казни через четвертование. Приговор был заменен ссылкой. Недостроенный дворец простоял пустой оболочкой еще 22 года, когда, помилованный Екатериной II, Эрнст Иоганн вернулся домой. Растрелли возобновил строительство, и в 1768 году дворец был закончен. Эрнст Иоганн умер четыре года спустя в возрасте 82 лет. После того, как Курляндское герцогство было включено в состав Российской империи в 179 году, дворец населяли (и переделывали) несколько русских дворян.5.
Замок разделен на две половины; Восточное крыло предназначалось для официальных мероприятий, а Западное крыло было частной королевской резиденцией. Королевские сады , вдохновленные садами Версаля, также использовались для общественных дел. Помещения отапливались сетью из 80 фарфоровых печей (настоящих печей осталось всего шесть), так как замок использовался в основном в теплое время года.
Дворец сильно пострадал во время франко-русской войны 1812 года и снова во время войны за независимость Латвии в 1919 — то, что вы видите сейчас, — результат кропотливой реставрации, начатой ленинградскими специалистами в 1972 году и официально завершившейся в 2015 году. Обязательно потратьте дополнительные €3 и выберите вариант «длинный маршрут» при покупке билета. В отличие от короткого маршрута, он включает в себя личные покои герцога и герцогини, что дает вам возможность заглянуть в повседневную жизнь аристократов 18-го века, а также полюбоваться роскошным интерьером. Выставлен даже ночной горшок герцога, украшенный восхитительным изображением плавающего лосося. Снаружи дворец и парк окружены пышными яблоневыми садами.
Как и в любом хорошем замке, в Рундале есть множество жутких историй о привидениях, но самым известным призраком, который бродит по территории дворца, является «Белая дама».