Вагонка категории – это сорт С, что такое евровагонка, что значит класс А, описание, в чем разница, характеристика, чем отличается, как выбрать
Сорта вагонки экстра, А, В, С, классификация, сравнение и описание
При строительстве бани вы неизбежно зададитесь вопросом, какой материал использовать для внутренней отделки. Каждый из материалов имеет свои свойства и может использоваться в различных условиях. В этой статье мы расскажем вам о том, как выбрать вагонку, о ее отличиях и сортах.
Если вы хотите узнать, как выбрать вагонку, сначала ознакомьтесь с ее преимуществами перед остальными отделочными материалами.
Так почему же вам необходимо выбрать вагонку:
- экологически чистый материал, подаренный самой природой;
- широкий выбор древесины, из которой она изготавливается;
- невысокая стоимость;
- простота монтажа;
- разнообразие видов и стандартов, на любой вкус;
- отличные теплоизоляционные свойства вагонки;
- устойчива к механическим повреждениям;
- широкий простор для творчества, можно окрасить в любой цвет, а также дополнительно декорировать.
Исходя из всех вышеперечисленных преимуществ вагонки, не удивительно, что на сегодняшний день именно она является самым часто используемым отделочным материалом из дерева. И по нашему мнению, эта популярность вполне оправдана.
Так какой сорт вагонки выбрать для отделки?
Как и большинство материалов из дерева, вагонка разделяется по качеству (сортности), обычно различают следующие сорта:
- Сорт «Экстра»
- Сорт «А» или «Премиум»
- Сорт «В»
- Сорт «С»
Иногда встречается обозначения «сорт 1, 2 или 3», они соответствуют сорту «А», «В» и «С» соответственно. Также «Экстра» или «Премиум» может называться «Высшим».
А теперь попробуем разобраться в отличиях, особенностях, преимуществах и недостатках каждого из этих классов. Это значительно упростит вам выбор и позволит сэкономить на приобретении данного обшивочного материала.
Сорт «Экстра»
Этот класс вагонки является наивысшим по качеству, эстетическим и эксплуатационным характеристикам. В ней не должно быть абсолютно никаких дефектов, ни сучков, ни сколов. Её поверхность идеально гладкая. Доска ровная, как правило, обладает ярко выраженным рисунком и красивой структурой, а для крепежа такой вагонки используются только специальный крепеж, дабы не портить внешний вид.
Поскольку такой идеальной древесины производится очень мало, то часто вагонку этого класса сращивают, что, впрочем, не сказывается на качестве конечной продукции. Во избежание повреждения при транспортировке данный тип вагонки помещается в вакуумную упаковку. Цены на вагонку класса «Экстра» конечно значительно выше, чем на доски других сортов, но за качество, как говорится, приходится платить.
Сорт А или «Премиум»
Данный сорт вагонки имеет несколько отличий от высшего. По сути, от «Экстра» ее отличает лишь небольшое количество здоровых сучков, которые не выпадут в процессе эксплуатации. Больше никаких дефектов не допускается, а стоимость вагонки сорта А может значительно отличатся от наивысшего сорта, что делает ее отличным вариантом для отделки помещений бани или сауны.
Сорт В
Этот класс можно считать бюджетным, он уже обладает рядом допустимых дефектов. На поверхности могут быть трещины (не сквозные, и не более 3 см), вмятины, выбоины, сучки, смоляные кармашки, даже допустимо не более 10% синевы. Такая вагонка подразумевает применение всевозможных шпатлевок, затирок и покрытий, чтобы скрыть большинство внешних дефектов. Стоимость такой вагонки обычно не высока, но ее монтаж потребует от вас дополнительного времени и усилий.
Сорт С
Вагонка сорта С (или 3-го сорта) ввиду своих низких эксплуатационных качеств и неказистого внешнего вида может применятmся в подсобных и не жилых помещениях. Большое количество дефектов, кривизна доски, выпадающие сучки, сквозные трещины – это далеко не весь набор всех недостатков, свойственных вагонке сорта С. Подгонка такой доски – это настоящие мучение для мастера, монтаж превращается в муки. Вагонку такого класса сложно рекомендовать к покупке, разве что радует цена.
Любая древесина – это живой материал, и поэтому он обладает вполне естественными недостатками, наиболее распространенными являются: сучки, трещины, смоляные кармашки, синева, гниль, обзол и червоточины, все они влияют на эстетичность материала. Вот наличием или отсутствием в различных пропорциях всех этих недостатков и определяется сорт вагонки. Соответственно внешний вид может сильно различаться в зависимости от класса.
Данный отделочный материал характеризует огромное количество вариантов, множество профилей, сортов и пород древесины, из которой ее изготавливают. А способы применения вообще ограничиваются только вашей фантазией, но поскольку мы специализируемся на определенной сфере, то можем сказать, какая вагонка для бани лучше в конкретно Вашем случае.
Дефекты |
Вагонка сорта A |
Вагонка сорта B |
Вагонка сорта C |
---|---|---|---|
Сучки |
Допускаются только здоровые, сросшиеся круглые, овальные или продолговатые сучки диаметром до 1/3 ширины изделия |
Допускаются: здоровые сучки любого размера; сучки с трещинами до 5 мм;частично сросшиеся сучки при срастании не менее 1/2 контура сучка. Не допускаются: небольшие повреждения на ребровых сучках (выщерблины на кромках) и единичные выпавшие ребровые сучки |
Допускаются сучки любого типа, в том числе загнившие, гнилые, табачные и частично сросшиеся сшивные |
Трещины |
Допускаются: пластевые несквозные трещины с выходом в торец длиной до 100 мм; пластевые сквозные без выхода в торец и на кромку трещины, образованные при усушке, длиной равной ширине доски с каждого конца |
Допускаются: пластевые несквозные трещины длиной не более одной трети изделия; пластевые сквозные без выхода в торец и на кромку трещины шириной не более 1 мм и длиной не более одной четвертой изделия; пластевые сквозные с выходом в торец трещины длиной не более 150 мм с каждого конца и толщиной не более 1 мм |
Допускаются: пластевые несквозные трещины без ограничений, но с суммарной длиной не более 80% изделия; пластевых сквозных без выхода в торец и на кромку трещин должно быть не более пяти на погонный метр; пластевые сквозные с выходом в торец трещины длиной не более 300 мм |
Сердцевина на лицевой стороне |
Допускаются местами длиной до 200 мм на погонный метр |
Допускаются |
Допускаются |
Смоляные кармашки |
Допускаются прикрытые смоляные кармашки размером до 3х20мм не более двух на погонный метр |
Допускаются прикрытые смоляные кармашки и открытые смоляные кармашки длиной не более 50 мм |
Допускаются |
Односторонняя открытая прорость (вросшая кора) |
Не допускается |
Допускается шириной до 200 мм и длиной до 100 мм до 1 шт на изделие |
Допускается |
Гниль |
Не допускается |
Допускается твердая гниль общей площадью до 1/10 площади изделия |
Допускается |
Дефекты производства |
Допускается гладкая без рисок и ворсистости волнистость поверхности глубиной до 0,5 мм |
Допускаются: вырывы, выхваты, запилы, вмятины, сколы, задиры и выщерблины глубиной менее 0,5 мм и площадью не более 15х300 мм не более одного на погонный метр; бахрома, ворсистость, непрострог площадью до 1/10 поверхности изделия; волнистость поверхности с отдельными ворсистыми участками глубиной до 1,5 мм |
Допускаются: вырывы, выхваты, запилы, вмятины, сколы, задиры и выщерблины общей площадью не более 1/5 от площади изделия; бахрома, ворсистость, непрострог площадью до одной пятой поверхности изделия; волнистость поверхности |
Изменения окраски |
Не допускаются |
Не допускаются |
Допускаются пятна красной плесени и посинения общей площадью не более одной пятой площади изделия не более 10% объема |
Покоробленность |
Допускается крыловатость с отклонением от плоскостности до 0,2% от длины изделия |
Допускаются: продольная покоробленность по кромке со стрелой прогиба до 0,2% от длины изделия; продольная покоробленность по пласти со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия; поперечная покоробленность со стрелой прогиба до 0,5% от ширины изделия; крыловатость с отклонением от плоскостности до 0,35% от длины изделия |
Допускаются: продольная покоробленность по кромке со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия; продольная покоробленность по пласти со стрелой прогиба до 0,6% от длины изделия; поперечная покоробленность со стрелой прогиба до 0,8% от ширины изделия; крыловатость с отклонением от плоскостности до 1% от длины изделия |
Червоточины и поражения насекомых |
Не допускается |
Не допускается |
Допускаются червоточины на площади не более 1/10 от площади поверхности изделия |
Вагонка категории А: в чем особенности материала, чем отличается от остальных категорий?
Если вы уже определились со строительным материалом, который нужен вам для отделочных работ и остановили свой выбор на вагонке, самое время задуматься о ее характеристиках. На первый план в качестве основного параметра выходит сортность материала. Именно по этому показателю определяются качественные и эксплуатационные характеристики вагонки.
Что такое сортность вагонки?
Сортностью вагонки определяют наличие недостатков (часто визуально заметных) в материале. То есть, в сортности не участвует порода древесины, дизайн, размеры профиля и пр. Главный фактор для определения качества этого пиломатериала – это наличие различных дефектов. Чем их меньше –тем сортность, и соответственно, качество материала выше.
Как правило, сортность вагонки производитель указывает самостоятельно на упаковке или в сопровождающей документации, которая поставляется совместно с пиломатериалом. Но даже если вы не обратили внимание на сорт (делать этого не рекомендуем), то даже внешне вы легко сможете определить вид вагонки. Стоит только обратить внимание на количество и цвет сучков на вагонке, качество шлифовки (более качественной считается гладкая планка), цвет самой древесины, отсутствие различных цветовых дефектов –плесени, синевы, неравномерного оттенка поверхности.
Классификация сортов
У большинства производителей лучшей считается вагонка категории А. Немного хуже – пиломатериалы категории В, менее качественные изделия категории С. Иногда в линейках выделяются и другие «побочные» категории. Например, это может быть евровагонка категории «Премиум» или «Экстра». Как правило, детальное описание обозначения каждой категории производитель предоставляет вместе с материалом. Чем выше сорт изделия – тем выше цена.
Краткое описание характеристик основных сортов вагонки далее:
- Категория А. Качественная вагонка, подходит для облицовки. Не допускаются различные механические повреждения, гладкая шлифовка – обязательна. Для евровагонки категории А допускается небольшое количество сучков. Они должны иметь диаметр до одного сантиметра и светлый цвет. Сучки могут быть только сросшиеся, без признаков гниения. На евровагонке категории А не допускаются разного рода трещины, отступления от основного оттенка древесины, синева, выпавшие сучки.
- Категория В. Евровагонка такого сорта отличается низкой стоимостью. Качество среднее, как правило, стена из такой вагонки требует дальнейшей отделки для более привлекательного внешнего вида. На поверхности могут быть любые сучки (и в большем количестве, нежели в сорте категории А), не допускаются гнилые и частично сросшиеся сучки, гниль также не допускается. В материале категории В не может быть синевы, но зато допускаются небольшие трещины на поверхности.
- Категория С. Отличается наиболее низким качеством и стоимостью. На поверхности допускаются любые сучки, в том числе треснувшие, частисно сросшиеся. Могут быть пластевые трещины (как сквозные, так и не сквозные). Могут быть открытые и прикрытые смоляные кармашки. Производитель отправляет в категорию С также материал с механически поврежденной поверхностью, может быть синева, допускаются небольшие сколы и заметные трещины.
«Пиломаркет» рекомендует для отделочных работ выбирать евровагонку категории А. Это материал высокого качества, который не требует дальнейшей отделки, украсит любое помещение. Натуральный, равномерный оттенок древесины сделает помещение экологичным и привлекательным внешне.
Стоит учесть, что евровагонка категории А дает покупателю все преимущества, за которые и выбирают сам материал:
- Привлекательность естественной фактуры и рисунков древесины – украшение любого интерьера.
- Удобство и скорость монтажа. Если на поверхности качественной вагонки нет недостатков, ее можно не обрабатывать после укладки дополнительно краской или другими материалами.
- Поддержание микроклимата в помещении. Дерево – естественный антисептик, он делает воздух в помещении здоровее и лучше. Если на поверхности вагонки есть гниль и синева, а еще хуже – плесень, то такой материал не подходит для внутренней отделки и только ухудшает микроклимат в помещении.
- Долговечность. Если доски уже начали подгнивать, имеют сколы, трещины и плесень, то такая стена прослужит относительно недолго. Евровагонка категории А – достаточно плотная и качественная, чтобы прослужить без визуальных повреждений и дефектов несколько десятков лет.
- Экологичность. Только здоровое дерево отвечает критериям экологичности, за которые выбирают вагонку.
И пусть стоимость евровагонки категории А – самая высокая из всех сортов, она все же ниже натуральной древесины. Высокое качество материала и простота монтажа делают его идеальным выбором для доступной и качественной внешней и внутренней отделки помещений.
Вагонка, виды и классификация
Вагонкой называются тонкие обшивочные панели с соединением в “шип-паз”. Изделия используются для наружной и внутренней отделки жилых и офисных зданий, технических, мансардных и подсобных помещений, саун, бань, балконов, лоджий, беседок и террас.
Виды материала
Традиционно ламели изготавливается из натурального дерева, поэтому этот вид будем рассматривать подробно. Кроме деревянных изделий выпускаются следующие разновидности:
- Пластиковая. Детали изготовляются из поливинилхлорида методами экструзии с полыми сотами по всей длине, что обуславливает их высокие тепло- и звукоизоляционные характеристики. Использование для производства ПВХ дополнительно обеспечивает следующие достоинства:
- Возможность эксплуатации во влажной среде и температурном диапазоне от -50 до +50°С, что позволяет обшивку ванных комнат и санузлов;
- Не подверженность коррозии, гниению и негативному влиянию ультрафиолета;
- Не требуется дополнительная обработка поверхности;
- Достаточная долговечность;
- Большой диапазон текстуры и цветовых решений с отличной имитацией драгоценных пород дерева и ценных минералов;
- Низкая стоимость.
Минусом можно считать меньшую, по сравнению с натуральным деревом, прочность к механическим воздействиям.
- МДФ-панели, получаемые прессованием мелкодисперсной сухой стружки в условиях высокой температуры и давления. Древесные частицы надёжно склеиваются выделяющимся из дерева лигнином. Получаются монолитные, прочные и лёгкие детали. Отличаются разнообразием расцветок и стилизацией под мрамор, дерево, гранит и другие природные материалы. Экологичность, без выделения фенола и эпоксидных смол, позволяет облицовку в медицинских и общественных учреждениях, спальнях и детских комнатах.
- Алюминиевые, используются реже из-за высокой стоимости. Обладают всеми преимуществами присущими алюминию.
- Изделия из природного дерева, о которых рассказано далее, экологичны и оказывают благотворное влияние на человеческий организм.
Классификация вагонки по сортам
Облицовочные доски изготавливаются из любых древесных пород:
- хвойных: сосны, кедра, пихты, ели, лиственницы;
- лиственных: дуба, клёна, бука, липы, ясеня, ореха, осины, ольхи.
Хвойные породы, благодаря высокому содержанию смолистых веществ, более стойки к загниванию и увлажнениям, что позволяет их успешное применение в наружных отделках. Красивая текстура досок из кедра, ели и сосны создаст привлекательность внутри помещений. Но сорта вагонки из сосны неприемлемы для обшивки банных парилок из-за выделяющейся при высоких температурах смолы и появления неприятных запахов. Для этих целей используется липа, ольха или осина, обладающие свойствами не нагреваться и не обжигать кожу человека.
Дубовые и буковые ламели красивы, но отличаются повышенной трудоёмкостью в обработке и высокой ценой.
Изделия изготавливаются и из ценных экзотических пород, произрастающих в тропиках. Чаще всего используется красное дерево. Но, несмотря на замечательные свойства такой продукции, её распространение ограниченно высокими ценами.
Изготовление осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
- ГОСТ — отечественный стандарт, общий для всех производителей;
- DIN — европейского стандарта;
- ТУ — технических условий, которые разработаны самостоятельно индивидуальными производителями, то есть на разных предприятиях они различны. Это создаёт определённые трудности разделения изделий по сортности или классам.
Класс вагонки или сорт определяется по качеству используемого сырья, которое определяется визуально, и выполненной обработке. Эти характеристики подробно расписаны в нормативной документации, основной упор сделан на наличие трещин, гнили, смолянистых карманов, ровности панели, количестве допустимых сучков, имеющейся синевы и других дефектов.
Классы вагонки, в чем разница
В зависимости от получившегося качества поверхности изделий их подразделяют на следующие сорта:
- Премиум или Экстра. Доски отличаются идеальной поверхностной обработкой, недопустимы даже малейшие дефекты. Этого практически невозможно добиться при изготовлении из цельного массива, поэтому используется сращивание отдельных частей. Деталям не требуется подгонка, они легко фиксируются. Крепление выполняется только при помощи специальных зажимов, входящих в комплектацию поставки. Красоту подчёркивает заводское покрытие лаком. Элитная облицовка стоит дорого, используется для внутренней отделки престижных загородных домов. Для сохранности деталей при хранении и транспортировки их обычно упаковывают в вакуумные упаковки.
- Вагонка сорт А. Отличается минимальным количеством дефектов. Недопустимы гниль, синева, прорость, обзол, сердцевина древесины. Допустимо:
- небольшая шероховатость поверхности в отдельных местах;
- незначительные смоляные кармашки;
- трещины несквозного характера и малых размеров;
- здоровые сросшиеся невыпадающие сучки диаметром ≤ 1,5 см не более одного на длине погонного метра.
- Класс B или 2-ой сорт вагонки. Допускает большее количество видимых дефектов. На торцах замковых частей может иметься непрострожка, не препятствующая обшивке. Допустимы сколы, вмятины, несквозные и без выхода на торцы трещины, запилы, но величина подобных дефектов должна быть ≤ 15-ти мм на длине 30-ть см. Глубина дефектных мест ограничивается 0,5-ю мм. Могут иметься засмолки, синева поверхности до 10-ти %, сердцевина и прорость на ширине ≤ 20-ти см. Здоровые невыпадающие сучки не регламентируются по размерам, но их на планке должно быть ≤ 4-х штук. Чёрные сучки ≤ 2-х см. Выпадающие и гнилые сучки не допускаются. Бюджетная цена делает материал привлекательным, а дефекты устраняются и маскируются шпатлеванием, затиркой и окрашиванием.
- Вагонка сорт С — самая дешёвая категория. Это третьесортные материалы, отбракованные из класса B. Качество ниже только у дров. Запрещено применение гнилых досок, а остальные дефекты не ограничиваются. Облицовка такими изделиями требует обрезки негодных частей, доработки и подгонки. Никакой профессионал с таким материалом работать не будет. При облицовке собственными силами может применяться в черновой обшивке, выполняемой в подсобных помещениях.
На современном деревообрабатывающем оборудовании производятся панели различных профилей сечения, отличающиеся формой граней, размерами и конфигурациями замков, различным выполнением лицевых и тыльных поверхностей.
Различаются следующие основные разновидности профилей:
- “Стандарт”, являющимся базовым не только для деревянных изделий, но и для изготовленных из других материалов. Сечение имеет трапециевидную форму со скосом кромок под углом 30-ть градусов, с гребнями и пазами для соединения “в шип-паз”. Длина гребня делается меньше нужной для плотного прилегания к глубине паза, зазор компенсирует рассыхание дерева в процессе эксплуатации. Размер вагонки Стандарт по длине составляет до 6-ти м, при ширине ≤15-ть см и толщине 12…25 мм.
- “Штиль” отличается от первых панелей наличием закруглённых углов, остальные характеристики аналогичны.
- “Евровагонка”. Изготавливается в соответствии с западноевропейским стандартом DIN, регламентирующим более строгие требования к влажности сырья и качественной обработке лицевой поверхности. Имеет глубокий пазо-гребневый замок, что обуславливает появление на облицовочной поверхности закрытых шипами промежутков. Тыльная сторона деталей имеет специальные вентиляционные бороды, предотвращающие скопление влаги в местах примыкания досок к обрешётке, а также устраняющие внутренние напряжения в древесине при температурных и влажностных перепадах. Толщина 12,5 мм, при ширине 60…160 мм, длина от 1,8 до 6-ти м. Оптимальная полезная ширина вагонки из сосны по евростандарту 88 мм (без учёта выступающего гребня).
- Двухсторонние панели, обе стороны лицевые. Это даёт возможность устраивать тонкие декоративные перегородки.
- “Американка”. В таких видах профилей выполняется плавные переходы от шипов к середине лицевых частей, благодаря этому получается имитация облицовки брусом, как сайдинг. Размер такой вагонки из сосны более массивен (≥ 2-х см) и широк (≥ 14-ти см). Применяется для облицовки фасадов, расположение только горизонтально.
- “Ландхаус”, самые дорогие разновидности. Их лицевая поверхность фрезеруется с нанесением различных сложных рисунков или горячим теснением под прессом с получением эффекта резьбы по дереву.
Размеры деревянной вагонки
Единых стандартных размеров, из-за широкого применения производителями собственных технических условий, не существует. Согласно гостовским нормам длина может составлять от нескольких десятков см до 6-ти м. Толщина может варьироваться в пределах от 12-ти до 25-ти мм. Для внутренней отделки используется до 16-ти мм, а более толстые для наружной обшивки. Ширина вагонки деревянной по ГОСТ ≤ 15-ти см.
Более нормирована размерность по евростандарту DIN:
- длина — 0,5…6 м;
- толщина ламелей — 12,5; 16 и 19 мм.;
- ширина — 8, 10, 11 и 12 см.
Узкие изделия меньше подвержены деформациям и более устойчивы к механическим воздействиям.
Часто поверхность обшивается ламелями разной ширины для достижения различных декоративных эффектов.
Расчёт необходимого количества облицовочного материала
После замеров поверхностей подлежащих обшивке, определяется нужное количество ламелей.
Сколько в кубе вагонки квадратных метров несложно подсчитать самостоятельно. Для этого достаточно перевести полезную ширину и толщину выбранных ламелей в метры, затем выбрать длину панелей с учётом возможной обрезки торцов.
Подбор оптимальной длины несложен, существующие размеры имеют градацию в 10-ть см. После перемножения полученных значений получается объём одной доски. Разделив единицу на полученный результат, получаем искомую цифру.
Также, сколько вагонки в кубе представлено в таблицах, имеющихся в технических справочниках. Но это не всегда удобно. Для обшивки небольших поверхностей, что чаще всего происходит в индивидуальных домовладениях, панели приобретаются в небольших количествах и поэтому рекомендуется выполнять расчёт требуемого количества ламелей в штуках. Для этого площадь планируемой облицовки делится на площадь одной ламели. Получается нужное количество штук ламелей. Если стоимость деталей указана в кубах, то таблица, сколько штук вагонки в 1 кубе, также имеется в строительных справочниках.
Выполнив расчёты или воспользовавшись табличными данными можно избежать ненужных затрат. Необходимо учесть 10-ти процентный запас на обрезку дефектных мест деталей.
Что такое Вагонка сорт А, АВ, С
Обыватели часто путаются в понятиях — что такое Вагонка сорт А, АВ, С? Практика показывает, что отечественный потребитель сейчас довольно требователен к качеству вагонки. По этой причине старый добрый DIN 68 126 (и тем более ГОСТ 8242-88) по факту оказываются слишком мягкими. Из-за чего нам и нашим производителям, приходится, работать по собственным техническим условиям – более строгим, нежели все существующие регуляционные документы, где нормой могут считаться дыры от выпавших сучков или синие пятна на лицевой поверхности.
Всего в среднем принято выделять 4 сорта строганных изделий. Называться они могут по-разному. В большинстве случаев фирмы производители предлагают одну категорию с самыми высокими кондициями – Экстра, Премиум, Ультра, Отборная… А также реализуют евровагонку ещё 2-3 ступеней качества: I; II; III – сорта, либо обозначают категории литерами: А; В; С.
Помимо основных сортов, классов и категорий нередко можно встретить промежуточные варианты, например, ВС или АВ. Возьмём, к примеру, вагонку категории АВ, которая по качеству представляет собой партию продукции, в которой наряду с деталями более высокого сорта А имеется также некоторое количество изделий сорта В. Зачем так делает производитель – спросите вы? Всё очень просто.
Промежуточный класс АВ выделен не для обмана клиента. Когда мошенники стремятся к незаконной выгоде – они просто продают низкосортную продукцию под видом высокосортной, за те же деньги, вплоть до того что они могут смешивать в категории А всё, что есть в наличие, в том числе изделия 3-го сорта или вообще полную выбраковку.
Перед нормальным производителем ставится задача максимально полно использовать попиленное сырьё. Дело в том, что дерево является живым и уникальным организмом, каково строение ствола – понять до распиловки не понятно, как поведёт себя нарезанная доска в процессе сушки и строжки тоже.
Более того, чем длиннее бревно подвергается распиловке, тем больше вероятность, что в готовое изделие попадёт какой-то дефект. Особенно это актуально для сучков, которые представляют собой части веток, а чем выше по стволу – тем веток больше. Именно поэтому выход вагонки длиной более 4 метров, попадающей под критерии отборного или первого сорта очень невелик. Это не говоря уже о первосортной 6-метровой вагонке, которой из 20-25 штук с одного распущенного ствола получается отобрать только 1-2 штуки. Вот почему вагонка большой длины чистой категории А так дорого стоит.
То есть сорт АВ, при достаточно приемлемом качестве, позволяет потребителю сэкономить более 20 процентов средств, получив при покупке вполне достойный материал, которым, если правильно распорядиться, можно решать весьма серьёзные задачи.
Вагонка сорта А
Вагонка сорта B
Вагонка сорта C
Вагонка сорта AB
ГОСТы и сорта вагонки — материалы из разделы Наши статьи
Сортность – признак того или иного уровня качества пиломатериалов. Но сорт пилопродукции устанавливается действующими нормативными документами. Относительно вагонки определение сорта сегодня является достаточно проблематичным, так как советский тип ее практически уже не используется и не производится, а евровагонка со своими особыми характеристиками и свойствами ни в один из отечественных Госстандартов не вписывается.
ГОСТ 8242-88
DIN 68-126
Как уже отмечалось выше, вагонкой называют профильную деталь, изготавливаемую из древесины и использующуюся для обшивки различных плоскостей. В России актуальным в данном случае является отечественный ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия». Этот документ, между тем, распространяется не только на вагонку, но и стандартизирует производство других профильных изделий из дерева – половая доска и брус, подоконные доски, поручни, наличники, плинтусы.
Разделение на сорта профильных изделий ГОСТ 8242-88 не регламентирует! В документе детали разделяются на два вида по сфере использования в зависимости от качества материала и качества профилирования:
- Под непрозрачное покрытие – оговариваются допустимые пороки древесины на лицевой и тыльной стороне.
- Под прозрачное покрытие – требования к качеству для таких ламелей значительно выше, пороки древесины допускаются по минимуму.
То есть, условно, нужно понимать, что это и есть деление на два сорта (сорт 1, сорт 2; либо сорт А, сорт Б). Но точной конкретизации ГОСТом 8242-88 по этому поводу не предусмотрено.
Приобретая вагонку нужно обращать особое внимание на маркировку. Если при изготовлении производитель опирался на требования отечественного ГОСТа, то будет отсылка на ГОСТ 8242-88. Если такой маркировки нет, значит вагонка производилась согласно технических условий разработанных на предприятии для выпуска того или иного вида пилопродукции. Требования ТУ, как правило, перекликаются с европейскими стандартами качества, которые детально регламентируют изготовление евровагонки, но на территории бывшего СССР обязательными к исполнению они не являются.
Европейские стандарты сорта вагонки определяют согласно одному из следующих документов:
- Внутренняя и наружная обшивка из цельной древесины хвойных пород. Профилированная древесина без пазов и шпонок – DIN EN 15146:2006
- Внутренняя и наружная обшивка из цельной древесины лиственных пород. Профилированные деревянные элементы – DIN EN 14951:2006
- Обшивка стен и потолков из цельной древесины. Профилированная хвойная древесина с пазами и шпонками – DIN EN 14519:2005
- Обшивка и облицовка материалами из массивной древесины. Характеристики, оценка соответствия и маркировка – DIN EN 14915:2006
- Профильная деталь с пазом и гребнем. Размеры – DIN 68 126-1:1986-10
- Профильная деталь с пазом и гребнем. Сортировка для ели, пихты, сосны – DIN 68 126-3:1983-07
Отечественные производители обычно выделяют 4-5 типов евровагонки, именующиеся сортами (отборный, 1, 2, 3) либо категориями (Экстра, Прима А, В, С) иногда встречается смешанный тип АВ. Сорт АВ характерен для изделий длинной 6 метров, так как при такой большой длине на изделии в незначительном количестве (1-2 признака), могут попадаться признаки сорта В. Следует отметить, что чем ниже сорт изделий, тем ниже его цена. Так вагонка категории А стоить дороже вагонки категории С может практически в два раза.
Каждый производитель, работающий по ТУ, имеет право установить свое разделение на сорта, расширив их количество и дав им специальные названия – Евростандарт, Экстра, Прима, Класс-1 и тому подобное. Однако делать это можно только при условии, что требования на продукцию (не важно, какой профиль сечения она имеет) не будут ниже требований, установленных отечественными актуальными Госстандартами. А вот повышать требования к сортности можно практически без ограничений.
Как видим, ГОСТ 8242-88 при разделении вагонки предлагает оценивать, в основном, внешний вид ламелей, а также делая упор на наличие в структуре древесины сучков, заражений, трещин, посторонних окрасов. Не меньшее внимание также уделяется дефектам строгания и профилирования.
Сорта вагонки и что значит каждый из них
Любой строительный материал имеет свои разновидности. Качество зависит от множества факторов, среди которых плотность, устойчивость к повреждениям, долговечность и проч. Для изделий из древесины этот список заметно расширен, ведь неоднородность дерева, особенности сорта, проблемная обработка заметно влияют на способ и простоту обработки. Сорта вагонки используются для быстрой классификации материалов. Зная особенности каждого из них, можно быстро подобрать оптимальный строительный материал для выполнения конкретной задачи и при этом неплохо сэкономить.
Определение сорта производит специальный сотрудник технического отдела еще на стадии производства. Производя ряд тестов, этот человек сортирует готовую продукцию на 4 категории, которые позже поступят в продажу.
Сорт вагонки: определение
В паспорте на товар из дерева присутствует несколько ключевых параметров, от которых зависит сфера применения материала:
- Материал изготовления;
- Тип замка;
- Габариты;
- Сорта вагонки.
Материал изготовления — порода дерева, которую использовали для распила. От нее зависит цвет естественный цвет, общие физические характеристики (прочность, надежность, возможность применения в помещениях с особым микроклиматом).
Тип замка указывает на особенность крепежа и возможность комбинировать данный отделочный материал с другими. Данный параметр может не указываться в паспорте. Доска из березы и липы с одинаковым замком и толщиной листа может быть использована для отделки стены попеременно — это допустимо для ряда проектов. Также тип замка влияет на внешний вид плоскости: расстояние между «берегами» впадин между доской. Ламели «Штиль», например, позволяют создать абсолютно ровную плоскость благодаря скрытому замку и креплению стык-в-стык.
Габариты — общие размеры изделия. Длина, ширина, толщина листа указываются в миллиметрах. Пример 150х15х2000 — соответственно, ширина, толщина, общая длина ламели.
Сорт вагонки — что это значит? Начнем с того, что сорт определяется исходя из уже обозначенных характеристик.
Ключевыми для определения являются порода дерева, габариты, качество распила, естественные характеристики листа: наличие сучков, трещин, сколов, проч.
Особенности разных сортов деревянной вагонки
Деревянная вагонка делится на 4 больших подтипа. Они могут носить разные названия, но суть остается прежней: от самой плохой до почти идеальной:
- С или 3й;
- В или 2й;
- А или 1й «Премиум»;
- «Экстра».
Также стоит отметить, что от сорта зависят не только внешний вид и простота монтажа, но также особенности эксплуатации, возможность установки в помещениях с уникальным микроклиматом, тонкости обработки, дальнейшего ухода. Подробный обзор необходимо начать от наиболее предпочтительной к откровенно плохой.
Вагонка сорта Экстра
Это практически идеальные листы из древесины средней плотности. Имеет красивый внешний вид, практически не имеет дефектов. Установка отличается простотой — собрать отделку стены при помощи скрытых скоб-кляймеров можно за несколько часов. Внешний вид такой вагонки, как правило, не портят гвоздями и саморезами. Экстра может использоваться для отделки любых помещений, ввиду своей устойчивости к влаге, температуре, бактериям. Дополнительная обработка подразумевает нанесение ровного слоя антисептика на водной основе, гидроизорлятора, финишного слоя декоративного лака, реже — цветной полупрозрачной краски.
Этот сорт выбирают для создания уникального дизайна жилого помещения: спален, гостиных, мест отдыха, реже — кухонь, бань, баров, бильярдных или других узкоспециальных помещений. Отделка служебных помещений древесиной высшего сорта нецелесообразна — стоимость одного куба такой отделки очень высока.
Это идеальный отделочный материал, который своими характеристиками превосходит большинство конкурентов.
1й сорт или «Премиум»
Главное отличие от ламелей Экстра в наличии крупных сучков и минимальных трещин. Вагонка такого типа также может быть использована для отделки жилых помещений любого типа. Перед ее установкой список необходимых защитных составов может пополниться специальной шпаклевкой по дереву, которой затирают наиболее опасные части ламели: вокруг сучка, в месте небольшой трещины.
Длина ламели может достигать 6000 мм. Ее вырезают из сердцевины крупных деревьев возрастом более 30-40 лет. Главное преимущество 1-го класса — возможность вырезать из доски фрагмент, ничем не уступающий Экстра. Если сучок или другое проблемное место располагается недалеко от конца доски, его можно отрезать ручной циркулярной пилой или лобзиком.
При отделке большого помещения со сложной геометрией (например — мансарда) комбинируют Экстра и Преимиум сорта вагонки, где более совершенные, с точки зрения эстетики, доски используют для плоскости стены, а Премиум разрезают на небольшие фрагменты, которыми зашиваются наклонные плоскости, стены за батареей. Из первого сорта можно быстро собирать мебель и фурнитуру. Разнообразные шкафчики будут иметь меньшую себестоимость, если использовать качественно разрезанную доску. Внешний вид не будет выделяться на фоне практически идеальных стен из Экстра.
Уход за таким покрытием предполагает регулярное мытье от грязи при помощи мыльного раствора. Покрывать ламели можно как бесцветным лаком, так и матовой краской. Именно сорт Премиум рекомендуется для отделки помещения, в котором предполагается использовать контрастные цвета. Темные оттенки хорошо скрывают сучки, при этом заказчик заметно экономит на стоимости материалов, а у мастера нет лишних проблем с установкой и подгонкой ламелей даже в проблемных местах.
2й сорт вагонки
Материал этого сорта уже имеет видимые изъяны в виде обилия сучков, трещин (до 3см длинной), сколов. Эта вагонка считается наиболее выгодной для отделки нежилых помещений — коридоров, кладовых, прихожих и т. д. Главная проблема такой вагонки в структуре дерева: допускаются сучки небольшого размера, которые считаются «проблемными». Через несколько лет эксплуатации, из-за процесса естественной сушки дерева, сучки могут буквально «выпадать», трещины — становиться больше.
Однако даже вагонка 2-го качества считается приемлемой для использования в квартире.
Она имеет хорошо вырезанные замки, ее сборка не доставит сложностей опытному мастеру.
С точки зрения декоративного использования, ламели 2-го сорта представляют интерес для дизайнеров благодаря необычному неоднородному узору, составленному из случайного чередования сучков, видимых волокон дерева и т. д. 2-й сорт является отходом от производства вагонки Премиум класса или выпиливается из внешнего кольца древесного ствола.
3й-сорт вагонки
Это наименее качественный тип, использование которого весьма ограниченно из-за крайне низких качеств. Помимо выпадающих сучков, в досках присутствуют:
- Крупные трещины;
- Сколы, неровности;
- Неправильно пропиленный замок;
- Чрезмерная кривизна доски;
- Некрасивая фактура.
3-й сорт выпиливается из внешнего кольца древесного ствола, а значит, внутри доски твердая сердцевина может соседствовать с мягким внешним слоем, что неизбежно приведет или к крупным трещинам, или к чрезмерному кручению доски во время сушки. Монтировать такой материал на стену тоже не представляется легким — мастера часто отказываются от работы с материалом низкого качества ввиду невозможности приемлемой подгонки отдельных листов на стену.
Применение этой вагонки весьма ограничено. Технические помещения, склад, гараж, подвальное помещение — вот примерный перечень использования такого материала. Распилить третий сорт на небольшие фрагменты для замены доски 2-го сорта также не представляется возможным — проблемные места есть на всей длине доски.
Габариты третьего сорта — еще один параметр, сдерживающий заказчиков от приобретения.
Ламель длинной 6000 мм невозможно произвести — доска будет неизбежно гнуться или треснет во время транспортировки.
Выбор оптимального материала для отделки
Как ни странно, Экстра пользуется меньшей популярностью среди заказчиков и строителей, чем Премиум. Небольшие допуски на 1м сорта полностью компенсируются невысокой средней ценой за куб вагонки. Возможность покраски любым типом краски или лака, долгий срок службы, красивый внешний вид все же остаются главными параметрами для заказчиков.
Экстра идеально впишется в дизайн офиса серьезной компании или подойдет для дома крупного бизнесмена. Отделка комнат в квартире этим материалом также возможна. Примеры дизайна комнаты, отделанной разными сортами вагонки, можно увидеть в тематическом альбоме на нашем сайте.
Для отделки банных, бань, мансард и других помещений второго порядка лучше использовать 1-й сорт вагонки. При правильном покрытии защитными средствами доска обеспечит 15-20 лет верной службы даже в условиях частого перепада температур, повышенной влажности.
3-й сорт имеет толк брать только для помещений третьего порядка — небольших кладовок, сараев, гаражей. Это очень неблагодарный материал, и даже низкая цена не становится главным выбором для бюджетных заказчиков. Также стоит учитывать мнение мастеров, которые могут отказаться работать с низкокачественным материалом. Может оказаться так, что даже при закупке необходимого количества листов + 20 % на случай отхода или брака вагонки не будет достаточно для отделки помещения из-за проблем с подгонкой.
Распространенные вопросы и ответы на них
В: Можно ли смешивать вагонку 1-го сорта со 2-м?
О: В теории, да. Однако, с практической точки зрения, это не обязательно. Разница в цене между ними не большая, а потому лучше приобрести достаточное количество доски Премиум класса.
В: Какие сорта вагонки лучше выбрать для отделки потолка?
О: Все зависит от площади. Для потолка на балконе или лоджии неплохо подойдет даже 2-й сорт вагонки. Если резать ламели так, чтобы максимально убрать проблемные сучки, то покрытие справится со своей задачей отлично.
Но для большой комнаты лучше остановиться на 1-м сорте из легких пород дерева. Стоит учесть то, что лишний раз делать отверстие в потолке чревато последствиями, а вес самой конструкции должен быть минимальным. Тонкая вагонка 1-го качества отлично выполнит свою задачу.
Если стоит задача не выбиться из общего дизайна, и заказчик требует вагонку Экстра, то стоит закупить листы минимальной толщины, вырезанные из дерева мягкой породы. Подобрать оптимальный цвет можно с помощью специальной палитры древесины, или прокрасив установленные ламели темным оттенком.
В: Как можно быстро рассчитать необходимое количество разных сортов вагонки для отделки большого помещения?
О: Если комната имеет необычную геометрию, достаточно поочередно вносить параметры каждой стены или фрагмента в калькулятор и высчитывать необходимое количество доски для отделки. Стоит отметить, что большинство складов не станут поставлять отдельно 3-4 листа конкретного сорта для заказчика. Если и комбинировать вагонку — стоит остановиться на двух типах: 1й и 2й или 1й и Экстра.
В: Есть ли разница между сортом А и 1м?
О: Это просто особенность номенклатуры. Они ничем не отличаются, ведь стандарт доски для всех предприятий один.
При заказе вагонки из-за рубежа в паспорте, скорее всего, будет указана буква. При заказе в России — число.
Также иногда производители или дистрибьюторы путают вагонку Экстра и Премиум. Стоит внимательно изучить внешний вид товара на предмет сучков. Если их нет — это доска высшего качества. Если есть, но крупные — это Премиум. Если присутствуют мелкие сучки — стоит сразу же менять своего поставщика. Скорее всего, вас пытаются обмануть.