Что такое десятинная церковь – Десятинная церковь Достопримечательности — Киев, которого нет — Десятинная церковь
Десятинная церковь в Киеве (989-969) — история строительства, интересные факты, фото
Большинство архитектурных памятников напрямую связаны с различными важными событиями. Десятинная церковь в Киеве — это первый христианский храм древней Руси, сделанный из камня. Собор Пресвятой Богородицы был построен в скором времени после крещения князя Владимира. Сооружение было самым большим и величественным на тот момент.

Описание архитектурного шедевра
Для строительства Десятинной церкви князем Владимиром были приглашены лучшие мастера из Византии. Вместе с ними пришла мода на подражание византийским храмам, то есть на возведение крестово-купольных построек. Шестиярусный собор украшали 5 куполов, а также галереи с 3 сторон, в которых находились различные помещения.
При раскопках первой каменной церкви на Руси археологи находили элементы, которые свидетельствовали о довольно богатом внутреннем убранстве. Например, к ним можно отнести:

- Части фресок.
- Куски мрамора.
- Отдельные элементы мозаики.
- Яшму.
- Порфир.
- Ценные породы дерева.
Внутри церкви было большое количество старинных икон, крестов, а также сосудов из Херсонеса. В качестве подарка Владимир передал мощи святого Климента — христианского великомученика и проповедника I века н. э.

Десятичная церковь ещё называется храмом Успения Пресвятой Богородицы (официальное название). О монастыре упоминается в различных старинных документах, рукописях и архивах. Несмотря на огромное количество разных источников, ни в одном из них нет изображения, показывающего внешний вид церкви, поэтому можно только предполагать, какой она была, основываясь на археологических находках. Большинство историков и археологов считают, что церковь Успения Пресвятой Богородицы (989−996) полностью соответствовала архитектурным взглядам византийских мастеров.
Также учёные предполагают, что рядом с основным зданием были покои киевской знати, а также дворец князя. Довольно близко находился международный рынок, который располагался на площади под названием Бабий торжок.
Интересные факты и теории
Сейчас есть несколько интересных теорий, которые связаны с церковью. Одна из них рассказывает о кафедральном соборе как о символе православного мира. Если верить этим источникам, в то время святое церковное строение имело важнейшее значение и занимало особое место в культуре древних славян.

Оно находилось на киевской горе, откуда хорошо было видно Подол, Лукьяновку, Левый берег, Львовскую площадь, а также другие интересные места современного Киева.
Точно известно, что Десятинная церковь была посвящена Пресвятой Богородице, но невозможно сказать дате смерти (Успению) или рождения (Рождеству). Название Десятинная появилось из-за того, что князь тратил десятую часть всех доходов на её строительство и содержание.
Другие интересные факты:

- В народе храм святой Богородицы называли «мраморным». Всё дело в том, что фасады были покрыты многочисленными мраморными элементами, а полы — геометрическими рисунками из отдельных разноцветных мраморных кусков.
- Основан собор «на крови» русских мучеников. Первыми стали Иоанн и его отец Фёдор. Это было родовое захоронение.
- Десятинной храм стал последним пристанищем для князя Владимира и его жены Анны. Сюда же заложили чудотворные мощи княгини Ольги.
- Пётр Могила посадил липу в память о возрождении церкви. Она растёт по сей день.
Большинство историков уверены, что первая каменная церковь является монументальным сооружением, которое способствовало развитию христианской религии. Это было началом массового перехода от язычества к православию.
Технология строительства
Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.

Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.
Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.
К большому сожалению, от величественного храма ничего не осталось, только картинка. Учёные смогли найти лишь небольшие части фундамента этой церкви.
Исторические сведения о п
Десятинна церква — Вікіпедія
Десяти́нна це́рква, або Це́рква Успіння Пресвято́ї Богоро́диці — християнська церква, зведена на Старокиївській горі в Києві в 989—996 роках. Присвячена Успінню Пресвятої Богородиці. Вважається першою кам’яною церквою Київської Русі. Церкву зруйновано під час монгольського штурму Києва 1240 року. Залишки фундаменту Десятинної церкви разом із містом Володимира є пам’яткою національного значення.[1] Розташовувалася біля міських воріт.[2]
Фрагмент фрески Десятинної церквиСпоруджено Десятинну церкву в 989—996 роках на території Київського дитинця князем Володимиром Святославичем, який на її побудову та утримання виділив десяту частину своїх прибутків — десятину, звідки й походить назва церкви.
Десятинна церква була хрестовокупольним шестистовпним кам’яним храмом. На початку XI століття постраждала від великої пожежі. Згодом її відбудували та оточили з трьох боків галереями. Десятинну церкву оздоблювали мозаїки, фрески, різьблені мармурові та шиферні плити. Ікони, хрести та церковний посуд було привезено з Корсуня. Окрім головного престолу, церква мала ще два приділи — святих Володимира та Миколая.
У Десятинній церкві містилася княжа усипальниця, де поховано Володимира Святославича та його дружину — візантійську царівну Анну. Сюди було перенесено з Вишгорода прах княгині Ольги.
Мозаїка підлоги церквиУ період феодальної роздробленості Русі церква часто страждала від князівських міжусобиць. Так, у 1169 році Десятинну церкву пограбували війська Андрія Боголюбського, а в 1203 року — Рюрика Ростиславича. 6 грудня 1240 року орди хана Батия, захопивши Київ, зруйнували Десятинну церкву. Коли місто було цілком захоплене монголами, в храмі сховалися останні оборонці міста, які разом із церковнослужителями чинили запеклий опір чужинцям. Від ударів потужних стінобитних машин стіни церкви обвалилися, поховавши під собою киян. Майже два століття вона перебувала в руїнах, на яких було збудовано невеличкий дерев’яний храм Миколи Десятинного. Деякі, вцілілі на той час, частини храму були використані для будівництва римо-католицького кафедрального костелу на Подолі. [3]
У «Списку міст руських далеких і близьких» (1390-ті) вказується, що «святая Богородиця десятинная, камена, была о полутретьятцати версѣх».
Дослідження та реконструкції[ред. | ред. код]
XVII—XVIII століття[ред. | ред. код]
Десятинна церква, відновлена митрополитом Петром МогилоюРозкопки руїн храму почалися в 30-х роках XVII століття з ініціативи митрополита Петра Могили. Біля однієї із вцілілих прибудов було влаштовано невелику церкву на пам’ять по зруйнованій святині. У ній зберігалася візантійська ікона Святого Миколая, привезена з Корсуня князем Володимиром.
Пізніше Петро Могила знайшов у руїнах саркофаг князя Володимира і його дружини Анни. Череп князя поклали в церкві Преображення Господнього (Спаса) на Берестові, потім його перенесли до Успенської церкви Києво-Печерської лаври. Кість і щелепу передали до Софійського собору. Все інше знову поховали. За заповітом Петро Могила залишав на відновлення Десятинної церкви тисячу золотих.
1758 року церква потребувала відбудови, яку було проведено за наглядом монахині Флорівського монастиря Нектарії Долгорукої. Знову знайшли й перепоховали саркофаги.
XIX століття[ред. | ред. код]

1824 року митрополит Євгеній Болховітінов доручив розчистити фундамент Десятинної церкви археологу К. А. Лохвицькому, а 1826 року — Єфімову. Були знайдені залишки мармуру, мозаїки, яшми. Розкоп залишили без охорони і його почали розкрадати. 2 серпня 1828 освятили початок будівництва нової церкви. За конкурсом, в якому також брав участь А. Меленський, будівництво нової церкви доручили петербурзькому архітекторові В. П. Стасову. Будівництво нового храму в імперському, візантійсько-московському стилі, що не мав нічого спільного з первісною будовою, коштувало понад 100 тисяч рублів золотом. Іконостас склали з копій ікон іконостасу Казанського собору в Санкт-Петербурзі, створених художником Володимиром Боровиковським. 15 липня 1842 року нову Десятинну церкву Різдва Пресвятої Богородиці освятили митрополит Київський Філарет, архієпископ Житомирський Никанор і єпископ Смоленський Йосип.
Декілька цеглин Десятинної церкви було закладено 31 липня 1837 року у фундамент Червоного корпусу Київського університету, що мало символізувати зв’язок Київського університету Св. Володимира з просвітницьким спадком князя Володимира як Хрестителя Русі.
XX століття[ред. | ред. код]
Десятинна церква, 1911 рік Фундамент Десятинної церкви1928 року Десятинну церкву, як і багато інших пам’ятників культури і мистецтва дорадянського періоду, було знищено радянською владою. У 1938—1939 роках експедиція Інституту історії матеріальної культури АН СРСР під керівництвом Михайла Каргера провела фундаментальне вивчення залишків всіх частин Десятинної церкви. Під час розкопок віднайшли фрагменти мозаїкової підлоги, фрескового й мозаїчного прикрашення храму, кам’яні гробниці, залишки фундаментів і подібне. Поруч з Десятинною церквою були знайдені руїни князівських палаців й помешкань бояр, а також ремісничі майстерні й численні поховання IX—X століття. Археологічні знахідки зберігаються в заповіднику Софійський музей, в Національному музеї історії України.
Збережені під землею фундаменти первісної Десятинної церкви свідчать про те, що будова була тринавна, з широким оперізуванням навколо, проміжного характеру між базилікою і центральним типом. План і врятовані деталі свідчать про мистецтво Херсонеса і ранню добу візантійського стилю.
26 листопада 1996 року Національний банк України ввів в обіг дві ювілейні монети «Десятинна церква» зі срібла та мідно-нікелевого сплаву, присвячені 1000-річчю з часу спорудження Десятинної церкви в Києві — першого кам’яного храму Київської Русі.
XXI століття[ред. | ред. код]
З липня 2005 року архітектурно-археологічною експедицією Інституту Археології НАН України під керівництвом Гліба Івакіна спільно з дослідниками з Санкт-Петербурга (зокрема Ермітажу) та за допомоги студентів історичних факультетів України проводяться археологічні дослідження фундаментів Десятинної церкви на глибині близько 2-х метрів та частини оборонного рову з залишками дерев’яних конструкцій. Незважаючи на відсутність фінансування археологічні дослідження не припинялися. На теперішній час досліди ще не завершено[джерело?].

3 лютого 2005 року Президент України Віктор Ющенко дав завдання Київській міській державній адміністрації відновити Десятинну церкву, для чого передбачалося виділити з бюджету близько 90 млн гривень[4].
- Про майбутню музеєфікацію церкви Богородиці Десятинної у Києві. В. К. Козюба, Спілка археологів України[недоступне посилання з травень 2019]
- Скарб з руїн Десятинної церкви. С. І. Климовський (рос.)
- Кафедральний собор в Києві: минуле, сьогодення і майбутнє. Олег Степанов(рос.)
- Комплекс монументальних споруд кінця X століття на Старокиївській горі: археологічний, історико-архітектурний і містобудівний аспекти. Д. Д. Йолшин (рос.)
- Тривимірна модель Десятинної церкви (1,33МБ)[недоступне посилання з липень 2019]
- Десятинна церква в Києві. Н. Реріх, 1909 (рос.)
- Мати церков руських Десятинна церква в Києві. Архієпископ Димитрій (Рудюк). Архівовано.
- Сайт Різдва Пресвятої Богородиці Десятинного монастиря
- Громадськість проти рейдерського захоплення фундаменту Десятинної церкви
- 10 питань про Десятинку. Ігор Луценко, LB.ua, 10.06.2011
- Міфи і правда про Десятинну церкву. Олексій Комар, Історична правда, 02.03.2011
- Як зробити супер-музей із Десятинки. Досвід Кракова і Парижа. Олександр Зінченко, Київ, 16.06.2011
- Музей історії Десятинної церкви
- Музей історії Десятинної церкви, 03.10.2013
- Від посади відсторонено директорку музею історії, яка бореться проти МАФу “Десятинний монастир”. https://religionpravda.com.ua/. Релігійна правда. 2019-11-12. Процитовано 12 листопада 2019.
- Анисимов А. Л. Скорбное бесчуствие. — К. : Tabachuk Ltd., 1992. (рос.)
- Ёлшин Д., Ивакин Г. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митрополита Петра Могилы (история, археология, изобразительные источники). — С. 109. (рос.)
- Завалій В. Є. Десятинна церква у Києві // Енциклопедія сучасної України : у 30 т / ред. кол. І. М. Дзюба [та ін.] ; НАН України, НТШ, Координаційне бюро енциклопедії сучасної України НАН України. — К., 2003–2019. — ISBN 944-02-3354-X.
- Івакін Г. Ю. Десятинна церква // Енциклопедія історії України : у 10 т. / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України. — К. : Наук. думка, 2004. — Т. 2 : Г — Д. — С. 370. — 518 с. : іл. — ISBN 966-00-0405-2.
- Київ: енциклопедичний довідник / за ред. А. В. Кудрицького. — К. : Гол. ред. Української Радянської Енциклопедії, 1981. — 736 с., іл.
|
Десятинная церковь Достопримечательности — Киев, которого нет — Десятинная церковь
Десятинная церковь. Вид с Подола. Фотография 1980-го года
История Десятинной церкви. Согласно летописям и данным историков, сооружение церкви началось в конце 980-х годов и было завершено в 996-м году, во времена правления князя Владимира Святославовича. Церковь имела типичный экстерьер в Византийском архитектурном стиле, интерьер был богато украшен фресками и мозаиками. Десятинная церковь в Киеве была построена недалеко от, предполагаемого месторасположения детинца – княжеского дворца и сопутствующих строений. Название «десятинная» получила в связи с тем, что князь Владимир выделил на строение церкви десятую часть своих доходов. Также, черковь именовали, как «мраморную» в связи с обилием мрамора в интерьере храма, кроме того, в древних летописях Десятинная церковь фигурирует, как церковь Пресвятой Богородицы.
Десятинная церковь была освящена дважды – первый раз сразу же после завершения строительства, второй раз – в 1039-м году, во времена правления Ярослава Мудрого. В Десятинном храме был захоронен князь Владимир с его женой, братья князя Владимира, с Вышгорода были перенесены останки княгини Ольги.
Десятинная церковь на старинной фотографии 1880-го года
Первая незначительная реконструкция Десятинной церкви проходила во второй половине 12-го века. В 1240-м году Десятинная церковь была практически полностью разрушена вошедшими в Киев ордами Хана Батыя и с этим событиям связана еще одна трагическая история Киева. Во время жестокой резни в Киеве, устроенной татаро-монголами, множество киевлян попыталось укрыться в Десятинной Церкви и на ее сводах. Под натиском людей церковь не выдержала и рухнула, погребя под собой киевлян.
Десятинная церковь на дореволюционной открытке
Уже в конце 17-го века начались первые археологические раскопки Десятинного храма, за инициативы митрополита Петра Могилы. Тогда были найдены гробницы с мощами Владимира Великого и его супруги, и Петр Могила завещал после смерти 1000 золотых на восстановление Десятиной церкви. Большинство остатков фундамента храма, а также план его постройки, как и часть внутренних фресок и мозаик, были найдены в первой половине 19-го столетия.
Первый храм появился на месте бывшей Десятинной церкви в 1635-м году, инициатором возведения которого был Петр Могила. Это была маленькая церквушка, именовавшаяся, как Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. После многочисленных археологических раскопок в начале 19-о века, было принято решения полностью отстроить Десятинную церковь в Киеве, на месте ее старого фундамента. Первый камень в строительство нового храма заложили в августе 1828-го года, а завершено оно было в 1842-м году. Десятинная церковь была отстроена согласно старым планам, но ее облик лишь частично отвечал виду первоначальной церкви. Новая Десятинная церковь была сооружена в византийско-московском стиле. Этот храм был полностью уничтожен коммунистами в 1928-м году, оставив нам опять лишь фундамент храма.
Фотография Десятинной церкви 1912-го года
На сегодняшний день уже несколько лет ведутся споры о новом сооружении и возрождении славы Десятинной церкви. Представители Украинской Православной церкви Московского патриархата неоднократно намеревались возвести на бывшем фундаменте Десятинной церкви Киева новый храм, но эта идея не имела поддержки как со стороны археологов, так и общественности.
Фундамент Десятинной церкви на Старокиевской горе
Воссоздание Десятинной церкви: «Дело сие угодно Богу»
Наш собеседник – монахиня Елена (Кругляк), руководитель творческой мастерской Синодального отдела УПЦ по архитектуре, строительству и охране памятников церковной архитектуры, главный архитектор проекта возрождения Десятинного храма и музеефикации его древних аутентичных остатков.
***
Десятинная церковь – храм Пресвятой Богородицы
Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз.
Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна.
Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора.
Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется.
Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.
Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман
Кроме того, Десятинный собор был княжеской усыпальницей. Когда князь Владимир упокоился, его мощи в саркофаге стояли посреди этого храма вместе с останками его супруги византийской царевны Анны. Туда были перенесены мощи и княгини Ольги, бабушки князя Владимира. И иных княжеских останков там находилось множество – Десятинная церковь была первой усыпальницей киевских князей, как впоследствии стал усыпальницей русских государей Архангельский собор Московского Кремля.
Эта церковь была свидетельством симфонии государственной и церковной власти, демонстрацией принадлежности Киевской Руси христианству. Она была символом того, что новое государство приняло Христа и теперь уже видит свое будущее с Ним.
Десятинный храм был построен византийскими мастерами, по летописному свидетельству, выходцами из Греции. Он был богато украшен мраморными деталями и благодаря этому даже назывался «мраморяный» храм.
Трогательны слова молитвы-обетования святого равноапостольного князя Владимира, произнесенные им при входе в только что построенный храм: «…Аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы». Эти слова все время вспоминаются и побуждают к действию.
Одновременно с Десятинным храмом возвели и новые дворцы. На этом месте был центр государственной жизни. По летописным свидетельствам в Х веке здесь действовал монастырь. Археологические исследования показывают: это интереснейшая, своеобразная, наиболее значимая часть города, его несомненный центр. Наверно и вы, если бывали у нас, видели камень с надписью: «Откуда есть пошла земля Русская».
Наместник нашего Десятинного монастыря архимандрит Гедеон часто говорит: «Когда пришел Антоний Печерский в Киев, где же он молился на богослужениях, где причащался? Конечно же, он бывал в Десятинном соборе». И насельники Киево-Печерской Лавры, преподобные XI, XII, XIII веков, все они видели Десятинный храм, молились в нем. Значение этого места трудно переоценить.
Десятинный храм в первозданном своем величии простоял до 1240 года, он стал последним оплотом киевлян во время монголо-татарского нашествия и был разрушен ордами хана Батыя. С тех пор он стоял в руинах. Конечно же, мысль о том, чтобы молитвенная жизнь засияла там опять, была чаянием многих людей на протяжении всей истории.
Врисованные очертания фундаментов Десятинной церкви
Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов
Первым известным восстановителем, при котором на месте Десятинного собора возродилась литургическая жизнь, был святитель Пётр Могила. В XVII веке в юго-западной части древнего храма, частично используя руины его стен, он устроил маленький храм с посвящением святителю Николаю.
Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою
Много позже, в 1828 году с высочайшего распоряжения императора Николая I петербургский архитектор Василий Стасов на месте Десятинной церкви запроектировал новый храм в классических формах, который не повторял план древнего. Он был построен на части её фундаментов.
В 1842 году храм был освящен. Но уже менее чем через сто лет, в 1936 году, разрушен богоборческой властью. Кирпич от него пошел на строительство возведенной рядом школы № 25.
Десятинная церковь в XIX веке
Нужно сказать, что со времени своего разрушения и до сего дня древние остатки Десятинной церкви неоднократно исследовались. При святителе Петре Могиле были проведены первые раскопки. В XIX веке исследования продолжили археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, потом петербуржский архитектор Николай Ефимов. Им же принадлежит и первая фиксация памятника. Это было в 20-е годы XIX века, тогда на месте разрушенного храма ещё много чего оставалось.
Вообще говоря, научные исследования остатков Десятинного храма были в археологии флагманскими и играли большую роль в развитии этой науки. Это касается и исследований XX века, когда реставратор Дмитрий Милеев впервые произвел профессиональную фиксацию остатков восточной части древнего храма. А после разрушения стасовского храма остатки Десятинной церкви глубоко исследовал археолог Михаил Каргер.
В 80-е годы на поверхности земли была сделана трассировка камнем очертаний фундаментов древнего храма. И мы знаем множество примеров, когда люди приходили и поодиночке, и группами, и молились тут о возрождении этой славной древней святыни.
Так что чаяние воздвигнуть и возродить Десятинный храм – это не идея сегодняшнего дня. Это не сиюминутное желание какой-то группы людей, отдельной общины или какое-то амбициозное стремление архитекторов и строителей. Это чаяние всей полноты Православной Церкви. И оно было и будет до тех пор, пока Десятинный храм Пресвятой Богородицы вновь не обретет свое должное значение. Это было и будет. Святыня не может находиться в мерзости запустения.
Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман
«Дело сие угодно Богу…»
Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова стал знаковым в истории этого места. Тогда президент Леонид Данилович Кучма издал указ о возрождении Десятинной церкви, учитывая её исключительное значение для Украины наряду с Успенским храмом Киево-Печерской лавры, Михайловским Златоверхим монастырем. Но дело не двинулось, не перешло в практическую плоскость. Усматриваю в этом промысел Божий, уготовивший этой святыне быть возрожденной в свое время.
Тогда же, в 2000 году нам довелось встретиться с Блаженнейшим Владимиром. Прозорливый старец выслушал нас, достал иконы Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской и говорит: «Дело сие очень угодно Богу и Пресвятой Богородице, но оно такого масштаба, что сама только Пресвятая Богородица знает, как это сделать, и может это организовать. Поэтому вручаю ваше желание Ей». И раздал нам маленькие такие иконочки. Эта иконочка до сих пор у меня есть.
В 2005 году Блаженнейший Владимир благословил архимандрита Гедеона заниматься возрождением Десятинного храма, чтобы снова зажечь лампаду любви в этой святыне.
Блаженнейший Владимир благословляет проект музеефикации Десятинного храм
Знаменательно, что в 2005 году было получено разрешение районных властей на установку часовни прямо на фундаменте Десятинной церкви. А когда пришли в главное управление охраны памятников, то его глава сказал: «Подождите, там ставить нельзя, там же будут раскопки, и вы потом будете мешать. А когда будем восстанавливать большую церковь, эту маленькую – что, ломать? Нет, вы должны быть рядом и помогать нам молитвенно».
Собственно говоря, место, где сейчас стоит малая церковь Десятинного монастыря, он нам и указал, но оказывается, это место выбрал Бог. Потому что потом прихожане, живущие рядом, рассказывали, что еще до установки храма-скинии птицы удивительно настойчиво, восьмерками летали вокруг этого места…
Установлен малый храм был в 2006 году на Пасху, а в пятницу на Светлой седмице, 28 апреля в нем явилась Пресвятая Богородица.
Служба уже закончилась, к отцу Гедеону как раз пришли поддержать его друзья-священнослужители из Ильинской церкви. Они стояли на улице, а две женщины-прихожанки молились в храме. Зайдя в храм, священнослужители почувствовали трепет и узнали от женщин, что только что в храм зашла Пресвятая Богородица. Царица Небесная остановилась у центрального аналоя, с воздетыми руками молилась и потом через открытые царские врата зашла в алтарь.
У шестерых священнослужителей сами собой текли слезы; благодать была ощутима физическим образом. Явление Пресвятой Богородицы очень укрепило общину и по сегодняшний день вселяет уверенность в том, что молитвами Пресвятой Богородицы невозможное человеку совершит Бог.
В 2009 году Священный Синод УПЦ издал указ об образовании Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
Существующий храм Десятинного монастыря
Наша работа опирается на исследования
В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.
В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию [1] Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.
Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.
Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».
Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.
Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.
Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.
Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.
В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.
Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.
Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман
Храм над музеем: как это сделать
Остатки древнего храма находятся сейчас ниже поверхности земли, поэтому помещение музея будет в стилобате. Туда смогут заходить посетители, там можно будет вести постоянные лекции для студентов и школьников. Паломники и туристы будут осматривать остатки Десятинной церкви со специальных мостиков, а к самим остаткам получат непосредственный доступ лишь ученые, для работы которых в музее будут созданы все условия.
На опорах запроектирована железобетонная плита. Она рассчитывается таким образом, чтобы наверху было возможно возведение храма такого же по размеру, как Десятинная церковь эпохи князя Владимира.
Как уже говорилось, в пятне Десятинного храма выявлены места, где мы можем ставить опоры безболезненно для культурного слоя. Существующие сейчас технологии позволяют делать это совершенно безопасно. В качестве опор-колон планируется применить буронабивные железобетонные сваи глубиной двадцать метров в обсадных трубах. По действующим строительным нормам их применение допустимо в условиях близкого расположения памятников, оно совершенно не вызовет подвижки грунта. И это не какая-то новая технология – она опробована десятилетиями. Любой конструктор скажет, что уже в пятидесяти сантиметрах от места установки этой сваи никаких подвижек грунта нет, а значит, обеспечивается сохранность древних остатков Десятинного храма.
Схема расположения опор сделана так, чтобы пространство музея было как можно более свободным. Сейчас мы вооружены такими научными возможностями, что все нагрузки заранее рассчитываются. Остатки фундаментов Десятинного храма – памятник национального значения и все работы здесь проводятся исключительно с научным сопровождением.
Для воплощения проекта в жизнь будет важен выбор высококлассной подрядной организации, непосредственного производителя работ. Ответственность колоссальная. Этот вопрос в будущем потребует детальной проработки.
Хорошо, что мы с вами живем в XXI веке. По результатам археологических раскопок в Х веке строители Десятинной церкви, когда столкнулись с такими грунтами, как в Киеве, подкладывали под фундаменты деревянные лежни, их крепили деревянными же колышками. Это нам сейчас понятно – чтобы навредить памятнику, ничего хуже и придумать нельзя: дерево гниет, потом образуются пустоты, и, естественно, просадка неизбежна…
В настоящее время накоплен неоцененный опыт музеефикации археологических памятников. Из мировых аналогов, на которые мы ориентируемся, наиболее, на наш взгляд, удачный и современный – это археологический музей Акрополя в Афинах.
Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман
Реконструкция, реплика, воссоздание
Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения. Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.
Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.
Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…
Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.
Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.
Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?
И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».
Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.
Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.
Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.
Один из проектов Десятинного храма
Дело жизни
Для себя поняла, что возрождение Десятинного храма – это дело жизни. Это будет плод общих, соборных усилий – творческих и научных работников, историков, византологов.
В своё время на музеефикацию выделялись государственные деньги. Сейчас с инициативой возрождения храма выступает община. Проект не будет делаться за государственные деньги, не такое сейчас положение в стране. Наверное, в этом есть воля Божия, чтоб от любви к Пресвятой Богородице, от великого желания послужить Богу свершилось делание сие…
Когда-то на Десятинный храм князь Владимир давал десятину своих доходов. Представляете, с каким чистым сердцем, от какой любви к Богу он делал это. Поэтому мое личное мнение, что финансово поучаствовать в этом деле – большая честь. Естественно, это всенародное дело, надо будет собирать народные деньги. Каждый желающий сможет быть соучастником этого процесса.
Если же говорить о храме… Наверно царь Соломон был бы потрясен возможностями сегодняшнего храмостроительства и тем, какие материалы можно применить. Мы стараемся максимально использовать все достижения науки. Ведь сейчас изучено многое, в том числе те памятники, которые были созданы в одну эпоху с Десятинной церковью и до неё.
Для работы над проектом надо изучить всю полноту наследия, которое только могли видеть строители Десятинного храма в X столетии, а также более поздние храмы, образцами для которых стал Десятинный собор после своего возведения. Раньше ведь очень сложно архитектору было одновременно посмотреть и изучить храмы в Константинополе, Греции, Болгарии. Сейчас такая возможность есть.
Вопрос музеефикации и возрождения Десятинного храма надо решать в комплексе с изучением и музеефикацией прочих сооружений города Владимира.
Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман
Всему свое время. Считаем, это промыслительно, что Десятинный храм не был восстановлен раньше. Наверное, ещё не были к этому готовы. Ни духовно, ни технически.
Возрожденный Десятинный храм станет плодом совместных усилий Церкви, государства, зодчих, деятелей науки и искусства, музейных работников, а главное всех молящихся за успех этого Дела, угодного Богу. Ведь самое главное – вместе с постройкой стен наполнить их горящими ко Господу сердцами, жаждущими просвещения, соединения с Богом и прощения прегрешений. Считаем эту свою работу лептой в достижении мира на нашей Украинской земле.
[1] В современной архитектурной практике – восстановление какого-либо объекта с утверждением заново его ценности, ее переосмыслением и актуализацией.
У Бога тысяча лет как один день…
Архимандрит Гедеон (Харон)
Слово наместника Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харона):
В тысячелетнюю годовщину блаженного успения равноапостольного великого князя Владимира мы приносим Бескровную Жертву на том месте, где святой Владимир некогда воздвиг во имя Пресвятой Богородицы первый в Киевской Руси кафедральный собор – Десятинную церковь.
Летописец свидетельствует о молитве святого князя, с которой он вошел в построенный храм:
«Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград Свой, и сверши, еже насади Десница Твоя, люди сия новые, им же обратил еси сердца в разум, познати Тебе истиннаго Бога; и призри на церковь сию, юже создах недостойный раб Твой, во имя родшия Ти Матери и Приснодевы Марии Богородицы; и аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы».
У Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет… Прошло более тысячи лет с тех пор, как после Крещения Руси родилась новая Церковь Христова на небесном своде, и святой князь Владимир воздвиг кафедральный собор в честь Пречистой Богородицы. И сейчас Церковь небесная и Церковь земная в этом торжестве собираются воедино.
Патриарх Иерусалимский, обращаясь ко мне, настоятелю Десятинного храма, сказал: «Город Киев – второй Иерусалим. Он тоже стоит на семи холмах. Как в Иерусалиме величайшие святыни это Гроб Господень и Голгофа, а все остальные святыни соединяются с ними историей и благодатью, так и во граде Киеве величайшая святыня – Десятинный храм Пресвятой Богородицы». Ведь он был построен на месте, где впервые на славянской земле была пролита кровь за Христа святыми первомучениками Феодором и сыном его младенцем Иоанном. И как на горе Синай было дано законодательство еврейскому народу, так и отсюда, со Старокиевской горы, места, «откуда есть пошла земля русская», свет Христовой истины, свет Святого Евангелия распространился от юга до севера и от запада до востока во все уголки Древней Руси, туда, где ныне простираются Украина, Россия, Белоруссия.
Без прошлого нет будущего
Это место не должно находиться в мерзости запустения. По словам блаженной памяти блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, по благословению которого начался процесс возрождения Десятинного храма: «…лампада божественной любви на этом месте вновь зажжена». И ее огонь нужно поддерживать. Нам надо просвещать народ Божий относительно исключительной роли Десятинного храма в истории. Необходимо объединять наши усилия для возрождения этой святыни.
Возрождение во всех смыслах этого слова уже началось: на этом месте идет молитва, совершаются таинства. Об успехе этого делания молится и благословляет его митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, поддерживает вся полнота Православной Церкви. Тут должны постоянно возноситься молитвы за наш народ, за нашу Православную Церковь, за мир на нашей земле и во всем мире.
И конечно, на этом святом месте с особой торжественностью и трепетом воспоминаем успение святого равноапостольного князя Владимира. Тут он жил, тут воздвиг свое детище – храм в честь Пречистой Богородицы. Именно в этом храме находились мощи святого князя после его успения.
Десятинный храм Пресвятой Богородицы – мать церквей русских
Мы не можем быть иванами, не помнящими родства. Ибо без прошлого нет будущего. Пятая заповедь Господня гласит: «Почитай отца твоего и мать твою и благо ти будет, и долголетен будеши на земли».
Десятинный собор Пресвятой Богородицы – мать церквей русских. И мы должны воздать ему должное почтение, ведь он был разрушен богоборческой властью и находится в запустении. Именно сейчас Десятинный храм Пресвятой Богородицы нуждается в нашей помощи. Трудно переоценить важность этого делания.
Пришло время всем нам позаботиться о матери церквей русских – доме Пресвятой Богородицы. А Пресвятая Владычица наша Богородица позаботится о верных рабах Господа нашего и Ее Матерними молитвами воцарится мир на земле нашей.
Возрождение нашего первого кафедрального собора Древней Руси важно для утверждения православной духовности и объединения восточнославянских народов вокруг Евангельских истин. Тем более это важно сейчас, когда идет война на Украине.
Как некогда горели в огне междоусобиц разрозненные славянские княжества, так и сейчас подвергаются подобному же разделению наши народы. И именно собор Пречистой Богородицы, воздвигнутый святым князем Владимиром, сейчас, как и тогда, может и должен стать объединяющим символом для наших народов.
ПРАВМИР
Десятинная церковь: символ святости

12 мая 996 года в Киеве освятили Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси
Владимир Лактанов

Картина «Закладка Десятинной церкви». Художник Василий Верещагин
Ее заложил, тратил средства на ее содержание и завещал упокоить себя в ней сам князь Владимир. Десятинная церковь была первым каменным храмом Руси. Она не пережила монголо-татарского нашествия, но осталась в народной памяти символом русского благочестия и святости.
Строительство
Каменную церковь во имя Успения Богородицы (ученые спорят о том Успению ли она была посвящена) князь Владимир построил на месте убиения варягов Феодора и Иоанна — христиан, ставших жертвами язычников. Возводить церковь стали при помощи греческих мастеров, украсили ее «серебром и златом», положили на нее много мрамора — и трудились над ней, как гласит летопись, пять лет.
По свидетельству летописца, когда строительство завершили, Владимир выделил на содержание нового храма десятую часть своих доходов — десятину, от которой и сама церковь стала именоваться «Десятинной». Управлять ею было поручено Анастасу Корсунянину — человеку, который, как полагают некоторые историки, лично крестил князя. Именно этому священнослужителю также приписывают решающую роль во взятии Владимиром Корсуни (Херсонеса). Во время осады города Анастас, служивший в одном из косруньских храмов, послал через стены стрелу к русскому князю — на стреле было начертано послание о том, как взять город: «Перекопай и останови воду, которая идет из колодцев, которые за тобою с востока». По легенде, Владимир сделал, как было указано, и публично пообещал: «Если сбудется это — крещусь!».
Когда Херсонес был взят, Анастас уехал в Киев в свите Владимира. Сделавшись экономом в Десятинной церкви, он по факту стал руководить молодой русской церковью вместо Киевского митрополита – тот подолгу отсутствовал, бывая в Византии.
В древнем Киеве Десятинная церковь играла роль кафедрального собора. В этом качестве ей и место отвели почетное: археологические исследования показывают, что расстояние между Десятинной и княжеским дворцом не превышало 60 метров.
Святыня
Считается, что первые святыни для Десятинной князь Владимир привез из Корсуни — ими стали мощи святого Климента, папы Римского, и мощи его ученика. «Слово на обновление Десятинной церкви» (11 век) говорит о Клименте, как о первом небесном заступнике земли Русской. Есть свидетельства, что главу святого показывал позже князь Ярослав Мудрый французской делегации, прибывший сватать его дочь Анну Ярославну за своего короля Генриха I.
Позже Десятинная церковь стала княжеской усыпальницей. В ней была погребена византийская супруга князя Владимира Анна (умерла в 1011 году), а позже и сам креститель Руси, отошедший ко Господу в 1015 году. Их останки были упокоен в мраморных саркофагах, стоявших в центре храма, и были утрачены после Батыева нашествия (в начале 17 века было заявлено об обретении саркофага с княжьими останками — однако ученые сомневаются в их подлинности).
Судьба
Судьба первого каменного храма была нелегкой. В 1171 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского в ходе междоусобных войн за киевский престол. Спустя тридцать лет, в начале 13-го столетия, Десятинная вновь подверглась разграблению— на этот раз воинами Рюрика Ростиславовича. Тогда, по летописным источникам, из храма унесли все иконы, кресты и священные сосуды, а монахов и священников перебили.
В 1240 году Киев захватил хан Батый. Десятинная церковь оказалась последним оплотом киевской обороны — внутри нее закрылись горожане, руководил ими местный воевода. Летопись говорит: людей было так много, что здание не выдержало и «от тягости» рухнуло, похоронив под собой не желавших сдаваться киевлян.
Этот храм так и не восстановили. В начале 17-го столетия Петр Могила выстроил на одном из углов фундамента Десятинной небольшой храм — в память о ней. В 19 веке этот храм разобрали при попытке новой реконструкции: на месте Десятинной выросла новая церковь, выстроенная в русско-византийском стиле, она не повторяла оригинальной постройки, более того, для нового храма уничтожили часть оригинального фундамента. В 30-х годах 20 века большевики разобрали его на кирпичи.
Остатки фундамента Десятинной церкви сегодня открыты, их могут посмотреть все желающие.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
Десятинная церковь это что такое Десятинная церковь: определение — История.НЭС
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ
церковь Успения Богородицы в Киеве, построенная в 989–996 гг. Это первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Свое название (Десятинная) она получила потому, что князь выделил на ее содержание десятую часть своих доходов. Она была разрушена во время монголо-татарского нашествия, поэтому о ней можно судить лишь по остаткам фундамента, некоторым элементам декора и по письменным источникам. Это была огром-ная 25-главая шестистолпная церковь, с трех сторон обнесенная пониженными галереями, что придавало облик пирамиды всему храму. Этим она сильно отличалась от византийских храмов, хотя конструктивно она отвечала крестово-купольной системе. Очевидно, в этой «пирамидальности» ощущается наследие еще язы-ческой Руси, уже подготовленной эстетически к принятию нового типа строений. Для Десятинной церкви
также было характерно наличие вместительного поме-щения для готовящихся к крещению (притвор), его удлиненная форма делала храм вытянутым. Церковь была богато украшена. Об этом свидетельствуют со-хранившиеся фрагменты фресок и мозаик, обломки колонн, резных капителей.
Оцените определение:
Источник: Мировая художественная культура. Словарь
Десятинная церковь
одна из первых христианских церквей в Киеве. Вскоре после крещения Руси (988 г.) Владимир решил построить особо богатый храм в честь Пресвятой Богородицы. Из Византии были приглашены мастера. Шесть лет они трудились над постройкой храма. В 996 г. он был освящен. Двадцать пять глав украшали его снаружи, а внутри было множество столпов из мрамора, яшмы, других камней. Владимир отдал в церковь все, что привез из Корсуня (где он сам со своей дружиной принимал христианство): иконы, сосуды, кресты. На содержание церкви князь стал отчислять десятую часть своих доходов, после чего церковь стали называть Десятинной. Вскоре церковь сделалась центром религиозной и духовной жизни новопросвещенной Руси. Предполагают, что здесь началось летописание. Святой Владимир перенес в этот храм нетленные мощи своей бабки княгини Ольги, а также останки мощей святого Климента — папы римского, привезенные из Корсуня, которые до 1240 г. были главной святыней Киева. В Десятинной церкви был похоронен сам Владимир, его жена Анна, их внуки. Во время монголо — татарского нашествия Десятинная церковь была сожжена вместе с находившимися в ней киевлянами. В настоящее время власти Киева приняли решение восстановить Десятинную церковь.
Оцените определение:
Источник: Краткий исторический словарь
Церковная десятина — это… Что такое Церковная десятина?
У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).
Десяти́на (ивр. маасер; греч. δεκάτη; лат. decima) — десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).
Десятина в иудаизме
Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей[1]. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника[2]. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами[3].
Десятина в Западной Европе
История
На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).
Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:
- на построение и украшение церквей;
- на бедных, странников и богомольцев и
- на содержание духовенства.
Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).
В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.
В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.
Десятина в России
Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».
Литература
- Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
- The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago, Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
- Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X—XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)