Зодчие времен ивана грозного – история создания, причины основания, зодчий, уникальная архитектура, тайник и подвалы, кто отдал приказ построить и в честь чего, часы работы
Архитектурные шедевры эпохи Ивана Грозного
Царь Московский и всея Руси Иван Васильевич Четвертый, прозванный Грозным, появился на свет 25 августа 1530 года. Говорят, в момент его рождения над Москвой бушевала гроза и чуть ли не земля дрожала, но его папенька, Василий Третий, вряд ли замечал эти пустяки. Рождение сына было великой радостью: князю к тому моменту перевалило за 50, появления наследника он полжизни ждал. Чудо свершилось, и теперь важнейшей заботой великого князя стало строительство обетного храма, заложенного чуть ранее — в пору, когда князь и его молодая супруга путешествовали по монастырям, избывая епитимью, наложенную на Василия за вынужденное двоежёнство, и вымаливая сына.Обетный храм строился в подмосковном дворцовом селе Коломенское, под окнами терема, в котором родился будущий Царь. Здесь до сих пор стоят древние дубы, помнящие Иваново детство.
Церковь Вознесения Христова, вставшая на высоком берегу Москвы-реки, не имела подобия в русском каменном зодчестве. Без иностранного вмешательства не обошлось: Василий Третий продолжал перестройку Кремля, начатую его отцом в конце XV века, при нем мастера-итальянцы строили Архангельский собор, столп Ивана Великого и Соборную звонницу. Предполагается, что автор последней — Петр Франческо ди Аннибале, он же Петрок Малый, строитель стен Китай-города — был приглашен князем и для возведения церкви в Коломенском.
Историки спорят, было ли Вознесение самым-самым первым шатровым храмом Руси, но в любом случае он — самый совершенный, самый отважный, самый огромный: его каменный шатер взмывает в небо на высоту 62 метра. Эта головокружительная башня дала жизнь целому типу шатровых храмов, занимающему важнейшее место в церковной архитектуре XVI-XVII веков.
Разумеется, шатер как форма покрытия существовал и раньше, но присутствие его в доколоменской церковной архитектуре не доказано. А в церкви Вознесения он из конструкции превратился в идею — это полет в небеса, зримая аллегория Вознесения Христова. Это не венчание храма, а сам храм: потенциальная энергия, звеневшая в напряжении ступенчатых сводов раннего времени (от Софии Киевской и Пятницы Черниговской до Спасо-Андроникова собора) выстрелила вверх, подобно шпилям европейских соборов. Возможно, эта ассоциация приходила в голову и итальянцу Петру, украсившему стены Вознесенской церкви готическими вимпергами.
Церковь опоясывают двухъярусные галереи, стекающие к земле тремя извилистыми лестницами. На восточной галерее находится так называемое Царское место — загадочный каменный трон, расположенный позади алтаря и повернутый к нему спиною. По народному преданью, сидя здесь, юный тиран являл богатырскую удаль, швыряя кошек в Москва-реку, протекающую в полутора сотнях метров.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове стоит напротив церкви Вознесения, по другую сторону древнего Голосова оврага. О времени его постройки ничего достоверно не известно, назывались даты в разбросе от 1530-х до 1570-х годов, но большинство исследователей сходятся во мнении, что церковь возвели в середине XVI века. Предтеченская церковь — в высшей степени необычная постройка, представляющая собой пять сложносочиненных башен, стянутых вместе галереями нижнего яруса. Бросается в глаза решительная резкость многочисленных треугольных щипцов и очень странная центральная глава — мощные полукруглые выступы, опоясывающие барабан, и степенный, покатый шлем над ними. Издалека эта диковина, стоящая на краю высокого обрыва, напоминает скорее замок, чем церковь. Однако, при всей уникальности облика, возникает чувство некоего дежавю. Оглянемся на противостоящую церковь Вознесения и мысленно наложим два этих столь непохожих, глубоко экспериментальных объекта друг на друга: дьяковская многобашенность плюс вознесенский шатер и объемлющие его аркады. Получится, ни много не мало, величайшая сенсация древнерусской архитектуры, храм Покрова на Рву, в народе известный как храм Василия Блаженного, главный шедевр непростой грозненской эпохи.
Доказанный научный факт: Иван Васильевич был одним из самых умных, образованных, талантливых людей своего времени. Прекрасный литератор, автор духовных песнопений–стихир и возможный соавтор, со-мыслитель величайшего памятника эпохи — Покровского собора на Красной площади.
Барма и Постник возвели невиданное для того времени сооружение о девяти престолах, вопреки изначальному повелению заказчика. Грозный предлагал восемь, что тоже было исключительно смелым замыслом. Девятый придел встал в неположенном каноном месте — позади алтаря. Традиция была нарушена ради того, чтобы создать строго центрическую постройку, что вполне соответствовало прогрессивным идеалам итальянского Возрождения того же времени.
Собор Покрова на Рву был поставлен в 1551-1561 году как памятник победе над Казанским ханством. И здесь двадцатипятилетний Иоанн Васильевич, триумфатор и философ, попытался отразить идеальное мироустройство средствами архитектуры. Это небесный град Иерусалим и одновременно Китеж русских сказок. Покровский собор так и не стал приходским, а вот небольшая церковь с мощами Василия Блаженного была открыта для всех в любое время. Со временем название «народной» церкви подменило официальное имя собора.
Покровский собор поставлен вне Кремля, у его главных ворот, в новом центре растущей столицы. Он стал моделью идеального города, оказавшей огромное влияние на развитие образа Москвы в дальнейшем, когда она стала прорастать десятками вертикалей узорочных шатровых башен. Характерно, что и сам Василий Блаженный менялся вместе с ней: сначала он был более строг, в XVII веке появились шатровые крыльца и колокольня, а также знаменитые купола-луковицы. Однако и они поначалу были золотыми, развеселая разноцветная покраска относится уже к XVIII столетию.
Информацию о других храмах и достопримечательностях, а также гостиницах Москвы вы всегда можете найти здесь.
Новшества в архитектуре. Время Ивана Грозного. XVI в.
Новшества в архитектуре
В конце 15 – начале 16 века в московской архитектуре появляется тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить храм от опорных столпов. (Малый собор Московского Донского монастыря и др.) 16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов с элементами готики (церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор). 15–16 века отмечены также интенсивным строительством крепостей и других оборонительных сооружений, в том числе и вокруг больших монастырей.
ПОКРО?ВСКИЙ СОБО?Р что на Рву, Храм Василия Блаженного – построен в Москве, на Красной площади около Кремля в 1555–1561 гг. в ознаменование присоединения к Московскому государству Казанского ханства.
Строителями собора считаются зодчие Барма и Постник. По сложности композиции храм стоит особняком среди памятников архитектуры 16 в. Единственным его аналогом принято считать церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. Архитектурной доминантой собора является шатровая Покровская церковь, символизирующая день взятия Казани, который совпал с праздником Покрова. Вокруг центральной церкви группируются восемь отдельных церквей, посвященных восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань. Четыре осевые восьмигранные столпоообразные церкви – Троицкая, Николая Великорецкого, Входа в Иерусалим, Киприана и Устинии – образуют основу архитектурной композиции; между ними находятся меньшие по высоте, кубической формы церкви Трех патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Все восемь церквей завершаются луковичными главками.
Все церкви выстроены на едином основании и объединены обходной галереей и внутренними переходами. В 1588 г. пристроен еще один придел – церковь Василия Блаженного в память знаменитого московского юродивого, по названию которой москвичи стали именовать и весь собор. Ансамбль собора завершила построенная в 1670 г. шатровая колокольня. С момента своего сооружения Покровский собор стал архитектурной доминантой не только Красной площади, но и соседствующих с ней территорий Китай-города и Замоскворечья.
Покровский собор принадлежит к числу наиболее значительных произведений мировой архитектуры. В русское национальное сознание он вошел как памятник славы Русского государства, зримое воплощение идеи «храма-города», «Нового Иерусалима», которому с сер. 16 в. уподобляли Москву многие русские мыслители. Вл. К.
ВАСИ?ЛИЙ БЛАЖЕ?ННЫЙ (по прозвищу Нагой) (ок. 1464–02.08.1552 или 1557 гг.) – московский юродивый, православный святой.
Согласно преданию, Василий родился в подмосковном селе Елохово; ныне на месте села – Елоховский (Богоявленский) собор. В 16 лет он покинул родительский дом и стал вести бродячую жизнь, жил на улицах, ходил нагим, почему и получил прозвание Нагой. На рынке он уничтожал товары, принадлежавшие недобросовестным торговцам, швырял камни в дома горожан, так как видел в этих домах бесов.
Царь Иван IV Грозный чтил юродивого «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Легенды делают Василия Блаженного участником событий, случившихся уже после его смерти. Так, в Новгороде, во время страшного погрома зимой 1569–1570 гг., Василий якобы угощал царя сырой кровью и мясом, царь в ужасе отказался и приказал остановить казни.
Василий был похоронен у церкви св. Троицы, «что на рву». Его отпевал сам митрополит Макарий. Позднее на месте кладбища был возведен Покровский собор в честь взятия Казани в 1552 г. В 1588 г. открыты мощи Василия Блаженного и установлено его церковное почитание. По повелению царя Федора Ивановича над гробницей Василия Блаженного устроен храм, соединенный позднее с Покровским собором и ставший особым Васильевским приделом собора. Со временем Покровский собор в обиходе стали называть собором Василия Блаженного. День памяти: 2 (15) августа. С. П.
ИОА?НН МОСКО?ВСКИЙ, Христа ради юродивый (по прозвищу Большой Колпак) (?– 1589 г.) – московский юродивый, православный святой.
Время пребывания Иоанна в Москве неизвестно. Согласно Житию, он родился в Вологде. Работал на солеварне, получил прозвище Водоносец. Затем переселился в Ростов Великий, поставил келью возле Успенского собора, наложил на тело вериги, кресты, медные кольца, железное распятие и стал вести жизнь юродивого. Одеянием Иоанну служил валяный колпак, переходящий в подобие плаща. Питался гнилым хлебом с водою. Имел обычай смотреть на солнце, кротко, с улыбкой переносил издевательства детей и взрослых. Прославился обличениями «неистовств» сильных мира сего, в том числе Бориса Годунова, и предсказаниями будущего.
Иоанн похоронен в Покровском соборе, что на Рву. По легенде, во время погребения разразилась буря, молния убила одного из клириков, гром оглушил москвичей. Согласно Житию, после смерти у гроба Иоанна Московского произошло несколько чудесных исцелений. Именно Иоанн Московский стал прототипом образа Юродивого в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов».
День памяти: 3 (16) июля. С. П.
ПОКРО?ВСКИЙ СУ?ЗДАЛЬСКИЙ МОНАСТЫ?РЬ – женский монастырь, основанный в 1364 г. великим князем нижегородским и суздальским Андреем Константиновичем.
Первоначальные постройки монастыря не сохранились. До наших дней дошли в основном сооружения 16 в., построенные по приказу великого князя московского Василия III. В 1510–1514 гг. в монастыре на месте старого храма сооружен новый четырехстолпный собор Покрова Богородицы с тремя мощными апсидами, высоким подклетом и галереями. Верх собора венчают три асимметрично поставленные главы. Рядом с собором находится восьмигранная колокольня, два нижних яруса которой сооружены в 1515 г., а верхний ярус и шатер надстроены в 17 в.
В числе других сооружений монастыря Трапезная церковь (1551 г.) с необычной по формам звонницей («часозвоней»): на четырехгранном нижнем ярусе вместо одного или двух восьмериков поставлены два неправильной формы шестигранника. Монастырь окружен мощной крепостной оградой с башнями 16–17 вв. Над главным входом в монастырь – Святыми воротами сооружена небольшая надвратная церковь Благовещения. С монастырского Житного двора открывается панорама соседнего Спасо-Евфимьева монастыря.
Покровский монастырь вошел в историю как место заточения и усыпальница постриженных в монахини цариц и других знатных женщин. В 1525 г. Василий III, заручившись согласием митрополита Даниила, настоял на насильственном пострижении и заточении в Покровский монастырь своей второй жены Соломонии Сабуровой, обосновав этот акт ее бесплодием. Соломония провела в монастыре 17 лет и скончалась в 1542 г. Ее похоронили в подклете Покровского собора. Гробница Соломонии стала местом поклонения паломников. В 1650 г. Русская православная церковь объявила о канонизации Соломонии (в иночестве София). С именем Соломонии связана широко распространенная легенда: вскоре после ее заточения по Москве поползла молва, что в монастыре она родила сына, нареченного Георгием, но, опасаясь за его жизнь, отдала ребенка комуто из верных людей, а сама пустила слух, что он умер. В 30-е гг. 20 в. в усыпальнице Покровского собора обнаружили захоронение – деревянную колоду, в которой лежала дорогая детская распашонка.
В Покровском монастыре похоронена и пятая жена царя Ивана IV Грозного Анна Васильчикова, а также многие другие знатные монахини. Здесь окончила свои дни супруга царя Василия IV Шуйского Мария. В 1698 здесь же была пострижена в монахини первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Вл. К.
НОВОДЕ?ВИЧИЙ БОГОРО?ДИЦЕ-СМОЛЕ?НСКИЙ МОНАСТЫ?РЬ – женский монастырь в Москве на Девичьем поле.
Основан в 1525 г. великим князем Василием III в память о взятии Смоленска русскими войсками в 1514 г. и во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смоленска.
С самого начала государи московские чтили и украшали Новодевичий монастырь, он занял одно из первостепенных мест среди других московских обителей. В 17 в. у московских царей устанавливается обычай ежегодно приезжать на богомолье в монастырь 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии. В честь праздника устраивались гулянья для народа на Девичьем поле.
Смоленский собор строился в течение 14 месяцев и был закончен к престольному празднику 28 июля 1525 г. Внешне Смоленский собор напоминает Успенский и Архангельский соборы Кремля. Это монументальное сооружение строгих линий с пятиглавым завершением. Собор был расписан фресками. Иконостас выполнен в 1680-х гг. под руководством К. Михайлова, строителя дворца в Коломенском. В центре иконостаса поместили икону Смоленской Божией Матери, в иконостасе – Иверскую икону Божией Матери, списка 1648 г. с подлинного образа, писанного на Афоне. Руководителем иконописных работ в соборе был «царский изограф» Симон Ушаков, для которого это стало последней крупной работой, вместе с ним работали его ученик Никита Павловец и мастера Оружейной палаты.
В царствование Бориса Годунова монастырь пережил новый расцвет. Были возведены каменные стены протяженностью около 900 м, высотой 13 м и толщиной 3 м. Стены с зубцами, бойницами и галереями были удобны для боя, множество башен возвышалось над стенами. У каждой башни были пристроены караульные помещения, где размещалось до 350 стрельцов.
Основные здания Новодевичьего монастыря построены при деятельном участии царевны Софьи. В 1690 г. сооружена колокольня, которую называли «самой выдающейся из всех московских колоколен». Она построена в стиле московского барокко по ярусной схеме с белокаменным кружевом сверху донизу. На средства Софьи построена трапезная с Успенской церковью и надвратные церкви – Покрова Богородицы и Преображения Господня.
Монастырь был женским и с самого основания занял особое положение. Здесь постригались в монахини, причем не всегда добровольно, знатные и родовитые жены и дочери бояр, князей, родственницы и жены русских царей. В 1598 г. после смерти царя Федора Ивановича его вдова, царица Ирина Годунова приняла здесь постриг под именем Александры, с ней вместе удалился на жительство в монастырь ее брат Борис Годунов. К стенам монастыря, пришел народ просить Бориса стать во главе государства. С 1610 г. здесь жила дочь Бориса Годунова Ксения (в иночестве Ольга). В 1689 г.
в монастырь была пострижена под именем Сусанны царевна Софья, затем в монастырь были заточены ее сестры. В этом же году по приказу Петра I перед окнами кельи Софьи были повешены ее сторонники, участники последнего стрелецкого восстания. В главном соборе монастыря погребены дочь царя Ивана IV Грозного Анна, дочери царя Алексея Михайловича, первая жена Петра I Евдокия Лопухина и ее сестра. М. Г.
ДОНСКО?Й МОНАСТЫ?РЬ – мужской монастырь в Москве, основан в 1591 г., по другим данным – в 1593 г. в память об избавлении Москвы от набега крымского хана Казы-Гирея (1591 г.).
Монастырь расположен на месте передвижной крепости защитников Москвы и походной церкви Сергия Радонежского, в которой находилась Донская икона Божией Матери. Строился как звено в цепи укрепленных монастырей, защищавших Москву с юга и юго-запада. В 90-х гг. 16 в. в монастыре возведен одноглавый бесстолпный Малый (т. н. «Старый») собор в честь Донской иконы (некоторые исследователи приписывали возведение храма архитектору Федору Коню). В кон. 16–нач. 17 вв. на территории монастыря возникло кладбище; сохранилось до наших дней (т. н. Старое кладбище).
В Смутное время нач. 17 в. монастырь был разграблен и опустошен, в 1650–1678 гг. приписан к находившемуся поблизости Андреевскому монастырю. В посл. четв. 17 в. Донской монастырь получил богатые пожалования от членов царской семьи и представителей московской знати и стал богатым землевладельцем. Монастырь имел ок. 1500 крестьянских дворов, в его владение отведено 20 десятин близлежащей земли, а также приписан ряд монастырей Русского государства. В монастыре велось интенсивное строительство. В 1686–1711 гг. сооружены кирпичные с белокаменными деталями стены, 8 квадратных и 4 круглые башни. В 1686–1698 гг. возведен («по обету» дочери царя Алексея Михайловича царевны Екатерины Алексеевны) Большой («Новый») собор Донской иконы Божией матери, необычный для зодчества 17 в., – пятиглавый, четырехстолпный, квадратный в плане, окруженный полукруглыми, в форме башен притворами, повторяющими форму апсиды; иконостас собора выполнен в формах «московского барокко». К «Старому» собору пристроены приделы св. Сергия Радонежского и св. Федора Стратилата, а также трапезная и высокая шатровая колокольня; стены храма расписали мастера Оружейной палаты Леонтий Чулков и Федор Евтиев.
С кон. 17 в. Донской монастырь на долгое время стал центром русско-грузинских связей: вместе с имеретинским и картлийским царем Арчилом II в Москву прибыл глава грузинской церкви митрополит Лаврентий, ставший архимандритом Донского монастыря; в окрестностях монастыря сложилась одна из грузинских колоний Москвы. Вл. К.
ЗАИКОНОСПА?ССКИЙ МОНАСТЫ?РЬ, монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце, что за иконным рядом – мужской, основан в 1600 г. Борисом Годуновым в Москве на Никольской улице.
Примыкал к Казанскому подворью и Монетному двору, а с другой стороны к Никольскому монастырю. По левой стороне улицы тянулись многочисленные лавки, торговавшие иконами, поэтому он и получил название Заиконоспасский, то есть за иконным торговым рядом. М. Г.
ИОА?ННА ПРЕДТЕ?ЧИ ХРАМ в Дьякове – распространенное название церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в дворцовом селе Дьяково (Дьяковское; ныне в черте Москвы).
Сооружен в сер. 16 в. Возведенный на крутом берегу р. Москва храм соседствует с храмом Вознесения и другими постройками с. Коломенское, от которого Дьяково отделено глубоким оврагом.
Основу храма составляет башнеобразный восьмерик с большой полукруглой апсидой, к которому примыкают четыре придела в форме более низких восьмериков Зачатия Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Трех Московских Святителей (т. е. митрополитов Петра, Алексия и Ионы), Двенадцати Апостолов. Основной храм и приделы поставлены на общий фундамент и объединены крытой обходной галереей. С западной стороны храма имеется двухъярусная галерея с приделом Константина и Елены; на галерее поставлена небольшая открытая звонница, выполненная в традициях псковского зодчества. Барабан основного восьмерика образован полуцилиндрами; приделы завершаются восьмигранными барабанами. Череда кокошников дополняет архитектурное убранство храма.
Архитектурные особенности храма Иоанна Предтечи получили развитие в Покровском соборе (храме Василия Блаженного), что на Рву. Вл. К.
КИРИ?ЛЛО-БЕЛОЗЕ?РСКИЙ МОНАСТЫ?РЬ – основан в 1397 г. Кириллом, иноком московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского, недалеко от г. Кириллова, на берегу Сиверского озера (ныне в Вологодской обл.).
Кирилл пришел на Север вместе со своим сподвижником Ферапонтом, выкопал пещеру и водрузил крест. Вскоре образовалась монашеская община и создалась обитель, в которой Кирилл ввел строгий иноческий устав.
Монастырь играл важную роль в политической жизни страны. В 15 в. настоятели неизменно поддерживали московских князей во всех перипетиях политической борьбы. Старцы выступали за прекращение междоусобиц, за сильную и милосердную государственную власть. Монастырь часто посещали великие князья и цари. Обитель была оплотом «нестяжательства». Среди ее насельников были Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, летописец и книжник Гурий Тушин. Их влияние было настолько велико, что с 1482 по 1515 гг. монастырь не приобретал новых земельных владений. Царь Иван IV Грозный подолгу жил здесь и даже высказывал желание принять в обители иноческий постриг. Во время опричнины в обители укрывались опальные бояре, сюда же ссылались неугодные. Подчас они вели здесь роскошную мирскую жизнь, чем вызвали ослабление строгостей иноческого устава и известное обличительное послание Ивана IV Грозного в адрес монастыря. Некоторое время в монастыре пребывал в заточении патриарх Никон, в 1648 г. здесь скрывался от московского восстания боярин Борис Морозов, воспитатель и родственник царя Алексея Михайловича. Во время Смуты монастырь трижды отбивал попытки польских войск захватить его. В правление царя Алексея Михайловича монастырь был обнесен новыми мощными каменными стенами (так называемый Новый город) протяженностью более 1,2 км (высота – 10 м и толщина – 7 м) с башнями высотой 25 м. Территория Нового города составила 6 га.
По храмам и постройкам монастырь разделен на две части, на большой монастырь (9 храмов) и малый Ивановский (2 церкви). Успенский собор, главный храм обители, построен в 1497 г. ростовскими каменщиками во главе с Прохором Ростовским. В нем хранились святыни монастыря: икона Богоматери Одигитрии, которая ранее находилась в Симоновом монастыре, храмовая икона Успения Богоматери.
Монастырь являлся одним из крупнейших центров иконописания. Основателем этой школы был инок Дионисий Глушицкий, знаменитый иконописец, написавший прижизненный образ Кирилла, который также хранился в Успенском соборе, а также образ св. Дмитрия Прилуцкого.
Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря была одной из богатейших в России. Она началась с 17 книг, принадлежавших Кириллу Белозерскому, многие из которых он переписал собственноручно, а к 17 в. в ней насчитывалось уже 2092 книги, среди которых был древнейший список «Задонщины», летописные своды 15–16 вв.
К нач. 18 в. Кирилло-Белозерский монастырь стал крупнейшим в России, при нем образовалась слобода, которая впоследствии выросла в город Кириллов. М. Г.
КОНЬ Федор Савельевич, Конон Федоров – русский зодчий кон. 16 – нач. 17 вв.
Федор Конь известен как строитель крупнейших оборонительных сооружений на Руси. В 1585–1593 гг. он руководил строительством стены Белого города в Москве, протяженностью 9,5 км (27 башен), снесенной в 18 в. В 1595–1602 гг. возглавлял возведение крепостных стен в Смоленске (протяженность 6,5 км, 38 башен).
Низ стен обеих крепостей сложен из белого камня, верх с зубцами в виде ласточкина хвоста – из кирпича. Башни с тремя рядами бойниц далеко выдвинуты за линию стен, что создавало удобные условия для введения фланкирующего (вдоль башен) огня. Стены смоленской крепости украшены декоративными деталями, ранее отсутствовавшими в крепостном зодчестве (наличники бойниц, порталы воротных башен и др.).
Иногда Федору Коню приписывают также сооружение кремлевских стен в Астрахани, ансамбля Царева Борисова городка под Можайском, церкви со звонницей в с. Большие Вязёмы под Москвой. Однако большинство исследователей считают эти предположения неубедительными. Вл. К.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Шатры первого царя | Журнал о путешествиях по России
Внук Ивана Великого, Царь Московский и всея Руси Иван Васильевич Четвертый, прозванный Грозным, появился на свет 25 августа 1530 года. Говорят, в момент его рождения над Москвой бушевала гроза и чуть ли не земля дрожала, но его папенька, Василий Третий, вряд ли замечал эти пустяки. Рождение сына было великой радостью: князю к тому моменту перевалило за 50, появления наследника он полжизни ждал. Первая жена Василия, Соломония Сабурова, после 20 лет бездетного супружества была пострижена в монахини. Вторая, Елена Глинская, разродилась наследником только через четыре года после свадьбы.
Чудо свершилось, и теперь важнейшей заботой великого князя стало строительство обетного храма, заложенного чуть ранее — в пору, когда князь и его молодая супруга путешествовали по монастырям, избывая епитимью, наложенную на Василия за вынужденное двоежёнство, и вымаливая сына.
Обетный храм строился в подмосковном дворцовом селе Коломенское, под окнами терема, в котором родился будущий Царь. Здесь до сих пор стоят древние дубы, помнящие Иваново детство.
Церковь Вознесения Христова, вставшая на высоком берегу Москвы-реки, не имела подобия в русском каменном зодчестве. Без иностранного вмешательства не обошлось: Василий Третий продолжал перестройку Кремля, начатую его отцом в конце XV века, при нем мастера-фрязины, сиречь итальянцы, строили Архангельский собор, столп Ивана Великого и Соборную звонницу. Предполагается, что автор последней — Петр Франческо ди Аннибале, он же Петрок Малый, строитель стен Китай-города — был приглашен князем и для возведения церкви в Коломенском.
Историки спорят, было ли Вознесение самым-самым первым шатровым храмом Руси, но в любом случае он — самый совершенный, самый отважный, самый огромный: его каменный шатер взмывает в небо на высоту 62 метра. Эта головокружительная башня дала жизнь целому типу шатровых храмов, занимающему важнейшее место в церковной архитектуре XVI-XVII веков.
Разумеется, шатер как форма покрытия существовал и раньше, но присутствие его в доколоменской церковной архитектуре не доказано. А в церкви Вознесения он из конструкции превратился в идею — это полет в небеса, зримая аллегория Вознесения Христова. Это не венчание храма, а сам храм: потенциальная энергия, звеневшая в напряжении ступенчатых сводов раннего времени (от Софии Киевской и Пятницы Черниговской до Спасо-Андроникова собора) выстрелила вверх, подобно шпилям европейских соборов. Возможно, эта ассоциация приходила в голову и итальянцу Петру, украсившему стены Вознесенской церкви готическими вимпергами. Но, по мнению профессора Дмитрия Швидковского, сам шатер в данном случае навеян образом кивория — древней напрестольной сени Софии Константинопольской.
Церковь опоясывают двухъярусные галереи, стекающие к земле тремя извилистыми лестницами. На восточной галерее находится так называемое Царское место — загадочный каменный трон, расположенный позади алтаря и повернутый к нему спиною. По народному преданью, сидя здесь, юный тиран являл богатырскую удаль, швыряя кошек в Москва-реку, протекающую в полутора сотнях метров.
Но есть и более интересная версия. Нет никаких сведений, что русские цари использовали этот престол в каких-либо церемониях, однако пустой трон в средневековой византийской символике — царственность вознесшегося Христа, знак ожидания Второго пришествия. Если так, то и коломенский трон поставлен над Москвой-рекой не для смертных, а для грядущей встречи Спасителя…
Василий Третий умер в 1533-м, когда Ивану было три года. Регентствующая княгиня-мать — в 1538. До пятнадцатилетия княжича страной правили бояре, «воздвигоша велию крамолу между себе, и властолюбия ради друг друга коварствоваху». Иваново детство прошло среди бесконечных интриг, заговоров и прочей придворной нервотрёпки. У него, как и у его деда, в малолетстве оказавшимся заложником Шемякиной смуты, были личные поводы для того, чтобы стать убежденным государственником. Однако со временем убежденность стала принимать формы нездорового фанатизма.
В начале 1547 года Иван Грозный венчался на царство, но не обычным титулом великого князя, а византийским Царем, «по примеру прародителей». Этот ход имел много далеко идущих смыслов и не в последнюю очередь был важен для международной арены. В зарубежном переводе «князь» всего лишь «prince», а царь — это уже наравне с императором: цезарь, царь.
Однако на московскую чернь новый титул не произвел должного впечатления. В апреле-июне 1547 года Москва трижды горела, в результате была разорена треть города, погибло больше 1300 человек. Потрясенная столица взбунтовалась. Толпа погорельцев пришла в пригородное село Воробьево, куда выехал из опустевшего Кремля 17-летний правитель (сейчас там смотровая площадка у башни Московского университета). Здесь, над огромным пепелищем, в которое превратилась столица, смутьяны потребовали у новоиспеченного царя, чтоб тот отдал на растерзание толпе свою родню, Глинских. Якобы бабушка Ивана кропила улицы Москвы настойкою из мертвых сердец, отчего и произошло возгорание.
У Ивана хватило духа смирить негодяев, а после — показательно расправиться с зачинщиками. Но, вспоминая эти дни, он писал: «вниде страх в душу мою и трепет в кости моя». Для увещевания народа ребрендинга титула было явно недостаточно — вероятно, уже тогда он начал задумываться о более весомых методах воздействия. Зримым памятником утверждения Грозного царя является другой знаменитый памятник Коломенского.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове стоит напротив церкви Вознесения, по другую сторону древнего Голосова оврага. О времени его постройки ничего достоверно не известно, назывались даты в разбросе от 1530-х до 1570-х годов, но большинство исследователей сходятся во мнении, что церковь возвели в середине XVI века.
Предтеченская церковь — в высшей степени необычная постройка, представляющая собой пять сложносочиненных башен, стянутых вместе галереями нижнего яруса. Бросается в глаза решительная резкость многочисленных треугольных щипцов и очень странная центральная глава — мощные полукруглые выступы, опоясывающие барабан, и степенный, покатый шлем над ними. Издалека эта диковина, стоящая на краю высокого обрыва, напоминает скорее замок, чем церковь. Однако, при всей уникальности облика, возникает чувство некоего дежавю. Оглянемся на противостоящую церковь Вознесения и мысленно наложим два этих столь непохожих, глубоко экспериментальных объекта друг на друга: дьяковская многобашенность плюс вознесенский шатер и объемлющие его аркады. Получится, ни много не мало, величайшая сенсация древнерусской архитектуры, храм Покрова на Рву, в народе известный как храм Василия Блаженного, главный шедевр непростой грозненской эпохи.
Грозный и сам был чудовищно непрост. «Муж чюдного рассуждения» — говорили о нем современники. Смыслов у этой характеристики может быть немало. В последние годы появился целый ряд оправдательных трудов, где крайне эмоционально повествуется о государственной доблести Великого Русского Грозного Царя, известно и движение за его канонизацию. Легенды о его беспримерном душегубстве объявляются заказухой, состряпанной его врагами (преимущественно западными шпионами), а современные критики — клеветниками России, пляшущими под дудку закордонных кукловодов. Но в любом случае, даже если поделить все рассказы об ужасах опричнины на 120, останется достаточно, чтоб не вспоминать об этом на сон грядущий.
При всем при этом — доказанный научный факт: Иван Васильевич был одним из самых умных, образованных, талантливых людей своего времени. Прекрасный литератор, автор духовных песнопений–стихир и возможный соавтор, со-мыслитель величайшего памятника эпохи — Покровского собора на Красной площади.
Предполагается, что зодчие Барма и Постник приступали к его созиданию, размявшись строительством церкви в Дьякове. Хотя есть еще одна версия, принадлежащая профессору Андрею Баталову, согласно которой Дьяково не предшествует, а подражает Покровскому собору — явлению неожиданному, не имеющему прообразов в русской архитектуре. Барма и Постник возвели невиданное для того времени сооружение о девяти престолах, вопреки изначальному повелению заказчика. Грозный предлагал восемь, что тоже было исключительно смелым замыслом. Девятый придел встал в неположенном каноном месте — позади алтаря. Традиция была нарушена ради того, чтобы создать строго центрическую постройку, что вполне соответствовало прогрессивным идеалам итальянского Возрождения того же времени.
Правда, храм столь пестр и разнообразен в декоре, что поначалу напоминает шукшинское «железное болеро, краковяк в присядку». Но по сути это совершенно продуманная, выстроенная структура — центральный столп с четырьмя большими и четырьмя малыми приделами по осям и диагоналям соответственно.
Столь же стройна и сложна символика храма. Грозный вообще любил хитрые умозрительные и богословские конструкции: известно, что еще в 1547 году он распорядился украсить своды парадной Золотой палаты своего дворца росписью, отражавшей не только страницы Священного писания, но и всё мироздание, от «ветров и времен года» до «пира премудрости».
Собор Покрова на Рву был поставлен в 1551-1561 году как памятник победе над Казанским ханством. И здесь двадцатипятилетний Иоанн Васильевич, триумфатор и философ, попытался отразить идеальное мироустройство средствами архитектуры. Это небесный град Иерусалим и одновременно Китеж русских сказок: центральный шатер — возносящийся в небо киворий, полукруглые закомары со звездами под ним — небесные своды. Западный придел — как крепостная башня с машикулями, треугольные вимперги на стенах — как крыши теремов. Поздняя кровля галереи скрывает необычные, составленные из кирпичных шайб пилястры под ними — как имитация бревенчатых срубов города. Малые приделы — квадратные в плане слободские храмы.
Десятый придел, часовня над могилой московского юродивого Василия Блаженного, была построена уже сыном Грозного, Федором Иоанновичем, в конце XVI века. Покровский собор так и не стал приходским, а вот небольшая церковь с мощами Василия Блаженного была открыта для всех в любое время. Со временем название «народной» церкви подменило официальное имя собора.
Покровский собор поставлен вне Кремля, у его главных ворот, в новом центре растущей столицы. Он стал моделью идеального города, оказавшей огромное влияние на развитие образа Москвы в дальнейшем, когда она стала прорастать десятками вертикалей узорочных шатровых башен. Характерно, что и сам Василий Блаженный менялся вместе с ней: сначала он был более строг, в XVII веке появились шатровые крыльца и колокольня, а также знаменитые купола-луковицы. Однако и они поначалу были золотыми, развеселая разноцветная покраска относится уже к XVIII столетию.
Храм Василия Блаженного. Внутреннее убранство
Фото: Антон Агарков / Strana.ru
Внутри храм тесен и неудобен, что говорит о том, что он понимался прежде всего как алтарное пространство: основные церемонии (в т.ч. знаменитое шествие Патриарха на осляти в Вербное воскресенье) проводились снаружи, окружая храм толпой молящихся, трибуна Лобного места играла роль амвона. Возможно, по этой причине здание не имеет выраженного главного фасада, его надо смотреть с разных сторон и желательно под звон колоколов. Если архитектура — застывшая музыка, то Блаженный — воплощенный праздничный благовест. Звон сказочно оживляет его диковинные линии: «Алмазный дворец словно мельница вертится, и с того дворца вся вселенная видна — все царства и земли, как на ладони».
Зато иностранцы не всегда понимали смысл этого ухабистого действия. Звончее всех высказался французский турист XIX века Астольф де Кюстин: «Люди, которые приходят поклониться Богу в эту конфетную коробку — не христиане!» И далее: «Блюдо с фруктами, дельфтская фаянсовая ваза, полная ананасов, в каждый из которых воткнут крест, колоссальная гора кристаллов — всё это еще не составляет памятника архитектуры».
И в наше время многие разделяют его мнение. Автору этих строк самому доводилось спорить с зарубежными коллегами, которые говорили: «Мы понимаем, что вам это дорого, но у вас же архитектурное образование, вы же должны видеть, что это — кранты искусству!» Не совсем верный подход к делу: Блаженный — не архитектура ради искусства, а воплощенная ее посредством пасхальная радость, праздник и разговины. Вот Анатолий наш Мариенгоф хорошо сказал: «Я востоpгаюсь выдумкой Баpмы и Постника: не каждому взбpедет на ум поставить на голову сpеди Москвы итальянского аpлекина».
Однако Горний Иерусалим — мечта и надежда, а реальная жизнь в грозненской Москве постепенно становилась все менее радостной. Незадолго до окончания строительства храма, летом 1560 года, умерла (по всей видимости, была отравлена) любимая жена Иоанна, Анастасия. Говорят, что с той поры Иван и стал Грозным, а его власть над страной — безграничной и беспощадной, но это уже другая история.
Постник Яковлев — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Храм Василия Блаженного В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Яковлев.По́стник Яковлев (XVI век, также просто Постник, Посник, Иван Постник[1]) — русский зодчий из Пскова, создавший в 1555—1560 годы совместно с зодчим Бармой храм Василия Блаженного[2], или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве, а также Благовещенский собор Казанского кремля. Некоторые исследователи считают, что Постник, работавший в Москве, и Постник Яковлев, «церковный и городовой мастер», работавший в Казани и упомянутый в «Грамоте новгородским дьякам… по случаю строения в Казани новой каменной крепости» (декабрь 1555 года) — это два разных человека.
«Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца» XVII века сообщает о двух зодчих: «…дарова ему [Ивану Грозному] Бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу» (указание имени Постника первым, возможно, свидетельствует о его старшинстве[1]). Имена Бармы и Постника встречаются в летописях в разной интерпретации; есть летописное известие, где имя Постник и прозвище Барма совмещаются в одном лице — «сын Постникова, по реклу Барма».
Наиболее распространённой и устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя зодчими, хотя существует и мнение, что Барма и Постник — это одно и то же лицо[3].
По отношению к храму Василия Блаженного, летописи сохранили имя «Постник»; отождествление Постника-строителя храма и Постника Яковлева сделано исследователями на основе дополнительных данных. В предположении этого тождества, Постник лишь начал строительство храма Василия Блаженного, после чего отбыл в Казань, а работы возглавил Барма.
В 1556 году Постник Яковлев вместе с другими псковскими строителями по указанию Ивана Грозного был направлен в Казань для постройки новых стен. Поскольку имя Постника часто упоминалось в казанских писцовых книгах, исследователи предполагают, что он был руководителем строительства.
В Казани Постник работал совместно с Иваном Ширяем; к их работам относят прясла южных стен и башни Казанского кремля (1556—1562), включая Спасскую башню, а также Благовещенский собор в Казани (1562).
По близкому сходству со строениями в Казани артели Постника приписываются (по мнению И. А. Бондаренко, «без достаточных оснований»[1]) также другие постройки середины и 3-й четверти XVI века: два храма в Успенском монастыре в Свияжске: Успенский собор (1560 или 1561) и Никольская трапезная церковь (1556), 5-шатровый Борисоглебский собор в Старице.
Из БРЭ:
- Гейдор Т. И. Барма и Постник // Зодчие Москвы. М., 1981. Вып. 1.
- Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве: Покровский собор. М., 1988.
- Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). М., 2004.
- Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV — середины XVIII в. / Отв. ред. И. А. Бондаренко. М., 2008.
Храм Василия Блаженного: чудо России
От Троицкой церкви до храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного — всего лишь народное название собора Покрова Святой Богородицы на Рву. Что за ров такой? Дело в том, что вплоть до XIX века Красная площадь была окружена оборонительным рвом, который в 1813 засыпали. Именно возле этого рва и построили храм.
Храм Василия Блаженного, 1830-е годы
До середины XVI века на южной стороне Красной площади стояла небольшая церковь. Достоверно не известно, была она каменной или деревянной, но большинство исследователей все-таки склоняются к версии о Троицкой церкви, срубленной из дерева.
В летописях встречаются упоминания о «сыне Постникове, по реклу Барме»
Вероятно, именно поэтому одна из церквей храма была освящена во имя Троицы. В середине XVI века деревянную церквушку снесли, а на ее месте основали новую — тоже деревянную. И лишь спустя год, в 1555, ее разобрали и заложили каменный храм в честь взятия Казани.
Кто же зодчий?
Существует несколько версий, кто же был архитектором чуда России. По одной из них, над созданием храма трудились зодчие Постник и Барма. Когда они закончили строительство, Иван Грозный будто бы приказал выколоть обоим глаза, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Однако задокументировано, что Постник после участвовал в создании Казанского кремля, и значит, зрения не терял.
По другой версии, Постник и Барма были одним человеком — псковским мастером Постником Яковлевым, по прозвище Барма. В летописях мы можем встретить упоминания как о двух зодчих: «…дарова ему [Ивану Грозному] Бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу», так и об одном: «сын Постникова, по реклу Барма».
После храма Василия Блаженного Постник работал над Казанским кремлем
Третья версия гласит, будто над храмом Василия Блаженного работал заморский архитектор, вероятно, из Италии — отсюда такой необычный внешний вид храма. Однако эта версия так и не нашла подтверждения.
10 церквей на одном основании
Свое народное название храм получил благодаря приходу Василия Блаженного, пристроенного в конце XVI века. В 1557 скончался знаменитый юродивый и чудотворец Василий, который подолгу сидел у храма и завещал похоронить себя рядом с ним. По приказу Федора Иоанновича выстроили церковь, в которой и покоятся мощи святого.
Вид сверху
Главное достоинство храма Василия Блаженного — его необычная архитектура. Если взглянуть на храм сверху, то можно заметить, как он был выстроен. По центру расположена главная столпообразная церковь в честь Покрова Божьей Матери.
На одном основании Покровского храма расположены 10 церквей
Вокруг нее расположены четыре осевых церкви и еще четыре поменьше. Каждая из них также освящена в честь одного из праздников, на которые приходились решающие битвы при взятии Казани. Все девять церквей возвышаются на общем основании, обходной галереей и внутренними ступенчатыми сводами. Дополнительно примыкают приход Василия Блаженного и шатровая колокольня, построенная в конце XVII века.
Наполеон приказал взорвать храм, но войска лишь разворовали его
Каждая церковь увенчана луковичной главкой, традиционной для русского храмового зодчества. Каждая луковка уникальна — резьба, узоры и всевозможные цвета создают праздничный, нарядный вид. Но ученые до сих пор спорят, что именно символизирует та или иная краска. По одной из версий, такие пестрые цвета можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого, того самого, который сподобился видения Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что он увидел во сне Небесный Иерусалим, а в нем сады с прекрасными деревьями и несказанной красоты плодами.
Храм Василия Блаженного, 1850-е годы
Из огня да в полымя
Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон приказал взорвать храм, режущий глаз в самом центре непокоренной столицы. Но войска лишь разграбили здание и ушли. Вскоре храм Василия Блаженного отреставрировали и вновь освятили. Архитектор Бове, восстанавливавший Москву после пожара, обнес храм чугунной оградкой. Очередная опасность грозила ему в советские годы. Существует легенда, будто бы Каганович, демонстрируя Сталину проект реконструкции Красной площади, смахнул с макета модель храма, чтобы освободить место для демонстраций трудящихся. «Лазарь, поставь на место», — заявил генсек. Правдива эта байка или нет, ясно одно — власть действительно ценила храм, если сохранила его, не пожалев даже храм Христа Спасителя. В 1928 храм стал филиалом Государственного исторического музея. На сегодня он является совместной собственностью музея и Русской Православной церкви, в нем регулярно проводятся богослужения.
Иван Грозный ✮ Первый русский царь, Россия 2019
- Иван Грозный (1530-1584) правил 50 лет, и этот период считается одним из самых драматических в истории России.
- Царь известен своей жестокостью, и его имя стало олицетворением зверства и произвола власти.
- Кремль, деревня Коломенское, Китай-город, собор Василия Блаженного ‒ некоторые из достопримечательностей, связанные с именем этого правителя.
- Деревня Коломенское, где родился будущий царь, теперь часть Москвы, музей-заповедник «Коломенское».
- Храм Вознесения в Коломенском, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, построен на месте рождения Ивана Грозного великим князем Василием III, его отцом.
- Еще одна церковь, возведенная по случаюего рождения, это храм Усекновения честной главы Иоанна Предтечи, покровителя царей.
Оглавление
Эпоха правления царя Ивана Грозного (1530-1584) — один из самых драматических периодов истории России. Имя этого царя давно стало нарицательным, превратившись в олицетворение жестокости и кровавого произвола. В Москве и ближнем Подмосковье есть немало мест, связанных с именем этого загадочного правителя. Кремль, Коломенское, Храм Василия Блаженного, Китай-Город – историю этих главных достопримечательностей столицы невозможно представить в отрыве от судьбы Ивана Грозного.
Иван IV Васильевич был первым, долгожданным сыном московского великого князя Василия III Ивановича и по отцовской линии происходил от князя Рюрика, основателя династии правителей Русского государства. По линии матери он был потомком литовских князей. Бабушка Ивана Васильевича была племянницей последнего императора Византии.
Предзнаменование
Местом рождения будущего царя стало село Коломенское, которое в наши дни является частью Москвы, а в начале XVI в. было одной из подмосковных резиденций великих князей. 25 августа 1530 г. в государевых палатах, расположенных на высоком берегу Москвы-реки, появился на свет будущий правитель Руси. По легенде, в момент его рождения разразилась страшная гроза, молнии ударяли в землю. Незадолго до этого юродивый Дементий предсказал, что родится «сын Тит, широкий ум». И действительно, Иван Васильевич родился в день памяти св. апостола Тита — одного из учеников апостола Павла.
На месте рождения сына великий князь Василий III построил храм Вознесения в Коломенском (пр. Андропова, д. 39), который сейчас находится на территории музея-заповедника «Коломенское». Этот красивейший храм, один из первых на Руси каменных шатровых храмов, внесен в списки ЮНЕСКО как памятник мировой истории и культуры. Его построили в 1532 г. под руководством итальянского мастера Петрока Малого (Пьетро Франческо Аннибале). Внутри храма некогда имелась лестница, по которой можно было подняться до наблюдательной вышки под самым крестом. Церковь высотой 62 метров одновременно играла роль сторожевой башни. Она построена по принципу «четверик на восьмерике» и внешне напоминает столп. Здание поставлено на высокий подклет (цокольный этаж). Внутри шатрового храма нет колонн: всю тяжесть несут стены, толщина которых достигает 3 метров. 28-метровый шатер украшен сеткой из белокаменных бус и рядами килевидных кокошников. Со стороны Москвы-реки можно увидеть обращенный к столице белокаменный трон. По преданию, именно на этом же месте стоял трон Ивана Грозного, с которого он любил смотреть на Москву.
В XIX в. французский композитор Гектор Берлиоз написал о храме Вознесения: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Тут передо мною предстала красота целого. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь и долго стоял ошеломленный».
На другой стороне оврага, который проходит по территории музея-заповедника «Коломенское», можно увидеть храм Усекновения честной главы Иоанна Предтечи (пр. Андропова, д. 39, стр. 7). Он также был построен по случаю рождения Ивана Васильевича. Храм весьма необычен по форме и внешне напоминает знаменитый собор Василия Блаженного, до постройки которого тогда еще оставалось несколько десятилетий. Небольшие приделы, посвященные святым покровителям царского семейства, окружают центральный храм, освященный в честь особо почитаемого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Он считался покровителем и заступником царей и величайшим из живших на земле людей, «ангелом пустыни». Его именем и был наречен будущий царь.
Величие и жестокость
Жизнь Ивана с самого начала была омрачена трагическими событиями: в три года он потерял отца. После смерти отца страной правила его мать, великая княгиня Елена Глинская. Но спустя пять лет умерла и она, и восьмилетний Иван остался сиротой. Управлением государством от имени великого князя-ребенка стали заниматься бояре. Ивана и его брата Георгия, как позже вспоминал сам царь, «начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков…», «родственники мои не заботились обо мне…». Дворцовые интриги, расправы над потерпевшими неудачи в борьбе за власть оставили тяжелый след в душе маленького князя, сформировав жестокий и злопамятный характер.
Иван IV венчался на царство 16 января 1547 г., став первым в русской истории царем. Начиная с его правления, Москва стала столицей царства Московского, которое с тех пор сравнивали с Римской и Византийской империями. Согласно официальной идеологии того времени, Россия рассматривалась как уникальное государство, где «сошлись все царства»: в ней соединились могущество Рима, православие Константинополя и святость Иерусалима. Основу мировоззрения царя составляла идея самодержавной православной империи, что стало основанием многих его поступков.
Большая часть эпохи царствования Ивана Грозного прошла в Кремле (Музей-заповедник «Московский Кремль»), который был главной резиденцией московских государей. Все торжественные мероприятия проходили в главном храме Русского государства — Успенском соборе (Кремль, Соборная площадь). Там произошло и венчание Ивана IV на царство шапкой Мономаха (в настоящее время шапка хранится в Оружейной палате Московского Кремля). При Иване Грозном также достраивался и украшался Благовещенский собор Кремля, являвшийся домовой церковью великих князей и царей московских.
Местом жительства царя был дворец, построенный в XV столетии при его деде Иване III Васильевиче и впоследствии неоднократно расширявшийся. От того дворца до нашего времени сохранилась только Грановитая палата. В ней Иван Грозный устраивал пиры, встречался с иностранными послами и отмечал венчание на царство в 1547 г.
В правлении царя традиционно выделяют два периода: до введения опричнины в 1565 г. и после него. Первый период характеризовался проведением реформ «Избранной рады», созданием нового уложения законов («Стоглава»), системы «приказов» — аналога министерств. В это время были одержаны военные победы над Казанским и Астраханским ханствами, в результате которых к России были присоединены обширные территории на востоке и юге. Площадь Русского государства в годы правления Ивана Грозного увеличилась в два раза и достигла 5,4 млн км². Это больше, чем территория современной Европы.
Рукотворные памятники
Во второй половине своего царствования Иван Грозный фактически покинул Москву. В время он перешел к прямому конфликту со знатными боярскими родами и выделил часть государства в свое отдельное ведение. Несколько десятилетий продолжались кровавые репрессии и конфискации собственности неугодных царю лиц. Эта политика сопровождалась неудачами в Ливонской войне и в конечном итоге привела к хаосу и упадку. Несмотря на это, Иван Грозный установил дипломатические отношения с множеством стран Западной Европы и Востока: от Англии до Персии. В Россию приехали многочисленные зарубежные специалисты, что позволило стране освоить новые военные и мирные технологии.
Главным архитектурным памятником эпохи Ивана IV Васильевича в Москве считается Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, д.2. Он был построен в память о покорении Казанского царства, имевшем исключительное значение для истории Руси. Царь повелел соорудить собор-памятник из стоящих рядом восьми церквей, посвященных церковным праздникам, которые приходились на дни решающих боев за Казань. В 1588 г. к храму был пристроен придел Василия Блаженного — на месте захоронения мощей московского юродивого, очень почитаемого Иваном Грозным.
Большая экспозиция, посвященная истории России в царствование Ивана Грозного, размещена в Государственном историческом музее (Красная площадь, д.1). Она развернута в четырех залах первого этажа музея. В зале № 18 помещена копия царского трона из Успенского собора Московского Кремля. Кроме того, здесь можно увидеть реконструкцию одежды царя, оружие, иконы, книги и предметы быта той эпохи.
При Иване Грозном в первый раз упоминается Лобное место на Красной площади, названное так по взлобью (возвышенности), на котором оно находится, — в память Лобного места в Иерусалиме. Отсюда объявлялись народу царские указы, а митрополиты и патриархи во время крестных ходов благословляли здесь народ и служили молебны. В 1547 г. с этого места обратился к горожанам и 16-летний царь Иван.
В районе улиц Воздвиженка и Охотный Ряд некогда находился Опричный двор царя. Известно, что Опричный двор внешне напоминал замок: он был окружен мощной высокой стеной из тесаного камня и кирпичей. Выходившие к Кремлю ворота, окованные железными полосами, украшала фигура льва с раскрытой пастью. На шпилях были установлены черные двуглавые орлы. В Опричном дворе царь принимал по ночам необходимых ему лиц и вел переговоры, касавшиеся внутренней и внешней политики. В ходе археологических раскопок конца XX в. на многометровой глубине были обнаружены остатки дворовых печей Опричного двора. На небольшой выставке, развернутой в помещении расположенного на этом месте делового комплекса «Романов двор» (Романов переулок, д. 4), представлены русские монеты XVI–XVII столетий и другие археологические артефакты.
Еще одним памятником, связанным с эпохой правления Ивана Грозного, являются палаты бояр Романовых (ул. Варварка, д. 10) — родственников первой жены царя. Именно в этих палатах родилась и воспитывалась «добрая царица Анастасия». Она была единственной женщиной в жизни Ивана IV, которую, по мнению историков, он действительно любил. Благодаря этому родству через 66 лет после свадьбы Ивана и Анастасии представитель рода Романовых взошел на русский престол.
Палаты Старого Английского двора (ул. Варварка, д. 4) — еще один памятник эпохи Ивана IV. Как известно, царь пожаловал двор на Варварке англичанам в 1556 г., после установления русско-английской морской торговли.
В 1572 г. произошло сражение русской армии с войском крымских татар у села Молоди на реке Рожайке (Московская область, Чеховский район, трасса M2). В конце июля — начале августа в ходе кровопролитной битвы войска хана были разбиты обращены в бегство. В память об этом сражении, которое называют «Бородинской битвой XVI столетия», в селе Молоди установлен обелиск.
Одной из самых интересных легенд, связанных с эпохой Ивана Грозного, является легенда о царской библиотеке («либерее»), в которой хранились уникальные книги, привезенные на Русь бабушкой царя — византийской царевной Софьей Палеолог. Это были рукописи античных и средневековых авторов, творения философов и историков древности. Считается, что они были утрачены во время многочисленных войн и волнений. Высказываются и сомнения в самом факте существования этой библиотеки. Тем не менее, по свидетельствам летописцев, библиотека насчитывала около 800 манускриптов на пергаменте. Среди их авторов были Ливий, Цицерон, Тацит, Аристофан, а также неизвестные современной науке Гелиотроп, Заморет, Эфан и другие. Бытует мнение, что она до сих пор спрятана либо под Большим Кремлевским дворцом в Москве, либо в районе Ваганьковского холма.
Возмездие
В Государственной Третьяковской галерее (Лаврушинский пер, д. 10) хранится один из самых загадочных шедевров отечественной живописи. Это картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Глядя на нее, невозможно не испытать ужаса. Исторической основой для нее послужила смерть старшего сына царя Ивана (от брака с Анастасией Романовой). Иван Грозный убил его 9 ноября 1581 г. в Александровской слободе. По свидетельству папского легата Антонио Поссевино, в тот день царь во внутренних покоях дворца встретил беременную невестку, которая еще «не была прибрана», стал бранить ее и бить палкой за то, что плохо одета. На крик выбежал царевич Иван и вступился за жену. В пылу гнева царь ударил сына посохом по голове, и через несколько дней юноша скончался. Царь днями и ночами оплакивал сына, был в полном отчаянии. Царевич Иван Иванович погребен в Архангельском соборе Кремля (Кремль, Соборная площадь).
18 марта 1584 г. Иван Грозный умер в Кремлевском дворце — по легенде, во время игры в шахматы. Однако ходили настойчивые слухи о его насильственной смерти. Личная жизнь царя и его сыновей тоже была запутанной. Считается, что у правителя было семь жен, из которых лишь первые четыре являются официальными. Это больше, чем у знаменитого английского короля-многоженца — Генриха VIII Тюдора. Англичанин Джером Горсей характеризовал Ивана Грозного как «настоящего скифа» —кровожадного, безжалостного и в то же время остроумного. По словам английского посла Джильса Флетчера, Грозный сравнивал народ со своей бородой: «Чем чаще стричь бороду, тем гуще она будет расти».
В общей сложности Иван IV правил 50 лет и 105 дней — это абсолютный рекорд в истории России. Склеп с останками царя находится в Архангельском соборе Московского Кремля вместе с саркофагами его сыновей — Ивана и Федора.
© 2016-2020 moscovery.comАвтор статьи:
moscovery.com
Храм Василия Блаженного: интересные факты
В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.
Храм Василия Блаженного. 1555–1561. Фотография: tournavigator.netХрам-памятник
Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.
Грандиозная стройка в рекордные сроки
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .
Храм в честь прорицателя
Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.
Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»
Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005
Царская сокровищница и аналой на Лобном месте
В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.
При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Русский зодчий или европейский мастер
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
Иконостас с заворотом
Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.
Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d’Ar
Памятник «Зодчим Казанского кремля». Авторы: А.В. Головачева, В.А. Демченко и Р.М. Забирова. 2003. Фотография: livejournal.com
«Лазарь, поставь на место!»
Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»
Автор: Лидия Утёмова