Градостроительство в россии в 19 веке – Архитектура последней трети XVIII — первой половины XIX в. Градостроительство. Екатеринослав. Этапы развития архитектуры Украины конца XVIII — первой половины XIX в.

Тема №12 Градостроительство 19 века

Общественные здания в системе городских ансамблей.  Особое место в архитектуре эпохи классицизма занимают крупные общественные здания, объемно-планировочное решение которых полностью подчинено идее целостного ансамбля. Сооружение таких зданий сопутствовало крупным градостроительным реконструкциям.  Церкви и соборы.  Строгий белый объем собора с торжественными портиками и полусферическим куполом, светлым, синим или золотым,— характерная примета среды классицистического города и важный элемент его композиции. При реконструкциях города церкви ставили, как правило, на освященных традицией местах, в новых городах располагали на главных площадях.  Силуэты храмов приобретали особое значение при относительной «горизонтальности» панорам рядовой городской застройки, которая состояла из зданий примерно равной высоты и почти не имела собственных высотных акцентов.  

 Пути реконструкции городов.  Первый путь состоял в замене старых строений на новые, как правило, более крупные, многоэтажные, представительные. Нередко существующие здания включались в объем новых. Второй путь — заполнение пустот в городской застройке. Идет «приручение» городских речек с дикими берегами, в городской черте постепенно исчезают пустыри и огороды, застраиваются площади.  Были раздроблены на отдельные участки, распроданы и застроены огромные дворцовые и усадебные сады, например, Петербурга. Идет полноценное освоение внутриквартальных территорий. Результатом явилось резкое уплотнение застройки городских центров, которое сопровождалось сменой их функциональной роли. Административно-дворцовые центры XVIII — начала XIX в. превращаются в средоточие торгово-деловой жизни. Так например на а Невском проспекте в Петербурге находились половина всех банков, 24 (из 34) банкирских контор, страховые общества, крупнейшие магазины.  Технический прогресс, стимулируемый стремлением к комфорту, приводит к повышению уровня благоустройства, инженерного оборудования, транспортного обслуживания

Проблема ансамбля.  Тяга к разнообразию зрительных впечатлений, склонность к личностному самоутверждению и преклонение перед общественной пользой, изменили представления о природе ансамбля — величайшем достоянии классицизма. В начале рассматриваемого периода архитекторы еще склонны блюсти чистоту ансамблей, созданных предшественниками. Но в целом на смену классицистическому единообразию приходит некоторое небрежение к соседним строениям. 

Новые материалы и конструкции.  Технический прогресс дает архитектуре новые материалы и конструкции. Самое существенное влияние оказывает он на изменение технического оборудования зданий: на смену печному отоплению в городах идет сначала калориферное отопление (в подвалах устраиваются печи, теплый воздух подается по каналам в помещение), в конце века — централизованное водяное отопление. Водопровод и канализация — новшества, влияющие на планировку городских жилых домов. Газовое, а впоследствии электрическое освещение меняет характер вечерней и ночной жизни городов. Эти новшества являются достоянием обеспеченной части населения и очень нескоро найдут более или менее массовое применение, большинство же российских городов так и останется с печами и колодцами.  Со второй трети XIX в. в архитектуру в качестве полноценного строительного материала входит железо, что сильно повлияло на архитектурную форму. Введение металлических перемычек вместо клинчатых и арочных изменило форму проема. Широкие прямоугольные окна-витрины дали фасадам легкость и раскрытость, которой не было раньше. Замена кирпичной опоры на металлическую дала сильный эффект в организации интерьеров( пространство становиться более цельным) Металлическая консоль дала жилому дому замечательную новинку – эркер – остекленный выступ фасада стены, благодаря которому стала богаче пластика фасада.  А так же литые и кованые решетки балконов, металлические навесы-зонтики над подъездами на узорных кронштейнах, сквозные «гребешки» на коньках крыш, флагодержатели, флюгеры, дополняющие метрическую строгость рисунка конструкций металлостеклянных крыш.  Внедрение металлических конструкций принципиально изменило тип оболочки ограждающей здание: появилась возможность отказаться от стены и невиданная ранее возможность освещать помещения дневным светом – боковым сквозь огромные окна-витражи и верхним. Верхний свет позволил резко увеличить глубину корпуса здания и полностью использовать земельный участок в тесной бранмауэрной застройке. Стеклянные своды и купола венчают пространства торговых галерей, музеев, банков, почтамтов, выставочных и дворцовых залов.  (А-ля крыша в «Галерее» и других ТРК – прозрачная крыша)

Новые типы зданий.  С развитием форм публичной и коммерческой жизни появляются новые типы общественных зданий: крупные многофункциональные деловые центры, кинематограф и телеграф, народный дом как прообраз культурно-просветительного центра, многофункциональное учреждение с помещениями для театра, клубной работы, библиотеки и пр. В городском образе жизни появилась новинка — занятия спортом — и в Петербурге строятся крытые спортивные залы. 

ЭПОХА РЕГЕНТСТВА в рамках этого направления нельзя сказать, что новый век принес какие-то новые веяния в архитектуру. Дома среднего класса продолжали традиции классицизма прошлого века, и даже века Джонса и Рена. Само деление на классицизм XVIII и XIX века достаточно условно — некоторые из зданий были построены еще в предыдущем веке. Но Классицизм — главенствующий стиль в строительстве.

Под влиянием архитектурных находок лорда Элгина и других археологов-любителей, любовь к античным и египетским мотивам выросла еще больше. Повсеместно распространяются такие элементы декора, как каменная резьба, рельефы, воспроизведенные в гипсе колонны и драпировки и т.п.

Одним из самых знаменитых архитекторов того времени был Джон Нэш

 (1752-1835). По поручению принца-регента, он перестраивает один из центральных районов Лондона и создает элегантный квартал резиденций — Риджентс-парк. Принцип строительства тот же, что и в Бате: строгие линии улиц, амфитеатры и т.п.; в самих домах широко применяется ордерная система, лепнина и т.п. Дома светлые и нарядные.

Еще один известный архитектор — Генри Холланд. Например, он спроектировал здание Королевского театра Друри-Лейн (1794), который, к сожалению, в 1809 г. сгорел.

Еще одно знаментиое здание эпохи классицизма — Эпсли-хаус в Лондоне. Это здание подверглось влиянию даже нескольких волн классицизма. Оригинальное здание работы Роберта Адама, возведенное в 1770-е гг., в 1818-19 гг. перестроили для герцога Веллингтона, облицевав кирпич желтым камнем из Бата (арх-р Уайетт).

Дань классицизму отдал и Роберт Смерк, построивший здание Британского музея. Здание имеет форму ионического храма, что, конечно же, свидетельствует о роли греческой культуры и искусств в развитии человечества

Менее масштабные здания также продолжают георгианские мотивы. Отличительная черта многих построек того времени — большие окна и сложное плетение ажурных металлических решеток, похожих на пагоды. Часто можно встретить простые, почти не декорированные стены и низкие крыши, что делало дома похожими на средиземноморские — иногда это впечатление дополнялось еще и крашенными на итальянский манер ставнями.

РОМАНТИЗМ Сентиментализм и выросший из него и в противовес ему романтизм находили вдохновение в сельской красоте, средневековых традициях и всяческих экзотических влияниях. По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т.п. Но здесь и минареты, и купола, и тонкая резьба. Архитекторам хотелось создать некую фантазию.

Всему этому направлению присущи попытки искать новые формы через старые. Стилевое единство ушло в прошлое — началась т.н. «битва стилей».

Теперь архитектор решал две задачи: одно дело — удачная планировка и удобство, и совем другое — в каком стиле все это оформить. Начинается масштабное «возрождение» стилей, появляется очень много вторичных стилей с приставкой «нео-«.

(для справки)

Самым заметным из них в Англии стал стиль неоготики. Без сомнения, самое известное его воплощение — это новое здание Парламента в Лондоне. Авторами проекта были архитекторы сэр Чарлз Бэрри и Огастес Пьюджин, а возводилось здание с 1836 по 1865 гг. Интересно, что когда старое здание сгорело в 1834 г., комитет экспертов сразу предложил строить новое либо в тюдоровском, либо в перпендикулярном стиле, т.е. выбирать нужно было между двух чисто английских стилевых решений. Конечно, это решение было принято не случайно: самим обликом Парламента нужно было подчеркнуть уникальность британской нации. В результате Англия стала одной их немногих европейских стран, которая отказалась от классицизма для своего главного здания. С точки зрения конструкции в здании Парламента средневекового мало; роль стиля в данном случае — передать нравственное, религиозное, национальное значение здания.

В 1870-е гг. — в противовес таким чересчур вычурным стилям, возникает движение «эстетизма». В архитектуре ему свойственно движение к простоте и удобству. Архитекторы этого направления любили красный кирпич и черепицу, темный дуб, достаточно простые интерьеры. Снова попытка достичь гармонии вокруг человека, а через это и у него в душе. В таком стиле построены первые «садовые пригороды» Лондона (такие как Бедфорд-парк) и других больших городов, в противовес фабричным районам.

На протяжении всего XIX века идет борьба между стремительно развивающейся промышленностью и художниками. На место красоте и миру пришли нищета и уродство. Новые дома строились тысячами, но города часто не имели возможности расти вширь из-за системы землевладения, поэтому дома теснились друг к другу, там царила грязь и антисанитария. Только в начале ХХ века художники, такие как Уиндем Льюис, вдруг открыли для себя новую красоту турбин, машин и портовых кранов.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Однако уже и в XIX веке были те, для кого индустриализация стала не помехой, а толчком к творческому росту. Естественно, фабричная архитектура появилась одновременно с появлением фабрик.

. В то время получили большое распространение и маленькие сооружения такого рода — зимние сады или оранжереи в домах. Особенной популярностью пользовались именно пальмы. Широкое распространение новых строительных материалов, а именно металла и стекла ( как и упомяналось раньше), сделало строительство такого рода сооружений простым и достаточно быстрым.

Развитие железных дорог привело к строительству большого количества вокзалов. Очень типичен вокзал Сент-Пэнкрес в Лондоне. Снаружи это чистейшая неоготика, со шпилями, ланцетовидными окнами и пр., но за этим романтическим фасадом скрываются стальные ребра дебаркадера.

Именно в это время становтся известными имена не архитекторов, а инженеров. Особенно знамениты двое: Томас Телфорд и Изамбард Кингдом Брунел. Они работали очень много, но если рассматривать их работу с точки зрения прикладного искусства, то вершиной ее явилось, несомненно, строительство мостов, которые не только имеют предельно практический характер, но и красоту, изящность.

С изменением точки зрения на архитектуру, с развитием строительной техники, появлением новых типов сооружений в XIX в. произошло также значительное перемещение центра мирового развития архитектуры. На первом плане оказываются страны, которые не пережили высшего этапа развития барокко.

Своей вершины классицизм достигает во Франции, Германии, Англии и России. Романтизм вначале наиболее широко проявляется в Англии, в культуре которой связь со средневековьем никогда не прерывалась. В начале XIX в. романтизм распространился и на континенте, прежде всего в связи с перестройкой аристократических резиденций, закладкой загородных парков и развитием ландшафтной архитектуры.

ИТАК :

Архитектуру 19 века можно разделить на 2 периода: Архитектура капитализма и империализма. Оби периода характеризуются своеобразием архитектуры, ее типологии и строительной техники, что обусловлено соц-экономическими факторами.

  1. В городах было несколько центров.

  2. Ввелось замощение улиц и площадей

  3. Облик застройки городов ухудшался, утрачивал художественную гормонию, характерную для классицизма, так как появились технические здания один на другом. Понастроили, блин.

  4. Особняки и дворцы вытеснялись многоквартирными домами, первые этажи который отводились под магазины.

  5. Появились сальные (железные) строительные конструкции, из чугуна изготавливали ограды, ворота, декоративные статуи. Металл стал внедряться в строительство в качестве конструкционно материала ( перекрытия, фонари, купола, столбы и тд)

  6. Создание верхнего освещение — стеклянные крыши, застекленный свод ( в выстовочных помещениях и тд)

  7. В конце 19в железобетон. Конструкции из него. (Здание компании «Зингер»)

  8. Сухость, измельченность формы деталей, перегрузка декоративными элементами, утрата масштабности.

  9. Архитекторы начали прибегать к разностилию. (В одном сооружении много стилей) (Эклектика)

  10. Ретроспективное стилизаторство – стилизация стиля, подобие стиля ( стилизация Англ. готики) и тд.

  11. Неогреческий стиль. (40-е года)

  12. Большеразмерное стекло, изразцовый кирпич — предпосылки развития архитектуры модерна.

Градостроительство в России конца XIX — начала XX века

С началом XX века связаны первые разработки научных основ русского градостроительного искусства. В этот период публикуется ряд статей, которые посвящены планировке и благоустройству городов.

 В некоторых из этих статей делается попытка обобщения градостроительного опыта Запада и России. Также появляется целый ряд интересных градостроительных замыслов. После длительного, более чем полувекового застоя в градостроительстве наблюдается оживление.

Резко ухудшился к концу XIX столетия архитектурный облик городов, несмотря на растущее благоустройство их центральных районов. В большой зависимости от быстрого роста городского населения находится изменение архитектурного облика городов.

Темпы строительства в городах общественных и жилых зданий не успевали за темпами прироста населения. Частновладельческий интерес был основным стимулом развития города. Усилилась противоположность в застройке окраин города и его центра. В центре города жилые кварталы были переуплотнены, застроены высокими домами с глухими дворами-колодцами и полностью лишены зелени. Быстро развивавшиеся промышленные предприятия очень часто возводились даже в центральных районах города, не говоря уже об окраинах, где фабрик и заводов, «отравлявших смрадом и дымом соседние кварталы», было особенно много. На архитектуре городов отрицательно сказались и железнодорожные пути, врезавшиеся вглубь территории города. Вокруг этих путей всегда образовывались большие неблагоустроенные районы, которые были беспорядочно застроены станционными сооружениями, зданиями складов, бараками, депо.

Одновременно с развитием старых городов в районах рудных и каменноугольных месторождений (на Урале, в Донецком бассейне и других местах) возникали новые поселки городского типа. Но они главным образом обстраивались землянками и бараками; комфортабельные дома возводились только для владельцев магазинов, для инженерно-технического и руководящего персонала предприятия и т. д. Скученная застройка таких поселков, которая была лишена упорядоченной планировки и минимального санитарного благоустройства, была поводом к многочисленным пожарам.

Своеобразную перестройку претерпевали города Средней Азии, которая была присоединена к России в 1860 — 1870-х годах. Среднеазиатская железная дорога (построена в 1880-х годах), которая соединяла Ташкент с Красноводском, вызвала к жизни ряд благоустроенных городских районов европейского типа. Однако эти новые районы застраивались, а зачастую одновременно реконструировались и старые (например, после землетрясения в Ашхабаде) при полном игнорировании местных особенностей — национальные, климатические и пр. Вместо саманных и кирпичных домов здесь строились деревянные дома, для чего издалека на лошадях и по железной дороге доставлялись строительные лес, которого в Средней Азии не было; покрывались дома железными крышами, накалявшимися в жару.

При всей хаотичности застройки русских городов в этот период были попытки градостроительство подчинить определенному контролю. Но сводились оно к решению мелких, второстепенных и случайных задач, а также к формальному утверждению в государственных органах проектов новых зданий, основным условием чего было соблюдение «красных линий» и установленных санитарных и противопожарных норм.

По сравнению с XVIII — началом XIX века принципиально изменились, не в лучшую сторону, художественные требования, которые предъявлялись к архитектурным произведениям. В основном они касались вопросов регулярности, определенной этажности, богатства украшения фасадов, внешней представительности. Богатству украшения фасадов придавалось столь большое значение, что Петербургская дума в ноябре 1903 года с целью поощрения застройщиков, которые не жалели средств на украшение главных фасадов зданий, приняла постановление о назначении премии «за лучшие лицевые фасады частных домов в С.-Петербурге».

Следует отметить, что это постановление на обсуждении в С.-Петербургском обществе архитекторов подверглось критике. Выступавшие отмечали нелепость присуждения премий только за «лицевые», уличные фасады независимо от планировки зданий и их объемного построения, от ансамбля улицы.

Произвол и хаос в градостроительстве в этот период ярко проявились искажении старинных архитектурных ансамблей, которые обстраивались современными зданиями, что очень грубо нарушало их зрительное восприятие. В эти годы некоторые ансамбли были частично или полностью уничтожены. Желание частных предпринимателей обзавестись в самых оживленных частях города крупными коммерческими предприятиями — большими универсальными магазинами, гостиницами, банками и т. п., с одной стороны, и необходимость улучшения санитарного благоустройства центральных районов города, расширения площадей и улиц с целью увеличения их транспортных возможностей — с другой стороны, привели на рубеже XX столетия к усилению этого процесса, который был начат еще в середине XIX века.

Первоначально театральная площадь в Москве была задумана как целостный ансамбль, с доминирующим зданием Большого театра. Ее боковые стороны были обстроены трехэтажными домами, которые получили единую архитектурную обработку. Развивающееся городское движение Театральную площадь превратило в определенный узел, в котором пересекались многие транспортные потоки города. Поэтому пришлось отказаться от замкнутого характера площади. Помимо того, желание использовать центр города в коммерческих целях привело к постройке гостиницы Метрополь (1900-е годы, архитектор В. Ф. Валькотт), крупнейшего в Москве универсального магазина (ЦУМ; конец 1900-х годов, архитектор Р. И. Клейн), надстройке дома б. Сенатской типографии (1900-е годы) и перестройке в 1870-х годах дома Полторацкого под театр антрепренера Лентовского. Производя все эти изменения в ансамбле Театральной площади, архитекторы не руководствовались единым планом его реконструкции и работали разобщенно. По пути наименьшего сопротивления пошли зодчие, они оставили ведущее место в застройке Театральной площади за Большим театром, а новым зданиям придали нейтральные по отношению к архитектуре Большого театра формы.

Но будет неправильно считать, что зодчие начала XX века игнорировали вопросы, которые были связаны с историческими ансамблями. Немалое количество примеров можно привести о внимании архитекторов к этим вопросам при реконструкции отдельных городских кварталов.

Например, в начале XX века был поднят вопрос о реконструкции набережной Невы у Адмиралтейства. Появилась идея о строительстве вместо недавно построенных доходных домов, которые исказили созданный А. Д. Захаровым ансамбль, сооружения, которое связалось бы со зданием Адмиралтейства в единую композицию. Л. Н. Бенуа был одним из архитекторов, которые защищали необходимость реконструкции этого ансамбля. Он писал, что территория бывших верфей Адмиралтейства застроена «из мелких финансовых соображений… абсолютно не считаясь с тем, что все это должно входить в одну общую группу с великолепным зданием Адмиралтейства». Он предложил сломать доходные дома и построить вместо них два дугообразных в плане административных корпуса, которые будут обработаны в тех же формах, что и здания Адмиралтейства, и образующих глубокий полукруглый парадный двор. Поломка небольшого среднего куска производственного корпуса (на ширину башни, по бокам проезда) позволяла раскрыть в сторону Невы башню Адмиралтейства, что вернуло бы ей доминирующее значение и в застройке набережной.

Прогрессивной чертой зарождающейся в начале XX века науки о градостроительстве был рациональный подход к решению санитарных, транспортных, экономических и других вопросов, связанных с улучшением качества жизни городского населения. Известным представителем такого подхода к задачам градостроительства был гражданский инженер А. К. Монтаг, который выступил с рядом статей по данным вопросам в «Зодчем».

Монтаг говорил, что строить города нужно в здоровой местности. «При основании города, — писал он, — меньше всего думают об интересах здоровья жителей. Стремление к удобствам, политические соображения, промышленные и торговые интересы обыкновенно служили и служат главными двигателями при выборе места для основания города. Вот почему Петербург был построен на финском болоте, а на Дальнем Востоке с большими затратами приобретаются города и местности, ужасные по их климатическим и санитарным условиям».

Монтаг считал, что на здоровье жителей отражается и перенаселение городов, плохое качество воды для питья, нецелесообразное распланирование городов, загрязненный воздух, нездоровые жилища. Он подчеркивал необходимость определения достаточной ширины улиц, т. к. от нее и от высоты расположенных на улице домов зависит освещенность квартир нижнего этажа; предлагал установить направление улиц относительно стран света; выступал против сплошной застройки кварталов многоэтажными домами — за небольшие дома; возражал против постройки внутри городской черты промышленных производств, «загрязняющих почву и воздух города».

Желание найти выход из создавшегося положения и как-то противодействовать стихийной застройке города привело в начале XX века к разработке конкретных предложений в области планировки новых городов и реконструкции старых.

Л. Н. Бенуа в 1908 году сделал в собрании Академии художеств доклад «о необходимости составления полного проекта оборудования С.-Петербурга». Протестуя против создания случайных проектов переустройства отдельных частей города, которые не предусмотрены его общим планом, Бенуа напоминал о строительстве в XVIII — начале XIX века в соответствии с единым планом, в котором были «все данные для дальнейшей обработки и благоустройства» города. Отход от этого плана послужил, по словам Бенуа, искажению городских художественных ансамблей и изменило характер использования его главных магистралей. Как пример Бенуа привел Каменноостровский и Невский проспекты, которые в результате случайной застройки оказались лишены параллельных разгрузочных улиц. По мнению Бенуа, отсутствие единого плана застройки города сказалось и в неблагоустроенном состоянии берегов Невы, Оводного канала.

Свой доклад Бенуа завершил требованием составлением «общего, хорошо обдуманного и утвержденного плана, где были бы указаны места, которые предназначены для будущих каких-либо монументальных построек, устройства садов, площадей, устройства циркуляционной дороги для обслуживания кольцом города». Этот доклад был одобрен Академией художеств и отправлен в городскую управу. Но городская дума и управа замысел Бенуа сочли преждевременным.

Теоретическое обоснование градостроительного искусства зарождалось не только в борьбе с хаотической застройкой уже существующих городов, но и в процессе проектирования новых, которые возводились в стратегических пунктах России. Эти новые города, в отличие от промышленных поселков, которые стихийно возникали и развивались, строились по специально разработанным генеральным планам, составители которых хотели осуществить зарождающиеся принципы градостроительства. Новым было то, что город рассматривали как единый, целостный архитектурный организм, в котором функциональные, художественные, экономические и гигиенические проблемы должны решаться не в пределах отдельного района, а в масштабах всего города.

Интересен в этом плане проект города Дальнего, составленный в 1899 — 1903 годах архитектором К. Г. Сколимовским и осуществленный в 1901 — 1904 годах. Дальний это город и незамерзающий, открытый порт в Китае, который построен Россией как конечный пункт «великой сибирской магистрали» — Восточно-Китайской железной дороги. Этот порт задумывался с целью дать свободный выход богатствам северо-восточной части Китая и Сибири к Тихому океану. Но в то же время город должен был стать крупным торговым и промышленным центром.

По плану Дальний резко делится на две части — европейскую и китайскую. Европейская часть города строилась как типичный, комфортабельный, благоустроенный сеттльмент. Китайская часть была предназначена для фабричного населения и отделялась от моря заводскими территориями и пересекалась железнодорожными путями. Ее планировка на генеральном плане была только еле намечена и оставлена под стихийную застройку.

В свою очередь европейская часть города делилась на «Коммерческую часть», в которой были сосредоточены крупные промышленные предприятия, консульства, банки и т. д., «гражданскую часть» для средних слоев гражданского населения, и на «часть особняков», которая раскинулась в прибрежном районе города и принадлежала представителям торговых фирм, иностранным консулам, директорам банков и др.

Первоначальный план Дальнего, который был выработан в конце XIX века в Петербурге, не соответствовал рельефу местности. Положенная в основу этого плана система «американских квадратов» с длинными прямыми улицами не брала в расчет прорезанную многими оврагами, холмистую, насыщенную крутыми подъемами и спусками территорию, которая была предназначена под строительство города.

С других позиций подошел к своему замыслу Сколимовский. По его проекту планировка центральных районов Дальнего была основана на радиальной системе улиц, постепенно (по мере усиления холмистости) переходившей в довольно свободную систему квадратной и диагональной разбивки на кварталы. Малопригодные для жилья, низко лежащие части городской территории использовались разведения парков.

Центр города, с архитектурно-композиционной и функциональной точек зрения, составляли Самсониевский бульвар и Николаевская площадь, на которых находились все важные городские сооружения. От Николаевской улицы отходило десять магистралей. Самое большое значение среди них имел Самсониевский бульвар, который вел к побережью и был ориентирован на гору Самсон — красивый вулкан, стоящий на берегу моря. Вытянутая параболическая форма бульвара давала возможность создать по его сторонам величественную панораму фасадов банков и больших торговых домов.

Другие магистрали — широкие, прямые проспекты, соединяющие центр города с портом и молом, китайским и европейским базарами, с «частью особняков» и через железнодорожный виадук с «административным городком». Часть из них ориентировалась на высокие холмы, у подножья которых были организованы небольшие площадки с храмами или монументальными общественными зданиями.

Не только в центре города стремился архитектор возводить общественные сооружения, но и на его окраинах, на хорошо обозреваемых, свободных местах.

По проекту Сколимовского строительство города шло для того времени очень быстро. Многие детали плана города еще не были разработаны, а уже в 1903 году вдоль проложенных проспектов (в соответствии с замыслом архитектора) высились многие представительные капитальные сооружения. Улицы — асфальтированы и благоустроены, имели зеленые насаждения и тротуары. С отступом от красной линии улицы были поставлены все дома, а также за оградой, в окружении садовой зелени. Благодаря применению желтого и красного облицовочного кирпича оформление фасадов зданий обладало известной общностью, несмотря на различие использованных стилей.

В проекте города Дальнего, который был выполнен Сколимовским, в равных частях проявились пороки, свойственные градостроительству, которое осуществлялось по законам империалистической политики при строительстве городов-сеттльментов, и положительные черты, которые свидетельствуют о прогрессе, достигнутом в начале XX века русским градостроительным искусством. К положительным чертам относятся: попытка с помощью избранной системы площадей и улиц обеспечить хорошие санитарные и бытовые условия жизни населения и удобное движение в городе, стремление к органической связи планировки города с рельефом местности, серьезное отношение к решению композиционных задач, которые стояли перед проектировщиком при создании плана крупного портового и промышленного города, выделение в композиции города второстепенного и главного, учет различных точек зрения на отдельные сооружения.

В градостроительной теории того периода можно проследить тяготение к восприятию города как целостного организма, к комплексному решению композиционно-художественных, функциональных, экономических, санитарных и транспортных вопросов городского строительства.

Русское градостроительство XVIII и начала XIX века.

Русское градостроительство меньше всего испытало на себе влияние Ренессанса и барокко. Оно шло по самобытному пути своего развития. До Петровского периода основное организующее архитектурное начало в русском градостроительстве оставалось за кремлями и монастырями.

Особо большое значение имели работы при Иване III по перестройке Московского Кремля, после которой Московский Кремль становится ни с чем несравнимым памятником русского градостроительства.

В петровский период, в результате военного, экономического и куль­турного подъема России и установления Петром I тесных связей с За­падной Европой, произошел решительный перелом в русском градо­строительстве. Все свое внимание и энергию Петр I перенес на Петербург, задумав создать на берегу Балтийского моря новую столицу могущественной России по строгим и регулярным градострои­тельным принципам.

В Петербурге был закрещен старый «усадебный» способ застройки кварталов и вменялось в обязанность строить дома фасадами на улицу, по «красным линиям», намеченным вехами. Почти все улицы в петровском Петербурге получили прямолинейное направление и не­виданную еще в России ширину (20-25 м и более).

Производилась мас­совая застройка их образцовыми домами для «подлых», «зажиточных» и «именных» людей, а перспективы улиц, как правило, замыкались высокими церквями и башнями с тонкими золоченными стре­лами шпилей. В петровское время началось мощение петербургских улиц (камнем и сваями), а с 1723 г. было введено освещение города фонарями.

Однако, несмотря на эти мероприятия, Петербург строился без плана. Только в 1717 г. Леблон составил генеральный план Петербурга в ви­де большого овала с центром на Васильевском острове. Проект Леблона воскрешал схемы идеальных городов эпохи Возрождения. Не будучи осуществленным, он все же оказал положительное влияние на плани­ровку Петербурга и на русское градостроительство в целом.

С 20-х годов XVIII в. учреждаются так наз. «Канцелярии», затем и «Комиссии строений» для Петербурга, а потом и для Москвы. Комиссия строений (в которой работали Еропкин, Коробов и Земцов) закончила строительство лучевых проспектов Петербурга: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы.

Одновремен­но с планировкой Петербурга Мичурин составил проект урегулиро­вания плана Москвы (1739 г.).

В екатерининский период, когда во главе Комиссии строений поставлен был И. И. Бецкий, разрабатыва­лись планы провинциальных городов. Кладя в осно­ву городского плана то три лучеобразно расходящихся магистрали (Тверь, Одоев и др.), то веер, составленный из нескольких прямолинейных улиц (Богородицк, Кострома и др.), то прямоугольную планировочную систему (Одесса, Богородск и др.), безымянные, но не­редко талантливые планировщики умели выделять городской центр, ста­рые архитектурные памятники и хорошо располагать площади.

Позднее, в николаевское время искусство планировки начало падать, появились шаблонные прямоугольные сетки улиц с монотонными, пу­стынными площадями (Ростов-на-Дону и другие города).

XVIII п. и начало XIX п. отмечены становлением и расцветом национального русского зодчества, по своей силе намного превышающего архитектуру Запада того времени. Вслед за барокко I половины XVIII в. в России расцвело барокко Растрелли, украсив­шее многие русские города прекрасными дворцами и соборами.

По­ворот к классицизму, произошедший в 60-х годах XVIII в., выразился п постройках Деламота, Фельтена, Ринальди и других масте­ров — в Петербурге, Казакова и Баженова — в Москве и в разных городах России.

Мастерам русского классицизма принадлежит заслуга в создании замечательных ансамблей улиц, площадей и городских центров в Рос­сии. Построив Биржу в 1805-1816 гг., Томон, тем самым, завершил архитектурный центр Петербурга, слагавшийся в те­чение столетия.

Вслед за этим Захаров и Росси оформили си­стему площадей у Адмиралтейства, Сената и Зимнего дворца. В 20-х и 30-х годах, руководя планировкой и застройкой Петербурга, Росси по­строил Театральную улицу, площадь Чернышева и площадь перед Александринским театром.

В Москве после пожара 1812 г. Бове оформил Театральную площадь, Красную площадь (купольным зданием Торговых рядов).

В это время в Москве возникали новые заставы и множество особняков. Как и в Петербурге, преобладающим стилем Мо­сквы явился ампир, но если петербургский ампир подчинялся строгому образу военной столицы, то в московских особняках он приоб­рел теплоту и интимность.

За XVIII в. и в первую треть XIX в. в силуэте русского города высо­кие шпилеобразные церкви и башни петровского времени были допол­нены сложными по рисунку куполами Растрелли и полуциркульными куполами классицизма. В городах проводилось строгое регули­рование высоты рядовой застройки; в результате башни и купола получили выгодные контрасты с прямолинейными гори­зонталями карнизов.

Значение градостроительства и архитектуры во второй половине XVIII века

Перестройка управления России, задуманная Екатерина II, напрямую была связана с  градостроительством и архитектурой. В результате реформ основой государственного управления должна была стать сеть городов с созданными в них органами дворянского и городского самоуправления. Страна была поделена на 50 губерний, объединявших в себе 8–12 уездов; соответственно учреждалось 50 губернских городов, 493 уездных и 86 заштатных. Часть из них необходимо было создать заново, а все уже существовавшие – перестроить по принципам регулярной планировки.

Новый строй провинциальных городов, по мысли императрицы, должен был воплотиться в их новейшем облике – в пространственном и архитектурном порядке, выраженном в геометрической гармонии и регулярности международного стиля классицизма (1), в отличие от живописной структуры средневековых городов, которая тогда воспринималась как беспорядок.



План Тамбова до екатерининской реформы. Реконструкция
В России Нового времени градостроение стало одним из главных составляющих системы культурных ценностей, а ведущая роль в художественной жизни общества начала принадлежать архитектуре – «матери» всех видов искусств, которая должна была воплощать собой тему величия Отечества и гражданской гордости. Основными характеристиками строительства считались польза, красота и профессионализм.


Новые планы городов поручили разработать Комиссии каменных строений. Она была создана в 1762 году для переустройства Петербурга и Москвы, но после правительственного указа 1763 года «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов, по каждой губернии особо», её программа была расширена до проектирования всех российских населённых мест. Масштабы деятельности Комиссии, работавшей до 1796 года, отличались грандиозностью – она разработала 305 генеральных планов.



План города Кирсанова. 1780-е годы
Первый план для реконструкции провинциального города был создан для Твери, пострадавшей в результате пожара 1763 года. Он стал образцовым при составлении генеральных планов других городов. И.И. Бецкой тогда писал: «Строящаяся Тверь не только не должна уступать прочим городам в расположении и красивости, но и впредь для перестройки других образцом должна быть».

В пояснительной записке к плану Твери говорилось о воспитательной роли градостроительного порядка – о том, что регулярность способствует «пользе общественной», «ободрению жителей к труду и работе». Здесь же рассказывалось о самих регулярных принципах: «…регулярство, предлагаемое при строении города, требует, чтобы улицы были широки и прямы, площади большие, публичные здания на способных местах и прочее, все дома, в одной улице состоящие, строить надлежит на всю улицу с обеих сторон, до самого рассечения другой улицы сплошной фасадой».



План Кирсанова. 1780-е годы
В жизни Тамбова, ставшим наместническим центром, как во всех других населённых местах империи, начались изменения. Военный город-крепость приобретал характер гражданского административного центра. В его истории наступала новая эпоха, когда главное внимание стало уделяться строительству и ремонту публичных строений (2) – государственных, представительских, общественных. Как и по всей стране, здесь принялись возводить присутственные места, дом губернатора, почтовый двор, казармы; дворяне – здания Дворянского собрания, гимназии, института. Купеческое сословие, оформившееся в петровское время, стало строить гостиные дворы, конторы, банки, приюты; промышленники – фабрики и заводы.

Титульные листы книг 18 в. об архитектуре
Титульные листы книг 18 в. об архитектуре.
Декор окон из книги И. Лема «Опыт городовым и сельским строениям…» (СПб., 1785)


Примечания

1 В основе классицизма лежало признание внеисторической ценности античных правил и форм архитектуры. Однако каждый народ, использовавший данную систему, выражал в ней свой характер, создавая собственный вариант стиля. Такой возможностью воспользовалась и Россия, которая в результате реконструкции всех населённых мест, получившей небывалый размах, выработала в рамках классицизма свой индивидуальный язык.

2 В первом русском архитектурном трактате «Должность архитектурной экспедиции» говорится: «Публичное строение нарицается оное, которое всему народу видимо, потребно и нужно есть, яко вначале наши императорские домы, и потом святые церкви, монастыри, госпитали, богадельни, сенат с прочими коллегиями, канцеляриями и конторами, пирамиды, театры комедиальные, амфитеатры, площади, улицы, гостиные и мытные дворы, лавки для товаров, галярии, колодези, цистерны или пруды, каналы, гавани, пристани, еленги, мосты, ворота триумфальные, трактирные и концертные домы, биржи, почтовые дворы; торговые бани, кабаки, фабрики разного звания, винокурни, пивоварни, аптеки, академии, мельницы, посольские домы, монетные или денежные дворы, магазины, съезжие дворы, пакгаузы и прочие тому подобные, которые особливого примечания должны содержаться по приличности команд из нашей казны» (Еропкин П.М., Земцов М.Г., Коробов И.К. Должность архитектурной экспедиции: Трактат-кодекс 1737–1740 / Ввод. ст. и коммент. Д. Аркина // Архитектурный архив. М., 1946. Вып. 1).

Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках

ALEX_

размещено: 09 Марта 2017

Книга посвящена анализу принципов типизации и повторности в русском градостроительстве XVIII — первой половины XIX в.
На ряде примеров — от застройки Петербурга петровской эпохи до восстановления Москвы после Отечественной войны 1812 года и строительства первой в России железной дороги Петербург-Москва — автор показывает, что использование типовых и повторных проектов было характерным для русского регулярного градостроительства. Проанализированы конкретные примеры создания ряда ансамблей на основе принципа повторности. Первое издание вышло в 1984 году.
Книга предназначена для архитекторов и искусствоведов.
…История типового строительства в России уходит своими корнями в глубокую древность. Древнерусские города вследствие сравнительной быстрой амортизации деревянных конструкций всегда нуждались в заблаговременно подготовленных строительных материалах, деталях зданий и целых срубах, которые назначались для продажи застройщикам. Необходимость застройки новых территорий в быстро развивавшихся городах, а также частые пожары, уничтожавшие целые кварталы, повышали спрос на предварительно заготовленные жилые дома. Отвечая этим потребностям, в Москве, например, в XVI-XVII вв. существовал своеобразный рынок сбыта готовых домов, располагавшийся по берегам р. Неглинной, на территории нынешней Трубной площади. Здесь находилась как бы целая выставка зданий, рассчитанных на покупательные возможности основных социальных групп городского населения. Каждое здание можно было осмотреть изнутри и снаружи и, приобретя, перевезти в разобранном виде на свой участок….

pdf

93.59 МБ

Города России в первой половине 19 века на гравюрах и картинах

В одном из предыдущих постов мы показали, как выглядели русские города в 18 веке глазами современников.
Сегодня мы продолжаем серию видами городов Российской империи на картинах и гравюрах первой половины 19 века.
Больше всего интересно, что одни города легко узнаваемы (оба Новгорода, Казань, Владимир, Смоленск, Псков, Выборг), другие за 200 лет изменились до полной неузнаваемости (Тверь, Орёл, Красноярск, Чита, Томск).

Нижний Новгород в 1806 г. на акварели Мартынова вполне узнаваем:


Нижний Новгород в 1837 г. на картине Чернецова:

Тот же город в 1838 г. нв картине того же автора:

Казань в 1808 на акварели Мартынова:

Казань в 1800-м г.:

Томск в 1806 г. Мартынов:

1805 г., Пермь, Мартынов:

1805, Екатеринбург, Мартынов:

Владимир в 1819 г.:

Другой вид Владимира в 1819-м:

Златоуст в 1819-м:

Смоленск в 1816 г.:

Тула в 1807 г.:

1836 г. Тверь:

Курск в первой половине 19 века:

Астрахань в первой половине 19 века:

Астрахань в 1838 г.:

Новгород в первой половине 19 века:

Троицкий собор Пскова в первой половине 19 века:

Орёл в 1830-е:

1806, Иркутск, Мартынов:

1830 г. Чита:

1841 г. Красноярск:

Якутск в 1844 г.:

Самое фантастическое, что эти башни стоят до сих пор!

1840 г. Рязань, Старобазарная площадь — теперь это место совершенно неузнаваемо:

Старая Ладога в 1833 г., Заболоцкий:

1846, Севастополь, Айвазовский:

Севастополь в 1840-е на рисунке Карло Буссоли:

Тот же автор:

Выборг в 1804 г. на картине Сергеева:

1803 г. Вид Петербурга в день празднования 100-летия города работы Бенжамена Патерсена:

Крупнее
Обратите внимание каким был тогда Исаакиевский собор!

1800 г., Исаакиевская площадь, тот же автор:

Вообще по Петербургу надо сделать отдельный пост, так как таких интересных картин довольно много.
Тем более, будет отдельный пост по Москве.

Архитектура и градостроительство в россии в первой половине 18 века

 

В первой половине столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.


Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.


В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

 

Живопись и скульптура в первой половине 18 века

Скульптура XVIII века.

В первой половине XVIII в. скульптура, не имевшая в России давних традиций, развивалась медленнее других видов изобразительного искусства. Все крупнейшие скульпторы того времени были иностранцами.

Памятник Петру I .В 1716 г. в Россию из Парижа приехал итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744) — архитектор и скульптор. В 1723— 1729 гг. он создал замечательный бюст Петра I, передающий волевой и страстный характер императора-преобразователя. Известны и другие скульптурные портреты Петра и его приближённых работы Растрелли. Конный памятник императору (1720— 1724 гг.), отлитый в бронзе после его смерти, по указу Павла I был установлен в 1800 г. у ворот Михайловского замка в Петербурге.

Императрица Анна Иоанновна с арапчонком.Позже, в 1732—1741 гг., Б. К. Растрелли создал скульптурную группу, изображающую императрицу Анну Иоанновну с арапчонком в натуральную величину. Автор противопоставил монументальную фигуру императрицы и изящную, лёгкую, переданную в движении фигурку мальчика-пажа. Современному зрителю такое сопоставление кажется карикатурным, но оно не было направлено на осмеяние царствующей особы. Напротив, оно подчёркивало в духе барокко идею величия монарха. Во второй половине XVIII в. в России появились свои мастера, получившие образование в Академии художеств и за границей.

 

Живопись. Первыми крупными русскими портретистами были Иван Никитич Никитин (ок. 1690—1741) и Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701—1739). По своей биографии, по характеру деятельности они типичные представители трудовой интеллигенции первой четверти 18 века.

Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. В 1716 г. он был послан Петром I в Италию с целью завершения его профессионального образования; по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист.

Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества — портрет Петра I (1721; Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития. Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики. Лучше, чем где-либо в другом современном портрете, передано здесь своеобразие той бурной эпохи: в Петре I ощущается суровая воля, направленная на служение интересам государства и способная в то же время в достижении своей цели прибегать к угнетению и насилию. Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. Композиция проста, отсутствуют столь обычные для европейского парадного портрета того времени символические аксессуары, все внимание сосредоточено на лице Петра. Это и естественно: в России еще не сложился в эти годы помпезный и парадный быт евролеизированной крепостнической деспотии.

И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е гг. Ленинград, Русский музей.

К числу лучших произведений Никитина относятся также хранящиеся в Русском музее портреты: «Напольный гетман» (1720-е гг.), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726). В портрете напольного гетмана Никитиным создан цельный образ, не менее ярко, чем образ Петра I, выражающий суровый дух времени. В мужественном, несколько мрачном обветренном лице с темными глазами, в широких скулах и нависших седых бровях, в напряженных мускулах рта чувствуется сильный характер, яркий темперамент, подчеркнутый горением розовых, красноватых и золотисто-желтых тонов. Очень метко схвачено художником выражение сосредоточенной, недоверчивой настороженности, застывшее на лице гетмана.


Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *