Шедевры растрелли: Архитектурные шедевры Растрелли в Санкт-Петербурге
Шедевр Растрелли — Строгановский дворец в Петербурге : pinup_sss — LiveJournal
фото из Интернет
Великолепное здание, выходящее одним фасадом на Невский проспект, а другим – на набережную реки Мойки, прекрасный образчик русского барокко – Строгановский дворец.
Автор проекта – любимый архитектор императрицы Елизаветы Франческо Бартоломео Растрелли. Дочь Петра Великого любезно «одолжила» в знак благоволения великолепного итальянца барону Сергею Григорьевичу Строганову, своему приближённому. Растрелли предстояло перестроить одноэтажный дом, расширить и украсить его. Денег на это у владельца было предостаточно, Сергей Григорьевич происходил из семьи богатых солепромышленников, доставшееся ему наследство приумножал, строя металлургические заводы. Сохранились интерьеры Большого зала дворца, созданные Растрелли
Елизавета Петровна позаботилась не только о прекрасном доме для Строганова, построенном по проекту престижного архитектора. Она пожелала укрепить его положение в обществе, устроив брак единственного сына Сергея Григорьевича Александра со своей крестницей, Анной Воронцовой. Строгановы не принадлежали к родовитому дворянству, породниться с императорской фамилией – мать невесты приходилась двоюродной сестрой Елизавете — было для них весьма престижно.
Жених, Александр Сергеевич, о судьбоносном для себя решении узнал последним. Он в течении нескольких лет находился за границей, путешествовал, интересовался всем сразу: химией, физикой, минералогией, историей, живописью. Повинуясь воле батюшки, младший Строганов направился на родину, но в пути получил известие о внезапной кончине отца. Науки привлекали 24-х летнего Александра куда больше, нежели перспектива женитьбы. Он обращается к императрице за разрешением остаться за границей для окончания образования, но получает отказ. Впрочем, красота юной невесты примирила его с необходимостью брака.
Анна в образе богини Дианы Художник Л.И.Токке, 1758 год
Семейная жизнь не сложилась, наиболее очевидными причинами разногласий между супругами были несхожие политические пристрастия. Анна Михайловна, как и большинство Воронцовых, принадлежала к сторонникам Петра III, Александр Сергеевич поддерживал Екатерину II. Фактический развод долго не мог быть оформлен юридически.
Между тем Александр Сергеевич влюбился, его новой избранницей стала Екатерина Трубецкая. Внезапную смерть жены, весьма своевременно освободившую Строганова от обязательств, сплетни приписывают отравлению. В качестве злодея выступал то будущий тесть, князь Трубецкой, то сам вдовец. Сразу после свадьбы молодожёны уезжают за границу, живут в Париже, здесь в семье появляются сын и дочь.
Супруги приняты при дворе, заводят знакомство среди философов и энциклопедистов. Александр Сергеевич продолжает пополнять свои коллекции живописи и минералов. Некоторые экспонаты из коллекции минералов и сейчас можно видеть в Минералогическом кабинете.
Отдавая предпочтение итальянским живописцам, главным образом художникам Возрождения и академистам XVII века, Строганов приобретает и работы французских, голландских, фламандских и испанских мастеров. По возращении в Россию собрание пополнится картинами русских художников. Ныне часть коллекции представлена в картинной галерее.
Но вернувшегося на родину Строганова ждёт не только радость от возможности приобретать для своего собрания картин работы соотечественников. Его жена, почтенная 35 летняя мать семейства, страстно влюбилась в Ивана Римского-Корсакова. Он моложе Екатерины Петровны на десять лет, красив, музыкален: превосходно играет на скрипке и недурно поёт. О его несомненной привлекательности красноречиво свидетельствует тот факт, что его избрала своим фаворитом сама Екатерина Великая.
Правда, благосклонностью императрицы Римский-Корсаков пользовался недолго, ветреному красавцу было велено удалиться в Москву. Куда за ним последовала Екатерина Строганова с маленькой дочерью, оставив сына на попечение мужа.
Александр Сергеевич счёл излишним испытывать судьбу в третий раз в попытке устроить личную жизнь и сосредоточился на работе. В 1800 году он стал президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки. Строганов был щедрым меценатом. Многие талантливые ученики Академии получил возможность обучаться за границей благодаря его финансовой поддержке.
Но любимым детищем, предметом неустанных забот и немалых денежных вложений стал для Александра Сергеевича Казанский собор. Автором проекта которого был архитектор Андрей Воронихин.
Говорят, первоначально император Александр I склонялся к тому, чтобы выбрать проект иностранного архитектора. Но Строганов убедил государя, что это решение будет непатриотичным и обратил внимание на творение Воронихина. Александр Сергеевич проявлял столько заботы о своём крепостном, содействуя его карьере, что злые языки нашёптывали, что Андрей – внебрачный сын графа. Сомнительная версия, а вот талант архитектора Воронихина сомнения не вызывает. Считается, что им произведена отделка Малой и Большой гостиных, Парадной столовой, а так же оформление Физического кабинета Строгановского дворца.
В последующие годы другие выдающиеся архитекторы вносили свою лепту в формирование облика дворца. Некоторые помещения были перестроены по проектам И.Ф. Колодина, ученика Воронихина. К. Росси создал проект апартаментов князя В. С. Голицына и его супруги А. П. Голицыной, урождённой графини Строгановой. Сохранился незначительный фрагмент, включающий Зал с дубовым камином..
Авторство далеко не всех интерьеров Строгановского дворца установлено, но все они великолепны!
Арабесковая гостиная
Зеркальный зал
После того, как к власти пришли большевики, они экспроприировали хранившиеся во дворце нумизматические и предметов искусств коллекции, вывезли и распродали с аукционов мебель. Так что подлинных предметов в Строгановском дворце, сохранилось немного.
Сильно пострадали интерьеры, так как здание, в котором несколько лет размещался музей, после было отдано Институт у растениеводства Академии наук, а с 1937 года — военному ведомству. По счастью, в 1988 году решением Ленгорисполкома Строгановский дворец передан Русскому музею.
Бережная научная реставрация творит чудеса и сейчас посетители Строгановского дворца могут любоваться практически всеми восстановленными интерьерами. Остаётся пожелать работникам музея как можно скорее дождаться окончательной реставрации всех помещений дворца. И, разумеется, большого числа благодарных интеллигентных посетителей.
За возможность пройтись по залам восхитительного Строгановского дворца благодарю сообщество spbblog и сотрудников пресс-службы Русского музея.
Шедевр Растрелли. Реставрация продолжается…
Напомним, Андреевская церковь — единственное в мире творение Франческо Бартоломео Растрелли, которое до сих пор сохранило аутентичные архитектуру, иконостас и внутреннюю отделку! Этот шедевр гениального архитектора был освящен и открыт для верующих 250 лет тому назад…
Музейщики, научные работники, специалисты по охране памятников культуры и небезразличные киевляне в течение последних лет наблюдают за ремонтно-реставрационными работами, которые проходят в церкви. За свою историю Андреевская реставрировалась многократно: в настоящее время над сохранением этой достопримечательности, принадлежащей Национальному Заповеднику «София Киевская», работают опытные специалисты.
О работе реставраторов рассказала «Дню» старший научный сотрудник Лина ЯНЧЕНКО:
— Холм, на котором стоит церковь, еще в 2007 году был признан остро аварийным, а потому срочно руководством заповедника «София Киевская» приняли меры, чтобы провести работы по его укреплению в комплексе безотлагательных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ.
Работы проводятся в три этапа — во-первых, укрепление холма, обновление церковной паперти, ремонтно-реставрационные работы стилобата. Напомню, к «Евро 2012» успели это сделать, и церковь как популярный туристический объект открыли для посетителей. Но, к сожалению, финансирование ремонтно-реставрационных работ на этом этапе прекратилось, следовательно с 2012 до 2015 гг. Андреевская церковь работала в обычном режиме — как действующая церковь и музей. Однако проблемы никуда не ушли — нужно было сделать гидроизоляцию лестницы, чтобы не замокали помещения, которые находятся снизу…
В 2015 г. церковь закрыли и начался второй этап внешних работ, над этим заданием работали специалисты Института «УкрНИИпроектреставрация», ООО «Екстер’єр-Будсервіс», ООО ФИРМА «ЭРИДАН». Летом 2017 г. комплексные внешние работы закончили и ко дню Независимости открыли для посещения обзорную площадку Андреевской церкви. А реставрация интерьера церкви длится и до сих пор.
Интересно, что автор проекта Андреевской церкви — архитектор Растрелли — сам никогда не бывал в Украине, строительство церкви он поручил своему одаренному и образованному помощнику Ивану Мичурину, который изучал инженерное дело в Голландии. Мичурин внимательно исследовал холм и состояние грунтов, что позволило удачно заложить фундаменты храма. Существующие грунтовые воды внутри холма были отведены с помощью деревянных труб, так называемых рур, которые шли к специально обустроенным дренажным колодцам и ближайшим городским водопадам. Один из таких водопадов до сих пор является украшением Киева — это известный «Самсон» на Подоле, к которому в свое время вода поступала из Андреевской горы. Части деревянных рур, которые были найдены во время археологических раскопок на Подоле, демонстрируются в настоящий момент в Музее воды. Именно благодаря профессиональной работе Ивана Мичурина, Андреевская Церковь уже четверть века возвышается на холме над Подолом.
Когда специалисты начали исследовать состояние слоя краски на стенах и сводах церкви, поняли — косметическим ремонтом не обойтись! Реставрация коснулась и живописи Андреевской церкви, часть икон из иконостаса была перенесена в мастерские Софийского заповедника. Над реставрацией икон середины XVIII ст. работают художники-реставраторы Дорат Капориков и Леонид Колодницкий, под руководством реставратора Анатолия Остапчука. Летом прошлого года они реставрировали уникальное произведение искусства резьбы времен барокко: Царские врата Андреевской церкви, которые экспонируются на выставке «Вознесенная к небесам» в северном зале Софийского собора (ІІ этаж).
Хотя труд реставраторов является незаметным и «закулисным», он является очень важной работой в деле сохранения шедевров для грядущих поколений. Таким образом, сотрудники по охране памятников и работники музея призывают нас задуматься: что важнее для нашего наследия — оригинальный интерьер периода барокко, который должен храниться в определенных условиях и температурно-влажном режиме, или действующий храм с новой церковной утварью и росписями?
Андреевская церковь по размерам небольшая, и когда горит много свечей, в храме резко повышается температура и влажность, что очень вредно для резного декора и иконописи. .. что же останется в храме после такой потери? В качестве положительного примера могу привести церковь Св. Юра во Львове, где пользуются электронными свечами (это прекрасное решение, мечта реставраторов и музейных работников). Мы должны сохранить уникальные памятники нашего национального наследия.
Бартоломео Франческо Растрелли гениальный итальянский архитектор
Published by: Modified by: Author: gxeniya
Contents
- Bartolomeo Francesco Rastrelli a brilliant Italian architect who became the greatest master of Russian architectural art of all time
- Biography
- Бартоломео Франческо Растрелли создал большинство своих знаменитых шедевров.
Бартоломео Франческо Растрелли гениальный итальянский архитектор, ставший величайшим мастером русского архитектурного искусства всех времен
Бартоломео Франческо Растрелли часто путают с его отцом-тезкой, который, в отличие от сына, большую часть своей профессиональной карьеры посвятил скульптуре и создал первый конный памятник в России. Тем не менее, оба они внесли весомый вклад в развитие национальной культуры и навсегда останутся для потомков великими мастерами искусства.
Большой Петергофский дворец. 1745.Биография
Бартоломео Франческо Растрелли родился в 1697 (по другим данным в 1700) в Париже, где его отец служил при дворе Людовика XIV. К сожалению, историкам пока не удалось установить точную дату рождения зодчего. Мальчик с раннего детства увлекался рисованием и помогал отцу в мастерской. В течение пяти лет Бартоломео Франческо работал со своим отцом над созданием нескольких дворцов для Светлейшего князя Меншикова. Вернувшись через год в Петербург, Растрелли-младший начал самостоятельную карьеру архитектора. Тем не менее молодой итальянский зодчий приобрел известность среди столичной элиты. И вот счастливый случай свел его со всемогущим Бироном, фаворитом Анны Иоанновны, вступившим на русский престол в 1730 г.
Воронцовский дворец, 1749 год.Герцог, имевший большую власть, смог разглядеть в Растрелли большого мастера и поручил ему построить два дворца в Курляндии. Бартоломео блестяще справился с ответственным заданием, чем снискал расположение Бирона и вскоре был представлен русской императрице. По поручению Анны Иоанновны в начале 1740-х годов он несколько раз приезжал в Москву для ознакомления со старинными шедеврами национального зодчества. После этих поездок мастер окончательно выработал собственный архитектурный стиль, принесший ему в будущем заслуженное признание.
Митавский дворец.Бартоломео Франческо Растрелли создал большинство своих знаменитых шедевров.
Он стал очень уважаемым человеком, сколотил приличное состояние и разработал грандиозный проект самой высокой в России колокольни перед Смольным монастырем в Санкт-Петербурге. Но внезапная смерть 52-летней императрицы Елизаветы в декабре 1761 года разрушила планы художника. Екатерина II, отрицательно относившаяся к стилю архитектуры Растрелли, вскоре взошла на российский престол. Королева приблизила к себе молодого мастера Антонио Ринальди, назначив его придворным архитектором.
В кратчайшие сроки жизнь Растрелли изменилась до неузнаваемости. Он перестал выполнять приказы императорского двора, потерял свое положение в обществе и стал испытывать серьезные финансовые проблемы. В отчаянии он подал императрице прошение об отставке и был тут же уволен со службы с ежегодной пенсией в 1000 рублей, присуждаемой за заслуги перед Отечеством.
Дворец Растрелли в РундалеПожилой мастер отправился в Европу в поисках новых заказчиков, но его усилия оказались напрасными. Посетив Италию и Пруссию, Растрелли в 1763 году прибыл в Курляндию, где его приютил герцог Бирон, вернувшийся из ссылки после долгой опалы. В последние годы жизни мастер занимался реконструкцией двух построенных им ранее роскошных дворцов. 29 апреля умер всеми забытый Франческо Бартоломео Растрелли., 1771 г. в имении Бирона и похоронен на кладбище г. Митавы рядом с женой, его могила не сохранилась до наших дней.
Smolny Rastrelli Palace 1754RASTRELLI’S MASTERPIECE IN CATHERINE PALACE OPENS AFTER RESTORATION
https://sputniknews. com/20040629/39763897.html
RASTRELLI’S MASTERPIECE IN CATHERINE PALACE OPENS AFTER RESTORATION
RASTRELLI’S MASTERPIECE IN CATHERINE PALACE OPENS AFTER RESTORATION
СТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 июня.(РИА Новости) — Первый вестибюль, парадный зал золотой анфилады Растрелли, откроется после реставрации Екатерининского собора… 29.06.2004, Sputnik International
29.06.2004 -29T07:10+0000
2004-06-29T07:10+0000
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name= ‘og:description’]/@content
https://cdnn1.img.sputniknews.com/i/logo/logo-social.png
Sputnik International
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2004
Sputnik International
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
News
en_EN
Sputnik International
+74956456601
МИА «Россия сегодня»
Sputnik International
feedback@sputniknews. com
+74956456601
МИА «Россия сегодня»
Sputnik International
ул. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 июн. /РИА Новости/. Первая парадная, парадный зал золотой анфилады Растрелли, откроется после реставрации Екатерининского дворца в Царском Селе (бывший Пушкин), пригороде Санкт-Петербурга, сообщает пресс-служба ведомства. Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Реставрация началась 15 лет назад, и вестибюль уже много лет закрыт для посетителей.
Три вестибюля перед зрительным залом считались украшением Екатерининского дворца, который строился с 1752 по 1757 год по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).
Все три зала украшены резными колоннами и пилястрами, наборным паркетом, позолотой, изразцовыми печами и каминами. Плафон «Триумф Вакха и Ариадны» работы Пьетро и Франческо Градицци добавлял роскоши первому вестибюлю.
Сначала высокие гости ждали аудиенции у царей в вестибюлях.