Растрелли творения – Франческо Растрелли (1700 год — 29 апреля 1771) , русский архитектор итальянского происхождения

Великие творения Бартоломео Растрелли — Надежда Ариана — LiveJournal

Великие творения архитектора Бартоломео Растрелли




Граф Бартоломео Франческо Растрелли ( также Франческо Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли;— русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. 


Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.



Летний дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным замком



После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт, согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет. Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.



Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750-е гг.



Дворец Шафирова (1720)


Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина,которые строил великий Леблон



Дворец князя Димитрия Кантемира (на месте дома N 8 по Дворцовой набережной и дома N 7 по Миллионной улице). 1721 — 1727 гг., архитектор Ф. Б. Растрелли.Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.В 1721 — 1727 гг. Франческо Растрелли выполняет свою первую самостоятельную работу — дворец Антиоха Кантемира в стиле североевропейской архитектуры.



Особняк Громова




Анненгоф: Летний дворец А. И. (москва)Летняя резиденция рядом с Головинским дворцом на берегу Яузы была построена по проекту Ф. Б. Растрелли в 1731 году. — деревянный дворец на каменном фундаменте- огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким курдонёром, большой парковой зоной- двухэтажное здание, план из 4-х корпусов — вытянутость по горизонтали- имел несколько корпусов, имеющих пониженный объем в отличие от центральной части дворца. — симметричность в ориентации дворца -вместе с боковыми крыльями дворца флигели образуют замкнутый внутренний двор, так называемый курдонер. Также существовал Зимний Анненгоф (деревянный) был построен по проекту Растрелли в 1730 году в Кремле и перенесён на место по соседству с Летним Анненгофом в 1736 году. Многократно перестраивался.



Зимний Кремлёвский дворец Заменён Большим Кремлёвским дворцом


Взошедшая на престол племянница Петра I Анна Иоанновна стремилась окружить себя всем самым изысканным. Растрелли – старший отправляется с сыном на аудиенцию к молодой императрице, после этой встречи ему было доверено строительство дворца императрицы в Кремле (Анненгоф), а затем в Лефортово. Растрелли-старший, будучи больше скульптором, чем архитектором, руководил этим строительством, а Растрелли-младший разрабатывал проекты.



Путевой Среднерогатский дворец Искажён многочисленными перестройками


В 1732 году фаворит императрицы Бирон поручает Франческо Растрелли построить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской. Одновременно с этим молодой зодчий занимается проектированием Летнего и Зимнего дворцов.




Зимний дворец А. И. в С-П Начало строительства в 1732. Растрелли впервые создавал столь крупное каменное сооружение: в нём насчитывалось четыреста шестьдесят залов и комнат. Зимний дворец должен был стать новой резиденцией императрицы и самым значительным сооружением Петербурга. — Он возводился трёхэтажным, выше всех зданий, стоявших на набережной Невы. — Разнообразие впечатлений, которое Зимний дворец производит с разных точек зрения, зависит в значительной степени не только от расстановки колонн и различий в композиции фасадов, но и от декоративного убранства. — Внутренняя планировка дворца отличалась ясностью и логичностью. Замысел Растрелли в основном сводился к следующему. По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца.-интерьеры в стиле барокко. анфиладное  построение парадных покоев.В Зимнем дворце Р появляются симптоматично новые элементы, в частности, круглые рустованные колонны, поддерживающие балкон парадного этажа; появляется скульптура фронтона, появляется стремление объединить окна по вертикали. Тронный зал, для его оформления Р использует довольно развитый барочный репертуар.В интерьерах ЗД Р выступает более активно, в развитом пластически духе барокко, нежели в фасадах.



Современный Зимний дворец



В Зимнем дворце(1754-1764), сооружавшегося взамен прежнего здания, также построенного Растрелли, перед зодчим стояла новая задача: построить дворец, который по своему значению и арх-ре должен был господствовать в ансамбле столичного города. Растрелли запроектировал дворец в форме огромного прямоугольного замкнутого блока с внутренним парадным двором. (он предложил перед дворцом расположить круглую площадь , оформленную периметральной колоннадой, в центре площади должен был быть установлен памятник, который теперь стоит в другом месте (конный монумент, сделанный отцом Растрелли).)



Мощный архитектурный массив дворца разработал соответственно роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Развивает один мотив, но различны ритмические построения. Со стороны Невы боковые ризалиты сделаны очень широкими, в средней части отметил вход – трехпролетный колонный подъезд, подчеркнув, таким образом, в фасаде его продольное направление вдоль набережной реки. Широко расставленные колонны и широкие окна => спокойная ритмическая композиция, т.зр. с Невы.С противоположной стороны применил обратный прием: ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало здесь главенствующему значению фасада дворца в ансамбле намечавшейся площади.



Йорданская лестница также творение Растрелли


Фасад со стороны Адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет протяженность двух главных фасадов, являясь промежуточным звеном между ними. Богато и сильно разработана пластика фасадов дворца со сложным ритмом расстановки колонн, с разнообразными формами оконных наличников и многочисленных фронтонов, с множеством ваз и статуй, размещенных над балюстрадой парапета. Фасады по высоте расчленены на два яруса, обработанные колоннами композитного ордера; Низ – цоколь. Колонны второго яруса объединяют второй и третий этажи, отвечая расположению здесь основных дворцовых помещений. Вертикальное построение поставленных друг на друга колонн продолжено размещением скульптуры на парапете.



 


В тот же год Франческо женится, вскоре у молодой семьи рождаются дети – погодки Иосиф Яков (1733 г.), Елизавета Катерина (1734 г.), Элеонора (1735 г.) Двое из них, Иосиф и Элеонора умирают от холеры в 1737 — 1738 гг.



Митавский дворец


Две следующие работы, сделанные в сер. 30-х гг. сделаны для герцога Бирона в его Курляндских имениях. Бирон построил их у себя на родине – Митавский дворец(1738-42). За исключением этого периода большая часть построек Р документирована графически. Архитектура Растрелли дошла до нас в хорошей сохранности. Между нами масштабная постройка из трех корпусов с парадным двором, тяготеющим к замкнутости. Ограды оформляют въезд в пространство дворца. С одной стороны Растрелли тяготеет к замкнутой, сосредоточенной на себе структуре, с другой – выявляет один доминирующий элемент – вытянутый центральный корпус выявляет себя в композиции окружающих пространств самостоятельно за счет своей фасадной части.



Рундальский дворец



Загородная усадьба Бирона в местечке Рундаль(1736)–вторая значительная садово-парковая работа Р (вместе с Анненгофом). Дворец еще более характерен – он имеет каре-образный план из 4-х корпусов, напротив располагаются конюшни. К дворцу примыкает развитая дворцовая композиция, она имеет особенности несколько иные, чем сад в Анненгофе. Здесь абсолютно незастроенная часть территории, поэтому прилегающий лес Растрелли включает в композицию ансамбля, весь комплекс в целом при этом создается на абсолютно плоской территории.



Наличие плоского участка позволяет Растрелли использовать основные приемы французского паркостроения: использует пятилучевую систему аллей, сходящихся у фасада. В эту лучевую композицию вставляет регулярные парковые части. Особенность парка – наличие обводного канала, не характерного для французского парка. Дворцовый комплекс состоит из двух основных построек: каре-образного дворца и прямоугольного с внутренним двор

Граф Бартоломео Франческо Растрелли.

 


Франческо Бартоломео Растрелли. Художник Лукас Конрад Пфанцель 1750-1760 годы 

Репост с питерской странички в LiveInternet — 

http://www.liveinternet.ru/community/petersburg/post215742948/ 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО (Варфоломей Варфоломеевич) (Rastrelli, Bartolomeo Francesco) (1700–1771), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.

Родился в Париже, в семье итальянского скульптора БАРТОЛОМЕО КАРЛО РАСТРЕЛЛИ. 
В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725–1730 учился за границей, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721–1727). Назначенный в 1730 придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). В 1736–1740 построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741–1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744

Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры; не отходя слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка 18 в.).

Рундальский дворец — барочный дворцовый комплекс в Латвии. Построен в 1730-х


Зимняя резиденция Курземского и Земгальского герцога Э.И.Бирона в Митаве (современная Елгава)

Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745–1757 он руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (в данном случае – интенсивно-бирюзовая).

Екатерининский дворец в Царском селе

Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной – и в то же время продуманной – масштабностью. Изыск и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли, в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот»). В 1754–1762 по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.


Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли. 1749—1757

Среди других произведений Растрелли – Воронцовский (1749–1757) и Строгановский (1752–1754) дворцы в Петербурге. 




Строгановский дворец на Невском проспекте,19 в Санкт-Петербурге

Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747–1750 он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748–1767 вел И.Ф.Мичурин.


Андреевский собор в Киеве

Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748–1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора; последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.

Собор Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли. 1748—1764

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня).


Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750—1756

Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Янтарная комната


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. 1752—1756. Западный фасад

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Восточный фасад. Центральная часть


Восточный фасад


Атланты


Грот (Утренний зал) в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли


Грот (Утренний зал) C юго-восточной стороны


Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753


Эрмитаж в Царском селе. 1743—1753. Вид с юго-восточной стороны


Екатерининский (Большой) дворец 1752—1756 . Восточный фасад


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756 . Восточный фасад. Центральная часть


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Въездные ворота


Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. Гравюра П.А. Артемьева, Е.Т. Внукова и Н. Челнакова с оригинала М.И. Махаева. 1761


Екатерининский дворец. Зубовский корпус


Дворцовая площадь. Зимний дворец.


Дворцовая площадь. Зимний дворец.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге


Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фрагмент западного фасада


Петергоф 


Церковь апостолов Петра и Павла в Петергофе. Ф.Б. Растрелли. 1747–1751


Купола прекрасного Андреевский собор в Киеве

Екатериненский дворец, Царское село. Фото Вадима Гиппенрейтора

Памятник Ф. Б. Растрелли. в Царском Селе 1991 год.

Спасибо гениальному архитектору Растрелли — создателю самых красивых зданий Санкт-Петербурга !

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Граф Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Ф

. Это цитата

Великие творения архитектора Бартоломео Растрелли (1701-1771)

Граф Бартоломео Франческо Растрелли ( также Франческо Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли;— русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. 

Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.

Летний дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным замком

После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт, согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет. Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.

Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750-е гг.

Дворец Шафирова (1720)

Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина,которые строил великий Леблон

Дворец князя Димитрия Кантемира (на месте дома N 8 по Дворцовой набережной и дома N 7 по Миллионной улице). 1721 — 1727 гг., архитектор Ф. Б. Растрелли.Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.В 1721 — 1727 гг. Франческо Растрелли выполняет свою первую самостоятельную работу — дворец Антиоха Кантемира в стиле североевропейской архитектуры.

Особняк Громова

Анненгоф: Летний дворец А. И. (москва)Летняя резиденция рядом с Головинским дворцом на берегу Яузы была построена по проекту Ф. Б. Растрелли в 1731 году. — деревянный дворец на каменном фундаменте- огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким курдонёром, большой парковой зоной- двухэтажное здание, план из 4-х корпусов — вытянутость по горизонтали- имел несколько корпусов, имеющих пониженный объем в отличие от центральной части дворца. — симметричность в ориентации дворца -вместе с боковыми крыльями дворца флигели образуют замкнутый внутренний двор, так называемый курдонер. Также существовал Зимний Анненгоф (деревянный) был построен по проекту Растрелли в 1730 году в Кремле и перенесён на место по соседству с Летним Анненгофом в 1736 году. Многократно перестраивался.

Зимний Кремлёвский дворец Заменён Большим Кремлёвским дворцом

Взошедшая на престол племянница Петра I Анна Иоанновна стремилась окружить себя всем самым изысканным. Растрелли – старший отправляется с сыном на аудиенцию к молодой императрице, после этой встречи ему было доверено строительство дворца императрицы в Кремле (Анненгоф), а затем в Лефортово. Растрелли-старший, будучи больше скульптором, чем архитектором, руководил этим строительством, а Растрелли-младший разрабатывал проекты.

Путевой Среднерогатский дворец Искажён многочисленными перестройками

В 1732 году фаворит императрицы Бирон поручает Франческо Растрелли построить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской. Одновременно с этим молодой зодчий занимается проектированием Летнего и Зимнего дворцов.

Зимний дворец А. И. в С-П Начало строительства в 1732. Растрелли впервые создавал столь крупное каменное сооружение: в нём насчитывалось четыреста шестьдесят залов и комнат. Зимний дворец должен был стать новой резиденцией императрицы и самым значительным сооружением Петербурга. — Он возводился трёхэтажным, выше всех зданий, стоявших на набережной Невы. — Разнообразие впечатлений, которое Зимний дворец производит с разных точек зрения, зависит в значительной степени не только от расстановки колонн и различий в композиции фасадов, но и от декоративного убранства. — Внутренняя планировка дворца отличалась ясностью и логичностью. Замысел Растрелли в основном сводился к следующему. По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца.-интерьеры в стиле барокко. анфиладное  построение парадных покоев.В Зимнем дворце Р появляются симптоматично новые элементы, в частности, круглые рустованные колонны, поддерживающие балкон парадного этажа; появляется скульптура фронтона, появляется стремление объединить окна по вертикали. Тронный зал, для его оформления Р использует довольно развитый барочный репертуар.В интерьерах ЗД Р выступает более активно, в развитом пластически духе барокко, нежели в фасадах.

Современный Зимний дворец

В Зимнем дворце(1754-1764), сооружавшегося взамен прежнего здания, также построенного Растрелли, перед зодчим стояла новая задача: построить дворец, который по своему значению и арх-ре должен был господствовать в ансамбле столичного города. Растрелли запроектировал дворец в форме огромного прямоугольного замкнутого блока с внутренним парадным двором. (он предложил перед дворцом расположить круглую площадь , оформленную периметральной колоннадой, в центре площади должен был быть установлен памятник, который теперь стоит в другом месте (конный монумент, сделанный отцом Растрелли).)

Мощный архитектурный массив дворца разработал соответственно роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Развивает один мотив, но различны ритмические построения. Со стороны Невы боковые ризалиты сделаны очень широкими, в средней части отметил вход – трехпролетный колонный подъезд, подчеркнув, таким образом, в фасаде его продольное направление вдоль набережной реки. Широко расставленные колонны и широкие окна => спокойная ритмическая композиция, т.зр. с Невы.С противоположной стороны применил обратный прием: ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало здесь главенствующему значению фасада дворца в ансамбле намечавшейся площади.

Йорданская лестница также творение Растрелли

Фасад со стороны Адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет протяженность двух главных фасадов, являясь промежуточным звеном между ними. Богато и сильно разработана пластика фасадов дворца со сложным ритмом расстановки колонн, с разнообразными формами оконных наличников и многочисленных фронтонов, с множеством ваз и статуй, размещенных над балюстрадой парапета. Фасады по высоте расчленены на два яруса, обработанные колоннами композитного ордера; Низ – цоколь. Колонны второго яруса объединяют второй и третий этажи, отвечая расположению здесь основных дворцовых помещений. Вертикальное построение поставленных друг на друга колонн продолжено размещением скульптуры на парапете.

 

В тот же год Франческо женится, вскоре у молодой семьи рождаются дети – погодки Иосиф Яков (1733 г.), Елизавета Катерина (1734 г.), Элеонора (1735 г.) Двое из них, Иосиф и Элеонора умирают от холеры в 1737 — 1738 гг.

Митавский дворец

Две следующие работы, сделанные в сер. 30-х гг. сделаны для герцога Бирона в его Курляндских имениях. Бирон построил их у себя на родине – Митавский дворец(1738-42). За исключением этого периода большая часть построек Р документирована графически. Архитектура Растрелли дошла до нас в хорошей сохранности. Между нами масштабная постройка из трех корпусов с парадным двором, тяготеющим к замкнутости. Ограды оформляют въезд в пространство дворца. С одной стороны Растрелли тяготеет к замкнутой, сосредоточенной на себе структуре, с другой – выявляет один доминирующий элемент – вытянутый центральный корпус выявляет себя в композиции окружающих пространств самостоятельно за счет своей фасадной части.

Рундальский дворец

Загородная усадьба Бирона в местечке Рундаль(1736)–вторая значительная садово-парковая работа Р (вместе с Анненгофом). Дворец еще более характерен – он имеет каре-образный план из 4-х корпусов, напротив располагаются конюшни. К дворцу примыкает развитая дворцовая композиция, она имеет особенности несколько иные, чем сад в Анненгофе. Здесь абсолютно незастроенная часть территории, поэтому прилегающий лес Растрелли включает в композицию ансамбля, весь комплекс в целом при этом создается на абсолютно плоской территории.

Наличие плоского участка позволяет Растрелли использовать основные приемы французского паркостроения: использует пятилучевую систему аллей, сходящихся у фасада. В эту лучевую композицию вставляет регулярные парковые части. Особенность парка – наличие обводного канала, не характерного для французского парка. Дворцовый комплек

Растрелли, Бартоломео Карло — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Растрелли.

Бартоломе́о Ка́рло Растре́лли (1675 (1675), предположительно 29 ноября[источник не указан 1338 дней], Флоренция — 18 [29] ноября 1744, Санкт-Петербург) — итальянский скульптор, литейщик из металла, отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли.

Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV. Имел также и архитектурное образование. Через папского нунция купил в Ватикане графский титул. В 1716 году был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы[1].

В 1716 году Растрелли поселился на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице). В двух специально выстроенных для работы «анбарах» придворный скульптор создал Триумфальный столп, бюст и восковую фигуру Петра I, здесь же была начата работа над первым в России памятником — конной скульптурой Петра I.

Первой скульптурной работой, выполненной Растрелли-старшим в России, стал бюст А. Д. Меншикова (1716—1717 гг., бронза, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Следующими скульптурными произведениями, исполненными Растрелли в Петербурге, стали бронзовые фигуры на мотивы различных басен Эзопа; они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графу Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом, они были уничтожены.

Из скульптур Растрелли до нас дошли:

Из не сохранившихся до наших дней работ Растрелли известны бронзовый бюст С. Л. Бухвостова, отлитый Растрелли по приказанию Петра I, а также свинцовые статуи, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов. Фонтан-шутиха «Дубок» был восстановлен в 1952 году по сохранившейся оригинальной металлической веточке.

Как архитектор Растрелли-старший участвовал (с 1716 года) в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Под его руководством начали рыть каналы и высаживать деревья на территории парка, однако через четыре месяца в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон, чей проект больше понравился царю, и дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли[2].

В 1995 году на месте не сохранившегося Сампсониевского кладбища в Санкт-Петербурге, где был похоронен скульптор, был открыт памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга», посвящённый его авторами архитектором В. Б. Бухаевым и скульптором М. М. Шемякиным, в частности, Растрелли.

  1. ↑ Архилов Н. И., Раскин А. Г. Бартоломео Карло Растрелли. 1675—1744. — Л.-М., Искусство, 1964. — 109 с., 21 л. ил. (Живопись. Скульптура. Графика).
  2. ↑ Чернобережская Е. П. Стрельна и Петергоф: подробный путеводитель, — Паритет, 2008.

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Растре́лли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700, Париж — 1771, Петербург ?) — русский архитектор, итальянец по происхождению, граф. Сын Б. К. Растрелли. Один из величайших российских архитекторов XVIII века наряду с Кваренги и Росси. Создатель «елизаветинского барокко», возникшего в результате переосмысления европейского барокко под влиянием традиций русской художественной культуры. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748-1754) и Зимний дворец (1754-1762) в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757). Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744) получил.образование в Париже, учился также и у отца — скульптора. В 1716 году вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а с 1722 года начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-1730 годах побывал в Италии, Германии и Франции. Был любимым архитектором Елизаветы Петровны, при ней созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора, стал кавалером ордена св. Анны и академиком архитектуры (1770). После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах — для Елизаветы Петровны, в Курляндии — для фаворита Анны Иоанновны Бирона, в Киеве — Андреевскую церковь (проект 1747 года, построена в 1748-1767 годах архитектором И.Ф. Мичуриным).По заказу Анны Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф (1730) в Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 году начинает работу над новым Зимним дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. Для этого перестраивает и объединяет в одно целое дома Апраксина и Кикина. Для Бирона строит два дворца — в Митаве и Рундале. В Рундальском дворце проявляется и его незаурядный талант декоратора.

В 1741 году, после восхождения на престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России. В 1741-1742 годах на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера.

Большой дворец

Строительство императорских дворцов продолжается: в 1746-1755 годах строится Большой Петергофский, в 1752-1756 годах — Царскосельский. Растрелли превращает петровские Верхние палаты в монументальное парадное сооружение. Фасад Большого Петергофского дворца имеет значительную протяженность, в его композиции четко выражены отдельные, связанные между собой объемы, акцентирована центральная часть из трех ризалитов. Отделка фасадов сдержанна, хотя включает разнообразные барочные декоративные элементы — русты, картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах, узорные балконные решетки. Особую пышность придают замыкающие композицию два павильона, церковный и «Под гербом», с их украшенными золоченым рельефным декором куполами и золочеными главками. Ряд интерьеров (Парадная лестница, Танцевальный зал, Аудиенц-зал, церковь) еще до 1941 года сохранял пышную барочную отделку, осуществленную по проектам Растрелли. Во время войны дворец был разрушен. С 1951 года ведется его реставрация. В настоящее время восстановлена большая часть его интерьеров.

Екатерининский дворец

Царскосельский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. В основе его центральной части — каменные палаты Екатерины I. Он также характеризуется протяженностью фасада. Сложный ритм членений и огромное богатство элементов декоративного оформления контрастируют с организующим фасады в одно целое принципом симметрии. Парадный двор эффектно замыкается двумя колоссальными дугами одноэтажных служебных корпусов — циркумференций. Их соединяет чугунная ограда с воротами, увенчанными гербом Российской империи. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. В оформлении интерьеров дворца мастер широко применяет роспись, золоченую резьбу и зеркала, отчего залы сверкают роскошью и великолепием. Монументальной росписи плафонов вторят паркетные полы, украшенные декоративными мотивами, набранными из редких пород дерева. Наибольшую известность получили такие шедевры оформительского гения архитектора, как Тронный зал, Картинный зал, Янтарная комната. Реставрация разрушенного во время Великой Отечественной войны дворца началась в 1957 году и еще не окончена, но основные интерьеры уже восстановлены.

Зимний Дворец

В 1754-1762 годах Растрелли строит главную резиденцию русских императоров — Зимний дворец — самый известный памятник зрелого барокко в России. В плане грандиозный комплекс представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады оформлены непрерывным ритмическим членением стен выступами и отступами, колоннами с эффектными капителями. Особо акцентированы углы здания, обработанные колоннами, собранными в пучки. Все это создает впечатление чрезвычайно богатой пластической разработки стены, которая воспринимается как многослойная, пульсирующая в вечном движении структура. Торжественность, великолепие, парадное назначение здания подчеркнуты архитектором с помощью всего орнаментально-декоративного богатства барокко. Растрелли использует весь диапазон архитектурного декора, составляющего специфику его стиля: колонны, полуколонны, пилястры, кариатиды, атланты, надоконные сандрики и картуши, разнообразные наличники, мощно раскрепованные фронтоны и антаблементы. Особенно красивы протяженные фасады дворца — один, тянущийся вдоль стальной глади Невы, и другой, раскрывающийся на Дворцовую площадь.

Парадная лестница Эрмитажа

Планировка внутренних помещений и здесь следует принципу бесконечной парадной анфилады, характерному для стиля барокко и применяемому Растрелли во всех его сооружениях. Интерьеры Зимнего перестраивались многократно и особенно после разрушительного пожара в 1837 году. О внутренних работах Растрелли можно составить представление по блистательной Иорданской лестнице и убранству дворцовой церкви.Одновременно с императорскими дворцами Растрелли строил дворцы и для елизаветинской знати. Это здания, имевшие в плане форму букв Н или П, с курдонером, обычно не выходящим на красную линию улицы. Первым был Аничков дворец (1744-1751). Впоследствии он многократно перестраивался и снаружи и внутри. Гораздо лучше сохранили почерк великого зодчего Воронцовский (1749-1757) и Строгановский (1752-1754) дворцы — примеры городской усадьбы елизаветинского времени. Оформление фасадов и применение архитектурного декора напоминают императорские резиденции, но они решены в ином масштабе, и, несмотря на парадность, сохраняют сдержанность и строгость, отличающие их от елизаветинских дворцов. Эффектно смотрится центральный ризалит Воронцовского дворца, выделенный полуэтажом и украшенный сдвоенными приставными колоннами и пилястрами, на которых опирается раскрепованный антаблемент. Ризалит увенчан треугольным фронтоном. Выдержанность стиля характерна и для Строгановского дворца. Фасадами он выходит на красную линию Невского проспекта и набережной Мойки. Парные приставные колонны также выделяют центральный ризалит фасада по Невскому. На них водружен разорванный лучковый фронтон с гербом Строгановых.

Особое место в творчестве Растрелли занимает культовая архитектура. Он создал тип пятиглавого, наподобие русских храмов 17 века, барочного храма, с роскошным золоченым резным иконостасом — прототип для церковного зодчества Санкт-Петербурга середины 18 столетия. В каждом из построенных дворцовых зданий Растрелли сооружал домовую церковь.

Смольный монастырь

Самый знаменитый из его храмов — Смольный собор (1748-1764). Растрелли создал проект всего монастырского ансамбля. В его центре возвышается великолепный собор, в план которого заложен равноконечный крест. Двухъярусная структура здания состоит из кубического основного объема, на котором возвышается пятиглавие. Четыре меньшие боковые главы на столпообразных основаниях тесно примыкают к мощной центральной. Пластика фасадов отличается исключительной живописностью. Стены растворяются в выступах и отступах, углы которых акцентированы сдвоенными колоннами в первом ярусе и пилястрами во втором. Это облегчает переход к стройному пятиглавию, подчеркивает вертикальные членения и создает впечатление взлета вверх всей этой пластически-живописной массы. Проект предполагал возведение перед собором величественной 140-метровой колокольни. Замысел не осуществлен, и это одна из крупных потерь в истории русской архитектуры. Внутренняя отделка собора закончена архитектором В. П. Стасовым в классицистическом стиле только в 1832-1835 годах.

С восхождением на престол Екатерины II в 1762 году Растрелли временно вышел в отставку — новой императрице не нравился стиль зрелого барокко. В 1763 году он был уволен и уехал в Швейцарию, не завершив комплекс Смольного. По одним сведениям, он умер в Швейцарии, по другим — в Петербурге.

  • Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли. Л., 1963.
  • Овсянников Ю. Франческо Бартоломео Растрелли. Л., 1982.
  • Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985.
  • Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994.
  • Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга. СПб., 1995.
  • Крюковских А. П. Дворцы Санкт-Петербурга. СПб., 1997.
  • Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Д. Трезини. Ф. Растрелли. К. Росси. — СПб.: Искусство-СПБ: Северо-Запад, Б. г., 1996.
  • Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII в. Архитекторы барокко. Ранний классицизм. Строгий классицизм. — СПб.: Лениздат, 1997.
  • Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты. Каталог. — СПБ: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2000.
  • Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты. Каталог. — СПБ: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2000.

Растрелли Бартоломео Карло

Жизнь и творчество Бартоломео Карло Растрелли

 

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее, когда обнаружились его художественные наклонности, был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных мастерских.

 


Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы. Бартоломео разносторонне подготовили к работе в различных материалах, а также обучили искусству художественного литья. Он хорошо рисовал, не был чужд ювелирного дела, мог выступать как театральный живописец-декоратор. Кроме того, он приобрел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику. Немалую роль в формировании будущего скульптора сыграли и художественные впечатления, полученные во Флоренции.


Однако молодой одаренный мастер не смог найти применения своим силам в Италии и был вынужден покинуть родину. Вступив в брак с испанской дворянкой, Растрелли вместе с ней отправился в Париж. Здесь в 1700 году у него родился сын — будущий архитектор, названный в честь деда — Бартоломео Франческо.


В 1702 году Растрелли получил заказ на проектирование и исполнение пышного надгробного памятника министру Симону Арно маркизу де Помпонну. Сооружение памятника было закончено в 1707 году.


Первое крупное произведение скульптора в Париже встретило суровую критику в художественных кругах. Для французского искусства начала XVIII века с его строгими классическими основами в архитектуре и сдержанным использованием барочных приемов в скульптуре произведение Растрелли уже казалось проявлением недостаточно взыскательного вкуса.

 

Б-К. Растрелли. Бюст Петра I


За пятнадцать лет, прожитых во Франции, скульптору так и не удалось ни достигнуть прочного положения, ни исполнить что-либо выдающееся. Привлеченный широкими перспективами творческой деятельности в новой столице русского государства, Растрелли оставляет Париж. Именно в России он обретет вторую родину и создаст произведения, обессмертившие его имя.


Сначала в России Растрелли выступал прежде всего как архитектор. Однако на пути Растрелли-архитектора вскоре появился серьезный и даровитый соперник — французский архитектор Александр Леблон. С первых же дней встречи между ними возникли неприязненные отношения. В «мемории», отправленной Петру 19 сентября 1716 года, Леблон представил все проделанное Растрелли в Стрельне в самом невыгодном свете.


Растрелли пытался защищаться, но по настоянию француза его все-таки отстранили от работ в Стрельне. Лишь вмешательство Меншикова удержало мастера от отъезда из России. Но отныне Растрелли уже не выступал в качестве архитектора. С осени 1716 года он полностью обратился к занятиям скульптурой. Однако еще до этого по его рисункам и модели выполнили декоративное обрамление потолка Парадного зала дворца Монплезир в Петергофе. Здесь мастер сумел добиться сочетания строгой архитектоничности и динамики. Последнее достигнуто им разнообразием ракурсов фигур и сочной моделировкой, создающей впечатление живописности.


Первая портретная работа Растрелли в России — бюст А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I, — датирована концом 1716 года. Бюст генерал-губернатора — типичный парадный портрет, холодный и театрализованный. И композицией бюста и его деталями скульптор показывает образ мудрого государственного мужа, полководца, победителя во многих сражениях. Но доминирующего впечатления скульптор добивается не раскрытием психологии портретируемого, а общей импозантностью и обилием декоративных деталей.

 

Памятник Петру I у Михайловского замка


В 1719 году Растрелли по окончании очередного годового срока обратился с «доношением» о прибавке жалованья. Но прошение имело обратный результат царь, когда ему доложили о просьбе Растрелли, велел предложить скульптору «дабы он работы подряжался делать с торгу» — исполнять заказы по отдельным договорам.


Переход с гарантированного «государевого жалованья» на подрядную работу ухудшал положение Растрелли. Растрелли заверили, что его обеспечат подрядными работами, и 5 июля 1719 года он «учинил договор, чтобы ему брать поштучно, а не годовое жалованье».

 

Исория жизни Бартоломео Карло Растрелли


1721 год в творческой биографии Растрелли отмечен работой над значительными декоративными произведениями. Петр I предложил скульптору исполнить модель Триумфального столпа в честь побед в Северной войне, «чтобы в нем явить и показать виктории его величеством одержанные». Растрелли довольно быстро создал модель. С тех пор в его творчество прочно вошла и утвердилась патриотическая тема победоносной борьбы России с грозным врагом. Триумфальный столп, выполненный в задуманном масштабе, мог бы стать впечатляющим монументальным памятником Санкт-Петербурга. Той же теме были посвящены девять аллегорических барельефов для Большого каскада в Петергофе, отлитых в марте 1721 года из свинца.


В ноябре 1721 года Растрелли исполнил «голову», которую «делал он по своему чертежу и по модели», то была гипсовая голова царя. «Голова Петра» — не простой слепок, а документальный портрет, сочетающий точность маски и живое ощущение художника. Растрелли сумел проработать маску с такой художественной чуткостью, что она как бы ожила, одухотворенная искусством.

 

Б. К. Растрелли. «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». Бронза. 1733-41. Русский музей. Ленинград.


1722 год мастер начал с исполнения другого царского заказа — статуи Петра во весь рост, предназначенной для украшения одной из площадей новой столицы. Из описания модели можно понять, что художник готов был исполнить монумент со сложным композиционным построением, рассчитанным на разнообразные зрительные впечатления.


В последние два года жизни Петра I Растрелли работает особо интенсивно, исполняя самые различные работы фонтанные группы, портреты, декоративные скульптуры и даже иногда выступает как архитектор.


Весной 1723 года он закончил одну из парных фигур «Гладиаторов» для Большого каскада в Петергофе. Затем вылепил «великую барелиефу восковую» с изображением Полтавской баталии, которую Петр приказал поставить в своем кабинете.


В 1723-1724 годах Растрелли выполнил два бюста Петра первый, «новым римским манером», в августе 1723 года, второй — «старинным римским манером» — в марте 1724 года. Отлили бюсты одновременно — в июне 1724 года.


Тридцатые годы XVIII века в творчестве Растрелли отмечены созданием большого числа крупных произведений монументального характера. Он выполнил сложные по композиции многофигурные декоративные группы для фонтанов, статую Анны Иоанновны, скульптурные портреты.


Растрелли довелось открыть новую страницу в развитии русской скульптуры, выполнив в натуре статую, предназначенную для установки на площади столицы. Именно с этой статуи начинается расцвет монументальной скульптуры в России, хотя по политическим причинам памятник на улицу так и не попал.

 

 


Работу над ним Растрелли начал сразу после возвращения из Москвы в Петербург в сентябре 1732 года. Всего за четыре месяца колоссальная по массе статуя императрицы была вылеплена и подготовлена к формовке. Но только в начале 1741 года Растрелли сообщил, что «вылитый из меди портрет во окончание приходит» и велел выгравировать на лицевой стороне плинта свой титул, фамилию и дату завершения работы.


Н.И. Архипов и А.Г. Раскин в книге о Растрелли пишут «Анна Иоанновна с арапчонком» — коронационный портрет императрицы. Она стоит на тронном помосте, покрытом бархатом, отороченным бахромой с кистями. Поза ее заученно торжественна надменная осанка, голова чуть повернута вправо. Величественным жестом правой руки она выставила вперед и повелительно наклонила скипетр, а левой рукой указывает на «державу», которую подает арапчонок. Лицо ее непроницаемо, ничто не выдает мысли и чувства — это маска царственного спокойствия и уверенности.


Несмотря на общую импозантность облика, скульптор добился того, что за окаменевшими чертами лица чувствуется жестокая и властолюбивая натура. За сверкающим парадным убором видишь женщину недальнего ума с настороженными мыслями, замкнутую и подозрительную. Всматриваясь в фигуру Анны, в ее тяжелое лицо с грозно остановившимся взглядом, соглашаешься с описанием, которое дала Н.Б. Шереметева «Престрашного была взору; отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идет, всех головою выше и чрезвычайно толста».


Последние четыре года жизни (1741-1744) Растрелли отмечены мощным творческим подъемом. Мастер достойно завершил свой долгий путь в искусстве. Этот период знаменателен созданием одного из самых его совершенных произведений — конного монумента Петра I.


Еще в конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. В начале 1719 года он показал царю модель конного монумента, отлитую из свинца осенью 1717 года. Петр одобрил модель. Затем Растрелли снимает маску с лица Петра для достижения абсолютного портретного сходства. По снятой маске Растрелли исполнил в том же 1719 году восковой раскрашенный бюст Петра в латах.
Хотя к 1724 году Растрелли так и не получил повеления приступить к работе, он был твердо уверен, что ему скоро предстоит осуществление грандиозного проекта. К сожалению, его ожиданиям не суждено было сбыться модели надолго остались у скульптора.


Они вновь были «опробованы» только 22 июля 1743 года. Однако мастер, которому уже исполнилось шестьдесят восемь лет, нашел в себе творческие силы, чтобы создать совершенно новый монумент. Он перерабатывает первоначальную модель, утвержденную Петром. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщения пластической формы.


Увы, скульптор так и не увидел свое самое капитальное произведение отлитым в металле. Растрелли умер 18 ноября 1744 года. Его сын — великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли добился продолжения работы. 14 декабря 1744 года царским указом ему было поручено «зачатое отцом его дело исправлять». Но конный монумент был установлен перед въездом в Михайловский замок только в конце лета 1800 года.


Голова Петра повернута чуть влево. Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благородный овал лица; выбившиеся пряди подчеркивают крутой лоб. На голове Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца. Фигура Петра поражает гигантским сложением — мощные плечи, широкая грудь, крупные руки. На нем воинский доспех, тяжелый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Петр неколебимо сидит на послушном ему коне.


Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику — богатырского коня. «Гордясь могучим седоком», конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка.

Вспоминая великих архитекторов: Растрелли | сайт компании НРФ «МИР

Архитектор Франческо-Бартоломео Растрелли вошел в историю как один из самых выдающихся представителей не только русского, но и мирового зодчества XVIII столетия.

Практически все творения архитектора были созданы в России, ставшей для итальянца второй родиной. Деятельность зодчего приходится на 1730-1750-е годы, период роста могущества дворянского государства и укрепления связей России с Европой. Эти обстоятельства во многом повлияли на облик рожденных гением Растрелли императорских дворцов, парковых сооружений, городских особняков и культовых зданий, отличающихся величественностью и роскошью.

Самые значимые произведения Растрелли были созданы в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Основание города на Неве, стремительное развитие и благоустройство новой столицы требовали сообразного этому статусу архитектурного облика, в формировании которого Растрелли сыграл далеко не последнюю роль. В Санкт-Петербурге XVIII века работало множество архитекторов со всех концов Европы — великолепных мастеров своего дела, создавших замечательные здания и дворцы и сформировавших  художественный облик города. Однако только некоторым из них было суждено сделать нечто большее: одухотворить образ города и оставить наследие, ставшее его «визитной карточкой». К числу таких архитекторов принадлежит и Растрелли.

Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын известного флорентийского архитектора и скульптора Карла-Бартоломео. О годах детства и отрочества архитектора известно немногое. Скорее всего, Растрелли-старший, мечтая, чтобы сын стал продолжателем его дела, сам обучал Франческо-Бартоломео рисунку, лепке, основам архитектурной композиции, медальерного искусства, гидравлике.

В 1716 году  юноша приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. Растрелли-старший был приглашен в Россию для литья статуй, разбивки садов, устройства фонтанов и других архитектурно-художественных работ. 16-летний Франческо-Бартоломео отправился в Санкт-Петербург как ученик и ближайший помощник отца. Вскоре после прибытия в Санкт-Петербург Растрелли-старший перестал заниматься строительной деятельностью и полностью посвятил себя основному призванию — скульптуре.

Строительные площадки Санкт-Петербурга, которые поражали очевидцев своими масштабами и не имели современных им аналогов в Европе, стали архитектурной школой для молодого Растрелли. Уже с 1720-х годов Франческо-Бартоломео начал самостоятельно выполнять различные архитектурные задания.

Одной из первых работ молодого Ф.-Б. Растрелли стало строительство петербургского дворца молдавского господаря Дмитрия Кантемира, проходившее с 1721 по 1727 год. Сохранившиеся чертежи и гравюра указывают на то, что данный проект являлся ученическим и содержал больше черт голландской, или раннепетербургской, архитектуры, чем итальянской или французской. Однако в этой работе уже проявляется талант будущего мастера в компоновке объемов.

Стремительное возвышение зодчего началось после вступления на российский престол Анны Иоанновны. 10 ноября 1730 года Растрелли-младший был назначен придворным архитектором, получив контроль над всеми основными строительными начинаниями  императорского двора. Важным этапом в жизни и творчестве архитектора является время его пребывания в старой столице — Москве, куда он переехал вместе с отцом в 1730 году и где оставался до 1732 года. Московские постройки архитектора являлись для него своеобразным экспериментом. Именно в них были предприняты первые шаги к созданию уникального архитектурного стиля Растрелли.

Несмотря на то, что после переворота 1741 года и восшествия на престол Елизаветы Петровны архитектор не остался без работы, его положение несколько ухудшилось: Растрелли был лишен диплома на графское достоинство, и количество заказов  сократилось.

Наиболее важными строительными работами в Санкт-Петербурге и окрестностях руководили М. Г. Земцов и его ученики С.И. Чевакинский, А.В. Квасов, Г.Д. Дмитриев. Только после смерти Земцова в 1743 году Франческо-Бартоломео снова стал привлекаться для выполнения важнейших заказов двора.

Петергофский дворец. Большой каскадВ 1746 году зодчий начал работать над расширением, а впоследствии и над перестройкой Большого Петергофского дворца. Проектные и строительные работы в Петергофе, возглавляемые Растрелли, растянулись на целое десятилетие и по праву считаются одним из самых значительных достижений архитектора.

Творчески плодотворным стало для Растрелли следующее десятилетие. В этот период архитектор оказался наиболее востребован и постоянно выполнял важные заказы  императорского двора и высшей аристократии. Среди многочисленных построек этого времени, выполненных по его проектам, столичные дворцы, особняки и культовые здания, множество загородных дворцов и парковых сооружений.

В этот период Растрелли создает такие шедевры, как дворец Воронцова, Строгановский дворец,  павильон «Эрмитаж», грот в  Царском Селе(1755 – 1762 гг.), завершает строительство Аничкова дворца.

Смольный соборНаиболее известные работы Растрелли, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей.

Строительство Зимнего дворца, который и сейчас является важнейшим сооружением и в панораме Невы, и в ансамбле главной в городе Дворцовой площади, началось в 1754 году на левом берегу Невы возле Адмиралтейства.  Новое здание заменило дворцовый комплекс, в перестройке которого Растрелли тоже принимал участие. Создавая новый дворец, архитектор прежде всего исходил из того, что здание должно было стать доминантой центрального района столицы.

Строгановский дворец на Невском проспектеВ архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, впервые примененная при строительстве Строгановского дворца. Четыре огромных угловых массивных объема, в которых размещались главные помещения (Тронный зал, театр, парадная лестница и церковь), соединяются корпусами-галереями (с анфиладой парадных залов во втором этаже), образуя в центре крестообразной формы парадный двор.

Понимая, что Зимний дворец, занимавший колоссальный участок, будет хорошо обозрим со всех сторон и с разных расстояний, Растрелли проектировал каждый его фасад с учетом конкретного окружения. Северному фасаду, обращенному к Неве, придан спокойный, торжественный характер. Равный ему по протяженности южный фасад, отделявшийся раньше от городской застройки обширным зеленым лугом, наоборот, сильно расчленен. В нем динамика пластических форм нарастает к центру, выделенному широким, богато декорированным ризалитом с тремя арками парадного въезда. Два боковых ризалита уступают ему по величине и не так сильно выдвинуты вперед. Западный и восточный фасады близки по композиции: они фланкированы мощными выступами — между ними размещались подъезды.

Главный вход во дворец находился во внутреннем дворе против въездных ворот. Он вел к торжественной «посольской» лестнице в северо-восточной части дворца, откуда начиналась анфилада дворцовых залов. Эта главная анфилада, расположенная вдоль набережной Невы, приводила к большому прямоугольному тронному залу, занимавшему весь противоположный, северо-западный, угловой выступ здания. К парадным апартаментам примыкали личные покои, откуда совершался торжественный выход в тронный зал. Остальные помещения дворца, также прямоугольные в плане, образуют второстепенные анфилады. Залы Зимнего дворца были отделаны, как и в Большом дворце Царского села, с исключительной роскошью лучшими мастерами-декораторами. Начатая по проекту Растрелли внутренняя отделка дворца в дальнейшем велась другими мастерами.

Зимний дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко и, по сути,  символом этого стиля.  В наружном облике дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в ясности и простоте его архитектурных объемов раскрывается замысел зодчего – глубокая архитектурная связь этого здания с городом, Невой, со всем характером окружающего городского пейзажа. «Раскрытая»  композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространненого в архитектуре Западной Европы, в духе передовых идей русской культуры середины XVIII в. и национальных архитектурных традиций.

Екатерининский дворецСтроительство императорской резиденции было завершено уже при Петре III. Академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко, Растрелли работал при нескольких императорах. Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, кто удостоил его наградой за труды, пожаловав званием генерал-майора и орденом Святой Анны.

С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. -Б. Растрелли возглавлял строительство царскосельской резиденции. В этот период он заново перестроил весь Большой Екатерининский дворец, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов XVIII века.

В 1762 году, когда на российский престол взошла Екатерина II, Франческо-Бартоломео Растрелли верой и правдой прослужил России и императорскому двору 48 лет.

Новое царствование полностью изменило привычный уклад жизни и мировоззрение русской аристократии. Идеалами «просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой стали поклонение классике и возврат к природе. Менялись не только вкусы и предпочтения в литературе, живописи, архитектуре, но и образ жизни. Безудержная роскошь, ослепляющая блеском золота, присущая работам Растрелли, оказалась несовместимой с новыми взглядами и новой эпохой. Зодчего начали критиковать за чрезмерную дороговизну и декоративность его работ.

После прихода к власти Екатерины II Растрелли был переведен в подчинение И. И. Бецкому, президенту Академии художеств Комиссии от строений. Более сорока лет подчиняясь лишь императрице, выполняя ее задания и волю, обер-архитектор Елизаветы Петровны не мог согласиться ни с каким иным начальством, кроме монархини. Растрелли подал прошение об отставке, которое было подписано Екатериной II. Вскоре зодчий был приглашен своим давним заказчиком Э.-И. Бироном в Курляндию, где заканчивал работы по отделке дворца в Рундале.

Талант Растрелли получил столь безоговорочное признание императорского двора не только благодаря пышности и торжественности построенных им дворцов. В своих проектах зодчий с удивительной гармоничностью сочетал основные принципы стиля европейского барокко с такими чертами русского национального зодчества, как яркая окраска зданий, контрастное выделение деталей и элементов ордера, использование деревянной резьбы и живописи в интерьерах.

Растрелли увековечил свое имя, оставив после себя великое наследие, которое и в наши дни вызывает неподдельное восхищение. «Русский итальянец» создал нечто большее, чем местную вариацию европейского барокко. Его архитектура имела не только эстетическое, но и государственное значение. Растрелли был призван императрицей на службу для того, чтобы своими ослепительными творениями прославлять русское государство. И гений зодчего как нельзя лучше подходил для этой цели: задачи, которые ставила перед своим обер-архитектором Елизавета Петровна, соответствовали своей масштабностью полету его архитектурной мысли. Именно это гармоничное взаимодействие требовательной именитой заказчицы и гениального творца способствовало рождению великолепных памятников «растреллиевского барокко».

По  данным  некоторых исследователей, Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге. Однако точная дата смерти и место его захоронения до сих пор остаются неизвестными. В последние годы жизни он любил повторять: «архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются».

Имя Растрелли носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы. Но лучшим памятником Франческо Бартоломео Растрелли остаются известные на весь мир  архитектурные шедевры, украшающие Северную столицу России и до сих пор привлекающие на берега Невы многочисленных ценителей его таланта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *